Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аркадий (Фёдоров), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786, Дмитровский погост Покровского у. Владимирской губ.- 8.05.1870, Александров Свирский мон-рь), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер. Род. в семье дьячка. В 1796 г. поступил во Владимирское народное уч-ще, в 1800 г.- во Владимирскую ДС, по окончании к-рой 1 нояб. 1807 г. оставлен в семинарии преподавателем франц. языка, 27 февр. 1808 г. назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впосл. учителем высшего франц. класса, библиотекарем, преподавал поэзию. 18 мая 1814 г. пострижен в монашество с именем А., 21 мая рукоположен во иеродиакона, 24 мая - во иеромонаха. 3 июля 1814 г. назначен строителем Сольбинской пуст. (впосл. мон-рь), 23 дек. того же года - смотрителем владимирских духовных уч-щ. 26 мая 1818 г. возведен в сан архимандрита владимирского Боголюбского муж. мон-ря , 23 нояб. 1822 г. назначен благочинным над муж. мон-рями Владимирской епархии. В июне 1823 г. определен ректором Могилёвской ДС, настоятелем Кутеинского оршанского мон-ря . В июне 1824 г. назначен ректором Минской ДС, настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского мон-ря, 27 мая 1825 г.- настоятелем пинского Братского мон-ря . В окт. 1827 г. переведен ректором в Ярославскую ДС. 8 дек. 1828 г. А. был назначен, 3 февр. 1829 г. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского, 8 авг. 1831 г. переведен на Пермскую кафедру, с 25 дек. 1833 г. архиепископ. 29 марта 1851 г. назначен на Олонецкую кафедру. В 1854/55 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде. 7 июля 1869 г. уволен на покой в Александров Свирский мон-рь , перед смертью принял схиму. Деятельный архипастырь, автор многочисленных сочинений против старообрядчества , по словам проф. И. Е. Троицкого , «прирожденный миссионер, какие родятся только веками», проповедник. В период управления А. Пермской епархией число старообрядцев сократилось со 150 до 75 тыс. Отличался усердием к богослужениям, совершал частые поездки по епархии, любил беседовать с простым народом. Несмотря на странности в поведении, из-за к-рых А. имел репутацию «сфинкса» и даже «анекдотического архиепископа», пользовался любовью паствы.

http://pravenc.ru/text/76046.html

архиепископ Аркадий (Фёдоров) (1784–20.05.1870) архиепископ Аркадий (Фёдоров) Епископ Русской православной церкви, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. Биография В миру Федоров Григорий Федорович, родился в 1784 (1786?) году в селе Дмитровское (Дмитровский погост) Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил Владимирское народное училище. По окончании Владимирской духовной семинарии, в 1 ноября 1807 года был оставлен в семинарии преподавателем французского языка, 27 февраля 1808 года - назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впоследствии учителем высшего французского класса, библиотекарем, преподавал поэзию. В 1814 году был определен экономом семинарии. 18 мая 1814 года принял монашество, 21 мая того же года был рукоположен во иеродиакона, а 24 мая - во иеромонаха. С 3 июля того же года - строитель Сольбинской Николаевской пустыни. 23 декабря 1814 года был утвержден смотрителем Владимирских духовных училищ. 26 мая 1818 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Владимирского Боголюбского монастыря. 18 марта 1819 года был утвержден присутствующим Владимирской духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 года был назначен благочинным над мужскими монастырями Владимирской епархии. С июня 1823 года - ректор Могилевской духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеинского Богоявленского монастыря. В июне 1824 года был назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 года - настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 года был переведен на должность ректора Ярославской духовной семинарии. 8 декабря 1828 года был назначен, а 3 февраля 1829 года - хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 8 августа 1831 года был перемещен на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 года был возведен в сан архиепископа. С 29 марта 1851 года - архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1854 - 1855 годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде. 7 июля 1869 года уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 года. Погребен в Александро-Свирском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

В 1845 году по назначению Святейшего Синода производил ревизию Смоленской духовной семинарии, за что в 1846 году объявлено ему благословение Святейшего Синода. В 1847 году награждён орденом святого Владимира III степени. С 15 апреля 1849 года ректор Литовской семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря, член Литовской духовной консистории, благочинный монастырей Виленской и Ковенской губерний, попечитель Литовского епархиального попечительства и цензор Виленского комитета гражданской цензуры. 30 апреля 1851 года именным Высочайшим указом архимандрит Филарет назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. 28 мая 1851 года хиротонисан во епископа в Виленском кафедральном соборе. В 1854 году награждён орденом святой Анны I степени. В 1857 году получил бронзовый крест и медаль в память Крымской войны 1853–1856 годов. 13 сентября 1860 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. В 1864 и 1865 годах был вызван в Святейший Синод для присутствия. 28 февраля 1869 года переведён епископом Нижегородским и Арзамасским. 12 апреля 1870 года награждён орденом святого благоверного князя Александра Невского. В Высочайшем рескрипте, данном на его имя, говорилось: «...начавшееся под мудрым руководством приснопамятного митрополита Литовского Иосифа (Семашко) пастырское поприще Ваше постоянно ознаменовывалось особым усердием, кротким и благоразумным управлением, неутомимого деятельностью на пользу Богом данной вам паствы и ревностною попечительностью о просвещении заблудших чад Церкви Православной...» Скончался 7 февраля 1873 года. 11 февраля 1873 года при огромном стечении богомольцев были совершены заупокойная литургия и отпевание владыки Филарета преосвященным Поликарпом (Гонорским; † 1891) в сослужении протоиереев, священников и диаконов Нижнего Новгорода. Погребён преосвященный Филарет был в усыпальнице Спасо-Преображенского кафедрального собора рядом с гробницей епископа Нижегородского и Арзамасской Моисея (Близнецова-Платонова; † 1825). Гробницы нижегородских святителей сохранялись в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора до его разрушения в 1929 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Т. 1. С. 288. Примеч.). В описании 1628-1629 гг. зафиксированы вклады, сделанные в Яшезерский мон-рь представителями царского дома, церковными иерархами и др., по-видимому, в то время, когда мон-рем управлял И. В Благовещенской ц. хранились книги, пожертвованные царями Феодором Иоанновичем (Служебник, Цветная Триодь) и Василием Шуйским (Цветная Триодь с записью), царицей-инокиней Марфой (богато украшенное Евангелие, Псалтирь, Часовник), Новгородским митрополитом Исидором (Шестоднев), соловецкими игуменами Иаковом и Иринархом (Апостол, Минеи, Пролог, Шестоднев, Ирмологий), строителем Ионой, возможно это был И. или монах с тем же именем (Служебник, пергаменные Апостол и Пролог). По мнению Е. В. Барсова , царица-инокиня Марфа могла узнать о Благовещенской пуст. во время ссылки в Толвуйский погост (1601-1606). По крайней мере одна рукопись из б-ки Яшезерской обители сохранилась: Часовник 1-й пол. XVI в.- вклад монаха Святогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Андрея ( Пигин. 2003. С. 679). В писцовых книгах 1628-1629 гг. отмечено, что насельниками обители в этот период были 3 инока и иером. Иона (в писцовых книгах он не назван строителем, а промежуток в 50 лет между 1-м упоминанием пустыни и составлением писцовых книг не позволяет отождествить этого Иону с И.). При И. в обители были построены церкви в честь Благовещения с приделом свт. Николая Чудотворца и в честь Преображения Господня (2-й храм впервые внесен в писцовые книги 1628-1629 гг.), колокольня, 3 братские кельи и ограда, колесная мельница на ручье. По преданию, зафиксированному в донесении яшезерской хозяйственной комиссии Олонецкому и Петрозаводскому архиеп. Аркадию ( Фёдорову; 1851-1869), И. прокопал канал из Яшезера в оз. Сенное для лучшей рыбной ловли. По делам мон-ря он часто совершал путешествия верхом, для хозяйственных нужд вытачивал из дерева предметы. И. оставил завещание (не сохр.). В описи Яшезерской пуст. 1724 г., хранившейся в Олонецком архиерейском доме, сообщалось о «ветхом» духовном завещании И.

http://pravenc.ru/text/578262.html

В окт. 2007 г. прошло празднование 800-летия основания Е. м., состоялась научная конференция, организованная Владимиро-Суздальской епархией и ГВСМЗ. В Ризоположенской ц. установлена рака с частицей мощей прп. Евфросинии, переданной в мон-рь архиеп. Владимирским Евлогием (Смирновым). Впервые после возрождения Е. м. на торговой площади Суздаля проводилась Евфросиниевская ярмарка. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 498; ГА Владимирской обл. Ф. 556, 576, Р-336, Р-1826, Р-2590; Архив ИИМК РАН. Ф. P-III. 547; ГВСМЗ. Суздальский филиал. Ф. Ризоположенский мон-рь; Ф. Варганов. Ист.: Фёдоров А. Историческое собр. о Богоспасаемом граде Суздале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд.: Мат-лы. С. 56-58; Заседание архиерейского Синода Российской Православной свободной Церкви от 10/23 нояб. 1996 г.//Суздальский благовест: Газ. 1997. 3; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2000. 4. С. 21. Лит.: [ Протопопов Я. Е.] Заметки о древностях суздальских//Владимирские ГВ. 1840. Ч. неофиц. 15. С. 59-60; Отрывки из путевых записок преосвящ. митр. Платона Московского и Калужского//Там же. 1842. 3. С. 9-11; Кислинский Д. История Суздаля и его древности//Владимирские ГВ. 1852. 48. С. 314-318; Археологические заметки о городах Суздаля и Шуе//ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 1. С. 96-97; Тихонравов К. Преподобенская ярмарка в г. Суздале//Владимирские ГВ. 1854. Ч. неофиц. 42. С. 325-327; Владимирский сб. М., 1857. С. 47, 51; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 93-95, 128; Толстой М. В. Путевые письма из древней Суздальской земли. М., 1869. С. 47-56; Суслов В. В. Мат-лы к истории древней новгородско-псковской архитектуры. СПб., 1888. С. 19; он же. Очерки по истории древнерус. зодчества. СПб., 1889. С. 77; он же, сост. Памятники древнего рус. зодчества. СПб., 1895. Вып. 1. Л. 12; Шереметев С. Д. Суздаль. СПб., 1891. С. 15-17; Токмаков И. Ф. Краткое ист. и археол. описание Ризоположенского Евфросиньева мон-ря в г. Суздале Владимирской губ. М., 1893; В. С., свящ. 25-летие службы настоятельницы суздальского Ризоположенского мон-ря игум.

http://pravenc.ru/text/187868.html

... Такой величины, как напечатана твоя поездка... Подразумевается книга Шевырева «Путешествие в Кирилло-Белозерский монастырь» (М. 1850). 212. М. И., А. В., Е. В. и О. В. ГОГОЛЬ. Начало и конец письма печатаются по копии Кулиша (ЛБ); середина (от слов «евангельской, какую любит Христос» до «читать в это время наиболее такие книги») — по подлиннику ( КИЛ). Впервые напечатано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 523-525; отрывок письма (окончание, от слов: «читать в это время наиболее такие книги») — в «Вестнике Европы» 1896, 7, стр. 19-20; полностью — в «Письмах», IV, стр. 372-375. 213. П. А. ГРИГОРОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Публикуется впервые. Является ответом на письмо Григорова от 26 января 1851 г. («Материалы» Шенрока, IV, стр. 831-832). Письмо было получено адресатом перед смертью (ум. 15 марта 1851). ... благодарю вас... за книгу Затворника. Имеется в виду книга писем задонского затворника Георгия (Машурина, 1789-1836), подготовленная к печати Григоровым. 214. М. П. ПОГОДИНУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ) Напечатано, с пропуском подписи, у Барсукова, XI, стр. 155. Подпись печатается впервые. У Шенрока пропущена. Мать — Аграфена Михайловна Погодина, умерла 31 декабря 1850 г. на 75-м году жизни. 215. А. А. ИВАНОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 526-527; один из пропусков — в «Указателе к письмам Гоголя», стр. 90; полностью — в «Письмах», IV, стр. 377-378. Ответ Иванова, от 20 мая 1851 г., см. в книге: М. Боткин, «А. А. Иванов. Его жизнь и переписка», стр. 268-269. Датируется 1851 годом, так как Гоголь только в этом году был в Одессе в марте. ... ваше письмецо... — письмо Иванова, от 20 января 1851 г., см. там же, стр. 267-268. ... у Фалькона... — в популярной тогда в Риме остерии Фальконе (Сокол). Брюллов, Карл Павлович (1799-1852) — знаменитый художник. В 1849 г. уехал для лечения на остров Мадейру, откуда переехал в Италию, где и скончался (близ Рима). Брат ваш — Сергей Андреевич Иванов. 216. С. П. ШЕВЫРЕВУ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Не лучше ли меня отселе, во избежание из-за меня отцу Игумену мучений, поскорее отвесть? LVI Батюшка, вы намеревались пописать на Юту отцу Варфоломею? Непременно: оставляю до пятницы. A.H.! Ищай отрады, не ищет Христовых, но своих: подобает бо нам готовыми быти ко всякому груду, ко всякому страданию! (Слово Иоанна Златоустаг о). LVII 1851 года 9 февраля. Благоволение Господне, – мне на Югу: потерпите, ждите; сего вечера никому не дайте, Христа ради, и понятие о сем. И теперь даже видится и слышал я, что отец Игумен хочет меня отправить, – чтобы никто не знал. И я, наимерзостнейшее творение, не смею молчанием пройти прерадостнейшаго мне недостойному от достопочтеннейших моих Отцев известия: первый отец Игумен Варфоломей изволил 30 числа сентября мне сказать, что я (окаянный) в Югскую св. Обитель принят; а вторый о. Игумен Сергий 3 числа октября изволил сказать, что я (мерзавец) считаюсь в оной в числе больничных. LVIII 1851 года 20 апреля. Вот наш и Прасолов скончался! Один мерзавец я остался; Пора скорей мне умирать, Людей умы чем раздирать. LIX 1851 года 20 февраля. Адриан живет на Юге; послушание ему дано; ходить на гостиницу. LX 1851 года 5 марта. А.Н. приготовьте (потрудитесь порассмотреть все посланное теперь), что принадлежит к почте, и в пакеты вложите; только кои нужно сшейте и запечатайте, а пакеты не печатайте; и завтра (если не сегодня) поутру пришлите ко мне, чтобы я успел послать на почту, через Рыбинск. На письма и посылки прошу немедленно во все места, посылать. Поспешествовать помоги нам, Господи, за ваши св. молитвы. А чтобы тебе, голубочка А.Н. на меня не досталось больно пороптать за сие пустословие: припоминай Евангельския слова: остави мертвым погребсти своя мертвецы: ты же гряди в след Мене! Приими нас; да последуем Тебе, при помощи Твоей, Господи! О, глубина Премудрости! Вразуми нас, Господи! LXI 1851 года 4 апреля. Господь вам на помощь! Мужайтесь, не робейте, голубочки! Верьте, что и для вас есть Троицын день. Матреша и Анна 1 Не бойтесь пера! Не все же робеть? Ведь учиться пора!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

132) Собор в селе Микулино-Городище. М. В тип. В. Готье. 1851. (8), 19 стр. С изображениями собора и чаши, найденной в осыпи села. Это отдельный оттиск описания И. М. Снегирева из «Русской Старины», издаваемой г. Мартыновым. На стр. 10–19 помещено описание древней чаши и археологич. исследование об изображениях св. Евангелистов и Победоносца Георгия. Тверь. 133) Историческая записка о древней церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии, в селе Кушалин, и о самом Кушалине с прилежащими к нему местами. Составил села Кушалина священник Иоанн Судаков. 1851 года, мая 15 дня. Тверь. В тип. Губ. Правл. 1851. (8) 23 стр. (Библ. Геогр. Общ.) 134) Краткая историческая записка о Троицкой, что за р. Тьмакою, церкви, города Твери. Составил Троицкой церкви священник Александр Пешехонцев. 1851 года, мая 13 дня. Тверь. В тип. Губ. Правл. 1851. (8) 12 стр. (Библ. Геогр. Общ.) 135) Оршин монастырь Тверской епархии. Сказание о найденных древних богослужебных вещах. М. В Унив. тип. (8) 23 стр. Имя автора, И. Коншина, находится в конце, на стр. 19. Это археологическое описание и исследование древностей, найденных при переделках в здании, в 1846 году. Со стр. 20 переданы найденные надписи. Описания монастыря в этой книге нет. 136) Историческое описание Тверского Успенского Желтикова монастыря, с присовокуплением жития святого основателя оного, святителя Арсения, епископа Тверского, составленное настоятелем Желтикова монастыря, архимандритом Платоном. Тверь. В Тип. Губ. Правл. 1852. (8) 64 и IV стр. (Библ. Геогр. Общ.) 1) Местоположение и название, стр. 3. 2) Начало монастыря и сведения о святом основателе его, стр. 4. 3) Открытие и перенесение мощей святителя и чудотворца Арсения, стр. 18. 4) Устройство монастыря, стр. 22. 5) Достопримеч. предметы, стр. 29. 6) Крестные ходы, стр. 56. 7) Местные праздники, стр. 60. 8) Настоятельство и степень монастыря, стр. 62. 9) Монастырские выгоны и угодья, стр. 63–64. Примечания, стр. I-IV. Темников. 137) Историческое описание Сеноксарского монастыря. М. В тип. Кряжева, Готье и Мея. 1802. (8) 26 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

20 нояб. Н. назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским с управлением Александро-Невской лаврой, 30 нояб. 1848 г.- членом секретного комитета о раскольниках и отступниках от правосл. веры. 9 дек. 1848 г. Н. выехал из Варшавы, утром 17 дек. прибыл в С.-Петербург. «Все ожидали от него много доброго и ожидания эти сбылись, по крайней мере, отчасти: он не употреблял мер строгих и жестоких, хотел быть доступным и внимательным к своим подчиненным и был с ними кроток» ( Морошкин. 1901. С. 131). За 8 лет пребывания на С.-Петербургской кафедре Н. освятил 13 церквей, в т. ч. ц. Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в санкт-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Христова женском монастыре (28 июля 1854), ц. ап. Никанора при доме призрения малолетних убогих; совершил 10 епископских хиротоний: Христофора (Эмаусского) (25 марта 1850), Антония (Шокотова) (2 апр. 1850), Макария (Булгакова) (28 янв. 1851), Димитрия (Муретова) (4 марта 1851), Григория (Миткевича) (9 дек. 1851), Антония (Павлинского) (8 июля 1852), Никодима (Казанцева) (14 февр. 1854), Парфения (Попова) (14 марта 1854), Иоанникия (Горского) (16 янв. 1855), Платона (Фивейского) (24 мая 1856). В 1849, 1851, 1853 и 1855 гг. проводил ревизии СПбДА и дважды (28 сент. 1851, 13 нояб. 1853) получал благодарность Синода за «отчетливое и подробное обозрение» и предоставление мн. полезных предложений по усовершенствованию преподавания академических наук (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 200, 201). Обращаясь к выпускникам 1849 г. (18-й курс), в числе которых были И. Л. Янышев (буд. протопресвитер) и А. И. Поповицкий, буд. писатель и издатель духовных журналов, Н. говорил: «Церковь, как возродившая вас и воспитавшая, потребует от вас многого; от ваших познаний Богословских - христианской деятельности по учению веры, философских - здравых суждений, согласных с учением веры, исторических - подражания святым своим учителям и пастырям, от познаний церковной словесности - не пышных слов и надутых фраз, но благочестивых мыслей и чувств в простоте и ясности слова» (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 415). 26 янв. 1854 г. конференция СПбДА по предложению ректора Макария (Булгакова) единогласно ходатайствовала перед Синодом о возведении Н. в степень почетного доктора богословия, и указом Синода от 6 июля он был удостоен степени, а 12 июля получил диплом.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010