7. Относительно Причащения Иисус Христос сказал: «Ядущий Мое тело и пьющий кровь Мою во Мне пребывает, и Я в нем. Он имеет в себе жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Таким образом, человек, причащающийся Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется с Ним и приобщается к Его Божественной жизни. Поэтому к Причащению надо приступать с верой, очистив душу покаянием, с сознанием своего недостоинства и с надеждой на милость Божию. Принимая Христа в свое сердце, верующий принимает и Святого Духа и Отца Небесного, потому что Бог един и неразделен. Так верующий удостаивается быть живым храмом единого Бога, в Троице поклоняемого. Кто же причащается недостойно, т. е. с нечистой душой, с сердцем, исполненным злобы, корысти или других страстей, тот не только не получает Святого Духа, но становится подобным Иуде-предателю. Христиане первых веков, сознавая всю важность и пользу Святых Тайн, каждое воскресенье причащались. Несомненно по этой причине у них было, как повествует книга Деяний Святых апостолов, как бы одно сердце и одна душа. Но, Боже мой, какая разница между ними и нами! Сколько среди нас таких, которые редко и иногда по несколько лет не причащаются, и как много таких, которые без приготовления и без страха Божия подходят к чаше! Итак, ради своего спасения старайтесь почаще, не реже раза в год, приобщаться Святых Тайн. Тело и Кровь Христова есть истинное лекарство от всех душевных и телесных недугов. А кто из нас совершенно здоров? Кто не хотел бы получить помощи и облегчения? Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа есть пища, укрепляющая нас на пути в Царство Небесное. Возможно ли совершить дальний и трудный путь без всякого подкрепления? Тело и Кровь Иисуса Христа есть святыня, данная нам Самим Иисусом Христом для нашего освящения. И кто откажется быть участником такой Святыни? Поэтому не ленитесь приступать к Чаше жизни, но приступайте к ней со страхом Божиим и верою. А кто пренебрегает этим, тот не любит Иисуса Христа и не получит Духа Святого, а, следовательно, не войдет в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Сердце разрывается от последней части приведенных нами слов Спасителя. Насколько отрадно мне было разбирать первую половину изречения Его, настолько же сжимается сердце пред лежащей на мне теперь обязанностью. Но светозарны ли, темны ли истины Писания – все они должны быть благовествуемы. Избави нас Бог от подражания тому проповеднику, который затруднялся даже назвать перед своими слушателями место, куда пойдут нелюбящие Господа Иисуса Христа. Как первый, увидавший пожар, должен немедленно кричать «горим», а не хладнокровно и спокойно разглагольствовать, что «вот, я полагаю, совершается над этим домом процесс горения», – точно так же, когда Писание говорит о тьме кромешной, о вечной погибели, прилично ли служителю Слова прикрывать завесой эту ужасающую истину и подыскивать для этого неоскорбляющие ухо и непотрясающие сердце выражения? Да не допустит этого Господь Бог. Нет, служитель Слова обязан ясно и отчетливо передавать все то, что слышал от Учителя. Итак, повторяю, – в высшей степени ужасающее изречение Христа должно составить предмет нашего разбора. Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Кто же эти сыны царствия? В то время под этим именем подразумевались иудеи; ныне же, в том смысле, как употреблено оно здесь, название это должно принадлежать всем ложным христианам, людям, имеющим только наружный вид благочестия, и нимало не заботящимся о том, что собственно составляет силу его. Люди эти поставили себе в обязанность исполнять все внешние обряды богослужения; они не только в глазах каждого человека представляются, по-видимому, вполне благочестивыми, но и сами имеют внутри себя непоколебимое убеждение, что в их-то спасении не может быть тени сомнения: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф.15:8 ). Итак, вот кого должны мы, во-первых, считать сынами царствия, о которых здесь говорится. В них нет ни благодати, ни жизни. Христос в них не имеет обители: и будут они ввержены во тьму внешнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

В Антиохии был разбойник, по имени Ионафан, свирепый и жестокий. Многих он убивал в пути и в домах, грабил селения и окраины городов. Выведенные из терпения его разбоями, антиохияне выслали против него войско, разбили и рассеяли его шайку, и сам Ионафан был окружен со всех сторон. Находясь в отчаянном положении, он прибежал к столпу, на котором спасался преподобный Симеон, ухватился за столп и горько зарыдал. Симеон спросил его: «Кто ты и откуда, и зачем пришел сюда?» «Я Ионафан, разбойник, – отвечал он, – сотворивший множество зол и пришел сюда раскаяться в грехах моих». Когда разбойник говорил это, в это время приблизились к столпу преследовавшие Ионафана воины и сказали преподобному: «Отдай нам, отче, нашего врага-разбойника. В ограде нами уже и звери выпущены, чтобы растерзать его». Симеон отвечал: «Дети мои, не я преследуемого вами привел сюда, но привел его Сам Бог, Который восхотел принять покаяние от него. И потому дать вам позволение взять его я не могу, ибо боюсь Бога; но если решитесь без моего позволения взять – берите». Питая великое уважение к преподобному, воины не взяли разбойника и он остался при Симеоне и семь дней провел в пламенной молитве к Богу и в плаче, как сказано, великом о своих грехах. По прошествии семи дней Ионафан сказал Симеону: «Отче, не время ли мне уйти от тебя?» Преподобный отвечал: «Уж не собираешься ли опять за прежние дела приняться?» «Нет, отче, – сказал бывший разбойник, – но время исхода моего настало». И, сказав это, умер. Когда ученики Симеона стали после этого готовить умершего к погребению, тут пришли из Антиохии начальники и стали кричать преподобному: «Отдай нам, отче, скорее нашего врага, ибо из-за него весь город пришел в смятение!» Симеон сказал им: «Знайте, что Тот, Который привел разбойника ко мне, Тот приходил сюда со множеством воинств небесных и взял к Себе его душу, покаянием очищенную. И потому я прошу вас более не беспокоить меня». Услышав это и увидев разбойника мертвым, начальники пришли в ужас, прославили Бога, не желающего смерти грешников, и, возвратившись в город, рассказали жителям обо всем, что они видели и слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Если ты будешь нести свой крест с преданностью воле Господней и нигде не будешь искать утешения, кроме Господа, то Он по милости Своей не оставит тебя без утешения, а будет прикасаться к сердцу твоему и сообщать тебе дары Духа Святого. Тогда ты почувствуешь неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, каких ты раньше не испытывал, и одновременно ты почувствуешь в себе приток духовных сил и легкость в молитве, и крепкую веру. Тогда твое сердце загорится любовью к Богу и к ближнему. И все это есть дар Духа Святого. Когда Господь удостоит тебя такого дара, то отнюдь не считай его наградой за твои труды и не подумай, что ты достиг святости. Такие мысли порождаются гордостью, которая так глубоко проникла в нашу душу, что она может проявляться даже тогда, когда человек способен творить чудеса. Эти утешения и прикосновения Духа Святого не есть награда, а милость. Господь дает тебе предвкусить блага, которые Бог уготовал любящим Его, чтобы ты с еще большим усердием искал небесного. Наконец, ученику Иисуса Христа надо идти за Ним. Это значит, что во всех делах и поступках своих надо стараться подражать делам и поступкам Иисуса Христа. Как жил и поступал Иисус Христос, так и мы должны жить и поступать. Например, Иисус Христос часто благодарил Своего Небесного Отца и постоянно молился Ему. Так и мы во всех обстоятельствах жизни, удачных или трудных, должны благодарить Бога и молиться Ему. Иисус Христос почитал Свою Пречистую Матерь и повиновался начальникам. Так и мы должны почитать своих родителей и воспитателей, должны уважать начальников и повиноваться властям в делах, которые не противоречат Закону Всевышнего. Иисус Христос с усердием и любовью исполнял дело, ради которого Он пришел в мир. Так и мы должны добросовестно и с усердием исполнять свои обязанности, которые налагают на нас Бог и государство. Иисус Христос любил каждого человека и всем делал добро. Так и мы должны любить своих ближних и, сколько возможно делать им добро и делом, и словом, и мыслью. Иисус Христос все Свои силы отдавал спасению людей. Так и мы для того, чтобы делать добро своим ближним, не должны жалеть ни своих трудов, ни здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Вследствие этого превращения произошла на Небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр. 12:7–9 ). Что такое человек? Такой же сотворенный дух, как и Ангелы, но облеченный в тело. Прочие сотворенные духи отличаются от человека тем, что не имеют его тела, его плоти. По этой причине они называются бестелесными, бесплотными, невещественными. Называются они невидимыми, потому что мы, будучи извращены и страшно повреждены падением, не видим их в обыкновенном состоянии нашем. Наше тело совсем не таково, каким оно создано: оно соделалось для человека узами и темницею; оно лишено многих способностей; оно оковано многоразличными немощами. Воскреснет оно уже иным, и человек, не переставая быть человеком, вступит в разряд сотворенных духов, причислится к сонму их, будет находиться в обществе их и в общении с ними. Отношения естества человеческого ко всей обстановке его будут те же, в каких находится и естество духов. Возвещено это Господом. Воскресшие человеки узрят ( Мф. 26:64 ) Сына Божия, невидимого по Божеству, видимого в Его Божественном человеческом теле, узрят и Ангелов в их собственном виде. Если бы не было вида у Ангелов, то воскресшие человеки не могли бы увидеть их, и Сын Божий предстал бы в странном одиночестве. Если бы не было движения у Ангелов, то они не могли бы придти с Господом, Который по Своему человечеству естественно имеет движение. Здесь Господь изобразил движение Ангелов подобным Своему движению; движение с движением совокуплено в одно действие. Впрочем, мы веруем, что движение тела Господня, по Божественности этого тела, несравнимо с движением, к которому способны Ангелы: столько превосходнее движение движения. Некоторым из святых был уже показан в священном видении тот образ, в каком совершится второе пришествие Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ангел служил Исаии, Иезекеилю и Даниилу. Ангел Господень по временам сходил в Иерусалиме у Овечьих ворот в купальню, называемую по-еврейски Вифезда, и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин. 5:2–4 ). Ангел направил Филиппа идти в Газу: «Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста» ( Деян. 8:26 ). Ангел дал Павлу сообщение надежды для людей на судне, когда судно было в опасности. Так жива и всеобща в Церкви Апостольской святая вера в сопребывание с каждым из верующих святого Ангела-Хранителя! Несомненно, что основанием его послужили, с одной стороны, слова самого Господа Иисуса Христа, который, научая благоразумной осторожности с детьми, говорил: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф. 18:10 ), затем, с другой стороны, и глубокое убеждение св. апостолов, что Ангелы Божии суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1:14 ). Слова эти в связи со многими фактами явления Ангелов некоторым мученикам и праведникам Церкви служат источником и нашей уверенности в соприсутствие с нами Ангелов-Хранителей. Святитель Игнатий Брянчанинов . Слово о смерти. М., 1991 Явление Ангелов угодникам Божиим Жизнь святых представляет много примеров той истины, что Ангелы охраняют человека. К Пахомию Великому , современнику Онуфрия, Ангел-Хранитель предстал во время молитвы и до трех раз повторил наставление, чтобы он «принимал и назидал приходящих». Св. мученику Виту в начале его мученического подвига явился Ангел-Хранитель и объявил: «Я назначен быть твоим хранителем и сохраню тебя до кончины твоей», и действительно несколько раз спасал жизнь мученика от мучителей. Когда Прокопий Юродивый на церковной паперти вследствие сильного мороза отсчитывал последние свои вздохи, то Ангел-Хранитель коснулся ветвью его лица, и он тотчас почувствовал теплоту. Сколь многим из святых являлись Ангелы-Хранители, когда святые изнемогали своими силами в борьбе с духами нечистыми! Св. Исаак Сириянин утверждает: «Если враг явно нападал на святых, Ангелы (их) являлись видимым образом и говорили, что посланы на помощь».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тот опять стал бить ее. Наконец, Ангел перешел и еще раз стал в тесном месте, где некуда было своротить ни направо, ни налево. Ослица легла на землю. Разгневался Валаам на ослицу и стал бить ее палкою. Тогда Господь отверз уста ослицы, и она сказала пророку: «Что я сделала тебе, что ты бьешь меня вот уже в третий раз?» И открыл Господь глаза Валааму, и он увидел Ангела, который сказал ему: «За что ты бил ослицу? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною. Если бы она не своротила с дороги, Я убил бы тебя». Валаам хотел возвратиться назад, но Ангел сказал ему: «Пойди, только говори то, что Я скажу тебе». Когда Валаам прибыл к Валаку, тот трижды заставлял его проклинать евреев, но пророк, по повелению Божию, вместо проклятия трижды благословил их. Церковное предание учит нас, что вообще разлучение души человеческой с ее телом совершается при посредстве Ангелов. Священное Писание повествует, что Ангелы употреблены в орудие для поражения смертью некоторых беззаконников и для поражения мором множества людей. Ирод за присвоение себе славы Божией был поражен Ангелом, впал в странную болезнь и, съеденный червями, изверг душу ( Деян. 12:23 ). Конечно, приближенным царя Иудейского и врачам его осталась неизвестною начальная причина болезни, открывает ее Писание. Когда был послан Богом мор на израильский народ за возложение человеками упования на свою силу, а не на силу Божию, умерло в самое короткое время семьдесят тысяч мужей от Дана до Вирсавии. Уже простер Ангел руку на Иерусалим, чтоб поразить его. В это время Господь умилосердился и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина. И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего. 12 В течение одной ночи Ангел Господень, нисшедший в стан войска ассирийского, избил сто восемьдесят шесть тысяч воинов ( 4Цар. 19:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Очень естественно духам иметь чувства: имеет их и душа человеческая, принадлежащая по естеству своему к сотворенным духам. Чувства человека принадлежат душе его, а не телу, хотя во время земной жизни человека и действуют через члены тела. Через члены тела действует вся душа, даже ее словесная сила. Чувства оставляют тело вместе с душою; правильнее: душа, выходя из тела, уносит с собою принадлежащие ей чувства. Если бы чувства принадлежали телу, то оставались бы при нем и по исшествии души или оставляли тело в другое время, а не в то именно, в которое оставляет его душа. Духи имеют свое местопребывание, свои обители соответственные естеству их и произвольно усвоенным качествам, по причине которых одни вступили в ближайшее общение с Богом; другие отвергнуты Богом и заразились исступленною, безумною ненавистью к Нему. Местопребывание святых Ангелов – Небо. Это открыл нам Господь. Ангелы их на небесах, сказал Он, всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф. 18:10 ). В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф. 22:30 ). Из многих других мест Писания видно, что Небо есть обитель Ангелов. Находясь на Небе, они посылаются Богом на землю для исполнения различных повелений Божиих, как мы видели из приведенных повествований Писания; посылаются они и для вспомоществования всем спасающимся, как сказал святой апостол Павел: служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1:14 ). При втором славном и страшном пришествии Своем, Господь пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф. 24:31 ). Доколе диавол был ангелом светлым и святым, дотоле обитал он на Небе. На Небе совершилось несчастное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма Небесных Сил, соделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господствий, начал и властей ( Еф. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Явление старцу Ангела с двумя сосудами Некий великий старец имел двух не всегда послушных ему учеников. Так как они часто смущали его, то он и решил оставить их и ушел в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели и там в это время ничего не делал по своей воле, но беспрекословно исполнял все, что ему велели. Через три недели он увидел некоего пришедшего к нему в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один – наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил малое количество масла. Старец сказал: «Отдай мне сосуд, полный масла». Явившийся отвечал: «Нет, этого сделать нельзя, насколько ты потрудился, настолько я влил тебе масла». И сказал старец: «Если и малое добро сделал человек, то и за него воздаяние от Бога примет, но только по достоинству, что и справедливо». ( Гурьев В. , прот. Пролог в поучениях. С. 931. М., 1912.) Ангел преградил авве Исааку вход в келью Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, встал пред дверьми его кельи и говорит: «Не пущу тебя». Авва умолял его, спрашивая: «Какая тому причина?» Ангел сказал ему в ответ: «Бог послал меня к тебе, говоря, спроси его, куда он велит Мне бросить падшего брата?» Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: «Согрешил пред Тобою, прости меня!» Ангел сказал ему: «Встань, Бог простил тебя, но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его». (Древний патерик. Избранные сказания. С. 24. М., 1914.) Чудесное избавление аввы Аполлония с братией из заключения Однажды Аполлоний узнал, что один из братий взят и содержится в заключении, а тогда были времена Юлиана. Он посетил его с братией для утешения и советовал сохранить твердость в несчастье и не страшиться опасностей. «Настало время борьбы, – говорил он. – Души верных должны подвергнуться испытанию, да явится верность каждого».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ангелы способны к песнопению, и при этом песнопении они произносят слова – это засвидетельствовано и Евангелием, и Пророками. Ангелы, являясь человекам, всегда являлись в виде человеков. Ни одного явления Ангелов в каком-либо другом виде Писание не упоминает; повествуя, что Ангелы являлись в виде человеков, Писание нигде не оговаривает своего повествования, что непременно было бы сделано, если б Ангелы точно не имели никакого вида или имели вид не человеческий. Мы не имеем никакого права иначе понимать Ангелов, как только такими, какими изображает их Писание. Ангелы, являвшиеся Лоту, названы в Писании сперва Ангелами, потом мужами. Ангел предстал жене израильтянина Маноя, матери сильного Самсона, возвещая ей о зачатии и рождении знаменоносного сына. О явлении Ангела жена поведала мужу своему так: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный.Ангел явился жене вторично. Жена поспешила известить об этом Маноя, она сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда. Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? И Ангел сказал: я. Маной, полагая, что беседует с человеком, предложил Ангелу трапезу; но Ангел, отказавшись от трапезы, предложил всесожжение Господу. Когда пламень всесожжения разлился очень высоко над алтарем, Ангел вступил в этот пламень и вознесся на небо. Увидев это, Маной и жена его поняли, что являвшийся им был Ангел ( Суд. 13:6–20 ). Евангелист Лука, описывая одно из посещений гроба Господня мироносицами, говорит, что им предстали два мужа в одеждах блистающих ( Лк. 24:4 ). Когда Господь вознесся на небо в присутствии апостолов, и глаза их были устремлены к небу, то внезапно предстали им два мужа в белых одеждах и сказали апостолам: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:10–11 ). Очевидно, эти мужи были Ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010