Хвалынск. Собор Казанской иконы Божией Матери. Воскресенский собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существовавшая ранее Казанская Соборная церковь в г. Хвалынске построена была в 1831 г. на средства прихожан; зданием каменная, теплая. Престолов в ней три: в настоящей – во имя Казанской Божией Матери, в приделах: правом – во имя Архистратига Божия Михаила и левом – во имя св. Благоверного князя Александра Невского. Земли при церкви 840 кв. саж. усадебной. В сем приходе в 1894 г. открыта церковная школа грамоты. Дома у одного священника, диакона и псаломщика – церковные, другой священник и псаломщик живут на наемных квартирах, а один псаломщик живет в своем доме. Благочинный, протоиерей Геннадий Иванович Дроздов, священники Павел Васильевич Ктиторов и Владимир Порфирьевич Дубровин, диакон Григорий Васильевич Соловьев, псаломщики Василий Михайлович Изнаирский, Сергей Андреевич Салтыковский и Алексей Феольский. Приписная к сей церкви кладбищенская Трех Святительская построена в 1840 г. на средства коллежского асессора Василия Попова; зданием церковь каменная. Земли при церкви нет. Приписная к Соборной церкви часовня в память избавления Государя Императора Александра от руки убийцы 4 апреля 1866 г., зданием часовня каменная, покрыта белою жестью. В приходе Казанской Соборной церкви: дворян и других должностных лиц 77 дворов и 309 душ обоего пола; в приходе 1-го священника: купцов, мещан, проч. городских обывателей и раскольников 79 дворов, 358 душ обоего пола; в приходе 2-го священника: купцов, мещан и других городских обывателей 474 двора, 2470 душ обоего пола, а всего 1181 двор, 2735 душ муж. пола, 3023 души жен. пола. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Первым хвалынским культовым зданием, построенным в XIX веке, стала Воскресенская церковь с приделами Архангела Михаила (правый) и Александра Невского (левый). Единственным православным храмом в городе в начале столетия была деревянная Никольская церковь, каменный трёхпрестольный храм было решено строить по инициативе саратовского губернатора П. У. Белякова в 1804 году. Заложено здание было в торжественной обстановке 12 (24) мая 1805 года и строилось восемь лет на средства прихожан. Попечителями строительства были купец Мыльников и владелец кирпичного завода Соляновский, поставлявший строительные материалы.

http://sobory.ru/article/?object=36548

Анализ этих архивных данных приоткрывает нам, что Николай Невский, вероятно, был очень способным учеником и умным человеком. После училища он получил начальную должность псаломщика, а женившись, был рукоположен во диакона - максимум, что положено выпускнику духовного училища. Но уже в 1903 году состоялась его хиротония во священника. И это без семинарского образования! С 1 декабря 1903 года его определили на священническое служение в Казанскую церковь села Собакино Хвалынского уезда - сейчас это село относится к Ульяновской области. Из епархиальных ведомостей тех лет мы также узнаём, что отец Николай нес послушания помощника благочинного и духовника священнослужителей 4-го округа Хвалынского уезда, в 1915-1917 годах был депутатом епархиальных съездов духовенства. Имел он и награды - за особое усердие в деле народного образования. В 1909 году был награжден набедренником. В Собакино священник прослужил до 1917 года, дальнейшая его судьба пока неизвестна. Сведений о семье немного: жена - Татиана Георгиевна Невская, по данным на 1912 год в семье девять детей, из которых шестеро учатся. Один из сыновей в 1916 году окончил по первому разряду Саратовскую духовную семинарию. Все остальные сведения о семье еще предстоит найти в архивах. Что касается Татьяны Георгиевны, мы не можем точно сказать, каково ее происхождение. Как правило, будущий священник женился на дочери священника или диакона, до начала ХХ века это в основном соблюдалось. Интересная деталь: в качестве крестного отца одного из внуков священника Николая Невского указан псаломщик Султанов. Обычно восприемников брали из родственников, поэтому можно предположить, что у гостя из Австралии есть в роду и священники Султановы. Это известная династия нашей епархии. В тридцатых годах ХХ века, во времена большого террора, многие из детей духовенства уезжали, спасаясь от преследований. Дети священника Николая Невского сначала перебрались в Беларусь, потом - на Украину, оттуда - в Европу и в конечном итоге - в Австралию. И вот спустя сто с лишним лет потомок отца Николая ступает по тем же самым половицам, по которым ступал его прадед...

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/04/...

В 1918 году имение было разграблено и национализировано. Церковь в бывшем имении стала использоваться не по назначению, была сильно перестроена: снесен купол, сломана алтарная часть, контрфорсы, замурованы старые и прорублены новые окна, внутри здания появились перегородки. Несмотря на это, графская церковь сохранилась до наших дней. В октябре 2002 года в посёлок Северный из Германии приезжала внучка Александра Медема – Ольга Федоровна Лилиенфельд-Тоаль, после чего было решено восстановить церковь. К 2004 году священник из соседнего села о. Виталий Колпаченко начал проводить службы в храме. 11 ноября 2007 года храм по благословению Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, был освящен иерейским чином. Из книги Алексея Наумова «Земли Хвалынской храмы». Источник: сайт Хвалынского благочиния Саратовской Епархии Имение графа А.О.Медема «Александрия» находилось в северной части Хвалынского уезда. Трижды приезжала на родину предков из Германии внучка графа Ольга Фёдоровна Лилиенфельд-Тоаль. В 2007 году благодаря её стараниям и материальной поддержке была восстановлена церковь во имя Святых равноапостольных Елены и Константина. В 2000 году граф Александр Оттонович Медем был причислен к лику Святых новомучеников. Граф не отрёкся от Бога после многочисленных арестов (умер в сызранской тюрьме в 1931 году). Ещё в 1920-е годы он писал своему сыну Фёдору, оказавшемуся после революции в Германии: «Действительно свободным может быть только человек, глубоко и искренно верующий. Зависимость, которая человека не унижает и не обращает в жалкого раба, а, наоборот, возвышает… Верь твёрдо, без колебаний, молись всегда горячо и с верой, что Господь тебя услышит. Источник: сайт " Новости Радищевского музея "    (Саратовский государственный художественный музей им.А.Н.Радищева) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23230

Звучала духовная музыка, колокольный ансамбль. Романсы Бахметева исполнила певица Ольга Хотеева – уроженка Лысых гор. Главное – энтузиасты получили поддержку Церкви: епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий совершил панихиду по рабу Божиему Николаю (это было первое за семь десятков лет богослужение в стенах Иоанно-Предтеченского храма) – и потом присутствовал на фестивале до конца. Это было в мае прошлого года. В июле, в праздник Рождества святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна владыка Тарасий совершил первую в этих двухсотлетних стенах Божественную литургию. Ну а в мае текущего года Бахметевский фестиваль в Лысых горах с большим успехом прошел второй раз. Что же касается самого храма, то, по словам Елены Семеновой (ныне она – директор некоммерческого культурно-просветительского центра имени Николая Бахметева), сделано уже не так мало. Заложен пролом в стене, укреплена алтарная часть, восстановлена оконная арка, решается самый трудный на сей день вопрос: крыша. Как много можно, оказывается, изменить – в ситуации, которая представляется совершенно безнадежной! Одинокая, но не брошенная Преображенский храм села Новоспасское Третья история – совсем экстремальная. Понятно, что всякий храм находится в городе или селе. Но бывает, оказывается, так, что села уже нет, а храм стоит. Преображенский храм, в приход которого входили села Новоспасское и Варваровка Хвалынского района, стоит один, как воин в поле: от Варваровки и Новоспасского не осталось даже развалин, всё заросло травой. Ближайшее человечье жилье – в семи километрах. А построена была Преображенская церковь в 1843 году – тщанием тогдашнего владельца этих земель князя Николая Оболенского… Мне довелось однажды встречать в этом храме престольный праздник – Преображение Господне: это было настоящее, незабываемое торжество. Хотя и скорбное, конечно. Вокруг сиротствующего храма собрались десятки машин и несколько автобусов. Приехали уроженцы двух сел, их потомки во втором и третьем поколениях, просто люди, которым не всё равно. Благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко совершил Божественную литургию, потом был крестный ход и, конечно, проповедь – о том, что самих себя мы должны преобразить, чтобы преобразилась страна, чтобы не стояли полуразрушенные храмы среди безлюдья.

http://pravoslavie.ru/122180.html

По семейному преданию, предоставленному нам Людмилой Александровной, супругой внука отца Матфея, Виталия Борисовича Сумарокова, в годы Гражданской войны отец Матфей укрывал и белых, и красных. В этот период он неоднократно подвергался арестам, но его освобождали благодаря заступничеству одного советского начальника, которого он спас во время Гражданской войны. Как служитель культа, Матфей Карманов оказался в категории лишенцев: был лишен избирательных прав, продуктовых карточек, обложен повышенным налогом. По воспоминаниям дочери священника Сергия Самуилова, Софии, в смутное время 1922 года, когда инспирированное большевиками Временное церковное управление (ВЦУ) лживо заявляло о передаче ему церковной власти Патриархом Тихоном, отец Матфей примкнул было к «Живой Церкви», но быстро раскаялся и исправил свою ошибку. В историческом исследовании Алексея Наумова «Земли Хвалынской храмы» указано, что после кончины настоятеля Казанского собора Хвалынска священника Евгения Васильевича Пиксанова, который был благочинным хвалынских городских церквей, соборным протоиереем становится отец Матфей Карманов. В соборе он организовал сестричество, которое, в частности, занималось уборкой храма. При храме также была библиотека с церковной литературой, которая распространялась среди прихожан, устраивались чтения. Первоначально сестричество возглавляла учительница Ксения Дмитриевна Петрова. К 1929 году в сестричестве состояло около 15 человек, возглавляемых выборной руководительницей Верой Александровной Агальцевой. Известно, что отец Матфей оказывал материальную поддержку «раскулаченным» крестьянам. 30 августа 1929 года протоиерей Матфей Карманов Вольским окружным отделом ОГПУ был арестован и заключен в Вольский исправтруддом - по подозрению в том, что «он выражал недовольство политикой соввласти и в связи с этим проводил антисоветскую агитацию, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 Уголовного Кодекса». Поводом послужил донос о том, что на Пасху 1929 года отец Матфей в частном разговоре рассказал случай, произошедший с одним комсомольцем; последний оказался в больнице Хвалынска из-за того, что они вместе с товарищами-комсомольцами решили расстрелять икону и одна пуля, срикошетив, попала в стрелявшего. Также в доносе содержались сведения о том, что члены сестричества «поддерживают религию».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Адрес: 412575, Саратовская область, Хвалынский район, село Поповка, улица 60-летия СССР, дом 9 Как добраться: личным автотранспортом по трассе «Саратов-Сызрань» до поворота с указателем «Елшанка»; поездом до станции «Кулатка». Расстояние от Саратова до села Поповка — 250 км. Подробнее... Храм великомученицы Параскевы (Благодатное) [ править править код ] В 1839 году в селе на средства генерал-майора К. Ф. Остина была построена первая церковь, деревянная, холодная, с престолом во имя святой великомученицы Параскевы. Вместо сгоревшей старой церкви в 1901 году была построена новая деревянная церковь великомученицы Параскавы с колокольней. В начале 1930-х годов церковь великомученицы Параскевы была закрыта, в 1936 году разобрана на стройматериалы. 4 января 2017 года благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко в сослужении духовенства благочиния совершил Чин освящения крестов и куполов для строящегося храма. В этот же день состоялось освящение колоколов для звонницы строящегося храма. 7 октября 2017 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения и первую Божественную литургию в новопостроенном храме. Адрес: 412753, Саратовская область, Хвалынский район, село Благодатное, улица Центральная, дом 117а Как добраться: поездом от Саратова до станции Возрождение, от станции Возрождение автобусом до села Благодатное. Расстояние от Саратова до села Благодатное — 260 км. Подробнее... Саратовский район [ править править код ] Храм Преображения Господня (Пристанное) [ править править код ] Каменная церковь с каменной же колокольней была построена в селе Пристанное Саратовского уезда в 1822 году стараниями титулярного советника Григория Игнатьевича Попова. Престолов в ней было два: в честь Преображения Господня и во имя святителя и чудотворца Николая. В штате храма состояли священник и псаломщик. В годы Советской власти храм был разрушен. На месте разрушенной церкви в 1997 году был построен новый храм по проекту архитектора Д. В. Голубинова. В праздник Водвижения Креста Господня, 27 сентября 1997 года приснопамятный высокопреосвященнейший Александр (Тимофеев), архиепископ Саратовский и Вольский (†2003), совершил великое освящение новопостроенного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Саратовская_об...

Православная гимназия во имя святого мученика Александра Медема действует в Хвалынске уже шесть лет. Как же решился отец Виталий взять на себя такую ответственность, взвалить на плечи такой крест? - Осознание того, на что же я решился, пришло позднее... А первоначально родилась устойчивая мысль - открыть в Хвалынске православную гимназию. Я поехал к Митрополиту Лонгину просить благословения. И он сказал: «Благословляю двумя руками, была бы третья - благословил бы и третьей». Я всегда вспоминаю эти слова, когда говорю о создании гимназии, и воспринимаю их действительно как благословение Божие - твердое, крепкое, милосердное, обильное. В гимназии преподается Закон Божий, урок начинается с молитвы, еженедельно совершается молебен святому покровителю Александру Медему; действует его музей. Дети обучаются церковнославянскому языку и церковному пению - хор гимназистов с успехом поет всю Литургию. Когда гимназия только открывалась, решили расти постепенно: набор детей начали с первого класса. Сейчас самые старшие ребята учатся в седьмом классе, среди них, кстати, и старшая дочь отца Виталия - Анна; ее младшая сестра Катя учится во втором. С Богом нет суеты Служение благочинного, настоятеля, заботы о строительстве, попечения директора гимназии, семья и, наверное, много прочего - как все успеть? Как не отчаяться от того, что все успеть невозможно? - Нехватка времени воспринимается трагически не когда что-то откладываешь, потому что нет возможности сделать все сразу, а когда ты теряешь живую связь с Богом. Тогда твоя работа превращается в суету. Господь предостерегает от этого: в молитве, читаемой на восьмой день после рождения ребенка, есть такие слова: «Во еже бегати суеты мира». С Богом нет суеты. Могут быть огорчения, что не успеваешь, но и тут главное - честность, ведь Господу важен мотив человека, его истинная цель, чистота его помыслов. Отец Виталий также рассуждает о том, что усталость усталости рознь. Есть усталость сладкая, когда человек сделал для Господа все, что мог сегодня, и на душе у него мир. А есть усталость иная - по сути, усталость от ненормальной жизни, от жизни вдали от Бога. Если она возникает, это тревожный звонок, это показатель, что не для Бога живешь. Она-то и порождает раздражительность... и ропот. Ропот начинается с обид на окружающих людей: человеку кажется, что его оставили одного, бросили наедине с его трудностями, что никому нет до него никакого дела. Это состояние - состояние острой обиды, воспаленных претензий к ближним - может оказаться страшным, разрушительным для личности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИКСАНОВ ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Владимир Пиксанов. Фото 8 января 1900 года отец Владимир назначен законоучителем Павловского двухклассного училища Министерства народного просвещения. С открытием в Павловке двухклассной церковной школы он преподавал Закон Божий и в ней. 30 мая 1900 года избран помощником благочинного на благочинническом съезде 3-го округа Хвалынского уезда. Благочинный, священник Александр Никольский, отзывался о своем заместителе так: " По должности исправен и благонадежен… Поведения отлично хорошего… Судим и штрафован не был, под судом и следствием не состоял и не состоит " . В клировой ведомости есть запись о том, что отец Владимир " недвижимого имущества не имеет " . 12 марта 1904 года был назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви города Хвалынска , однако после своего прошения оставлен на прежнем месте. К апрелю 1913 года состоял также в должности председателя Хвалынского уездного отделения Саратовского епархиального училищного совета. Отец Владимир неустанно проповедовал. Согласно клировой ведомости Воскресенской церкви, за один 1907 год он произнес 119 поучений. Пользовался высоким авторитетом среди сельчан. К нему обращались, как к человеку образованному и рассудительному. Весной 1918 года в Павловку прибыли несколько красногвардейцев, которые были обезоружены местными жителями. Спустя несколько дней в Павловку был послан карательный отряд красногвардейцев численность около 650 человек, увеличенный потом подкреплением до восьмисот человек, - и начались репрессии. Вечером 2 апреля в дом отца Владимира явилось несколько красногвардейцев, которых отец Владимир напоил и накормил. Поужинав, они объявили священнику, что арестовывают его, и отправили в сопровождении вооруженных людей в 10 часов вечера в здание волостного правления. Что произошло далее - в подробностях неизвестно; известно только то, что отец Владимир часа в три ночи приведен был домой страшно избитый плетями. Дома он пробыл до утра.

http://drevo-info.ru/articles/13674984.h...

Образ прп. Сергия до реставрации Летний дождь шумит там, высоко, в кронах; здесь, внизу, на лесной тропе, его пока будто и нет – листья дубов и кленов служат зонтиками. Тропинку пересекают узловатые корни вековых деревьев. Кричит иволга, трещат дрозды, усердствуют комары. Я оглядываюсь на маленькую белую часовню, которая хранит образ преподобного Сергия, обретенный здесь, в приволжском лесу, чудесным образом – об этом речь впереди. Часовня внизу, на роднике. Возле родника машины, народ, шум – воскресенье сегодня, вот и подались все на природу, и уж заодно – запастись сладостной благодатной водой. А мы с моим проводником Татьяной Фроловой – руководителем Хвалынского информационного туристического центра, давним сотрудником и экскурсоводом национального парка «Хвалынский» – идем от часовни и родника вверх, к месту монастырского скита и его разрушенного храма. Церковь скита Хвалынского Свято-Троицкого мужского монастыря была освящена во имя радонежского игумена. По сторонам тропы – заросшие ямы, явно вырытые искусственно, но очень давно. Это могли быть землянки насельников скита – он отличался строгой аскезой, и никаких следов иных жилых помещений, кроме землянок, здесь не обнаружено. Татьяна Джимовна рассказывает, как шла сюда одна, первый раз – тогда еще не было ни поклонного креста на месте алтаря, ни заборчика по периметру здания, ни этого маленького макета Сергиевской церкви. Она заблудилась… А когда поняла, что нашла-таки, что вот оно, это самое место, вон остатки храмового фундамента – неожиданно и необъяснимо для себя расплакалась и долго стояла здесь, среди леса, вся в слезах. Первая Божественная литургия на месте уничтоженного Сергиевского храма. Протоиеией Павел Усов и иеромонах Пафнутий Сулейманов. 18 июля 2022 г. Макет на месте разрушенного храма преподобного Сергия А крест, макет и заборчик появились здесь четыре года назад – по инициативе директора национального парка Виктора Александровича Савинова и его сотрудников, по благословению и при участии прежнего Хвалынского благочинного, протоиерея Виталия Колпаченко. Поклонный крест и макет церкви изготовил лесник Хвалынского лесничества, мастер по дереву Валерий Иванович Белоусов.

http://pravoslavie.ru/154310.html

Храм великомученицы Параскевы (Благодатное) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм великомученицы Параскевы в селе Благодатное возведен в 2007-2017 годах. 7 октября 2017 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения и первую Божественную литургию в новопостроенном храме. Содержание История [ править править код ] Деревня Благодатное была основана в 1780 году у реки Терешки к западу от Казанского почтового тракта из Вольска через Хвалынск в Сызрань. Она входила в состав новообразованного Хвалынского уезда Саратовской губернии и принадлежала дворянскому роду Давыдовых. В 1839 году в селе на средства генерал-майора К. Ф. Остина была построена первая церковь, деревянная, холодная, с престолом во имя святой великомученицы Параскевы. Вместо сгоревшей старой церкви в 1901 году была построена новая деревянная церковь великомученицы Параскавы с колокольней. В начале 1930-х годов церковь великомученицы Параскевы была закрыта, в 1936 году разобрана на стройматериалы. Жители села обратились в Саратовскую епархию с прошением об открытии православного прихода в селе. В 2006 году в село был направлен священнослужитель для организации приходской жизни. В 2007 году было начато строительство нового храма. 4 января 2017 года благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко в сослужении духовенства благочиния совершил Чин освящения крестов и куполов для строящегося храма. В этот же день состоялось освящение колоколов для звонницы строящегося храма. 7 октября 2017 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения и первую Божественную литургию в новопостроенном храме. Престольные праздники [ править править код ] Параскева Пятница, великомученица - 10 ноября Контакты [ править править код ] Адрес: 412753, Саратовская область, Хвалынский район, село Благодатное, улица Центральная, дом 117а Как добраться: поездом от Саратова до станции Возрождение, от станции Возрождение автобусом до села Благодатное. Расстояние от Саратова до села Благодатное — 260 км. Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются по воскресным дням и Великим праздникам: Литургия — в 08:30, накануне вечернее богослужение — в 16:00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_великомуч...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010