Загробный мир, загробная жизнь Самим Господом раскрыты человеку, еще на земле пребывающему. Раскрыты настолько, насколько ограниченный ум может вместить. Итак, вот картина загробного состояния праведников в раю, в первый период загробной жизни: они – вместе с Господом Иисусом Христом, и как сонаследники Царства Небесного, вместе с Ним сопрославляются. Св. апостолы были уверены в истине учения Господа о пребывании верных с Ним в загробном мире тотчас же после разлучения на земле души от тела, которое предается земле, как семя, для произрастания нового тела, а верная душа идет к Господу Свою веру в непреложность этой истины засвидетельствовали они и словом, и писанием. Св. апостол Павел, горевший любовью к Господу, относительно себя самого изрекал: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас» 30 . В другом же месте эту истину пребывания верных со Христом в первом периоде загробной жизни он провозглашает от лица всех апостолов: «знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный... то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» 31 . Здесь св. апостол выражает следующую мысль: мы знаем, что после смерти – разрушения земной нашей храмины, т. е. нашего тела – получим тотчас же нерукотворенную храмину на небесах, т. е. душа по отделении от тела отходит к Господу и со Иисусом Христом пребывает вечно. Св. Павел утешает всех христиан не скорбеть о смерти близких сердцу, уверяя, что они с Господом находятся в обителях Отца небесного. Обещанное Господом (то, что праведники, по отшествии от земли и после частного суда, пребывают с Ним) воочию видел св. апостол Иоанн в откровении: на небе окрест престола стоят двадцать четыре престола и на них старцы в белых одеждах и с золотыми венцами на головах 32 ; далее, видел под небесным алтарем души избиенных за Слово Божье и за свидетельство, которое они имели; и еще видел «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Об этом в Библии пишется так. «Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» ( Мк.12:34 ). То есть Спаситель, оценил слова и дела этого человека, жизненная мудрость которого и проявилась в его ответах. И видя, что он не только говорит о Боге, но и живет по Его заповедям, для обозначения праведности этого человека привлекает такое понятие, как Царство Божье. И для того, чтобы указать на то, что этот человек ведет богоугодную жизнь, Спаситель и говорит ему: «Недалеко ты от Царствия Божия». Как видим, в этих словах Спасителя понятие Царства Божьего выступает как мерило нравственности человека, его житейской мудрости и указание на его богоугодный образ жизни. В других местах Библии понятие Царства Божьего выступает как призыв к праведному образу жизни. Например, об этом пишется так: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» ( Лк.12:31 ). Слово «искать» обозначает «стараться найти, обнаружить; стараться получить» 5 . В этих глубокомысленных словах говорится о том, что человек, находясь в различных жизненных ситуациях, должен вести постоянный поиск того, как правильно поступить, поиск единственно правильного решения, которому человек подчиняет свои действия, поступки и слова. А главным критерием того, как правильно поступить в жизни, у человека и должно быть не что иное, как Царство Небесное. То есть перед совершением каждого своего поступка человек должен серьезно подумать о том, позволит ли совершенный им поступок войти в Царство Небесное, или нет. Соответствует или нет совершенный человеком поступок правде Царства Божьего. То есть должен поступать, руководствуясь правдой, справедливостью и добродеянием. Потому что Бог является воплощением правды «ибо Господь есть Бог правды» ( Ис.30:18 ), справедливости «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» ( Пс.118:137 ), и добра «кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» ( 3Ин.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Итак, в Библии понятие Царство Небесное или Царство Божье имеет такие характеристики. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» ( Лк.16:16 ). То есть одной из отличительных черт Царства Божьего является то, что вхождение в Него требует от человека определенных усилий. И эти усилия, с одной стороны, связаны с подавлением греховных страстей и порочных наклонностей, с другой стороны, с совершением добрых богоугодных поступков. Для того, чтобы войти в Царство Небесное нужно иметь чистую душу и добродетельные богоугодные поступки. Одной из характерных черт является и то, что в Царство Божье трудно войти богачу. «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). Богатый не может расстаться со своим богатством, потому что его душа отягощена таким пороком как стяжательство и жадность. Об этом очень хорошо рассказано в притче о богатом начальнике. «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» ( Лк.18:18 ). «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Лк.18:22–25 ). Некто из начальствующих опечалился потому, что ему жалко было расставаться со своим богатством. Причем Спаситель поясняет, почему богач не может войти в Царство Божье: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» ( Мк.10:24 ). Иными словами, Спаситель говорит о том, что человек, который надеется на деньги и думает, что за них все на свете может купить, ошибается. Потому что за деньги не войдешь в Царство Божье. Более того, богатство портит душу человека, внушая ему мысль о вседозволенности, взращивая в его душе жадность, стяжательство и алчность. То есть богач не может войти в Царство Божье не потому, что он имеет много денег, а потому, что эти деньги развратили его и развили в его душе целый ряд пороков, которые толкают его на греховные поступки, совершаемые им ради стяжательства и наживы, и ради ублажения своих страстей и пороков. То есть под дурным влиянием богатства портится душа человека и в ней начинают процветать грехи и пороки и уменьшаться добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

На земле было познание несовершенное, частичное. Равно и видение Бога на земле, что требуется от всех в Него верующих и о чем свидетельствовал Давид: «Всегда видел я пред собою» 41 . Это лицезрение Бога не земле, по учению того же апостола Павла, несовершенно: «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» познаем ныне Бога; в раю же «лицем к лицу» будем видеть 42 . Все это мы называем: быть, жить, состоять в общении, теснейшем единении с Господом Иисусом Христом. О Нем же мы живем, движемся (сначала на земле, а потом и за гробом) в Его Царстве. Это единение, союз и вечное общение с Господом есть главное основание блаженства праведников, первое основание блага, из которого вытекают и все остальные блага – внутренние и внешние – и без чего невозможно блаженство. Наслаждение Богом производит постоянное ликующее действие всех сил, душевных и телесных, как уже прежде было сказано вообще о деятельности души и ее отдельных сил на земле и за гробом. Так как зло есть источник всех печалей и страданий и оно человеку не естественно, – человеку естественно добро и блаженство, для которого он сотворен, – поэтому зла в раю уже нет. Следовательно, состояние праведных душ в этот период совершенно свободно от всякой скорби: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их...» «и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» 43 . Точно такое же описание загробного состояния праведников находим и у Исайи ( Ис.25:6–9 ). Но видение святыми загробного адского состояния грешников и живое участие в их бедственном состоянии производит некоторую скорбь, полезную и им и адским страдальцам. Скорбь, подвигающую святых на молитву за адских узников и потому доставляющую спасение и этим последним. Покой, или вечное успокоение от трудов, совершенных на земле ради Царства Небесного ( Откр.14:13 ; Евр.4:3 и 11), составляет отличительный характер блаженной деятельности в раю в этот период.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

И я не могу иначе, я должен верить о рождении свыше людей, которых я вижу обращенными от своей старой жизни. Некоторые из них обратились от самой ужасной жизни, поднятые из ямы греха, и поставленные на скалу новой жизни, и их устам дан новый псалом. Прежде они злословили и порочили своим языком, теперь этим же языком они поют славу своему Господу. Все старое прошло, теперь все новое. Они не только исправились, но они родились свыше, – новая тварь во Христе. Если мы хотим быть счастливы на небе, друзья мои, то должны сооружать это счастье здесь на земле. Небо – это приготовленное место для приготовленных душ. Небо наполнено обществом людей, родившихся два раза: по плоти и по духу. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). «Всякий» заметьте это! Вам, не спасенным, я хочу сказать, что Господь сделал для вас. Он все совершил, что можно для вашего спасения, больше ожидать вам нечего. Он Сам спрашивает: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» ( Ис.5:4 ). Он послал Своих пророков, они их убили, тогда послал Он Своего любимого Сына, и Его они убили. А теперь Он послал Святого Духа, чтобы нас убедить в наших грехах, и научить, как нам спастись. В этой главе нам говорится, как люди могут спастись через Христа, вознесенного на крест. Так же как Моисей в пустыне вознес змею, также надлежало быть вознесенным и Сыну Человеческому, «чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Есть люди, которые жалуются на то, что их делают как бы ответственными за грех одного человека, совершенный шесть тысяч лет тому назад, они говорят, что это несправедливо. Даже недавно мне один человек сказал: как несправедливо, что за грех одного человека, совершенный шесть тысяч лет тому назад, проклято все человечество. Могу вас уверить, господа, что не Адам в этом виноват, если вы погибнете. Я покажу вам это на одном примере, чтобы вы лучше это поняли.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Оканчивая учение, опять, как в начале его, обращаюсь ко всякому человеку и прошу его внимательно взвесить каждое слово мое. Исследуй состояние души своей, и да вселит в тебя Дух Святый убеждение, что ты мертв, что ты погиб и осужден. Да укажет Он тебе весь ужас ада, и да вселит в тебя неодолимое желание сподобиться небесной славы. Как Ангел указывал Лоту бежать из Содома, так да направит Дух и твои стези; да скажет Он и тебе: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся .., чтобы тебе не погибнуть» ( Быт.19:17 ). Не станем же медлить, а будем молить Бога, чтобы в великий день вечности всем нам встретиться на небесах и получить участие в блаженстве этого дня. (из книги «Рай и ад». СПб., 1875) Рассказ о пути одного юноши в Царство Небесное На вопрос апостола Фомы: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:5–6 ). Этот ответ Господа ясно указывает нам путь в Царство Небесное. Таким путем может быть лишь Сам Иисус Христос. Сам же Он указал и способ и направление, каких следует держаться каждому, изъявившему желание и готовность идти за Ним. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Отвергнуть себя значит оставить свои худые привычки, исторгнуть из сердца своего все, что привлекает и привязывает нас к миру, подавлять в себе худые желания и мысли, удаляться от греха, жить свято и благоугождать не столько себе, сколько ближнему и Богу. А чтобы всегда иметь в виду этот святой и царский путь в обители небесные и не уклоняться от него на распутья порока и греха, для этого требуется день и ночь искать познания и света прежде всего в слове Божием, а потом и в писаниях святых мужей, которые, пройдя добродетельный путь на небо сами, могут опытно и мудро наставлять в этом направлении других. Весьма полезно также, возможно чаще, обращаться с благочестивыми людьми, еще подвизающимися на пути благочестия и святости. Разговоры, поступки, даже взоры таковых людей поучительны. Их благочестие подобно благовонию: исходя от них, оно проникает и все окружающее. «Кто входит, – говорит Макарий Великий , – к составляющему благовония, тот, хотя бы и ничего не купил, непременно заимствует несколько благовония. Так бывает и с тем, кто обращается с отцами. Если он хочет подвизаться, то они покажут ему путь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Итак, истина несомненная, что как бы кто ни был грешен, но если обратится к Богу с искренним раскаянием и утвердит в душе намерение исправить свою жизнь, тот непременно Богом будет прощен и Господь явит таковому Свое милосердие. А в виду этого и вы, знающие за собой множество грехов, не отчаивайтесь, выкиньте из головы ложную мысль, что Бог вас не простит и скорее спешите к Нему с покаянием и слезами, и Господь ваше сердце – сокрушенное и смиренное – не уничижит. Вам окончательно нужно оставить всякое сомнение в милосердии к вам Божием и скорее спешить к Господу, за всех грешников пострадавшему, всех грешников к Себе призывающему. (Из жизни преподобного Симеона Столпника. Четьи Минеи, 1 сентября) Не прилепляйся к миру земному Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Лк.16:31 Человече! Для чего ты прилепляешься к миру этому и всему, что в нем? Не знаешь ли, что все это не существовало и не будет существовать вечно, но быстро исчезало и исчезнет как дым. Всякая сладость и красота плотская, вещественная, все блага мира этого, к которым ты пристращаешься, которыми ты утешаешься и услаждаешься, от которых ты радуешься и веселишься, которыми ты хвалишься и на которые ты надеешься, превращалось и превратится в зловонный гной, червей и, наконец, в землю. Чья надежда не обманчива была на все земное? Кто будет счастлив из таких людей в будущей жизни? Никто! Почему? Потому что без добрых дел все земное ничтожно для будущей жизни, все ничтожно, что люди с великим старанием и усиленным трудом ищут и приобретают на земле. Все быстро как тень и дым исчезало и исчезает, как сон прельщало и прельщает, и как льстец обманывал и обманывает. Где имевшиеся дорогие кареты и все земные сокровища? Все в земле. Где царь и воин? Где богатый и бедный? Где большие полки рабов? Все посреди неузнаваемых горбов. Зная это, для чего ты суетишься, о чем скорбишь и от чего мучаешься напрасно? Знай, что вся земля целиком и все, что есть на ней, без добрых дел не принесут тебе никакой пользы после смерти в будущей жизни и не освободят тебя от вечной муки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Иисус Христос Своей пречистой кровью смыл наши грехи, и нас, бывших рабов дьявола и страстей, сделал детьми Божьими. Те мучения, которые мы, как преступники воли Божией, должны были понести, Он претерпел за нас и Своей смертью избавил нас от вечной смерти. Иисус Христос Своим воскресением разрушил ад, отнял власть у дьявола, победил смерть и открыл всем вход в рай. Поэтому с момента Его воскресения смерть перестала быть ужасной трагедией, а стала для верующих переходом от суеты и горестей к жизни светлой и радостной. Своим вознесением на Небо Он прославил человеческое естество и удостоил его бессмертия. Все эти великие блага, которые уготовил нам Господь, невозможно ни описать, ни вообразить. Скажем только, что все, кто последуют Его заповедям, удостоятся жить в раю с Ангелами, праведниками и святыми и будут видеть там Бога лицом к лицу. Они будут радоваться чистой, непрестанной и вечной радостью, не зная ни томления, ни печали, ни тревог. И все эти блага Иисус Христос дает не одним каким-то избранным, но каждому, кто хочет получить их. Путь ко спасению показан, устроен и, сколько возможно, сглажен и уравнен. Сверх того, Иисус Христос помогает нам идти по этому пути и, так сказать, Сам ведет нас за руку. Нам остается только не противиться Ему, не упорствовать, но предаться Его воле. Вот, видите ли, как любит нас Иисус Христос и какие великие блага Он дает нам! Теперь подумаем, если бы Иисус Христос сейчас внезапно явился перед нами и спросил нас: «Чада мои! Любите ли вы Меня за все, что я сделал для вас, и цените ли вы те блага, которые Я даю вам?» То кто бы из нас не ответил Ему: «Да, Господи! Я люблю Тебя и благодарю!» Если же мы на самом деле, а не на словах только любим Иисуса Христа и благодарны Ему, то не следует ли нам исполнять то, что Он велит? Потому что, когда человек действительно любит своего благодетеля, он выражает свою благодарность тем, что делает все, угодное ему. В основе жизни должна лежать любовь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею мыслию твоею и всею силою твоею... Люби ближнего своего как самого себя.» Но по причине греховной испорченности человеческого естества еще не было человека, который был бы способен совершенно и во всякое время любить Бога и ближних. Такую совершенную любовь имел только Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

5. Святые Отцы пишут, что можно спастись и в миру, только нужно иметь в сердце Бога, и прибавляют: когда едите, оставьте место для Святого Духа, а кто переест хотя малую долю, тот изгнал из себя Духа Святого, ибо в Евангелии сказано, что всякое дыхание да хвалит Господа, а псы питаются крохами, падающими от стола господ своих. 6. Нельзя надевать на себя роскошные одежды. Берите пример с Иоанна Крестителя, – он только прикрывал стыд человеческий, а мы надеваем разные одежды, золото и серебро, и тем прельщаем слабых людей, а в девятой главе Евангелия от Марка Господь сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Итак, этими словами мы и должны приходящих к нам за советом учить только добру, а не мстить злом за зло. 7. Хотя бы и все смеялись над нами, но мы должны утешать себя их смехом, а о них сожалеть и молиться, как о самых несчастных и ничем не отличающихся от безумных. Смеются только над теми, кто достоин похвалы и венца от Бога. 8. Святому Исайе Господь сказал, что Ему мил и любезен тот человек, который находится в скорби. 9. Кто не имеет здесь скорби, тот и радостей не увидит в будущей жизни. 10. Кто не желает здесь перенести напраслину, тот не желает получить в будущей жизни похвалы от Самого Господа. 11. Кто перенесет напраслину и сделает добро ему, – в том есть Дух Святой, и в будущей жизни имеет имя себе – сын мира. 12. А кто назовет брата безумным, принадлежит геенне огненной. 13. Все раны излечатся, а рана от языка неизлечимая остается. Этими словами напоминают нам святые отцы, чтобы мы во время брани держали язык свой. Не тушите огонь огнем – не потушите, т. е. не отвечайте злом на зло, а во время брани примите молчание, и скоро противник обратится к вам с любовью, возьмет свои бранные слова назад, напрасно сказанные, а вы считайте, сколько он вам сделал награды для будущей жизни, и вам будет легче простить его. 14. Не со всяким ведите беседу о благочестии и о добрых делах, ибо подобные подобным сочувствуют, а для другого она покажется смешной. А если ты желаешь ему лучшего, то тайно воззови о нем к Господу, и Господь даст ему благодать, просимую тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Многие говорят: «Вы должны нам это объяснить, иначе не требуйте, чтобы мы в это поверили». Но я отвечаю вам, что объяснить вам этого не могу, потому что: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3:8 ). Я не могу все понимать, что касается веяния ветра. Если бы меня просили это объяснить, я бы не смог. Тут может дуть сильный северный ветер, а сто километров отсюда – сильный южный ветер, и если я пойду на несколько сот метров в сторону, там встречу опять ветер совсем в другом направлении. Как бы я мог вам объяснить, почему это происходит? Я не сумел бы. Дорогие друзья, вы бы мне могли сказать, что нет никакого ветра, как нет людей, рожденных от Духа. Я же чувствую, что Дух Божий действует в моем сердце так же, как чувствую дуновение в лицо ветра. Я не могу этого объяснить. Много, чего я не могу объяснить, но я верю этому. Я не могу объяснить сотворение мира. Я могу видеть мир, но не могу знать, как Господь его сотворил из ничего. И все-таки каждый должен допустить, что была творческая сила. Многое я не могу объяснить, во что я верю. Я слышал один раз от одного путешественника, как он говорил, что религия Иисуса Христа есть дело откровения, но не исследования: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего», – говорит апостол Павел ( Гал.1:15–16 ). Как-то общество молодых людей отправилось на прогулку за город. По дороге они согласились, что они ничему не будут верить, чего они не понимают. Один старик, слышавший их разговор, сказал им, когда они кончили: «Я слышал, что вы ничему не хотите верить, чего вы не поймете?» «Да, конечно», – сказали они. «Ну, так вот, – сказал он, – а я сегодня видел, ехав в поезде, как на полях паслись гуси, овцы, свиньи, коровы, и все они ели траву. Не можете ли вы мне сказать, каким путем одна и та же трава превращается в перья, щетину, волос и шерсть? Как вы думаете, каким путем совершается это превращение?» «Да, – сказали они, – тут мы не можем иначе, мы должны верить, хотя мы этого и не понимаем». «Так, – сказал старик, – я тоже не могу иначе, я должен и хочу верить в Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010