Получив весть о том, митрополит Филофей в 1705 г. отправил в Камчатку миссионером прибывшего с ним из Киева архимандрита Мартиниана. Неизвестно, сколько именно времени трудился Мартиниан на указанном поприще, известно только, что в 1711 г. он был еще в Камчатке и что там близ Нижне-Камчатска устроил Успенскую пустынь. По следам Мартиниана пошел постригшийся в Камчатке в 1717 г. из казаков монах Игнатий Козаревский; в Успенской пустыне или на заимке Якутского монастыря он устроил на собственный счет богадельню для престарелых и увечных прежних своих сподвижников и молитвенный дом; при разных случаях крестил камчадалов, а чрез три года (1720) выбыл оттуда в Якутск, потом в Тобольск и Москву с разными своими проектами. Был ли успех проповеди камчадалам, принесенной архимандритом Мартинианом и монахом Игнатием? Еще в 1713 г. одна из часовен, устроенных казаками, именно в Нижне-Камчатске, обращена была в церковь ; при ней были священники, а в Успенской пустыни иеромонахи; тут было даже заказное духовное правление; а в 1740 г. в Камчатке существовали уже четыре церкви. При всем том все эти места и лица священные существовали почти исключительно для русских, или в надежде на будущее: ибо Крашенинников, живший в Камчатке в 1736–1740 гг., в своем описании камчатской земли прямо говорит, что при нем крещеных камчадалов не было и 100 чел., но в безуспешности Филофеевой миссии в Камчатке были виновны не миссионеры, а грубые и безнравственные покорители Камчатки, казаки и бунтовавшие камчадалы. В конце 1706 г. государь Петр I указом своим повелевал: а) или самому митрополиту Филофею или назначенным от него монахам и священникам ехать к остякам и вогуличам с проповедью евангельской; б) все кумиры и кумирницы, где только будут найдены, сожигать и истреблять и на их местах строить церкви, часовни и ставить иконы; в) самих остяков и вогулов от мала до велика крестить; г) тем из них, которые пожелают креститься, сложить все прежних годов (по ясаку) недоимки и выдавать из казны кафтаны, рубашки и хлеб по рассмотрению; д) митрополиту или другим духовным лицам, которые отправятся для крещения, требовать от гражданского начальства – летом судов, а зимой подвод, проводников, толмачей и обороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Приятнейшим долгом поставляю приветствовать Ваше Высокопреосвященство с приближающимися праздниками Рождества Христова и нового года с душевным и искренним желанием Вам всевозможных благ от Господа ко —180— 1886 г. благоденствию вашему и богохранимой вашей паствы. Поздравляю Вас и с новым викарием. Да пребудет он верным и непостыдным сотрудником вашим во всех делах управления ко благу св. Церкви. О преосвященном Геннадии я очень мало имел сведений, как студенте Киевской дух. академии. Он был моложе меня одним курсом. 3943 По Костроме я знал его, как уже викария 3944 , где многие не любили его за неприличную архиерею простоту, которою он вредил более самому себе, чем другим. О нетрезвости его мало было слышно. Полезно было­ бы для Желтикова монастыря иметь благоразумного казначея, который по временам пользовался бы вашими советами относительно управления Желтиковым монастырем. Собрания мнений и отзывов Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета я имею у себя три больших тома, коими и пользуюсь с благодарностию Вам». На письмо это я отвечал 11-го января: «Усерднейше благодарю Вас за братские приветствия и с праздником, и с новым годом, и с новым викарием. Простите, что я умедлил взаимным поздравлением Вашей Святыни. У меня из ума не выходят письма митрополита Филарета к митрополиту Филофею. Быть не может, чтоб они с умыслом были истреблены; они непременно у кого­-нибудь в руках. Нет ­ли в вашей епархии, кроме священника Успенского, других более или менее близких родственников покойного Владыки Филофея? Нельзя ли об этом наведаться чрез того­ же о. Успенского? Я готов предложить тому, у кого обретутся искомые мною письма, приличное денежное за них вознаграждение, подобно тому, как я приобрел за мзду письма Филарета к А.П. Ахматову. Окончивши, с Божией помощью, труд по приготовлению к печати официальных бумаг Святителя Филарета, я приступаю теперь к изданию частных его писем к разным лицам, в том числе к некоторым из Высо­чайших Особ. О письмах к последним доведено было мною чрез К.П. Победоносцева до Высочайшего сведения

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—128— 1886 г. одном Преосвященном, просившемся в Ковну, я, не имея еще вашего на мою просьбу отзыва, ответил Константину Петровичу, что я желал бы, чтобы в Ковне был Преосвященный Антонин, присовокупив: «если на это последует согласие Владыки Тверского». – Простите, Владыко Святой, мою невольную погрешность. Что касается возражения Вашего Высокопреосвященства, будто для Преосвященного Антонина уже поздно перемещаться опять в викарии; – то в этом отношении имею честь доложить Вашему Высокопреосвященству, что положение здешних викариев совершенно особенное. Это – почти самостоятельные архиереи каждый в своей губернии со всеми почестями епархиального Архиерея только без его ответственности и в добавок с хорошим содержанием (4.000 р.). В такие викарии я пошел бы сейчас обеими ногами: чести много, дела мало. Преосвященный Антонин, если ­бы был, принес бы много пользы месту и делу. – Сопротивление Вашего Высокопреосвященства показывает, как верно мое мнение и предположение. Бывшие у преподавателя здешней семинарии Неофита Михайловича Богородского письма владыки Филарета к Владыке Филофею доставлены им мне для предоставления Вашему Высокопреосвященству при следующих желаниях его: 1) в издании не благоволено­ ли будет отметить, от кого доставлены, 2) не благоволено­ ли будет доставившему подарить несколько экземпляров, 3) подлинник не благоволено ­ли будет, по миновании надобности, передать в Московскую Епархиальную библиотеку к подобным. У г. Богородского только половина писем владыки Филарета; другая же находится у священника Ярославской епархии Даниловского уезда, села Бабурина, Иоанна Николаевича Успенского. При содействии высокопреосвященнейшего Ионафана она может быть доставлена Вашему Высокопреосвященству. Смиреннейше испрашивая себе архипастырского благословения и святительских молитв, с глубочайшим почитанием и совершеннейшею преданностью имею честь пребыть, Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайшим послушником …». (Продолжение следует). Отчет Братства Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской Духовной Академии за 1906 г.//Богословский вестник 1907. Т.З. 9. С. 1–58 (4-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15/27 февраля 1878 года за 256 Синод, заслушав дело об акафисте св. равноапостольному князю Владимиру, признал возможным разрешить напечатать сей акафист. Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету с приложением рукописи был послан 9 марта 1878 года за 593 212 . 61 Акафист св. Арсению, епископу Тверскому, чудотворцу 20 августа 1876 года настоятель Тверского Успенского Желтикова монастыря архимандрит Иосиф представил в Санкт-Петербургский комитет для цензуры духовных книг рукописный акафист св. Арсению, епископу Тверскому, с прошением о разрешении его к напечатанию. В прошении сообщалось, что означенный акафист был представляем высокопреосвященному Филофею, митрополиту Киевскому и Галицкому, в бытность его архиепископом Тверским, которым дозволено было представить его в цензурный комитет. 27 января 1878 года цензор архимандрит Иосиф доложил в комитет запиской об акафисте свт. Арсению: «Акафист св. Арсению, Тверскому чудотворцу, составлен согласно с историческими обстоятельствами его жизни и сообразно с требованиями богослужебных творений, отличается духом христианского благоговения и спасительного умиления, а потому с пользой может быть одобрен к напечатанию». Как на побуждение к изданию акафиста архимандрит Иосиф указывал на то, что «потребность в этом акафисте вызывается желанием многих тверских и нетверских богомольцев слушать молебны святителю Арсению с акафистом по примеру других многих угодников Божиих отечественной Церкви, которым имеются печатные акафисты». Того же 27 января 1878 года за 68 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет составил в Святейший Синод донесение об этом акафисте с одобрительным отзывом о нем. Синод от 8 февраля 1878 года за 200 определил: препроводить рукопись к преосвященному Феогносту, епископу Подольскому, с тем чтобы с возвращением рукописи представлено было заключение о достоинстве ее и о возможности или неудобстве дозволить напечатать оную. Преосвященный Феогност 9 марта того же года за 41 донес Святейшему Синоду, что прочитанный и исправленный им по местам акафист св. Арсению, епископу Тверскому, он находит и по мыслям, и по изложению достойным напечатания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

15 апреля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «С сим спасительным именем и благовестием взаимно подаю Вам, Отец Наместник, целование радости, мира и любви, такожде и братии святыя обители, от старейшего до юнейшего. Все, по благодати чада Отца Небесного с детскою простотою да объемлем друг друга, подобно детям еврейским, взывая к воскресшему Господу: о Господи, спаси, о Господи, споспеши всех и каждого благоугождению пред Тобою и спасению» (Письма преподобному Антонию. С. 296. 372). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «На француза Вы, Отец Наместник, кажется, довольно прогневались, да и меня едва ли не подозреваете в том, что я сложился с помыслами француза. Но я Вам сказал, что одно из его обвинений может иногда оказаться не совсем неосновательным, именно что в праздник иногда поют с излишним вниманием к искусству и потому с ущербом внутреннего внимания. Сие однажды случилось мне заметить в пении славословия в праздник в сравнении с пением того же славословия на полупраздничной всенощной дня Полтавской победы» (Письма преподобному Антонию. С. 296. 373). 16 апреля. Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Не дал я Вам ответа о Вениаминове; потому что трудно поставить решительную мысль. Как его дали нам посторонние: то, может быть, не худо было бы Вам с довольною откровенностию написать о нем к директору духовно-учебнаго управления» (Письма. 1888. С. 142). 17 апреля. Служение литургии и молебна в Чудовом монастыре в день рождения наследника престола. Проповедь произнесена протоиереем Казанского собора Сергием Алексеевым (МВ. 1843. 47. с. 277). Донесение Св. Синоду о представлении митрополита иллиопольского Неофита Св. Синоду для получения книги для вписания приношений в пользу Антиохийской Церкви: «Как по братолюбию, так и по уважению необычнаго для преосвященнаго Неофита положения, в новом и неизвестном круге людей, я долгом поставляю не отречься от возлагаемаго им на меня посредничества и потому о вышеизложенных просьбах его благопочтительнейше доношу Святейшему Синоду на милостивое усмотрение и разрешение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 175. 9951).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

23 нояб. 1941 г. в Жировицком монастыре состоялась хиротония архим. Филофея (Нарко) во епископа Слуцкого, викария митрополичьей М. е. 30 нояб. 1941 г. митр. Пантелеимон и еп. Филофей прибыли в Минск, к-рый стал резиденцией митрополита. В первую очередь архиереи занялись ремонтом минских храмов. Для этого были организованы церковные комитеты, деятельность к-рых взял под свою опеку еп. Филофей. 3-9 марта 1942 г. в Минске под председательством митр. Пантелеимона состоялся Собор епископов, в к-ром участвовали Брестский еп. Венедикт (Бобковский) и еп. Филофей (Нарко). С правом совещательного голоса на Соборе присутствовал архим. Афанасий (Мартос) , 8 марта 1942 г. рукоположенный во епископа Витебского и Полоцкого. По решению Собора Гродненская епархия (территория к-рой вошла в состав Вост. Пруссии) была объявлена автономной. Туда был назначен еп. Венедикт (Бобковский) с титулом «Белостокский и Гродненский». В Вост. Белоруссии были учреждены епархии с центрами в Минске, Могилёве, Новогрудке, Смоленске и Витебске. Их границы совпадали с границами оккупационных административно-территориальных округов (гауптбецирков). Правящим архиереем М. е. стал митр. Пантелеимон с титулом «архиепископ Минский, митрополит всея Беларуси». Ему было также поручено управление Жировицким мон-рем с добавлением к титулу «священноархимандрит Жировицкой Свято-Успенской обители». Еп. Филофей был определен на Могилёвскую и Мстиславскую кафедру, но в Могилёв выехать он не смог. На заседании Собора 9 марта 1942 г. был принят Устав Белорусской Православной Церкви; заместителем митрополита избрали еп. Филофея (Нарко). Собор завершился избранием членов Синода Белорусской Церкви, в к-рый вошли митр. Пантелеимон, архиеп. Венедикт, епископы Филофей и Афанасий. Вскоре после завершения работы Собора митр. Пантелеимон был отстранен нем. властями от управления М. е., он передал свои полномочия еп. Филофею, оставив за собой заведование общими вопросами. Увольнение стало следствием позиции митр. Пантелеимона, согласившегося на провозглашение автокефалии Белорусской Церкви только при условии ее одобрения со стороны митр. Сергия (Страгородского) и предстоятелей др. Поместных Православных Церквей. 2 июня 1942 г. митр. Пантелеимон был заключен в Ляданский Благовещенский монастырь, в кон. дек. 1942 г. перевезен в г. Вилейка.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

27 марта. Кончина военного генерал-губернатора Москвы светлейшего князя Д. В. Голицына. 29 марта. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Преподобнейший Отец Наместник! Воистину воскресе Христос! В сем слове примите от меня целование сорадования, Вы и братия, от старейшего до меньшего. Да сотворит Господь благодатию Своею, чтобы радость о Нем была во всех нас исполнена и неотъемлема, приемлема верою в Него и любовию, и охраняема совестию благою» (Письма преподобному Антонию. С. 321. 414). Письмо матери: «Княжна Анастасия Михайловна Голицына прислала мне воды от стопы Божией Матери из Почаевской Лавры, для Вас, чтобы Вы употребляли во здравие. Я умедлил послать, по морозам. Теперь при удобном посредстве доставляю» (Письма. 1882. С. 375. 440). Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Воскресший Господь есть Единый Источник вечной и всеобщей радости. Но Он же благоволил, чтобы мы обретали утешение во взаимном об- щении сей радости. С сим утешением прияв слово Ваше, благо- дарю Вас и сотрудников Ваших, и благословение мира от Господа усердно Вам призываю» (Письма. 1888. С. 146). Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Есть ли упорныя дети покойной Унии порядочные люди нравственно: то не беда, что остаются в наших монастырях. Время может уменьшить упорство и дать место безпристрастному рассмотрению и вразумлению» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 67). 31 марта. Резолюция на прошении католика о венчании его с православной: «Священник объявил, что невеста живет не в его приходе. Следовательно, и брак не его прихода; и публикации в его приходе о женихе, о лице, не принадлежащем к сему приходу, как принадлежащем другому вероисповеданию, были бы не в порядке и несоответственны своему назначению, тогда как невеста, принадлежащая к православному исповеданию, живет в другом приходе» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 93. 10151). Письмо епископу Николаю (Соколову): «Чтобы рогожские пользовались правилами 1822 года, то Вам говорят неправду. Правда же то, что они пользуются незаконным покровительством продажных чиновников впредь до того времени, когда сие откроет прозорливое начальство» (ЧОЛДПр. 1870. Кн. 11. С. 28. – Материалы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

389). ζ) Помощь России Ватопедскому монастырю по Муравьеву, ч. I, стр. 22–23, 26–27, 43 и след., 138, 143, 147, 188, 244; ч. II, стр. 9, 11, 62, 75, 214, 349, и выписки из актов, хранящихся в монастыре. 3) Архив монастыря Каракальского занимает 25 листов (т.е. 2–50 стр.), на которых представлено 14 актов, из них 13 греческих и 1 русский, по Муравьеву, ч. I, стр. 141. 4) Архив монастыря Есфигменова занимает 93 листа (т.е. 3–187 стр.), на которых изложено 47 греческих актов; некоторые из них даны византийскими императорами: Андроником и Иоанном Палеологами и сербским царем Стефаном Душаном (2) и патриархами: Иоанном Гликой, Кириллом 1814 г. и Григорием 1819 г. В число этих актов входят между прочим извлечения из Περιγραφ τς ερ ς το " Εσφηγμνου μονς, συντεθεσα παρ το γουμνου ατς κυρου Θεωδορτου ν τει 1804–1805 (159–170). Кроме того, сюда нужно присоединить славянские акты, а именно: сербск. десп. Юрия Бранковича 1, деспотицы Ангелины (1499 г.), патриарха печского Паисия (1633 г.), и наконец приведенное из книги Муравьева, ч. I, стр. 140; ч. II, стр. 10, 12, 147–150, 153–154, 213–214, 257, и 2 грамоты царя Алексея Михаиловича 1656 г., по подлинникам, хранящимся в монастыре. 5) Архив монастыря Филофеевского занимает 99 листов (т.е стр. 57–254), на которых помещается прежде всего черновая последующая (стр. 57–137), а в чистовой содержится следующее: α) Выписки из рукописи XIX века, содержащей критическое рассуждение о начале монашества на Афоне и уставы царей Иоанна Цимисхия и Константина Мономаха; из нее приведены: α) Περ ρχαι τητος τς μονς το Φιλοθου, b) Περ τν κατ καιρος χρηματισντων γων ν τ ερ τατ μον, с) Γρμμα ρχαον το πρτου το γου ρους Αθω... περ τν συχαστριων το σου Σββα, το πικεκλημνου Χλδου, ν ν δ Μαγουλ νομαζυμνου d) " Yπμνημα ες τν θαυματουργν κα χαριτβρυτον εικνα τς περαγας θεοτκου γλυκοφιλοσης, φρου κα προσττιδος τς μονς. β) 12 греческих актов, между прочим, от императоров византийских: Андроника и Иоанна Палеологов, Феодоры Палеологини (1377 г.) и сербского царя Стефана Душана(1). Кроме того здесь находятся отрывки: из жития св. Дионисия (стр. 188) и из Turcograeciae Крузия. γ) Разности, т.е. мелкие заметки из разных книг и документов (стр. 230–237). δ) Κελλα το μοναστηρου. 1803 τους (стр. 238). ε) Καταγραφ τν νομτων τς ερ ς μν μονς το Φιλοθου 1843 τ. σεπτεμβρου 13 (стр. 240–241). ζ) Помощь Филоофевскому монастырю из Молдавии и Валахии; – выписки из 2-х грамот (стр. 242–243). η) Помощь России Филофею (стр. 246–249) из книги Муравьева, ч. I, стр. 141; ч. II, стр. 99 и 223, и жалованная грамота царя Михаила Феодоровича, по подлиннику, хранящемуся в монастыре. За этим идут перечень нескольких грамот и заметки. θ) «Мои заметки в бытность в Филоофевской обители в сентябре месяце 1845 года» (стр. 252–254).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

6 февраля. Резолюция на прошении священника о возобновлении ему священнослужения, запрещенного за погребение крестьянина: «В уважение потребности прихода, особенно когда приближается святая четыредесятница, разрешается священнику священнослужение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 104. 9802). 7 февраля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Иконы Парижской Божией Матери раздавать не думаю, так как не думаю, чтобы сие изображение было в числе известных у нас древле. Кажется, это взято с известной медали, о которой есть примечательные сказания, но которую, сколько мне известно, правительство не позволило внести в Россию. Некто во сне сказал о сем изображении, что кажется, и наяву годилось бы: Божия Матерь повсюду едина Божия Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам» (Письма преподобному Антонию. С. 287. 360). Письмо архиепископу Гавриилу (Розанову): «Виноградом Вашего сада я пользовался, с услаждением не чувственным только, но и с разумным, по совету врача, и с сердечным, с памятию о Вас. Но довольно. Лозы с моим именем не хочу, не желая нарекать имя свое на землях. Споспешествуйте лучше сему имени молитвою Вашею, да напишется в книге живых, привившись к истинной Лозе» (Письма. 1888. С. 87). Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Мир Вам, отец Ректор, и сотрудникам Вашим. В удержании Вениаминова в числе письмоводителей, на описанном Вами положении, вижу я распоряжение для него благодетельное. При надзоре за ним других более близких здесь, нежели в сожительстве с учениками во множестве, более можно надеяться пользы для него; и нечего, кажется, опасаться для дела» (Письма.1888. С. 141). 10 февраля. Резолюция на прошении диакона о прекращении штрафа в виде земных поклонов, за которые он терпит насмешки от братии: «Поклоны не порок; и излишняя нетерпеливость живущему в монастыре неприлична. Чтобы братия не укоряли диакона, за тем смотреть настоятелю» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 104. 9803). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Болезнь не хочет от меня отвязаться и, видно, праздник святителя Алексия заставит в келлии праздновать, а не в церкви» (Письма преподобному Антонию. С. 288. 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

• Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Получив от Вас, отец Ректор, два оглавления и две проповеди (из которых одна точно оказалась в числе процензованных прежде), ожидаю следующих. Чтобы Вас не привело в сомнение [появление] в оглавлении Богородичных праздников, которых прежде в нем не было, ведайте, что проповеди под сими заглавиями не новыя, а из прежних, по содержанию к сим праздникам близкия и переменою немногих слов к ним приспособленныя» (Письма. 1888. С. 145). 26 января. Резолюция на рапорте учрежденного при Лавре собора с представлением ведомости лаврского казначея за декабрь 1843 года: «Добрыя люди уже представили годовые отчеты: а мы с лаврским казначеем еще бьемся над месячною ведомостью» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2 С. 72. 10110). 28 января. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О иконостасе спора не имею. Чертеж удержу у себя, до ответа Вашего о кипарисе» (Письма преподобному Антонию. С. 315. 406). 29 января. Письмо графу С. Г. Строганову 203 : «Сиятельнейший граф, милостивый государь! Согласно с желанием в[ашего] с[иятельст) ва, освящение храма святителя Николая при московском дворянском институте имеет быть совершено в 1 день будущаго февраля архиерейским освящением. Что касается до меня, сколь ни желал бы я участием в сем торжестве содействовать и моему долгу, и желанию в[ашего] с[иятельст]ва, болезнь, с первых дней настоящего месяца устранившая меня от церковных собраний, не дает еще мне надежды, что буду в силах к назначенному дню» (ДЧ. 1895. Ч. 2. 5 С. 102). Без даты. Произнесение Слова: «Нечего дивиться, если не успешно делается такое дело, к которому приступают, как случится, на удачу. Если хочешь победоносно сражаться: приготовься приличным вооружением себя и обучением искусно владеть оружием. Если хочешь переплыть реку: приготовься снятием с себя одежды, которая связала бы тебя, отягчила и погрузила в глубину. Подобно сему, если хочешь молиться с пользою и успехом: прежде даже не помолишися, уготови себе» (Сочинения. Т. 4. С. 352–353).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010