Живая деятельная вера, равно как и разумные исследования в области религии, но не подходящие под схоластические приемы, совершенно уничтожались схоластикой. Параллельно со схоластическим направлением в богословии шло мистическое 287 . Богословы схоластического направления стремились к постижению церковного вероучения рассудком при посредстве сложных логических умозаключений; богословы мистического направления, наоборот, хотели постигать догмат чувством при посредстве внутреннего созерцания и углубления человека в самого себя. Мистика утверждала, что человек может познать Бога и все откровенное учение не чрез диалектические доказательства, а чрез возвышение духа к Богу в форме непосредственного созерцания. Находясь в состоянии созерцания и экстаза, человек ощущает в своей душе присутствие божества, чувствует себя исполненным и просвещенным им. В этом и заключается непосредственное, внутреннее познание Бога. Оно есть слабая степень того познания, которое будет иметь место в будущей жизни. Для того чтобы достигнуть здесь, на земле, созерцания и познания божества, говорили мистики, нужно пройти несколько ступеней самоусовершенствования. В сущности, они предлагают три ступени. Первая – это очищение, то есть освобождение духа при посредстве аскетизма от уз чувственной природы. Вторая – освящение, то есть внутренняя, чисто духовная жизнь, когда дух живет и действует совершенно свободно от влияний чувственного мира. Третья – исполнение, то есть существование в Боге, Который наполняет все существо человека; исполненный присутствия Божества, человек находится в состоянии озарения и экстаза, который проявляется здесь, на земле, в действиях божественного характера (чудесах, пророчествах и проч.). Схоластическое направление в западном богословии упрочил Ансельм, архиепископ Кентерберийский († 1109 г.), а мистическое – известный Бернард Клервосский († 1153 г.). В XIII веке схоластика в лице доминиканца Фомы Аквина­та († 1274 г.), а мистика в лице францисканца Бонавентуры († 1274 г.) достигли полного своего развития. В XIV веке темные стороны схоластики, пустой формализм и казуистика, получили в ней преобладающее значение. На почве же практической схоластическое направление со своими доказательствами за и против оказалось вредным в нравственном отношении; были уже попытки при помощи казуистических тонкостей оправдывать преступления. Таким образом, схоластика сама себя истощила и в начале XVI века совершенно упала, хотя следы ее в богословии остались на долгое время. Мистика в XV веке приняла направление более практическое, выражавшееся проповедью об истинно благочестивой жизни. Самым замечательным представителем практической мистики был Фома Кемпийский († 1471 г.), оставивший сочинение «О подражании Христу», получившее всемирную известность и пользующееся до настоящего времени всеобщим уважением. § 24. Новые догматы в Римской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Богу приходят не чрез искусственные подмостки человеческой мудрости. Мы прозреваем Бога чрез телескоп нужды и страданий, чрез телескоп опознанного греха, чрез телескоп ясно представляемой безпомощности. Так усматриваемый Бог становится нам близок, как свет и воздух. Мы очень жалеем себя, очень бережем, очень чувствительны к неудачам в житейских делах. Оттого и малые искушения ослабляют нас. Девятнадцатилетний Цинцендорф сказал о своих успехах в верховой езде: – Кому земные дела безразличны, тому они более удаются, чем прочим. Один студент скучал денежною игрою в карты и домино и играл только из угождения к хозяевам, к тому же и не искусен был в игре. И что же? Он всегда выигрывал, благодушно забывая о карточных недоимках своих партнеров. „Не будь искушений, никто бы не спасся». (Авва Еладий). „Сенека сказал: „всякий раз, когда пробыл между людьми, возвращаюсь к себе менее человеком». Мы часто испытываем это после продолжительной беседы, ибо легче молчать, чем в беседе не сказать лишнего; легче оставаться дома, чем уберечь себя, как следует, в обществе. Кто положил себе достигать внутреннего и духовного, да уклоняется от толпы вместе с Иисусом. Никто не безопасен, если не любит пребывать в уединении». (Фома Кемпийский). „И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если смотрим на то и на другое, как на испытание». (Л. Т.). „Кто в море не бывал, тот Богу не маливался». (Пословица). „Болезни бывают и не за грехи, но не бывает грехов безболезненных». „Страсти заразительны; напр. злоба, еще не высказанная в словах, не выраженная на деле, а скрывающаяся лишь в сердце и отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу; возмущаюсь я страстью, мое возмущение касается и сердца другого, делается какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое. Уничтожишь в себе страсть к брату, уничтожится и в нем, успокоишься сам, успокоится и он. Верно слово апостола: „мы есьмы друг другу удове» ( Еф. 4:25 ), или: „едино тело есьмы мнози» ( 1Кор. 10:17 ), „от единые крови весь род человеческий». ( Деян. 17:26 ). (Прот. И. Сергиев).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

—117— блаженству, ни к страданию. В толковании на „Песнь песней“ 180 М-те Guyon пишет: „Равнодушие сей возлюбленной (символ. души, стремящейся к своему жениху Христу) так велико, что она не может преклоняться ни в сторону наслаждения, ни в сторону лишения. Смерть и жизнь для неё равны. Она не может желать Рая, поскольку находится в руках жениха так, как бы вещи, кои уже не существуют“. Это состояние нарушается всяким соприкосновением с внешним миром. „Затвори все исходы чувственности твоей, да услышишь, что глаголет тебе Бог“, пишет Фома Кемпийский 181 . И далее: „старайся отвлекать сердце твое от вещей видимых“, „смиренное познание самого себя есть путь к Богу надежнейший“; „должно любить всех, но неудобно близко знакомиться “; „по примеру Иисуса уклоняйся от толпы“ 182 ; „что тебе нужды, что тот или иной имеет те или иные свойства? не за других, а за себя тебе отвечать должно“ 183 . Советы Бёме, С.-Мартена, Фенелона в таком же роде. „Если ты можешь заставить молчать твои чувства и волю, то услышишь неизреченные слова Божии“. „Ты должен оставить всякую вещь (was ist etwas) и отвратить твои желания от них“ 184 . Все это мировоззрение и принял С-ий и горячо пропагандировал его, как прозелит, в своих письмах 1804– 9 годов. Мы увидим ниже, что время смягчило многие черты этого миросозерцания. Результатом этого нового настроения явились письма С-го к Феофилакту Калужскому, по которым его взгляды рисуются следующим образом; наш разум, познавая через чувства, этим самым относителен и приспособлен только к известной категории явлений (мир видимый). Для мира духовного существует свой особый разум, действующий по своим особым законам 185 . Этот духовный разум, познание мира сверхчувственного дается после ряда усилий, составляющих три ступени: 1) „Признание несовместности положения человека на земле – противоречие в разуме, про- —118— тиворечне в чувстве, противоречие в воле, в действиях, во всем. 2) Покорение телесного духовному, умерщвление мудрования плоти, отвержение разума физического, истребление самолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тщеславие ставит человека в противоречие с самим собою. „Человек ищет почтения от тех, которых почитает за ничто. Для чего же ты прибегаешь к тому, который ничего не стоит? Для чего ищешь от него чести? Для чего имеешь при себе такое множество людей?» (Златоуст). „Не криви своего лица из презрения к людям и не ходи по земле величаво. Бог не любит гордых и надменных; но походка твоя пусть будет скромная. Говори голосом тихим. (Коран). „Не почитай себя лучше других, чтобы не явиться мерзким Богу, знающему все, что есть в человеке. Не гордись добрыми делами, ибо не таков суд Божий, каков суд человеческий, и Богу многое неприятно, что нравится людям. Не будет тебе вреда, если ниже людей себя поставишь, но вред большой, когда хотя над одним возвысишь себя. Смиренный пребывает в мире, а в сердце у гордого ревность и негодование». (Фома Кемпийский). „Стократ лучше, когда человек выше места, нежели когда место выше человека». (Иннокентий, арх. Херс.). „Гордость не может быть благородною: она есть порок, преувеличенное понятие о себе, соединенное с высокоумием, тщеславием и крайней обидчивостью». (Амвросий, арх. Харьк.). „Пустой горшок звучнее занятого, порченое колесо шумнее крепкого» (Пословица). „В простых сердцах сам Бог почивает. Простачкам Бог опекун. Смиренье – молодцу (или девице) ожерелье. Диавол гордился, да с неба свалился». (Пословицы). „Кто хочет сдвинуть камень, не сверху, а снизу поднимет рычагом: – образец смиренномудрия». (Филарет, м-т М.). „Все возможно Богу, только не возможно Ему отвергнуть сердце смиренное и уничиженное». (Каспари). При извлечении воды из колодца колесом, чем ниже погружается одно ведро, тем выше поднимается другое. Так и в христианстве: чем ниже ставит себя христианин, тем выше поднимает его благодать Божия. „Смирение и без дел многия прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела безполезны; даже уготовляют нам много худого. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели. Оно может сокрушать крепость многих грехов». (Исидор Пилусиот).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

„Нет ничего справедливее слов бедного Ричарда: – тщеславие взимает с нас пошлину, которая вдвое обременительнее налогов правительства» (Маколей). „Ложный стыд есть излюбленное орудие диавола. Он больше достигает им, чем даже ложной гордостью. Ложной гордостью он только поощряет зло, а ложным стыдом обезсиливает добро». (Рескин). „Хочешь быть великим? – будь меньше всех». ( Ефрем Сирин ). „Праведно признавать себя ничем: ведь, ты и сотворен из ничего. И не считай себя чем-либо, ибо нет у тебя ничего своего, собственного. Сотворены мы из ничего, и не знаем, куда пойдем, и как Господь устроит нас» (Св. Димитрий Ростовский ). „Себя самого вправду знать и презирать себя – вот выше всего и всего полезнее знание. Себе самому ничего не присваивать, а о других всегда думать доброе и высокое – вот великая мудрость и совершенство. Когда видишь, что другой явно согрешает или что тяжкое совершил, не думай, что ты лучше его. Все мы – бренные, а ты ни о ком не думай, что он тебя слабее». (Фома Кемпийский). „Разбойник был на кресте и одним словом оправдался. Иуда был в числе апостолов, и в одну ночь погубил весь труд свой. Поэтому никто не должен хвалиться успехом в добрых делах. Ибо все уповающие на себя пали». (Авва Ксанфий). „Если будешь смиренно думать о себе, то найдешь покой везде, где бы ты ни был». (Авва Пимен). Авва Пимен говорил: „Если человек достигнет того состояния, о котором сказал апостол: вся чиста чистым ( Тит. 1:15 ), то увидит, что он сам хуже всякой твари». Ученик спросил Пимена: „как могу думать я о себе, что я хуже убийцы?» Пимен отвечал: „если человек дойдет до состояния, указанного апостолом, и увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он однажды сделал сей грех, а я убиваю каждый день». Ученик передал слова аввы Пимена авве Анувию. Анувий заметил: „если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их». Ученик спросил: какая праведность его? – „Постоянное обвинение самого себя», отвечал Анувий. „В каждом человеке есть бессмертная душа, высочайшее из творений Божиих. Поэтому нужно со всеми людьми обращаться одинаково, с осторожностию и уважением, хотя бы пред тобою был каторжник или нищий».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Благословляю и благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, источник благочестия и благости, за Твое совершеннейшее моление; за врагов Твоих и за распинавших Тебя Ты молился распростертыми на кресте руками, испрашивая им прощение и благостно извиняя их преступление, говоря: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят. Вот слово истинной сладости и благодати, которого достаточно для смягчение жестоковыйности всякого грешника и обращение его к покаянию. О, сладчайший Иисусе, как склонен Ты не признавать (виновности), как легко Тебе благоугождать, как благосклонен сожалеть! О, как велико богатство милости Твоей, Господи, для всех любящих Тебя. когда Ты и к яростным врагам показал Себя столь благостным. Даже вися на высоком кресте, Ты не возгорелся негодованием на Твоих распинателей для отмщение Твоим мучителям, и не молился, чтобы земля поглотила их живыми или огонь с неба в этот момент попалил нечестивых, но сладчайшее слово человеколюбия, как животворящую небесную росу, излил на жесточайших врагов Твоих, говоря: Отче, отпусти им. В этом проявилось с непобедимою кротостью особенное человеколюбие Твое, которого нельзя было препобедить или заставить прекратить моление. Они кричали: распни, распни Его, а Ты говоришь: Отче, отпусти им. Они вбивали острейшие гвозди, а Ты извиняешь их гнуснейшие преступления, говоря: не ведят бо, что творят. О, изумительнейшая благость Твоя, Христе. Но, увы, каково извращение упорного народа, который не тронулся и столь человеколюбивыми словами. Посему Ты более страдал об их слепом нечестии, чем о собственной обиде, и Тебя более удручало такое совершение злодеяний, чем болезненность всех причиненных Тебе ран. Они старались сделать, что только могли нечестивейшего, а Ты воздавал им тем, что только мог проявить спасительнейшего. Величайшей наилучшей благостью поэтому было молиться за таких злодеев, чтобы они обратились от своих злодейств и признали Тебя истинным Сыном Божиим, во плоти притекшим. Так исполнилось достопамятное слово пророка Исаии, которое истинно провозглашено было о Тебе: Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался Ходатаем ( Ис.53:12 ). Кто же из грешников будет отчаиваться в прощении, когда такую благость испытали даже те, которые распяли щедрого Подателя прощения?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

Стыдись, гордец, почестей, высоких мест. пышных и нарядных одежд, когда Христос довел Себя до крайней бедности. Стыдно тебе добиваться человеческих милостей и увлекаться земными сладостями, когда Христос предпочитал все противоположное. О, достопокланяемый Иисусе, величайшая красота и кротость, дай мне, несчастному грешнику, желанную благодать Твоего терпения, и научи меня живыми Твоими примерами не бояться поношений и злых страхов, а также нисколько не смущаться ложно взводимыми обвинениями, но искренно желать прощения за совершенные грехи, и с полным смирением подчиняться Тебе и моим властям, дабы преизобильнее воспринять мне дары той же милости, и за воспринятое вознести к Тебе наиблагоговейнейшее благодарение. Аминь. Глава 10. О том, как издевались над Иисусом, плевали на Hero, завязывали глаза, ударяли по ланите и били тростью Благословляю и благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, честь и слава святых, за перенесенное Тобою тягчайшее презрение и непристойнейшее обхождение, когда, после смертного приговора со стороны жестоких рабов, Ты подвергался столь многим поносительным словам, и даже был поражаем жестокими ударами no голове и лицу. Увы, прекраснейшее лице Твое, видением которого услаждаются ангелы, обезображено было гнуснейшими оплеваниями иудеев, и подвергалось также сильным ударам от простертых ладоней, так что вместе со слезами из глаз по ланитам несомненно текла кровь. Нежная выя Твоя была жестоко сокрушаема грубейшими и яростными кулаками; светлейшие очи Твои, которые всегда открыты на праведных, были с шутовским издевательством закрыты; досточтимая глава Твоя, превознесенная превыше всех тварей, жестоко подвергалась ударам от нечестивых рук грешников, которые с насмешливыми криками оскорбляли Тебя, говоря: прореки нам, Христе, кто ударил Тебя. Кто, Господи, может слышать, без великого стенания и скорби сердца, многообразные оскорбление Тебе? Величие Твоего терпения превосходит всякую степень человеческого терпения, и тяжесть таких поношений жестоко угнетает любящие сердца благочестивых. Други Твои отчуждились от Тебя, Ты отвергнут был знаемыми, стал предметом презрение и поношение для тех, которые беспричинно ненавидели Тебя и злобно сверкали своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

О, сладчайший Иисусе, с каким усердным тщанием Ты обходил селение и площади, города и укрепленные места, чтобы обращать грешников, исцелять сокрушенных сердцем и давать прощение искренно кающимся. Хвалю и славословлю Тебя от глубины всего моего сердца за медоточивое учение Твое и пламенную проповедь Твою, распространенную по всей Галилее и Иудее, так что великая слава Твоя распространилась далеко и широко по всем народам. Благословенны да будут священные уста Твои и благодатнейший язык, которыми изрек сладость всей небесной жизни, внушил мысли о вечной истине, а также и всему миру истинный и чудесный свет всего мира, который Ты Сам еси, возвестил гласом Отцов. Молю Тебя, возлюбленный Иисусе, лучший из учителей, дай мне жаждущей грудью испить из источников Твоего учения, прилежно внимать, мудро разуметь, сладостно вкушать и должным образом исполнять все упражнение по священным речениям Твоих уст, ибо никогда столь скоро и ясно не найти мне пути к совершенству, как в яснейшем зерцале святого Евангелия, отрытого мне и всем для чтения. В Тебе, Господи, преизбыточествует и пребывает источник вечной мудрости, свет жизни и полнота всякой сладости. Преклони же сердце мое к вещаниям Твоим, открой слух мой к словам уст Твоих, отверзи очи мои, да не видят суеты, оживотвори меня путем жизни Твоей; ибо хотя простым и легким кажется евангельский слог, однако он глубок и высок, исполнен небесных тайн, для воспринятия которых недостаточно всего мира. Аминь. Глава XX. О славных знамениях и благоволении Иисуса Благословляю и благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Сила Божие и Мудрость Отчая, за Твои преславные знамения и необычайные чудесные дела, которыми Ты велелепно озарил мир, и умы верных склонил к вере в Тебя, ясными и открытыми свидетельствами и лучезарными знамениями давая понять, что Ты Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в этот мир для искупление людей. Хвалю и славословлю Тебя за бесконечное человеколюбие Твое, что Ты показал Себя щедрым и благоволительным ко всем народам, дабы как бедные, так и немощные, и даже наихудшие грешники дерзали приходить к Тебе, давая им полную возможность быть с Тобою и касаться Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

He отчаивайся же, душа моя. Хотя ты повинна во многих преступлениях, хотя погрязаешь в различных страстях и подлежишь многим искушениям, однако, несчастная, все-таки имеешь надежду жизни, открыто перед тобой благоутробие благости, свидетелем чего являются крест, гвозди, копье и все кровавые раны Иисуса. Войдя в глубокие раны Распятого, облобызай места язв, обними любящими руками древо жизни, держи вернейшее знамя твоего спасение – Иисуса, на кресте висящего, поклоняйся Ему с благоговейным сердцем, искренно предавайся Ему и всецело положись на Hero; ибо если Он был столь благостен к врагам Своим, то будет еще милостивее к тебе, скорбящей о грехах своих. Но если ты хочешь быть скорее услышанным, если желаешь получить благодать Искупителя и удостоиться полного милосердия, отпусти и ты брату твоему от всего сердца согрешения его пред тобой; не вмени ему в малом, чтобы Бог не вменил тебе во многом, и молись о его спасении, как о своем собственном. Так поступая, найдешь благодать и будешь сыном Всевышнего, подражая Иисусу, который повелевает любить врагов и молиться за обидящих нас. Великое кроме того дерзновение приобретешь при исходе жизни, если, терпя несправедливо, научишься прощать все обиды и будешь изливать благоговейную молитву за должников твоих. Это священное моление за врагов ублажило апостолов, увенчало славой мучеников, облагородило исповедников, украшало девственников и всех святых делало подобными Христу и достойными вечной жизни. Молю Тебя, милостивейший Господи Иисусе, который благоволил по чувству человеколюбия молиться за врагов Своих, соблаговоли упросить Отца с подобным же пламенным человеколюбием за меня, да изгладит Он вполне все грехи мои и милостиво разрешит от наказаний, которые я заслужил за них. Дай мне воспринять доброе и твердое упование на Твою благость, да не впаду в отчаяние по величию грехов моих, но верующим умом буду признавать, что Ты пришел в мир для спасения грешников и благоволил и за нечестивых пострадать, подвергнуться распятию и умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

Молитвенное размышление. Благословляю и благодарю Тебя, Святая Троице и нераздельное Единство, – Отец, Сын и Святой Дух, Единый истинный Бог Всемогущий, Который, для проявление неизреченной щедрости Твоей благости, в начале сотворил небо и землю, море и все, что в них, но превыше прочих тварей, особой честью достоинства, превознес человека до образа и подобие Твоего, сотворив его способным к господству, мудрым по разуму, невинным по жизни. Хвалю и славословлю Тебя за величайший оный дар, которым Ты украсил человека в раю преизобильными сладостями, дабы все он имел для своей жизни, для управления, и всем обладал для Твоего постоянного прославления. Хвалю и славословлю Тебя, Святейший Боже, за Твою превосходную милость и неизреченное милосердие, с которым Ты избавил от вечного осуждения изменившего Тебе и неблагодарного за все Твои благодеяние человека, за вину его для совершения покаяния поставив его вне рая сладости. За свое прегрешение он достоин был вечного осуждения, и не заслуживал никакого прощения, и однако Ты не покарал его со всей суровостью Твоей правды, а с нежностью неизреченного милосердия возложил на него бремя достойного покаяния, и после продолжительного времени даровал вожделенный елей снисхождения, и это сделано для того, чтобы разумная тварь Твоя, подпадшая греху по собственному нечестию, спаслась благодатью. Посему всякая верная душа должна благодарить Тебя, не превозносясь своею добродетелью, и не похваляясь оправданием заслуг своих. Ведь Твои мы твари, Боже мой, существуем Твоей благостью, от Твоих щедрот получаем то, что имеем, но, по нечестию своей жизни, падаем и погрешаем. Если бы с помощью Твоего милосердия мы не восставали и не укреплялись опять, то всегда устремлялись бы к худшему, и пребывали бы во зле. Посему молимся о Твоем милосердии, милосерднейший Боже, воспоминаем о преизбытке Твоей милости, сладкогласно воспеваем, превосходно проповедуем, дабы делом благодарение принести Тебе жертву благочестивой преданности за множество неизмеримых милостей, которые Ты вполне показал нам, сынам нечестия, проданным под иго греха. Аминь. Глава 3. Об обновлении человека и об обетовании пришествия Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010