Прославление Бога состоит в усердном и доверчивом исполнении Его святой воли. Сам Господь Иисус Христос в Своей молитве к Небесному Отцу незадолго пред страданиями говорил о Себе: »Отче!.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить« ( Ин. 17:1, 4 ). А св. Апостол Павел, напоминая об этом «деле», т. е. о подвиге жизни Христа Спасителя, Который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:8 ), зовет и нас совершать «дело веры и труд любви» ( 1Фес. 1:3 ), поступая «достойно Бога, во всем угождая Ему» ( Кол. 1:10 ). Апостол предостерегает нас от соблазна видеть во Христе только Избавителя от земных невзгод и скорбей и забывать о том, что путь в Царство Небесное узок и тернист. Если же, забывая о будущей жизни, мы »в этой только жизни надеемся на Христа, то мы, – как говорит Апостол,– несчастнее всех человеков» ( 1Кор. 15:19 ). Говоря о послушании воле Божией, уместно нам ныне перенестись мысленно в скромную назаретскую горницу, где Благословенная в женах удостоилась слышать архангельский глас: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» ( Лк. 1:28 ). Именно здесь можем мы научиться тому, что истинное прославление Бога есть, по безраздельной любви к Нему совершаемое, всецелое предание себя Его воле, полное предоставление себя на служение Богу в качестве свободно-разумного орудия Его промыслительной и спасающей деятельности, неразрывное сочетание всеблагой воли Божией со свободно покоряющейся ей волей человека. Из всех сотворенных Богом существ только одна Преблагословенная Дева Мария удостоена столь высокого прославления, что Св. Церковь именует Ее «Честнейшей херувим и славнейшей, без сравнения, серафим». И это прославление Ее соответствует той степени, в которой Она Сама прославила Бога Своим всецелым смиренным послушанием Его воле. Вся Ее жизнь была незаметным для современников, но ценнейшнм в очах Божиих, служением и подвигом. Древнее предание говорит, что Пречистая Дева любила читать Священное Писание и с молитвой размышлять о прочитанном. Однажды в книге пророка Исаии Она прочитала предсказание о Христе и о Его Матери: «се, Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Глубокая вера озарила Ее мысли и святая любовь воспламенила Ее чистую душу. Но, по смирению, не дерзая молиться о том, чтобы Сам Еммануил удостоил Ее быть Его служительницей, Она ограничилась молитвой, чтобы Ей дано было увидеть Матерь Его и смиренно служить Ей, блаженной Избраннице небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Дух Святой, сойдя на учеников Христовых, сразу обнаружил Свою божественную мощь в тех значительных внутренних изменениях, которые Он произвел и в них, и в тех, которые по их слову обратились в христианство ( Деян. 2 ). Апостолы, как мы знаем, были людьми простого происхождения – некнижными, совсем не владеющими словом, робкими. Когда же Дух Святой обогатил их духовные силы, они настолько исполнились мудростью и даром вдохновляющего слова, что стали успешно обращать к вере тысячи, десятки тысяч людей – не только простого, но и знатного происхождения, а также людей ученых. Апостол Павел (хотя получил разностороннее образование и прекрасно владел словом) успех своей проповеди приписывал не своему красноречию, а именно действию Духа Святого, зажигающего веру в людях: «Слово мое и проповедь моя, – пишет апостол, – были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы» ( 1Кор. 2:4 ). Насколько мощными были духовные перемены в людях, производимые благодатью Святого Духа, можно проследить по жизни первохристианской общины в Иерусалиме. «[Тогда верующие], – свидетельствует апостол Лука, – пребывали вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога, и пользовались любовью всего народа... У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося» ( Деян. 2:42–47, 4:32–35 ). Замечательно, что это вдохновенное горение любви к Богу и людям первых христиан не могли погасить ни гонения, ни тюремные заключения, ни даже казни. Вместо того чтобы пасть духом или озлобиться, верующие иудеи радовались, что страдают за Христа ( Евр.10:34 . О духовной радости, производимой Духом Святым смотри еще: Ис. 12:3 ; Иез. 36:26–27 ; Мф. 11:28 ; Ин. 8:36 ; Ин. 16:22 ; Рим. 5:1–5 ; Рим. 8:37 ; 2Кор. 1:4–5 ; Фил. 4:7 ; 1Фес. 1:6 ; Кол. 1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Гал.6:9 .  Делая добро, да не унываем, ибо в свое время по­жнем, если не ослабеем. «Да не унываем» – точнее: «не станем оставлять его». Человеку иногда приходится уставать под бременем принятого им на себя долга делания добра ближним. Но он должен скорее стряхнуть с себя чувство такой усталости. Гал.6:10 .  Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче сво­им по вере. Христианин должен благотворить всем людям, но все-таки прежде всего тем, кто родствен ему по вере. Гал.6:11–18 . В заключение послания Апостол еще раз произносит горькую жалобу на своих противников – иудействующих, – и потом объявляет, что для него лично крест Христов – есть единственная гордость его жизни. Гал.6:11 .  Видите, как много написал я вам своею рукою. Апостолу хотелось, чтобы Галаты как можно яснее представляли себе его лицо (ср. Гал.4:20 и Гал.5:2 ). Поэтому он, в противность своему обыкновению – пользоваться при написании посланий услугами писцов, которым он диктовал послания, теперь взялся за перо сам и написал довольно большое послание и притом очень большими буквами ( «как много» – точнее: «какими большими письменами» πηλκοις γρμμασιν). Почему он писал «большими письменами» – неизвестно. Может быть, он плохо видел и у него болели глаза 5 , так что он не мог писать мелко, а может быть и для того, чтобы придать особую важность этому посланию. Гал.6:12 .  Жела­ю­щие хвалиться по плоти при­нуждают вас обрезы­ваться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, Гал.6:13 .  ибо и сами обрезыва­ю­щиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы по­хвалиться в вашей плоти. Павел не может забыть, что в то время как он находится вдали от Галатов, их соблазняют иудействующие; чтобы предостеречь читателей от них, он говорит здесь, что эти лжеучители, которые все свое достоинство основывают на своих плотских иудейских преимуществах ( Рим.2:28 ; Еф.2:11 ; Фил.3:3 и сл.), – которые не имеют значения для нравственной и религиозной жизни, сфера которой есть дух, – принуждают Галатов обрезываться, в тех видах, чтобы освободиться от преследований неверующих Иудеев, для которых крест Христов являлся соблазном ( Гал.5:11 ; 1Кор.1:23 ). Самый закон, его внутреннее содержание для таких людей значения не имеет: они и не соблюдают его многочисленных предписаний. – «Обрезывающиеся». Почему Апостол употребляет об иудаистах настоящее время? Ведь они были уже обрезаны давно (ср. Гал.5:12 )? Он хочет этим сказать, что обрезание составляло для них нечто вроде догмата, который они постоянно проповедовали: это были люди обрезания ( Гал.2:12 ). – «Похвалиться в вашей плоти», т. е. обрезав вас, они будут ссылаться на это, как на доказательство своей преданности закону Моисееву. А это могло им пригодиться, когда бы неверующие Иудеи стали их упрекать в том, что они веруют во Христа. Эти люди, так сказать, хотели застраховать себя от преследований за веру во Христа, взяв патент на «благонадежность».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В качестве доказательства неравенства Отцу Сына публикации Общества Сторожевой Башни приводят следующий аргумент: в начале Евангелия от Иоанна перед словом «Бог» (относящееся к Отцу) есть артикль, в то время как перед словом «Бог» (относящееся к Сыну) артикля нет. Таким образом, это и доказывает разницу между Божеством Отца и Божеством Сына. Так мыслить – большое заблуждение. Во-первых, в Новом Завете есть множество мест, где перед словом «Бог» (относящееся к Отцу) артикля нет: например, Рим.1:7 ; Флп.2:13 . Более того, в месте, где апостол Павел говорит: «...их бог – чрево» ( Фил.3:19 ) артикль наоборот стоит, но это же вовсе не означает, что чрево человека – Всемогущий Бог ? Исходя из логики доказательств «Свидетелей Иеговы», видимо, означает. 3.8. Кем считали Христа Его апостолы Рассмотрим теперь, считали ли апостолы Его Богом? Для этого достаточно всего нескольких цитат: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Примечательно то, что выражение «Господь и Бог» всегда в Ветхом Завете относилось только к Богу Отцу! Конечно, апостол Фома знал это. «Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки» ( Рим.9:5 ), «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти... проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ), «И да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ). Смысл приведенных здесь цитат из Писания более чем очевиден. То, что Христа считали Богом – вне всякого сомнения. Причем приведенные слова принадлежат апостолам Павлу и Иоанну, которые прекрасно знали Ветхий Завет , они уж точно должны были различать все подобные тонкости, о которых пытаются говорить «Свидетели Иеговы». Павел был известен как один из самых ученых людей в Законе Моисеевом и Писании, и таких «опрометчивых» строк не мог написать, не веруя в Христа как Бога. 3.9. Кому молились апостолы? Не менее важным является в нашей теме то, кому молились апостолы. Но прежде приведем по этому вопросу позицию «Свидетелей Иеговы»: «...обращаться в молитве мы должны только к Иегове Богу» («Чему на самом деле учит Библия?», стр. 167). «Молитва – часть поклонения. Поэтому молиться следует только Богу – Иегове. Когда Иисус был на земле, он всегда молился своему Отцу, а не кому-то другому. Мы должны делать то же самое» («Что от нас требует Бог?», 1996 г., «Как сблизиться с Богом через молитву», 2). То есть молитва , по учению СИ, должна возноситься только к Иегове. Однако посмотрим, как об этом говорится в Слове Божием. Во-первых, Сам Спаситель признает молитву Ему: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Матф.7:21 ). Спаситель здесь ясно дал понять, что имеет возможность слышать молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

При полемике со свидетелями Иеговы по поводу равенства Сына Божия Отцу ими, как правило, приводятся все те места из Писания, где речь идет о человеческой природе Спасителя. Но нам никогда не следует забывать, что Сын Божий, Которым «все сотворено» ( Кол.1:16 ), пришел в свой мир в «образе раба» ( Фил.2:7 ). Во Христе были как человеческая, так и Божественная природа. В качестве примера вспомним места из Евангелия, где Христос как человек прослезился, когда умер Лазарь, но как Бог воскрешает его из мертвых. Как человек Христос возмутился духом и молился о Чаше в ночь взятия под стражу, но как Бог все же идет на страдания ради спасения Своего творения. Итак, следует различать, где во Христе проявилась Его человеческая природа, а где проявилось Его Божество. 3.2. «Отец Мой более Меня» «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). Ссылаясь на это место, сектанты утверждают, что Иисус Христос ниже по достоинству, чем Отец. Однако Священное Писание нельзя толковать в отрыве от контекста и без учета параллельных мест. Здесь Господь говорит как человек, и как человек по своей человеческой природе Он действительно ниже Бога. Высказывание «Мой Отец более Меня» относится лишь к человеческой природе Христа, но никак не к Его Божественной сущности. Вновь вспомним, что Христос на земле исполнил волю Отца; в ночь ареста Он говорит «но да будет воля Твоя» – то есть здесь на земле, будучи человеком, Спаситель менее Отца, поскольку Он смиренный исполнитель Его воли. Святой Иоанн Дамаскин пишет, что Сын Божий имеет начало в Отце и только потому называет Его большим. Однако нас интересует, какова природа Сына, и то, что Христос имеет ту же Божественную природу, что и Отец – вне сомнения: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец – одно» ( Ин.10:29–30 ). Отец «больше всех», но если Христос и Отец «Одно», то и Христос больше всех, как Отец. Примечательно, что говорится в Евангелии дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

3) Почему еще мы должны почитать крест Христов, как величайшую святыню? 3) Во–первых, – потому, что крест есть жертвенник Христа, омытый Его пречистой Кровью. О Христе, как жертве, говорится в Писании, что Он «однажды принес Себя в жертву чтобы подъять грехи многих» ( Евр. 9:28 ), ибо «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной, в жертву за грех и осудил грех во плоти» ( Рим. 8:3; 3:25 ). А где жертва, там должен быть и жертвенник, каким для Христа был крест Его. В Ветхом Завете жертвенник был «великой святыней», о чем читаем «и будет жертвенник святыня великая: все прикасающееся к жертвеннику освятится» ( Исх. 29:37 ). И Спаситель, обличая фарисеев, говорил им: «безумные и слепые! Что больше, дар или жертвенник, освящающий дар?» ( Мф. 23:19 ). Если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь жертвенных животных, был «святыня великая», если то место, на котором, явился Ангел Иисусу Навину, названо тоже «святым» (Иис. Нав. 5:15 ), то тем более «великая святыня» – жертвенник новозаветный – св. Крест, освященный висевшим на нем Телом Спасителя и обагренный пречистой и «драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:19 ). Во–вторых, – крест Христов послужил к славе Христа: «Отче, молился Он перед страданиями на кресте, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя!» ( Ин. 17:1 ). «Не так ли, говорит воскресший Спаситель, надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк. 24:26 ). Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Фил. 2:8–9 ). Через страдания на кресте Христос получил славу, а люди Духа Святого, Которого не имели до тех пор, пока Христос не прославился на кресте ( Ин. 7:39 ), и Которого могли получить только после смерти на кресте Спасителя: «Я истину говорю вам; лучше для вас, чтобы Я пошел (путем крестных страданий к Отцу), ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор. 5:16 ) 32 . Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав (стих, ю), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа, по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т. е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3,28 ; Кол.3 ,п;сн.причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т. е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели въ Нем только простого человека, отрицая (божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин. 6:42 ; сн. «судите по плоти», т. е. несправедливо – 8:15). Знал Иисуса «по плоти» и ап. Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян. 9:5 ). Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силой Духа Св., мы, говорить ап., отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя. Приведенными словами ( 2Кор. 5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти, и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян. 7:55 ), и во плоти приидет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин. 4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин. 8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил. 2:6,7 ). «Кто говорит», учит преп. Федор Студит (+826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор.5:16 ). Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав ( 2Кор.5:15 ), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ; ср. причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ; ср. «судите по плоти», т.е. несправедливо – Ин.8:15 ). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами ( 2Кор.5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян.7:55 ), и во плоти придет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил.2:6–7 ). «Кто говорит», учит преподобный Федор Студит († 826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Это говорит Павел – «Еврей от Евреев, по учению фарисей» ( Фил.3:5 ), «воспитанный при ногах Гамалиила» ( Деян.22:3 ), который никогда бы не дерзнул говорить о «духовной пище» и «духовном питии», если бы не был уверен, что именно этот смысл передал ему Законодатель, которому известно истинное учение. А так как он убежден и осмеливается говорить о смысле чистой и нечистой пищи, то он прибавляет, что исполнять это установление должно не по букве, но по духу, и говорит: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» ( Кол.2:16 ). Итак, ты видишь, как все, что Моисей говорит о пище и питии, Павел, наученный в этом лучше тех, которые гордо именуют себя учителями, называет «тенью будущего» (ср. Кол.2:17 ). Поэтому, как мы сказали, должно нам взойти от этой тени к истине. Это говорит христианин христианам, для которых авторитет апостольского слова должен быть непререкаем. Если кто-то, исполнившись гордости, презрит или отвергнет эти апостольские слова, это его дело. «А мне благо приближаться к Богу» ( Пс.72:28 ) и Господу нашему Иисусу Христу, к Его апостолам и понимать Божественное Писание согласно их преданию. Апостол Петр во время своего пребывания в Иоппии «взошел на верх дома помолиться» (ср. Деян.10:9 ). Я убежден, что о том, что он не захотел молиться внизу, но «взошел на верх», сказано не случайно. Решение взойти «на верх», чтобы помолиться, апостол принял не просто так, но, насколько я могу судить, оно показывает, что Петр, умерший «со Христом» (ср. Рим.6:8 ), помышляет о горнем, где «Христос сидит одесную Отца», а не о земном (ср. Кол.3:1–2 ). Вот Петр и взошел на эту кровлю, на эту вершину, о которой и Господь говорит: «Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего» ( Мф.24:17 ). И для того, чтобы знал ты, что нет ничего подозрительного в том, что Петр «взошел на верх», посмотри, что следует далее, и ты с этим согласишься. Сказано: «Петр взошел на верх дома помолиться, и видит отверстое небо» ( Деян.10:9,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так, напр., молитва возносится духом Еф.6:18 : «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом». Каждый служит Богу духом Рим.1:9 : «свидетель мне Бог , которому служу духом моим». Божественные благодатные дары обращаются к человеческому духу Флп.4:23 : «благодать Господа Иисуса Христа с духом вашим». Ср. 2Тим.4:22 ; Фил. 25 . Печаль иди радость, ощущаемые внутренно тем, кто, возвышаясь над явлениями этого царства, имеет участие в высшем духовном царстве Божием, приписываются духу 1Кор.16:18 : «они мой и ваш дух успокоили», 2Кор.2:13 : «я не имел покоя духу моему», 2Кор.7:13 : «вы все успокоили дух его». Напротив, страдания и удары в жизни человека, даже такие, которые ниспосылаются по воле Божией, относятся к плоти. 1Кор.7:28 : «таковые будут иметь скорби по плоти», 2Кор.7:5 : «когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакою покоя», или вместо «плоть» употребляется слово «душа» Рим.2:9 : «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое». Однако, может быть, необходимо еще и здесь в заключении вновь отметить: даже во время проявления этой свободы внутреннего существа при обращении с высшим миром, остается оно связанным нормальным образом с плотью. Яснее это может быть выражено так: всякая мысль, которую я направляю в молитве к Богу, связана с движением мозга, – всякое чувство, которое наполняет меня во время этой молитвы, связывается с сопровождающими или служащими резонатором функциями плотской телесности. Подобным образом рыба может плыть против течения источника – (высшее проявление ее деятельности в отношении воды), и все же ее движения остаются связанными с водой. С. Психологические замечательные состояния Итак мы рассмотрели в общих чертах существо человека по двум его сторонам – по внешней, телесной и по внутренней душевно-духовной стороне. Остается еще нам рассмотреть в частности замечательные явления и состояния, которые происходят в этом существе и при этом на почве его особенных наличных состояний. Из опыта, который Ап. Павел имел в своей собственной жизни и который доставлялся ему, как проповеднику евангелия, из ежедневного обращения с людьми, ему были известны два состояния человека, которые имеют величайшее значение не только для судьбы человека во времени и вечности, но также и для нас, как психологических наблюдателей. Чрез впадение в первое из этих состояний и далее чрез переход от этого состояния к другому во внутренней жизни человека произошла такая перемена, которая не имеет себе равной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010