Глаголъ 7, 2002: Святитель Лев Великий. Слово на Рождество Христово ПРАВОСЛАВИЕ.RU   Глаголъ 7,  2002   событие   СВЯТИТЕЛЬ ЛЕВ ВЕЛИКИЙ СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Слово Бога, Бог, Сын Божий, Который вначале был у Бога, через Которого все начало быть и без Которого ничто не начало быть (Ин. 1, 1-3), вочеловечился для избавления человека от вечной смерти и так без умаления величия преклонил Себя до восприятия нашей ничтожности, что, [всегда] оставаясь тем, чем Он был, и принимая в Себя то, чем не был, сочетал в Себе истинный образ раба (Флп, 2, 7) с тем образом, в котором Он равен Богу Отцу; и таким союзом соединил обе природы, что как прославление не исчерпало низшую из них, так и присоединение не умалило вышнюю. Таким образом, поскольку не повреждены свойства обеих, природ, в одном Лице сошедшихся, то величие воспринимает уничиженность, сила - немощность, бессмертие - смертность, ради нашего искупления нерушимая природа соединяется с природой, подверженной страданию, и Бог Истинный и человек истинный сочетаются в единстве Господа Иисуса Христа так, что Он, единственный Посредник между Богом и людьми (I Тим. 2, 5), исцеляя нас, мог умереть как человек и воскреснуть как Бог. Итак, Рождение Спасителя нисколько не нарушило непорочности Девы, ибо стражем целомудрия стало рождение Истины. Такое Рождество, возлюбленные, подобало Божией силе и Божией премудрости - Христу (1 Кор. 1, 24), и оно как соответствовало нам человеческими свойствами, так и отличалось Божественностью. Ибо, если бы не был Бог истинный, то не даровал бы нам искупления, а если бы не был человек истинный, то не преподал бы нам примера. Поэтому когда рождается Господь, ликующими Ангелами воспевается: слава в вышних Богу, и па земле мир. в человеках благоволение! (Лк. 2, 14), Ибо видят они, что Небесный Иерусалим создается из всех народов мира. Сколь же великое ликование об этом неописуемом деянии Божественной любви следует питать уничиженности человеческой, когда ему так радуются небесные Ангелы! Итак, возлюбленные, через Сына возблагодарим в Духе Святом Бога Отца (Коп.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/01...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf О пути ко спасению (Пересказ отрывков из книги протоиерея Григория Дяченко «Полный годичный круг кратких поучений», II том) Люди, которые хотят достичь спасения своей души, должны принадлежать к единой Святой Православной Церкви, должны быть её послушными детьми и выполнять её установления, такие как: выполнение поста, посещение храма Божьего, почитание духовных пастырей и т.д. Человек, не повинующийся церкви, подобен идолопоклоннику. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Матф.18:17 ). Раскольники и еретики не приемлют смирения, как не приемлет его злой дух. «Истинное смирение происходит от послушания» – говорил Святой Иоанн Лествичник . Кто не проявляет смирения, тот не есть ученик Христов. Господь, Иисус Христос явил Свое смирение тем, что был послушен. «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). А без смирения нет и спасения. «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» ( Пс. 114:5 ). Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем. Молиться нужно утром после сна и перед сном, перед вкушением пищи, и по воскресеньям нужно принимать участие в коллективных богослужениях при храме Божьем. Давид несмотря на то, что был царь и пророк, усердно молился Богу. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» ( Пс.26:4 ). Святые отцы называли молитву матерью всех добродетелей за то, что через неё можно испросить у Бога все остальные добродетели и все блага, временные и вечные. Сам Господь об этом сказал так: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» ( Матф.7:7 ). Для того, чтобы достичь спасения своей души, человек должен совершать милостыню, душевную и телесную, любить ближних как самого себя и заботиться о них. Душевная милостыня проявляется в том, что человек прощает своих ближних, причинивших ему огорчения и обиды, оскорбления и неприятности. Душевная милостыня проявляется и в заботе о спасении душ ближних, что выражается в просвещении их ума учением Христовым, наставлением их на путь истинный, научению их в делании добра. Телесная милостыня проявляется в том, что человек помогает нуждающимся ближним, давая им бесплатно хлеб, одежду, деньги, еду. Господь о людях, творящих милостыню, говорил, что они будут помилованы, то есть спасутся. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Матф.5:7 ). И наоборот, немилостивых людей ждет суд Божий без милости. И для таких людей нет спасения. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

1 Patrologia Orientalis. T. XIX. P. 511 — 512. 2 Ovres completes de Gennade Scholaris. T. I. Paris, 1928. 3 Лк. 11:28. 4 Лк. 11:27—28. 5 Лк. 10:41. 6 Первая Красота — Бог. 7 Т. е. без ущерба для Себя. 8 Кор. 7:32. 9 Рождения Господа нашего Иисуса Христа. 10 Ср: Лк. 1:43 и Мф. 3:14. 11 Вероятно, следует понимать душу и тело и соответствующие им добродетели, которые все в лице Пресвятой Девы нашли совершенство. 12 Лк. 11:27—28. 13 Ин. 1:1. 14 Т.е. мip. 15 С этого места св. Георгий Схоларий говорит о Флорентийской унии, представляя слушателям всю пагубность ее как для православного сознания, так и для Византии. 16 2 Тим. 4:3. 17 Гал. 5:44. 18 Т.е. апостольское служение. 19 Гал. 1:10. 20 Ин. 5:44. 21 Здесь говорится о принятии греками на Флорентийском соборе римско-католического учения о превечном исхождении Духа Святого не только от Отеческой, но и от Сыновней Ипостаси, что выражается в словах «Filioque», внесенных латинянами в Никейский Символ веры. Св. Георгий Схоларий подчеркивает, что это учение противоречит непосредственным словам Господа нашего Иисуса Христа, говорящего, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15:26) и др., а также противоречит православному учению, находящемуся у Св. Отцев, которое ставит Отца единственным Началом бытия Св. Духа. 22 Мне представляется, что здесь намек на св. Марка Ефесского. 23 Флп. 4:9. 24 2 Тим. 2:23—24. 25 Это место не совсем ясно; возможно, что оно, как заключающее непосредственный политический совет, небезопасный для дипломатических отношений Византии с Западом, сознательно сказано прикровенно. Св. Георгий советует обратиться «к народам» ( τα θνη ): этим термином прежде всего обозначаются варварские народы. Быть может, св. Георгий советует императору и Сенату резко изменить политику, порвать с Западом и заключить союз с турками. Лучше быть под турками, чем потерять Православие. Такой смысл намечается и в некоторых иных местах Слова св. Георгия Схолария. 26 Быть может, абсолютную нейтральность. 27 Быть может, среди турок. 28 Это было время постоянных и ни к чему не приводящих диспутов, обычно имевших место во дворце императора, между ревнителями Православия и сторонниками Унии или непосредственными латинянами, о несерьезности которых св. Георгий Схоларий упоминает и в своем письме к св. Марку Ефесскому, см.: Patr. Oriental. T. 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3025...

Патриаршее обращение к читателям газеты «Известия» в преддверии Рождества Христова 31 грудня 2007 р. 09:42 В преддверии Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к читателям газеты «Известия» («Известия», 28 декабря 2007 года). Близится светлый и радостный праздник Рождества Христова. Кажется, все напоминает нам именно об этом: на городских площадях высятся сверкающие огнями ели, в концертных залах проходят рождественские вечера, украшенные блестящими гирляндами магазины наперебой предлагают приобрести подарки для родных и близких. Но часто ли мы в этой радостной суете вспоминаем, что главный подарок в эти дни мы должны принести Богомладенцу Иисусу, который «родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя» (Мф. 2:1), «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4)? Не забываем ли мы о Нем в предпраздничной круговерти? Обратившись к евангельскому повествованию о рождении Спасителя, мы увидим, что в те дни окружавший мир не заметил Его пришествия: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:10-11). Только несколько простых вифлеемских пастухов, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8), удостоились услышать от Ангела: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2:11), и мудрецы с востока, ведомые вспыхнувшей на небосклоне чудесной звездой, пришли в дом, где находился «Младенец с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему» (Лк. 2:11). Вот и в наше время среди большинства народов мира Христос познается либо в простоте сердца, либо в великом знании, а погруженное в себя большинство не хочет видеть Его. «Христос рождается прежде падший воскресити образ» — так Церковь в одном из праздничных песнопений кратко говорит о цели и смысле воплощения Сына Божия. Образ Божий в человеке был помрачен грехом, грех стал преградой между Творцом и Его творением. И Христос, соединив в Себе Божественную и человеческую природы, эту преграду снимает. Став человеком, Бог Слово «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2.:7), для того чтобы человеку дать возможность соединиться с Богом и уподобиться Ему.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206646...

Рассуждение тринадцатое. О смирне Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца? ( Песн.3:6 ) Блаженный Феодорит, изъясняя Песни Песней, говорит: „не неприлично душа благочестивая уподобляется дыму благовонному, которая, как Апостол говорит: члены свои представляет жертву живу, святу и благоугодну Господеви. Говорится же, что она издаёт благовонный запах смирны и ливана, от всех благовоний Мироварца; поскольку Христово человечество, чрез смирну означаемое, и Божество чрез ливан, со благоговением почитает, и Жениха своего Христа, как смерти верует, так и сущность Его вечную несомненно признает». Таковому то смирны и ливана благоуханию, которое издаёт благочестивая душа, удивляются самые Ангелы. Хотя же она имеет и другие добродетели, почерпнутые от Священного Писания как бы из лавки мироварца, в ней, однако первое место занимают смирна и ливан, то есть познание Божества и человечества Христова. Но войди, христиане! в дальнейшее о смирне рассуждение. § I Смирна есть древо, растущее в великом множестве в Аравии из коего, если его разрезать, течёт сок. Древо сие употребляют для хорошего его запаху. Один из волхвов, приходивших ко Христу, принёс Ему в дар смирну; примечательно, что он был из Аравии. § II Что сия смирна означает по смыслу духовному? 1) Означает она Христа Господа нашего: Христово благоухание есмы ( 2Кор.2:15 ). 2) Означает бессмертие Владычного тела. Возвратитеся О! мироносицы с миры, воскресе Господь с телом, не требует нужды в ароматах, не имать нужды в смирне – бессмертен есть. 3) Смирна означает спасительное страдание Христово. Он есть смирна бессмертия нашего, льёт оно несомненную надежду и нашего с телом воскресения. Иов говорит: вем бо, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою ( Иов.19:25–26 ). И Павел: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его ( Флп.3:21 ). 4) Смирна есть закон покаяния. Как рассечённое древо смирны источает сок, так сердце наше, рассекаемое ножом сокрушения, производит благовонные струи слёз, яко надёжных благодатного пришествия Святаго Духа провозвестников. Расторгните сердца ваша ( Иоил.2:13 ), – повелевает Бог чрез Иоиля. Расторгните, то есть истинным сокрушением, и источите благовонную покаяния смирну. Сие бо есть приятно пред спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:3–4 ). И Давид поёт: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс.50:12 ). – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). – На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес ( Ис.66:2 ). Се грешница при ногу Иисусову рассекает сердце своё и источает слёзы: и ставши при ногу его созади, плачущися, начат умывати нозе его слезами ( Лк.7:38 ). Се Пётр оплакивает своё окаянство: и изшед вон плакася горько ( Мф.26:75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл: «Откроем наши сердца ближним и дальним» 29 декабря 2008 г. 18:00 В преддверии Рождества Христова Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к читателям газеты «Известия» (газета «Известия 244/27769 от 29 декабря 2008 года) Дорогие читатели! Приближается время великого христианского праздника — Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Две с лишним тысячи лет назад в Вифлеемской пещере, как пишет евангелист Иоанн, «Слово стало плотию» (Ин. 1. 14). В чем же смысл и цель Воплощения Сына Божия? Церковь в одном из своих песнопений отвечает на этот вопрос так: «Христос раждается прежде падший восставити образ». Иначе, Христос приходит в мир, чтобы возродить падшего человека к новой жизни. Приходит не потому, что люди делами своими заслужили спасение, но исключительно в силу Божественной любви: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16). Единственная причина того, что Сын Божий «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам… смирил Себя, был послушным даже до смерти, смерти же крестной» (Флп. 2. 7–8) — Его жертвенная любовь к роду человеческому. Но чтобы воспринять этот дар, мы должны и со своей стороны ответить любовью — к Богу и людям. Впрочем, любить «на расстоянии» того, кто далеко от нас, гораздо проще, чем ближнего. Апостол Иоанн пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4. 20). Итак, ответом на Божию любовь должна быть наша бескорыстная и жертвенная любовь к окружающим нас людям; любовь, которая, по словам апостола Павла, «долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится… не гордится… не ищет своего... не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13. 4–7). Оскудение в мире такой любви и является действительной причиной всех нестроений и кризисов в человеческом обществе. Когда эгоизм в человеке становится преобладающим, а то и единственным чувством, когда главным мерилом жизни объявляется материальный успех, когда люди в заботах и суете «о многом» забывают о «едином на потребу» (Лк. 10. 41–42), тогда наступают трудные времена. Чтобы их миновать, всем нам нужно следовать апостольскому призыву: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6. 2). Эта заповедь имеет значение не только для христиан — она универсальна, как универсальны и многие другие содержащиеся в христианском послании ценности. Они, являясь основой традиции народов нашей страны, дают возможность объединиться перед возможными трудностями и испытаниями, от которых не застраховано никакое общество, и достойно преодолеть их.

http://patriarchia.ru/db/text/517812.htm...

Письмо 189 Достопочтеннейшая о Господе А. И! Прочитав Ваше писание, видим стремление Ваше посвятить себя на службу Богу, в звании монашеском; но, имея к сему препятствие, несогласие Вашей маменьки, и даже строгое запрещение, по внушению её и Вашего отца духовного, считаете себя несчастнейшею; просите нашего вразумления, какое бы употребить средство – без дозволения маменьки поступить в монастырь? А такую жизнь провождать, как теперь, по грешной немощи, Вы не можете! Не смеем отказать Вам в ответе, хотя и видим себя скудоумными; но уповая на благость Божию, что Он силен, по вере Вашей, даровать слово на пользу Вашу. В первых должны веровать, что судьбы Господин по всей земли ( Пс.104:7 ), и ничто не случается с нами без воли или попущения Его. Однако же сколько веруем, что судьбы Его везде, столько не можем постигнуть оных, на какой конец все это устрояется: кладязь сей глубок, а ужа ума нашего кратки. Вы имеете желание угодить Богу, но находите к сему препятствие – суету мира; желаете оставить его, удалиться в мирную обитель дев, посвятивших себя Богу. Благодарите Его, это Он Вас зовёт; не считайте, чтобы это было что Ваше, и еже хотети и еже деяти, все не наше ( Флп.2:13 ), хотя, по преклонности воли и деянию благому, награждает Бог званных Своих, но это требует искуса: точно ли твердо будет Ваше намерение, не разобьет ли первая волна ладьи Вашей, на коей Вы пускаетесь в море скорбей? Не взирайте на то, что многие получают скорое исполнение своих желаний, и беспрепятственно исходят из мира: они в последствии должны непременно выдержать и пройти искушений огнь; ибо любовь Божия противными искушается. И всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, а без того оно и твердо не будет, рече некто от святых (св. Ис. Сир. Сл); а премудрый глаголет: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи, и все елико аще, нанесено ти будет, приими и во изменении смирения твоего долготерпи ( Сир.2:64 ). Посему видите, что и Вы находитесь в испытании, по воле Божией – твердо ли Ваше намерение. Когда Вы пребудете непоколебимы, то силен Бог превратить сердце маменьки Вашей к увольнению Вашему; но, может быть, еще и время не прииде Вашему вступлению; все сие от нас сокрыто, но весть Господь, испытаяй сердца и утробы праведно ( Пс.7:10 ), и ведый, яко настоящая, вся будущая. По нашему мнению Вам надобно повинуться маменьке, пожить дома, не оставляя своего намерения, и сколько можно, уклоняться суеты мира и рассеяний его, к чему, конечно, принудить нельзя нехотящего, и молитесь премилосердому Господу, вручая себя в волю Его; то Он, верно, сохранит Вас от всех козней и сетей вражиих и дарует Вам свободу; как бы ни казались Вам сильны и велики препятствия, но они разрушатся, когда приидет час воли Божией; а дотоле потерпите, храня сердце своё от прелестей мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Рассуждение семнадцатое. О Ное Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное ( Быт.6:9 ). § I Ной, верный правды проповедник ( 2Пет.2:5 ) – значит покой, как назнаменал его Ламех у Моисея: сей упокоит нас ( Быт.5:29 ). Но истинный утешитель наш есть Иисус, истинный утешитель Дух Святый ( Ин.15:26 ). § II Ковчег Ноев был прообразом Церкви: 1). В рассуждении приятия в себя всякого рода животных. Они означают языки и народы, из коих собрана Церковь . 2) В рассуждении колебания с одного боку на другой: так благочестивые члены Церкви от похотей и худых мыслей колеблются. 3) В рассуждении правительства самого Бога: так Бог Церковь Свою управляет, и отверзает ей пути чрез слово Своё.4) В рассуждении нападения ветров и дождя: так Церковь угнетается от мучителей, еретиков и лживых братьев, кои прообразованы чрез трёх коней: ибо рыжий конь означает мучителей, бледный – еретиков, а чёрный –развращённых и ложных братий ( Откр.6 ). 5) В рассуждении возвышения по водам: так Церковь водами гонений возносится и к Богу приближается. 6) В рассуждении положения между небом и землёю: так Церковь возвышается на небо, говоря: наше житие на небесех есть ( Флп.3:20 ). – Возведох очи мои в горы ( Пс.120:1 ). [Снеси: ( 1Пет.3:20–21 )] Ибо „ Церковь есть, по Августину, священный Божий ковчег, – ковчег завета» 18 . 7) В рассуждении ковчега сего дверей, которые суть рана в боку Христовом. § III Ковчег есть прообраз крещения, которое есть залог доброй совести с Богом нашим. Ной со своим семейством в милости был у Бога ( Быт.6:8 ); ибо: α) Богу истинною прилепился верою: верою – говорит Павел, – ответ приим Ное ( Евр.11:7 ) и проч. ß) повиновение Божиим повелениям утвердил, и засвидетельствовал непорочностью жития своего. § IV Голубица не обретши покоя ногама своима, возвратися к нему в ковчег ( Быт.8:9 ). Что означает сия голибица? Она означает благочестивую душу, которая нигде покоя сердцу своему не обретает, кроме ковчега благоутробия Божия. Научись, христианине! отсюда покаянию и обращению; ежели ты по причине грехов твоих отдалён от ковчега милосердия Божия, и как бы уже над пропастью адовых вод летаешь – не медли, возвратись к сему чадолюбивому Отцу, возвратись истинным покаянием, и сердечным сокрушением. Он ждёт тебя и простирает руку милосердия к приятию тебя в объятия Свои: и простер руку свою, прият ю и внесе ю к себе в ковчег ( Быт.8:9 ). Научись, христианине! отсюда убегать нечистот мирских; не будь хищным и нечистым оным вороном, коего человеческие и скотские трупы привлекли к себе так, что он уже и не возвратился в ковчег: будь цел яко голубь. Научись отсюда, христианине! желанию небесного отечества, да не остановят тебя утехи мира сего, и да не воспрепятствуют парить в горняя. Пари убо, – пари голубиными крылами, постигай в небесное отечество, и утехами оного вечно наслаждайся.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

В сороковой день после Своего Воскресения, после неоднократного явления Своим ученикам и последователям и наставлений им, Иисус Христос расстался с ними, благословляя их. Он разлучился с ними вблизи Вифании, на Елеонской горе, где было место глубочайшего Его уничижения ( Лк. 24:50 ; Деян. 1:12 ). Не вдруг, не внезапно Он стал невидим для них, как это бывало прежде ( Лк. 24:31 ); но преображенное Его тело, свободное от законов тяготения, пред изумленными взорами учеников стало постепенно удаляться от них и возноситься на небо, пока, наконец, светлое облако, как бы некая триумфальная колесница, взяло Его из вида их и на крыльях света принесло в небесное Святое святых. Небесные силы, прославившие Его рождение, без сомнения, сопровождали Его ( Пс. 46:1–6 ) при торжественном Его вшествии в мир славы. Так начало и конец Его пребывания на земле должны были соответствовать друг другу; это было единственно приличное завершение земной Его истории, награда за Его уничижение, возвращение в Его отечество, необходимое вступление в царство, где нет греха и смерти, наконец, условие Его благодатных отношений к миру, Им искупленному. Он, по выражению апостола, взошел превыше всех небес, дабы наполнить все ( Еф. 4:10 ). Как солнце, когда оно стоит высоко на небе, действует гораздо сильнее и обширнее, чем когда оно находится близко к горизонту, так и солнце мира духов. Видимое отшествие Его к Отцу было печатью к Его словам: «Я изшел от Отца и пришел в мир» ( Ин. 16:28; 13:3 ). Но вместе с тем здесь заключалось Подтверждение истины, что есть небесный отечественный град, отечественный дом со многими обителями ( Ин. 14:2 ), что с неба нужно испрашивать силы благодати и благословения, и что Он с неба будет устроять Свое Царство на земле. Это чудесное событие засвидетельствовано не только евангелистами Марком и Лукою ( Мк. 16:19 ; Лк. 24:51 ; Деян. 1:9 ), но и словами апостола Петра: «Взошедши на небо, Он Пребывает одесную Бога» ( 1Пет. 4:22 ; ср. Деян. 2:33–34 ) и Многими местами в посланиях апостола Павла ( Еф. 4:8–10 ; 1Тим. 3:16 ; Рим. 10:6 ; ср. Евр. 1:1 ); это есть и в Евангелии от Иоанна (3:13; 6:62; 8:21; 20:17), хотя и нет о нем исторического повествования; предполагается Вознесение и заключение Евангелия от Матфея (28:20). Как некогда Аарон поднял свои руки и благословил народ, так Христос вознесся, благословляя Своих учеников. Этим Он явил в Себе истинного Первосвященника, о Котором говорится, что Он всегда жив и ходатайствует за людей ( Евр. 7:25 ). Своим Вознесением Он открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище ( Еф. 2:6 ; Ин. 16:7 ), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Святого Духа ( Ин. 16:7 ). Христианская жизнь должна быть постоянным восхождением и вознесением к небу; мы должны ежедневно искать как духовного воскресения со Христом, таки духовного вознесения ( Кол. 3:1 ; Флп. 3:20 ; Рим. 8:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Патриарх Иерусалимский Феофил: сегодня Церковь поднимает голос протеста Рождественское послание Патриарха Иерусалимского « Приидите, видим вернии, где родися Христос : последуем прочее, аможе идет звезда» (седален утрени Рождества). На краях Вселенной Единая, Святая, Соборная и Апостольская Православная Церковь празднует днесь сверхъестественное и восхитительное, чудесное и спасительное событие. Она празднует и отмечает событие крайнего человеколюбия Божиего, Его безмерной и непостижимой любви к человеку. Что это за событие, которому так радуется Церковь? Это то, что Бог в последние времена, в правление римского императора Октавиана Августа Цезаря, посетил так невиданно, неслыханно и неповторимо Свое творение – человека. «Смотря, он увидел бедствия» человека от диавола и греха и, умилосердовавшись, говорил ему не как изревле отцам во пророках, но в Сыне (см.: Евр. 1: 1–2), в Сыне Единородном, превечном, «сущем в недре Отчем» (Ин. 1: 18). Его, «равного Богу» (Флп. 2: 6), «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4: 4–5). Безначальный, вневременный и бестелесный, Он взял временное начало и воплотился от Святого Духа и чистой крови Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, так как Она приняла это небесное благовещение архангела Гавриила в Назарете (см.: Лк. 1: 38). Бог так узрел, так восхотел, так соблаговолил спасти человека через воплощение Сына. Это сила, а не насильственное вмешательство Божие в жизнь и историю человечества. Как сказал богоносный отец Кирилл Александрийский: «Бог, подразумевается Христос, вошел в этот мир, явившись как человек» (О правой вере//PG. 76. 1177) и «Бог соединяется с человеческой природой, чтобы человек стал частью божественной высоты» (Против человековидцев. Гл. 21//PG. 76. 1152). Проповеданное тайно Приснодеве в Назарете являлось очевиднейшим образом в Вифлееме. В этом городе, в богоявленной пещере Дева, когда «наступило время родить Ей, и родила Сына, Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк. 2: 6–7).

http://pravoslavie.ru/50784.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010