«Харбин, – вспоминал позднее епископ Нестор, – близкий и дорогой для меня город. Часто приходится слышать о жителях Харбина как о неотзывчивых людях, невнимательных к Церкви и её служителям. Мне довелось видеть обратное. С самого моего приезда в Харбин я видел неизменное уважение к моему сану, все призывы мои о помощи встречали и встречают горячий отклик. Вспоминаются два случая. В первый год моего пребывания в Харбине я жил на Бульварном пр., а служил в Иверском храме. Однажды еду, по недостатку средств, на китайской двуколке. Навстречу едут верхом тогдашний Управляющий дорогой инж. Б.В. Остроумов и А.В. Оболенский. Оба они поклонились мне, приняли благословение и проехали дальше. На другой день ко мне приезжает ныне покойный помощник управляющего ген. М.Е. Афанасьев и говорит, что общее желание как его, так и инж. Остроумова предоставить мне в пользование для всех поездок по городу прекрасный казенный выезд. Это продолжалось до прихода на дорогу большевиков. В другой раз я встретился с Б.В. Остроумовым на станции Бухэду. Он узнал, что мне приходится ездить в третьем классе и немедленно распорядился о предоставлении мне при всех поездках по линии отдельного вагона. Вот два примера особенно поразившие меня, нового ещё в Харбине человека. А таких случаев было очень много» 131 . Между тем епископ Нестор развил в Харбине широкую благотворительную деятельность. «Почти сразу по приезде в наш город, – вспоминал в 1936 г. Владыка, – я занялся благотворительной работой. 16 февраля 1923 года я учредил Кружок Милосердия, существующий до настоящего времени. Это было первое созданное мною благотворительное учреждение. До этого я лишь принимал участие в деятельности других организаций. В августе того же года создаётся Патронат, где нашли приют до 90 хроников и престарелых. Прекращение поддержки со стороны муниципалитета в 1927 г. заставило ликвидировать Патронат. Пришлось изменить методы работы и 1 февраля 1927 г. был учрежден существующий до сих пор Дом Милосердия» 132 . Дом Милосердия епископ Нестор основал по примеру когда-то благословившего его на миссионерство отца Иоанна Кронштадтского . «Вопиющие нужды бедноты, калек, душевнобольных людей, несчастных подростков-наркоманов и детей улицы – сирот, – писала эмигрантская пресса, – вызывали в чутком сердце деятельный порыв владыки Нестора к организации сначала Патроната, а потом и Дома Милосердия, в коем Владыка сосредоточил впоследствии главным образом свою благотворительную и культурно-просветительную работу» 133 . Первоначально это был открытый в наемном помещении дом для тихопомешанных. А после того как через несколько лет, по распоряжению городских властей, больные были отправлены в открытую тогда городскую психиатрическую лечебницу, дом был превращён в убежище для престарелых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В. Попов и Антоний Тьевар были арестованы и заключены тюрьму ОГПУ на Лубянке. 19 мая 1925 года приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. В Соловки прибыл вместе с И. В. Поповым, их поселили в одном бараке. Антоний трудился тогда над учением о Христе святителя Афанасия Великого, писал и читал в свободные минуты. Работал в канцелярии лагеря. В декабре 1927 года, когда окончился срок заключения, вернулся в Москву, к матери. В 1928 году на Великий пост отправился помолиться в Саров и Дивеево. Там на Страстной неделе епископ Серпуховской Арсений (Жадановский) постриг его в мантию с именем Серафим. Вскоре он был рукоположен во иеромонаха. Его мать также приняла монашеский постриг. Жили в Москве в своей квартире, где иеромонах Серафим совершал келейно богослужения. В апреле 1931 года он был вновь арестован, приговорен к трем годам заключения и отправлен в Вишерский лагерь (Пермская область). Тяжелые условия работы и жизни подорвали его здоровье. 6 декабря 1931 года иеромонах Серафим (Тьевар) скончался в лагерной больнице. Память о кротком подвижнике сохранили находившиеся с ним в лагере исповедники. На его могиле был поставлен крест, ему посвящены проникновенные стихи Татьяны Гримблит («Далекий холм, но не забытый…»). Говорят, что… : Говорят, что… Фото Brett Davies//Фома. - – декабрь 2013. - С.48. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что …»). Ответы на следующие суждения и вопросы: Часто спрашивают: отчего в христианстве единственным смыслом брачных отношений считается только рождение детей - как исполнение заповеди «плодитесь и размножайтесь»? А само по себе удовлетворение полового влечения считается у христиан грехом даже в браке? Отвечаем: Говорят, что теория эволюции не противоречит христианскому учению о человеке. На самом деле: Вопрос священнику: Можно ли лишиться благодати? Что такое благодать? ../спрашивает Арсений , Москва. Отвечает протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2013.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-128...

В октябре в силу целого ряда обстоятельств священноначалие Русской Православной Церкви сделало попытку перейти на новый стиль, но под давлением народа эта попытка провалилась (подробнее см. прим.50). 1924 г. Не дожидаясь решения других Православных Церквей, Греческая Православная Церковь перешла на новый стиль 1 марта. В Грамоте, разосланной всем Восточным Церквам, новый Вселенский Патриарх Григорий VII от своего имени и Синода объявил о переходе на новый стиль, оставив временно до созыва Вселенского Собора празднование Пасхи и зависящих от нее праздников на старой Александрийской Пасхалии. Одновременно с Грамотой Вселенского Патриарха о введении нового стиля с 10 марта Русская Православная Церковь стала испытывать давление со стороны советского правительства (см. прим.50). Такая синхронность, учитывая характер «турецкой» революции и национальный состав «младотурок», была, как представляется, далеко не случайной. Патриарх Тихон довел до сведения Вселенского Патриарха, что ввести новый стиль в Русской Церкви оказалось делом невозможным ввиду решительного сопротивления народа. Румынская Православная Церковь перешла на новый стиль 1 (14) октября. Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви Заграницей 1923, 1924, 1926 и 1931 гг. постановили отвергнуть новый стиль ввиду того, что Восточными Патриархами в 1583 и 1756 гг. на новый стиль наложены клятвы, тяготеющие на нем доселе, ибо никаким Собором они не сняты и не разрешены. 1927 г. Когда все препятствия к созыву дважды назначенного и откладывавшегося Вселенского Собора, казалось, были устранены, в Иерусалиме и его окрестностях 11 июля произошло сильное землетрясение, заставившее Иерусалимского Патриарха отказаться от участия в подготовке Собора, по этой причине вновь отложенного на неопределенный срок. 1929 г. В этом году перешедшие на новый стиль православные впервые вкусили горьких плодов от своего собственного календарного детища. Православная Пасха в 1929 году была очень поздняя – 22 апреля по старому стилю. Начало Петрова поста по новому стилю пришлось на 30 июня, то есть на второй день самого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Теме парижского раскола митрополита Евлогия (Геор­гиевского) Тальберг издавна уделял особое внимание. Еще в 1927 г. им была выпущена книга «Возбудители раскола». В этой публикации содержится немало материалов для размыш­лений об одном из церковных расколов, до недавнего вре­мени остававшегося как бы в тени, а в настоящее время даже приукрашиваемого умелыми гримерами. Ср. дневнико­вую запись 31.12.1945/18.01.1946 митрополита Мануила (Лемешевского , 1884–1968): «Угнетает меня та легкость снятия многолетнего запрещения, которое некогда митр. Сергий [Страгородский] наложил на митр. Евлогия и всю загранич­ную организацию. Отсюда вывод опасный. Что бы мы ни де­лали в запрещении священнодействия и т. д. – все это еди­ным росчерком пера ликвидируется со всеми вытекающими из сего запрещения последствиями» (Мануил (Аемегиевский), митрополит. Божий виноградник. СПб., 1999. С. 55). Весьма характерны выдержки из книги митрополита Евлогия «Путь моей жизни» (Париж, 1947): «Из Чехословакии о. Влади­мир Соколов явился ко мне в Париж и просил принять его в мою юрисдикцию» (с. 551); «...на общем собрании прихо­дов моей юрисдикции в Лондоне» (с. 620); «Когда возник у меня конфликт с митрополитом Сергием» (с. 519); «В этом году я сделал о. Алексия протоиереем» (с. 536); «Можно сказать без преувеличения: наши девочки своими ножками вытанцовали – выстроили чудный храм в Рабате» (с. 551). Приводящий эти выдержки в своей статье епископ (в то вре­мя еще протоиерей) Митрофан (Зноско-Боровский) справед­ливо подчеркивает, что «в этих выражениях ярко и предель­но точно отражена бездуховность создателя церковного раскола» (Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. В за­щиту правды: Статьи 1952–1977. Нью-Йорк, 1983. С. 95). Под­робнее о том, кем и на какие деньги создавался парижский раскол, кто писал воспоминания владыки Евлогия см. в кн.: Серафим (Кузнецов), игумен. Православный Царь-Мученик/Сост. С. Фомин. М.: Паломник, 1997. С. 506, 528–530. В 1934 г. в Белграде сам митрополит Евлогий признавался: «Вы не понимаете, в какое время мы живем: не мы рулем управля­ем, а те, кто сильнее нас». Приводящий эти слова о. Митро­фан свидетельствует: «Пишущий эти строки сидел все вре­мя у левой руки м[итрополита] Евлогия» (Указ. соч. С. 95–97).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Бывая в монастырях, познакомился с прпп.Сергием Радонежским и Стефаном Махрищским. В преклонных летах оставил мир, удалившись в Симонов монастырь, где со временем стал игуменом. В видении повелено было ему пойти на Белоозеро и основать там монастырь, что он и исполнил. Обитель эта стала центром просвещения, ревнителем Православия и образцом общежития. Память 9 июня. 226 «Тон деспотин ке Архиереа имон, кирие, филатте ис полла эти деспота» (греч.) – т.е. «Господина и Архиерея нашего сохрани, Господи, на многая лета», – поют при архиерейском служении перед облачением. 228 Антонин (Грановский, 21.11.1865 – 14.1.1927) – обновленческий «митрополит Московский». Родился в Полтавской губернии. Закончил Киевскую духовную академию (1891), во время учебы в которой постригся в монахи (1890). Хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии (1903). Уволен на покой (1908). Епископ Владикавказский и Моздокский (1913). Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. Уволен на покой по болезни (1917), но остался жить в Москве в Заиконоспасском монастыре без назначения. Патриархом Тихоном на него наложен запрет за вводимые им новшевства при богослужении. Уклонился в обновленческий раскол (апр.-май 1922), став первым архиереем обновленцев, председателем ВЦУ. «Митрополит» (авг. 1922). Провозгласил автокефалию собственной церкви, назвав ее «Союзом церковное возрождение». Литургию совершал вечером, причастие преподавал сахарными щипцами, престол вынес на солею, закрыв царские врата, молился на русском языке, пел канты. Уволен в отставку с должности председателя ВЦУ (июнь 1923). Обновленческим синодом лишен сана (окт.1923). Скончался в Москве. 232 Епископ Герман (Николай Степанович Ряшенцев, 10.11.1884 – 15.9.1937) – брат епископа Варлаама (Ряшенцева) . Родился в Тамбове в купеческой семье. Окончил Казанскую духовную академию (1906), на четвертом курсе которой принял монашеский постриг. Ректор духовных семинарий: Вифанской (1912) и Владимирской (1918). С епископом Феодором (Поздеевским) составил акафист св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Панагия — здесь: часть из просфоры, вынутая на проскомидии в честь Божией Матери. В монастырях Панагия особым чином переносится в трапезную: одну ее часть вкушают перед принятием пищи, другую по окончании трапезы. Игумения Екатерина (в миру Екатерина Васильевна Самбикина) -третья настоятельница Шамординского монастыря. Иеромонах Адриан (в миру Архип Акильев, 1859-?) — один из духовников Оптиной пустыни. Пострижен в 1890 г., рукоположен в иеромонахи в 1899. Во время русско-японской и Первой мировой войн служил в госпиталях и лазаретах. В1915 г., согласно желанию, поехал на фронт. Свт. Серафим (Чичагов, 1856-1937)-родился в Санкт-Петербурге, в семье полковника, принадлежал знаменитому дворянскому роду. Окончил Пажеский корпус, служил гвардейским офицером, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Был женат, имел четырех дочерей, в 34 года отказался от военной карьеры и в 1893 г. был рукоположен в священника. В 1898 г., спустя три года после смерти жены, принял иноческий постриг. В 1905 г. состоялась его епископская хиротония. Поочередно возглавлял несколько кафедр (Орловскую, Кишеневскую, Тверскую и Кашинскую, Варшавскую и Привисленскую). В 1921 г. возведен патриархом Тихоном в сан митрополита, трижды арестовывался; в 1922-1923 гг. находился в ссылке в Архангельской области. В 1927 г. поддержал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), в 1928 г. назначен митрополитом Ленинградским, с 1933 г. находился на покое, в 1937 был арестован и расстрелян в подмосковной деревне Бутово. Митрополит Серафим являлся одним из главных инициаторов канонизации преподобного Серафима Саровского, составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896) и акафист прп. Серафиму. Канонизирован в 1997 г. См. о нем: Митрополит Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. М.; СПб., 1993; «Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)». СПб. «Сатис», 1997. Память 28 ноября. Послушницей в Дивеевском монастыре была старшая дочь владыки Серафима, Вера Леонидовна Чичагова (1879-1962). Из-за нестроений с игуменьей Александрой (Траковской), а также развившейся склонности к пьянству послушница Вера покинула монастырь, вышла замуж, но в браке была несчастна, прожила очень непростую, полную лишений жизнь. За полтора года до смерти приняла иноческий постриг с именем Вероники. См. о ней: В гости к батюшке Серафиму/Сост. С. Фомин. М., 1997, с. 496-498.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

«В понедельник 22 марта, согласно заблаговременно выработанному советом плану, в Богословской школе начались занятия. Итак, с помощью Божиею и добрых людей Высшая Богословская школа в Киеве открыта и благополучно функционирует». Украинский Синод занимался также и храмостроительством. Известно, что ими построен (капитально достроен) храм во имя Преображения Господня в Киеве (на Красноармейской улице), строившийся до обновленцев в течение 18 лет. Это очень лестно отмстить, потому что в это же время храмы, находящиеся в юрисдикции Московского обновленческого Синода, уже закрывались, как пустовавшие, а иные уничтожались. В Киеве же, напротив, 13 ноября 1927 года состоялось освящение нового храма митрополитом Пименом с сонмом архиереев в исключительно торжественной обстановке. В журнале «Украинский православный благовестник» 6 от 15 марта 1926 года был помещен список украинских архиереев на начало 1926 года: 1 . ПИМЕН, митрополит Харьковский и всея Украины (Пегов) 2. Иннокентий, митрополит Киевский (Пустынский) 3. Иувеналий, митрополит Одесский (Машковский) 4. Лоллий, архиепископ Могилевский (Юрьевский) 5. Александр, архиепископ Артемовский 6. Иосиф, архиепископ Изюмский (Кречетович) 7. Сергий, архиепископ Запорожский (Иванцов) 8. Андрей, архиепископ Павлоградский (Одинцов) 9. Павел, епископ Белоцерковский (Циприанович) 10. Иосиф, епископ Черкасский (Ясковский) 11. Афанасий, епископ Каменский (Вечерко) 12. Гавриил, епископ Чугуевский – викарий Харьковский (Киперман) 13. Александр, архиепископ Бердичевский (Чекановский) 14. Иосиф, архиепископ Первомайский (Михальчук) 15. Вениамин, епископ Луганский 16. Филарет, епископ Сумской (Яценко) 17. Иаков, епископ Шепетовский (Немоловский) 18. Иоасаф, епископ Полтавский 19. Сергий, епископ Проскуровский – бывший (Добромыслов) 20. Михаил, епископ Конотопский (Митрофанов) 21. Павел, архиепископ Екатеринославский (Масленников) 22. Иов, епископ Мелитопольский (Сахновский) 23. Иоаким, епископ Гайсинский [Пухальский] 24. Иоанн, епископ Кременчугский (Славгородский) 25. Адриан, епископ, бывший Каменецкий (Компанийцев) 26. Рафаил, епископ Николаевский – викарий Одесский (Прозоровский) 27. Мелетий, епископ Старобельский (Фомин) 28. Серафим, епископ Змиевский, викарий Киевский (Ляде)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

секторе портовой части Сугдеи, у подножия горы Полвани-Оба. Сооружение однонефное одноапсидное со входом в зап. стене, с каменной лестницей вдоль сев. стены шириной 0,75 м, огражденной подпорной стеной. Храм 1993 г. расположен в вост. секторе портовой части Сугдеи, на обрыве скалистого утеса ( Майко. 2007. С. 226-230). Сохранилась кладка апсиды и часть юж. стены однонефного храма со входом. Храм 12 апостолов, расположенный у основания башни Фредерико Астагуэрро (1386), посвященный, согласно местным преданиям, прор. Илии ( Гавриил (Айвазовский). 1844. С. 326),- однонефная постройка с апсидой 5-гранной формы снаружи и полукруглой изнутри. Свод храма не сохранился, но убедительно реконструируется как стрельчатое перекрытие с 2 подпружными арками. На стенах заметны остатки фресковой росписи. Часовня 1966 г., расположенная на обрыве береговой кромки портовой части Сугдеи, на участке раскопа III «Приморское укрепление», представляет собой домашнюю молельню квадратной формы, сложенную на глиняном растворе со стропильной крышей; она входила в архитектурный комплекс усадьбы ( Джанов. 1997. С. 223-226). Близ Сугдеи раскопано 5 храмовых объектов. Часовня 1995 г. на юж. склоне горы Перчем была однонефным сооружением площадью не более 5 кв. м. Внутренняя часть апсиды заложена сплошной кладкой, в к-рую вмонтировано каменное основание престола. Храм монастыря св. Пантелеимона в 1,5 км к северо-западу от городища, у юж. подножия горы Перчем ( Фомин. 1927. С. 47; Баранов, Майко, Джанов. 1997),- крупная 2-нефная 2-апсидная постройка с обширным нартексом, юж. неф имел отдельный каменный алтарь и исполнял функцию парекклисиона. Храм использовался как место погребения и заупокойных служб (под полом находилось большое количество могил). Во время раскопок был обнаружен блок с остатками греч. надписи по сырой штукатурке: «...воздвигнут от основания храм святого великомученика и бессребреника Пантелеимона (?) трудами...» На основании деталей литургического характера комплекс монастыря можно отнести к обычному типу поздневизант.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В раннее утро 28 мая 1887 года (ст. ст.) в городе Верном произошло крупнейшее в истории геологии землетрясение. Область разрушений оказалась огромна: на севере – Аягуз, на юге - Кашгар, на западе - Ташкент, на востоке - Урумчи. Верненская трагедия была услышана магнитными приборами Павловска, Николаева, Берлина и ряда других сейсмических станций. Эпицентр землетрясения оказался на северном склоне Заилийского Алатау, в Больше-Алматинском ущелье. Знаменская часовенка - очаровательное творение архитектора Поля Гурдэ и художника Николая Хлудова, возводилась всем миром. Большие пожертвования на строительство памятника внесли городской голова Семен Быков, купцы Михаил Аликин, Евтихий Фомин и Никита Пугасов. Она вместила в себя росписи и витражи трагических событий, портреты героев-спасателей и спонсоров, мемориальные доски и иконы, иные сценки разрушенного стихией города. Ежегодно к часовне совершался крестный ход в назидание и в память потомкам. В 1927 году во время реконструкции Зеленого базара часовня-памятник была бесмысленно варварски разрушена. http://proskurin.ucoz.kz/publ/1-1-0-39 Утром 28 мая (9 июня) 1887 г. сильное землетрясение в Семиреченской области разрушило областной город Верный. Так сообщили Санкт-Петербургские газеты на другой день после катастрофы, официальные сообщения об этом были получены в тот же день. Первые телеграммы военного губернатора Семиреченской области А.Я. Фриде, несмотря на краткость и очевидную поспешность их составления среди общего смятения и паники в городе Верном, представляют краткую историю главнейших событий, вызванных землетрясением. Потому приведу некоторые из них, которые были опубликованы в «Семиреченских областных ведомостях» за 1887 год 23, 24, 26, 27 – июнь, июль) . Некоторые из этих телеграмм были перепечатаны в других газетах, полнее всего в «Туркестанских ведомостях». «Землетрясение в городе Верном с окрестными селениями причинило значительные убытки; общую потерю оценили в два с половиной (2 548 208) миллиона руб. серебром. Причем в эту сумму не входят убытки, тоже довольно значительные, от уничтожения обвалами больших площадей леса в горах» (Из донесения военного губернатора за 16758).

http://sobory.ru/article/?object=34949

Преподобный Севастиан Карагандинский      Преподобный Севастиан Карагандинский (в миру — Степан Васильевич Фомин) в 1917 году принял постриг в Оптиной пустыни. После закрытия монастыря отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского. В 1927 году принял священство и после смерти преподобного Нектария в 1928 году служил в приходском храме в городе Козлове вплоть до своего ареста в 1933 году. Проведя годы в лагерях, после освобождения в апреле 1939 года он поселился под Карагандой. Там старец Севастиан устроил домашнюю церковь, где тайно совершал литургию и другие богослужения. В 1955 году разрешили зарегистрировать общину, был построен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, настоятелем которого преподобный Севастиан являлся до самой своей кончины. От Бога он стяжал дар прозорливости и молитвенной помощи страждущим. Свою страдальческую и подвижническую жизнь старец Севастиан завершил в 1966 году. Церковью он прославлен как преподобноисповедник. Архимандрит Серафим (Тяпочкин)      Архимандрит Серафим (Тяпочкин) в крещении получил имя Димитрий. Он принял священнический сан в 1920 году. В 1933 году от туберкулеза скончалась его любимая супруга Антонина Викторовна, и на его попечении остались три дочери-подростка. В 1941 году его арестовали и осудили на десять лет лагерей, но на свободу он вышел только в 1955 году. Перед самым освобождением его спросили, чем он собирается заняться на свободе. Отец Димитрий ответил: «Я священник, намерен служить», — за что получил еще пять лет ссылки. В 1960 году он принял постриг с именем Серафим и начал служить в храме поселка Ракитное (Белгородская область). Сперва на богослужения почти никто не ходил, но постепенно вокруг отца Серафима сложилась крепкая духовная семья, куда влились монашествующие и миряне. Люди тянулись к нему со всех концов страны. Когда он отошел ко Господу в 1982 году, проститься с ним приехали сотни людей. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)      Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Став священником в 1945 году, Иван служил и заочно учился в Московской духовной академии. Его кандидатская работа была посвящена преподобному Серафиму Саровскому. Однако защитить ее не удалось — в апреле 1950 года он был арестован и приговорен к семи годам лагеря строгого режима. В 1955 году он был досрочно освобожден. В 1966 году отец Иоанн принял монашество, а в 1967-м поступил в Псково-Печерский монастырь, где и подвизался до самой своей блаженной кончины. Духовными подвигами стяжал дарования старца. Он помог многим людям на их жизненном пути определить волю Божию. Старец Иоанн отошел ко Господу 5 февраля 2006 года.

http://pravoslavie.ru/104540.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010