Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 9: вступл. (Ин.12:48–13:18)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1907. Т. В. 11. С. 113–128 (1-я пагин.) —113— казал совершеннейшую любовь к Своим, сущим в сем мipe. И если надо несколько шире раскрыть значение этих слов, повторю опять, что сказал недавно. «Своим» у Спасителя нашего Христа является все происшедшее чрез Него, разумные и духовные твари, силы небесные, престолы, господства и что им однородно, в отношении тварности. «Свое» для Него также и разумные твари на земле, поскольку Он есть Владыка всего, хотя некоторые и не поклонялись Ему как творцу. Итак, возлюбил своих сущих в мipe, ибо «не ангелов приемлет», по слову Павла ( Евр.2:16 ), и не ради природы ангелов, «в образе Бога и Отца будучи, не похищением считал быть равным Богу» ( Флп.2:6–7 ), но напротив, ради нас, сущих в мipe, уничижил Себя и рабский образ воспринял Господь всего, призванный к этому любовью к нам. «Возлюбив таким образом сущих в сем мipe, возлюбил их до конца, хотя и прежде праздника и прежде пасхи зная, что пришел Его час, да прейдет из мipa сего к Отцу». Ведь бытие человеком еще не указывало бы на то, что Он до конца возлюбил, если бы не восхотел пожертвовать Своею жизнью за всех, но Он возлюбил »до конца», не отказавшись подвергнуться и этому, хотя и предвидя, что постраждет, ибо не было неведомо Спасителю Его страданье. Итак, говорит, имея возможность избежать неистовства иудеев и нечестия распинателей, Он явил совершеннейшую любовь к Своим, сущим в мipe, ибо отнюдь не отказался положить за них жизнь Свою. А что действительно в этом особенно надо видеть совершеннейшую меру любви, свидетелем представлю Самого Господа нашего Иисуса Христа, говорящего —114— святым ученикам: «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас; ибо большую этой любовь никто не имеет, да кто душу свою положит за друзей своих» ( Ин.15:12–13 ). Впрочем, и другим образом святые евангелисты всегда заботливо старались показать, что Господь наш Иисус Христос предведал время Своего страдания, чтобы кто из обыкших иномыслить не стал унижать славу Его, говоря, что Он был взять по причине Своей немощи и, невольно попав в сети иудеев, таким образом подвергся ужаснейшей смерти. Итак, предусмотрительно и полезно слово святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 9: гл. 1 – кн. 10: вступл. (Ин.14:20–22)]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 3. 9. С. 257–272 (2-я пагин.) —257— Его расторгшим узы смерти, то познали, что Он находится «в Отце», именно как любимый Им, а потому и восставший из мертвых. Поэтому и Он в нас и мы в Нём, по тому же самому основанию любви. Но мы на это ответим так. Возражение ваше пустословно, совсем безрассудно и высказывается гнилыми словами. Впрочем, обратите, любезнейшие, внимание на то, что после воскресения (Христа) нам не было нужды узнать то, что мы истинно уразумели прежде воскресения Его из мертвых. Ведь если мы несовершенно уверовали, что Сын имеет любовь к Себе у Своего Отца и Сам любит Отца, то действительно надлежало ожидать воскресения, чтобы с того времени мы имели совершенство знания. Если же достоверен Отец, и прежде еще воскресения говорящий: «Он есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф.3:17 ), – истину говорит также и Сам Спаситель: «Отец любит Сына» ( Ин.3:35 ), – любовь же должна мыслиться надлежащим образом во всём совершенною ( Кол.3:14 ): то зачем утруждаете наш слух своею болтовней? Зачем, отвергая красоту истины, выдумываете нам безобразную ложь, отторгаете от сущности Отца (рожденного) из Него и чрез Него Сына, придумываете весьма гнилые слова и измышляете хитросплетения нелепых умозаключений? Ведь всякому, желающему вникать в самую природу истины, вполне доступно и легко видеть, что возлюбил нас Единородный и мы возлюбили Его. И действительно, будучи в образе Бога и Отца, «не хищением почел быть равным Богу, но Себя уничижил, образ раба приняв» ( Флп.2:6–7 ). Какая же, скажи мне, причина такого уничижения? Не любовь ли к нам? И —258— разве можно сомневаться в этом? А наше желание и готовность отдавать за Христа гонителям и самую душу, чтобы только не отречься нам от Господа своего, разве не представляет ясного доказательства любви к Нему? Но каждый или признает истинным и это, или должен обвинять святых мучеников, как без всякой пользы подвизавшихся за Христа и даром подвергавшихся столь великой опасности. Итак, если с полной ясностью показано, что Отец имеет к Сыну совершеннейшую любовь, равным образом и Сам любит Отца, как и мы Его и Он нас, – то какое же основание будет иметь мысль, что познание об этом может относиться к другим временам, когда Господь говорит: «в тот день уразумеете, что я в Отце, и вы во Мне, и Я в вас»?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово 18. Сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово 1. Человек Божий ( Нав. 14:6 ), верный раб ( Числ. 12:7 ), строитель таин Божиих ( 1Кор. 4:1 ), муж желаний ( Дан. 10:11 ), и притом духовных! Так именует Писание преуспевших и высоких по жизни, ставших выше видимого. Но назову тебя еще богом фараону ( Исх. 7:1 ), всей египетской и сопротивной силы, столпом и утверждением ( 1Тим. 3:15 ) Церкви, Господней волею ( Ис. 62:4 ), светилом в мире, содержащим слово жизни ( Флп. 2:15–16 ), опорой веры, обителью Духа. И могу ли перечислить все наименования, какие дала тебе добродетель, с каждым своим видом принося и усвояя новое имя? 2. Скажи, однако же, откуда приходишь и что твое делание ( Ион. 1:8 )? Что намерен ты совершить для нас? Ибо знаю, что все предприемлешь ты с Богом, по Божию внушению и для блага сретающих тебя. Зачем приходишь? Нас ли посетить? Найти ли пастыря? Или обозреть паству? Мы почти не существуем, а большей частью бытия с ним 116 переселились отселе, тяготимся местом озлобления ( Пс. 43:20 ), особенно ныне, когда сведущий кормчий, или светильник нашей жизни, свыше указывавший нам спасение, чтобы, взирая на него, направляли мы путь свой, сей пастырь со всеми доблестями, со всей пастырской опытностью, какую приобретал долгим временем, оставил нас, исполненный дней благоразумия и, если можно сказать словами Соломона, увенчанный старостью хвалы ( Притч. 16:31 ). Паства в недоумении и смущении. И видишь, какого уныния, какой печали она исполнена, потому что не упокоевается уже на месте злачне, не воспитывается на воде покойне ( Пс. 22:2 ), но ищет стремнин, пустынь и пропастей, где может рассеяться и погибнуть; не надеется получить когда-либо другого разумного пастыря и, вполне уверенная, что не получит равного почившему, желала бы, по крайней мере, иметь хотя и худшего, но не многим. 3. Поелику же, как сказал я, три причины и каждая в равной мере делает присутствие твое необходимым, то есть мы, пастырь и паства, то всем подай приличное по живущему в тебе духу служения и устрой слово на суде ( Пс. 111:5 ), чтобы мы еще более дивились твоей мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово III на Рождество Господне Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 Вам, возлюбленные, хорошо известны и всегда были у вас на слуху обстоятельства, относящиеся к нынешнему празднику, но так же как неповрежденным очам этот видимый свет доставляет [великое] чувственное удовольствие, так и чистым сердцам приносит вечную радость Рождество Спасителя, которое мы никогда не должны обходить молчанием, хотя его и невозможно достойным образом изъяснить. Ведь мы верим, что слова [пророка] Рождество Его кто изъяснит? (Ис 53:8) 2 относятся не к тому таинству, в котором Сын совечен Отцу, но скорее к этому рождеству, когда Слово стало плотию (Ин 1:14). Итак, Бог и Сын Божий, равный Отцу и имеющий ту же самую природу от Отца и со Отцем, Творец и Господь вселенной, присутствующий всюду целиком и все целиком превосходящий, в чреде времен, которые идут по предначертанному Им плану, выбрал для Себя этот день, в который Сам родился от блаженной Марии во спасение мира при полном сохранении целомудрия Родившей, девственность Которой настолько же не пострадала от рождения, насколько не была осквернена зачатием. [Это произошло], чтобы исполнилось, как говорит Евангелист, реченное Господом чрез пророка Исайю: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:22–23). Это чудесное рождение от святой Девы произвело на свет в одном Лице истинную человеческую и истинно Божественную природу, ибо обе сущности сохранили свои свойства не так, чтобы в них могло появиться различие лиц, и тварь была воспринята в единство со своим Творцом не так, чтобы Он был обитателем, а она обиталищем, но так, что одна природа теснейшим образом соединилась (misceretur) 3 с другой. И хотя одна — та, которая была воспринята, а другая — Та, Которая восприняла, различие обеих [природ] сошлось в такое единство, что Один и Тот же есть Сын, называя Себя меньшим Отца согласно тому, что Он есть истинный Человек, одновременно исповедует Себя равным Отцу согласно тому, что Он есть истинный Бог. И этого единства, в котором тварь соединилась с Творцом, не может разглядеть своим умственным взором ослепленная арианская ересь. Она не верит, что Единородный [Сын] Божий обладает единой со Отцем славой и сущностью, и воображает себе, что Божество Сына умаляется от того, что должно относиться к образу раба (Флп 2:7) , который в Нем не принадлежит отдельному или иному лицу, как показал это Сам Сын Божий, сказав от одного и того же [лица]: Отец Мой более Меня (Ин 14:28) , и: Я и Отец — одно (Ин 10:30).

http://pravmir.ru/slovo-iii-na-rozhdestv...

Спасение через веру Православная Церковь в Символе веры исповедует Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия... нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечшегося, распятого же за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного. Этими словами она, т.е. Православная Церковь , учит, что спасение людей совершено Сыном Божьим, Господом Иисусом Христом, Который Сам о Себе сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ), и что это спасение было совершено чрез уничижение Сына Божьего, добровольно принявшего человеческую природу и с нею пострадавшего и умершего на кресте, о чем ап. Павел писал к Филиппийским христианам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Эту тайну спасения человечества изъясняет ап. Павел в Послании к колоссянам. Он говорит: «...Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (т.е. во Христе) обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными перед Собою» ( Кол.1:19–22 ). Говоря образами об этой тайне искупления человечества Иисусом Христом, апостол к тем же колоссянам писал, что Христос истребил «бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ). Особенностью искупительной жертвы Иисуса Христа является то, что она была принесена не за отдельных людей и не за избранные народы, но за все человечество «от всякого колена, и языка, и людей, и племен» ( Откр.5:9, 1:5 ), и спасительное действие ее, т. е. этой жертвы, превосходит все и всякие грехи. «Кровь Иисуса Христа, – говорит другой апостол – Иоанн Богослов, – очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 3. Наставления малоазийским церквам: Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской Ангелу Сардийской церкви Господь повелевает написать более укорительного, чем утешительного: эта церковь содержит одно только имя живой веры, а на самом деле духовно мертва. Господь угрожает сардийским христианам внезапным бедствием, если они не покаются. Есть, впрочем, и среди них очень немногие, " которые не осквернили одежд своих " . Победителей (над страстями) Господь обещает облечь в белые одежды, имена их не будут изглажены из книги жизни и будут исповеданы Господом перед Отцом Его Небесным. Сардис в древности был большим и богатым городом, столицей Лидийской области, а ныне это бедная турецкая деревушка Сард. Христиан там немного, и они не имеют своего храма. При Юлиане Отступнике явно обнаружилась духовная мертвость этого города: он быстро возвратился к идолопоклонству, за что и постигла его кара Божия: он уничтожен был до основания. Под " оскверненными одеждами " метафорически изображаются здесь душевные скверны, а потому не осквернившие одежд своих — это те, умы которых остались непричастными еретическим лжеучениям, а жизнь не запятнана страстями и пороками. Под " белыми одеждами " разумеются брачные одежды, в которые облечены будут гости на брачном пиру царского сына, под образом которого представил Господь в притче будущее блаженство праведников в Своем Небесном Царствии (Мф. 22:11-12). Это одежды, которые будут подобны одеждам Спасителя, во время Преображения сделавшимся " белыми, как свет " (Мф. 17:2). Определения Божий о судьбах людей символически изображаются под образом книги, в которую Господь, как всеведущий и всеправедный Судья, записывает все деяния людей. Этот символический образ часто употребляется в Священном Писании (Пс. 68:29; Пс. 138:16; Ис. 4:3; Дан. 7:10; Мал. 3:16; Исх. 32:32-33; Лк. 10:20; Флп. 4:3). Сообразно с этим представлением, тот, кто живет достойно высшего назначения, как бы вписывается в книгу жизни, а живущий недостойно как бы изглаживается из этой книги, тем самым лишаясь права на вечную жизнь. А потому обещание побеждающему грех не изгладить имени его из книги жизни равнозначно обещанию не лишить его небесных благ, уготованных в будущей жизни праведникам. " И исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его " — это то же, что обещал Господь еще при жизни Своей на земле Своим истинным последователям (Мф. 10:32), то есть " признаю и провозглашу его Моим верным учеником " (ст. 1-6).

http://sedmitza.ru/lib/text/430670/

Вечный покой праведников Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет. ( Прем. 4:7 ). Блаженна участь праведника, – ревнителя благочестия и добродетели! Чем дольше проживёт он на свете в подвигах исполнения закона Господня, тем блистательнейшая награда ожидает его на Небесах. Но если и рано умрёт он (постигнет скончатися), если преждевременно похищен будет смертью насильственною или естественною, – он и тогда не лишится награды по смерти; он в покои будет, – достигнет того состояния, в котором не будет знать ни болезни, ни печали, ни воздыхания, а будет наслаждаться невозмутимым довольством и миром в общении с Господом и святыми Его. Такова участь праведника, в ранних ли, или в поздних летах постигнет его смерть. Его ожидает в вечной жизни покой после перенесённых им в здешней жизни трудов, искушений и напастей. Истинному праведнику свойственно всю жизнь проводить в трудах для достижения нравственного совершенства. Он не ослабевает в этих трудах, прилагает труд на труд, подвиг на подвиг, чтобы угодить Господу исполнением Его святых заповедей. Он знает, что заповедь Господня широка зело, что все мы призваны к тому, чтобы быть святыми, как Бог свят ( Лев. 19:2 ), быть совершенными, как Отец Небесный совершен ( Мф. 5:48 ). Ввиду этого требования он никогда не может быть доволен своими успехами в духовной жизни. Как бы ни были значительны эти успехи, как бы ни далеко по-видимому, он ушёл по пути заповедей Господних, он никогда не остановится на этом пути, ибо убеждён, что достигнутые им успехи в духовной жизни слишком незначительны в сравнении с тем, чего требует от него предуказанный ему идеал нравственного совершенства. Потому, не оглядываясь самодовольно назад на пройдённое им поприще, он с возрастающим рвением подвигается вперёд, – следуя примеру апостола, говорящего о себе: «заднее забываю и простираясь вперёд, стремлюсь к цели» ( Флп. 3:13–14 ). Один из великих подвижников христианских сказал перед смертью : «я ещё и не начинал идти путём спасения». Подобное смиренное сознание своего недостоинства свойственно каждому истинному ревнителю христианской жизни. Потому, хотя бы совесть не упрекала его в неверности закону Господню, он никогда не признает себя совершенным и никогда не скажет себе: «я довольно потрудился в исполнении его, – пора отдохнуть, пора дать себе некоторые льготы». Нет, – об отдыхе, о покое в этой жизни он всего менее помышляет, ожидая успокоения от своих трудов духовного преспеяния только в будущей жизни. Там он действительно в покои будет, – там не будет трудов, a только воздаяние за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глава IV Замечание Апостола о своей деятельности (1–6). Величие служения Апостола и его бедственное внешнее положение (7–12). Примирение этого противоречия (13–18). 2Кор.4:1–6 . Об Апостоле Павле враги его говорили, что он малодушный человек, что он может действовать только хитростью, что он искажает Слово Божие, что он не доводит до конца своих разъяснений о сущности своего Евангелия. Словом, Апостола считали каким-то фантазером, который проповедует не истинное Евангелие, а то, что ему представлялось в воображении. Все эти обвинения Ап. с негодованием опровергает и говорит, что, наоборот, его противники – иудействующие ослеплены князем века сего до того, что не видят вовсе истины. 2Кор.4:1 .  Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; «Имея… такое служение», т. е. содействуя достижению христианами свободы и прославления, о которых Ап. сказал в 17–18 ст. III-й главы. – «Не унываем», т. е. не падаем духом, встречая разные трудности на своем пути. 2Кор.4:2 .  но отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Под искажением слова Божия иудействующие противники Апостола понимали неправильное, по их мнению, толкование Ветхого Завета и, главным образом, закона Моисеева. 2Кор.4:3 .  Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, Противники Павла говорили, что он с намерением не раскрывает тех последствий, к каким ведет его Евангелие, а именно не указывает того, что его учение поощряет будто бы всякую нравственную распущенность. Ап. на это отвечает, что только люди, уже ставшие на прямой путь, ведущий к погибели, могут взводить на него такие обвинения. 2Кор.4:4 .  для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. «Бог века сего», т. е. сатана (ср. Ин 8:44, 12:31, 14:30 ). – «Чтобы для них не воссиял», т. е. чтобы они не были в состоянии призвать и усвоить светлой истины Евангелия. – «О славе Христа» – о величии вознесшегося на небо Христа (ср. 2Кор.3:18 ), о чем говорили проповедники Евангелия. – «Который есть образ Бога невидимого». Христос в состоянии Своего прославления находится вполне в образе Божием и в равном положении с Богом ( Флп. 2:6 ). Поэтому Он в Своем прославленном теле является видимым образом невидимого Бога (ср. Кол 1:15 ; Евр 1:3 ). Хотя и в состоянии Своего уничижения Он также имел божественную славу, как носитель божественной «благодати и истины» ( Ин 1:14 ) и давал знать о ней в Своих чудесах ( Ин 2:11 ), однако проявление этой славы было ограничено состоянием уничижения, в каком находился Христос до воскресения Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дни святых В лике святых 738 , в честь коих установлены Церковью дни богослужения, после Пресв. Богородицы, честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов, прославляются: 1) Ангелы, 2) пророки, 3) апостолы, 4) святители, 5) мученики, 6) преподобные и 7) праведные. Богослужение в честь св. Ангелов и некоторых из св. человеков Церковь совершает при воспоминании их благодатных явлений и чудотворений для верующих. В честь же св. человеков большею часть совершает во дни их блаженной кончины на земле или окончания ими земных подвигов. Сами святые, имея желание разрешитися и со Христом быти ( Флп.1:23 ), взирали на дни своего преселения от земли, как на главную и вожделеннейшую цель своей многотрудной земной жизни. Посему и для Церкви важен не столько день рождения их на земле, сколько день смерти или отшествия их для вечной и блаженной жизни. В этом смысле дни временной кончины св. человеков знаменательно называются в Прав. Церкви преставлениями; это показывает, что смерть праведников, которые по Писанию во веки живут, есть только рождение или переход из одной жизни в другую, нескончаемую, лучшую. «Когда слышите о дне рождения святых, – говорит один из писателей V века, – не думайте, что это день, в который они рождаются на земле плотию, но день, в который они переходят от земли на небо, от трудов к отдохновению, от искушений к покою, от страданий к блаженству непреходящему, надежному, постоянному и вечному, от мирских поношений к венцу и славе» 739 . Кажется, только Божией Матери и Предтече Церковь празднует и во дни зачатия и рождения их для временной жизни, от чрева матернего освященным благодатию Божиею. Дни св. Ангелов День св. Архистратига Михаила 6 (19) сентября В это число, которое в просторечии называется днем Михайла чуда, Прав. Церковь прославляет чудеса, совершенные для блага христиан св. Михаилом, Архистратигом небесных Сил, в разные времена и в разных местах: 1) Близ фригийского города Иераполя, на месте, называвшемся Хони, в IV веке. Вскоре после того, как Иоанн Богослов, бывши в Иераполе с апостолами Филиппом и Варфоломеем для проповеди Евангелия, которое ученики Господа разносили по всей земле, предсказал, что на сем месте воссияет благодать Божия, и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кротость Божией Матери и грубость как закон современной лжекультуры Как часто мы употребляем грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми. 27 августа, 2009 Как часто мы употребляем грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с проповедью о земной жизни, служении и Успении Божией Матери, о Ее образе по свидетельствам Священного Писания, Священного Предания и иконописи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня великий двунадесятый праздник, престольный праздник главного храма нашей Церкви — сего Патриаршего Успенского собора в Московском Кремле . Мы прославляем Успение Пресвятой Богородицы. В жизни Царицы Небесной не было человеческого почета и человеческой славы. И единственное событие, связанное с Ее земной жизнью, окруженное славой и почетом, — это событие самого Ее Успения. Мы узнаем об Успении Пресвятой Богородицы из Предания Церкви, из надежных свидетельств древних святых отцов начиная с Дионисия Ареопагита и Мелитона Сардийского, а также Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского, святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. Уже первые пять столетий христианской истории отмечены многими и подробными описаниями земной жизни Пресвятой Богородицы и описанием Ее Успения. В день славы Пресвятой Богородицы — Ее Успения и приятия с телом на небо силой Божественной — Церковь предлагает нам для размышления послание Апостола Павла к Филиппийцам, казалось бы никак не связанное с жизнью Богоматери. Но это только на первый взгляд так. Мы только что услышали замечательные слова, которые Апостол обращает к Филиппийской Церкви, говоря о самом Спасителе, что Он уничижил себя, принял образ раба, стал подобным человекам, смирил себя даже до смерти и смерти крестной, а потому Бог превознес Его (см. Флп. 2, 7-9).

http://pravmir.ru/krotost-bozhiej-materi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010