Правда ли, что во Франции, в Провансе, не существует традиции установки вертепов? Правда Неправда Напротив, вертеп в Провансе имеет богатую историю и называется рождественскими яслями (фр. crèche de Noël). Во времена Французской революции в стране запретили в церквях рождественскую мессу и ясли. Поэтому люди изготавливали их дома и мастерили для них маленькие фигурки Марии, Иосифа, Иисуса и других библейских персонажей из воска, теста и дерева. Фигурки стали популярны, их стали называть сантонами (фр. «маленькие святые».). Напротив, вертеп в Провансе имеет богатую историю и называется рождественскими яслями (фр. crèche de Noël). Во времена Французской революции в стране запретили в церквях рождественскую мессу и ясли. Поэтому люди изготавливали их дома и мастерили для них маленькие фигурки Марии, Иосифа, Иисуса и других библейских персонажей из воска, теста и дерева. Фигурки стали популярны, их стали называть сантонами (фр. «маленькие святые».). Правда ли, что рождественская карамельная трость символизирует рыболовный крючок апостола Андрея, который был рыбаком? Правда Неправда Карамельная трость (англ. candy cane) — традиционный красно-белый рождественский леденец в форме трости, особенно распространенный в Западной Европе. Известно, что в конце XVII века эти конфетки были распространены во всех европейских странах. Согласно одной из версий, своим возникновением трость обязана хормейстеру Кёльнского кафедрального собора в Германии, который, для того чтобы добиться от подопечных тишины во время службы, дал им леденцовые палочки. Они были специально изогнуты, символизируя таким образом пастуший посох — символ и Доброго Пастыря Иисуса, и поклонение пастухов Младенцу. Сегодня такими леденцами чаще всего украшают рождественские елки. Карамельная трость (англ. candy cane) — традиционный красно-белый рождественский леденец в форме трости, особенно распространенный в Западной Европе. Известно, что в конце XVII века эти конфетки были распространены во всех европейских странах. Согласно одной из версий, своим возникновением трость обязана хормейстеру Кёльнского кафедрального собора в Германии, который, для того чтобы добиться от подопечных тишины во время службы, дал им леденцовые палочки. Они были специально изогнуты, символизируя таким образом пастуший посох — символ и Доброго Пастыря Иисуса, и поклонение пастухов Младенцу. Сегодня такими леденцами чаще всего украшают рождественские елки.

http://foma.ru/ds_quiz/chto-vy-znaete-o-...

Иоанн Дунс Скот. Барельеф на двери юж. портала Кёльнского собора 2-я пол. XX в. Скульптор Э. Матаре Иоанн Дунс Скот. Барельеф на двери юж. портала Кёльнского собора 2-я пол. XX в. Скульптор Э. Матаре Предложенная выше схема обучения И. Д. С. в Оксфорде в общих чертах разделяется большинством современных исследователей, однако в ней не учтены два предположения относительно данного периода жизни И. Д. С., часто встречающиеся в исследовательской лит-ре. Во-первых, на основании нек-рых косвенных свидетельств предполагается, что И. Д. С. покидал Оксфорд и либо учился в Кембридже, либо читал там лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Некоторые ученые называют в качестве возможной датировки обучения И. Д. С. в Кембридже время между 1284 и 1288 гг. (см.: Brampton. 1964. P. 18; De Boni. 2008. P. 8, 12-13). Исследователи, придерживавшиеся 2-й версии, предлагали 2 возможные датировки: либо И. Д. С. читал курс теологии сразу после получения степени обученного бакалавра, непосредственно перед отъездом в Париж в 1302 г., т. е. в 1301 г., либо он преподавал в Кембридже позднее, во время изгнания из Франции в 1303-1304 гг. ( Wolter. 1993. P. 10). Во-вторых, была выдвинута гипотеза, что И. Д. С. между 1293 и 1297 гг. неск. лет учился в Париже ( Callebaut. 1924; Little. 1932. P. 571-572; Bali . 1965. P. 10-11). В ее пользу предлагался тот аргумент, что, согласно уставу Парижского ун-та, лекции по «Сентенциям» в нем мог читать лишь тот, кто прошел курс обучения в ун-те определенной длительности (в общем случае 8 лет, однако в особых случаях этот срок мог сокращаться). Поскольку по прибытии в Париж в 1302 г. И. Д. С. сразу начал читать лекции по «Сентенциям», вероятной представлялась гипотеза, что он уже до этого какое-то время обучался в Париже. Однако позднее предположение об обучении И. Д. С. в Париже было оспорено рядом ученых ( Brampton. 1964; Meier. 1952. S. 220-221; Wolter. 1993. P. 8-9). Несмотря на это, утверждения о том, что И. Д. С. нек-рое время обучался в Парижском ун-те, продолжают встречаться и в совр. исследовательской лит-ре ( Courtenay. 1995. P. 154-158; ср.: Апполонов. 2001. С. V), причем окончательно доказать недостоверность этого мнения на основании имеющихся сведений невозможно (совр. аргументы см.: Vos. 2006. P. 26, 54), поэтому вопрос о том, был ли И. Д. С. до 1302 г. в Париже, остается спорным ( Sheppard. 2002. P. 308-311; M ö llenbeck. 2008. S. 24-25). Возможно, что именно в это время И. Д. С. познакомился с Гонсальвом Испанским, к-рый преподавал в то время в Париже, а впосл. стал генералом францисканского ордена ( Callebaut. 1929. P. 355; Bali . 1965. P. 11).

http://pravenc.ru/text/471161.html

В Церкви При введении в церковную должность и во владение соответствующим ей бенефицием (диоцезом, аббатством, церковью) И. осуществлялась светскими лицами: короли или крупные князья на подвластных территориях проводили И. новоизбранных епископов, собственники частных церквей и монастырей - назначаемых в них по своему выбору священников и аббатов. Теоретически введение в церковную должность в отличие от И. в миру представляло собой 2 разные процедуры: каноническую (ordinatio), включавшую литургически оформленное рукоположение в сан (см. Хиротония ) и передачу (traditio) соответствующих должности инсигний, символизирующих духовную власть носителя сана, и собственно И. духовного лица светским правителем, к-рый в качестве верховного собственника и субъекта права делегировал клирику «мирскую составляющую» его власти, т. е. положенные по должности владения, права и полномочия, что также сопровождалось передачей инсигний. Епископский посох св. Анно Кёльнского. Ок. 1063 г. (Сокровищница ц. Санкт-Серватиус в Зигбурге, Германия) Епископский посох св. Анно Кёльнского. Ок. 1063 г. (Сокровищница ц. Санкт-Серватиус в Зигбурге, Германия) Достоверных сведений о том, как оформлялась процедура И. епископов вплоть до кон. IX в. и отличалась ли она от принятой в то время И. светских вассалов, не сохранилось, потому что сам этот феномен попадает в поле зрения средневек. авторов, критиковавших его, только в XI в. Известно, что клятва верности правителю и И. очень рано стали предшествовать каноническому введению в должность. Знаками епископского сана, дававшего высшую духовную власть в диоцезе, были посох (baculum pastoralis, pedum) и кольцо (anulus). Посох, прообразом к-рого послужил античный пастуший посох, загнутый вверху, символизировал пастырские функции епископа, а кольцо - его духовное супружество с христ. Церковью, пожизненную связь с общиной диоцеза, руководство ею и ответственность за нее. По сложившейся в VII в. традиции ( Isid. Hisp. De eccl. offic. II 5; 28-й канон Толедского IV Собора (633) - De ordine quo depositi iterum ordinantur//PL.

http://pravenc.ru/text/389533.html

2006; Groth. 2007). В системе имперской Церкви центральное место занимала придворная королевская капелла, которую к сер. 40-х гг. X в. возглавляли 4 архиепископа: Фридрих Майнцский, Вигфрид Кёльнский (924-953), Руотберт (Роберт) Трирский (931-956) и Герольд Зальцбургский (939-955) (подробнее см.: Fleckenstein. 1966). Король осуществлял власть в сотрудничестве с аристократическими родами, однако не все знатные семьи его поддерживали. Церковные иерархи, принадлежавшие к враждебным О. знатным родам, оказывали ему сопротивление. В частности, столь влиятельный прелат, как архиеп. Фридрих Майнцский, участвовал в направленных против О. выступлениях в 938-939 гг. и в 941 г., за что его дважды помещали под арест в мон-ри, но оба раза он сохранял свою кафедру и, принеся покаяние, вскоре получал свободу. В 951 г., во время 1-го итал. похода О., архиепископ Майнцский был отправлен к папе Римскому Агапиту II для переговоров о возможности имп. коронации О. После неудачи переговоров отношения между королем и архиепископом стали еще более напряженными, чем ранее. В 953-954 гг., во время выступления швабского герц. Людольфа и лотарингского герц. Конрада Рыжего, архиеп. Фридрих Майнцский вновь поддержал мятежников, как и архиеп. Герольд Зальцбургский. Фридрих Майнцский в очередной раз получил прощение, а Герольд Зальцбургский в 955 г. был схвачен, ослеплен, низложен и отправлен в ссылку. Период 953-954 гг. стал рубежом в церковной политике О. Столкнувшись с сопротивлением прелатов, король стал назначать на важные церковные должности своих родственников и верных ему клириков, прежде всего состоявших в придворной капелле. В 953 г., после смерти архиепископа Кёльнского Вигфрида, на его место был назначен младший брат О.- Бруно. После кончины архиеп. Фридриха (954) Майнцскую кафедру занял внебрачный сын короля - Вильгельм. Т. о., во главе 2 из 3 главных архиеп-ств Восточнофранкского королевства были поставлены ближайшие родственники государя. С 954 г. архиеп. Бруно Кёльнский стал единственным архикапелланом придворной капеллы (Трирский архиепископ не упоминался в документах на данной должности с 950, архиепископы Фридрих Майнцский и Герольд Зальцбургский были лишены ее из-за конфликта с О.). После смерти Бруно Кёльнского (965) архикапелланом стал Майнцский архиеп. Вильгельм, внебрачный сын О.; впосл. продолжительное время должность архикапеллана оставалась закрепленной именно за Майнцскими архиепископами.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Подводя итог Кёльнской Хартии из неё явствует: 1) Ночные Братья уже в 1535 году были распространены в Германии и действовали в важнейших её городах, смотря по их политическому, либо коммерческому значению: Вена, Кенигсберг и Кёльн – в политическом; Данциг, Франкфурт, Бремен и Гамбург – в коммерческом отношении на остальную страну; 2) масоны подчинялись не законным своим правителям, а тайному патриарху, а потому составляли государство в государстве; 3) подчинение тайному патриарху или царю было безусловное и безграничное и потому измена явным правителям становилась для них обязательною, если бы того требовали обстоятельства; 4) поклоняясь лишь «великому Строителю вселенной», они не признавали никакой христианской церкви, не только Римско-Католической, но и Лютеранской, со всеми её разветвлениями, а являлись открытыми врагами учения Христа, Его нравственных предписаний и установлений и 5) космополитическое направление масонов, их презрительное отношение даже к словам: «любовь к родине», теперь возведённое ими в принцип, уже тогда, в 1535 году, существовало у них, хотя и в зачаточном виде. Оно явствует в пункте Ф в словах: «мы не обращаем внимания ни на их религию, ни на их народность». Что Ночные Братья исполнили и продолжают исполнять заветы Кёльнской Хартии, я постараюсь доказать в последующих главах этого исследования. Сама же Кельнская Хартия доказывает их лукавство; насилие и измена впереди. Орден немецких иллюминатов Вейсгаупта В истории человечества, быть может, не найдется ни одной страницы более поучительной, завлекательной и почти сказочно-фантастической, как история немецкого ордена иллюминатов 18 . Между тем, по непонятной причине, историки на ней почти не останавливаются, часто ее прямо пропускают и об ордене, его возникновении, распространении, судьбе и последствиях, которые, однако, до сих пор так болезненно отзываются на жизни народов всего мира, можно узнать лишь из весьма немногих, редких и с трудом приобретаемых специальных сочинений о тайных обществах вообще и о масонстве в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nochnye-...

Без сомнения, если бы подобная система, избранная курией для подавления нового движения, действовала продолжительное время, этому движению пришлось бы плохо: оно лишилось бы содействия наиболее видных, наиболее полезных членов своих. Но к счастью для старокатолического общества такого рода система ультрамонтанской парии была уже настолько бесцеремонна, что обратила на себя внимание даже индифферентного немецкого правительства, прежде всего в Пруссии. Вслед за отнятием кафедр кёльнским архиепископом Павлом у профессоров боннского университета – Рейша, Гильгерса и Лянгена, 18 ноября 1870 года последовало на имя министра народного просвещения Мюлера категорическое заявление боннского университетского совета – заявление о той громадной опасности для науки, какую может повлечь за собой поведение ультрамонтанских епископов в роде кёльнского. Вследствие этого заявления Мюлером после безрезультатной переписки с Павлом было издано два рескрипта – один от 14 февраля 1871 года, другой от 31 марта того же года, в коих содержалось с одной стороны осуждение незаконного образа действий кёльнского архиепископа, как превысившего в своих действиях власть, принадлежавшую ему; с другой – дозволение профессорам Гильгерсу, Рейшу и Лянгену снова начать прерванные чтения, причем министр добавлял, что за отказ этих профессоров подчиниться требованиям архиепископа относительно признания ватиканских определений и вообще за все их поведение во время конфликта с Павлом «государство не может сделать им никакого упрека» (Der Staat ihnen nicht zum Vorwurfe machen kann). 124 Вследствие этих рескриптов Рейш и Лянген снова возобновили свои прерванные было чтения в университете. 125 Подобное же благоприятное отношение прусского правительства к старокатоликам, только еще в большей мере, обнаружилось в следующем 1872 году по поводу отлучения от церкви эрмландским епископом Дейнлейном Михелиса и Волльмана, профессоров браунсбергской коллегии. Вскоре же после этого отлучения министр народного просвещения и исповеданий д-р Фальк обратился (11 марта 1872 г.) к епископу с требованием «устранить те противоречия, в коих находится отлучение вышеупомянутых профессоров по отношению к государственным законам», потому что, как при этом объяснял министр, предпринятая епископом против Михелиса и Волльмана мера «имеет столько же церковное, сколько и гражданское значение» в силу того, что ею вышеуказанные профессора отлучаются не только от церкви, но и от общества, в чем, по заявлению министра, ясно обнаруживается «стремление церковной власти вторгнуться в область гражданского ведомства, которое только одно может распоряжаться правами членов государства».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Бремен находился в юрисдикции архиепископа Кёльнского ( Knibbs E. Ansgar, Rimbert and the Forged Foundations of Hamburg-Bremen. Farnham, 2011). Х. Янсон пришел к выводу, что Ансгарий при поддержке кор. Людовика Немецкого воспользовался низложением архиеп. Гунтара Кёльнского (863), чтобы добиться юрисдикции над Бременом и разместить в этом городе архиепископскую кафедру. Однако Н. в соответствии с привилегией, выданной Ансгарию в 831 или 832 г. папой Григорием IV, оставил кафедру в Гамбурге, хотя и подтвердил статус Ансгария как папского легата и архиепископа Сев. Саксонии (Нордальбингии) с правом проповеди среди всех народов Севера. Поэтому впосл. архиепископы Кёльнские оспаривали права на Бремен у преемников Ансгария, к-рые обычно жили в этом городе ( Janson H. Ansgar und die frühe Geschichte des Erzbistums Hammaburg//Mythos Hammaburg: Archäologische Entdeckungen zu den Anfängen Hamburgs/Hrsg. R.-M. Weiss, A. Klammt. Hamburg, 2014. S. 262-279). Констанцский еп. Соломон, к-рый исходатайствовал у Н. привилегию для Ансгария, доставил понтифику дары дат. конунга Хорика II. В благодарственном послании Н. призвал конунга, который терпимо относился к деятельности Ансгария и др. миссионеров, стать христианином (Ep. 27). Н. даровал привилегии не только митрополичьим кафедрам, но и монастырям, освобождая их от юрисдикции епископов и от власти светских правителей. Так, Одон, еп. Бове, прибывший в Рим весной 863 г., испросил у понтифика грамоты для мон-рей Корби и Сен-Дени . Папа Римский подтвердил неприкосновенность монастырского имущества, право монахов самостоятельно избирать аббата, их свободу от епископской юрисдикции, невмешательство короля и магнатов в жизнь обителей ( Jaff é . RPR. N 2717-2718; B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. S. 136-140). Также в 863 г. по просьбе гр. Герарда Вьеннского и его супруги Берты Н. принял под защиту основанные ими мон-ри Везле и Потьер ( Jaff é . RPR. N 2830-2831; B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. S. 128-129). Монахи аббатства Сен-Кале обратились к Н.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

королям. В октагоне сооружался катафалк, на него возлагалось покрывало с гроба умершего короля, остававшееся потом на хранение в капелле. Сюда доставили и локоны казненных во время Французской революции в 1793 г. членов королевской фамилии. В 1794-1815 гг. А. входил в состав Франции. Наполеон I с супругой Жозефиной посетили город в 1804 г. и оставили в подарок свои портреты на фоне Ахенской капеллы. Для коронации в Париже в 1804 г. Наполеон, желая подчеркнуть свои имперские притязания и избежать ассоциаций со Свящ. Римской империей герм. нации и традициями франц. королей, приказал изготовить «новую корону Карла Великого» (взамен уничтоженной во время Французской революции т. н. франц. короны Карла Великого), но в последний момент передумал и короновался золотым лавровым венком по образцу рим. императоров. В 1802 г. при поддержке Наполеона было организовано Ахенское еп-ство. До этого вольный имперский город входил в состав Кёльнского архиеп-ства; капелла с мон-рем находились под папским иммунитетом и подчинялись непосредственно папе. Территория диоцеза А. охватывала франц. департаменты Рур и Рейн-Мозель, левобережную часть бывшего Кёльнского архиеп-ства, большую часть еп-ства Люттих, части архиеп-ств Трир, Майнц и диоцезов Утрехт и Рурмонд; в 1805 г. к нему была присоединена область вокруг г. Везеля на правом берегу Рейна. Первым епископом А. стал Мари Антуан Бердоле, назначенный Наполеоном 9 мая 1802 г., его интронизация прошла в Ахенской капелле. Еп. Жан Дени Франсуа Ле Камю (1752-1814), также назначенный Наполеоном, но не утвержденный Ватиканом из-за конфликта между франц. императором и папой Пием VII, занимал в А. должность 3-го генерального викария и администратора вакантного еп-ства. По решению Венского конгресса (1814-1815) А. вошел в 1815 г. в состав Пруссии. Судьбу еп-ства А. решила папская булла «De salute animarum» от 16 июля 1821 г., в к-рой были перечислены прусские диоцезы: еп-ство А. упразднялось и восстанавливалось Кёльнское архиеп-ство. Ликвидация Ахенского еп-ства произошла в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/77174.html

19 окт. 1845 г., после смерти Дросте-Вишеринга, Г. унаследовал должность архиепископа Кёльнского. 24 нояб. 1845 г. папа Григорий XVI пожаловал ему паллий , 2 дек. 1845 г. назначил Г. ассистентом папского трона. 11 янв. 1846 г. состоялась церемония вступления в должность архиепископа Кёльнского. В окт. 1848 г. Г. председательствовал в Вюрцбурге на первой конференции нем. католич. епископов, к-рая положила начало созданию объединений епископата по принципу национально-гос. принадлежности. 30 сент. 1850 г. папа Римский Пий IX возвел Г. в достоинство кардинала-пресвитера, в тот же день ему была направлена кардинальская биретта . Остальные знаки кардинальского достоинства и титулярный рим. храм св. Лаврентия (S. Laurentii in Panisperna) Г. получил только 19 марта 1857 г., когда смог прибыть в Рим. В 1854 г. Г. распорядился торжественно отметить провозглашение догмата о непорочном зачатии Девы Марии. Приверженец политики Рима, он активно поддерживал обсуждавшиеся в те годы идеи об усилении папской власти и о необходимости ее догматического определения. На провинциальном Синоде в Кёльне (1860) Г. стал инициатором обсуждения и одобрения тезиса о папской безошибочности в делах, касающихся вероучения и морали, утвержденного впосл. Ватиканским I Собором . При Г. были закончены строительные работы и состоялось освящение кафедрального собора в Кёльне (окт. 1863), в крипте к-рого он был погребен. Соч.: Der Kaiser-Dom zu Speyer: Eine topogr.-hist. Monogr. Mainz, 1828. 3 Bde; Sammlung aller Gesetze und Verordnungen über das Kirchen- und Schulwesen im bayerischen Rheinkreise vom Jahre 1796-1830. Speyer, 1830; Der Kirchsprengel des alten Bisthums Speyer. Speyer, 1832; Die Schlacht am Hasenbühl und das Königskreuz zu Göllheim. Speyer, 1835; Die Erziehung der Kinder aus gemischten Ehen: Eine gesch.-rechtliche Erörterung. Speyer, 1837; Schriften und Reden/Hrsg. v. K. Th. Dumont. Köln, 1869-1870. 3 Bde. Лит.: Hierarchia CMRA. Vol. 7. P. 156, 222, 351, 376; Remling F. X. Kardinal von Geissel, Bischof zu Speyer und Erzbischof zu Köln, im Leben und Wirken. Speyer, 1873; Baudri J. A. F. Der Erzbischof von Köln Johannes Kardinal von Geissel und seine Zeit. Köln, 1881.

http://pravenc.ru/text/161919.html

восстанавливаются исследователями на основании содержания трактатов и памфлетов XVI в. Юность и образование К. происходил из семьи зажиточного крестьянина; он родился на хуторе Бушерхоф, в адм. отношении подчиненном близлежащему г. Леннеп (ныне в составе земли Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Леннеп был владением герцогов Бергских, однако город обладал мн. привилегиями и свободами, позволявшими городскому совету проводить во мн. сферах деятельности независимую политику. Начальное образование К. получил в городской школе Леннепа; его наставлением в христ. вере занималась мать. У К. было 3 брата и неск. сестер; впосл. они стали его религ. последователями и сделали Бушерхоф локальным центром протестант. проповеднической деятельности ( Klugkist Hesse. 1929. S. 27-31). Ок. 1511 г. К. приехал в Мюнстер; точно неизвестно, в какой именно из 3 городских школ он учился, однако, вероятнее всего, это была соборная школа (Domschule), преподавание в к-рой в кон. XV в. было реформировано ее руководителем Рудольфом фон Лангеном (1438-1519) в соответствии с гуманистическими принципами. Возможно, именно в кругу мюнстерских гуманистов у К. стала складываться убежденность в необходимости реформирования церковной жизни и возвращения к евангельскому христианству (Ibid. S. 31-37). В авг. 1514 г. имя К. было внесено в матрикул Кёльнского ун-та (Die Matrikel der Universität Köln/Hrsg. H. Keussen. Bonn, 1919. Bd. 2. S. 732. N 19; ср.: Krafft. 1872. P. 7); он стал студентом бурсы (коллегии) Лауренциана, где обучение происходило преимущественно по сочинениям Альберта Великого ( 1280). Преподаватели Кёльнского ун-та в этот период были известны своим консерватизмом и верностью католич. традиции; в число учителей К. входили теологи Арнольд фон Тонгерн (ок. 1470-1540) и Иоганн фон Венрадт ( 1530), впосл. оказавшиеся следователями в его инквизиционном процессе ( Klugkist Hesse. 1929. S. 37-46; ср.: Krafft. 1872. S. 7-9). В 1517 г. К. успешно завершил курс гуманитарного и философского образования, получив степень магистра искусств (см. ст. Artes liberales ). По неизвестным причинам он не стал продолжать обучение на фак-те теологии или принимать церковный сан; когда впосл. церковные инквизиторы называли его клириком, он всякий раз подчеркивал, что является мирянином ( Klugkist Hesse. 1929. S. 54-55). В 1517-1520 гг. К. давал частные уроки в знатных германских семействах; к.-л. подробностей о его деятельности и месте проживания в эти годы неизвестно. Проповедническая деятельность (1520-1528)

http://pravenc.ru/text/1841261.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010