БЕСЕДА 8 на 2 Тим. 3:1–4. Свойства человека неблагодарного. — Неизбежность скорбей и печали для благочестивых. — Почему в настоящей жизни Бог иногда наказывает порочных, иногда не наказывает. БЕСЕДА 9 на 2 Тим. 3:16–17. Труды и подвиги ап. Павла. БЕСЕДА 10 на 2 Тим. 4:9–13. Почему не все апостолы исцеляли от болезней. — Как можно привлечь благодать Духа. — Богатство Божие.   ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ТИТУ БЕСЕДА 1 на Тит. 1:1–4. Время написания послания. — Каково бывает познание истины по вере. — Нужно проповедовать с дерзновением. — Обязанности и трудности епископского служения. БЕСЕДА 2 на Тит. 1:5–6. Труды апостолов. — Долг пастыря. — Павел сделал больше, чем Платон. — Пренебрежение славой и честью трудно для человека. — Не нужно искать почестей в здешней жизни. БЕСЕДА 3 на Тит. 1:12–14. Объяснение слов Павла и его ссылки на языческих писателей. — Почему волхвы направляемы были звездой. — Способы обличения и исправления. — О чистом и нечистом. — Грех есть нечистота, которой нужно избегать. БЕСЕДА 4 на Тит. 2:2–5. Недостатки старости. — Согласие супругов — великое благо. — Свойства доброго слуги. — Иосиф в Египте. — Добрые нравы привлекательны. БЕСЕДА 5 на Тит. 2:11–14. Действенность благодати Божией. — В чем состоят мирские похоти. — Вред корыстолюбия. — Против говорящих, будто Сын меньше Отца. — Нужно воздерживаться от укоризн. — История Андрогея. БЕСЕДА 6 на Тит. 3:8–11. Нужно избегать споров с еретиками. — Нужно заботливо отыскивать бедных. — Подающий милостыню приобретает более, чем принимающий ее. — Тесный путь. — Богатство есть терние. — Нужно терпеливо переносить скорби. — История двух мучеников.   ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ Предисловие . БЕСЕДА 1 на Флм. 1–3. О милосердии и сострадании. — Некоторые обращают больше внимание на людей, нежели на Бога. БЕСЕДА 2 на Флм. 4–6. Господа не должны быть слишком взыскательными к слугам. — Побуждение к любви мы должны находить для себя в любви Христовой. БЕСЕДА 3 на Флм. 17–19. Молитва бывает великим благом тогда, когда мы совершаем дела, достойные ее. — Если Бог требует отчета и наказывает, то это не значит, что Он не есть благ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но единство верующих было бы абсолютно непонятно, если бы Церковь только освящала и очищала верующих, не входя в имманентное общение с ними, хотя, сдругой стороны, столь же непонятна была бы святость Церкви, если бы мы признали имманентное участие грешных (хотя бы и вечно очищаемых) людей в самом существе Церкви. Эта проблема разрешается различием в искуплённом человечестве двух сторон: искуплённой идеальной сущности, образа Божия и совершенствующегося эмпирического характера, подобия Божия. Эта идеальная сущность, составляя самое вещество Тела Христова, свята и чиста, тогда как другая, эмпирическая сторона освящается и лишь постольку принадлежит к телу Христову, ассимилируется Телом Христовым, поскольку уподобляется образу Божьему. Но каждый из верующих носит святыню в душе своей, и этой святыней он вчленяется в Тело Христово, чрез неё получая от этого Тела освящающую энергию 679 . Поэтому сказано 680 : «Бога святите в сердцах своих» ( 1Пет.3:15 ). Ибо верующие «приняли не духа мира сего» ( 1Кор.2 ,:12), но Духа Святого ( Деян.1:8, 8:18, 10:44, 11:15, 19:2, 19:6 ); Дух славы, Дух Божий почивает на них ( 1Пет.4:14, 1:11 ), живёт в них ( Рим.8:9 ; 1Кор.3:16 ; ср. Ин.7:39 ), изливается на них ( Деян.2:17 ) и даётся им ( 1Ин.4:13 ). Живя в верующих, Дух Святый научает их ( Лк.12:12 ), вдохновляет их ( Деян.2, 4, 7, 55, 4, 8 и проч.), утешает ( Деян.9:31 ), обнадёживает ( Рим.15:13 ), внушает, что говорить ( 1Кор.2:13 ; Деян.21:4 ), даёт Свои силы и причастие Себя ( Евр.2:4, 6:4 ), ведает сокровенное человека ( 1Кор.2:11 ), напоевает всё существо верующих ( 1Кор.12:13 ). Поэтому верующие именуются святыми ( 1Кор.6:2 ; 2Кор.13:12 ; Флп.4:22 ; Кол.3:12 ; Евр.3:1 ; Мр.8:38 ; Рим.15:26 ; 2Кор.1:1 ; Еф.3:18 ; 1Фес.3:13 ; Откр.13:7 ; Деян.9:13, 9:32 ; Иуд.3 ; Рим.1:7, 15:25, 31, 16:2 ; 1Кор.1:2, 16:15 ; 2Кор.8:4, 9:1 ; Еф.1:1, 15 ; Кол.1:4 ; Еф.5:3 ; Флп.1:1 ; Кол.1:2, 26 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:10 ; Тит.2:3 ; Флм. 5 ; Евр.6:10 ; Откр.11:18 ; Деян.9:41, 26:10 ; Иуд.14 ; Рим.8:27, 12:13, 16:15 ; Евр.13:24 ; 1Кор.14; 16:1 ; 2Кор.9:12 ; Еф.1:8, 38, 4:12, 6:18 ; Кол.1:12 ; 2Фес.1:10 ; Флм.7 ; ; 1Петр.3:5 ),освященными ( Евр.10:14, 10:10, 2:11 ; 1Кор.1:2 ; 2Тим.2:21 ; Ин.17:19 ; Иуд.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Аристарх – македонянин из города Фессалоники ( Деян. 19:29; 20:4 ), обращенный иудей ( Кол. 4:11 ), спутник и сотрудник апостола Павла. Находясь с апостолом в Ефесе, он едва не погиб из-за народного возмущения, которое произвел некий серебряных дел мастер Димитрий ( Деян. 20:4 ). Был соучастником его страданий и уз ( Кол. 4:10 , Флм. 1:23 ). Память его 4 января, 13 апреля и в соборе семидесяти апостолов. Димас сначала был ревностным учеником и сотрудником святого апостола Павла . Первые упоминания о нем связаны с периодом первого римского заключения ( Кол. 4:14 ; Флм. 1:24 ). Впоследствии, по словам апостола Павла, он оставил его, «возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику» ( 2Тим. 4:10 ). Лука – апостол от семидесяти, писатель третьего Евангелия и книги Деяний апостольских. Не был евреем, а скорее всего, прозелитом из Антиохии. Один из ближайших сотрудников святого Павла и врач, который оставался при нем даже когда все покинули апостола ( Кол. 4:14 ; Фил. 1:24 ; 2Тим. 4:10 ). Память его празднуется Церковью 18 октября, 22 апреля, а также в соборе семидесяти апостолов. Заключает послание апостол своим обычным пожеланием ниспослания благодати Господа Иисуса Христа (ср. Рим. 16:20 ; Гал. 6:18 ; Флп. 4:23 ; 1Фес. 5:28 ). При этом форма множественного числа, употребленная здесь, необязательно означает то, что послание адресовано не одному человеку и может иметь значение единственного числа 344 . 2.5. Выводы по второй главе Таким образом, можно видеть, что каждый стих послания, незначительные, на первый взгляд детали и выражения, с начала и до самого конца, служат его главной цели. Вступление подготавливает адресата к изложению просьбы, озвученной ниже. Затем следует цепочка аргументов разного характера, призванная убедить Филимона не только простить виноватого раба, но и принять его в новом статусе брата во Христе, не вспоминая его предшествующие провинности. Заключительная часть также содержит скрытые стимулы к побуждению об исполнении просьбы. Сочетание искренности слов и намерений, глубоко продуманной тактичной риторики и отеческой любви апостола к своим духовным детям делает это послание образцом для решения трудностей среди христиан и в наше время. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

19) Онисим был рабом Филимона, к которому ап. Павел написал Послание, обращен ко Христу ап. Павлом; после Тимона был епископом в Ефесе; за имя Христово пострадал при Траяне от римского епарха Тертилла в италийском городе Путеоле (15 (28) февраля). 20) Епафрас епископствовал в македонском городе Колоссах. Со св. ап. Павлом он был в Риме в узах и называется в Послании к Филимону спленником ап. Павла о Христе Иисусе ( Флм.1:23 ). О нем упоминает ап. Павел в Послании к Колоссянам ( Кол.4:12–13 ), писанном из Рима около 62 года по Р. Х., хваля его молитвы и заботы о колоссянах. 21) Архипп, упоминаемый в Послании к Филимону ( Флм.1:2 ), занимал епископскую кафедру в Колоссах по отбытии Епафраса в Рим. О нем св. Павел пишет к Колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, исполняй служение, которое ты принял в Господе» ( Кол.4:17 ) (22 ноября (5 декабря) и 19 февраля (4 марта)). 22) Сила вместе с ап. Павлом проповедовал слово Божие ( Деян.15:40–41 ) и с ним претерпел многие страдания и темничное заключение. Рукоположенный епископом в Коринф, он ревностно трудился в насаждении веры, подкрепляя учение свое знамениями и чудесами (30 июля (12 августа)). 23) Силуан, о котором упоминается в Соборном послании Петровом ( 1Пет.5:12 ) и в Послании к Коринфянам ( 2Кор.1:19 ), подвизался в распространении веры Евангельской вместе со св. ап. Павлом; потом был епископом в македонском городе Солуни, где много пострадал за имя Христово (30 июля (12 августа)). 24) Крискент, или Криск, по поручению ап. Павла насаждал Церковь Божию в Галатии ( 2Тим.4:10 ) в сане епископском; также проповедовал в Галлии и поставил епископом в городе Виенне ученика своего Захарию; потом возвратился в Галатию и здесь скончался мученически в царствование императора Траяна (30 июля (12 августа)). 25) Крисп ( 1Кор.1:14 ), обращенный в христианскую веру ап. Павлом во время проповеди его в Коринфе ( Деян.18:8 ), был епископом на эгейском острове Эгине. 26) Епенет ( Рим.16:5 ) епископствовал в Карфагене (30 июля (12 августа)).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Нужно было пройти векам, чтобы эти Павловы принципы — точнее, христианские принципы, наиболее четко озвученные Павлом, — были лишь отчасти, хотя бы декларативно реализованы только в последние века, когда появились такие понятия, как «свобода, равенство и братство» или «права человека». Не говоря уже о том, с каким трудом и недобросовестными спекуляциями эти принципы реализуются на практике в истории и современности. § 19. Послание к Колоссянам Многие лица, упоминаемые в Флм., вновь встречаются в Послании к Колоссянам. Это и неудивительно, так как адресатом является та самая христианская община, членом и видным деятелем которой был Филимон (см. § 37). Тихик, которому апостол поручил доставить Послание к Колоссянам, прибыл в общину вместе с Онисимом (см. Кол. 4, 7-9), который вез при себе письмо-ходатайство Павла к Филимону. То, что оба послания могли быть написаны примерно в одно время, отчасти подтверждается некоторыми конкретными частными соответствиями (ср. Кол. 4, 10-14 и Флм. 23-24). Все это дает формальные основания связывать эти послания друг с другом , хотя в силу других признаков — уже того, что одно является частным письмом, а другое посланием к общине, — между ними имеются и большие различия. 72. Колоссы и колосская церковь Колоссы были небольшим городком на берегу реки Лик , на юге Фригии (юго-запад совр. Турции), который процветал во времена ап. Павла, но уже давно не существует в действительности. После землетрясения 60-61-го годов остались одни руины, обнаруженные лишь в 1885 году. Ныне поблизости находится селение Хонас  — древние Хоны, в которых в IV веке христианской эры было явлено чудо архистратига Михаила (память 6 сентября по ст. ст.). В близком соседстве и тесных связях с Колоссами были Лаодикия и Иераполь. Все эти небольшие города, как и ряд других (ср. § 59. 2 о семи асийских церквах), находились «в орбите» крупнейшего малоазийского портового города-центра Ефеса (см. § 39. 1). Для ап. Павла Ефес послужил своеобразным «плацдармом», с которого он распространял свою благовестническую деятельность в окрестностях в течение трех лет во время своего 3-го миссионерского путешествия (см. Деян. 20, 31). Правда, сам апостол вряд ли отлучался из Ефеса (ср. Деян. 19, 9-10). Миссионерством занимались его помощники и сподвижники. Так, община в Колоссах была основана, скорее всего, Епафрасом (см. Кол. 1, 7; 4, 12), жителем самих Колосс, обращенным ап. Павлом. Аналогичным образом были основаны общины и в Лаодикии, и в Иераполе (см. Кол. 2, 1; 4, 13). Все три общины активно общались между собой, так что Павел рекомендует им даже обмениваться посланиями, с которыми он к ним обращался (см. Кол. 4, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Деян. 8; см. Ин. 4. 343 Деян. 10; 11. Отчет, который Петр дал братьям в Иерусалиме, — это не простое повторение фактов, изложенных в 10–й главе, но апологетическая версия произошедшего, адаптированная к конкретным нуждам слушателей. Это убедительно продемонстрировал декан Хаусон в своем толковании двух упомянутых глав (Schaff, Internat. Com., vol. II). См. также мою «Историю апостольской церкви» (р. 217 sqq.). 344 Деян. 11:26; см. также Деян. 26:28 и 1 Пет. 4:16. 345 Имя Павел («маленький») — всего лишь эллинизированная или латинизированная форма его еврейского имени Савл («желанный»), оно никак не связано ни с собственным обращением Павла, ни с обращением Сергия Павла Кипрского. Среди евреев того времени часто встречались подобные двойные имена: Гиллель и Поллион, Кифа и Петр, Иоанн и Марк, Варнава и Иуст, Симеон и Нигер, Сила и Силуан. Возможно, Павел получил свое латинское имя еще в юности, которую провел в городе Тарсе как римский гражданин. Родовое имя Павел (Paulus) носили многие известные римские семьи: Эмилии, Фабии, Юлии и Сергии. Апостол пользовался этим именем в общении с язычниками и во всех своих посланиях. См. Hist. Ар. Ch., р. 226, и мои примечания к толкованию Ланге стиха Рим. 1:1. 346 Когда Павел писал свое Послание к Филимону в 63 г. по P. X., он уже был довольно пожилым человеком (πρεσβτης, Флм. 9), то есть ему было не менее 60 лет. По словам Гиппократа, мужчину называли πρεσβτης в возрасте 49 — 56 лет, а в более позднем возрасте — γρων, senex. Павел употребляет это слово в письме младшему другу и ученику, поэтому не стоит понимать его слишком буквально. Вальтер Скотт называл себя «седым стариком» в 55 лет. Павел еще был «юношей» (νεανας, Деян. 7:58) во время казни Стефана, которая состоялась, вероятно, в 37 г. Слово νεανας имело довольно широкое значение, однако, исходя из того факта, что синедрион счел возможным поручить будущему апостолу очень важное дело, ему, скорее всего, было не менее 30 лет. Филон считает, что мужчину называли νεανας до 28 лет, Ксенофонт — до 40 лет. См. толкование Лайтфутом Флм. 9, а также Farrar, I, 13–14. 347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

12 к железным воротам, ведущим в город. Крепость Антония имела не только выход в притворы храма, к югу, но и другие ворота. 12:15–16 Ученики усердно молятся Господу об избавлении Петра; а когда Господь промыслительно исполнил их просьбу, они отказываются этому поверить. 12 это Ангел его. Личный ангел-хранитель ( Мф. 18,10 ; Евр. 1,14 ), который, по народному верованию иудеев, принимал внешний вид человека, им охраняемого. 12 казнить их. Римское право оговаривало, что если стражник упускал пленника, он должен был расплачиваться за это собственной жизнью (ср. 16,27.28). 12 не воздал славы Богу. Одна из характеристик испорченной грехом человеческой природы ( Рим. 1,21 ). поразил его... и он, быв изъеден червями, умер. Ирод Агриппа I умер в 44 г. по Р.Х., на четвертом году правления императора Клавдия. 12 Варнава и Савл, по исполнении поручения. Им было поручено доставить от антиохийцев в Иерусалим пособие в связи с голодом (11,27–30). Иоанна, прозванного Марком. Возможно, это был юноша, спасшийся бегством в ночь, когда арестовали Иисуса ( Мк. 14,51.52 ). Марк, автор второго Евангелия (ср. 1Пет. 5,13 ), сопровождал Павла и Варнаву в Антиохию в их первом миссионерском путешествии (13,4). Отправляясь во второе, Павел счел его неподходящим спутником, поэтому Варнава взял Марка с собой на Кипр (15,36–39; ср. Кол. 4,10 ; Флм. 1,24 ; 2Тим. 4,11 ). Глава 13 Павел направляется в Галатию (Первое миссионерское путешествие, Деян. 13; 14 ). 13 пророки и учители. См. Еф. 4,11 . Здесь слова «пророки» и «учители», по-видимому, синонимичны. Варнава. См. ком. к 4,36. Симеон, называемый Нигер. «Нигер» (лат.) черный. Смуглый человек, возможно выходец из Африки. Это мог быть Симон Киринеянин ( Лк. 23,26 ), сыновья которого Александр и Руф были членами христианской общины в Риме ( Мк. 15,21 ; ср. Рим. 16,13 ). Луций Киринеянин. Киринея столица Римской провинции Киринаика (на территории современной Ливии). 13 возложив на них руки. Признав, что Дух Святой выделил Варнаву и Савла, на них официально возложили руки, подтвердив внешне то, что уже совершил Святой Дух (ст. 2) и что Он намеревался совершить, посылая их на проповедь (ст. 4; ср. 14,23; 1Тим. 4,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Первое послание к Тимофею отличают также содержащиеся в нем рассуждения о женщинах (2,9–15), принадлежащих к церкви (5,3–16). Есть в нем и биографическая информация о Тимофее, включающая указания на его крещение (6,12) и рукоположение (1,18; 4,14). Трудности истолкования Дошедшие до нас сведения о четвертом миссионерском путешествии Павла очень скудны. Полную картину этого путешествия можно только реконструировать, главным образом, по отдельным намекам на него, имеющимся в пастырских посланиях. Есть некоторые свидетельства того, что Павел осуществил свое желание посетить Испанию ( Рим. 15,24.28 ). Тогда же (либо после своего возвращения из Испании, либо, если предполагаемое путешествие в Испанию все же не состоялось, после своего отбытия из Рима) он, по-видимому, возвратился на Восток, вероятно, поначалу отплыв на остров Крит ( Тит. 1,5 ). Затем Павел проделал путь на север до Ефеса (1,3), возможно, вначале посетив по пути Колоссы ( Флм. 1,22 ), а затем Македонию (1,3; ср. Флп. 1,25.26 ). С этого момента картина уже становится яснее. Павел, по-видимому, собирался (возможно, дважды, в разное время) отправиться из Македонии в Ефес (3,14.15; 4,13) и Никополь ( Тит. 3,12 ). Последнее, что известно о нем, это то, что он опять находился в Риме и ожидал казни ( 2Тим. 1,8.12; 2,9; 4,6.7.16 ) после посещения Троады ( 2Тим. 4,13 ), Милета и, возможно, Коринфа ( 2Тим. 4,20 ). Содержание I. Приветствие (1,1.2) II. Позиция относительно лжеучителей (1,3–11) А. Лжеучители и их учение (1,3–7) Б. Назначение закона (1,8–11) III. Свидетельство Павла (1,12–20) А. Призвание Павла на служение (1,12–17) Б. Призыв к верности (1,18–20) IV. Наставления о церковной жизни (2,1 3,13) А. Наставления о молитве и поклонении (2,1–15) 1 . О молитве за всех людей (2,1–7) 2 . Указания мужчинам (2,8) 3 . Указания женщинам (2,9–15) Б. Указания служителям (3,1–13) 1 . Епископы (3,1–7) 2 . Диаконы (3,8–13) V. Проблема, связанная со лжеучениями (3,14 4,5) А. Цель, с которой Павел написал данное послание (3,14–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так именно понимали вышеуказанные слова Христа и апостолы. В книге Деяний апостольских мы читаем, что в антиохийской церкви были пророки и учителя ( Деян.13:1 ). Апостол Павел не только сам себя называл учителем ( 1Тим.2:7 ), но и других называл учителями ( Рим.12:7 ; 1Кор.12:28 ; Еф.4:12 ). Коринфским христианам апостол Павел писал: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием ( 1Кор.4:15 ; 2Кор.12:14–15 ). Тимофея ап. Павел называет своим возлюбленным и верным в Господе сыном ( 1Кор.4:17 ): старца ап. Павел повелевает увещевать, как отца ( 1Тим.5:1 ); Онисифора ап. Павел называет своим сыном, которого он родил в узах ( Флм.1:10 ). Апостол Иоанн одних христиан называет своими детьми ( Ин.2:1, 18, 28, 3:7, 18 ; 3Ин.1:4 ), а других отцами ( 1Ин.2:13 ). Таким образом православные пастыри, как законные преемники и продолжатели апостольского служения в истинной Церкви Христовой, имеют полное право именоваться учителями, наставниками и духовными отцами. Плотские же родители во многих местах Св. Писания нового завета называются отцами ( Мф.21:5 ; Деян.5:30, 7:19, 39 ; 1Ин.2:13–14 ; Рим.4:16; 9:5, 11:28 ; 1Кор.6:1 ; Еф.6:4 ; 1Тим.5:1 ). Христос называет Единым Отцом Бога Отца, так как Он дает людям жизнь и плотскую и духовную. Им мы живем, и движемся и существуем ( Деян.17:28 ), но это не препятствует и плотских родителей называть отцами. Себя Христос называет Единым Учителем и Наставником, так как Он один только принес с неба такое возвышенное учение, как учение евангельское, но это не препятствует и проповедникам Христова учения, обращающим людей из тьмы идолопоклонства или иудейства к свету Христова учения, называться отцами и учителями, как называли себя и апостолы. Точно также Христос есть один в собственном смысле священник, принесший Себя Самого в жертву Богу за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ; Евр.10:12–14 ), но это не препятствует называться иереями, – что (по переводу с греческого языка на русский), значит священниками, пастырям Христовой Церкви на земле, совершающим приношение бескровной жертвы Христа и другие священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующим упоминанием о евангелисте Марке в Новом Завете является Кол.4:10 , где говорится: приветствует вас... и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его)» и Филимону 3 ст. 23. В момент написания этих посланий св. ев-ст Марк был, по-видимому, в Риме. Можно предположить, что он имел намерение отправиться в Малую Азию, о чем ап. Павел уже и известил колосских христиан. В Рим Марк мог прибыть из Александрии. Апостола Павла он уже застал, вероятно, в узах и был принят им в общение, уже не как «служитель» (πηρτης, Деян.13:5 , греч. текст), а как «сотрудник» (συνεργς Кол.4:11 , Флм.1:24 ). После этого евангелист Марк, по-видимому, возвратился на Восток, ибо во 2Тим.4:11 , написанном ап. Павлом незадолго до смерти, ап. Павел просит ап. Тимофея, находящегося (как видно из сравнения 4:19 с 1:16–18) в Эфесе «взять и привести с собою Марка» к нему в Рим, «ибо он... нужен для служения». Если ев. Марк исполнил это желание и прибыл в Рим к апостолу, то он мог быть и свидетелем его мученической кончины. Дальнейшее – хронологически – свидетельство мы находим в 1-м посл. Петра 5:13, где ап. Петр пишет христианам римских малоазийских провинций: «Приветствует вас избранная, подобно вам, ( церковь ) в Вавилоне и Марк, сын мой». Под Вавилоном, обыкновенно, следуя блаженному Иерониму и древним отцам, разумеют Рим 4 , столицу и духовный центр тогдашней мировой империи, названный этим именем по аналогии с знаменитой столицей Востока, бывшей для пророков олицетворением мира, восстающего на Бога и на народ Божий (напр., Ис.13–14 , ср. Откр.18 ). Наименование же св. Марка «сыном» свидетельствует о духовной близости между двумя апостолами, аналогичной отношениям между апостол. Павлом с одной стороны и апп. Тимофеем и Титом с другой. Судя по Деян.12:12–14 , можно предполагать, что Петр был близким другом и учителем матери Марка, Марии, и знал Марка со времени его детства. Естественно, в таком случае, сыновнее отношение Марка и служению его своему учителю, старцу-апостолу Петру 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010