Если мы будем делать это, то получим неизреченные сокровища от Бога, т.е., если будем не только слушать, но и делать, не только одоб­рять, но и показывать на деле. Да сподобимся их все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   33. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ " Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий " (Евр. 12:28-29).   1. Как в другом месте (апостол) говорит: " … видимое временно, а невидимое вечно " (2 Кор. 4:18), и отсюда заимствует утешение в бедствиях, которым мы подвергаемся в настоящей жизни, так точно он поступает и здесь, и гово­рит: " … будем хранить благодать … " , т.е. будем благодарить Бога, будем твердыми. Мы должны не только не роптать в настоящих бедствиях, но и воздавать Богу величайшую благодарность за них ради благ будущих. " … Которою будем служить благоугодно Богу … " , т.е., тогда мы и служим благоугодно Богу, когда за всё благодарим Его. " Все делайте " , - говорит, - " без ропота и сомнения " (Фил. 2:14). Какие бы дела ни совершал человек ропщущий, он уни­жается и теряет награду, подобно израильтянам, - а вы знаете, какому подверглись они наказанию за ропот. Потому не роп­щите, говорит (апостол). Невозможно служить благоугодно (Богу), не воздавая Ему благодарности за всё - и за искушения, и за утешения. " … С благоговением и страхом … " , т.е., не будем говорить ничего дерзкого, ничего безстыдного, но станем благоустроять себя так, чтобы заслужить уважение; это и значат слова: " … с благоговением и страхом … Братолюбие [между вами] да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам " (13:1-2). Смотри, как (апостол) заповедует им хранить то, что уже было у них, и не прибавляет ничего другого; он не сказал: будьте братолюбивы, но: " Братолюбие [между вами] да пребывает " ; не сказал: будьте страннолюбивы, как будто они не были такими, но: " Страннолюбия не забывайте … " , - потому что это могло слу­читься от скорбей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но таковы ли мы, живущие в конце века сего? Будет время, – писал апостол Павел, – когда люди здравого учения принимать не будут и от истины отвратят слух, и к басням уклонятся ( 2Тим.4:3, 4 ). Не таковы ли мы ныне и есть? Не то ли самое время и настало ныне, в которое даже и учат книжному чтению детей не иначе, как по басням? Вымыслов человеческих ненавижу, – говорил пред Богом пророк Давид, – а закон Твой люблю ( Пс.118:113 ). У тех же, которые поставлены в руководители детей и презрели премудрость, сходящую свыше, все делается напротив: они предпочитают ей басни, речи и сказки про зайчиков, думая, что этими выдумками малоумных людей можно скорее человека облагородить. И не разумеют невежды, что эта образованность есть мерзость пред Богом, и вся их мудрость есть не более, как земная душевная, бесовская ( Иак.3:15 ), как говорит Писание. Зато и далеко от нечестивых спасение, как сказано, ибо они уставов Господних не держатся (Ср. Пс.118:155 ). Господь сказал: блажени слышащии слово Божие и хранящии его ( Лк.11:28 ). А посему должно признавать, что окаянны, – мерзки, противны Богу все те, которые не слушают, или и слушают, да не хранят в сердце своем слов Господних. А потому и горе, горе тем, которые забывают Бога и не размышляют о законе Вышнего! Вот еще что говорит нам совершенная истина: если кто из вас думает, что он благочестив, а не обуздывает языка своего, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ), – он вовсе не из числа благомыслящих, благоразумных людей. Ибо муж мудрый водит безмолвие, как сказано; а если и говорит, то не иное, как, по слову апостола Павла, что только истинно, что боголюбезно, что только добродетель ( Фил.4:8 ). О том только, что Богу угодно, говорит благоразумный; тогда как безумный умножает словеса ( Екл.10:14 ), заводит пустые речи и толкует о делах своих или о делах своего соседа. И оттого во всех помыслах его нет Бога, нет страха Божия в сердце его, – во всякое время пути его гибельны; ибо судьбы Господни далеки от него. Таков вот род забывающих Бога! И за то путь нечестивых, как сказано, погибнет; гнев Господень поглотит их и пожрет их огнь ( Пс.1:6; 20:10 ). Напротив же, блаженны те, которые ходят в законе Господнем, которые хранят в своем сердце откровения Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Не напрасно же Господь назвал ведения Божией истины сокровищем, скрытым в поле, о котором когда узнает человек, то от радости о нем, идет и продает все, что имеет, и покупает поле то ( Мф.13:44 ). Такой человек говорит: все почитаю тщетным ради превосходства познания Христа Иисуса Господа моего. Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа ( Фил.3:8 ). Блажен тот человек которого просвещает свет Христов: он познает Господа Иисуса как истинного Бога Спасителя своего и, – чуждый всех земных печалей, – радуется о Нем радостию неизглаголанною и преславною ( 1Пет.1:8 ). Люди более возлюбили тьму, нежели свет ( Ин.3:19 ). Знаешь Священные писания, – писал апостол Павел Тимофею, – которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и сам спасешься, и послушающии тебя ( 2Тим.3:15 ; 1Тим.4:16 ). Так и пророк Давид поступал: зри, как я люблю повеления Твои ( Пс.118:159 ), – взывал он пред Богом – очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:148 ). Так поступать надлежит всякому, кто хочет прийти в разум истины и спастись. «Но я человек темный, – говорит тот, кто еще не в разуме, – читать я не умею». И тебе подает совет Писание богодухновенное, оно говорит: аще узриши разумна, утренюй к нему и ступени дверей его да трет нога твоя. Аще возлюбиши слушати, приимеши ведение и премудр будеши а иже ходит с премудростию, спасется ( Сир.6:34, 35 ; Прит.28:26 ). Но так как премудрость, по слову истины, не многим есть явна ( Сир.6:23 ); ибо она в злохудожную душу не входит, (в душу, помышляющую о земном), – то потому и говорит еще Писание: советницы же твои да будут един от тысящ ( Сир.6:6 ). Чтобы не сбылось над тобою слово: слепец слепца ведет, – оба в яму падут, чтобы этого не случилось и с тобою, нужно быть весьма осторожным в выборе руководителя ко спасению. Василий Великий говорит, чтобы «в собственных делах имел он свидетельство любви к Богу, был сведущ в Божественном Писании, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, силен в назидании сближающихся с ним». А таковым быть может разве только тот, кто любит закон Господень; ибо только один – бойся Бога, как сказано, и держайся закона Его, постигнет премудрость ( Сир.15:1 ). Таков и был Давид, который пред Богом говорил: трепещет от страха Твоего плоть моя; судов Твоих я боюсь ( Пс.118:120 ). Мудр ли кто и разумен из вас, – говорит апостол Иаков, – докажи это на самом деле добрым поведением, с мудрою кротостью ( Иак.3:13 ). По его замечанию, такой должен быть чист жизнью, мирен со всеми, скромен, покорен всякому человеку, исполнен милосердия ко всем людям, беспристрастен ко всему земному (Ср. Иак.3:17 ). А таких мало, особенно в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Напротив того, точно знаем, что оно, как служит очищением грехов и сообщает дар Святого Духа, так бывает и верным изображением Христовых страданий. Поэтому-то и Павел, недавно взывая, сказал: «Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим. 6, 3. 4 ). Сказал же он это полагавшим, что хотя крещение сообщает нам отпущение грехов и сыноположение, но не имеет еще общения в истинных страданиях Христовых чрез уподобление. 7. Поэтому да познаем, что все, что ни претерпел Христос, пострадал Он ради нас и нашего ради спасения на самом деле, а не в привидении, и мы делаемся причастниками Его страданий. Павел весьма определенно воскликнул: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим. 6:5 ). Прекрасно сказано «снасаждени» (соединены), ибо здесь насаждена истинная виноградная Лоза, и мы приобщением крещения смерти соделались снасажденными с Нею. Со всяким вниманием обрати ум свой на слова Апостола. Не сказал «соединены смертию», но «подобием смерти». Ибо во Христе истинная была смерть, душа Его действительно разлучилась с телом, и погребение было истинное, потому что и тело Его повито было чистою плащаницею, и все, происходившее с Ним, было истинно. Но в нас смерти и страданий одно подобие; спасения же не подобие, а – самая действительность. Достаточно научившись сему, прошу вас, содержите это в памяти, чтобы мне недостойному сказать о вас: люблю вас, «что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Силен же есть Бог, представивший вас, «яко от мертвых живых», даровать вам, да и вы «во обновлении жизни ходите». Ему слава и держава ныне и во веки! Аминь! 3-е тайнодейственное слово о миропомазании Чтение из 1-го соборного Иоаннова послания, начинающегося словами: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знайте все... и не постыдится пред Ним в пришествие Его» ( Иоан. 2; 20–28 ). 1. Во Христа крестившись и во Христа облекшись ( Гал. 3:27 ), соделались вы «сообразными» Сыну Божию ( Римл. 8:29 ), потому что Бог, предопределивший нас «в усыновление» ( Еф. 1:5 ), соделал «сообразными телу славы» Христовой ( Фил. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

33. После же святого и спасительного дня Пасхи, и именно с понедельника в последующие дни седмицы, ежедневно по окончании службы Божией, приходя на сие святое место, если благоизволит Бог, будете слушать иные огласительные слова и в них снова объяснены вам будут причины каждого совершаемого действия, представлены доказательства на это из Ветхого Завета. Сказано же будет сперва о том, что совершается пред самым крещением, а после этого, как Господь очистил вас «банею водною посредством слова» ( Еф. 5:26 ), как священнодейственно соделались вы общниками в имени Христовом, и как дана вам печать общения Святого Духа. И о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, приявших начало здесь, услышите, что передают о них Божественные Писания, какая их сила, и как надобно приступать к ним, когда и как принимать их. А на конец всего, если соблаговолит Бог, сказано будет, как в последующее время должно вам вести себя достойно благодати, чтобы все вы могли насладиться вечною жизнию. 34. «Впрочем, братия, радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь» ( Фил. 3, 1; 4:4 ), «потому что приблизилось избавление ваше» ( Лук. 21:28 ), и спасения вашего ожидает небесное ангельское воинство. Слышится уже и «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» ( Мф. 3:3 ). И Пророк взывает: «Жаждущие! идите все к водам» ( Ис. 55:1 ); и вслед за этим: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится» (2). И вскоре услышите чтение, в котором изрекается благая весть: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой» ( Ис. 60:1 ). Об этом Иерусалиме Пророк сказал: «тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная» ( Ис. 1:26 ), потому что «от Сиона выйдет закон и слава Господня из Иерусалима» (2:3); отсюда одождило оно целую вселенную. Этому Иерусалиму Пророк говорит о вас: «Возведи очи твои и посмотри вокруг, все они собираются, идут к тебе» ( Ис. 60:4 ). И он ответствует, говоря: «Кто это летят, как облака и как голуби к голубятням своим» (8)? Они – «облаки», потому что духовны; голуби – потому что простосердечны. И еще: «Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться – родил сынов своих» (66:8). Все исполнится и неизглаголанной радости, потому что Господь сказал: «ибо вот Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (65:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

По сходству с тем, что мы сказали выше о необходимости обрезания ушей, уст, сердца и крайней плоти, возможно, нужно обрезать и наши руки и ноги, и зрение, и обоняние, и осязание. Ибо так как Божий человек может быть совершенен во всем (ср. 2Тим.3:17 ), все его члены должны быть обрезаны: руки – от воровства и хищения, от убийства, и простираться только для служения Богу. Ноги должны быть обрезаны, чтобы не спешили они «на пролитие крови» ( Ис.59:7 ) и не ходили «на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ), но чтобы они могли следовать по путям, указанным заповедями Божьими. Пусть и глаза наши будут обрезаны, чтобы не взирали они с жадностью на принадлежащее другому, чтобы не смотрели «на женщину с вожделением» ( Мф.5:28 ), ибо необрезан глазами тот, чей взор с любопытством и похотью блуждает по женским очертаниям. Также если кто-либо ест или пьет, как предписывает апостол Павел: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божью» ( 1Кор.10:31 ), то вкус этого человека обрезан; и я бы сказал, что вкус того человека необрезан, чей «бог – чрево» ( Фил.3:19 ) и кто услаждается вкусом еды и питья. Если кто-то обрел «Христово благоухание» ( 2Кор.2:15 ), ищет это благоухание в делах милосердия, его обоняние обрезано. Но о том, кто ищет насладиться «лучшими ароматами» ( Песн.4:14 ), должно сказать, что его обоняние необрезано. Так, можно сказать, что каждый из членов нашего тела обрезан, если служит соблюдению Божьих заповедей. Но если они услаждаются сверх установленных для них Божьих законов, то они считаются необрезанными. И я думаю, что это и имел в виду апостол Павел, когда сказал: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» ( Рим.6:19 ). Ибо когда ваши члены служили беззаконию, они не были обрезаны, и не было Божьего завета в них. Но как только стали служить они «праведности на дела святые», обещание, данное Аврааму, исполнилось в них. Ибо тогда закон Бога и Его завет запечатлелись в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Откр.1:17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся. Этого явления, этого Божественного света, исходящего от лика Христа, Иоанн не вынес. Он пал, как мертвый. И Он – Христос – положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся . Господь утешает Иоанна, падшего к Его ногам: не бойся! О, дивные слова Господни! Как часто говорит Он: не бойся, Я – Господь. Я не тот, который пришел убить, уничтожить тебя. Нет. Я пришел утешить тебя. И свет, исходящий от Меня, огненный пламень очей – все это не попалит тебя, а просветит. Не бойся! Дальше Христос говорит о Себе: Откр.1:18 Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Был мертв . Господь напоминает Голгофу, напоминает Крест, напоминает Свой Гроб. Он был мертв. И се, жив – Светлое Воскресение Христово, Пасха! И не только ожил Он на время, но – жив во веки веков – вечно. Аминь – истинно сие. И имею ключи ада и смерти . До Голгофы все люди, и праведные и неправедные, уходили в преисподнюю, в ад. Но вот сошел в преисподнюю Сам Христос. Пленил плен. Связал сатану. Распявшись, Крестом побеждает Он лукавого, лишает его всякой силы, забирает у него ключи ада и смерти и держит их в Своих руках. Смерть пронзила Его Пречистые Руки, теперь Руки Его держат ключи смерти, теперь никто не может умереть и попасть в ад, если не ввергнет его туда Христос, праведный Судия. Это страшно для нечестивых, не принимающих Христа. Они не захотели войти ко Христу через врата узкие, и Он некогда широко распахнет для них врата иные, ужасные, ведущие в ад. Но в этом и великое утешение для христиан. Мы должны бояться делать грех, но не должны бояться дьявола. Он не ввергнет верующих в ад, ибо ключи ада и смерти в руках Спасителя. Хотя сама смерть и от лукавого – «Он был человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ), но никто не умрет, не будучи предназначен на то Христом, и для верующего смерть – приобретение ( Фил. 1:21 ). Поэтому Христос и говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (это слуги дьявола – Г. Ф.); а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (то есть Христа – Г. Ф.)» ( Мф. 10:28 ). Ключи от врат райских и от врат ада в руках Христа, Победителя смерти, живущего во век. Он и Спаситель, Он и Судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сын Божий и Бог уничижил Себя Самого, став человеком и приняв смерть ради нашего спасения — это то, что богословы называют «кенозис», самоумаление Сына Божиего ради нашего спасения. Как говорит Афанасьевский Символ веры, «В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом. Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе». Но в Евангелии много мест, где Иисус ставит Себя ниже Отца — например, «Отец Мой более Меня» (От Ин 14:28) Действительно, мест Писания, где Иисус показывает Себя смиренным исполнителем воли Отца, немало, например: На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин 5:19). Бог назван также «главой» Христа: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог (1 Кор 11:3). Говорит ли это о том, что Сын по природе ниже Отца? Нет. В Писании смиренное послушание вовсе не обязательно указывает на кого-то по природе низшего. В уже приведенном отрывке из послания к Коринфянам, Муж является главой жены. Значит ли это, что жена — ниже по природе? Нет, конечно, она такой же человек, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание говорит не о какой-то другой, и при этом низшей, природе. Это, напротив, проявление добровольной любви и смирения. Также Апостол говорит, обращаясь ко всем Христианам: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил. 2:3). Христианин должен почитать брата большим себя. Признает ли он себя принципиально, по природе низшим? Нет, конечно. Он призван поступать так из любви и смирения, будучи равным, ставить на первое место другого, не предпочитать себя. Итак, послушание вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного.

http://foma.ru/kak-iisus-hristos-mozhet-...

Нужно к тому же помнить о мученической жизни святого Игнатия, которая так пылко и резко сказалась в его Послании к Римлянам, отправленном вперед с дороги. Осужденный уже в Антиохии, святой Игнатий для свершения казни отправляется в Рим. Не потому, что он был, подобно апостолу Павлу, римским гражданином, — этому противоречит определенный ему род наказания — жертва диким зверям. И Павел был послан в Рим не на казнь, но на суд, на суд Кесаря. А Игнатий путешествует уже как осужденный. Этот длинный путь на казнь из Антиохии в Рим для рядового «преступника», каким в глазах властей несомненно и был святой Игнатий, кажется на первый взгляд неожиданным и неправдоподобным. Между тем, это бесспорный исторический и очень характерный факт. Мы знаем из римских историков о множестве несчастных, подвергавшихся смерти на аренах в играх с дикими зверями. По описанию Диона Кассия, в 106 году, по случаю победы над даками, игры длились 123 дня, и в них погибло 10 000 гладиаторов. Для этих игр осужденных привозили из провинции — об этом порядке прямо свидетельствует знаменитый римский юрист Модестин. Не должна вызывать сомнения и относительная свобода, которою пользовался святой Игнатий во время путешествия. Узы апостола Павла не мешали его проповедническому служению, в Риме он « принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30–31), и, по его собственному признанию, «обстоятельства …послужили к большему успеху благовествования … и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие» (Фил. 1:12,14,след.). Из замечательных мученических Деяний Перепетуи и Фелицитаты мы знаем, что Перепетуе и Сатуру было дозволено из темницы написать рассказ о их страданиях, что путем подкупа стражи удалось на время улучшить их содержание и что начальник стражи допускал к ним в темницу «многих братьев». О таком же положении мы узнаем для III века из писем святого Киприана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

      Она, и только Она одна, Истинная Церковь – Непогрешима, потому что в Ней пребывает до скончания века Глава Ее – Сам Господь Иисус Христос (Мф. 28, 20), вдохновляет Ее и руководит Ею Дух Святый (Ин. 14, 16-17).       Это утверждение наше не голословно, ибо основано на ясном учении Слова Божия: " Церковь Бога Живого – Столп и утверждение Истины " (1 Тим. 3,15), – так говорит великий Павел, Апостол языков.       Кто лжет или впадает в заблуждение, тот невидимым Судом Божиим тотчас же отсекается от Тела Церкви, отпадает от Нее, тем самым теряя надежду спасения, и может опять воссоединиться с Нею только чрез искреннее покаяние.       Никакая ложь оттого не свойственна Церкви, не терпима в Ней. Не может быть поэтому в Ней ни разномыслия, ни разногласия, ни разделений.       Об этом ясно говорит св. Апостол Павел, наставляя первых христиан:       " Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них " (Рим. 16,17).       " Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию " (Фил. 2, 2-3).       Как же выглядит теперь столь модное ныне движение " экуменизма " , с точки зрения такого вполне ясного и категоричного учения Слова Божия? Не есть ли оно – сплошная ложь, несвойственная истинной Церкви и нетерпимая в Ней?       Требуя от христиан полного единомыслия и единодушия в своей среде, Слово Божие столь же ясно и категорично говорит о том, как истинные христиане должны относиться к искажающим истинное учение Церкви лжеучителям-еретикам:       " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся " (Тит. 3, 10).       Так ли поступают современные " христиане " – или они " стыдятся " требований Слова Божия, как " устарелых " , " отставших от века " , недостаточно " прогрессивных " ?       Вот почему лгут на Истину все эти " экуменисты " и всякого рода современные " объединители " , стремящиеся соединить несоединимое: Правду с беззаконием, Свет со тьмою, Христа с велиаром, вернаго с неверным (2 Кор. 6, 14-15).

http://zavet.ru/averk.htm

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010