А за тем конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу... тогда истребится последний враг – смерть... да будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:22–28 ). Тогда и сама тварь будет освобождена от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:19 ). Следующий предмет христианской надежды есть прежде всего и главным образом будущая жизнь. Но насколько нравственное совершенство достижимо и на земле, предмет надежды есть и настоящая жизнь. Ап. Петр пишет: препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа ( 1Пет.1:13 ). Ап. Павел высказывает надежду, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа ( Фил. 1:6 ). Предметом христианской надежды служат не только нравственные и духовные блага, но и физические или телесные (здоровье, имущество и т.д.), насколько они необходимы для приобретения благ духовных. Сам Господь учит нас молиться о «насущном хлебе». Хотя надежда направлена на будущее время, как вера направлена на прошедшее, но поскольку вера есть в совершившееся в истории откровение Господа Иисуса Христа и искупление Им человеческого рода, а раньше – в сотворение мира от вечности существующим Богом, то сущность христианской надежды состоит в том, что будущее представляется в ней как бы настоящим, теперь совершающимся, – как и существо веры состоит в том, что она прошедшее представляет как бы происходящим в настоящее время. Надежда не была бы истинной и действенной, т.е. исполненной непоколебимой уверенности и вливающей в человека мужество и энергию, если бы она была лишь чистым ожиданием, если бы предмет ее и цель совершенно отсутствовали теперь, т.е. находились лишь в далеком и туманном будущем. Предмет надежды, именно Бог и Христос, в настоящее время, присущи человеку ( Матф. 28:20 ; Еф. 3:20 ; Лук. 1:37 ). Это сообщает христианской надежде не ложность и силу, как не ложен и силен спасти человек Бог (по слову Свящ. Писания. Рим. 3:4 ; 2Тим. 2:13 ; Евр. 10:23 ). Ап. Павел говорит, что мы спасены в надежде ( Рим. 8:24 ). Это выражение указывает, с одной стороны, на то, что спасение наше еще впереди и ожидается нами пока в будущем, а с другой стороны, что это будущее посредством непоколебимой надежды уже как бы существует в настоящем. Для этого указывается и основание, которое заключается в том, что мы уже в настоящее время имеем в себе начаток Духа: имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим. 8:23 ). Отсюда же видим, что надежда может иметь место только в христианстве. Хотя надежда, как и вера, свойственна вообще человеку, но вне христианства нет достаточного основания для надежды. Поэтому апостол называет язычников не имеющими надежды ( 1Фес. 4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Для правильного же понимания слов: «на Тебе надеемся», как и слов «спаси нас», кроме вышесказанного, сектантам нужно взять во внимание и дальнейшие слова приводимой ими церковной песни: «и Тобою молимся». «Тобою», т. е. чрез Тебя молимся Твоему Сыну, молимся Ему чрез Твое ходатайство. Поэтому и слова: «спаси нас» означают: «спаси нас Своим покровом, Своим всесильным заступничеством пред Твоим Сыном, единым Спасителем мира. Мы знаем, что Христос – единый Посредник, единый Ходатай пред Богом Кровиею Своею за грехи всего мира, но за грехи отдельных людей может много ходатаев молитвами. Так, напр., ап. Павел сам благодарил Коринфян за их ходатайство о нем пред Богом об избавлении его от близкой смерти, причем говорит: «надеемся, что и еще избавит (Бог), при содействии и вашей молитве о нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили нас» (2 Kop. 1:9–11). См. Исаия 43:27–28. Фил. 1:3–4 . 1Фес. 5:25 . 2Тим. 1:3 и др.). Что люди могут спасать других людей, видно и из иных мест св. Писания: «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти, говорит ап. Павел, и не спасу ли некоторых из них» ( Рим. 11:14 ). «Для немощных, говорит он, был как немощный,. чтобы приобрести немощных. Для всех я сделал всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:22 ). «Почему ты знаешь, жена, спрашивает Апостол, не спасешь ли мужа»? ( 1Кор. 7:16 ). «Вникай в себя и в учение, пишет он Тимофею; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим 4:16 ). О том, что Приснодева, как Мать, родившая Избавителя мира,. будет спасать людей Своим пред Ним заступничеством, предсказывал еще св. пророк Иеремия: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? – говорит Израильтянам Бог чрез пророка Иеремию. Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» ( Иер. 31:21–22 ). 5) Сектант: Православные чтут Богородицу, называя Ее «благословенною», но в Писании и Иаиль благословенною называется: «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина; между женами в шатрах да будет благословенна» ( Суд. 5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Под апостольством науки разумеется «сохранение установленного Апостолами строя церковной жизни, чем обусловливается неизменность апостольской традиции в учении, богослужении и управлении 28 . Однако такое понимание не является полным; оно относится к внешней, исторически – выявляемой стороне апостольской традиции, но не учитывает ее внутреннего благодатного содержания – духа непоколебимой веры в Бога и жертвенной пастырской любви к людям, побуждавшего Апостолов на проповедь и великие подвиги во имя Христово. Таким образом, Пастырское богословие должно отражать в себе апостольский дух. Святым Апостолам было свойственно самоотречение для славы Божией в спасении других. «Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса Господа; а мы рабы ваши для Иисуса», – пишет Апостол Павел Коринфским христианам ( 2Кор. 4, 5 ). Апостольская молитва была о том, «чтобы Бог дал людям… по богатству славы Своей, крепко утвердиться во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца» их ( Еф. 3,16–17 ), ради чего Апостол пребывал как бы… в муках рождения, доколе не изобразится» в них Христос ( Гал. 4,19 ), и радовался, когда видел это духовное преображение. «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, – пишет он Филиппийцам, – всегда во всякой молитве моей за всех вас, принося с радостию молитву свою за ваше участие в благовествовании» ( Фил. 1,3–5 ). Апостол предостерегал от склонности к формальному проповеданию и принятию учения Христова, говоря, что Бог «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа: потому что буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3, 6 ). И апостольское благовествование, как сказано в Послании к Фессалоникийцам, «было не в слове только, но … и во Святом Духе» (Сол. 1,5). Как бы ни изощрялась человеческая мудрость в христианской проповеди, она, по мысли Апостола, бесплодна, если при этом не будет явления Духа Божия и Его благодатной силы ( 1Кор. 2, 4 ). «Слово ваше, – призывает Апостол, – да бывает всегда во благодати силою растворено» ( Кол. 4,6 ), «в угождении, – как пишет он Фессалоникийцам, – не человекам, но Богу, испытующему сердца ваши» ( 1Сол. 2,4 ). Слово есть божественный дар, предназначенный для блага человечества. Облагодатствованное слово несет в себе духовно-созидательную силу, и это осуществляется, когда целью слова, как учит Апостол, является служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Поистине теперь Исаак распространился, и имя Его возвеличилось по всей земле, ибо Он открыл нам знание о Троице. И если в те времена Бог был ведом лишь «в Иудее», «велико имя Его» было только в Израиле ( Пс.75:2 ), то теперь «по всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18:5 ). Ибо рабы Исаака прошли по всей земле, выкопали колодцы и явили воду живую всем, «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Ибо «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс.23:1 ). Но и каждый из нас, кто служит слову Божьему, копает колодцы и ищет живую воду, которой он обновляет своих слушателей. Поэтому если и я стану размышлять над словами древних и искать в них духовный смысл, если попытаюсь снять покрывало с закона и показать, что в написанном «есть иносказание» ( Гал.4:24 ), то тогда и я поистине буду копать колодцы. Но тут же друзья буквы начнут со злобой обвинять меня и расставлять мне сети, они станут враждовать со мной и травить меня, утверждая, что истина может быть только на земле. Но если мы – рабы Исаака, то давайте возлюбим колодцы и источники воды живой. Удалимся от тех, кто любит спорить и выдвигает злобные обвинения, и оставим их предаваться земле, которую они так любят. Никогда не перестанем копать колодцы воды живой. И, обсуждая то старое, то новое, уподобимся тому евангельскому книжнику, о котором Господь сказал, что он «выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Но если кто-то, наученный в мирских науках, услышит мои наставления, то, возможно, скажет: «То, о чем ты говоришь, принадлежит нам и является знанием нашей науки. Само красноречие, с которым ты рассуждаешь и учишь, – наше». И как какой-нибудь филистимлянин, начнет спорить со мной, говоря: «ты роешь колодец в моей земле». И сочтет себя правым, что считает своим то, что находится в его земле. На это я отвечу, что на всей земле есть вода, но филистимляне, те, кто «мыслят о земном» ( Фил.3:19 ), не знают, как найти воду на всей земле, не знают, как обрести рациональное понимание и подобие Божие в каждой душе, не знают, как во всем открыть то, что может стать верой, благочестием и святостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2Кор.4:16 ) согласно образу Того, Кто сотворил их, чтобы соделаться им «сообразно славному телу Его» ( Фил.3:21 ), но каждый в меру своих способностей. Апостолы преобразились по Его подобию до такой степени, что могли сказать о себе: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Ибо Он уже походатайствовал перед Отцом за Своих учеников, чтобы изначальное подобие было восстановлено в них, когда сказал: «Отче… да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:21–22 ). Так давайте же всегда созерцать тот образ Бога, который мы можем преобразить в Его подобие. Ибо если человек, сотворенный по образу Божьему, вопреки природе воспримет образ дьявола и посредством греха станет подобен ему, то, восприняв образ Бога, по подобию Которого создан, он в гораздо большей мере обретет облик, данный ему от природы Словом и Его силой. И пусть никто не отчаивается, видя, что его образ более походит на дьявольский, чем на Божий, ибо он может снова вернуть себе облик образа Божия, потому что Спаситель «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк.5:32 ). Матфей был мытарем, и, несомненно, образом своим он походил на дьявола, но когда приходит он к образу Бога, Господа нашего и Спасителя, и следует ему, то преображается в подобие образа Бога. Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его (ср. Мф.4:21 ), были рыбаки и «люди некнижные» ( Деян.4:13 ), которые в то время имели большое сходство с дьяволом , однако и они, следуя образу Божьему, соделались подобными Ему и другим апостолам. Павел сам преследовал образ Божий, но, получив способность видеть Его милость и красоту, настолько изменился в своем подобии, что сказал: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» ( 2Кор.13:3 ). 14 . «Мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:27–28 ). В этом отрывке достойно рассмотрения то, как, согласно этим словам, Писание говорит: «мужчину и женщину сотворил их», когда женщина еще не была создана.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Какой удивительный это был момент! Он, Господь вселенной, назвал эту простую женщину по имени. И ей все сразу стало ясно. Она теперь все видела глазами ее воскресшего Господа. И неудивительно, что она потянулась, чтобы прикоснуться к Нему. Бог не просто говорит с нами, но Он называет нас по именам. И это так нехарактерно для современного мира, полного злобы, ненависти и враждебности. Как же всем обрести ту радость, которая наполняет всех, кто любит Его, следует за Ним, кого Он так нежно называет по именам? Только тот, кто познал рабство греха, а также пустоту, которая за этим наступает, может в полной мере ощутить освобождение креста и славу Воскресения. Когда Иисус говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Ин. 14:6 ), Он это говорит так, как не говорил никто другой. Когда Он утверждает: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин. 10:27–28 ), Он говорит это так, как не может никто другой. Библия свидетельствует, что хотя Бог и говорил с людьми через пророков и апостолов, главным образом Он выразил Себя через Сына Своего, Иисуса Христа (см. Послание к Евреям 1:1–2 ). Во второй главе послания к Филиппийцам апостол Павел так сказал об Иисусе: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил. 2:6–11 ). Иисус назвал Марию по имени и сказал: " Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель!» ( Ин. 20:16 ). Писатель Кен Гир рассказывает прелестную историю о маленькой девочке, которая жила возле леса и однажды отправилась погулять и выяснить его тайны. Чем дальше в лес она заходила, тем дремучее этот лес становился, и в конце концов девочка выбилась из сил и не смогла найти дороги назад. Когда стемнело, ее охватил страх. Крики и рыдания отняли у нее остатки сил, и она заснула прямо под деревьями. Друзья, родители и соседи исходили лес в поисках девочки, но с наступлением темноты прервали поиски. На следующее утро ее отец возобновил их и, в конце концов, увидел ее лежащей на траве. Услышав голос отца, она проснулась, вскочила и протянула к нему свои руки. Находясь в объятиях отца, она все время повторяла: «Папочка, я нашла тебя!»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iis...

45, ст. 15). Получив от этой стрелы рану, и невеста говорить в Песни Песней: «я ранена любовью» (Песн. П. гл. 4). И сказал Мне: ты раб Мой Израиль, ибо в Тебе Я прославлюсь. Раб: ибо, будучи образом Божиим, Он благоволил принять образ раба ( Фил. 2 ), и Израиль : ибо Он родился от семени иудейского. А чтобы это нельзя было относить ни к какому другому рабу, то присоединяется: ибо в Тебе Я прославлюсь . Ибо и Сам Он говорит в Евангелии: Отче, прослави имя Твое ( Ин. 12:28 ). Он в псалме говорит к Сыну: Востани слава Моя, востани Псалтирю и гусли ( Пс. 56:9 ), то есть совокупность всех добродетелей. Но когда Отец сказал Мне то, что Я сообщил, то Я ответил Ему: как Ты прославился во Мне, Отче? Ведь Я напрасно трудился и большую часть народа иудейского не мог призвать к Тебе. Говорится же все это для того, чтобы показать, что воля человека свободна. Ибо Богу свойственно призывать, а нам веровать, и если мы не веруем тотчас, то Бог не бессилен, но Он предоставляет свое могущество нашей воле, чтобы получалась награда за расположение к справедливому. Ибо так как они не захотели уверовать в Тебя чрез Меня, то суд Мой у Тебя, потому что Я сделал все то, что должен был сделать им, как Я говорил в Евангелии: Аз прославил Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю ( Ин. 17:4 ), и еще: явих имя Твое человеком (там же ст. 6). И дело Мое или труд и скорбь Моя (ибо это означает πνος) пред Тобою, ибо Он в Евангелии плакал об Иерусалиме (Лк. гл. 19) и в Псалме по причине множества неверующих говорит, что Он как бы напрасно страдал: кая польза в крови Моей, внегда сходити Ми во истление ( Пс. 29:10 ), и вися на кресте Он говорит по еврейскому тексту: далече от спасения Моего словеса плачей Моих ( Пс. 21:1 ). Ст. 5–6. И ныне говорит Господь, образующий Меня от чрева в раба Себе, чтобы Я обратил к Нему Иакова, и Израиль не соберется: и прославился Я в очах Господа, и Бог Мой сделался силою Моею. И сказал Он: мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для обращения остатков Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.( Рим. 10:10–13 ) Мы можем продолжать – более длинный (хотя и неполный) список библейских цитат, указывающих на божество Иисуса приведен, например, в книге Дж.Макдауэлла «Иисус». Но уже ясно, что божество Иисуса – предвечного Сына Божия, воплотившегося и ставшего Человеком – находит себя прочную опору в Священном Писании . Далее мы рассмотрим два недоумения, которые люди часто выражают в связи с учением о Боговоплощении. Первое относится к тем местам Писания, где об Иисусе говорится как о ком-то меньшем и подчиненном по отношению к Отцу, второе – к тому, как библейскоое свидетельство о божестве Иисуса совмещается с библейским же свидетельством о единственности Бога. «Отец мой более Меня» – смиренное послушание Иисуса. Нередко в качестве аргументов против божества Иисуса приводят те слова Писания, в частности, слова самого Иисуса, где Он ставит Себя ниже Отца и показывает Себя смиренным исполнителем Его воли, например: Отец Мой более Меня. (От Иоанна 14:28 ) На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. ( Иоанна 5:19 ) Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог . (1 Коринфянам 11:3) Есть ли у нас основания понимать эти слова как свидетельство того, что Сын по природе ниже Отца? Нет. Дело в том, что в Писании смиренное послушание вовсе не является свидетельством некой «низшести по природе». Рассмотрим, например, приведенный здесь отрывок: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог . ( 1Кор. 11:3 ) Муж является главой жены, и она должна оказывать ему смиренное послушание. Значит ли это, что жена – существо низшее по природе по отношению к мужу? Ничего подобного, она такой же человек сотворенное существо, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание – не свидетельство «низшести», но проявление любви и смирения. Подобно и в другом месте Апостол говорит: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя ( Фил. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Итак нам, которые жили на севере и утратили пылкую ревность к Господу, и рассеяны по [всему] кругу земному, и о которых Евангелие проповедует, что пошлет Господь ангелов Своих на четыре страны [или ветра] ( Мк.13:27 ) и соберет нас, вращавшихся в пороках и смятении века сего, повелевается бежать в Сион, [т.е.] Церковь Господню, и твердо стоять на страже и на высоте её догматов, оставляя низменное. Следующие затем слова: Сие говорит Господь воинств: за славою послал меня и проч., вводят [в речь пророка] голос говорящего Спасителя. Он, – Бог всемогущий, – говорит, что послан Отцом всемогущим, не в том, отношении что Он всемогущ, а в том, что Он послан за славою. Так как Он был во образе Божием, то не почитал хищением того, что Он равен Богу, но уничижил Себя Самого, принимая образ раба, и был в повиновении у Отца даже до смерти, и смерти крестной ( Фил.2:6–8 ). Не удивительно, что Христос называется всемогущим, от лица Которого мы читаем в Откровении Иоанна: Сие говорит свидетель верный, начаток твари Божией, Который есть и был, и имеет придти, Господь Бог всемогущий ( Апок.1:4–5 ). Также и то, что мы читаем в псалме двадцать третьем: Князи, поднимите врата ваши, и возвысьтесь, врата вечные, и войдет Царь славы ( Пс.23:9 ), как и сказанное другими ангелами людям, не знающим тайны принятия плоти [или: воплощения]: Кто есть сей Царь славы? Сам Господь сил есть Царь славы ( Пс.23:10 ) относится ко Христу, ибо там, где мы читаем Господь сил, в Еврейском написано sabaoth ( ), переводимое у LXX толковников словом: всемогущий. Из этого мы уразумеваем, что там, где о Христе говорится: Господь сил, должно признавать Его всемогущим. Не должно удивляться тому, что всемогущим называется Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ) и Который говорит: Все, что принадлежит Отцу, есть Мое ( Ин.17:10 ). А если все, т. е. Бог от Бога, Господь от Господа, Свет от Света, то от Всемогущего и Всемогущий. Действительно, ведь не может быть, чтобы была различна слава тех, природа которых одна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Равным образом и ап.Павел не говорит, что мы принимаем в причащение обыкновенные хле6 и вино и лишь для воспоминания и смерти Христовой, а учит: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли прибщение Тела Христова? ( 1Кор. 10:16 ), причем далее поясняет: «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Если бы верующие принимали в евхаристии простые хлеб и вино, то хлебов должно бы быть столько, сколько совершалось преломлений; между тем, по словам апостола, все христиане причащаются от одного хлеба. Очевидно, в причащении подается верующим всегда один и тот же хлеб «небесный», «живый», «хлеб жизни» ( Ин. 6:33, 35, 51 ), т. е. воплотившийся единородный Сын Божий. В 11 гл. 1 Кор. апостол говорит: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (ст. 27, 29 – 30). Эти слова ясно показывают, что, по мысли апостола, освященные на евхаристии хлеб и вино представляют собой нечто необычайное, святое, а потому недостойное отношение к ним влечет за собой осуждение, а для некоторых, напр., Коринфян, сопровождалось болезнями и даже смертью. Правда, ап. Павел называет предлагаемое на евхаристии тело Христово «хлебом», но потому, с одной стороны, что оно таким представляется нашим внешним чувствам (на таком же основании в Св. Писании ангелы называются мужами – Быт. 19:5, 8 ), а с другой – потому, что служит для христиан сверхъестественной пищей ( Ин. 6:55 ), в Св. же Писании всякого рода пища называется хлебом. 584 Притом же хлеб и вино, претворенные на евхаристии в тело и кровь Христовы, не только сохраняют свойственный им вид, но и подвергаются всем свойственным им переменам, подобно тому, как и Христос, будучи Богом, вполне сохранял вид человека ( Фил. 2:7 ; Мф. 13:55, 56 ) и испытывал телесные нужды и состояния, напр., голод ( Лк. 4:2 ), жажду ( Ин. 19:28 ), сон ( Лк. 8:23–24 ) и боль ( Лк. 22:44 ; Мф. 27:46). 585

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010