Теперь, как видно, они снова находятся в дружеских отношениях между собой (ср.: 2Тим. 4:11 ). Упоминание о Варнаве означает, что его хорошо знали в Колоссах. Мы не знаем, пришли ли приказания о Марке от самого Павла или от кого–то другого (напр., от Петра или Варнавы) и подтвердил ли их сам Павел. Третьим назван Иисус, прозываемый Пустом, о котором нет никаких других сведений. Эти три сотрудника Павла были единственными христианами иудейского происхождения, которые оставались верными его сотрудниками для Царствия Божия. Часто в посланиях Павла о Царствии Божием говорится как о грядущем царстве (напр.: 1Кор. 6:9–10; 15:50 ), но в Рим. 14:17 показано, что оно существует рядом, ныне (ср.: Кол. 1:13 ), и это имеет важное значение здесь. 12–14 Приветствуют колоссян и трое христиан из язычников. Особое место отводится Епафрасу. Павел подчеркивает связь между его собственным служением и служением Епафраса. Будучи уроженцем Колосс, он стал евангелистом в своем родном городе (а также в Лаодикии и Иераполе) и был таким же ревностным служителем Евангелия, как и сам Павел (2:1; ср.: Флп. 1:30 ). Это нашло особое выражение в его постоянных молитвах за колоссян, во имя того, чтобы они пребывали совершенны («совершенство» – ключевое понятие в Колоссах) и были исполнены всем, что угодно Богу. Эта христианская зрелость, которая и есть совершенство, ожидаемое в последний день, и определяется как все, что угодно Богу. Епафрас хочет, чтобы они духовно возрастали здесь и сейчас, чтобы прийти к полноте во Христе в последний день. Только из этого текста мы узнаем, что Лука был врачом (врач возлюбленный). Главным образом, на основании этого стиха его отделяют от христиан из иудеев, упомянутых в ст. 11, и рассматривают в качестве христианина из язычников. В 2Тим. 4:10 говорится, что Димас оставил Павла и ушел в мир. 15–18 В этой заключительной части передаются приветы разным людям. Павел просит колоссян передать его приветы братьям в Лаодикии, то есть лаодикийской церкви (ср.: ст. 16). Возможно, что Павел хотел укрепить отношения между этими двумя церквами. Нимфан, вероятно, женщина, как и переведено в NIV, где говорится: и домашнюю церковь ее. 16 Из этого стиха становится ясно, что письма Павла читались на общем собрании, в церкви и передавались из одной общины в другую. Если так называемая ересь угрожала распространиться по всей области, вероятно, лаодикийцам следовало знать, что ответил колоссянам Павел. Послание из Лаодикии, о котором здесь упоминается, утеряно, но, вероятно, было написано Павлом этой церкви. 17 Архипп был родственником Филимона, возможно, даже сыном Филимона и Апфии, и посвятил себя служению Евангелию (см. коммент. к Флм. 2 ). О завершении какого служения идет речь – непонятно, хотя некоторые исследователи полагают, что это была проповедь Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В писаниях его греческий язык отличается особенною чистотою и правильностью. Но мудрость языческая не удовлетворила его желаниям, и он присоединился к Иудейской Церкви, о чем можно заключать и из писаний его, в которых видно точное знание писателей закона Моисеева и обычаев иудейских. Находясь в Иерусалиме, Лука услышал проповедь Господа Иисуса Христа. Семя спасительного слова Божия пало на сердце его, как на добрую землю: он уверовал в Господа, сделался последователем Его и был причтен к лику семидесяти апостолов, об избрании которых сам он повествует в своем Евангелии ( Лк.10:1–16 ). Во время страданий Господа, когда после поражения Пастыря рассыпались овцы стада, и св. Лука оставил Господа, хотя в сердце не изгладились совершенно ни вера в Hero, ни любовь к Нему; когда разнеслась весть о воскресении Господа, состояние духа св. Луки было такое же, как и прочих апостолов: он не веровал от радости и чудился. Из такого смутного состояния вывел его Сам Господь, явившись ему в первый же день Своего воскресения, в вечер, когда он шел вместе с Клеопою из Иерусалима в Эммаус 1021 , сказавши им от всех писаний, яже о Нем, начен от Моисея и от всех пророк. Господь благоволил потом открыться им в преломлении хлеба и затем снова явился им в кругу всех апостолов, когда они, возвратившись в Иерусалим, рассказывали другим ученикам о явлении им Господа ( Лк.24:13–31 ). Удостоверившись сам в воскресении Иисуса Христа и в том, что Он точно есть хотяй избавити Израиля, св. Лука по вознесении Господа сделался и для других проповедником Его. По обращении св. ап. Павла св. Лука был неотлучным его спутником и общником всех болезней и трудов его в благовестии Христове. С ним он проходил неоднократно области Малой Азии и Греции; с ним был в Иерусалиме; при нем находился в Риме во время первых и вторых его уз и не отходил от него до самой кончины его, как видно это из Деяний апостольских и из многих мест посланий св. ап. Павла ( Деян.16:10 и далее до конца книги 1022 ; Кол.4:14 ; Флм.1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Петра, является простой фантазией, имеющей лишь исторический интерес 278 . В первоначальной истории македонских церквей женщины играли видную роль. Первыми слушателями проповеди ап. Павла в Филиппах были женщины; первая обратилась к вере Фиатирь, торговавшая багряницею ( Деян.16:13–14 ). Дееписатель подчеркивает, что среди уверовавших в Фессалониках и Верии было немало знатных женщин ( Деян.17:4, 12 ). Вполне естественно, что эти женщины и в последующее время занимали в церкви особенно почетное положение. К числу их принадлежали очевидно Еводия и Синтихия, разделявшие с апостолом благовестнические труды. Были ли они диакониссами, мы не знаем. Труднее сказать, кого следует разуметь под γνσιε σνζνγε. Некоторые комментаторы на основании обычного в светской литературе значения неупотребительного в Новом Завете слова σνζυγος, разумеют здесь мужа одной из упомянутых женщин 279 . Но в таком случае апостол едва ли употребил бы обращение: „возлюбленный сожитель“. При этом неизвестное лицо по посланию стоит к обеим женщинам в одинаковых отношениях. Все три лица связывает лишь общее дело благовествования. Ясно, что σνζυγος – человек, занимающий выдающееся положение в общине, обязывающее его предупреждать уклонение от веры, примирять несогласных и т. д. Некоторые считают это слово за собственное имя 280 может быть руководителя филиппийской общины. Однако такое имя ни в литературе, ни в надписях никогда не встречается. С другой стороны апостол нередко употребляет слова с приставкой συν, напр.: συνεγς, συνσταττης ( Флп.2:25 ; Флм.1:2 ). Естественнее поэтому понимать это слово в смысле сотрудника, товарища. Так как при этом обозначении не стоит никакого имени, то очевидно, что в филиппийской общине было лишь одно такое лицо, к которому апостол мог обратиться с этим эпитетом. В противном случае многие из сотрудников апостола ( Флп.4:3 ) могли бы принять на свой счет обращение Павла, и филиппийская община была бы в недоумении, к кому обращены слова апостола. Таким лицом мог быть или миссионер, сотрудник Павла, поселившийся в Филиппах, или первый предстоятель филиппийской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Христиане из язычников, следовательно, должны были для взаимного научения и назидания в христианстве с самого начала своего обращения организовать свои самостоятельные христианские собрания. Таким образом произошло, что еще в то время, когда одни христиане – из иудеев – собирались в храме иерусалимском, другие из них сходились и по домам (5:42) для учения точно также, как для совершения евхаристии, молитвы и вечерей любви (2:42). Пока не состоялось окончательно отделение христианства от иудейства, это были частные собрания христиан по отношению к собраниям их общественным в храме; но как скоро состоялось это отделение, они заменяют для них собрания общественные. В книге Деяний и в посланиях к Римлянам и Коринфянам есть указания на эти, как называет их апостол, домашние церкви: в Иерусалиме – дом Марии, матери Иоанна Марка ( Деян. 12:12 ), где по мнению преосв. Иннокентия Херсонского , Иисус Христос совершил тайную вечерю, в Ефесе – училище некоего Тиранна ( Деян. 19:8 ), в Риме – Акилы и Прискиллы ( Рим. 16:4 , 1Кор. 16:19 ), и Гаия ( Рим. 16:23 ) в Колоссах – Нимфана ( Кол. 4:15 ). Вероятно и другие упоминаемые в посланиях апостольских лица были собственники домов, служивших местами проповеди, центрами, около которых образовались парохии или приходы: Филимон ( Флм. 1:1 ), Филолог и Юлия, Асинкрит и Эрм, Аристовул ( Рим. 16:15 ). Вероятно эти дома разумеет апостол Павел, когда в речи к Ефесским пастырям говорит, что он проповедовал и всенародно, и по домам ( Деян. 20:28 ). Заслуживает внимания то обстоятельство, что эти собрания христиан называются иногда теми же именами, какие носили иудейские собрания: сонмище – συναγωγ ( Иак. 2:2 ) и собрание – επισιναγωγ ( Евр. 10:25 ). Определенных времен для проповеди в век апостольский не существовало. Проповедовали по вся дни (5:42), в храме и синагогах преимущественно в день субботний ( Деян. 13:14, 42, 16:13, 17:2, 18:4 ). Есть одно упоминание относительно домашних собраний христиан в первый день по субботе, по случаю предположенного на другой день отправления апостола Павла в путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» — греческое и означает благовестие, ибо учение Христово — примирение людей с Богом и вечное блаженство — есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Обстоятельственная часть, или послесловие (2Тим.4:9—22) Его составляют: а) призвание святого Тимофея к себе с причиною того (4, 9—12); б) поручение (стих 13); в) предостережение (4, 14 — 15); г) известия (4, 16—18); д) целования (4, 19 — 21); е) благословения (стих 22). а) Призвание святого Тимофея (2Тим.4:9—12) 2Тим.4:9.   Потщися скоро прийти ко мне . Кратко выражает приглашение в полной уверенности, что об этом стоит только намекнуть святому Тимофею, всегда желавшему неразлучно быть с своим отцом и учителем. Употребляет, однако ж, понудительные слова: «потщися, скоро» . Может быть, он хотел сим сказать: не позволяй остановить тебя никаким препятствиям. «Скоро» — в стихе 21 заменено словом: «прежде зимы» . Этим означил или последний предел промедлению, или опасение, что зима, захватив его в дороге, против воли надолго задержит его в пути и еще самого подвергнет крайним опасностям. Святой Златоуст говорит: «можно спросить: почему Павел призывает к себе Тимофея, тогда как ему была вверена Церковь и целый народ? Не по гордости делает это Апостол. Но почему? Потому что находился в крайности, уже не мог ходить по собственной воле, жил в темнице, быв заключен туда Нероном, и готовился в скором времени умереть. Посему, дабы этого не случилось прежде свидания с учеником, Апостол и призывает его к себе, желая видеть его пред своею кончиною и, может быть, многое передать ему». 2Тим.4:10.   Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век, и иде в Солунь; Крискент в Галатию, Тит в Далматию; Лука един есть со мною . «Не говорит: ибо желаю видеть тебя прежде отшествия из здешней жизни, что весьма опечалило бы Тимофея; но: ибо я остаюсь одиноким, не имею никого, кто помогал мне» (святой Златоуст),- " в деле благовестил Евангелия» (блаженный Феофилакт). «Димас бо мене остави» .— «И Димас был один из споспешников Павловых, и крайне похваляемый; ибо говорит: «целуют тя Димас и Лука, споспешницы мои» (Флм. 1:23—24). Но в опасностях Димас, оставив Апостола, ушел из Рима, почитая разлуку для себя безопасностию» (блаженный Феодорит). Он не отпал от веры, но убоялся мучений и смерти, и убежал. «Трудности бывали и прежде, бывали и опасности, но не такие грозные и неизбежные. Он и не устоял».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2958...

Возбуждённое чувство иудея насильно подавляется ложным страхом и стыдом перед образованными римлянами, переходит в лицемерие и разражается легкомысленной светской остротой: «ты не много убеждаешь меня сделаться христианином». На эту остроту святой Павел с задушевностью и трогательностью отвечал: «молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме сих уз». Узы были похвалой святого апостола Павла ( Еф. 3:1; 4:1 ; Флм. 1 ; Флп. 2:17 ), но, конечно, он не мог желать, чтобы все христиане были всегда в узах. Своим задушевным ответом Павел вновь разбудил совесть Агриппы, и тот, не будучи в состоянии более слушать его, поспешил закрыть собрание. Речь св. Павла носила в высшей степени отпечаток достоинства, свободы и любви, и это не могло не произвести впечатления на беспристрастных слушателей. Посовещавшись в стороне, царь с правителем признали Павла достойным освобождения от уз как человека ни в чём не повинного, но так как Павел потребовал суда кесарева, то правитель решил послать его в Рим к кесарю. Глава двадцать седьмая Путешествие св. апостола Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Ликийских (стихи 1–5); от Мир до Крита и предостережение Павла, которое не было принято во внимание (стихи 6–13). Сильная буря от Крита до Мальты, корабль на мели, спасение вплавь на берег (стихи 14–44). Путешествие св. апостола Павла из Кесарии в Рим; от Кесарии до Мир Ликийских (стихи 1–5) Когда отъезд в Италию был решён, что произошло осенью 61 года, то св. апостол Павел вместе с некоторыми другими узниками был передан сотнику Августова полка по имени Юлий. Как видно из местоимения «мы», которое употребляет далее всюду Дееписатель, он был спутником св. Павла в этом путешествии. Вторым спутником апостола был, как упомянуто в 2 стихе, Аристарх Македонянин из Фессалоники. Что это был за Августов полк, определить точно невозможно; возможно, что это был отряд из гвардии самого императора Нерона, бывший по какому-либо случаю на востоке и теперь возвращавшийся в Рим, чем воспользовался прокуратор Фест для того, чтобы под его конвоем отправить узников.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Писателем третьего Евангелия признаётся Лука, может быть Lucanus, по преданию, родом Антиохиец, и – как кажется прозелит – из язычников ( Кол.4:14 , сравните стихи Кол.4:10–11 ), по занятию – врач, а по сказанию позднейших писателей, и живописец. Предание говорит, что Евангелист Лука, как прозелит, пришедши в Иерусалим на один из больших праздников, во время пребывания там Иисуса Христа, был так поражён чудесами и проповедью Его, что сделался одним из постоянных последователей Его и был причислен к числу 70-ти учеников, а после Воскресения Иисуса удостоен вместе с Клеопою явления Воскресшего на пути в Еммаус ( Лк.24:13–35 ). В последствии времени, как можно видеть из Книги Деяний, он сделался спутником Павла во время второго Апостольского путешествия его ( Деян.16:10 и далее), и не расставался с ним, вероятно, до самой смерти; по крайней мере, мы видим его в Риме как в первое заключение Апостола Павла в узы ( Деян.27:27, 28:16 ; Флм.1:24 ), так и во второе, незадолго до смерти Павла ( 2Тим.4:10 ). О дальнейшей судьбе Евангелиста ничего не известно. Некоторые передают, что Апостол Павел посылал его на проповедь в Египет и Ливию; кончину же его полагают или в Египте или в Греции, некоторые – в Ефесе, другие в Вифинии. Иероним говорит, что он скончался мученически и погребён в Константинополе. Но вероятнее, что он пострадал в Риме вместе с Павлом – почему мы и не имеем от него третьей книги – о дальнейшей проповеднической деятельности Апостола Павла и о его мученической кончине. Память Евангелиста Луки в нашей и Римской Церкви 18 Октября. Обстоятельства происхождения. Евангелие своё Евангелист Лука, как видно из Предисловия, назначил для державного Феофила; но кто был этот Феофил – ни из Евангелия, ни из Предания не видно. Позднейшие исследователи считают его Антиохийцем и – судя по титулу κρτστος, который у Луки придаётся лицам знатным и преимущественно прокураторам ( Деян.23:26; 24:3; 26:25 ) – прокуратором Сирии, но так как с этим именем неизвестен ни один прокуратор, то имя Феофил считают христианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Св. Апостол и Евангелист Лука, из лика 70 Апостолов, родился в Антиохии от родителей язычников. Есть предание, что он ещё в юности хорошо образован был в науках Греческих. В писаниях его Греческий язык отличается и особенной чистотой, и правильностью. Но мудрость языческая не удовлетворила его желаниям, и он присоединился к Иудейской Церкви, о чём можно заключать и из писаний его, в которых видно точное знание писателем закона Моисеева и обычаев Иудейских. Находясь в Иерусалиме, Лука услышал проповедь Господа Иисуса Христа. Семя спасительного слова Божия пало на сердце его, как на добрую землю: он уверовал в Господа, сделался последователем Его и был причтён к лику семидесяти Апостолов, об избрании которых сам он повествует в своём Евангелии ( Лк.10:1–16 ). Во время страданий Господа, когда, после поражения Пастыря, рассыпались овцы стада, и св. Лука оставил Господа, хотя в сердце не изгладились совершенно ни вера в Него, ни любовь к Нему; когда разнеслась весть о воскресении Господа, состояние духа св. Луки было такое же, как и прочих Апостолов: он не веровал от радости и чудился. Из такого смутного состояния вывел его Сам Господь, явившись ему в первый же день Своего воскресения, в вечеру, когда он шёл вместе с Клеопой из Иерусалима в Еммаус, сказавши има от всех писаний, яже о Нем, качен от Моисея и от всех пророк. Господь благоволил потом открыться им в преломлении хлеба, и затем снова явился им в кругу всех Апостолов, когда они, возвратившись в Иерусалим, рассказывали другим ученикам о явлении им Господа ( Лк.24:13–31 ). Удостоверившись сам в воскресении Иисуса Христа и в том, что точно есть хотяй избавити Израиля, св. Лука по вознесении Господа сделался и для других проповедником Его. По обращении св. Апостола Павла, св. Лука был неотлучным его спутником и общником всех болезней и трудов его во благовестии Христове. С ним он проходил неоднократно области Малой Азии и Греции; с ним был в Иерусалиме; при нём находился в Риме во время первых и вторых его уз и не отходил от него до самой кончины его, как видно это из Деяний Апостольских и из многих мест посланий св. Апостола Павла ( Деян.16:10 и дал. до конца книги; Кол.4:14 ; Флм.1:23 ). Лука един есть со мною ( 2Тим.4:10 ), писал Апостол Павел к Тимофею.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Многообразны формы общения соединенных во Христе братий: «Утешусь общением с вами»(Рим. 15:24), «подали мне и Варнаве руку общения»(Гал.2:9). Это есть «общение духа»(Фил. 2:1), «общение веры»(Флм.1:6). Апостол Павел наставляет: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13,16). Словарь Стронга под дает такое разъяснение этому слову ( koinvnia ) «(взаимо)отношения, (со)участие, общение, общительность, подаяние, пожертвование». Блаженный Феофилакт Болгарский толкует эти слова Апостола: «Где оправдывающиеся бедностью и потому не подающие милостыни? Пусть послушают, что Павел убеждает беднейших, разграбленных, не забывать милостыни. Ее же он называет «общительностью»…Жертвы благодарения и благотворения. Ибо ясно, что благодарный — и щедр, так как он знает, каких удостоится благ» . Св. Феодорит Кирский добавляет: «Апостол указал на «жертву хваления», благоугодную Богу, но соединил с нею жертву «благотворения», которую справедливо назвал «общением». Ибо и Господь сказал: «Сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя их кровы» ( Лк. 16:9 ). И божественный Апостол говорит: «Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенство» ( 2 Кор. 8:14 ). Посему общение есть и воздаяние. Один дает деньги, другой воздает благословением; и большее дается нуждающимся» . Также у Апостола Павла встречаем: «Богатых… увещевай, …чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. (1 Тим. 6:18-19)», а Бл. Феофилакт комментирует: « Это относится к любви. Под общительными разумей разговорчивых, приветливых людей» . Это библейское учение было быплодотворно дополнить понятиями православной экклезиологии. Действительно, монашество во всех своих проявлениях пребывает внутри Церкви (иное – раскольническое или еретическое нас вовсе не интересует как безблагодатное и внецерковное). При этом, прежде всего, мы мыслим истинную монашескую общину. Она подобно христианской семье созидает в себе Тело Христово - малую Церковь. Чтобы в этом настояться и так себя осознать, община должна пройти целый путь борьбы за евангельскую духовность – в личном подвижничестве, в налаживании взаимоотношений между членами братства на евангельских принципах. А это целое поприще – путь длинною в жизнь.

http://bogoslov.ru/article/4722562

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010