1095 Обращаясь к тем и к тому, против кого и чего направлен гнев Спасителя в приведенных примерах, всякий должен признать, что это праведный гнев, священное негодование, а не иное что-либо. Да и возможны ли были бы какие-либо движения гнева в Богочеловеке, если бы гнев был вообще дурным и непозволительным? Очевидно, Он никогда, ни при каких обстоятельствах и против кого бы то ни было не допустил бы в Себе малейшего гневного движения в этом случае. Он ли не отличался вообще примерной кротостью и необычайным самообладанием? Не Иисус ли Христос есть высочайший образец нравственной чистоты и святости? Потому-то, призывая всех людей к покаянию и к нравственному само-исправлению, Сам Он не только никогда ни в чем не раскаивался, но и со стороны окружавших Его вовсе не встречал в отношении к Себе какого-либо, хотя несколько основательного, упрека в каком-нибудь грехе, не смотря на то, что приглашал врагов Своих обличить Себя в нем, если они в праве это сделать. 1096 Потому-то Спаситель имел неоспоримые основания говорить всем людям, чтобы они подражали только Ему в своей жизни и в своих действиях. 1097 Если все это несомненно, то очевидно и то, что именно праведный гнев, а не суетный или напрасный, слышится в речах Христа, обращенных к фарисеям и к подобным им. Кто утверждает, будто в Евангелии нет прямого учения о праведном гневе, тот забывает, что Спаситель предложил такое учение уже в примере собственной Своей святейшей жизни. Но Христос не только иногда проявлял гнев против тех и того, кто и что заслуживали гнева, но вместе и внушал законность подобного гнева не одним лишь собственным примером. Так, посылая учеников Своих на проповедь, Он говорил им: если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома им города того, оттрясите прах от ног своих. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гомморской в день суда, нежели городу тому. 1098 Не внушается ли в этих словах законность негодования на людей, настолько погрузившихся в лично-животную жизнь или дорожащих своими заблуждениями, что они утратили всякий интерес и всякую восприимчивость к подлинному добру и настоящей истине? Во всяком случае отряхание праха от ног апостолами, заповеданное Христом, не могло означать довольства и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

467 Не ясно ли из этого, что и Христос должен бы называть Иосифа Своим единственным родителем, если бы еще в отроческий период Своей земной жизни не признавал Себя вочеловечившимся Единородным Сыном Божиим? . Но еще очевиднее и решительнее засвидетельствовал Христос о Себе, как о вочеловечившемся Единородном Сыне Божием, в самые важные и знаменательные часы Своей земной жизни, быв предан Иудою в руки врагов Своих, иудейских начальников, и подвергшись суду их. Сполна приведем относящееся сюда место из евангельского повествования. Лжесвидетели, подкупленные врагами Христа, взводили на Него разные обвинения, но Он не отвечал на вопросы, предлагавшиеся Ему неправедными Его судиями. Первосвященник же сказал Ему: закликаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует; на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 468 К каким бы софистическим измышлениям и истолкованиям ни прибегали враги христианского верования в богочеловеческую природу Христа, одного приведенного евангельского места достаточно, чтобы неправда была в конец разбита и сокрушена. Дело шло о жизни или смерти Христа. Исход суда над Ним находился в зависимости от того, объявит Он Себя, или нет, истинным Богочеловеком? Признать Себя Единородным Сыном Божиим, вочеловечившимся и живущим среди людей, значило для Христа не только обречь Себя на различные тяжкие поругания, бессердечные издевательства над Собою и жгучие страдания, но и самому Себе произнести смертный приговор. Не мог, конечно, желать и искать всего этого Христос. Он страдал и мучился душевно в Гефсиманском саду ввиду даже одного предведения и предчувствия участи, ожидающей Его. 469 Он не мог заранее не знать, что собственно послужит для Его, ослепленных страстями, упорных врагов основанием к тому, чтобы предать Его самой позорной и мучительной смерти. Самый ответ на вопрос, действительно ли Он – Сын Божий, Христос должен был дать под присягою. Но что же это значило? Ему приходилось свидетельствовать о Своем сыновстве Богу не пред людьми только, но и пред Самим Богом, Коего Он так чтил и исполнение воли Которого почитал единственным долгом Своей жизни. 470 Ввиду всего этого требовалось, если позволительно так выразиться по отношению к Спасителю, самое обдуманное и самое ясное свидетельствование о Себе с Его стороны. Значит, именно теперешние Его слова о Своей богочеловеческой природе должны для всех иметь самое решительное и непререкаемое значение. Что же Он ответил на вопрос о своих судей и как поняли смысл Его слов эти последние?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

872 . Затем, вообще, когда Христос говорит о законе, то, вопреки уверениям Л. Толстого. Он всегда разумеет под ним писанный Моисеев закон, а не иной. Подробно доказывать это даже нет надобности. Сам этот писатель дал вам в руки прекрасное средство для опровержения собственной же его мысли. Он категорически утверждает, будто слово: νμος, коль скоро стоить в Евангелии без члена, обозначает собою именно Моисеев закон, а не вечный Божий закон, заложенный в человеческие души. 873 Возьмем же несколько примеров употребления в Новом Завете слова: νμοσ с членом и посмотрим, действительно ли в этом случае идет речь не о Моисеевом законе, а о каком-то другом. Однажды фарисеи собрались вместе, чтобы уловить Христа в слове. Один из них, искушая Спасителя, спросил Его: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе ν τ νμω? 874 Тут, как видим, пред словом νμοσ поставлен член. Значить, здесь должна бы речь идти вовсе не о Моисеевом законе. Но что же оказывается на самом деле? Уже из вопроса фарисеев видно, что, напротив, идет речь именно о Моисеевом законе. Ведь только в нем изложены заповеди, а не в душе человеческой. Из ответа Спасителя на вопрос фарисея еще более убеждаемся в этом. Указавши на заповеди о любви к Богу и к ближним, Христос заключил Свой ответ следующими словами: на сих двух заповедях утверждается весь закон ( νμοσ) и пророки. 875 Здесь поставлен же член пред греческим словом закон, а между тем Спаситель прямо и ясно говорит о Моисеевом законе, а не о другом каком-нибудь. Из многочисленных примеров возьмем еще один, но такой, который до очевидности же ясно опровергает мнение Л. Толстого, хотя последний и не видит этого, приводя его в подтверждение своей мысли. Так, некогда подошел к Христу один из законников и, искушая Его, спросил: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» На этот вопрос Спаситель отвечал вопросом же: «в законе (ν τ νμω) что (τ) написано (γγραπτι)? Как читаешь (πς ναγινσχεις)? Законник сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего своего, как самого себя». Спаситель заметил на это: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить». 876 Что здесь идет речь неоспоримо о писаном законе, а не о каком-либо внутреннем, это очевидно для всякого как из простановки члена пред словом: закон, так из третьей и пятой книг пророка Моисея, излагающих, между прочим, заповеди о любви к Богу и к ближним. 877

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

979 Сопоставляя Исх.21:24 (А если будет вред, то отдай… глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу) с Исх.21:26–27 (Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб) мы вправе предполагать только повреждение глаза или же выбивание одного зуба. 986 Мысль гр. Толстого, что причинение каких-нибудь страданий другому лицу есть, будто бы, безусловное зло для него, эта мысль, позаимствованная у него г. Оболенским, опровергается другой мыслью самого же гр. Толстого, состоящею в том, что вообще страдания нужны для блага людей, что они должны быть и т.п. (Стр. 69–70 в 13 т. Сочинений). Но если это так, то как же выходит, что вынужденное причинение страданий другому лицу, их вполне заслужившему, есть безусловное зло для него? Напротив, как добровольно переносимые человеком страдания могут быть полезны для его нравственного мира лишь в зависимости от того, каких образом он воспользуется ими, так и невольные страдания могут быть благодетельны для людей, коль скоро они поймут заслуженность их и постараются нравственно исправиться. 987 Письма эти в свое время были напечатаны в «Современнике», теперь, как известно, не издающемся. В казанских публичных библиотеках мы, к сожалению, не могли достать подходящих книжек журнала, чтобы процитировать то, что некогда читали. 988 Так» именно смотрит на дело и Шопенгауэр, коему гр. Толстой обязан» весьма многими подробностями своего учения. См. стр. 194 в 4 томе «Sämmtliche Werke» Шопенгауэра. Увлёкшись своими своеобразно анархическими целями, гр. Толстой отступил от своего руководителя в данном случае. 996 Если таковы современные люди, то как же они могут выделять хороших правителей из своей среды? Последнюю и нужно винить преимущественно, стр. 300–301 в 1 ч. «Царства Божия внутри вас». 998 Столь же самопротиворечащие или несостоятельны почти все обвинения, выставленные гр. Толстых в сочинении «Царство Божие внутри вас» против власти, хотя он именно в этом сочинении старался соединить все возможное для её очернения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

9. СисбОтерам, рудовским и прочим " пацифистам " " Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо ОН НЕ НАПРАСНО НОСИТ МЕЧ: ОН БОЖИЙ СЛУГА, отмститель в наказание делающему злое " . (Рим. 13, 4) Слова, как говорится, из песни не выбросишь. Проблема в том, что слуг Божьих не видно. Из чего понимаешь, что и власть не от Бога! 8. Ответ на 4., рудовский: Докатились: декан МГУ ратует за смертную казнь. " Школа, думал Румата. Гнездо мудрости. Опора культуры... " 7. Re: «Мера наказания должна быть адекватна тяжести совершенного преступления» Анна Фёдоровна, верно все говорите, верно, по делу, четко... Только вот скажите: примеры, когда казнили невиновных, вас не смущают? 6. Re: «Мера наказания должна быть адекватна тяжести совершенного преступления» Прошу прощения - ошибка в моем предыдущем сообщении: не " в Иране " , а " в Ираке " следовало написать 5. Ответ sysbooter: Ну да, лучше серийных маньяков и убийц кормить за государственный счет неопределенно долгое время, пока в условиях нестабильного современного мира, не случится какая-нибудь заваруха, в результате которой массу преступников-убийц достаточно будеть выпустить из тюрем для обеспечения террора в интересах других преступников, захвативших власть. Не зря масонский осатаневший Запад, убивая тысячами неповинных ни в чем детей, стариков и женщин в Югославии, Иране, Ливии, Сирии, упорно требует " милосердия " к преступникам и убийцам, достойным самого сурового наказания. Явно не христианским милосердием продиктованы эти требования.Скорее армию дешевых наемников для антихриста накапливают. 4. Re: «Мера наказания должна быть адекватна тяжести совершенного преступления» Докатились: декан МГУ ратует за смертную казнь. 3. Re: «Мера наказания должна быть адекватна тяжести совершенного преступления» А какая мера наказания может быть адекватна мучениям отроковицы Василисы Галициной? 2. Re: «Мера наказания должна быть адекватна тяжести совершенного преступления» Священное Писание свидетельствует: милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15. 17).

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/11/me...

III. О не гневливости Сообразно с ложным истолкованием заповеди Спасителя, касающейся нашего отношения к злым людям, гр. Толстой превратно же истолковывает и слова Спасителя о не гневливости. Приведем сполна речь Христа об этом предмете: Вы слышали, говорит Спаситель, что сказано древним, не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся (ργιζμενος) на брата своего напрасно (εχ), подлежит суду; кто же скажет брату своему – рака, подлежит синедриону; а кто скажет – безумный, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда пришедши принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. 1059 Таковы слова Спасителя о не гневливости. В каком же смысле и почему именно так, а не иначе, истолковывает их Толстой? Вот подлинные слова его об этом предмете. Когда я понял, говорит он, заповедь о непротивлении злу, мне представилось, что стихи эти имеют ясный, приложимый к жизни, смысл, как и заповедь о непротивлении злу. Значение, раньше придававшееся мною этим словам, состояло в том, что каждый должен всегда удерживать свой гнев против людей, никогда не употреблять бранных слов и жить со всеми в мире. Между тем, в тексте стоит слово, исключающее этот смысл. В канонических Евангелиях говорится: «не гневайся напрасно», а из этих слов вовсе не вытекает заповеди о безусловном мире. Слово «напрасно» смущало меня. Чтобы разъяснить мое сомнение, обратился я к толкованиям богословов. К своему изумлению нашел я, что объяснения отцов церкви направлены главным образом к тому, чтобы установить, когда гнев дозволителен и когда нет. Все церковные толкователи придают особое значение слову: εχ (напрасно) и объясняют это место в том смысле, что ненужно оскорблять людей без необходимости, употреблять какие-нибудь бранные слова, но что гнев иногда бывает справедлив. В доказательство же правильности такого объяснения приводятся примеры гнева апостолов и святых. Я, конечно, не мог не признать, что объяснение, считающее незапрещенным гнев «во славу Божию», хотя совершенно противно всему смыслу Евангелия, 1060 однако же последовательно и имеет свое основание в слове εχ, стоящем в 22-м стихе. Это слово изменяет смысл всего изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

II. О непротивлении злому Согласно намеченному нами плану, прежде всего обратимся к тому, как понимает и на чем обосновывает гр. Толстой наиболее общее и коренное правило своей нравственно-социальной доктрины. Сполна приведем относящиеся сюда места из его сочинений и изложим мысли и доводы его преимущественно собственными его словами, а затем критически рассмотрим их и установим более правильную точку зрения на заповедь нашего Спасителя о непротивлении злым. 840 Место, говорит Л. Толстой, которое было для меня ключом всего, было место из 5 главы Матфея, а именно 33–39 вы слышали, что сказано, око за око и зуб за зуб, а Я говорю вам – не противься злу. Мгновенно и в первый раз понял я этот стих прямо и просто. Хотя и прежде слова эти занимали и привлекали меня, но я видел в них такое требование терпения и самоотвержения, которое противно человеческой природе. Чувствовалось, что хорошо было бы следовать им, но чувствовалось также, что я никогда не в состояния следовать им только для того, чтобы следовать, т.е. страдать. Прежде я говорил себе: подставлю я щеку, меня ударять вторично, я все отдам – все у меня и возьмут. Но ведь в таком случае я не буду иметь никакой жизни, между тем как она дана мне не напрасно же. Зачем же я должен губить ее? Этого не мог хотеть Христос. Раньше говорил я себе это, так как предполагал, будто бы этими словами Христос восхваляет страдания и лишения, восхваляя же преувеличивает, а потому выражается неточно и неясно. Теперь же, поняв слова не противьтесь злу, ясно увидел я, что Христос не преувеличивает и отнюдь не требует страданий ради страданий. Мне ясно стало, что то, что Он говорит, говорит очень определенно и понятно. Он говорит: не противьтесь злу, делая же это, наперед знайте, что могут найтись люди, которые, ударивши вас в правую щеку, ударят вас и в левую, если вы не окажете никакого сопротивления, воспользовавшись одной вашей работою, заставят еще больше работать на себя; будут брать у вас без возврата то или другое. И вот, когда все это будет происходить с вами, вы всё-таки не противьтесь злу. Тем, которые будут бить и обижать вас, вы все-таки делайте добро. И после того, как я понял эти слова в их подлинном смысле, для меня тотчас стало ясным, что доселе было темно, а казавшееся преувеличением сделалось вполне точным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

     Это православное торжество свершилось в 1625 году при первом государе из рода Романовых – Михаиле Фёдоровиче и его отце – Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Филарете. Тогда же был учрежден и праздник, посвящённый великому событию. Митрополит Крутицкий Киприан, современник и очевидец этого события, составил специальную торжественную службу, которая до сих пор звучит в храмах и монастырях Русской православной церкви. Около 1627 года была написана икона «Положение Ризы Христовой». На иконе изображена Риза Господня в Успенском соборе Московского Кремля. В центре стоит Патриарх Филарет, напротив его сын – государь Михаил Фёдорович. Патриарх собственноручно полагает Ризу Господню в ковчег. Патриарх и государь окружены святителями и другими духовными лицами, православным народом. И все они узнаваемы, написаны портретно, хотя на иконе около полусотни государственных мужей, духовных лиц и мирян.      …Риза Господня прошла поистине тернистый путь из Иерусалима – через Грузию и Персию! – в Россию. И ныне, слава Богу, эта святыня доступна для поклонения верующим – её частицы хранятся в нескольких храмах и монастырях нашего Отечества. 23 июля 2020 года (10 июля по ст. стилю) Русская православная церковь, продолжая традиции наших благочестивых предков, во всех храмах и монастырях вновь праздновала Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Святыни, связанные с распятием Спасителя, известны как «Страсти Христовы». Те, что сохранились в храмах и монастырях разных стран, почитаются всем христианским миром. Особое место в их ряду занимает Риза Господня – льняной хитон, в который был облачён Христос на Голгофе. Евангелие повествует: «Воины же, когда распяли Христа, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

http://pravoslavie.ru/132998.html

А пока, моя милая русалочка, до свидания. До нового, дорогого для меня письменного свидания! Знайте, что не все уважают Вас только потому, что Вы девушка, барышня, или потому, что Вы женщина. Есть люди, которые ценят Вас немножко по-другому, которые могут гордиться чистотой и бескорыстием своих желаний по отношению к Вам и которые, надеюсь, выше толпы почитателей со всеми ее... «чувствами», подленькими, узкими, бессодержательными. Жду письма. Ваш А. Л. P.S. Если бы Вы знали, как это человек сидит ночью за книгой и отдает за письменный стол все радости жизни, то Вы поняли бы то чувство, которое переживаю я, читая Вашу надпись на фотогр. карточке. Неужели это мне, отшельнику, пишет милая и добренькая девушка? Я не могу здесь выразить всего, но скажу, что Ваша карточка сохранится у меня до тех пор, пока холодеющие руки не устанут держать ее, а глаза не будут в состоянии смотреть на нее. Спасибо, сердечное спасибо, добрая Верочка, Вечной Правдой воздастся Вам вдвое. P.P.S. Делал то, что Вы говорили, с карточкой, т. е. закрывал левую часть лица бумажкой. Правда, Вы становитесь более похожей, но, по-моему, это происходит не от того, что все лицо целиком мало похоже на Вас, а потому что в этом случае получается впечатление, будто Вы выглядываете откуда-то из-за угла. Т. е. забавней как-то становится. Еще раз прошу не смеяться над моим сравнением Вашего снимка с греч. статуями. Если бы я знал, что Вам не наскучу, я дал бы подробный анализ выражения Вашего лица и лица тех статуй. Вы бы тогда согласились со мной. Москва. 1 сент. 1911. Милая Верочка! Не писал Вам из Каменской, потому что на другой же день после получения Вашего письма я уезжал в Москву. Теперь, устроившись на новом месте, я спешу как можно скорее Вас захватить своим письмом в Новгороде. Поселился я в Студенческом общежитии 112 , где хоть и плачу гораздо дороже, чем те студенты, которые живут у «хозяек», но зато и пользуюсь различными удобствами, вроде отдельной комнаты, прекрасного стола, прислуги и пр. Занятия начнутся не раньше 10 сентября, а до тех пор вот осматриваю город, а по вечерам сижу в своей одинокой комнате и пересматриваю фотографии и письма тех людей, которые дороги для меня и воспоминанием о которых живу. Скучно здесь одному среди чужих людей; и дома-то я жил как-то в стороне от других совершенно особою жизнью, а здесь и вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

апостол Павел, отрекшийся от мира, но проповедник истины, которого руце послужисте не только ему самому, но и сущим с ним в труде, как он похваляется в одном месте и весьма ясно научает: «не трудящийся ниже да яст». Некоторые же из вышеуказанных братий, быть может наученные от Манеса, пришедшего, как говорят, из Персии, учили тому, чему не должно. Так, слово Божие повелевает смотреть за теми, которые ничего не делают; между тем умы некоторых введены в заблуждение словами Спасителя: делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный ( Ин. 6:27 , русский перевод по изданию св. Синода: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную) . Они думают, что гиблющее есть доброе дело, которое мы совершаем ради праведности. Такое (т. е. доброе) дело проявлялось в Аврааме, когда он приготовлял тельца ( Быт. 18:7 : «и побежал Авраам к стаду и взял теленка нежного и хорошего и дал отроку, и тот поспешил приготовить его»); также в заботливости вдовицы об Илии ( 3Цар.17 ), в распоряжении Иова относительно своих детей и имущества, и в делании всех рабов Божьих, трудившихся своими руками ради праведности, как например, для вспомоществования нуждающимся. Так трудятся ради праведности в каждом монастыре в стране Египетской и во всех странах. Как пчела, имея на ногах воск, а во рту крошку меда, своим жужжащим голосом, по своему умению, воспевает Владыку всех: так и рабы Божии, поистине основанные на твердом камне истины и прочно созидающие дом свой, собственными руками делают самомалейшие дела свои сообразно с уменьем каждого; устами же они произносят почти все Божественное Писание, постоянно проводят известные часы в непрерывных молитвах к Богу. Они с уничижением и тяжким воздыханием воссылают сии молитвы к Богу и работают своими руками и после духовного делания – дабы не быть в нужде и не впасть в человеческое притворство, не дать нечестивому возможности говорить ту истину, что люди не свободные от нечистоты, неправдою обогатившееся и разжившиеся на счет бедных не имеют недостатка в хлебе, между тем как другие, будучи не в состоянии от праведных трудов иметь ежедневное пропитание, принуждены вследствие вызванного бездействием недостатка прибегать к трапезе богатых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010