Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ IX Григорий IX, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий IX, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (ок. 1145 или 1147, Ананьи - 22.08.1241, Рим; до избрания папой - Уголино ди Сеньи), папа Римский (с 19 марта 1227). Происходил из графского рода. Получив образование в Парижском и Болонском ун-тах, стал регулярным каноником ц. Санта-Мария ди Рено, затем папским капелланом и аудитором Rota Romana. В дек. 1198 г., с восшествием на Папский престол родственника Уголино папы Иннокентия III , возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Евстахия, был также архипресвитером собора св. Петра в Риме. В 1206 г. возведен в достоинство кардинала-епископа Остии и Веллетри. Являясь ближайшим помощником папы Иннокентия III, выполнил ряд важных дипломатических миссий: в 1207 и 1209 гг. был направлен папским легатом в Германию к претендентам на имп. престол Отто IV из дома Вельфов и Филиппу Швабскому, сыну имп. Фридриха I Барбароссы . После смерти папы Иннокентия III при поддержке кард. Уголино новым папой был избран Гонорий III , при к-ром он также выполнял роль легата в Пизе, в Генуе, в Лукке и в Вольтерре (1217), во Флоренции, в Болонье и в ломбардских городах (1218 и 1221), где добивался поддержки нового крестового похода итал. городами и заключения мира между коммунами: Пизой и Генуей в 1217 г., Миланом и Кремоной в 1218 г., Болоньей и Пистоей в 1219 г. С 1219 г. декан коллегии кардиналов. Григорий IX передает на хранение декреталии. Худож. Рафаэль. Роспись Станца делла Сеньятура. 1511 г. Григорий IX передает на хранение декреталии. Худож. Рафаэль. Роспись Станца делла Сеньятура. 1511 г. После смерти папы Гонория III 19 марта 1227 г. на Папский престол был избран кард. Конрад, однако он отказался от тиары в пользу кард. Уголино. Выборы нового папы проходили в рим. мон-ре св. Григория, в честь к-рого кард. Уголино принял имя Григорий. Интронизация Г. состоялась 21 марта в Латеранской базилике, коронация - 11 апр. в рим. базилике Санта-Мария Маджоре.

http://pravenc.ru/text/Григорий IX.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VIII Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (между 1105 и 1110, Беневенто - 17.12.1187, Пиза; до избрания папой - Альберто ди Морра), папа Римский (с 25 окт. 1187). Род. в семье некоего Сарторио ди Морра, по прозвищу Спаначоне. Юность, вероятно, провел во Франции. Ок. 1124 г. вступил в мон-рь каноников-августинцев Сен-Мартен в Лане. В сер. XII в. (до 1157), возможно, преподавал каноническое право в Болонье (в сочинениях ранних канонистов сохр. упоминания о его глоссах к Декрету Грациана). Репутация знатока права и риторики была одной из основных причин его приглашения в Римскую курию. В дек. 1155 г. возведен папой Римским Адрианом IV в достоинство кард.-диак. рим. диаконии св. Адриана. С 26 сент. по 1 дек. 1157 г. был заместителем кард.-канцлера Роландо Бандинелли (впосл. папа Римский Александр III ). В 1158 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Лоренцо ин Лучина. В 1166 г. был администратором еп-ства Спалато (совр. Сплит, Хорватия). В 1157-1187 гг., при папах Адриане IV, Александре III, Луции III и Урбане III , занимал должность канцлера (с 1178 кардинал-канцлер) Римской курии (последний кардинал, имевший должность канцлера Церкви до 1908); провел ряд реформ в папской канцелярии и судах, в т. ч. ввел использование т. н. курсуса (ритмизованной прозы) в куриальное делопроизводство. Пользовался большим влиянием как во внутрицерковных делах, так и в сношениях со светскими правителями. В качестве папского легата осуществил дипломатические миссии в Далмацию (1161-1162), при римско-герм. имп. Фридрихе I Барбароссе (в 1163), в Венгрию (1165-1167), а также в итал. города (1177-1180). Был одним из легатов, отправленных папой Александром III в Англию для расследования убийства архиеп. Фомы Бекета . По поручению папы короновал португ. кор. Афонсу II. Поддерживал религ. ордены, был кардиналом-протектором ордена св. Иакова; в 1170 г. основал мон-рь каноников-августинцев в Беневенто. С 1182 г. кардинал-первопресвитер.

http://pravenc.ru/text/166761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ III (ок. 1130, Рим - между 20.03 и 10.04.1191, там же; до избрания папой - Паоло Сколари), папа Римский (с 19 дек. 1187). Происходил из зажиточного, но не принадлежавшего к рим. знати рода Сколари; жил в рим. р-не Пинья. Встречавшееся ранее предположение о его родстве с папой Римским Иннокентием III (1198-1216) не находит подтверждения в источниках. Получил образование в школе при капитуле ц. Санта-Мария-Маджоре, затем стал там же клириком. В документах 1176 г. он назван субдиаконом этой церкви, немного позднее стал архипресвитером ц. Санта-Мария-Маджоре. 21 сент. (по др. сведениям, в марте) 1179 г. папа Римский Александр III (1159-1181) возвел его в достоинство кардинала-диакона ц. святых Сергия и Вакха, в том же году был возведен в достоинство кардинала-пресвитера ц. св. Пуденцианы, а в кон. 1180 г.- кардинала-епископа Палестрины. Имя Сколари неоднократно встречается в папских документах 1181-1187 гг., однако нет сведений о том, что он исполнял должность легата или ему поручалась др. важные задания. Климент III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти папы Римского Урбана III (20 окт. 1187) Сколари рассматривался как один из вероятных кандидатов на Папский престол, но избран был Альберто ди Морра (папа Римский Григорий VIII ). После его скоропостижной смерти (17 дек. 1187) были организованы новые выборы. В это время из-за длительного конфликта с сенатом и горожанами Рима папская курия пребывала в Пизе. В выборах (19 дек. 1187) принял участие 21 кардинал. Большинством голосов был избран Сколари (по др. сведениям, сначала был избран Теобальд (Тибо), еп. Остии, который отказался от избрания в пользу Сколари). 20 дек. состоялась папская коронация в кафедральном соборе Пизы. Избирая папой коренного римлянина (в то время единственного среди кардиналов-епископов), кардиналы, возможно, надеялись, что он сможет организовать возвращение папского двора в Рим. По-видимому, важную роль в избрании Сколари сыграл рим. префект Леоне де Монументо, доверенное лицо и вассал имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190).

http://pravenc.ru/text/1841381.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 11. Священная Римская Империя германских императоров К Оглавлению Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936-973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973-983), Оттон III (983-1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039-1056), Генрих IV (1056-1106), Генрих V (1106-1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152-1190), Генрих VI (1190-1197), Фридрих II (1212-1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов — Конрад IV. В X-XIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией. В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347-1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440-1493), Максимилиан I (1493-1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г . императорские княжества получили суверенитет. Последний император империи Франц II Габсбург отрекся от престола в 1806 г ., в эпоху наполеоновских войн. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441055/

Бачковский монастырь HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Николай Петров Бачковский монастырь Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. / Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. К сожалению, с момента основания до нашего времени сохранилась только двухэтажная костница (находящаяся на высоте около 300 метров от настоящего монастыря). Костница – уникальный исторический объект, сохранивший древние стенописи – одни из самых ценных произведений православного искусства XIX-XII вв. Во время Второго Болгарского Царства монастырю покровительствует Царь Иван Александр, о чем свидетельствует его изображение в арках притвора костницы, как знак благодарности за его вклад в восстановление здании. Как и в других монастырях того времени, в конце XI века в Бачковской обители тоже создана просветительская школа. Любопытный факт состоит в том, что после падения Болгарии под Османским игом в конце XIV века, в Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий. Ссылка, однако, не остановила патриарха в его трудах, и он со своими учениками развивал активную религиозную и просветительскую деятельность в стенах обители. Вопреки тому, что Бачковский монастырь сохранился при первоначальном вторжении турецких войск, позже его постигла судьба большинства православных монастырей Болгарии земле: он был разграблен и разрушен. Монастырь был реконструирован в конце XV века, монастырская столовая в 1601-1603 гг., а сохранившаяся до сегодняшнего дня главная церковь «Святой Богоматери» – закончена в 1604 году (стенопись датируется 1643 и 1850 гг.). В главной церкви хранится чудотворная икона Богоматери Елеуса в серебряном окладе (1310 г.) Кроме главной церкви, монастырский комплекс включает в себя еще два храма – церковь Святых Архангелов (13-14 в), находящуюся в северном дворе рядом с главной церковью, и в южном дворе церковь Святого Николы, воздвигнутую с 1834 по 1837 гг. Церковь Св. Николы впечатляет своими стенописями от 1840-1841 гг. принадлежащими известнейшему мастеру Захарию Зографу. Иллюстрации к евангельским притчам и композиция «Страшный суд» имеют не только художественную, но и документальную ценность. Между портретами первых людей Пловдива, Захарий Зограф рисует и изобразил и себя. У Бачковского монастыря есть свой музей, в котором хранится церковная утварь разных периодов, а также другие художественные и исторические ценности (среди которых меч Фридриха Барбароссы), накопленные в течение девяти веков существования обители. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ IV Анастасий IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. " Vitis pontificum " . 1626) Анастасий IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. " Vitis pontificum " . 1626) (мирское имя Конрад; ок. 1070, Рим - 3.12.1154), папа Римский (с 12 июля 1153). До возведения в чин кардинала-пресвитера (между 1111 и 25 февр. 1114) А., видимо, был членом ордена августинцев-каноников в мон-ре св. Руфа около Авиньона (этому мон-рю А., уже будучи папой, пожаловал земельные владения). В 1118 г. участвовал в избрании папы Геласия II . В 1128 г. возведен папой Гонорием II в кардинала-епископа. Во время схизмы 1130 г., когда на папский престол одновременно были избраны Иннокентий II и Анаклет II , А. остался в Риме в качестве викария Иннокентия II, к-рому пришлось покинуть Рим из-за восстания горожан, поддержавших Анаклета II. Пользовался большим авторитетом в Римской курии как миротворец и опытный придворный. Оставаясь в должности викария до 1153 г., А., видимо, выступал посредником между папой и рим. сенатом, высшим органом городской республики (после 1140). После смерти Евгения III был избран папой Римским и в отличие от своих предшественников, к-рые не могли находиться в Риме из-за восстаний горожан, А. без к.-л. сопротивления занял папскую резиденцию в Латеранской базилике . Отправил в Скандинавию в качестве легата кард. Николая Брейкспира (буд. папа Адриан IV ), чтобы решить вопрос об отношениях Шведско-Норвежской Церкви и митрополии Лунд , после чего Швеция начала платить денарий св. Петра . Как понтифик А. оказался слишком слаб, чтобы противостоять универсалистским притязаниям буд. имп. Фридриха I Барбароссы , и в переговорах с ним проявил большую сговорчивость, чем его предшественник Евгений III. Ист.: LP. Vol. 2. P. 388; PL. 188. Col. 989-1088; Jaff é. RPR. Vol. 2, N 89-102. Лит.: Potthast. Bibliotheca. Bd. 1. S. 42; Schmale F.- J. Studien zum Schisma des Jahres 1130. Graz; Köln, 1961; Haller J. Das Papsttum: Idee und Wirklichkeit. Reinberg, 1965. Bd. 3. S. 116-120. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСЕЛЬМ [лат. Anselmus, нем. Anselm von Havelberg] (1099 - 12.08. 1158, близ Милана), еп. Хафельбергский (1129-1155), с 1155 г. архиеп. и экзарх Равенны, средневек. католич. богослов, ученик св. Норберта Ксантенского , член ордена премонстрантов . Был советником герм. императоров Лотаря III, Конрада III и Фридриха I Барбароссы . За посредничество в разрешении конфликта между имп. Фридрихом I и папой Адрианом IV получил Равеннское архиеп-ство. Участвовал во 2-м крестовом походе (1147). Дважды, в 1136 и 1154 гг., посещал К-поль в качестве имп. посла. Во время первого посольства в К-поле вел богословские диспуты с Никитой , архиеп. Никомидийским, по вопросу об исхождении Св. Духа и прерогативах Римской Церкви. Старался укрепить власть империи в слав. землях и с этой целью основал мон-рь премонстрантов Ерихов (Саксония-Анхальт, к югу от Хафельберга). Содержание богословских споров А. с греками изложено в его соч. «Dialogi», или «Anticimenon», в 3 книгах (1149-1150). Взгляды А. сформировались частично под влиянием П. Абеляра . В сохранившемся письме аббату Экберту Хайсбургскому А. рассматривал систему церковной иерархии и ставил чин регулярных каноников выше монахов. Соч.: PL. 188. Col. 1091-1254. Лит.: Berges W. Anselm von Havelberg in der Geistesgeschichte des 12. Jh.//Jb. f. die Geschichte Mittel- und Ostdeutschlands. B., 1956. Bd. 5. S. 39-57; Fina K. Anselm von Havelberg: Untersuchung zur Kirchen- und Geistesgeschichte des 12. Jh.//Analecta Praemonstratensia. Tongerloo, 1956. Bd. 32. S. 69-101, 193-227; 1957. Bd. 33. S. 5-39, 268-301; 1958. Bd. 34. S. 13-41; Braun J. W. Studies zur Überlieferung der Werke Anselms von Havelberg. Marburg; Köln, 1972. Bd. 1: Die Überlieferung des Anticimenon. S. 133-209. (Deutsche Arch. f. Erforschung d. Mittelalters; Bd. 28.) О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/text/115690.html

Соль Соль ( Лeb. II, 13 ) – минеральное вещество, находимое в обилии в Палестине. Из вод Мертвого моря добывается превосходная столовая соль. Употребление соли, как приправы к кушаньям, хорошо известно всем. Большая часть растительной и животной пищи без соли делается безвкусной ( Uob. XI, 6 ). Слово «соль» нередко употреблялось для означения содержания тех лиц, которые находились в услужении у других. Так в I кн. Ездры ( I Eзд. IV, 14 ) употреблено выражение: есть соль от дворца царского, т. е. получать содержание от царя. И даже в настоящее время у персов и восточных индийцев выражение есть чью-либо соль значит – состоять у кого на службе. Соль употреблялась при жертвоприношениях ( Лeb. II, 13 , Mk. IX, 49 ). Новорожденные дети у евреев посыпались солью ( Ueз. XV, 4 ). Ни одно растение не может расти на почве, покрытой солью. По сему выражение в Библии соляная земля служит эмблемой земли бесплодной и необитаемой. Слово «соль» употребляется также в Свящ. Писании и прямо как очевидный символ бесплодия. Когда Авимелех взял Сихем, то разрушил город и засеял его солью ( Cyд. IX, 45 ). Равным образом поступил импер. Фридрих (Барбаросса), когда разрушил город Милан в 1642 г. С другой стороны, так как соль сообщает приятный вкус пище, то под словом соль разумеется чистая и святая жизнь и деятельность ( Mk. IX, 50 , Koл. IV, 6 ). Вы соль земли, сказал Спаситель Своим ученикам ( Mф. V, 13 ). Здесь соль означает нравственные качества души. Как соль предохраняет пищу от порчи, делает ее здоровой и приятной, так и христиане, и в особенности апостолы, призваны к тому, чтобы своими духовными совершенствами, своим просвещенным умом, своим добрым поведением и примером, своей жизнью и делами предохранить мир от нравственной порчи, от заразы греховной, пороков и растления, развивая, питая и укрепляя вокруг себя во всех добрые расположения, здравые начала нравственной жизни, здравые мысли, понятия и чувствования ( Koл. IV, 6 ). Если же соль, произносит Господь, потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою. Она ни к чему не годна, как только разве выбросить ее вон на попрание людям ( Mф. V, 13 ). Господь дает Своим ученикам образно видеть, какое зло произошло бы, если бы и они, ученики Его и учители Вселенной, потеряли нравственную силу и влияние на мир, тогда не стало бы в мире нравственной живительной и укрепляющей силы для предотвращения его от дальнейшей порчи и общего растления, и всем угрожала бы общая гибель. Наконец выражение: всякий огнем осолится ( Mk. IX, 49 ) означает вечность мучений грешников в геенне огненной. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

«Хроника о двух царствах» в 8 книгах относится к наиболее значительным историко-философским сочинениям средневековья. В своем произведении О. Ф. дал широкий исторический обзор от Сотворения мира до современных ему событий, попытался на основе пророческих книг Библии изобразить грядущий Страшный Суд. Структура произведения подчинена идее перенесения власти от одной мировой державы к другой (translatio imperii). В основе этой концепции лежит преемственность 4 царств (regna): вавилонян, мидян и персов, греков и римлян; гос-ву римлян суждено стать, по мысли О. Ф., последней мировой державой. В 1-й книге описывается ход мировой истории от Сотворения мира до перехода Вавилонского царства в руки мидян и основания Рима. Во 2-й книге изложение доводится до начала правления имп. Августа Октавиана (31 г. до Р. Х.). Третья книга начинается с Рождества Христова и доходит до правления имп. св. Константина Великого (306-337). В 4-й книге О. Ф. повествует об упадке Римской империи и о возвышении гос-ва франков при Хлодвиге, в 5-й книге - о событиях от правления кор. Теодориха в Италии до раздела державы Каролингов между внуками имп. Карла Великого (841-843), в 6-й книге изложение доведено до смерти папы Римского Григория VII (1085), в 7-й книге - до событий 1146 г., 8-я книга посвящена грядущему (с т. зр. О. Ф.- в недалеком будущем) Апокалипсису. В основе «Хроники...» лежит идея блж. Августина о временном и вечном царствах (градах, лат. civitates): земном и Небесном, диавола и Христа, Вавилоне и Иерусалиме ( Ehlers. 2013. S. 181). Вечный «Град Божий» олицетворяет Церковь. Ей, по мысли О. Ф., была передана и всякая временная власть (regnum temporale maximum) над всеми земными царствами, которым предназначено погибнуть перед Страшным Судом (Ibid. S. 181-182). О. Ф. понимал историю как священную, подчиненную Божию замыслу ( Goetz. 1984. S. 71). В «Деяниях Фридриха» О. Ф. выбрал одним из главных философских концептов идею об «изменчивости вещей» (mutatio rerum); в центре сочинения находится фигура имп. Фридриха Барбароссы. Первая книга посвящена истории рода Штауфенов - от правления герц. Фридриха фон Бюрен до смерти кор. Конрада III (1151). В значительной степени она была основана на материале 7-й книги «Хроники...», однако изложенном в более оптимистичном ключе. Во 2-й книге речь идет об эпохе Фридриха Барбароссы - от его избрания королем (1152) до собрания рейхстага в Регенсбурге (1156). В правлении этого императора (имп. коронация Фридриха состоялась 18 июня 1155) О. Ф. видит воплощение единства царства (regnum) и священства (sacerdotium), к-рые управляют христ. Церковью (см. ст. Двух мечей теория ) (Ibid. S. 248-258).

http://pravenc.ru/text/2581747.html

Император, естественно, посчитал Беневентский конкордат нарушением Констанцского соглашения, что давало ему новый повод для завоевания Италии. В 1156 году Адриан IV с помощью норманнов возвратился в Рим. Папа привел в порядок расстроенную администрацию Папского государства и заключил компромисс с населением Рима. Император же, стремившийся к созданию, по существу, абсолютистского бюрократического государства, все решительнее выступал против устремлений папы Адриана, направленных на централизацию церковной власти. Повод для войны предоставил Фридриху Райнольд фон Дассель, когда он «в искаженном виде» изложил папское послание, адресованное в 1157 году безансонскому имперскому собранию. Примененное папой слово «бенефиции» он трактовал в смысле «вассал», в соответствии с чем папа мог бы предъявлять сюзеренные права по отношению к императору и империи. Столкновение между церковным и имперским абсолютизмом стало неизбежным. Император мог рассчитывать подчинить папу, только сломив сопротивление итальянских городов - ведь на итальянской земле после борьбы за инвеституру политическая власть оказалась в руках городов. Города успешно ассимилировали феодалов. Для ликвидации автономии городов Фридрих поставил во главе ломбардских городов имперских префектов, обложил города большими налогами, которые намеревался собирать с помощью оружия. Сопротивление горожан было сломлено Фридрихом во время кампании 1157-1162 годов. Однако насильственный эксперимент по созданию здесь современного чиновничьего государства не сулил большого успеха. Сразу же после смерти Адриана Фридрих воспользовался случаем, чтобы вызвать смятение в Риме. В результате вмешательства в выборы папы он добился того, что кардиналы разделились на две партии. Большинство кардиналов, выступавших противниками императора, избрало папой под именем Александра III кардинала-канцлера Бандинелли, который оказался непримиримым врагом императора. Меньшинство, составлявшее партию императора, избрало папой под именем Виктора IV (1159-1164) кардинала Монтичелло. Германские епископы признали законным папой Виктора, в то время как большинство церкви стояло на стороне Александра. Вначале военное счастье благоволило императору: в 1162 году он до основания разрушил последний центр сопротивления - Милан; Фридрих завоевал Северную и Центральную Италию. Норманны и не собирались защищать папу. В конце концов Александр III бежал во Францию, где находился три года. Фридрих с помощью своего канцлера интронизировал еще трех антипап (Пасхалия III, Каликста III и Иннокентия III), которые противостояли Александру III.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010