Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ III († после янв. 1180; до избрания папой - Ландо Ситино; Ландо ди Сецце), антипапа (29 сент. 1179 - янв. 1180). Немногочисленные сведения о Ландо Ситино содержатся гл. обр. в Цекканенских анналах и Аквицинктийском дополнении к «Хронике» Сигиберта из Жамблу. В последнем упоминается, что И. принадлежал к знатному рим. роду Франджипани, однако это маловероятно, т. к. в этот период Франджипани были активными сторонниками легитимного папы Александра III (1159-1181). Некоторые исследователи полагают, что И. происходил из ломбардской знати. Другие, основываясь на том, что он был выдвинут на Папский престол проимп. партией, поддержавшей в свое время антипапу Виктора IV (V) (1159-1164), считают, что И. принадлежал к нем. знати. Род. в г. Седзе (Италия). Впервые упоминается среди кардиналов, поставленных антипапой Виктором IV (V): в 1159 г. Ландо Ситино стал кардиналом-диаконом рим. диаконии Св. ангела (S. Angeli in Foro Piscario). Его подписи есть под буллами антипап Виктора IV (V), Пасхалия III (1164-1168) и Каллиста III (1168-1178). В сент. 1179 г., спустя год после отречения Каллиста III, воспользовавшись отсутствием в Риме папы Александра III (в мае 1179 тот был вынужден покинуть город), группа кардиналов и местных баронов объявила Ландо Ситино папой Римским. Его избрание поддержал брат антипапы Виктора IV (V), передавший И. замок Паломбара. В отличие от др. антипап понтификата Александра III, ставленников партии гибеллинов (сторонников императора), И. был лишен поддержки герм. императора: после битвы при Леньяно (1176) отношения между имп. Фридрихом I Барбароссой и папой Александром III улучшились. В 1177 г. в Венеции был заключен договор, согласно которому Фридрих I признал Александра III законно избранным папой Римским. Посол Александра III кард.-диак. Уго Пьерлеони подкупом добился передачи замка Паломбара Александру III. В янв. 1180 г. замок был взят, а И. заточен в бенедиктинское аббатство Св. Троицы (Ла-Тринита делла Кава, близ совр. г. Кава-де-Тиррени, Италия), где вскоре скончался. Со смертью И. закончилась длившаяся 21 год схизма.

http://pravenc.ru/text/468775.html

Мощи трех волхвов — Вальтасара, Гаспара и Мельхиора Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Три царя (три волхва) — Каспар, Мельхиор и Бальтазар (греч. μγοι, маги) — принятые в западноевропейской традиции имена магов (волхвов), принесших младенцу Иисусу дары на Рождество (поклонение волхвов). В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину. В Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день). Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греч. μγοι. В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским (зороастрийским) жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа (маги). В латинской традиции греческое μγοι переводится латинским словом magi («волшебники»); они часто изображаются в царских венцах. Впервые назвал волхвов царями святой Кесарий Арльский. У Беды Достопочтенного впервые появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц (например, фр.  Hotel Les Trois Rois — отель «Три Короля»). По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан, а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе. Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесенных даров предположили, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трех различных частей света (Бальтазар — мавр, Африка; Мельхиор — белый человек, Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде, Азия). То есть родиной их было три страны с различным по этническому составу населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

http://azbyka.ru/palomnik/Мощи_трех_волх...

http://istoriarusi.ru/cccp/plan-barbarossa.html План Барбаросса Почему провалился план блицкрига? 24 апреля, 2012 Почему провалился план блицкрига? http://istoriarusi.ru/cccp/plan-barbarossa.html История плана Барбаросса. Содержание статьи План Барбаросса – это кодовое название плана нападения немецких войск на СССР в 1941 году. Этот план разработал немецкий генштаб. Он предполагал масштабное и, главное, быстрое наступление на территорию Советского Союза. Весьма символично, что план назвали в честь Фридриха I Барбароссы, бывшего короля Германии, который погиб в ходе Третьего крестового похода, упав с лошади в тяжелых доспехах при переправе реки Селиф. Подготовка плана Барбаросса План Барбаросса считается одним из самых масштабных военных планов в истории человечества. Его разрабатывали несколько месяцев. Он включал в себя множество элементов: Германия готовилась основательно. Общая численность контингента насчитывала около 5,5 млн человек. Для отправки на фронт готовились 190 дивизий, еще 24 дивизии числились в резерве. Немецкое командование выделило 19 танковых и 14 моторизованных дивизий. Германия рассчитывала на скорую победу, потому что уже имела опыт молниеносной войны в других странах, танки и самолеты фашистских захватчиков считались самыми мощными и современными, а личный состав хорошо подготовили. Среди главных целей плана Барбаросса было уничтожение советской армии и захват ресурсов СССР. В рамках этого плана немецкое командование ожидало скорое поражение советских войск на восточном фронте, а также в Белоруссии и на Украине. Направления атак Всего было три направления атак: Активное наступление началось утром 22 июня 1941 года и продолжалось до декабря 1941 года. Немецкие войска в первые дни войны продвигались успешно. Они превосходили советские войска в маневренности и скорости и в течение первого месяца оперативно разбили сильнейшие армии СССР. 254-я стрелковая дивизия на позициях под Старой Руссой. Лето 1941 года Причины провала плана Барбаросса Однако, как показала история, стратегия была не настолько успешной, как ее представлял Германский генштаб. План разрабатывался по ложным разведывательным данным. Советские войска были гораздо лучше подготовлены, чем ожидалось. Кроме того, у себя на Родине войска Красной армии могли бороться в самых трудных погодных условиях и оказать яростное сопротивление. Люди доказали, что готовы бороться до конца и отдать жизнь за родную землю, если потребуется. Их героизм и самоотверженность стали одной из главных причин провала плана Барбаросса.

http://pravmir.ru/plan-barbarossa/

Закрыть itemscope itemtype="" > Страсти по Андрею 18.02.2016 887 Время на чтение 8 минут Накануне 2016 года Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском оказался в центре внимания историков. На стене храма было обнаружено древнее граффити, повествующее об убийстве князя Андрея Боголюбского. Корреспондент «Культуры» побывал на месте и лично прикоснулся к письменам, попутно разузнав весьма интересные подробности о самом строении XII века. Под куполом тайны - У нас прямо одно важное событие за другим - улыбается директор департамента культуры Ярославской области Марина Васильева. - В декабре собор получил статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ. Принятое решение служит ступенью, необходимой для включения памятника в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. - Это очень хорошо, теперь здание смогут изучать лучшие специалисты, а там - просто поле непаханое, - вторит чиновнице директор Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Галина Петровнина. Стоящий около городского вала собор очищен от наслоений краски и штукатурки, всего с него сбили более сорока тонн известки. Именно в ходе этих работ и обнажилась древняя надпись, хотя она - еще не самое интересное из того, что здесь нашли. - Мы исследовали купол: оказывается, он двойной. Внешний - из известняка, а внутренний - из туфа. Между ними пустота, по всей видимости, для теплоизоляции. Но откуда взяли туф? Ведь ближайшие залежи этой горной породы находятся в Армении и в Италии, то есть везти камень - практически нереальная для той эпохи логистическая операция, - пожимает плечами старший научный сотрудник музея-заповедника Елена Шадунц. - Более того, изнутри видно, что арки барабана изначально были не круглыми, а параболическими, вытянутыми вверх. И только потом, наверное, во время ремонта, их существенно изменили. Получается, когда-то форма купола могла быть иной, например, в виде шелома. По поводу арок есть версия. Андрей Боголюбский, который достраивал заложенный отцом - Юрием Долгоруким - собор, дружил с императором Фридрихом I Барбароссой. Известно, что немец присылал на Русь мастеров, дабы те пособляли князю в его многочисленных архитектурных проектах. Поэтому элементы готики вполне объяснимы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Покровская церковь на Нерли (Боголюбово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Храм был воздвигнут благоверным князем Андреем Боголюбским, который поставил " две церкви каменны во имя святыя Богородица " при основании им " Боголюбивого града " - т.е. в 1158 году. Содержание История [ править править код ] Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова на Нерли была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — это 1158 год. Храм Покрова на Нерли. Реконструкция первоначального вида по Н. Н. Воронину. Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси. По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы. В 1919 году древние белокаменные памятники, в том числе и Покровский храм, были взяты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В 1923 году Боголюбовский монастырь был закрыт, и храм остался в ведении Владимирского музея, с 1958 года - Владимиро-Суздальского музея-заповедника. За эти годы белокаменный храм исследовался археологически и неоднократно реставрировался. Так, в 1954-1955 годы церковь подверглась археологическому исследованию Н. Н. Ворониным. Благодаря возрастающей известности храма как вершины древнерусского зодчества, церковь стала центром экскурсионного и туристического " бума. "

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

Святыни древнего Асеновграда (версия для печати)/Православие.Ru Святыни древнего Асеновграда Православие.Ru , 6 сентября 2005 г. / Город Станимака (греч. Stenimachos), который с 1934 г. называется Асеновградом, — один из древнейших городов на территории Болгарии. Селение Стеннмахос входило и Филиппопольскую (ныне Пловдивскую) епархию, известную с апостольских времен. Первым епископом Филиппольским был, по преданию, св. Ерм. Известно, что в Станимаке с IV в. был хорепископ. В числе 37 мучеников, пострадавших в Филиппополе при Диоклетиане (IV в.), были и станимакские христиане. История Станимаки— Асеновграда переплетается далее с судьбой династии Асенов, или Асеней, основателей Второго Болгарского царства (1187—1396). Близ города сохранились развалины Асеновой крепости (XI—XIII вв.) с гарнизонным Успенским храмом (XII в.). Самый древний из городских храмов — церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот известен с очень давнего времени. Он был разрушен крестоносцами Фридриха Барбароссы в 1189 году, восстановили его при царе Иване Асене I десять лет спустя. Но после установления в Константинополе Латинской империи храм вновь подвергся разрушению. И вновь отстроил его Иван Асен П. Этот обновленный храм просуществовал до 1600 г., когда его уничтожил турецкий воинский отряд во главе с Хасан-ходжой. Более 150 лет спустя, в 1765 г., отец и сын Георгий Димов и Димо Георгиев, придя в праздник Успения из соседнего города Костура, увидели, что местные жители ставили свечи на развалинах, где некогда стояла церковь. Они отправились в Константинополь и выхлопотали разрешение на восстановление храма. Отстроили храм в том же году. Антиминс и два образа - Пресвятой Богородицы Элсусы (Милующей) и Христа Спасителя — принесены были со Святой Горы Афон, из Ватонедского монастыря. Освятил антиминс последний архиепископ Охридский Арсений, находившийся в заключении в Ватопеде. Он же рукоположил во пресвитера Димо Георгиева. Но вскоре греческий митрополит Пловдивский Самуил запретил славянское богослужение в храме и лишил сана болгарского священника. Викарий митрополита Самуила епископ Ликийский Каллиник заново освятил храм и новый антиминс. Следует отметить, что, как мы увидим в дальнейшем, даже на количестве храмов в городе и их расположении сказалась долгая церковно-этническая борьба между утверждавшими панэллинизм фанариотами и болгарами, изо всех сил отстаивавшими национальную самостоятельность,— борьба, закончившаяся провозглашением автокефалии Болгарской Церкви, признанной Константинополем лишь после Второй мировой войны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Церковь святого Пантелеимона Целителя (Ниш) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Пантелеимона Целителя в Нише — храм Нишской епархии Сербской Православной Церкви в районе Ягодин Мала. Содержание История [ править править код ] Церковь в честь святого великомученика Пантелеимона в Нише была построена после освобождения Ниша от турецкого ига на правом берегу Нишавы, в центральной части Ниша – старейшем районе Ягодин Мала, рядом с остатками церкви 12 века времен правления Стефана Немани . Фундамент храма был заложен в апреле 1878 года. Место для храма было выбрано к юго-западу ниже остатков фундамента старой церкви и рядом с источником. 8 августа 1878 года церковь была завершена и освящена. Храм упоминается австрийским писателем-путешественником Феликсом Каницем, посетившим его в 1889 году. На этом место также произошло еще одно историческое событие – встреча Стефана Немани и немецкого императора Фридриха Барбароссы, которая состоялась 27 июля 1189 года. Тогда Барбаросса отправился в Третий крестовый поход за освобождение Иерусалима. Первоначально звонница рядом с храмом была построена из дерева, колокол для нее был взят с турецкой башни в крепости Ниша. В 1928 году была построена современная звонница с тремя колоколами. Церковь расписана в период между двумя мировыми войнами. Фрески выполнили маслом иконописцы Джорджи Зографски из Галичника и Душан Милачич из Ниша. Деревня Пантелей с церковью была любимым местом пикников Нишли в период между двумя мировыми войнами. Он известен своей очень хорошей и холодной водой, которую во времена турок и после освобождения Ниша развозили по городу на ослах. В 1990 году храм передан под охрану государства как памятник культуры. В день святителя Симеона Мироточивого, 27 февраля 2008 года, на Архиерейской литургии был освящен фундамент параклиса с восточной стороны существующей церкви, а в 2010 году отслужена первая литургия. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

Владимир Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.129057; 40.406635 Россия, Владимир Владимир, Владимирская область Россия Объективно Владимир, Боголюбово Центр области, граничащей с Московской. Находится в 190 км к востоку от Москвы на р. Клязьме. Население – 361 тыс. человек. Субъективно Примечательно, что все главные храмы Владимира построены святым князем Андреем Боголюбским и посвящены Богородице. И все они сохранились с XII века, хотя много более поздних построек погибло. Наверно, город, где прославились две великие иконы Божией Матери – Владимирская и Боголюбская , – не мог не стать великим и не сохранить часть своего величия до наших дней. Для полноценного знакомства с городом необходимы два дня. Содержание История города [ править править код ] Развитие после Смутного времени Владимир не избежал разорений Смутного времени, активно участвовал в первом и втором народных ополчениях. В 1719 г. город стал центром провинции, в 1778 г. – центром губернии и Владимиро-Костромского наместничества. К счастью, екатерининский план застройки города сохранил главную улицу (Большую), проходившую через Золотые и Серебряные ворота, являющуюся частью московско-нижегородского тракта, ныне состоящую из Большой Московской и Большой Нижегородской. В 1862 г. через Владимир прошла Московско-Нижегородская железная дорога, что способствовало дальнейшему развитию города. Гражданскими памятниками XVIII – нач. XX в. являются: здание кинотеатра «Ампир» (1913 г., ул. Б. Московская, 13); торговые ряды (1787 г., ул. Б. Московская, 19); Дворянское собрание. Памятники церковной архитектуры во Владимире: Боголюбовский монастырь и церковь Покрова под Владимиром. Для столь обширного строительства «по вере же его и по тщанию его к святой Богородице приведе ему Бог из всех земель все мастеры». Существует предание, что своих умельцев-строителей Андрею присылал даже германский император Фридрих Барбаросса. Андрей не только строил, но сам усердно, со слезами молился в этих храмах; нередко и ночью, приходя в церковь в одиночестве, зажигая свечи и надолго оставаясь перед иконами. За эти качества и дела он получил прозвище Боголюбского.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСЕНОВСКАЯ КРЕПОСТЬ [Асеневая, Асеновая; болг.- Асенова крепост], находится к югу от Асеновграда (Болгария), на высокой скале при входе в ущелье р. Чая. Отождествляется со средневек. г. Станимахос (до 1934 Станимака). Название получила по надписи в скале, указывающей, что крепость (град) была построена в 1231 г. болг. царем Иоанном II Асенем. Сохранились сведения о существовании крепости еще в XI в. Так, дер. Станимахос с двумя укреплениями упоминается в Типиконе Бачковского мон-ря (1083), принадлежавшего визант. военачальнику Григорию Бакуриани. В 1189 г. крепость, называемую Скрибенциум, захватили крестоносцы имп. Фридриха II Барбароссы. Сохранилось ее описание нач. XIII в., сделанное Ж. де Виллардуэном. В XIII-XIV вв. А. с. неск. раз переходила от византийцев к болгарам. Во 2-й пол. XIV в. была захвачена турками. В XV в. комплекс был разрушен. Церковь Богородицы Петричской в Асеновской крепости. Кон. XI — нач. XII в. Церковь Богородицы Петричской в Асеновской крепости. Кон. XI — нач. XII в. Крепость состоит из 2 частей. Замок (внутренняя крепость) расположен в самой высокой части укрепления, где также находились многоугольная башня-донжон (пирг), небольшая однонефная церковь в центре и жилые постройки. Возле церкви были найдены погребения с монетами визант. имп. Алексея I Комнина (1084-1118), позволившие отнести строительство замка к кон. XI - нач. XII в. На территории внешнего укрепления находятся две цистерны (водохранилища). В наст. время на территории А. к. сохранился небольшой двухэтажный храм Богородицы Петричской, имеющий вытянутый план с ярко выраженным предалтарным пространством, неск. расширенным наосом (перекрыт куполом на 12-гранном барабане), нартексом и квадратной башней по оси здания с запада. Главный этаж имеет окна с полуциркульными завершениями в больших аркатурных нишах. Нижний этаж, стоящий на уступе скалы, перекрыт коробовым сводом и служит своеобразным подиумом, устраняющим неровность площадки (характерный прием средневизант. архитектуры). Достаточно близкую аналогию церкви составляет др. средневек. храм Асеновграда, ц. св. Иоанна Предтечи, в зап. части города. Храм отнесен А. Грабаром к типу двухэтажных церквей-гробниц наряду с костницей Бачковского мон-ря и Боянской церковью , с к-рыми его роднит внешнее оформление (аркатура, подчеркивающая двухчастное деление фасада). Захоронений в храме не обнаружено, и программа сохранившихся росписей XIV в. также не отвечает погребальной тематике. Надписи выполнены на греч. языке. К особенностям росписи можно отнести изображение сонма архиереев и диаконов в алтаре. Стиль росписей относится к лучшим визант. памятникам 2-й пол. XIV в.

http://pravenc.ru/text/76602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАМАНД [араб.   , в лат. графике - Balamand; скорее всего от старофранц. Бельмон, Belmont - прекрасная гора, на что указывает др. вариант этого топонима Valmont,  ; греч. этимология, возводящая его к παλαι μνδρα - старый мон-рь, гораздо менее вероятна], правосл. муж. мон-рь Антиохийской Православной Церкви , основанный в Ливане, к юго-востоку от Триполи, на побережье Средиземного м. в нач. XVII в. на месте цистерцианского аббатства (сер. XII - кон. XIII в.). Баламандский мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Баламандский мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Вскоре после провала 2-го крестового похода Бернард Клервоский призвал монахов созданного им ордена цистерцианцев идти в Св. землю и молитвой наставлять крестоносцев на путь истинный. Во исполнение его воли 11 мая 1157 г. монахами аббатства Моримон был заложен храм Богоматери Бельмонской, вокруг к-рого сложилась цистерцианская обитель. Утверждения о том, что на этом месте существовал правосл. мон-рь, якобы захваченный крестоносцами, не имеют под собой серьезных оснований, но, вероятно, католич. монахи застали какие-то руины визант. построек. Хотя первоначальный план аббатства, возведенного между 1157 и 1169 гг., в основном следовал цистерцианским канонам, его центральное здание - храм, сохранившийся с незначительными изменениями,- довольно резко отступает от них как по своему расположению (в частности, из-за ориентации по оси северо-восток - юго-запад), так и по типу колокольни. Последняя представляет собой характерный образец провансальской готики. Ансамбль мон-ря сооружен из местного сорта твердого известняка малики, в орнаментах использован мрамор. Основу экономического благосостояния Бельмона составляло земледелие, поэтому значительная часть его построек была предназначена для сельскохозяйственных нужд. Процветанию обители способствовало покровительство, к-рое оказывали цистерцианцам имп. Фридрих I Барбаросса и Антиохийский лат. патриарх Петр II. Бельмонское аббатство редко упоминается в хрониках времен крестовых походов и в документах из архивов цистерцианцев. Известно, что оно подчинялось епископу Бейрута и поддерживало постоянные связи с др. цистерцианскими мон-рями Сирии и Кипра. С сер. XIII в. для обители наступили тяжелые годы. В 1269 г. Бельмон назван среди разрушенных арабами аббатств, монахи к-рых нашли приют в мон-ре Больё на Кипре. Возможно, после заключения десятилетнего мира с мамлюками в 1271 г. какая-то часть бельмонской братии вернулась на пепелище: в лат. надгробной надписи из Б. речь идет о 1280 и 1282 гг. Последнее упоминание о Бельмонском аббатстве восходит к 1287 г., однако к тому времени оно, вероятно, уже полностью обезлюдело. После взятия Триполи мамлюками в 1289 г. и не позже 1291 г. цистерцианская обитель Бельмон окончательно прекратила существование.

http://pravenc.ru/text/77414.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010