Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ МОРАВСКИЙ [Джером из Мори (Марри); лат. Hieronymus de Moravia; англ. Jerome of Moray (Murray)), муз. теоретик XIII в., монах-доминиканец, автор «Трактата о музыке» (ок. 1275). По гипотезе М. Югло ( Huglo. 1994), И. М. был насельником шотл. мон-ря Элгин (обл. Мори (Марри)); по др. версии - жил в Моравии. Судя по широкой осведомленности автора (И. М. пишет, что учение Франко Кёльнского он услышал «из уст Иоанна Бургундского», каноника из Реймса 2-й пол. XIII в.), объему и актуальности материала в трактате, И. М. работал во Франции, возможно в Парижском ун-те. Написанный в жанре суммы, «Трактат о музыке» претендует на охват всех муз. тем и проблем своего времени - от определения музыки, пифагорейской муз. арифметики, типологии и ладовой системы григорианского пения («плавного распева» - cantus planus) до новейших форм и жанров музыки той эпохи. Основные муз. авторитеты для И. М.: Боэций (нек-рые главы трактата которого «Основы музыки» И. М. переписал дословно) и Иоанн Аффлигемский , аль- Фараби и Фома Аквинский . «Трактат о музыке», названный И. М. компиляцией, включает (в гл. 26) 4 крупные интерполяции, посвященные многоголосию: безымянное соч. «Общеизвестные сведения о дисканте» (Discantus positio vulgaris), трактаты «О размеренной музыке» (De musica mensurabili) Иоанна де Гарландиа , «Техника размеренного распева» (Ars cantus mensurabilis) Франко Кёльнского, «Техника мотета в кратком изложении» (Ars motectorum compilata breviter) Петра Пикардийского - и доминиканский тонарий (в гл. 22). Наряду с интерполяциями и прочими компилятивными текстами труд И. М. содержит оригинальные научные разработки и свидетельства средневек. музыкальной практики. В гл. 9, где дается определение предмета музыки (subiectum musicae) и ее материала (materia), в основе рассуждений И. М. лежит определение теологии (sacra doctrina) из «Суммы теологии» Фомы Аквинского. Переиначивая текст Фомы, И. М. заменяет «Бог» (Deus) на «дискретный [т. е. высотно определенный] звук» (discretus sonus), а материалом музыки объявляет «гири и мензуры, примененные к звуку» (в параллельном месте у Фомы: «вещи, знаки, искупительный подвиг и весь Христос, т. е. голова и члены»,- Thom. Aquin. Sum. th. I 1. 7). Главы 24-25 содержат уникальные практические рекомендации к сочинению («составлению») и исполнению «плавного распева». Среди методов орнаментирования распева называются reverberatio (букв.- отражение; апподжиатура [неприготовленное задержание] короткими длительностями) и flos (букв.- цветок; вибрато, или трель с верхним вспомогательным звуком). И. М. утверждает, что техника мелодического и ритмического варьирования распева (в частности, орнаментирования) приложима также к многоголосной музыке. Гл. 28 включает ценные замечания по настройке и технике игры на (2-струнном) ребеке и (5-струнной) виеле, в т. ч. впервые в западноевроп. истории описывается использование струны-бурдона (bordunus).

http://pravenc.ru/text/293724.html

Иоанн де Гарландиа называет 1, 2 и 6-й М., полностью повторяющие античные метры, «правильными» (recti), но 3, 4 и 5-й, отклоняющиеся от античных стоп,- М. «сверх меры» (ultra mensurabiles). Удлинение в М. «сверх меры» лонги и 2-го в паре бревиса позволяло привести все модусы к единой счетной метрической мере, необходимой в условиях полифонического многоголосия. В силу раннего происхождения и наибольшего распространения 1-го модуса именно к нему подстраивались все прочие. Иоанн де Гарландиа обозначил счетную меру в 3 единицы времени как «эквивалентность» (aequipollentia). Повторение М. образует «ряд» (ordo) - структуру, подобную стиху, складывающемуся из стоп. Иоанн де Гарландиа различает «перфектный модус» (modus perfectus), когда ряд завершается той длительностью, которой М. открывался, и «имперфектный модус» (modus imperfectus), когда ряд завершается к.-л. следующей (не 1-й) длительностью М. (в случае с 4-м М. перфектный вид заканчивается 2-й длительностью М.). Система М. являлась теоретической абстракцией по отношению к существующей муз. практике. Так, 4-й М. был представлен только в теории, в музыкальных сочинениях он фактически не использовался. М. часто столь интенсивно смешивались, что сами теоретики советовали «не пытаться судить о таком дисканте, какого он модуса» ( Franconis de Colonia. 1974. Р. 58). Иоанн де Гарландиа указывает также на практику «редукции» (reductio), допускающую замещение мелких длительностей одной равной им по количеству времени крупной длительностью, и наоборот, раздробление крупной длительности на мелкие. Большинство трактатов периода Ars antiqua повторяют список из 6 М. Иоанна де Гарландиа. Однако некоторые более поздние авторы предлагают иное количество М. Так, магистр Ламберт (Псевдо-Аристотель) в соч. «Tractatus de musica» (Трактат о музыке; ок. 1265-1275) дополняет 6 М. Иоанна де Гарландиа (несколько перестраивая при этом их порядок) 3 новыми с целью ввести в модусы новую, более мелкую ритмическую длительность - семибревис. Франко Кёльнский в трактате «Ars cantus mensurabilis» (Искусство мензурального пения; ок. 1260-1280), напротив, сокращает число М. до 5, объединяя 1-й и 5-й М. Иоанна де Гарландиа. Он также расширяет состав длительностей 6-го М. Иоанна де Гарландиа (у Франко Кёльнского это 5-й М.): теперь он «целиком из бревисов и семибревисов» (ex omnibus brevibus et semibrevibus).

http://pravenc.ru/text/2563932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИСКАНТ Дискант [средневек. лат. discantus, от лат. dis- - приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus - пение], муз. термин. 1. Вид многоголосия в средневековой профессиональной музыке XII-XV вв. Имеет импровизационную природу, что объясняется особенностями средневек. культуры, ориентированной на устную практику. Термин «Д.» пришел на смену понятиям «органум» и «диафония». Его возникновение связывают с различиями, наметившимися в муз. приемах многоголосного письма. После 1330 г. термин «Д.» сменяется понятием «контрапункт». В некоторых случаях оба термина используются как равнозначные. Так, автор «Анонима XI Кусмакера» утверждает, что «контрапункт есть дискант» (contrapunctus est discantus). Переход от одного термина к другому показывают трактаты XIII-XIV вв. Если Иоанн де Гарландиа (ок. 1240), Франко Кёльнский (ок. 1260), Ламберт (ок. 1275), автор «Анонима IV Кусмакера» (ок. 1280), Иоанн де Грокейо (ок. 1280), Вальтер Одингтон (ок. 1300) еще описывают Д., то автор «Анонима V Кусмакера» (кон. XIV в.), Просдоцимус де Бельдемандис (ок. 1412), Иоанн Тинкторис (1477) уже говорят о контрапункте. В средневек. теории музыки термин «Д.» имел неск. значений: голос, присочиняемый к главному; многоголосие в целом; область учения о многоголосии. Как отдельный голос Д. располагался над ведущим напевом (обычно в нижнем голосе), называемым cantus, vox principalis, tenor, cantus prius factus, cantus firmus. Как склад многоголосия реализовался в условиях ведущих средневек. жанров органума, кондукта , мотета . Отличался ритмической (первоначально модально-мензуральной, а затем мензуральной) организацией голосов, «размеренных всецело» (simpliciter mensurabilis) от частично размеренного (partim mensurabilis) органума, согласно Франко Кёльнскому. Ранние образцы Д. представляли собой двухголосие силлабического склада «нота против ноты». К сер. XIII в. появляются образцы «распетого дисканта», допускающие мелизматику (часто в конце разделов), или тип многоголосия «несколько нот против одной». 1-й из них Петр Быстрая Рука (Palma ociosa) (1336) называет discantus simplex (простой Д.), 2-й - discantus mensurabilis (размеренный Д.). Др. названия для 2-го типа: discantus floridus (цветистый Д.), discantus fractibilis (раздробленный Д.).

http://pravenc.ru/text/178540.html

Первая часть сочинена под влиянием Боэция и Исидора , еп. Гиспальского (Севильского); богословские аспекты трактата отражают знакомство Ж. Л. с произведениями как античных авторов ( Аристотель ) и отцов Церкви (блж. Августин ), так и средневек. теологов ( Бонавентура и др.). Среди основных достижений Ж. Л. в 1-й ч. «Зерцала...» - развитие учения Боэция о монохорде, согласование этого учения с совр. Ж. Л. муз. теорией, подробный теоретический анализ интервалов и категорий консонантности и диссонантности. В кн. I изложены вводные сведения, необходимые для изучения интервалов: способы рассмотрения мер и пропорций в дисциплинах квадривиума; различные традиц. классификации видов музыки; определения звука, тона, голосоведения, длительности; математические понятия: единица, число и часть числа, пропорции и их состав и свойства, числовые средства (арифметические, геометрические, гармонические) и их сочетания; гармония Пифагора (6 : 8 : 9 : 12). Кн. II посвящена рассмотрению интервалов в связи с монохордом. Здесь излагается классическое учение о консонансе и диссонансе, рассматриваются интервалы (в т. ч. составные - квинты, октавы, октавы и квинты, двойной октавы), их названия, деление и т. д. При анализе кварты Ж. Л. сравнивает 3 античных рода (диатонический, хроматический, энармонический) с 3 видами (species), описываемыми средневек. теоретиками. В заключение приводится полное деление монохорда. В кн. III дан числовой анализ пропорций и интервалов и деление последних в связи с пропорциями. Кн. IV посвящена разбору консонантных интервалов по ряду параметров (общее и различное, высота и глубина, строй, простая и составная природа, целое и части, интервалы, виды, совершенство и несовершенство, каденция и др.) с опорой на трактаты Боэция, Гвидо Аретинского , Иоанна Аффлигемского (Коттона) , Иоанна де Гарландиа , Франко Кёльнского , Анонимов I (трактат Ж. Л.?) и II. В кн. V преимущественно на основе теорий Боэция и Гвидо рассматриваются 3 рода тетрахордов, их свойства, тетрахорды большой и малой совершенных систем , деление монохорда и различные описания его частей по 3 родам, к-рые сравниваются с 3 гексахордами.

http://pravenc.ru/text/182187.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА [Иоанн де Гарландия; лат. Johannes de Garlandia], зап. муз. теоретик. Его имя упоминается с кон. XIII в. в связи с трактатами «De plana musica» (О ровной музыке) и «De mensurabili musica» (О мензуральной (размеренной) музыке), составление которых датируется сер. XIII в. и совпадает со временем творчества жившего в Париже одноименного англ. поэта и филолога (ок. 1190 - ок. 1272), автора трактата «Парижская поэтика» (Parisiana poetria). Трактат «De mensurabili musica» послужил отправной точкой почти для всех теоретических сочинений по мензуральной музыке 2-й пол. XIII в., включая трактат Франко Кёльнского (см. также ст. Мензуральная нотация ). Личность И. де Г. и авторство трактатов Судя по более поздним источникам, муз. теоретик И. де Г. был магистром в Парижском ун-те, а его прозвище происходит от названия квартала Гарланд (clos de Garlande) на левом берегу Сены, где жили большинство парижских профессоров и студентов. Тем не менее нек-рые исследователи подвергали сомнению авторство И. де Г. по отношению к указанным трактатам. Так, С. Пинегар считает, что И. де Г. только отредактировал сочинения, составленные неизвестным автором (см.: Pinegar. 1991). В соответствии с этой т. зр. Р. Бальцер ( Baltzer. 2001) вслед за М. Югло ( Huglo. 1986) полагает, что И. де Г. не проявлял себя до 70-х гг. XIII в. как муз. теоретик. Однако эту т. зр. так же трудно доказать, как и полное авторство И. де Г. Автор трактата «De mensurabili musica» был весьма осведомлен в классической метрике, поэтике и грамматике, что не противоречит отождествлению его с одноименным англ. филологом, принятому ранее в музыковедческой лит-ре ( Coussemaker. 1869. Vol. 3. P. VII; Браудо. 1922; Waite. 1954). Впосл. гипотеза об идентичности 2 одноименных личностей была отвергнута большинством ученых, в т. ч. Э. Раймером, автором фундаментального исследования источниковедческих проблем трактата «De mensurabili musica» ( Reimer. 1972). В наст. время принято различать одноименных англ. филолога и франц. муз. теоретика.

http://pravenc.ru/text/471136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Пример 1. Кондукт «Resonet, intonet» (Matrit. 289, ок. 1140) [лат. conductus от conducere - «вести, собирать, стягивать»], вокальный жанр периода Ars anmiqua на лат. рифмованный стих, чаще всего духовного содержания, как правило, в строфической форме. К. мог быть одноголосным или многоголосным (во 2-м случае - чаще всего с сочиненным заново тенором ). Расцвет жанра приходится на 2-ю пол. XII - 1-ю пол. XIII в. Возник на юге Франции (ок. 100 сохранившихся композиций происходит из Аквитании), получил развитие в школе Нотр-Дам , к кон. XIII в. был вытеснен мотетом ; в др. странах, в частности в Германии, бытовал и в XIV в., однако новых К. в этот период создавалось мало. Первоначально этим термином могли обозначать вступительные песнопения перед литургическими чтениями (напр., в ркп. Matrit. 289, ок. 1140 г.). Так, К. «Resonet, intonet» (Да откликнется, да отзовется), вероятно, исполнялся во время перенесения Лекционария к месту, предназначенному для чтений (см. пример 1). Одна из версий происхождения термина связана с тем, что К. могли исполнять во время церковных и светских шествий (в частности, в составе литургических драм ). Так, в «Действе об антихристе» (ок. 1160) упоминается К. «Alto consilio», который исполнялся, когда персонаж, олицетворявший Церковь, шел к трону. В «Действе о Данииле», записанном студентами ун-та Бове, К. сопровождает появление на сцене действующих лиц и их уход за кулисы. Другая версия (см.: Gillingham. 1991) основана на том, что поэтическая форма К.- более краткая в отличие от близких по форме гимна и секвенции , получивших развитие в более ранний период. В то же время считается, что К. 1-й пол. XII в. представляют собой 2-голосные обработки гимнов и секвенций (см.: Евдокимова. 1983. С. 45, прил. 4, 5, 5а). Этот термин, впосл. появившийся в нотных рукописях (в качестве рубрики ), стал использоваться в музыкально-теоретических трактатах периода Ars antiqua, впервые - в кратком анониме «Discantus positio vulgaris» (ок. 1240), где К. определен как сочинение на стихотворный текст ( Coussemaker C. E. H., de. Scriptorum de musica medii aevi: N. S. P., 1864. Mil., 1931r. Vol. 1. P. 96). Позже муз. теоретики называют важнейшим признаком жанра свободно сочиненный (т. е. независимый от литургического или народно-песенного репертуара) тенор: «Тот, кто хочет сочинять кондукт, сначала придумывает такую прекрасную мелодию, какая только возможна, а потом, используя ее как тенор, добавляет дискант» («Искусство мензурального пения» Франко Кёльнского (2-я пол. XIII в.); цит. по изд.: Евдокимова 1983. С. 59). В отличие от мотета, в котором возможна политекстовость, для К. характерно использование одного текста (латинского) во всех голосах.

http://pravenc.ru/text/1841918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАМБЕРТ [Магистр Ламберт; Псевдо-Аристотель; лат. Lambertus magister] (60-70-е гг. XIII в.), франц. муз. теоретик периода Ars anmiqua. Судя по проблематике его муз. трактата, созданного предположительно между 1265 и 1275 гг. и занимающего промежуточное положение между сочинениями на ту же тему Иоанна де Гарландиа и Франко Кёльнского , Л. был связан с парижской муз. средой посл. трети XIII в. Дж. Юдкин отождествил Л. с одноименным магистром Парижского ун-та и деканом ц. св. Викентия в Суаньи, завещание к-рого датировано 8 апр. 1270 г. ( Yudkin. 1991). Однако составление завещания может свидетельствовать о том, что период наибольшей активности его автора и, следов., создание трактата приходится на более раннее время - 50-60-е гг. XIII в. С. Пинегар выдвинула версию, что автором трактата является доминиканец Ламберт из Осера, написавший в сер. 50-х гг. XIII в. соч. «Сумма логики» ( Pinegar. 1991); Р. Бальцер считает эту кандидатуру менее вероятной, т. к. тонарий в составе трактата Л. не содержит к.-л. доминиканских особенностей ( Baltzer. 2001). В одной из анонимных копий этот трактат помещался после труда, приписываемого Аристотелю, и на этом основании атрибутировался ему (напр., Жаком Льежским , XIV в.; поэтому в медиевистике XX в. автора часто называли Псевдо-Аристотелем). Существовала и др. атрибуция этого сочинения - Беде Достопочтенному , встречающаяся, в частности, у Ф. Салинаса (1577). В новом издании К. Мейера и К. Десмонд ( Meyer, Desmond. 2014) труд Л. назван «Ars musica» (Искусство музыки). Трактат состоит из 2 частей, связанных соответственно с темами «musica plana» (букв.- ровная музыка, т. е. одноголосное и неритмизированное григорианское пение ) и «musica mensurabilis» (т. е. многоголосная музыка и связанные с ней ритмика и нотация), и этим напоминает соответствующие трактаты Иоанна де Гарландиа - с тем различием, что последние получили раздельное существование в рукописной традиции, хотя изначально составляли один большой труд (подробнее см.: Gallo. 1984. S. 262). Нек-рые положения трактата Л. изложены в стихотворной форме.

http://pravenc.ru/text/2462577.html

Насколько осторожным нужно быть в отдельных случаях с никейским списком, показывает известный факт, что во многих рецензиях 339 даже Маркелл анкирский вычеркнут и заменён Панхарием. дает с моей. При беспристрастном отношении к делу Гарнакк имел бы возможность оценить всю силу выставляемых им аргументов. Что же мы видим на деле? Гарнакк – по-видимому сам того не замечая – берёт на себя роль не беспристрастного историка, а судейского прокурора, обязанного во что бы то ни стало добиться обвинительного приговора подсудимому. Приёмы, которыми он пользуется здесь, адвокатские, а не научные. По наружности, как будто он касается и всех аргументов Швартца. Но в действительности многое существенно важное в аргументации Швартца им опущено. Швартц прежде всего указывает на то, что все сохранившиеся до нас в публицистической и церковно-правовой литературе IV века списки епископов подлинны и представляют собою драгоценнейшие исторические документы и приводит целый ряд таких списков. Не говоря ни слова об этих списках, Гарнакк только в самом конце данного отдельчика думает парировать этот аргумент Швартца ссылкой на «выдуманные» акты кёльнского собора 346 года, как будто эти акты западного собора, не издавшего никаких канонических правил – допуская даже их неподлинность – доказывают что-либо относительно списка епископов сохранившегося в сирийском каноническом собрании, переведённом с греческого, и как будто указать один подложный список – значит доказать, что и спорный список есть тоже подлог, хотя в подлинности большинства сохранившихся списков невозможно сомневаться, и таким образом большинство аналогий говорит за подлинность спорного списка. О подложности актов кёльнского собора Гарнакк говорит как о бесспорном факте, хотя, как увидим далее, он признаётся за факт далеко не всеми. Не говорю о том, что полной аналогии список кёльнского собора с антиохийским списком не представляет: антиохийский список значительно длиннее кёльнского и не содержит имён кафедр. Но подделать 34 имени не так трудно, как подделать 56 имён. А главное, Гарнакк, хотя и допускает теперь, что подделка 56 имён епископов представляет редкий пример фальсификации, но не говорит ясно о том, что и ему, как и Швартцу, не удалось поймать мнимого фальсификатора на каком-нибудь уличаю-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многочисленные бывшие ученики Ято (по Кёльну), в особенности те, которых он подготовлял к конфирмации, подали в. ц. совету петицию, в которой заявляют, что все они с восторгом и благодарностью вспоминают то время, когда Ято на своих уроках и беседах увлекательно раскрывал перед ними красоту Библии, высоту божественного откровения, жизненное значение христианства, – что его проповеди пробуждали в них интерес к религиозным вопросами и обогащали их религиозные познания; поэтому они просят в. ц. совет сохранить для Кёльнской общины пастора Ято, которому она столь многим обязана. —630— Общество «Друзей Христианского Мира» (Freunde der Christlichen Welt), весьма влиятельное в либеральных кругах, высказываясь против суда над Ято, приводит два аргумента: 1) в Кёльнской общине нет недостатка в пасторах всевозможных богословских направлений, и потому тот, кому Ято и его деятельность не нравятся, может беспрепятственно перейти к другому пастору; 2) сотни и тысячи прихожан Ято признают его деятельность благодетельной, и потому, если Ято устранят со службы, это будет тяжким ударом для Кёльнской общины и поведет, несомненно, к отчуждению многих от протестантской церкви. Журнал «Chronik der Christlichen Welt» (1911, 16. S. 184 u. ff), обыкновенно довольно спокойно и объективно обсуждающий злободневные вопросы, в этом случае весьма резко выступает против привлечения Ято к суду. Прежде всего, журнал находит, что закон, по которому собираются судить Ято, устарел, ибо масштабом истинного служения церкви закон признает исповедание веры XVI века, утратившее теперь всякое значение: теперь от членов церкви протестантской следует требовать не веры в устарелые догматы, в которые сами судьи не верят, а только того, чтобы они «искали Бога по примеру Иисуса и любили своих ближних» (не Bekenntnisskirche, а Pesinnungkirche). Журнал признает большой ошибкой со стороны в. ц. совета предлагать Ято догматические вопросы, а еще большей ошибкой – со стороны Ято – отвечать на эти вопросы, так как догматика для него давно уже потеряла всякое значение: его царство – царство мистики, необъемлемой интеллектом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как ревностный католик, Филипп II занял непримиримую позицию в отношении протестантов в Н. Многие из них бежали на соседние территории (напр., в Эмден в Вост. Фрисландии или Англию). Беженцы из Н. основывали протестант. общины в англ. портовых и близлежащих герм. городах. В 1559 г. для борьбы с распространением протестантизма и со злоупотреблениями в католич. Церкви папа Римский Павел IV по просьбе Филиппа II провел в Н. церковную реформу. Ее вдохновителем и архитектором был католический теолог из Лувенского ун-та Франциск Сонний, получивший поддержку у главы Государственного совета Виглиуса, доверенного лица Филиппа II. Буллой «Super universas» от 12 мая 1559 г. на нидерландских землях были основаны 3 новые церковные провинции: архиеп-ство Камбре с подчиненными еп-ствами Аррас, Турне, Намюр и Сент-Омер; архиеп-ство Мехелен с подчиненными еп-ствами Ипр, Гент, Брюгге, Антверпен, Хертогенбос, Рурмонд; архиеп-ство Утрехт с подчиненными еп-ствами Харлем, Девентер, Мидделбург, Гронинген, Леуварден. Примасом Н. был архиепископ Мехелена, к-рым в 1561 г. стал Гранвель, получивший от папы Римского также сан кардинала. Новое церковное деление было призвано заменить устаревшее, созданное еще в раннем средневековье, повысить эффективность деятельности католич. структур и централизацию региона, прежде в церковном отношении подчиненного преимущественно Кёльнскому, Трирскому и Реймсскому архиеп-ствам, центры к-рых находились за пределами Н. Филипп II получил право номинировать кандидатов на епископские кафедры, к-рых впосл. утверждал папа Римский. Льеж, сохраняя статус епископства-княжества, оставался в подчинении Кёльнскому архиеп-ству, но многие его приходы были переданы архиеп-ству Мехелен и еп-ствам Рурмонд, Хертогенбос, Намюр, Антверпен. Архиеп. Гранвель, считая распространение протестантизма угрозой общественному порядку, стремился, с одной стороны, к ужесточению политики в отношении протестантов, а с другой - к проведению реформы католич. Церкви изнутри, которая была намечена на Тридентском Соборе (1545-1563) и в булле «Super universas» и направлена в т. ч. на повышение дисциплины и уровня образования нидерланд. католич. клира. Ок. четверти католич. священников в Н. не соблюдали целибата, большинство из них не имели достаточного богословского образования и потому были неспособны достойно оппонировать протестант. проповедникам и соответствовать возросшим духовным потребностям своих прихожан. Не хватало семинарий для подготовки молодых священников. Введенный образовательный ценз для кандидатов на церковные должности вызвал недовольство местного дворянства и верхушки магистратов, поскольку это ограничивало их влияние на подбор кандидатов на такие должности. Дворянство возмущалось тем, что Филипп II больше прислушивался к мнению Гранвеля, ставшего объектом всеобщей ненависти, а не к суждениям более рассудительной Маргариты Пармской.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010