Игумения Руфина (Кокорева, 27.6.1872–15.8.1937) – родилась в Перми в семье крупного промышленника А.Т. Кокорева. Послушница Успенского женского монастыря в Перми (июль 1880). После двух лет, проведённых в московских монастырях, она вновь возвратилась на Урал – в Верхотурский Покровский монастырь, где работала в иконописной мастерской и управляла монастырским хором, а позже исполняла должность благочинной. В 1911 г. инокиня Ольга была пострижена с именем Руфина, возведена в сан игумении и направлена в Чердынь Пермской губернии восстанавливать Иоанно-Богословский монастырь, упразднённый в Царствование Императрицы Екатерины II. Постепенно обитель обустраивалась. С началом войны в ней был создан приют для сирот воинов, погибших на фронте. Высочайшей покровительницей его стала Великая Княжна Татиана Николаевна. Летом 1917 г. матушка побывала в Москве в Марфо-Мариинской обители у Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. В годы революции и гражданской войны матушка Руфина как могла пыталась защитить сестёр и обитель от поругания и разорения, но в конце концов вынуждена была оставить Чердынь вместе с отступавшими «белыми». Во Владивостоке она пыталась устроить обитель во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». В начале июня 1923 г. матушка прибыла в Харбин. Здесь ею был основан Владимирский монастырь после сотворенного Господом чуда (26.8.1925): моментально в руках игумении Руфины обновилась потемневшая Владимирская икона Божией Матери. Позднее (26.4.1926) там же чудесно обновился образ Бога Саваофа. От новоявленных чудотворных икон исходили дивные чудеса и подавались исцеления. «Большую благотворительную деятельность,– свидетельствовал очевидец, – вела настоятельница Богородице-Владимирской женской обители, игумения Руфина, приобретшая особенно большую популярность среди японцев тем, что она заранее предсказала Японской императрице рождение у неё наследника престола, будущего принца Акихито. С того времени все выдающиеся японцы, посещавшие Харбин, считали своим долгом повидать матушку Руфину и возглавляемый ею монастырь и девичий приют при нём» (Архиепископ Нафанаил (Львов) . Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви. Т. 3. Нью-Йорк, 1992. С. 124). С 1927 г. обитель постепенно переводится в Шанхай, где сёстры нашли себе духовную поддержку у святителя Иоанна (Максимовича) . Скончалась матушка Руфина в день Успения Пресвятой Богородицы. Преемницей её стала игумения Ариадна, возглавлявшая обитель и позднее, когда её после войны перевели в Сан-Франциско.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Ученица Г.И.Челпанова (см. прим.12), она была замечательным логопедом, серьезным психологом и философом. В студенческие годы стала прихожанкой храма свт.Николая на Маросейке. В начале 1930-х гг. вместе с другими прихожанами (в т.ч. автором воспоминаний Е.В.Апушкиной) была арестована, но вскоре освобождена. Вышла замуж за находившегося в ссылке Бориса Александровича Васильева (1932), тайно рукоположенного в священники. Отрывки из ее автобиографических записок, а также дневника (1924 г.) были опубликованы в сб.: Надежда. Вып.7. Франкфурт-на-Майне. 1982. С.298–327. Протоиерей Владимир Богданов 64 Протоиерей Владимир Богданов (19.4.1865 – 10.11.1931) – родился в Москве; его отец, А.П.Богданов, знаменитый русский антрополог и зоолог, директор Московского зоологического музея. После окончания физико-математического факультета Московского университета (1888) преподавал в 1-м Московском реальном училище (1888–1900). Заведовал отделами чтений по физике и естествознанию в Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для московских рабочих (с 1902). Кандидат математических наук. Товарищ начальника отдела прикладной физики Политехнического музея (1900–1917). Духовный сын прот. Валентина Амфитеатрова , ученик прп. Варсонофия Оптинского , неоднократно обращался за советами к прп. Варнаве Гефсиманскому . Рукоположен во иерея целибатом (17.5.1914). Служил в храмах (1915–1927): Спаса Преображения на Песках в Спасопесковском переулке; апостола Филиппа (Иерусалимское подворье); прп. Серафима Саровского при Серафимовском комитете помощи раненым на Сивцевом Вражке (настоятель до 1921 г.). От епископской хиротонии, предложенной Патриархом Тихоном, отказался. Был в тайном постриге (с именем Серафим). Подолгу жил в Дивеевском и Серафимо-Понетаевском монастырях, в Аносиной пустыни. Арестован (1923). Сидел в Бутырской тюрьме. В 1923 (1924?) г. находился в ссылке в Зырянском краю (Усть-Сысольск, Усть-Вымь, с.Корчемье) вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Фаддеем, архиепископом Неофитом, епископом Николаем и епископом Афанасием (Сахаровым) .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

В 1925 году Владыка становится епископом Мелитопольским. Он входил во временный состав Священного Синода, учреждённый св. Патриархом Тихоном в 1925 году. В 1925–1926 годы Святитель временно управляет Самарской епархией (по причине заключения епископа Самарского Анатолия (Грисюка). В 1926 году Владыка был арестован, приговорён к двум годам ссылки. В 1927 году возведён в сан архиепископа. Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия, Владыка находился в скрытой оппозиции к нему и не поминал его имени за богослужением. С 1929 по 1935 годы Владыка являлся архиепископом Елецким. В 1935 году он был арестован»за антисоветскую пропаганду»и приговорён к пяти годам лагерей. 31 октября (13 ноября н. ст.) 1937 года Владыка был расстрелян в Карагандинском концлагере. Прославлен в 1999 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви. Прославление состоялось в городе Мелитополь. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (память 6 апреля по старому стилю) П реподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Степан Васильевич Фомин) родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни. 3 января 1909 года Степан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Так он напитывался благодатным духом Оптинского старчества. Пострижен Степан был в мантии с именем Севастиан в 1917 году, когда начиналось время гонения на Церковь Христову.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Преподобный Севастиан Карагандинский 17 января 2010 г. 11:30 Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Степан Васильевич Фомин) родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. 3 января 1909 года был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году перешел под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нем келейником до 1923 года. В 1917 году был пострижен в мантию с именем Севастиан. В 1927 году был рукоположен во иеромонаха. После кончины старца Нектария в 1928 году приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там служил с 1928 по 1933 годы, вплоть до своего ареста. В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали и приговорили к 7 годам заключения. Преподобноисповедник отбывал заключение в Карагандинском ИТЛ (Карлаге); после освобождения остался в селе Большая Михайловка под Карагандой. Лишь в 1955 году верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке. Был построен храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 22 декабря 1957 года, в день празднования иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) возвел отца Севастиана в сан архимандрита и наградил Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». В 1964 году ко дню тезоименитства архимандрит Севастиан был награжден архиерейским посохом. 16 апреля 1966 года епископ (впоследствии митрополит) Волоколамский Питирим (Нечаев) совершил постриг архимандрита Севастиана в схиму. Схиархимандрит Севастиан скончался 19 апреля 1966 года, на Радоницу. Погребен на Михайловском кладбище. Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии . 4 ноября 1997 года честные мощи преподобноисповедника были перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память 6/19 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/997972.htm...

В программе созданного там Уфимского братства, в частности, говорилось: «...Через церковное единение славянства идти к единению Вселенской Церкви и будущему VIII Вселенскому Собору». В 1921 г. назначен епископом Томским, но к месту служения не поехал. Арестован в феврале 1922 г. «за произнесение проповеди, в которой призывал крестьян организоваться в крестьянские союзы»; этапирован в Москву на Лубянку, где был выпущен на свободу для лечения (!). В том же году Московский ревтрибунал постановил прекратить дело Владыки «за недостатком улик». В 1922–1928 гг. во исполнение благословения свт. Тихона явно и тайно поставил (хиротонисал) ряд архиереев. В 1923 г. сослан в Среднюю Азию (Ташкент, Педжент, Ашхабад). 28.8.1925 в молитвенном доме ашхабадской старообрядческой общины во имя Святителя Николая епископ Андрей принял миропомазание от старообрядцев, перейдя таким образом в раскол, за что Патриаршим Местоблюстителем Петром (Полянским) , митрополитом Крутицким; запрещён в священнослужении (13/26.4.1928); Осенью 1927 г. арестован в Москве и выслан в Казахстан, в Кэыл-Орду. Вновь арестован (4.10.1928) и препровожден в Ярославль, где в местном изоляторе отсидел в одиночной камере три года (до 7.10.1931). После освобождения уехал в Москву, где находился в молитвенном общении со старообрядцами. Новый арест и новая ссылка, на этот раз в Алма-Ату (с 1.4.1932). Характерно, что в письмах этого периода владыка Андрей рекомендовал своим ученикам посещать собрания евангелистов (протестантов), когда там читалось и толковалось Священное Писание . Это, по его мнению, должно было способствовать укреплению веры, а также помочь осознать непреходящее значение Библии. 19.9.1932 епископ Андрей получил Святые Дары и миро от старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Мелетия. В письме, написанном 23.5.1933 предсовнаркома В.Молотову, он призывал главу советского правительства дать возможность созвать собор, целью которого будет «нравственное оправдание социализма». Сведения о дальнейшей судьбе Владыки противоречивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Не сохранилось никаких сведений о существовании внизу храма этажа, может быть, он только предполагался. При капитальной реставрации нижнего помещения в 1926–1927 гг. было восстановлено древнее оформление нижних окон снаружи; внутри, в восточных стенах, обнаружены небольшие ниши, какие всегда устраивались в древних храмах для различных богослужебных нужд алтаря» (Жизнеописание... С.45). Реставрация осталась незавершенной, храм и колокольню обезглавили, внутри все перестроили, отдав под учреждения ЦК комсомола. Здание стояло под государственной охраной. Храм вместе с домом для причта, выстроенным тщанием известного русского издателя И.Д.Сытина, был возвращен верующим 18.7.1990, освящен 17.12.1990. (Дроздов С. ЦК ВЛКСМ думает о душе//Комсомольская правда. 10.10.1990; Червяков А. Старинный московский приход/« Московский художник. 2.11.1990; он же. У Николы в Кленниках//Литературная Россия. 14.12.1990. С.22; Московский журнал. 1991. 5. С.52–58; Московский литератор. 7.12.1990; Московские ведомости. 1990. 3. С.4). 103 Св. прав. Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец (ок.1464 – 2.8.1552) – причислен к лику святых в 1558 году. 104 Именно такие сведения были приведены в Синодальном справочнике. По др.данным, «Кленники» трансформировались из «Блинников» (в XVII в. церковь так и называли – «Никола в Блинниках»). Здесь, у ворот Китай-города, жили мастера, славившиеся приготовлением блинов, которые они тут же и продавали. И, наконец, вероятно, наиболее достоверное объяснение: храм получил свое название от явленной иконы Святителя Николая в подмосковной деревне Кленники (Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып.5. М. 1887. С.188). 105 Речь идет о церковном Юлианском календаре. Собственно Юлианский календарь просуществовал недолго: от реформы своего основателя Юлия Цезаря (46 г. до P.X.) до Первого Вселенского Собора в Никее, созванного Константином Великим в 325 г. Собор выработал (в числе важнейших догматических установлений) единые правила вычисления Пасхи и единую для всех христиан эру от Сотворения мира, что способствовало исполнению 7-го апостольского правила: «Аще же кто епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет, да будет извержен из священного чина».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Это же подтверждено и 1-м правилом Антиохийского Собора: «Все дерзающие нарушати определение святого и великого Собора, в Никее бывшего в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего царя Константина о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно восставати противу доброго установления. И сие речено о мирянах». «Аще же кто из предстоятелей Церкви: епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей, и к возмущению Церквей, особитися, и со иудеями совершати Пасху, такого святый Собор отныне уже осуждает быть чуждым Церкви яко соделавшегося не токмо виною греха для самого себя, но виною расстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженныя же лишаются и внешния чести, каковые были они причастны по святому правилу и Божиему священству». Тем не менее, только за период с 1851 по 1950 гг. принявшие Григорианский календарь праздновали Пасху 15 раз прежде иудеев и неоднократно вместе с ними: 1.4.1823, 17.4.1927, 18.4.1954, 19.4.1981. Тем не менее, переход на новый стиль считал в принципе приемлемым, например, Патриарх Тихон. В своем заявлении в ЦИК 17.9.1924 он писал: «Юлианское летоисчисление не возведено Церковью в неприкосновенный догмат веры, но, связанное с церковным обрядом, допускающим изменения, само может подлежать изменению. [...] Реформа календаря выдвинута потребностями жизни во всех Православных Церквах, и можно думать, что в недалеком будущем она будет принята Церквами без всяких внешних побуждений. [...] Когда новый стиль будет принят согласным голосом всей Кафолической Церкви, тогда можно надеяться, что нам удастся повлиять на верующих и убедить их в допустимости с церковной точки зрения реформы календаря и в ее желательности по практическим и государственным соображениям...» Однако так полагали далеко не все иерархи. Вот что писал по этому же поводу (патриархийный – И.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Как-то в раздражении на все эти толки про батюшку, я ему сказала: – Вот, батюшка, вы все возитесь с этим диаконом, а он с настоятелем своим вот что про вас смеет говорить. Я вам говорю, что из него ничего не выйдет. Ведь вдобавок – он еще интеллигент. Только себя мучаете с ним. Бросьте вы его. Лицо батюшки сделалось жалким, жалким, а он сконфуженно проговорил: – Нет, ничего... это он так... он хороший все же... Мне до смерти стало жаль и обидно за батюшку. Знаю также одного священника, который глаз не сводил с батюшки, ловя каждое его слово. И хотя он спорил часто с ним, а иногда прямо во многом мешал ему, но казалось, что никто и ничто не могло разлучить его с ним. Теперь же тяготится своим саном, осуждает Маросейку, забыв, очевидно, что это дело того, кого он некогда так любил. Он забыл, что буря и искушения всегда постигают дела праведников, особенно после их смерти 277 . И еще найдутся такие. Но надо думать и верить, что молитвами батюшки пройдут у них искушения их, откроются им духовные очи и снова поймут они его заветы и, очистившись покаянием, пойдут по трудному пути великого нашего старца о. Алексея. Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Впервые опубликовано в кн.: Отец Алексей Мечев . С.78–277. Автор воспоминаний – Александра Феодоровна Ярмолович. Практически никаких сведений о ней найти не удалось, кроме небольших воспоминаний последней из оставшихся в живых насельниц Борисо-Глебского Аносина женского монастыря схимонахини Анны (Тепляковой), относящихся к периоду 1925–1928 гг.: Она была из рода основательницы нашего монастыря – игумении Евгении (Мещерской). Ярмолович – фамилия мужа. Было лето. Сенокос. Она до сих пор стоит у меня перед глазами: в черной юбке, белой батистовой кофточке с длинными рукавами. Жизнерадостная какая-то, со всеми разговаривает. Возится с сеном. Я любовалась ею. У нее было необыкновенно приятное лицо. Я почувствовала в ней большую интеллигентность, благородство. По всему было видно, что она не простого происхождения. Судя по некоторым указаниям текста, воспоминания были написаны в 1927 г. Часть 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Был у всенощной. Стирал. Написал поздравительное письмо отцу Вениамину. Ложусь спать – 12 часов ночи! Жаль, мало времени! Бедный человек! Как его измучил и пленил диавол. Я его познал на самом себе, на Коле и на отце Крониде. Сейчас сижу на горке... в Загорске. Солнышко светит, ясно, хорошо, а рядом всюду – горе и страдание. Коля 113 измучился до готовности покончить жизнь. Господи! Спаси его и помилуй, и меня спаси. Сегодня слезно молился вразумить меня во взаимоотношениях с Колей. Вечером был у отца Кронида. Советует молиться Божией Матери словами: «Спаси, имиже веси судьбами», затем помянуть на литургии. Его слова: «Смирение – это великая сила». Начало отпуска. Великий пост 1936 года Весь пост в воскресные дни сподобился помогать отцу Г. На шестой неделе возил цветы и украшал зеленью храм в Кузнецах 114 . Тяжело на душе, очень тяготит меня привязанность Коли ко мне. Господи, спаси нас. Фомин понедельник 1936 года . 7 часов утра, Сергиев Посад Бог на то создал нас, чтобы мы соделались общниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ), так же, как и Сам Он соделался общником естества человеческого. Этому споспешествуют вера, надежда, любовь. Служение закону любви, споспешествуемое верою и надеждою, соделывает нас общниками Божеского естества ( Еф. 3:17–19 ). Вообще образы действия любви являются энергетической сущностью для веры и надежды. Служение закону любви есть величайшее служение, которое протекает в тиши и неизвестности, чему опять-таки научает нас Сам Спаситель ( Лк. 2:52 ). Там, где наблюдается кризис духовной жизни, там вообще наблюдается кризис жизни. Дилемма: любить – исполнить закон жизни, не любить – гибнуть друг от друга. Любовь искони присуща жизни, потому что еще в Предвечном Совете Бог возлюбил мир ( Ин. 3:16 ) – вот где полагается начало жизни мира. Спаситель из всех Своих слов только завещание о любви назвал Заповедью новой – неветшающей, вечно пребывающей. В минуты упадка душевного помни, что закон любви вечно сияет! Поэтому служи со страхом и трепетом до последнего вздоха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Перенесение мощей священномученика Петра (Зверева) в Воронежскую епархию состоится в августе 16.06.2009 Святейший Патриарх Кирилл положительно решил вопрос о передаче Воронежской епархии мощей свт. Петра (Зверева) , прославленного в лике святых на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2000 г. Об этом во время встречи с представителями верующей молодёжи, состоявшейся в Богоявленском храме Воронежа, заявил правящий архиерей епархии митрополит Сергий (Фомин). Мощи святого, в 1925 г. бывшего воронежским викарным епископом, а в начале 1926 г. выбранного на вдовствующую Воронежскую кафедру и в ноябре того же года арестованного по обвинению в «контрреволюционной деятельности», пребывают в Соловецком монастыре. На острове Анзер Соловецкого архипелага завершился жизненный путь архиепископа Петра, отправленного на Соловки в 1927 г. отбывать 10-летний срок заключения. С деятельностью святителя Петра в Воронеже связано укрепление позиций канонического Православия и вследствие этого ослабление влияния обновленческих групп. В связи с отмечаемыми в нынешнем году двумя датами – 80-летием кончины воронежского архиепископа и 10-летием обретения его мощей Воронежская епархия ходатайствовала перед священноначалием Русской Православной Церкви о передаче мощей свт. Петра Воронежской епархии. Торжества по случаю перенесения мощей пройдут в первой декаде августа. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 16.06.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6737.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010