1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192 Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов–схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов–схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 Св. Григорий Палама, основоположник исихазма 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор»)

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Сербы и болгары возымели намерение использовать момент и при помощи Фридриха добиться своей цели. Во время своего пребывания в Нише германский государь принимал сербских послов и самого великого жупана Стефана Неманю и там же вел переговоры с болгарами. Сербы и болгары предлагали крестоносцам союз против византийского императора, но под тем условием, чтобы Фридрих позволил Сербии присоединить Далмацию и сохранить отвоеванные от Византии земли, а Асеням предоставил бы в бесспорное владение Болгарию и обеспечил за Петром императорский титул. Насколько можно судить, Фридрих не дал им решительного ответа и двинулся дальше. 217 Один историк XIX века, В. Г. Васильевский , по этому поводу замечает: “Был момент, когда разрешение славянского вопроса на Балканском полуострове находилось в руках западного императора; был момент, когда Барбаросса почти готов был принять содействие болгарского и сербского вождей против Византии, что неминуемо повело бы к разрушению Греческой империи.” 218 Вскоре после перехода крестоносцев в Малую Азию византийское войско понесло сильное поражение от болгар. Сам император с трудом спасся от плена. “Многочисленная потеря убитыми, – по словам источника, – наполнила города плачем и заставила деревни петь горькие песни.” 219 В 1195 году, как известно, произошел в Византии государственный переворот, лишивший престола и зрения Исаака и возведший на трон его брата Алексея. Последний должен был прежде всего заботиться об укреплении своем на престоле и начал даже поэтому с болгарами мирные переговоры. Но последние предъявили неприемлемые условия. Спустя некоторое время, в 1196 году, благодаря греческим проискам, оба брата – Асень, а позднее Петр, погибли от руки убийц. После этого в Болгарии воцарился их младший брат Иоанн, живший прежде заложником в Константинополе и прекрасно изучивший византийские нравы. Это и был знаменитый царь Калоян, “с 1196 года гроза греков, а после и латинян.” 220 Византия не могла справиться с новым болгарским государем, который, вступив в сношения с папой Иннокентием III, получил через его легата королевский венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1909. P. 80). Др. сведения о мч. Иулиане отсутствуют (BiblSS. Vol. 6. Col. 1193-1194). Скорее всего имя Иулиан и число пострадавших с ним мучеников были заимствованы из неверно прочитанной эпитафии И., а подробности, записанные Ансельмо да Вайрано, были вымышлены позднее. Неизвестно, как выглядел ансамбль алтаря ц. Св. Креста с саркофагом И. и эпитафией ему, т. к. средневек. храмы мон-ря св. Петра не сохранились (на их месте находится построенная в кон. XVI - нач. XVII в. приходская ц. св. Петра в Лоди-Веккьо). Во 2-й пол. XII в., когда были созданы «Книга откровений» и монастырская хроника, мон-рь св. Петра оказался в сложном положении. Из-за конфликта с Миланом г. Лоди (рим. Лаус-Помпея) был уничтожен (в 1111 миланцы захватили город и разрушили укрепления, в 1158 повторно разорили город). В 1158 г. по повелению имп. Фридриха Барбароссы, предоставившего жителям привилегии и субсидии, г. Лоди был восстановлен на новом месте, в 6 км от руин старого города (Лоди-Веккьо). В нояб. 1163 г. император присутствовал при перенесении мощей св. Бассиана из старого Лоди в соборный храм нового города. Ансельмо да Вайрано упоминает о разорении миланским войском в 1193 г. Лоди-Веккьо и мон-ря св. Петра, после чего аббат Павел открыл гробницу И. и освидетельствовал мощи святого. Впосл. мощи И. были перенесены в кафедральный собор в Лоди, однако о дате этого события неизвестно. Чизери и др. авторы утверждали, что мощи И. были перенесены в Лоди в 1173 г., сразу же после чудесного обретения гробницы. Эти данные противоречат свидетельству Ансельмо да Вайрано, согласно к-рому мощи И. в 1-й пол. XIII в. оставались в монастыре св. Петра. Самые ранние упоминания о литургическом почитании И. в Лоди относятся к кон. XV в. ( Manzini. 1905. P. 38). Память святого праздновалась 12 окт., в день перенесения мощей. При еп. Лудовико Таверна (1579-1616) мощи святого были помещены в алтаре крипты кафедрального собора, в 1588 и 1893 гг. проводилось их каноническое освидетельствование. Сведения об И. приведены в сочинениях по истории епископства и г.

http://pravenc.ru/text/1237821.html

А восстановление Бенедиктом 16 средневековой латинской мессы XVI века? Её отменил II Ватиканский собор в 1960-е годы под громкие аплодисменты борцов за толерантность. Благодаря отмене этой мессы в католики записались московские космополиты 1990-х годов. Многие из них не разобрались, что же именно произошло. Но Антидиффамационная лига США вовремя разглядела опасный рецидив средневековья и заявила Ватикану протест. Без успеха. Не обратили за рубежом внимание на странную привязанность Ратцингера к Данте (1265-1321). Его " Божественную комедию " (раздел " Рай " ) Бенедикт процитировал в собственной энциклике " Бог есть любовь " , подписанной уже 25 декабря 2005 года. Данте - не схоластик и не аббат. Зато у него есть трактат " Монархия " , где он воспевает всемирную германскую империю! Многие относят написание " Монархии " к 1317-1318 годам, когда на Рим притязал король Людвиг IV из баварского рода Виттельсбахов. Людвиг IV в 1328-1330 годах владел Римом, выгнав из него сторонников авиньонского (французского) папы Иоанна XXII. Этого папу Данте как раз проклинал (кстати, Людвиг IV - покровитель тевтонских рыцарей. Им он даровал привилегию завоевания Руси в 1337 году). Во всемирно известной " Божественной комедии " Данте, в разделе " Ад " , в 8-м кругу ада, в третьем рву, мучаются римские папы Николай 3 и Бонифаций 8. Оба итальянцы. Из римской аристократии. Николай III (1277-1280) из Орсини. Бонифаций VIII (1294-1303) из Гаэтани. Так что пусть себе мучаются в аду, не немцы всё-таки. Есть и отягчающие их вину обстоятельства. Папы в XIII веке смертным боем бились с германскими императорами из династии Гогенштауфенов - потомками Фридриха I Барбароссы. Папам помогли французы, обосновавшиеся на Сицилии и в Неаполе. Напротив, немцы Гогенштауфены считали себя королями Сицилии и зарились на Рим. Последнего из Гогенштауфенов - Конрадина - взяли в плен и обезглавили в Неаполе в 1268 году. И кто? Французы и их римские союзники! Самое невыносимое для Ратцингера - казнённый Конрадин по матери был из баварских Виттельсбахов!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Академик РАН В. Е. Фортов: «Стоит вспомнить, что вообще вся наука зародилась в Средние Века в европейских университетах, которые в те времена были чисто религиозными учреждениями. Цель этих университетов, как она была сформулирована Фридрихом Барбароссой в 1154 году, состояла в том, чтобы обеспечить духовное, телесное и социальное процветание людей. Поэтому все средневековые университеты имели три факультета: филологический, медицинский и юридический. Именно под крылом религии возникли первые научные школы, первые ученые. Кстати, в этот момент и возникли некие проблемы между наукой и религией, которые в те времена были не более как попыткой науки уйти от административного диктата и не носили под собой того глубокого теологического базиса, который возник позже. История научной мысли однозначно свидетельствует о том, что мотивации, движущая сила, оправдание научных исследований в ранней европейской цивилизации основывались на чисто средневековой уверенности в рациональности того, что создал единый Бог. Именно единый, потому что если существует единый Бог, единый Промысел, то есть и единый предмет исследования. Этого не случилось на Востоке и в Китае за пять тысяч лет развития их цивилизаций, потому что там существовала религиозная философия многих богов. А это значит, что существует много истин, что не дает предмета для научных исследований, потому что нельзя стремиться к достижению какой-то одной истины, а приходится искать каждую истину под каждого конкретного бога. Дезориентирующее влияние политеизма пагубным образом отразилось на развитии научных направлений Востока. А представление о едином Боге явилось мощным импульсом развития науки на самых ранних этапах. При этом Церковь всегда считала стремление познать замысел Творца всего сущего богоугодным делом, хотя и указывала на тщетность попыток сделать это до конца. Многие ученые признавались, что самые глубокие научные открытия были сделаны ими в момент интуитивного прозрения, причем решение приходило как-то сразу и целиком, даже во сне. Так открыл периодическую систему Менделеев. Об этом много и откровенно писали такие ученые как Ньютон и Эйнштейн. Они говорили о присутствии в момент открытия очень сильного духовного возбуждения. Об этом писал в своих работах по психологии научного творчества и наш соотечественник академик Мигдал. Он говорил мне, что перед настоящим открытием должно произойти какое-то озарение, очень близкое религиозному экстазу; что, приближаясь к реальной истине, испытывал совершенно удивительное чувство.

http://pravmir.ru/cerkov-i-nauka-est-li-...

В 1194 г. королем Сицилии стал сын Фридриха Барбароссы, император Священной Римской Империи Генрих Гогенштауфен. Его наследник Фридрих II вдохнул в королевство новую жизнь, однако борьба между имперской и папской властями вылилась в открытую войну. Папа Иннокентий IV называл дом Гогенштауфенов не иначе как “порождением ехидны”. 26 февраля 1266 г. в битве при Беневенто армия отлученного от церкви короля Сицилийского Манфреда, незаконного сына Фридриха II, была разбита войсками папского ставленника, Карла Анжуйского, брата Людовика Святого. Манфред был убит в этом же сражении. Так Карл стал королем Сицилийским. Однако ему пришлось выйти на поле боя против последнего из Гогенштауфенов, совсем еще мальчика, Конрадина Швабского, вторгшегося в южную Италию, чтобы бросить вызов узурпатору. 23 августа 1268 г. армия Конрадина была разгромлена у Тальякоццо, и через два месяца он был обезглавлен на неапольском эшафоте. Теперь Карл мог приступить к реализации планов расширения свои владений. IV За несколько лет до отвоевания Константинополя Михаилом Палеологом политические интересы короля Манфреда обратились на восток. Только немедленная помощь, возможно, еще могла спасти положение Латинской Римской империи. Манфред рассчитал, что в антиникейской коалиции он станет главным защитником католической церкви на востоке и Рим будет вынужден прекратить враждебные действия против него. Коалиция, в которую, помимо Манфреда, входили Михаил II, деспот Эпирский, Гийом Виллардуэн, князь Ахайский, и Балдуин, император Константинопольский, выставила на поле боя войско, значительно превосходившее числом никейскую армию. Однако в бою в Пелагонии в 1259 г. союзники потерпели сокрушительное поражение. Несмотря на этот урок, Манфред не изменил направления своей политики. Возвращение Византийской империи в Константинополь, происшедшее вскоре после пелагонской победы, лишь укрепило решимость короля помочь императору Балдуину, чтобы примириться с римским престолом. Он просто не мог себе представить, что Рим сохранит к нему враждебность, если он выступит в ореоле борца за дело восстановления Латинской империи, и это стало его роковой ошибкой.

http://pravmir.ru/rol-vizantijsko-aragon...

В Лондонском планетарии в 60-е годы шла научная программа: показывали небо над Вифлеемом в ночь рождения Иисуса Христа. Вы видели звездный небосклон - точно такой, каким он был в 7-м году до Р.Х. - и огромную светящуюся звезду. Фактически на небе сошлись три звезды - планеты Юпитер, Сатурн и Марс. Одна из них, как объяснял демонстратор планетария, в соответствии с астрологическими представлениями, была " звездой Иакова " (то есть Израиля), другая - " царская " звезда, третья - " звезда " войн и преобразований. По ним волхвы узнали о рождении великого преобразователя мира, Царя Иудейского, и пошли в Иудею. Звезда, восход которой волхвы видели на востоке, шла перед ними. " По-видимому, - отмечает католический комментарий Евангелия, - звезда проходила по южной части небосклона и была перед глазами путников, а " остановилась над местом, где был Младенец " , - то есть когда волхвы подошли к Вифлеему, звезда оказалась как раз над городом " . В Оксфордском словаре христианской Церкви, изданном доктором Кроссом в 1957 году, сказано о них: " Они были первые язычники, поверившие в Христа " , - и о встрече планет, создавшей Вифлеемскую звезду: " Первым ученым, сделавшим это открытие, был Кеплер, высчитавший, что в 7-м году до Р.Х. произошло сочетание Сатурна и Юпитера " . Автор толкования в " Библии сегодня " указывает, что хронологический расчет года рождения Спасителя делал ученый монах Дионисий Малый в начале VI в. и ошибочно поставил год Рождества как 753-й год от основания Рима, в то время как Ирод умер еще в 4-м году до Р.Х. Таким образом, год совмещения планет, установленный Кеплером, - вполне возможный год Рождения Спасителя. Д-р Кросс в своем словаре отмечает, что точных исторических сведений о волхвах (он их называет " мудрецами " ) у нас нет. Тертуллиан в III в. называет их " феререгес " , то есть " почти цари " , очевидно, по уважению, каким они пользовались в астрологическом мире. Отсюда предание на Западе, что они и в самом деле были цари. По сохранившемуся у христиан преданию в VI в. впервые записаны и их имена: Гаспар, Мельхиор, Валтасар. В средние века их почитали святыми, и еще в III в. были обнаружены их мощи, хранившиеся в Константинополе до 1162 г., когда Фридрих Барбаросса увез их оттуда в Германию, где они и сейчас хранятся в Кельнском соборе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

В память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы было установлено ежегодное празднование 18 июля. Явление Пречистой Девы князю Андрею нашло затем отражение в русской иконографии, получив со временем дальнейшее развитие, когда перед Богоматерью изображались соборы молитвенно припадающих святых. В службе Боголюбская икона прославляется, как “крепость наша и радование боголепное”. В последующее время к ней молитвенно прибегали благочестивые верующие люди во время моровых поветрий. Боголюбская икона Божией Матери. 2004 г. Первоначально князь Андрей владел только собственно Владимиром, остальные же земли находились в подчинении его отца. В последующее время начинается возвышение Владимиро-Суздальской земли. Этому способствовала кончина в Киеве великого князя Юрия Долгорукого в ночь на 15 мая 1157 года. Во Владимирской летописи об этом говорится следующее: “Преста­вися благоверный князь Гюрги Владимиречь в Кыеве месяца мая в 15 день, и положиша и в церкви у Спаса святого на Берестове”. Его могуществу способствовала Ростово-Суздальская земля, в течение почти двадцати лет снабжавшая всяческими ресурсами, благодаря которым он укреплял могущество града Киева. Вскоре после этого, 4 июня 1157 года, в Ростове князь Андрей был избран на Суздальский престол, о чем говорится в летописи: “…ростовци и суждальци здумавше вси, пояша Аньдрея и посадиша и в Ростове на отни столе, и Суждали, занеже бе любим всеми за премногую его добродетелья, яже имяше преже к Богу, и ко всем сущим под ним”. Так князь Андрей из “подручника” своего отца становится правителем Северо-Вос­точной Руси, владения которого простирались почти на треть всей территории страны. День его избрания — весьма важная дата в истории Руси, свидетельствующая о появлении самостоятельного государственного образования на северо-востоке страны, очага будущей Московской державы. Для князя Андрея Боголюбского была характерна активная храмоздательная деятельность. В конце 50-х годов XII века он начинает обустраивать новую столицу во Владимире. Историк В. Н. Татищев отмечает, что Владимирскому князю были присланы мастера от немецкого императора Фридриха Барбароссы. Следовательно, в 60-х годах XII века князь располагал сильной строительной артелью, в которой совместно работали западно-европейские, галицкие и местные мастера. Важным начинанием в деятельности князя Андрея Боголюбского является построение в 1158–1160 годах Успенского собора во Владимире, который стал центром Владимирского княжества. В соборе совершались торжественные Богослужения, хранились важные документы, заключались договоры. Здесь отмечались особо значимые события в княжестве — победы, рождения наследников, другие радостные или печальные события: погребали епископов и представителей княжеских семей 1 . Очевидно, что в контексте мероприятий князя Андрея прежде всего с постройкой каменного собора Успения Богородицы связано создание первоначальной редакции Устава князя Владимира, Крестителя Земли Русской.

http://pravmir.ru/blagovernyiy-knyaz-and...

Во 2-м крестовом походе (1147-1149) епископ руководил небольшим отрядом: на хофтаге в Регенсбурге (февр. 1147) он принес крестоносный обет, в кон. мая отправился вместе с войском Конрада III в Иерусалим ( Ehlers. 2013. S. 156-157). В кон. сент. 1147 г. войско крестоносцев переправилось через Босфор и затем вышло из К-поля. Во 2-й пол. декабря отряд, к-рым командовал О. Ф., был атакован турками-сельджуками и понес тяжелые потери. Епископ с оставшейся частью войска морским путем достиг Акры, где 24 июня 1148 г. принял участие в совете во главе с правителем Иерусалимского королевства (Ibid. S. 159). Дата возвращения О. Ф. со Св. земли неизвестна; его имя снова появилось в королевских дипломах только в нач. апр. 1151 г. О. Ф. принимал участие в выборах короля во Франкфурте (4 марта 1152 - Ibid. S. 161). Он был втянут в конфликт с представителями рода Виттельсбахов, претендовавшими на Фрайзингское еп-ство. В 1156 г. выступал посредником в споре Вельфов и Бабенбергов в Баварии, а также принимал деятельное участие в улаживании спора имп. Фридриха I Барбароссы с папой Адрианом IV (1154-1159). Почитание О. Ф. скончался, направляясь на генеральный капитул ордена цистерцианцев в Сито. Погребен в Моримоне. В годы Французской революции (1789-1799) аббатство было упразднено. В 1954 г. в ходе археологических раскопок на территории бывш. мон-ря обнаружили свинцовую раку с останками мужчины 40-50 лет. Проведенные в 1966-1969 гг. в Музее естествознания в Вене исследования с большой долей вероятности позволили идентифицировать эти останки как мощи О. Ф. В окт. 1969 г. мощи торжественно захоронили под алтарем собора в мон-ре Хайлигенкройц (этот мон-рь основал в 1133 отец О. Ф.- маркграф Леопольд III Святой). В одной из рукописей «Деяний епископов Фрайзингских» (XV в.) сообщается о чудесах, происходивших на могиле О. Ф. (MGH. SS. Scr. T. 24. P. 322). Почитание О. Ф. как блаженного сложилось в ордене цистерцианцев. В 1-й пол. XVII в. К. Энрикес внес его имя в цистерцианский Минологий, указав память под 7 сент. ( Henriquez C. Menologium Cisterciense. Antw., 1630. P. 302-305). В 1973 г. римская Конгрегация обрядов утвердила под этой датой местное почитание О. Ф. как блаженного Римско-католической Церкви в архиеп-ствах Вены и Мюнхена-Фрайзинга (Otto von Freising. 2008. S. 103, 114-119, 121). В совр. редакции Римского Мартиролога память О. Ф. указана под 22 сент. Взгляды О. Ф. на историю

http://pravenc.ru/text/2581747.html

и о датировке событий его жизни (см., напр.: Vie des Saints. 1854. P. 271; Beno î t. 1890. Vol. 1. P. 248-254). Эти гипотезы свидетельствуют о доверии к сведениям Жития К., в к-ром, однако, содержатся анахронизмы. В описаниях жизни соборных каноников и деятельности К. на епископской кафедре присутствуют косвенные указания на реформу, осуществленную в Безансоне архиеп. Гуго I из Салена (1031-1066) (см.: Les diocèses de Besançon. 1977. P. 27-35). Согласно Житию, избрание епископа и аббата требовало санкции Папского престола, но утверждение папой Римским результатов выборов в архиеп-стве Безансон и в аббатстве Сен-Уайан-де-Жу стало актуальным только после схизмы XII в. (см.: Ibid. P. 47-62; Locatelli et al. 1987. S. 130-147). В этот период архиепископскую кафедру в Безансоне занимал Герберт (1163-1170), ставленник имп. Фридриха I Барбароссы , на стороне императора выступал также Адон II, настоятель аббатства Сент-Уайан-де-Жу, смещенный за это папскими легатами. Т. о., Житие К. не может рассматриваться как достоверный источник сведений о событиях VI-VII вв. В наст. время большинство исследователей придерживаются гипотезы Б. де Врежия, согласно к-рой К. стал аббатом мон-ря Кондат между 648 и 657 гг. и скончался между 703 и 713 гг. К. занимал должность настоятеля при кор. Хлодвиге II и при папе Римском Иоанне, скорее всего Иоанне V (685-686) или Иоанне VI (701-705). К 698 или 699 г. относится соглашение о десятине, к-рое он заключил с еп. Вульфином. На протяжении 7 лет К. исполнял обязанности монастырского епископа. Существование в мон-ре Кондат должности епископа без определенной кафедры было обусловлено значением обители, большим размером братии, обширными земельными владениями и удаленностью монастыря, расположенного в гористой обл. Юра, от городов, в которых существовали епископские кафедры ( Moyse. 1973. P. 477). В Хронике монастыря Сен-Уайан-де-Жу упоминается, что кроме К. епископский сан носили аббаты Ипполит и Ритберт. Аббат Ипполит присутствовал на Соборе в Аттиньи (762), под актами к-рого он подписался как «епископ из монастыря Евгенда» (MGH.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010