на регион начали совершать набеги тюрки-сельджуки, и вскоре Л., как и вся М. Азия, оказалась под их властью. В 1097 г. победы крестоносцев позволили византийцам вернуть контроль над регионом; Л. стала частью территорий, граничивших с владениями сельджуков. Однако, видимо, нападение тюрок и неск. десятилетий существования под их властью стали тяжелейшей катастрофой для области и для ее церковных структур. Кафедры Л. сохранились только в Сардах, Филадельфии, Атталии, а также, вероятно, в Силанде. Все они существовали в XII в., однако в XIII-XV вв. известны только Сарды и Филадельфия. Несколько иерархов из Л. X-XI вв. не упоминаются в документах КПЦ, но известны по печатям. Среди них епископы Иоанн Ирканисский, Дионисий и Георгий Стратоникейские, Феофилакт Триполийский. Все они являются последними представителями своих кафедр, чьи имена сохранились в источниках. Списки епархий Л. после XIII в. исчезают и из нотиций КПЦ. На рубеже XIII и XIV вв. митрополия Л. была перенесена из Сард в Филадельфию и оставалась там до захвата этого города турками в 1390 г. В 1147-1148 гг. через Л. проходили участники 2-го крестового похода во главе с герм. имп. Конрадом III и франц. кор. Людовиком VII, однако их попытки продвинуться дальше на восток завершились поражениями. При визант. имп. Мануиле I Комнине (1143-1180) была образована новая фема Неокастра с центром в Пергаме, и, вероятно, в ее состав были включены сев. районы Л. В 1190 г. войско 3-го крестового похода герм. имп. Фридриха I Барбароссы прошло через Фиатиру, Сарды и Филадельфию, чтобы напасть на столицу сельджукского Иконийского султаната Иконий (Конья). В 1204 г., после известия о захвате К-поля крестоносцами, в Филадельфии поднял мятеж визант. полководец Феодор Манкафа, он был провозглашен императором, однако вскоре погиб. Л. вошла в состав Никейской империи, по-прежнему играя важную экономическую роль. Резиденция имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1221-1254) находилась к востоку от Смирны в крепости Нимфей (ныне Кемальпаша). Граница между Никейской империей и владениями Иконийского султаната в 40-х гг.

http://pravenc.ru/text/2110487.html

показали себя как самостоятельные политики, стремившиеся к независимости от императора Священной Римской империи. В 955 г. архиеп. Герольд был ослеплен и сослан за бунт против герм. имп. Оттона I . Поддержав имп. Оттона III , архиеп. свт. Гартвиг в 996 г. добился разрешения чеканить собственную монету и собирать часть имперских податей. Однако уже архиеп. свт. Гебхард (1060-1088) возглавил оппозицию императору на нем. землях. В 1077 г. для усиления обороны З. он заложил крепость Хоэнзальцбург. В ходе реорганизации церковно-адм. структур в архиепископстве и миссионерской деятельности в Каринтии Гебхард основал в г. Гурк (1072) подчиненное З. «частное епископство» без соборного капитула и права сбора десятины, где с одобрения папы Римского и императора архиепископ сам мог назначать и вводить в должность епископа (с правами хорепископа ). Позднее кафедры «частных епископств» были созданы в Кимзе (1216), Зеккау (1218) и Лафанте (1226). Союз с Римом позволил Зальцбургским архиепископам добиться определенных привилегий. В 1026 г. архиеп. Титмар II получил от папы Иоанна XIX (1024-1032) право на использование выносного креста, а также полномочия в исключительных случаях принимать решения по делам, находящимся в папской юрисдикции. С самостоятельной политикой архиепископов З. было покончено при имп. Фридрихе I Барбароссе (1152-1190), который сначала ввел в З. имперское управление (1169), а затем сместил с кафедры архиеп. Адальберта III (1174). Сменивший его архиеп. Конрад III (1177-1183), а потом и сам Адальберт III во время 2-го пребывания на кафедре (1183-1200) были уже более лояльны к власти герм. императора. Вместе с тем Конраду III удалось добиться статуса постоянного папского легата (legatus natus) в церковной провинции З. (1179). При нем и Адальберте III была проведена перестройка З., в т. ч. кафедрального собора, пострадавшего от пожара в 1167 г. Опираясь на авторитет императора, преемник Адальберта III Эберхард II (1200-1246) продолжил укреплять церковную власть (учреждение «частных епископств», монастырская реформа, покровительство торговле и ремеслам), и это привело к созданию богатого и сильного церковного княжества З.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Произошла большая трагедия — была утрачена большая часть Древа Животворящего Креста Господня — сохранились только его многочисленные частицы. В 1187 году по призыву папы Григория был объявлен третий крестовый поход. Здесь особо важно упомянуть знаменитого немецкого полководца Фридриха Барбароссу. Он написал Саладину: « Верни христианам все, что захватил». Тот в ответ: «Приходи — разберемся». Сначала успех сопутствовал крестоносцам. В переговорах с Саладином они требовали освободить пленных и вернуть Крест Господень. Саладин просил отсрочки. Конечно, он мог и тянуть время — не только объективные причины были главными в этой отсрочке. Тогда 2700 мусульманских пленников были вырезаны. В ответ Саладин казнил всех пленных христиан. Опять кровь, кровь, кровь… Особо тяжелыми были последствия четвертого крестового похода, который был предпринят в то время, когда в Византии были разброд и шатания. Римский папа Инннокентий Третий распорядился, чтобы все христиане сороковую часть своих доходов вложили в подготовку этого похода. Крестоносцы думали, что плывут в Египет, а прибыли в Константинополь. Часть из них возмутилась этим обстоятельством, но большинство не возражало. Существовал тайный план захвата Константинополя и дележа его богатств. Тринадцатого апреля 1204 года крестоносцы напали на город одновременно с суши и моря. Армии в городе не было. Наемники, которым долго не платили, отказались сопротивляться. После нескольких мелких стычек город был взят. Крестоносцы не щадили ни храмов ни монастырей, насиловали монахинь, кощунствовали в храме святой Софии. Здесь блудницы плясали на престоле. От города остались руины. Никогда столько добычи не попадало в руки завоевателей. В настоящее время во многих католических соборах Западной Европы можно видеть священные реликвии из Константинополя. Так, например, в соборе святого Марка в Венеции находится часть престола из золота из храма святой Софии. Римский папа сначала был обрадован, а после, узнав о разгроме,отлучил крестоносцев от причастия. В 1215 году состоялся Первый Латеранский Собор, который принял следующие решения:

http://azbyka.ru/o-krestovyh-pohodah-na-...

Реликварий Трех волхвов. 1191 г. (Кёльнский собор) предназначен для хранения мощей волхвов, вывезенных герм. имп. Фридрихом I Барбароссой в 1162 г. из базилики Сант-Эусторджо в Милане и переданных в дар канцлеру Райнальду фон Дасселю, к-рый в 1164 г. перевез их в Кёльн. Преемник фон Дасселя, Филипп фон Хайнсберг, архиеп. Кёльнский (1167-1191), видя, что реликвии привлекают в город многочисленных паломников, начинает сбор золота и драгоценных камней для изготовления реликвария. Он поручает работу Н. В. и его мастерской. Реликварий Трех волхвов, изготовленный между 1181 и 1205 гг., представляет собой крупнейший образец такого типа (153×110×220 см). Он должен был располагаться в главном нефе собора, на специально устроенном в честь переноса реликвий алтаре (ныне находится в заалтарной части). Реликварий состоит из 2 ярусов, объединенных в некое подобие 3-нефной базилики, где в каждом из нефов покоятся мощи одного из волхвов, а в верхней части базилики (в клеристории) - мощи св. мучеников Феликса и Набора, перенесенные из Милана, и реликвии св. Григория из Сполето (с Х в. они принадлежали Кёльнскому собору). Реликварий украшен рельефными фигурами из позолоченных меди и серебра, а также золотыми чеканными и эмалевыми орнаментами и античными геммами и камеями. На главной торцовой стороне помещена сцена «Поклонение волхвов», в к-рой присутствует изображение имп. Оттона IV (сопровождается надписью: «Otto rex»), держащего в руках небольшой ковчежец. Появление фигуры императора в сцене связано с его приездом в Кёльн после коронации в Ахене (1198) и с пожертвованием драгоценностей и золота для венцов волхвов. Вторая композиция торцовой стороны - «Крещение». Над ними расположена откидная трапециевидная крышка; такое устройство позволяет пастве в дни праздников созерцать реликвии волхвов. Во фронтонной части главного торца помещена композиция «Страшный Суд». Т. о., главная сторона реликвария, обращенная к зрителю, представляет 3 сцены теофании: детство, служение и Второе пришествие Христа.

http://pravenc.ru/text/2566098.html

Состоятельных граждан он бросал в темницу и занимался вымогательствами. Как тут не вспомнить о примерах 1990-х годов, когда мафия снабжала милицию деньгами, в том числе и на бензин, и даже сдавала ей своих не в меру зарвавшихся «братков», или не столь давние случаи того, как милиционеры собирали налоги с наркоторговцев, взамен обеспечивая безопасность их преступной деятельности. Другой еще более красноречивый случай. Муж одной из сестер императрицы Евфросинии, супруги императора Алексея III (1195–1203), мегадука (адмирал императорского флота) Михаил Стрифи, по кличке Толстопузый, вкупе с друнгарием (вице-адмиралом) флота Стирионе открыто торговал имуществом из арсеналов военно-морского ведомства. На продажу шло все: якоря, паруса, канаты, гвозди, весла… В результате, к моменту прихода крестоносцев противопоставить им было нечего: на рейде не было ни одного боеспособного корабля. Все это живо напоминает наши 90-е годы, когда Российский Военно-морской флот, наследник советского, второго в мире по численности и качеству, сократился в несколько раз в результате так называемого сокращения вооружений, а на самом деле – грабительской приватизации (только подводных лодок было уничтожено около 200 единиц, зачастую их бездарно резали на металлолом). В результате, когда в 1999 году встал вопрос о посылке Черноморского флота к берегам Югославии, не нашлось ни одного боеспособного корабля, годного для похода. А когда в 2000 году затонул «Курск», не нашлось соответствующих задачам спасательных подводных аппаратов, они были… проданы. Пришлось кланяться вчерашним вероятным противникам. Общность сюжета – налицо. Фильм не свободен от недостатков. Так, допущена ошибка с Виссарионом Никейским: он никак не годится на роль беглого олигарха, гораздо лучше бы подошел Алексей IV Ангел, участвовавший в организации IV Крестового похода. Чрезмерно упрощенно представлен сюжет с Сербией и Болгарией. Действительно, во время III Крестового похода в 1190 году и сербский правитель Стефан Неманя, и болгарские цари Петр и Асень искали союза с германским императором Фридрихом Барбароссой против Византии, но сам Фридрих на него не пошел, предпочитая договариваться с византийским императором Исааком Ангелом. Позднее болгарский царь Иоанн Калоян, несмотря на внешнюю унию с Римом, стал жесточайшим врагом крестоносцев и разбил их в битве при Адрианополе в 1205 году. Однако эти частные погрешности не умаляют общего благоприятного впечатления от фильма, который являются грозным предупреждением для всех нас. Если мы не хотим разделить судьбу Византийской империи, все мы, а не только власть имущие, должны стяжать изрядный запас трезвомыслия, прозорливости, мужества и жертвенности. Именно к этому призывает обсуждаемый фильм. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1217.html

Фигура грядущего анти-Мессии занимает видное место в популярных византийских пророчествах, следующих эллинистической оракульной и еврейской апокалиптической традициям. В Видении пророка Даниила и Откровении Мефодия Патарского , имевших широчайшее распространение, образ Антихриста приобретает гротескные черты персонажей народных сказок: «Лицо его видом походит на пашню, правый глаз – словно звезда утренняя, другой – неподвижен. Рот его шириной в локоть, зубы его размером в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги его равен двум пядям. На лбу же его надпись: «Антихрист» (Откровение Псевдо-Иоанна, 7). Благодаря византийским апокалипсисам VII-X вв., отражавшим вполне исторические события – в частности, освобождение Иерусалима от персов в 629 г. императором Ираклием I u boзbpaщehue Креста Господня, – в эсхатологической литературе возник новый мотив: непосредственно перед пришествием Антихриста будет править последний могущественный император-христианин. Повергнув всех врагов Церкви и освободив Иерусалим от неверных, этот император сложит с себя венец, передавая власть Богу Отцу или Христу. Этим-то моментом и воспользуется Антихрист. Выдавая себя за Христа Второго пришествия, он подчинит весь мир и установит царство террора. Легенда о последнем христианском императоре, передающем власть Богу, распространилась и на Западе. Представлялось, что это будет кто-то из европейских монархов, который объединит христиан под своей властью. Такой рассказ мы встречаем в сочинении Адсона (X в.) «О месте и времени Антихриста» и в популярной пьесе-мистерии Ludus de Antichristo (XII в.). Один из элементов этой легенды – освобождение Иерусалима от неверных – обрел самостоятельное значение и послужил идеологическим обоснованием Крестовых походов. И Фридрих I Барбаросса, и Филипп II Август, направлявшиеся походом в Землю Обетованную, рассматривались многими христианами в качестве таких эсхатологических фигур, предвестников «конца времени» и наступления Царствия Божия. Влияние византийских апокалипсисов на церковную эсхатологию трудно переоценить. Именно они завершили создание целостной картины «последних времен», которая в той или иной степени была усвоена и Восточной, и Западной Церковью. Страшному суду будут предшествовать определенные события или знаки, следующие друг за другом примерно в таком порядке:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Фридриха I Барбароссы (1175). В 1187 г. еп. Генрих заключил договор с консулами и руководителями коммуны о перенесении епископской резиденции внутрь городских стен ( Gaddoni S., Zaccherini G. Chartularium Imolense. Imolae, 1912. Vol. 2: Archiva minora. P. 357-359). В центре города началось строительство кафедрального собора во имя К.; в 1271 г. собор освящен еп. Синибальдо де Милотти. В наст. время мощи К. находятся в крипте собора, в барочной мраморной гробнице работы болонского скульптора Дж. М. Маццы (между 1698 и 1704). В ризнице хранится серебряный реликварий XIV в. с рукой мученика. Часть мощей К., а также фрагменты колонны, к-рая по преданию была обагрена кровью мученика, находятся в соборе Вознесения Богоматери и св. К. в г. Брессаноне. В средние века К. почитали во мн. городах Италии, а также в Тироле и Баварии. Согласно Гоффредо да Буссеро, в кон. XIII в. в Миланском архиеп-стве 13 церквей были освящены во имя К. (Liber notitiae sanctorum Mediolani/Ed. M. Magistretti, U. Monneret de Villard. Mil., 1917. P. 88-90). В наст. время К. почитается как покровитель еп-ства Имола, архиеп-ства Феррара и Комаккьо и еп-ства Больцано и Брессаноне. Ист.: BHL, N 1625-1629; ActaSS. Aug. T. 3. P. 16-30; Dolbeau F. Passion de S. Cassien d " Imola composée d " après Prudence par Hucbald de Saint-Amand//RBen. 1977. Vol. 87. P. 238-256; Greg. Turon. Glor. martyr. 42//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 66-67; Agnelli Ravennatis Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis/Ed. D. Mauskopf Deliyannis. Turnhout, 2006. (CCCM; 199); Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. XIV 8//PL. 135. Col. 857; Petri Damiani Serm. 39//PL. 144. Col. 710-717; MartHieron. Comment. P. 434-435, 439-441; Adonis Martyrologium//PL. 123. Col. 331; MartUsuard//PL. 124. Col. 357-358; MartRom. Comment. P. 335-336. Лит.: Reschius J. Annales ecclesiae Sabionensis nunc Brixinensis atque conterminarum. Augustae Vindelicorum, 1760. T. 1; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908 2. P. 48, 68, 249, 436, 482; Lanzoni F.

http://pravenc.ru/text/1681259.html

В 1187 г. егип. султан Салах-ад-Дин разгромил крестоносцев в битве при Хаттине и взял Иерусалим. Зап. монархи Ричард I Львиное Сердце , Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса организовали 3-й крестовый поход . Осенью 1188 г. между Фридрихом I и посланниками И. А. было достигнуто соглашение о проходе немецкой части крестоносного войска через византийскую территорию (Ibid. N 1581). Летом 1189 г. Фридрих прибыл на Балканы, где в г. Ниш был принят серб. жупаном Стефаном Неманей и провел переговоры с болг. посланниками ( Pavlov á M. Úast Srb pi tetí výpravé kíové//Bsl. 1933/1934. Vol. 5. P. 235-303). Слав. правители Балкан, стремясь выйти из орбиты визант. влияния, решили обратиться к Фридриху, что вызвало недовольство в К-поле. И. А. немедленно восстановил союз с Салах-ад-Дином и обязался воспрепятствовать продвижению Барбароссы через свои земли (RegImp, N 1591; см.: Brand. 1962. P. 170 ff.). Однако усилия византийцев не принесли им успеха. Когда Фридрих занял Адрианополь и встретился там с серб. и болг. послами, И. А. пошел на уступки и в февр. 1190 г. подписал новый договор, по которому должен был обеспечить крестоносцам переправу через Босфор и продовольствие по низким ценам, а также выдать им знатных заложников ( Nicet. Chon. Hist. P. 411; RegImp, N 1603; Zimmert K. Der Friede zu Adrianopel//BZ. 1902. Bd. 11. H. 2. S. 303-320; Idem. Der deutsch-byzantinische Konflikt vom Juli 1189 bis Februar 1190//Ibid. 1903. Bd. 12. H. 1. S. 42-77). После гибели Фридриха Барбароссы в Киликии (9 июня 1190) И. А. отправился в новый поход на Балканы. Кампания завершилась сражением на р. Мораве, в к-ром византийцы разбили сербов (о проблемах датировки см.: Dieten. 1971. S. 81-86), однако по мирному договору за серб. жупаном сохранялась большая часть захваченных им в предыдущие годы земель ( Nicet. Chon. Hist. P. 434; RegImp, N 1605). Война с болгарами сопровождалась для византийцев чередой неудач. В 1190 г. осада Тырнова была безуспешной, а на обратном пути войско И. А. попало в засаду и сам император едва избежал плена. Еще одно поражение от болгар византийцы понесли в 1194 г. при Аркадиополе (ныне Люлебургаз, Турция; Nicet. Chon. Hist. P. 446). Последние годы жизни

http://pravenc.ru/text/674141.html

Поэтому Исаак стал искать помощи у Саладина, видя в этом единственный исход и поддержку. Но Килидж-Арслан, исконный враг греков, вызнав это, обернулся врагом и против Саладина и теснее сблизился с крестоносцами. В 1189 году Исаак заключил формальный союз с Саладином в то время, когда Фридрих со своим крестоносным войском приближался уже к границе греческих владений. Исаак предоставил магометанам в Константинополе мечеть, обещал всячески мешать походу крестоносцев и выслал вспомогательный флот в количестве 100 судов на помощь Саладину, который, в свою очередь, разрешил грекам свободу вероисповедания в церквах Палестины, обещая, кроме того, поддерживать Исаака в войне с Килидж-Арсланом. Вот до чего дошла Византия; сто лет назад она призвала западных христиан на борьбу против ислама , а теперь заключила союз с главным противником христианства. Таим образом, каждый из христианских государей находился в союзе с одним из двух султанов передней Азии. Натурально, эти странные союзы должны были сделаться пагубными для обеих христианских партий. Фридрих Барбаросса со своими крестоносцами вступил в пределы Византийской империи в момент страшных беспорядков и народного восстания. Византийские чиновники делали вид, что относятся дружественно к крестоносцам; в то же время от сербских и болгарских государей являлись послы к Фридриху, прося заключить союз именно с ними для общей борьбы с греками. Фридрих уклонялся и говорил, что цель его похода – Палестина, что с греками он только тогда будет воевать, если они сами обнаружат к нему свою враждебность. Между тем общие беспорядки, партизанские отряды, разбойничьи шайки сильно беспокоили его. Приходилось тяжелыми битвами с ними и жестокими наказаниями обеспечивать себе здесь покой и продовольствие. Двинулись дальше, и чем ближе подходили к Константинополю, тем очевиднее становились для всех враждебные отношения греков к немцам-крестоносцам. Наконец, император Исаак прислал письмо Фридриху, будто бы он достоверно знает о враждебных намерениях Фридриха против него, почему и требует заложников, которые бы поручились бы за то, что ничего подобного нет; кроме того, он потребовал обещания со стороны Фридриха уступить половину всех будущих завоеваний в Сирии в пользу Византии. Таким образом, немецкое крестоносное войско очутилось во враждебной земле и должно было каждую минуту ожидать предательства и нападения со стороны греков. Однако, немцы не уступали и, следуя своим путем, вооруженной силой подчиняли себе разные мелкие города и местечки и тем добывали себе продовольствие. Таким образом, они постепенно распространили свое владычество на всю северо-западную часть Фракии. VIII. Неожиданное препятствие

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы видите, насколько постепенно изменялись взгляды, а основную цель крестовых походов у главарей их. Европа теперь поднималась на это дело горячее, увереннее и единодушнее, чем прежде; но чистого, идейного взгляда на это, – взгляда Готфрида Бульонского, Фридриха Барбароссы, – их преданности этому делу не было и в помине; не было и объединяющей силы, и вскоре после единодушного выступления крестоносное ополчение разбивалось на части и в таком виде прибывало в святую Землю, где оно скорее умирало по частям, нежели наносило серьезные удары могуществу мусульман на Востоке. В конце концов, уже дорогой начавшие вековые раздоры Ричард и Филипп внесли смуту свою под Акконом и в ряды своих единоверцев, которые и сами то находились в обостренных отношения друг к другу. Тысячи людей приносили в жертву героически и самоотверженно свою силу, свою жизнь, и все это должно было гибнуть от ничтожности душевных качеств их руководителей, которые были самыми обыкновенными мелочными людьми. А для такой ответственной роли необходимы были люди особенные, люди, стоящие намного выше уровня обыкновенного человека. VIII. Под Акконом Вы помните, что король Гвидо, освобожденный Саладином, собрал остатки своего войска и хотел соединиться с Конрадом Монферратским в Тире, но тот сурово отстранил его. Тогда Гвидо направился к Аккону и 27-го августа 1189 года обложил его и несколько раз штурмовал крепость. Саладин поспешил на выручку Аккону, и горсть христиан была бы неминуемо раздавлена, если бы в это время как раз не подоспела им на помощь значительные флотилии европейцев с тысячами крестоносцев из Дании, Фландрии, Англии, Франции и Италии. Нужно ли было именно теперь браться за такое трудное дело, как осада Аккона? Историки утверждают, что важнее всего в то время было подорвать силу Саладина на открытом месте, потому что случись это, крепости и города не могли бы сопротивляться более и сами бы сдались без бою. Кроме того, у христиан были в Сирии важные пункты, как Антиохия, Триполис, Тир, и Аккон пока не мог иметь большого значения для крестоносцев. Некоторые приписывают это просто капризу и взбалмошности короля Гвидо. Дело в том, что Тир являлся последним остатком Иерусалимского королевства; но он был в руках Карла Монфераттского, враждебно настроенного против Гвидо. Эти обстоятельства будто бы и побудили Гвидо во что бы то ни стало занять Аккон, чтобы иметь свой пункт, который не уступал бы Тиру. VIII. Крепость Аккон

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010