" Вы же не называйтесь учителями " . Это значит: " не домогайтесь, чтобы вас величали, как учителей, отцов и наставников, ибо в собственном смысле для всех людей единственный Отец это Бог и единственный Наставник и Учитель — Христос. Это запрещение называться учителями, отцами и наставниками нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из Апостольских посланий видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами, как напр: 1 Иоан. 2:13; Ефес. 6:4; Фил. 2:22; 1 Сол. 2:11; Деян. 13:1; Иак. 3:1; Рим. 2:20, 4:16; 1 Кор. 4:15, 12:28-29; 1 Тим. 2:7; 2 Тим. 4:3; Евр. 5:12, 13:7, 17. Нельзя допустить, чтобы Апостолы нарушили данную им заповедь Христову, употребляя эти наименования. Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой, а кто желает быть большим, должен быть всем слугой. Не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, и чтить учителей и наставников самих по себе чрезмерно, как если бы эти учителя и наставники говорили свое слово, а не слово Божие. " Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам… " за то, что сами не уверовали в Мессию-Христа и других отвратили от этой спасительной веры. " Поедаете дома вдов… " обманываете вдов своей показной набожностью и расхищаете их имущество. " Проходите море и сушу " — приобретаете прозелитов из язычников, не заботясь об их наставлении в истинной вере, и еще больше развращая их дурным примером своей лицемерной жизни. " Горе вам, вожди слепые, которые говорят: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен " . — иудейские учители разделяли клятвы на великие и малые и учили, что исполнение малой клятвы необязательно. Клятва даром или золотом церковным считалась великой, а клятва храмом или алтарем — малой. Господь указывает, что клясться всеми этими предметами — значит клясться Самим Богом, а потому нельзя нарушать ни одной из этих клятв. " Горе вам, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру " . Фарисеи, во исполнение закона о десятине (Числ. 18:20-24; Втор. 14:22-28), приносили десятую часть даже от таких трав, о которых закон не упоминает, по их ничтожности. Господь и обличает за то, что они, соблюдая строго мелочи, оставляют без внимания важнейшее, как-то: справедливость в судебных разбирательствах, милосердие к бедным и несчастным, верность Богу и Его закону.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

1563 Die Sütrás des Vedänta oder die Çâriraka-Mimânsâ des Bâdarâyana nebst dem vollständigen Commentare des Çankara von Paul Deussen; 509 (=787), cp. его же: Das System des Vedanta, S. 351. 1565 Praçna-Upanishad (три первых, по перев. Дейссена, стр. 559–566), представляющая особенный интерес для изучения браманистической психологии, кроме пяти органов чувствования и пяти органов действования, насчитывает еще девять психических сил общих тем и другим. Главным образом на основании этой упанишады, но также, опираясь и на позднейшую литературу, г-жа Вера Джонстон дает следующую, можно сказать исчерпывающую, антропологическую таблицу с точки зрения развитого (позднейшего) браманизма (Вопросы Фил. и Псих., кн. 36, стр. 27, втор. отд., ср. кн. 31, стр. 27–28). 1. Удана Стремление к идеалу, голос души Сила, действующая снизу вверх 2. Вьяна Рассудок, аналитическая сторона ума Сила, распределяющая остальные, – она же и разлагающая Воздух Осязание Передвижение других предметов 3. Прана Воображение Сила действующая изнутри наружу Зрение Передвижение самого себя 4. Самана Чувство собственной личности Сила, связующая остальные Зарож дение 5. Апана Инстинкт Сила, действующая сверху, вниз Выделе ние 1568 Как на пример такого поэтического одухотворения, в сущности довольно прозаичной и грубой, теории «четырех состояний», можно указать на их характеристику, сделанную, по позднейшим главным образом комментариям, г-жой Верою Джонстон (в Вопросах Философии и Психологии, кн. 31, стр. 28–34), в статье: Отрывки из Упанишад. «Ежедневною жизнью» – пишет г-жа Джонстон, – «живет невинный, а, следовательно, и неответственный, неразумный человек-животное. Божественная Сущность, взяв орудием и покровом его тяжелое и плотное тело, как бы добровольно поступает в школу к неодушевленной природе, перенимая у нее все свойства и качества, какие та может ей дать. Человек уже и тут стоит лицом к лицу с Предвечным, но совсем бессознательно. Видеть его даже в обманчивых покровах гор и морей, ясной погоды и бури человек, на этой ступени своего развития, еще совершенно не способен. Стало быть, ни о каких нравственных идеалах еще и вопроса быть не может. Невинный человек-животное живет без размышлений, умирает без сознательного страха. Сама по себе его жизнь прекрасна, полна и безгрешна. Оставаясь в своих естественных пределах, она не может помешать пришествию более высокой жизни, когда человек узнает и мечты, и идеалы, и грех, и ответственность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Но получили ли вы такой плод от приобщения Святых таинств, хотя к ним ежегодно приступаете в продолжение многих, многих уже лет вашей жизни? Замечаете ли какую либо перемену к лучшему в вашем поведении? Уподобляетесь ли святости Христовой? Увы, ваше сердце также немилосердно, ваш дух все еще тяготеет к земле, ваш язык по-прежнему злоречив и язвителен, все ваши страсти также действуют в вас. «Чем вы можете извиниться, если, питаясь такою пищею, повинны в стольких грехах, — вкушая агнца, поступаете как львы, — насыщаясь агнцем, проявляете свирепость львов?» От таинства ли это? нет, от вас самих. Как свеча распространяет больший или меньший свет, смотря потому, велика ли она или мала: так и действия благодати, получаемой от таинства причащения, находятся в прямом отношении к тому благоговению и усердию, с каким принимают его. Пища самая здоровая остается без действия в мертвом теле: не менее бесплодно и духовное брашно для того, кто мертв для добрых дел и не возбужден к духовной жизни. Пробудитесь ныне от греховного сна и начните новую жизнь. Удаляйтесь всего, противного Христу; избегайте всякого праздного слова, всякого вольного, хотя бы и легкого, прегрешения; будьте внимательны к себе и ко всем вашим поступкам; живите так свято, чтобы можно было заметить в вас некоторые черты сходства со Христом, с которым вы теперь одно целое. Достойный причастник « Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет .» Но не все ли мы недостойны (Рим. 3:23)? Достин тот, кто сознает свое недостоинство. 1. Если он верует тому, что говорит Спаситель: а) С простым сердцем. A что говорит Спаситель? « Сие есть тело Мое … сия есть кровь Моя !» (Матф.26:26.28). Это непостижимо (Фил. 4:7; 1Кор. 2:14 ) Однако же я верую словам Господа. В таинстве евхаристии — не символ, не знак, но действительное тело, действительная кровь. б) Сокрушенным сердцем. Не достаточно соглашаться с истиной, одобрять ее (Иак. 2:14). Веруешь ли ты, что ты первый из грешников? Тело Христово не для тебя ли и не за тебя ли преломляется? (Мат. 16:28). К Нему должны приступать бедные, хромые, и проч. (Лук. 14:21; Мат. 9:12 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

«О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко не испытан и судове Его, и не исследованы пути Его. Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть» ( Рим.11:33 ). Христианин! Размышляя с благоговением о премудрости Божией, следы которой открываются для тебя во всех великих и малых творениях Божиих, старайся и жизнь свою, и все свои действия согласовать с теми премудрыми планами, которые видишь ты в мире. Видя во всём мире порядок, согласие, старайся и в делах своих соблюдать порядок, приучай себя уважать и соблюдать законы Божии и царские, живи со всеми в мире и согласии. Видя, что одно создание в мире помогает другому, старайся и ты помочь ближнему твоему, чем можешь, удели что-либо от своего достатка неимущему,защити обиженного, подай другому добрый совет в его деле трудном, ободри печального словом ласковым. Все свои дела старайся направлять к одной доброй цели и с мудростью удаляй от себя грех и зло. «Се благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение». Аминь. Поучение 5-е (на первый член Символа веры). О благости Божией «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив; благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:8–9 .)». Из всех высочайших свойств Божиих Свящ. Писание более всего прославляет благость Божию, – как она проявляется по отношению к тварям, – и в особенности по отношению к людям. 1) Господь по благости Своей, – даровавши жизнь тварям, даёт им и всё необходимое для жизни. «Он прозябает траву скотом ( Пс.103:14 ), одевает сено сельное ( Мф.8:30 ), питает птицы небесные (–26), даёт пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ), исполняет всякое животно благоволения ( Пс.144:16 ). Вся к Нему чают дати пищу им во благо время. Давшу Ему им соберут: отверзшу Ему руку, всяческая исполнятся благости ( Пс.103:27–28 .)». Иисус Христос говорит: «никтоже благ, токмо един Бог ( Мк.10:18 ), – то есть: совершенная благость свойственна одному Богу; Он есть Источник всех тех благ, которыми пользуются твари. 2) Но с особенной силой благость Божия проявилась по отношению к нам – людям. Кто даровал нам жизнь, дал нам возможность узреть свет Божий, красоту творений Божиих, – одарил нас разумной и бессмертной душой? Кто поддерживает жизнь нашу, даёт нам силы к трудам, охраняет нас от зол и несчастий? Кто как не всеблагий Творец мира? «Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 )». «Он солнце Своё сияет на злые и благие, и дождит на праведных и на неправедных ( Мф.5:45 )». «Он нам всё даёт обильно в наслаждение ( 1Тим.6:17 ), ниспосылает также всякое даяние благо и всяк дар совершен душам нашим ( Иак.1:17 ) и есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Фил.2:13 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Тот факт, что с П. оставили только одного воина, свидетельствует об отсутствии серьезных подозрений в его адрес со стороны рим. власти: режим его домашнего ареста был максимально облегчен. Из Послания к Филиппийцам становится ясно, что П., несмотря на статус узника, беспрепятственно проповедовал в Риме (это подтверждается и Деян 28. 30-31), а также то, что в качестве заключенного он находился в подчинении преторианской гвардии. Свое заключение он воспринимал прежде всего с т. зр. новых возможностей, открывшихся ему в миссионерском деле, которому он посвятил жизнь (ср.: Фил 1. 12-14, где П., как и в др. Посланиях, написанных в Риме, упом. кандалы). Проповедь П. в Риме распространялась преимущественно на язычников. Однако прежде чем приступить к ней, П., по своему обычаю, встретился с местной иудейской общиной (о рим. иудеях см.: Levinskaya. 1996. P. 167-193; подробнее об этой общине см. в ст. Рим ). Ап. Лука рассказывает о 2 таких встречах (Деян 28. 17-29). В кн. Деяний это последний эпизод перед заключительной фразой, что придает ему значение своеобразного эпилога. В нем суммированы основные мотивы книги. Главный из них - сопротивление иудеев христ. проповеди и переключение основного внимания христ. миссионеров на язычников. П. обращается к иудеям как к своим братьям по крови и по вероисповеданию и считает нужным изложить им причины своего ареста. Он не скрывает, что его арест был инициирован иерусалимскими иудеями, но настаивает на том, что обвинения были ложными: он не сделал ничего против своего народа или против «отеческих обычаев». Римляне судили его и «хотели освободить», но не смогли из-за упорства иудеев. П. потребовал суда императора, но не для того, чтобы в чем-то обвинить свой народ. Речь он заключает словами о том, что закован в кандалы «за надежду Израилеву», т. е. за веру в обетованного Мессию. Иудеи реагируют осторожно: о П. они не слышали, писем по его поводу не получали, приходившие из Иерусалима иудеи ничего о нем не сообщали. Несмотря на общую отстраненность, выраженную в словах иудеев, они изъявляют готовность выслушать его, поскольку им известно, что «об этом учении везде спорят».

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Начало св. письменности положено самим Богом через начертание закона на двух скрижалях. Св. Писание называется „Библией”, как книга, которая произошла от Бога (а Deo profectus), рассуждает о Боге и ведёт людей к Богу. Писание называется „священным” ( γραφα γαι, ερ γρμματα, Рим. 1:2 ; 2Тим. 3:15 ) как потому, что автор его есть всесвятейший Бог (а causa efficiente principale), так и потому, что оно написано святыми людьми ( 2Пет. 1:21 =а causa instrumentali). Кроме того, Библия говорит о священных предметах и божественных тайнах (а materia), через чтение её люди освящаются Св. Духом (а fine et effectu), а по значению Библия превосходит все другие книги не только светского, но и духовного содержания (ab adjuncto). Главным же образом название „Писание” предполагает, что Библия содержит в себе именно Слово самого Бога и рассказывает о существе и воле Его (materiale sive signatum). По внешней своей форме (respetu formalis) св. Писание, конечно, – позднее Церкви, так как Слово Божье раньше было проповедано устно. Зато в своей письменной форме Слово Божье пребудет до конца дней, потому что по содержанию оно нарушиться не может ( Ин. 10:35 ). Между Словом Божьим и св. Писанием по содержанию (materialiter ассертит) – нет различия. Пророки и апостолы не писали ничего такого, что бы они раньше не проповедали устно, живым голосом (viva voce), по Божественному вдохновению 35 . Устная проповедь и св. Писание одинаково Божественного происхождения, одинаково возникли из Божественного вдохновения. Это доказывается 1) самым содержанием св. Писания (scripturae materia): пророки и апостолы писали то же самое, что они раньше проповедали устно, по Божественному вдохновению ( 1Кор. 15:1 ; 2Кор. 1:13 ; Фил. 3:1 ; 2Сол. 2:15 ; Ин. 1:3 и др.). 2) Самые ветхозаветный пророчества 36 обыкновенно приводятся в Новом Завете с такими предварительными выражениями: „да сбудется реченное Господом через пророка” ( Мф. 1:22 ; Мф. 2:15 ; Мф. 4:14  и др.), „да сбудется то, что написано” ( Мф. 4:4, 7, 10 ; Мк. 15:28 ; Ин. 19:36 ; Рим. 4:3 ; Рим. 10:11 ; Рим. 11:2  и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

2) Потом Богему вся животная представил, дабы ему узнать те твари, над которыми он господином поставлен, и дабы им имена пристойные их природе дал (Быт. гл. 2, ст. 19). Можно догадаться что Адам, примечая расположение животных и пользу, мог и себе помощницы желать (Быт. гл. 2, ст. 20). 3) Тогда Бог иступление или сон на Адама напустив, взяв некую тела его часть, сделал ему жену, которую оживотворив, подобно как и Адама душою, Евою назвал; сделал же Бог жену из мужеского ребра, а не из земли, затем, дабы показать из начала супружества неразрывный союз (Матф. гл. 19, ст. 4). 4) Итак видишь уже, зачем Бог два пола тогда создал. Он уже не хотел впредь беспосредственно производить людей, ибо таким образом чудеса без нужды бы умножал, но такой уставил порядок, дабы человеческой род посредством родителей умножался (Деян, гл 17, ст. 26). Следовательно, все мы во Адаме находилися, и он весь человеческий род в себе представлял. 5) Сим способом тело только одно органами изрядно снабжённое от родителей происходит, душа же каждому вливается от Бога (Зах. гл. 12, ст. 1) в то самое время, когда совсем младенца воображено будет тело (Прем. гл. 7, ст. 2; Прав. Испов. Част. 1, Вопрос 28). § 40. Божией благости и премудрости изволилось человека по образу своему и по подобию создать (Быт. гл. 1, ст. 26). Что же разумеется чрез образ Божий и подобие? 1) Хотя образ и подобие имеют некое различие, ибо понятие подобия есть обширнее образа, и древние учители образ ставили в естестве души, а подобие в добродетелях, коими уподобляемся Богу; однако в Священном писании оба сии слова то же значат; за тем случается, что и опускается одно какое-нибудь (Быт. гл. 5, ст. 1, Фил. гл. 2, ст. 7). Аки бы рек: сотворил Бог его таким, чтоб совершенно Ему был подобен и был бы зерцалом некиих Божиих совершенств. 2) Образ разная значения имеет, иногда значит внешнее только сходство единыя вещи с другою, как картина; иногда совершенное сходство двух вещей в самом существе (Кол. гл. 1, ст. 15; Быт. 5 , ст. 3), иногда некиих только качеств сходство. Последнее означение здешнему приличествует месту, и значит разумныя твари сходство с Богом первообразием своим.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Да, Ветхий Завет содержит множество свидетельств о уничижении грядущего Мессии. В Книге прор. Исаии говорится, что множество современников Христа соблазнится Его смиренным видом и образом жизни: « Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его » ( Ис.53:3 ). Прор. Исаия подчеркивает добровольность страданий Христа ( Ис.50:6 ) и раскрывает сотериологический смысл уничижения Мессии: « Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились » ( Ис.53:4-5 ). В псалмах тема кеносиса раскрывается через изображение будущих страданий и внутренних переживаний страждущего Христа на пределе человеческих сил, в глубокой личной скорби ( Пс.68:4-5, 21-22, 30 ; ср.: Пс.21:7-9 ; Пс.41:11 ). Конечно же, и другие пророки возвещали о будущих страданиях Мессии, например: « …тростью будут бить по ланите судью Израилева » ( Мих.5:1 ); « …отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! » ( Зах.11:12-13 ). Кроме прямых пророчеств ряд исторических событий в Ветхом Завете прообразуют будущее уничижение, страдания и искупительную смерть Мессии: — убийство Авеля ( Быт.4:8 ), — жертвоприношение Исаака ( Быт.22:1-18 ), — продажа в рабство Иосифа ( Быт.37:28 ), — жертвенное заклание чистых и непорочных агнцев, — страдания праведника Иова и т.д. Цитаты о кеносисе «Говоря о кенозисе Христа, мы обычно подразумеваем Его воплощение или связанные с Голгофой события – страдания и смерть. Однако не нужно забывать, что вся земная жизнь Христа была непрестанным уничижением. Обращаясь к кенозису Бога Слова, апостол Павел говорит: «…уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Фил.2:6-7 ). Пребывая «Богом истинным от Бога истинного» и не переставая быть «по природе» Единородным Сыном и Словом Божиим, Господь становится «сыном человеческим». Бог Слово воспринял тварную человеческую природу и в этом Его уничижение».

http://azbyka.ru/kenosis

Он пойдет за нами в вечность, станет с нами пред престолом неумытного Судьи и, осудив нас, уведет в глубины ада. Но этот же отвратительный грех , ятый из глубины сердца, как змий, сетью смирения, не краснеющего стыдом ложным ( Сир. 4:24–25 . Притч.26:11 ), извлеченный на спасательный брег исповедания и преданный во власть хотя бы то и недостойного строителя тайн Божьих ( 1Кор. 4:1 ), грех этот, злодей наш и убийца, издыхает тогда и истаивает, уничтожается и, но милости заслуг Христовых, не вспомнится, изверг, ни правдою, ни всеведением Божьим. Пойми меня, чадо, прими в свое сердце глагол души моей и, взирая на близость Христа Искупителя, лови, влеки из глубины души своей всю тину. И обновится яко орля юность твоя ( Пс. 102:5 ): как очищенная, ты будешь многих ближе к сердцу любвеобильного Жениха твоего Христа, именем коего и уверяет тебя в этом последний из слуг Его, грешный Г. 1852 г. 28 января . Не скорби, Христово чадо, не томись и не печалься много, при мысли, что грешница ты ; не скорби, по крайней мере, скорбью отчаяния: только сия последняя есть грех , вполне достойный слез, скорби неутешной, вечной; потому что по степеням отчаяния нисходит душа прямо в ад, где плач и скрежет зубов ( Мф. 25:30 ), где червь не умирает и огнь не угасает . Смущающим тебя помыслам противовещай: «действительно не постница я и воздержанья непричастница: но не неверно же слово апостольское, что брашно , одно лишь брашно, или пост не поставляет и не оправдает нас пред Богом ( 1Кор. 8:8 ): и пост, и воздержание нужны для меня были, как средства к добродетели, коей я, по благодати Божией, не вовсе же была непричастна, по уверению духовного отца моего, а не самолюбия». «Поздно я одумалась, ты пишешь, не скоро взялась за ярем Христов благой и иго Его легкое». Но милосерд Господь и благ. Давши одинаковую награду пришедшему поздно на работу в вертограде своем наравне с теми, кои явились на труд потовый в ранние часы дня (Мф. 20:6–15), не откажет Он, очевидно, и тебе, не потерявшей веры в Его заслуги крестные, бесценные заслуги , и не лишенной надежды на ходатайство св. Церкви к Нему премилосердному о грешниках, не откажет и тебе за преданность в Его святую волю, в дарах своих, в своем блаженстве. Сказанной всем и каждому: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33), сими словами внушает и твоему сердцу не волноваться, и душе не приходить в тревогу, не забывать, что за молитву, за любовь к близким сердцу, за перенесение безропотное болезни, томящей плоть, еще здесь на земле живых утешена будешь, – твердо помнить, что добро всегда утешает сердце и что в этом-то утешении и заключается залог ожидающих нас радостей за гробом – у Отца щедрот и Бога всякие утехи ( 2Кор.1:3 )»,. Размышляя, таким образом, мужайся, чадо, и не уступай врагу. Господь близ ( Фил. 4:5 ). В этом неложно уверяет тебя чадо свое бедный, но не теряющий надежды па милость Божью грешный Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Опираясь на эти рассуждения, брошюра «Следует ли верить в Троицу?» спрашивает: «Если бы Бог действительно состоял из трех личностей, то зачем всем боговдохновленным писателям Библии нужно было бы говорить о нем как об одной личности? ...Безусловно, если бы Бог состоял из трех личностей, он сделал бы так, чтобы писатели Библии написали об этом настолько ясно, что по этому поводу не осталось бы никаких сомнений» 515 . Библейское учение. Все Писание, от Бытия до Откровения, неизменно говорит, что есть только один истинный Бог. Это учение красной нитью проходит сквозь каждую страницу Библии. Еврейский текст Втор.6:4 допускает несколько вариантов перевода, но лучшим я считаю такой: «Слушай, о Израиль! Господь есть наш Бог, только Господь». Используя имена Бога, мы можем перевести этот стих так: «Слушай, о Израиль! Яхве есть наш Элохим, только Яхве». Древние евреи называли это исповедание веры Shema. Shema была особенно важна для израильтян, которые жили в культуре, насыщенной ложными богами и идолами. Как правило, евреи повторяли это исповедание дважды в день, утром и вечером. О важности Shema свидетельствует и обычай заучивать эти слова в очень раннем возрасте. Яхве (Господь) – наш Элохим (Бог). Это понятно. Теперь мы должны ответить на ключевой вопрос: кого мы называем Яхве? Только ли Отца, как говорят Свидетели Иеговы? Или Иисус – тоже Яхве? А может быть, Яхве – это триединый Бог? Писание нигде не говорит прямо: «Отец есть Яхве». Но мы знаем, что Отец – Яхве, потому что Писание называет Его «Богом» и «единственным истинным Богом» ( Ин.6:27; 17:3 ). Но в таком случае Иисуса тоже необходимо признать Яхве, поскольку Писание называет Его «Богом» ( Ин.1:1 ), «Богом крепким» ( Ис.9:6 ; ср. Ис.10:21 ), «великим Богом и Спасителем» ( Тит.2:13 ) и «Господом» ( Рим.10:9 ; 1Кор.12:3 ; Фил.2:11 ) 516 . Отсюда следует, что Иисус есть Яхве в той же степени, что и Отец. Святого Духа также следует признать Яхве ввиду Его божественности (см. Деян.5 ; 1Кор.3:16; 6:19 ; 2Кор.3:17 ; Еф.2:22 ). Таким образом, Втор.6:4 вовсе не противоречит учению о Троице. Верующие в Троицу с радостью подтвердят, что этот стих доказывает единственность Бога. И здесь нет никакого противоречия с истиной, что в одном Божестве есть три Личности, ясно изложенной в других отрывках Писания: Мф.28:19 и 2Кор.13:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010