выпущено 9 томов (до буквы «O») и еще ряд томов готовится одновременно разными специалистами. Электронная версия словаря находится на стадии разработки. Планируется объединить усилия с калифорнийским центром TLG. С декабря 1998 г. сканы ранних томов TLL доступны через Internet Archive . Также следует отметить продукт из серии Corpus Christianorum – Library of Latin Texts (DVD – 9 дисков) (LLT). Библиотека латинских текстов (LLT) является ведущей в мире базой данных для латинских текстов. Она содержит тексты с начала латинской литературы (Ливий Андроник, 240 г. до н.э.) до текстов Второго Ватиканского Собора (1962-1965). Она охватывает все произведения из классического периода, важнейшие святоотеческие творения, очень обширный свод средневековой латинской литературы, а также произведения recentior latinitas. В ней представлены полные собрания сочинений таких писателей, как Цицерон, Вергилий, Августин, Иероним, Григорий Великий, Ансельм Кентерберийский, Бернард из Клерво и Фома Кемпийский. Тексты выбираются в зависимости от состояния текущих исследований, с исправлениями ошибок и неточностей. База данных включает в себя почти все произведения, опубликованные в CorpusChristianorum обеих серий Series Latina и Continuatio Mediaeualis, литературу античности (библиотека Scriptorum Romanorum Teubneriana) и 600 000 слов для современного периода. Значительное число работ были взяты из других коллекций, таких как Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, Sources Chrétiennes, Патрология Миня, Acta Sanctorum и Analecta Hymnica Medii Aevi . Подобная ей программа (CILF) CETEDOC Index of Latin Forms. Thesuarus firmarum totius latinitatis a Plauto usque ad saeculum XXum. 70 000 000 formarum. Включает всю латинскую лексику (классическую, патристическую, схоластику — в т.ч. всего Фому Аквината, латинские соборы) . Для библеистов незаменимыми являються программы Bible works , а также ее русифицированная версия BibleQuote 5.0 Bibliologia Edition. Возможности этой программы подробно описаны в статье прот.

http://bogoslov.ru/article/4379737

Недовольство простых верующих Римско-католической Церковью сказалось в самых различных крайних проявлениях религиозной жизни. Одним из них было возникновение мистического общества флагеллантов, или пилигримства бичующихся. Оно возникло в Италии в XIII в. и как эпидемия распространилось по всей Западной Европе. Бичующиеся проповедовали покаяние, избивали евреев, варварски истязали самих себя. Они имели своих наставников, не принадлежавших к духовному сословию, которые наделялись правом прощать грехи. Флагелланты устраивали шествия с крестами и хоругвями, которые сопровождались колокольным звоном, самобичеванием, паданием ниц перед храмами, проповедью и пением гимнов. Результатом этой эпидемии было появление болезни, известной под названием «пляски святого Витта». На этой почве, как антипод, развился мистицизм, который, хотя и был присущ вообще средним векам, в XIV и XV столетиях он достиг своего апогея. Протестантские богословы придают мистике громадное значение. Доминиканец Эккарт, его последователи Таулер и Сузо и анонимный автор «Немецкой теологии» считаются ими не только предшественниками, но и вдохновителями Реформации. Ульман даже считает, что в «Немецкой теологии» заключаются все существенные стороны реформаторского мышления. Хотя теперь мы можем со всей уверенностью утверждать, что мистицизм и Реформация являются двумя крайними противоположностями, в свое время мистика служила одним из побуждений к реформированию Церкви. Одним из отцов средневекового мистицизма был немецкий философ Эккарт (1260—1329). Проповеди этого доминиканского монаха способствовали развитию двух богословских течений: мистического и пантеистического. К богословам первой категории принадлежали: Иоанн Таулер (1290—1361) — последователь практического мистицизма; Генрих Сузо (1300—1365) — представитель романтического мистицизма; Иоанн Рейсбрук (1293—1381) — адепт созерцательного мистицизма, и Фома Кемпийский (1380—1471) — автор «Подражания Христу», сторонник аскетического мистицизма. Последователи этих мистических наставников в XIV— XV вв. назывались «друзьями Божиими», а позднее пиетистами. «Друзья Божии» образовали в Германии, Швейцарии и Нидерландах множество тайных мистических кружков, которые стремились на практике осуществить основные принципы мистицизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Мистика утверждала, что человек может познать Бога и все откровенное учение не через диалектические доказательства, а через возвышение духа к Богу в форме непосредственного созерцания. Находясь в состоянии созерцания и экстаза, человек ощущает в своей душе присутствие Божества, чувствует себя исполненным и просвещенным Им. В этом и заключается непосредственное, внутреннее познание Бога. Оно есть слабая степень того познания, которое будет иметь место в будущей жизни. Чтобы достигнуть здесь, на земле, созерцания и познания Божества, говорили мистики, нужно пройти несколько ступеней самоусовершенствования. В сущности, они предлагали три ступени. Первая — это очищение, т.е. освобождение духа, при посредстве аскетизма, от уз чувственной природы. Вторая — освящение, т.е. внутренняя, чисто духовная жизнь, когда дух живет и действует, совершенно свободный от влияний чувственного мира. Третья — исполнение, т.е. осуществление в Боге, Который наполняет все существо человека. Исполненный присутствия Божества, человек находится в состоянии озарения и экстаза, который проявляется здесь, на земле, в действиях божественного характера (чудесах, пророчествах и проч.). Схоластическое направление в западном богословии упрочил Ансельм, архиепископ Кентерберийский (ум. 1109 г.), а мистическое — известный Бернард Клервосский (ум. 1153 г.). В 13 веке схоластика, в лице доминиканца Фомы Аквинского (ум. 1274 г.), достигла полного своего развития. В 15 веке темные стороны схоластики, пустой формализм и казуистика, получили в ней преобладающее значение. На практике же схоластическое направление, со своими доказательствами за и против, оказалось вредным в нравственном отношении. Появились попытки при помощи казуистики оправдать преступления. Таким образом, схоластика сама себя истощила и в начале 16 го века совершенно исчезла, хотя следы ее в богословии остались на долгое время. Мистика в 15 веке приняла направление более практическое, выражавшееся проповедью об истинно-благочестивой жизни. Наиболее выдающимся представителем практической мистики был Фома Кемпийский (ум.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

   Во времена схоластические нравственность раздробилась на мнения, школьные формы: она сделалась определеннее, способнее приноравливаться ко многим частным случаям, но зато потеряла много духа, обратилась в мелкие и многообразные предания фарисейские. Главное правило: «праведнику закон не лежит» — было забыто; оттуда дионисианская мистика. Таулер -писатель возвышенный — писал о Кресте Иисуса Христа. Фома Кемпийский писал о подражании Иисусу Христу вообще; нравственность у него чистая и годная для всякого. Пересчитывать всех новейших писателей не позволяет время, да притом и нет особенной нужды. Укажем только на главнейших из них. Из католиков особенно замечателен Фенелон — человек с ангельской душой. Он любил изображать деятельную любовь христианскую. О сем же предмете писала знаменитая его приятельница и сотрудница госпожа Гион, составившая толкование на все Священное Писание. Сочинения ее подверглись было запрещению, но когда рецензент, коему поручено было пересмотреть их, через месяц отозвался, что он не находит в них ничего противного вере христианской, то они опять вошли в употребление. Общенароден писатель французский Франциск де-Воль, особенно книга его о мире написана совершенно в духе христианском. У протестантов многие также занимались изложением истин деятельности христианской. Спейт писал много трактатов нравственных. Арнольд писал церковную историю: сочинения его были осуждены — невинно. Арндт писал в общенародном духе; а Бем — в духе мистико-теософском, и по справедливости подвергся у нас запрещению. Это такой метафизик христианский, в сравнении с которым все самые возвышенные метафизики похожи на детей. У него есть, кроме метафизики природы, еще метафизика христианства, в которой он говорит о происхождении зла, о падении диавола и прочем. Даже некоторые философы почитают его мечтателем. Современный почти нам писатель Сен-Мартен, писавший во время революции, несколько похож на Бема. От него произошла секта мартинистов, не чуждая заблуждений. Из немецких особенно замечателен Эккартсгаузен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Когда показуются святые дары и призываются предстоящие к общению диаконским гласом (т. е. со страхом Божиим), тогда, говорит И. Дмитревский, коликое должны чувствовать благочестивые христиане в сердцах своих сожаление и оплакивать в себе измену и охлаждение горячности и усердия древних христиан, кои в каждую святую литургию по гласу сему: «Со страхом Божиим и верою приступите», приступали и причащались сего бессмертного брашна. Мы же на глас оный, зовущий нас к животворящей сей трапезе стоим безответными и звание церкви остаётся безуспешно. «Оле обычая! оле предприятия! Сетует св. Златоуст о толиком охлаждении христиан, туне жертва повседневная, туне предстоим жертвеннику, никтоже есть причащаяся» (Бесед. 3 на послан. к Ефес.) Однако, если кто из присутствующих на литургии и не причащался, будет иметь доброе желание и намерение благочестивое ко приятию святынь, тот и за единое то намерение не лишится плодов таинства сего. Ибо благочестивый человек в каждый день и час к духовному со Христом общению приступать может спасительно. Сколько бо раз таинственно он причащается и невидимо насыщается, столько раз таинство воплощения Христа, Его страдание и воскресение благочестиво воспоминает и любовию Его воспламеняется (Фома Кемпийск. кн. 3 глав. 10). Чего ради в сие время, когда святые тайны показуются людям и призываются предстоящие к причащению, всяк верный, пав на землю пред лицом Господа Спасителя своего, должен воспламеняться священною ревностию с горячайшим желанием стремиться духом к Нему, яко к источнику жизни и бессмертия, дабы принять Его в себя таинственно, с Ним соединиться во единый дух и никогда от Него не разлучаться. Сие духовное причащение есть великой силы и важности и часто не меньший приносит плод и благодать к другим и самое причащение таинств. Чего ради всевозможно о том верные пещись долженствуют т отнюдь не оставлять в литургии ревностного желания сего духовного приобщения, для испрошения им сего дара прилично в сие время читать всякому сей стих: «Скорое и известное даждь утешение рабам Иисусе»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Броницкая Не верь себе, что ты силен, пока не будешь искушен и не найдешь себя неизменным. Так и во всем испытывай себя. Св. И. Сириянин Подвиг есть и в сражении, Подвиг есть и в борьбе, — Высший подвиг в терпеньи, Любви и мольбе. Если сердце заныло Перед злобой людской, Иль насилье охватило Тебя цепью стальной; Если скорби земные Жалом в душу впились,— С верой бодрой и смелой Ты за подвиг берись; Есть у подвига крылья, Выше крыши темницы, Выше крыши темницы, Выше злобы слепой, Выше воплей и криков Гордой черни людской. Хомяков Все, происходящее от Бога, — мирно и полезно, и приводит человека к самоосуждению и смирению. Св. Серафим Саровский Как на сердце вдруг стало тихо Среди наскучившего дня… Наверно кто-то помолился Душою чистой за меня. Наверно кто-то незнакомый, Далекий, старый и простой, Мой образ вспомнил промелькнувший Своею тихою мечтой. (Кн. Вл. Палей, 1915 г.) Люби и сохрани себе другом Того, Кто не оставит тебя и тогда, когда всеми оставлен будешь, Кто не допустит тебя погибнуть, когда придет конец твой. В жизни и смерти держись Иисуса и доверься с упованием Тому, Кто Один может помочь тебе, когда всеми оставлен будешь. Фома Кемпийский Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию. Псалом 125 Без горя жизнь, без нужд, лишенья, Была бы жалка и пуста, И человек, венец творенья, Для неба не жил бы тогда. Но, к счастью, в жизни много горя, — Не обойдешь его никак; Зато в житейском нашем море, Оно нам светит, как маяк. И горе это раскрывает Весь смысл земного бытия, И хоть порой томит, терзает, Дает нам чувствовать себя; Но в целом — горе то ж горнило… Светлеет дух, как злато в нем; В нем есть чудесная та сила, Что искупленьем мы зовем… Под обаяньем нужд, лишенья, Страданья, горя и тоски, Отрадно верить в смысл ученья, Что человек лишь горсть земли. Безумны поиски все счастья, Смешны желанья ясных дней! Но что за рядом испытаний, Надежд обманутых и мук Есть мир иной — мир упований, Где успокоится наш дух… Лишь там… в обители небесной Свое блаженство он найдет,

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Во-вторых, на уровне мистико-аскетическом необходимо отметить также восходящую к Августину и проблематике пелагианских споров идею прямого непосредственного «страдательного» следования воле Божией. Эта идея входит в число универсальных идей западной традиции 117 . Согласно ей, истинный последователь Христа должен стать пассивным вместилищем воли Божией. Об этом согласно говорят и Франциск Сальский: «Самые полезные для нас – те случаи унижения, которые создаются происшествиями или условиями нашей жизни, которые мы не выбирали, но которые посланы Богом, а Его выбор всегда правильней нашего. Наиболее сильные, противоречащие нашим наклонностям часто бывают самые полезные. Наш собственный выбор портит почти все добродетели» 118 ; и Фома Кемпийский: «Кто не желает ничего внешнего, тот обретает внутренний мир; и кто отрекается от себя внутренно, тот соединяется с Богом. Хочу Я, чтоб научился ты совсем повергать себя в волю Мою, без ропота и прекословия (говорит Христос)» 119 ; и, казалось бы, далекий от них Иоганн Арндт: «Брать крест свой и следовать за Христом [означает] без всякого противоречия и досады в безмолвии принимать на себя всякую скорбь» 120 . Безусловно, невозможно назвать единый Августинов urtext, к которому восходили бы все названные (и не названные) здесь источники, но если «Исповедь» и порожденная ею «певдоавгустиниана» сказались на самом модусе обращения западного человека к Богу, придав ему узнаваемый характер интимного монолога «от первого лица», то с той же долей вероятности, учитывая тот абсолютный авторитет, который на протяжении столетий западная мысль усваивала блаженному Августину 121 , возможно возвести указанную выше идею к его столь характерному «антропологическому минимализму» 122 , к его представлению о необходимости уничиженности (humilitas) человека 123 , подражающей уничиженности Христа 124 . Как бы то ни было, именно этот пафос смирения человеческой воли перед лицом воли Божественной, аскетического делания, понятого как своего рода парадоксальная «отрицательная» синергия, направленная на бездействие человеческого воления, погрешительного по сути своей, является главенствующим в противостоящих гуманизму духовных течениях XVII столетия. По справедливому замечанию Христиана Брава, «мир августиновской мысли есть предпосылка (Voraussetzung) языка западной мистики» 125 . И здесь нельзя не упомянуть тесно связанную с проблемой воли проблему любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

„Негодует на нас Небо за наши грехи, а мир за наши добродетели». (Талмуд). „Ищи лучшего человека среди тех, кого осуждает мир». „Добродетель шествует путем невзгод». (Еврипид). „Кто без крестов, тот не Христов». (Посл.). „Подвиги храбрости свойственны римлянам, подвиги терпения свойственны христианам». (Св. Амвросий Медиоланский ). „Лучше потерпеть поражение в правом деле, чем взять перевес в неправом». (Пр. Исаак Сир.). „Презирай богатства, и ты будешь богат. Презирай славу, будешь славен. Презирай обиды, будешь непобедим. Презирай отдых, найдешь покой. Презирай землю, получишь небо». (Златоуст). „Для человека в его естественном состоянии добродетель есть труд, так как порок – закон мира. Порочный плывет по течению, добродетельный – против течения. Добродетель требует напряжения сил (мужества – virtus), отрешения от уз страсти, от тираннии обычая, от тираннии общественного мнения и случайных обстоятельств». (Лейтон). „Интересуйся не количеством, а качеством твоих почитателей; не нравиться дурным – для человека похвально». (Сенека). „Мир не видит святых подобно тому, как слепые не видят света». (Филарет, м. М.). „Правда режет глаза». (Пословица). „Про доброе дело говори смело». (Послов.). „Легко распространяются заблуждения, трудно прививается истина». (Амвросий, арх. Харьк.). „Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. Первая ступень: „это так нелепо, что не стоит и обсуждать». Вторая: „это безнравственно и противно государственному порядку». Третья: „ах! Это так всем известно, что не стоит и говорить про это». „Не много полагай веры на бренного и смертного человека, как бы ни любил его, как бы он ни был полезен, – и не печалься много, когда он против тебя поворотится и вопреки тебе скажет. Кто сегодня с тобою, завтра может быть против тебя. Люди часто, как ветер, меняются. Нет у тебя здесь пребывающего града. Где бы ни был, странник ты и пришлец». (Фома Кемпийский). „Я чую близость времени, когда христиане опять будут собираться на молитву в катакомбах, потому что вера будет гонима, – быть может, менее резким способом, чем в нероновские дни, но более тонким и жестоким: ложью, насмешкой и подделками, – да мало ли еще чем? Разве ты не видишь, кто надвигается? Я вижу, давно вижу»... (В. С. Соловьев ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

1) Арндт – автор «Книге об истинном христианстве» (отч. «1605 г.», а потом «1609 г.»), «переведенных почти на все европейские языки и выдержавших множество изданий». Только De imitatione Christi Фомы Кемпийского имело больше, по сравнению с книгой Арндта, «успех». Арндт – этот «евангелический Фома Кемпийский – требовал христианства, исходящего из сердца, а не из догматических формул». Он был «предшественником Арнольда и Шпенера». Воззрения Арндта, отмеченные вообще очень заметно «мистическим» элементом и напоминающие взгляды Таулера (XIV в.), «главное ударение» полагают «на мистическом – непосредственном соединении души с Богом». Впрочем, они являлись в противовес безжизненным воззрениям богословов того времени, и отсюда их значение, конечно, несомненно. Уже то одно обстоятельство, что указанное и другие сочинения Арндта сильно содействовали в свое время «пробуждению нравственного чувства» у читателей, и пр.,– делает его имя важным «в истории нравственности и практического нравоучения»..., не смотря на все его ошибки и заблуждения 192 . Не мудрено, что на Арндта обращали внимание и у нас в России. Скорее было бы удивительно иное к нему отношение. 2) Гоорнбек (Гурнбекк) – «голландский богослов», написавший «Theologia practica» (Утрехт, 1663 г. и друг.). Вместе с другими богословами он весьма много содействовал «научной, чисто богословской» постановке «реформатской морали». Высоко «ценил» систему Гоорнбека, напр., «Буддей, потому что она прежде всего обращает внимание свое на внутреннюю жизнь» 193 ... Рассматриваемая особенно с этой стороны, система Гоорнбека, действительно, заслуживает внимания. 3) Блаж. Августин († «430 г.») «не дает» нам систематического, целостного «изложения» христианских нравственных вопросов, предлагая решение тех или иных из них (краткое или подробное) по тем или другим побуждениям в тех или других своих творениях: «в Confessiones»..., во многих других, каковы, напр., «De moribus eccles. cath. et de moribus Manichaeorum», «De natura boni», «De continentia», «De bono conjugali», «De sancta virginitate», «De bono viduitatis», «De adulterinis conjugiis», «De fide et operibus», «De mendacio», «De opere monachorum» и др., отчасти также в его капитальном творении «De civitate Dei» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Что сказано выше о бедности не применимо к нищете: нищета прямо бросает людей в объятия пороков. „В ряду добродетелей я ставлю на первом месте воздержание, так как оно сохраняет свежую голову и здравые мысли». (Франклин). „Когда мы принимаем пищу без голода и пьем без жажды, то кушанья и напитки, пагубно действуют на нашу душу и тело. Разумела это Цирцея, превратившая спутников Улисса в свиней». 1 (Сократ). „Если ты хочешь господствовать над собой, то начинай с желудка, потому что этот тиран окутывает тебя чарами похотливости». (Пифагор, мудрец, не употреблявший мяса). „Довольство и умеренность укрепляют силу воли, а эта устанавливает путь к небесам». (Сенека). „Суеверен тот, кто возлагает свою надежду на обрядности, и горд, надменен– нежелающий их принимать». (Паскаль). „Знаю, что все – суета, кроме Бога». (Поэт Лебид). „Блажен, кто разумеет, что есть любить Иисуса и себя самого презирать ради Иисуса. Надобно оставить возлюбленное для Возлюбленного, ибо хочет Иисус, чтобы Его одного, паче всего любили. Любовь к творению обманчива и непостоянна; любовь к Иисусу блаженна и не колеблется. Кто привлекается к твари, падет вместе с нею, как она падает; кто обемлет Иисуса, тот утвердился во веки. Его люби, Его соблюди себе другом: когда все отступят, Он не покинет тебя и не даст тебе в конец погибнуть. Хочешь или не хочешь, надобно будет тебе когда-нибудь со всеми разлучиться». (Фома Кемпийский). „Чудотворные иконы не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них или в присутствии их для возбуждения веры или в силу веры, кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Почему Господу угодно бывает так делать, – Его святая воля. Слепорожденного не мог разве Он исцелить словом? Но творит брение, помазывает очи и посылает к Силоамскому источнику. Так и тут». (Епископ Феофан Говоров). „Чем выше человек, тем более он подвержен влиянию демонов, и много ему нужно усилий воли, чтобы не уклониться в сторону от правого пути». (Гете). „Святость есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимуществен-но она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий» (Феофан еп.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010