Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 1911 г. (ГПИБ) 27 июня 1877 г. Егорова подала прошение митр. Киевскому и Галицкому Филофею (Успенскому) об основании в границах своих владений Введенской общины «для малообеспеченных женщин православного вероисповедания и призрения престарелых вдов в количестве 33-х, в соответствии с возможностями по их содержанию». Буд. обители Егорова передавала неск. домов с флигелями, хозяйственными постройками и земельными участками (2388 кв. саж.). Учредительница жертвовала общине неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21 тыс. р., к-рый был помещен в казнохранилище Киево-Печерской лавры. В обращении к митр. Филофею 68-летняя помещица просила предоставить ей возможность жить в общине в «небольшом помещении». К прошению был приложен план зданий и земли, а также устав, составленный на основе общего положения о жен. общинах в России. Сестры обязывались иметь общую трапезу, единообразное облачение, заниматься рукоделием, средства от к-рого отдавать в общую казну или раздавать нищим. В дек. 1877 г. митр. Филофей (Успенский) представил ходатайство Егоровой в Синод. Постановлением Синода от 20 янв. 1878 г. ходатайство было одобрено. 4 марта 1878 г. имп. Александр II Николаевич подписал указ об учреждении Введенской жен. общины для вдов и сирот погибших воинов и бедных неимущих женщин правосл. вероисповедания. Вскоре в С.-Петербурге заболевшая Егорова приняла постриг с именем Димитра в честь вмч. Димитрия Солунского. После кончины она была временно погребена 13 марта 1878 г. при Александро-Невской лавре , в «палатке» при Феодоровской ц. 8 авг. 1878 г. по высочайшему позволению ее останки были перенесены в К. м. Из столицы в Киев мощи сопровождали эконом С.-Петербургского архиерейского дома архим. Исаия, духовник покойной иером. Иннокентий и иеродиак. Сергий. В окт. 1878 г. в главном корпусе общины был устроен и 14 нояб. 1878 г. митр. Киевским Филофеем освящен храм в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а 17 июня 1879 г. в его склепе - ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Божественную литургию в новом храме возглавил митр. Филофей в сослужении благочинного городских обителей архим. Смарагда, благочинного Киево-Печерской лавры архим. Виталия (Иосифова) и др. У юж. стены Димитриевской ц. перезахоронили мощи основательницы общины. На могиле мон. Димитры был установлен крест и зажжена неугасимая лампада. В июне 1885 г. на ее могиле было установлено Распятие, присланное из Андрея апостола скита на Афоне. Ежегодно 9 марта и 26 окт. служились панихиды, в т. ч. Виталием (Иосифовым), еп. Чигиринским, викарием Киевской епархии.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (В схиме Левкий; † 11.11.1672, Казань), архиеп. Тверской и Кашинский (1654-1657), митр. Казанский и Свияжский (1657-1672). Согласно распространенному в лит-ре 2-й пол. XIX - нач. XX в. мнению, Л. был пострижеником Вяжищского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря под Вел. Новгородом, куда впосл. сделал ряд вкладов и где, возможно, произошло его знакомство с Новгородским митр. Никоном (впосл. патриарх Московский). По мнению Е. В. Липакова, опирающегося на историю прославления Раифского списка Грузинской иконы Божией Матери, Л. был выходцем из братии Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова мужского монастыря в устье Сев. Двины около с. Холмогоры; 1-й биограф Казанских архиереев архим. Платон (Любарский) ошибочно указал вместо Важского (закрытого после секуляризации 1764 г.) более известный Вяжищский мон-рь. В начале 50-х гг. XVII в. Л. упоминается в качестве патриаршего ризничего. Весной 1654 г. он участвовал в перенесении мощей св. прав. Иакова Боровичского в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь . После оставления Тверской кафедры архиеп. Ионой «за старость» (Дело. 1897. 43. С. 242) 16 апр. 1654 г. Л. был поставлен в архиепископа Тверского и Кашинского, хиротонию возглавил патриарх Никон. В сент. 1654 г. Тверской у. достигло моровое поветрие, свирепствовавшее в центральных районах страны. Л. учредил крестный ход с мощами св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского († 1318), которые были затем переложены в новую раку. Впосл. крестный ход стал традицией в память об окончании эпидемии. В Твери Л. пребывал недолго. Вскоре он был назначен сопровождать образ Влахернской Божией Матери в Польском походе рус. армии. Первое упоминание Л. в царской ставке зафиксировано в дворцовых разрядах 8 апр. 1655 г. Являясь первым духовным лицом в походе, Л. взял на себя заботы об устроении вновь созданной Смоленской епархии. В дек. 1656 г. Л. вместе с патриархом Никоном, Новгородским митр. Макарием III и Крутицким митр. Питиримом вновь посетил Иверский мон-рь. 16 дек. 1656 г. Л. участвовал в освящении Успенского собора, где была установлена икона Иверской Божией Матери. В дальнейшем он поддерживал связи с Иверским мон-рем, заботился о расширении его братии (напр., 26 февр. 1667 обратился к архим. Иверского мон-ря Филофею и наместнику Паисию с просьбой принять в обитель бывшего полоцкого архим. Афиногена).

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Скачать epub pdf Житие митрополита Московского Алексия 115 Святый Алексий, чудотворец московский, происходил из боярского рода. Родился в Москве при великом князе Данииле Александровиче 116 . Отец его – черниговский боярин Феодор Бяконт, а восприемником во святом крещении был сын великого князя Иван Данилович 117 . При крещении отрок был назван Елевферием. Когда ему было двенадцать лет, случилось с ним чудесное происшествие. Расставлял он в поле сети для ловли птиц и вдруг внезапно уснул и слышит голос: «Зачем, Алексий, напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудился отрок, но вокруг никого не увидел и сильно дивился. С тех пор стал отрок Елевферий размышлять о том, что означал этот призыв. С юных лет любил он Бога и вот принял решение – оставить родителей, отказаться от жизни в миру, постричься в монахи, чтобы служить одному Богу. Пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял там постриг. И дали ему при пострижении имя Алексий. Игуменом был тогда святой Стефан 118 , брат великого чудотворца Сергия Радонежского. Он сам постриг во иноки Елевферия-Алексия, а тому было тогда девятнадцать лет. Двадцать лет провел святой Алексий в посте и трудах, усердно молился и совершал монашеские подвиги. Многие дивились его усердию и ревности. Он снискал всеобщее уважение и почитание своей богоугодной жизнью. Великий князь Симеон Иванович и митрополит Феогност его любили и почитали. И был он поставлен епископом города Владимира. После смерти митрополита Феогноста по соборному постановлению избран был митрополитом епископ Алексий. Это было при великом князе Иоанне Иоанновиче 119 . И послан был святой Алексий в Константинополь к патриарху Филофею для поставления в митрополиты. И поставил патриарх Филофей Алексия митрополитом Киевским.и всея Руси. Вернувшись из Царьграда, принял святитель Алексий правление Русской Церковью , и усугубил свои иноческие подвиги, и был светильником для всех, и всем был примером – словом, и делом, и жизнью, и верой, и духом, и любовию. Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю Московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию – что Господь благоволит ему и благословляет его на путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как и в Византии, подготовка Собора в России сопровождалась литургической реформой, которую первым в Русской Церкви начал осуществлять митрополит Киприан, потрудившийся перевести Διταξις της θεας Λειτουργας патриарха Филофея. Первый этап этой работы, который проходил около 1385 г. на Афоне, нашел свое отражение в рукописи Служебника , где заголовок распорядка службы священника и диакона указывает на причастность к переводу самого митрополита Киприана: «Устав божественны(х) служебъ. Творение Филофеа, патриарха Цариграда. Списажеся се(и) смирены(м) митрополито(м) Киевским и всея Руси Киприано(м)» . Примечательно, что в текст Служебника уже вставлен тропарь третьего часа в соответствии с литургийным постановлением, «которое было прислано к нам Константинопольским патриархом Филофеем, составителем так называемой диаконской литургии» . С именем митрополита Киприана следует связывать и перевод с греческого «Молитвы особной Святому Духу» в день Пятидесятницы («Творение святейшаго патриарха Костянтинаграда Филофея: Царю небесный, Утешителю, Владыко сбезначальный...»), которая находится в составе Служебника , причем в данной рукописи на л. 72, 132 об. имеется примечательная запись, что «Ciй служебникъ преписанъ отъ грецкых книгъ на русский язык рукою своею Kunpiahъ, смиреный митрополитъ Кыевъскый и всея Руси. Елицы же преписуете и поучаваетеся сими книгами, или божественную и безкровную жертву Господеви приносящеи священницы, поминайте наше смирение, яко да и вы тому же nohiмahuю сподоблени будете», и здесь же отмечено, что митрополит Киприан «сам служил» по нему. Хотя в настоящее время эта рукопись уже не рассматривается как автограф митрополита Киприана, тем не менее, аналогичное свидетельство о «киприановской» редакции Служебника, выполненной по греческому образцу, буквально воспроизведено в близкой по времени рукописи Евхологиона , явно тяготеющей к традиции патриарха Евфимия Тырновского . В послании митрополита Киприана псковскому духовенству (ок. 1397 г.) упомянут как уже отправленный «устав Божественной службы Златоустовы и Великаго Василья», а также «Синодик правый, истинный, который чтут в Цариграде, в Софьи Святой, в патриархии… якоже мы здесе в митропольи поминаем, или еретиков проклинаем» . Рукопись Синодика времени митрополита Киприана отчасти сохранилась в составе Успенского синодика, или Троицкой книги, названной так по изображению Живоначальной Троицы на переплетной доске . Древнейшая часть Синодика, датируемая по палеографическим признакам концом XIV в., заканчивается на статье возглашения вечной памяти патриарху Филофею (л. 34 об.). Источниковедческий анализ данной части обнаруживает ее сильную зависимость от греческого оригинала XIV в., в частности, буквальным переводом сложных богословских терминов . Примечательно, что в рассматриваемой рукописи уцелела статья о свете Преображения Господня (соответствует 15-му последнему параграфу в «филофеевском» Синодике), содержащая ссылку на предшествующий полный текст («предреченных ради»).

http://pravoslavie.ru/588.html

27 июня 1877 г. Д. подала прошение на имя митр. Киевского Филофея (Успенского) об учреждении в границах ее владений общины «для малообеспеченных женщин православного вероисповедания и призрения престарелых вдов в количестве 33-х, в соответствии с возможностями по их содержанию». В прошении она писала, что, проживая в Киеве с 1856 г., она видела «много примеров безотрадной жизни престарелых вдов и сирот, не имеющих ни надежного крова, ни обеспечения средств к пропитанию, и, несмотря на все лишения, постоянно пребывающих в Киеве, по приверженности к святыне Чудотворного образа Божией Матери и мощей Угодников Божиих». Благочестивые чувства подобных страдалиц побудили ее «изыскивать средства, чтобы доставить им спокойное жилище, необходимое пропитание». В пользу общины Д. пожертвовала принадлежащие ей земельные участки и неск. смежных домов с хозяйственными постройками, общей стоимостью ок. 100 тыс. р. Она отмечала, что наследников и родственников у нее нет, поэтому на недвижимость никто претензий в будущем предъявить не сможет. Учредительница пожертвовала также неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21 тыс. р., к-рый был помещен в казнохранилище Киево-Печерской лавры. В обращении к митр. Филофею Д. просила предоставить ей возможность жить в общине «с тем только, чтобы мне, достигшей уже 68-летнего возраста, для жительства на оставшиеся дни моей жизни уделено было небольшое помещение в той же общине». К прошению на имя митрополита был приложен устав, составленный на основе общего положения о жен. религ. общинах в России. 4 марта 1878 г. имп. Александр II подписал указ об учреждении в г. Киеве Введенской жен. общины. Накануне кончины Д. находилась в С.-Петербурге, оформляла необходимые документы, заказывала художнику В. М. Пешехонову иконы для иконостасов буд. храмов обители. Д. проживала и скончалась в доме, принадлежавшем Александро-Невской лавре , на Невском проспекте. Перед смертью завещала похоронить ее на территории Введенской общины. 13 марта 1878 г.

http://pravenc.ru/text/172050.html

6 дек. 1828 г. Доброхотов был пострижен в монашество с именем в честь свт. Николая Чудотворца, рукоположен во иерея и причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры. С окт. 1829 г. профессор богословских наук и инспектор СПбДС, с апр. 1831 г. ректор Пензенской ДС и настоятель Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовского монастыря в сане архимандрита, с мая 1835 г. ректор Ярославской ДС и с 8 апр. 1836 г. настоятель Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря . С 5 июля 1837 г. Н. был исполняющим должность ректора СПбДА, а 20 дек. того же года был утвержден в этой должности и получил звание профессора богословских наук. Состоял присутствующим в С.-Петербургской духовной консистории, членом Комитета по рассмотрению богословских учебников, а с 1841 г.- председателем Особого комитета по рассмотрению новых конспектов по предметам семинарского курса. В марте 1844 г. в связи с деятельностью прот. Г. П. Павского Н. получил строгий выговор от Синода по делу о «противозаконном налитографировании ветхозаветных книг». В определении Синода говорилось о расследовании, проведенном директором Духовно-учебного управления при Синоде А. И. Карасевским , в ходе к-рого выяснилось, что студенты СПбДА делали литографирование перевода ВЗ и пользовались им на лекциях евр. языка, не скрывая этого от академического начальства. Н., как бывш. ректору, и св. Филофею (Успенскому) , инспектору, Синод объявил «за очевидную небрежность по надзору за воспитанниками академии… строгий выговор» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 3. С. 11). Сам Н. в объяснениях в Синод по этому делу писал, что литографирование перевода книг ВЗ было от него скрыто ( Чистович. 2012. С. 176-177). 31 марта 1841 г. в Александро-Невской лавре Н. участвовал в отпевании и погребении архиеп. Подольского и Брацлавского Кирилла (Богословского-Платонова) . 12 апр. 1841 г. в столице состоялось назначение, 25 апр.- наречение, а 27 апр. в Казанском соборе была совершена хиротония Н. во епископа Тамбовского и Шацкого, которую возглавил митр. Новгородский и С.-Петербургский Серафим (Глаголевский) . По распоряжению начальства Н. был оставлен в С.-Петербурге до окончания учебного года в академии. 12 авг. того же года прибыл в Тамбов.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

Что касается отца Николая, то принялся ли он описывать порученный предмет – неизвестно, кроме того, что по случаю перемещения в 1853 году преосвященного Леонида из Костромы он вместе с ним отбыл в Екатеринославскую епархию. К случаю упомянуть здесь, что добрый и попечительный владыка Леонид Дмитрию Феодоровичу и мне из девяти экземпляров печатной программы, присланных из Святейшего Синода, поручил по три с тем, чтобы к общему труду пригласить прочих из духовенства; но ни он, ни я не нашли сочувствия и любви к полезному делу. Между тем преосвященнейшим Леониду и его почтеннейшему преемнику архипастырю Филофею представлены мною замечания на печатные описания: а) Костромского Успенского собора, соч. протоиерея Иакова Арсеньева, троекратно напечатанное, сначала в Отечественных Записках 1819 года Павла Петровича Свиньина, потом отдельными книжками 1829 и 1837 г.; в) на описания монастырей Ипатиевского, Унженского и Луховского Тихонова, напечатанные в 1832, 1835 и 1836 гг.; с) исторические исследования о соборных церквях и селах, известных по исторической давности. В представлении этих моих заметок руководствовался я единственно искренним желанием, чтобы участвовавшие в деле епархиальной Комиссии не повторили ошибок, допущенных теми издателями, особенно протоиереем Арсеньевым, по пословице: правда светлее солнца. Именно по чувству этого желания в продолжение этого времени представлена мною для комиссий прочих епархий поверка иерархических каталогов с древними летописями: по Новгородской епархии его высокопреосвященству Никанору, митрополиту с.-петербургскому и новгородскому, по Казанской архиепископу Григорию казанскому и свияжскому, по Ростовской Евгению, архиепископу ярославскому и ростовскому, по Тверской Гавриилу, архиепископу тверскому и кашинскому, по Суздальскому Иустину, епископу владимирскому и муромскому и по Екатеринославской некоторые исследования екатеринославскому владыке Леониду. В этом руководила меня мысль: ошибки на месте виднее, и самыми моими ошибками не подам ли случая исследователям на месте, более меня сведущим и опытным, к верным открытиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

С небольшим только полстолетия прожила Академия, а сколько лиц, послуживших ей в деле духовного просвещения, уже нуждаются в её молитвах об упокоении душ их! Невольно при этом приходят на мысль слова премудрого: «число дней человеку много лет сто: яко капля морския воды, и зерно песка тако мало лет в день века» ( Сир.18:8 ). «Отдав 19-го февраля должную дань усопшим, 20-го Академия заявила своё благожелание живым лицам, трудами и вниманием которых она, когда-либо пользовалась и пользуется доселе. После литургии, которую совершал преосвященный Ректор в сослужении с указанными прежде лицами, отпет был благодарственный молебен, после которого возглашено было многолетие в следующем порядке: 1) Царствующему Дому; 2) Святейшему правительствующему Синоду и первенствующему члену его высокопреосв. Исидору, митроп. Новгор. И С.-Петербургскому; 3) бывшим начальникам и наставникам Академии, преосвященнейшим: Филарету митроп. Московскому и Коломенскому, Арсению митроп. Киевскому и Галицкому, архиепископу Евгению (Казанцеву), Иоанну (Доброзракову) архиеп. Донскому и Новочеркасскому, Афанасию (Соколову) архиеп. Казанскому и Свияжскому, Афанасию (Дроздову) архиеп. Астраханскому и Енотаевскому, Платону (Городецкому) архиеп. Рижскому и Митаевскому, Филофею (Успенскому) архиеп. Тверскому и Кашинскому, Евсевию (Орлинскому) архиеп. – экзарху Грузии, Евсевию (Ильинскому) архиеп. Могилевскому и Мстиславскому, Макарию (Булгакову) архиеп. Харьковскому и Ахтырскому; 4) Преосвященным епископам: Феофану (Говорову) Тамбовскому и Шацкому, Нектарию (Надеждину) Нижегородскому и Арзамасскому, Иоанникию (Руднёву) Саратовскому и Царицынскому; 5) Св. Синода членам протопресвитерам: Василию (Кучневичу) и Василию (Бажанову); 6) преосвященному Иоанну (Соколову) , епископу Выборгскому, Академии Ректору и богословских наук доктору; 7) всему Управлению духовно-учебному и главно-начальствующему в нём; 8) православного богословия докторам, в Академии нашей степень сию получившим и всем, особыми учеными трудами в Академии послужившим Церкви и духовному просвещению; 9) ныне в Академии начальствующим, учащим, служащим и учащимся; 10) всем в Академии прежде учившим, служившим и учившимся; 11) благочестивым ктиторам, попечителям и благотворителям академического храма и Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Да воздаст Вам Господь за ваш полезный и назидательный труд Своею 29 числа писал я в Ярославль к преосвященному архиепископу Ионафану: «У меня к Вам, Владыко, усерднейшая просьба. Вот в чем дело. Окончивши, с Божиею помощию, приготовление к печати официальных бумаг блаженной памяти М. Филарета, я намерен приступить к изданию имеющихся у меня, в значительном количестве, частных писем покойного святителя. Но к этому собранию я желал ­бы присоединить его письма к почившему в Бозе Киевскому митрополиту Филофею. От последнего я лично слышал в 1878 году, что у него хранилось более 100 писем святителя Филарета, и некоторые из них очень важного содержания и назидательного, особенно для нашей братии. Крайне было бы жаль, если­ бы эти сокровища бесследно исчезли и не сделались­ бы общим достоянием чтущих память великого Филарета. Теперь, однако ж, мне сделалось известным, что эти сокровища пока еще целы и находятся в руках у наследников владыки Филофея. Часть этих писем я имею уже в своих руках, получив их, чрез посредство преосвященного Литовского Алексия, от преподавателя Виленской семинарии Неофита Мих. Богородского. Письма эти переданы мне на следующих условиях: 1) чтобы в издании упомянуто было, от кого они доставлены; 2) чтобы доставившему подарено было несколько печатных экземпляров, и 3) чтобы, по напечатании, подлинники переданы были на хранение в Московскую Епархиальную библиотеку. Все эти условия, очевидно, вполне удобоисполнимы. Вместе с тем от г. Богородского я узнал, что прочие письма М. Филарета к М. Филофею находятся у священника Ярославской епархии Даниловского уезда села Бабурина Иоанна Николаевича Успенского. Посему не найдете­ ли, Владыко Святый, возможным поручить кому-либо снестись с о. Успенским и убедить его передать мне, для напечатания, имеющиеся у него письма М. Филарета к М. Филофею на тех ­же условиях, на каких передал мне г. Богородский. Или он, может быть, предложит мне какие-либо иные условия? Благоволите, Преосвященнейший, оказать мне эту великую милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вместе с тем от г. Богородского я узнал, что прочие письма м. Филарета к м. Филофею находятся у священника Ярославской епархии Даниловского уезда села Бабурина Иоанна Николаевича Успенского. Посему не найдете­ ли, Владыко Святый, возможным поручить кому­-либо снестись с о. Успенским и убедить его передать мне, для напечатания, имеющиеся у него письма м. Филарета к м. Филофею на тех ­же условиях, на каких передал мне г. Богородский. Или он, может быть, предложит мне какие-либо иные условия? Благоволите, Преосвященнейший, оказать мне эту великую милость». В тот ­же день получено было мною два письма: одно из Петербурга и одно из Осташкова. Из Петербурга от 28 числа писал А.В. Гаврилов: «Немало, я думаю, удивились Вы, получив указ о перемещении преосвященного Антонина. Перемещение состоялось по желанию преосвященного Алексия, писавшего о сем Константину Петровичу. Впрочем, нет худа без добра. Теперь Вы легче можете устроить о. Гавриила. Владыка 3404 Вас поддержит. Поддержит и Киевский. 3405 Грузии не бойтесь. Вопрос о вызове экзарха разрешен». Из Осташкова от 27 числа писала игумения Ольга 3406 : —131— 1886 г. «Два воскресенья сряду обитель наша потерпела утрату, лишилась двух сподвижниц: 12 в 5 часов утра скончалась схимонахиня Мария, а 19 в 4 часа перед заутреней многотрудная старица игумения Агния. Прожить 92 года нелегко, управлять обителью 33 года немалый труд, восстановить обитель из пепла – подвиг не последний; за то Владычица взыскала труженицу Своею милостью, устроила так, что сороковой день приходится в наш храмовый праздник. В субботу матушке было очень худо; не думали, чтобы она могла пережить этот день. Я стала считать, когда придется сороковой день, и крепко уверилась, что она непременно должна скончаться 19­, по особому благоволению к ней Владычицы; прочла у ее постели канон Божией Матери на исход души, что читают в Горицком монастыре, и пошла немного отдохнуть. Ночь я провела внизу, большею частью, возле матушки, а последние минуты стояла возле нее и читала молитву из субботней полунощницы: величая величаю Тя Господи… успела прочитать только три раза, она скончалась, и пришли благословляться благовестить к заутрени. В субботу все сестры приходили прощаться; матушка не открывала глаз; ей кланялись, целовали руку и уходили; а перед ее образами происходило непрерывное тихое чтение акафистов. Я очень утешена тем, что последний год Матушка часто приобщалась, и в субботу Господь сподобил ее принять Св. Тайны. Похоронили мы ее против соборного алтаря. Задолго до ее кончины мы говорили с ней о месте ее погребения; я предложила ей место, и она осталась этим очень довольна; сделали склеп и в праздник Казанской Божией Матери схоронили нашу добрую незабвенную старицу. Отец архимандрит приехал на вынос во вторник; погода была так хороша и тепла, что можно было служить в холодной церкви; вышло это очень торжественно; вынесли перед вечерней, поставили в соборе, где и отслужили по почившей панихиду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010