Интересна одна особенность этого документа – человечество в нем делится на четыре части: варваров, греков, иудеев и христиан. Что касается Аристона из Пеллы, то этот обращенный в христианство иудей первой половины II века был автором не дошедшей до нас апологии христианства против иудаизма 1376 . §173. Иустин, философ и мученик Издания произведений Иустина Мученика Justini Philosophi et Martyris Opera omnia, в Corpus Apologetarum Christianorum saeculi secundi, ed. Jo. Car. Th. de Otto, Jen. 1847, 3 rd ed. 1876- " 81. 5 vols. 8 V0 . Содержит подлинные, вызывающие сомнение и поддельные труды Иустина Мученика с комментарием и латинский перевод Марана. Более старые издания (часто неполные): Hobt. Stephanus, Par. 1551; Sylburg, Heidelb. 1593; Grabe, Oxon. 1700 (только Apol. I.); Prudent. Maranus, Par. 1742 (бенедиктинское издание), переиздание Venice 1747, и в Migne, Patrol. Gr. Tom. VI (Paris 1857), c. 10–800, 1102–1680, с добавлениями из Otto. «Апологии» часто издавались отдельно, например, профессором В. L. Gildersleeve, Ν. Y. 1877, с вступлением и примечаниями. О рукописях трудов Иустина см. в Otto, Proleg., р. хх. sqq., и Harnack, Texte. У нас есть только две рукописи подлинных трудов, обе искаженные, одна в Париже, другая в Чельтенхеме, в коллекции преподобного Ф. А. Фенвика (см. Otto, p. xxiv.). Английский перевод – в оксфордской «Library of the Fathers», Lond. 1861, другой – G. J. Davie, в «Ante–Nicene Library», Edinb. Vol. IL, 1867 (465 стр.), содержит Апологии, «Обращение к грекам», «Увещевание» и Martyrium, в переводе M. Dods; «Разговор с Трифоном» и «О единовластии Бога» – перевод G. Reith; а также произведения Афинагора, перевод в. P. Pratten. Более древние переводы: Wm. Reeves, 1709, Henry Brown, 1755, J. Chevallier, 1833 (ed. II, 1851). О немецких и других переводах см. в Otto, Prol. LX. sqq. Труды о Иустине Мученике Епископ Kaye: Some Account of the Writings and Opinions of Justin Martyr. Cambr. 1829, 3 rd ed., 1853. С. A. Credner: Beiträge zur Einleitung in die bibl. Schriften. Halle, vol. I., 1832 (92–267); также в vol. IL, 1838 (о цитатах из вз, р. 17–98; 104–133; 157–311). Креднер с большой осведомленностью рассуждает об отношении Иустина к евангелиям и канону нз и о цитировании им Септуагинты. См. также его Geschichte des N. T. Canon, ed. Volkmar, 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Главное издание – Faustus Sabäus ( Rom. 1543 , в восьмой книге Арнобия, Adv. Gent.); также Francis Balduin (Heidelb. 1560, как отдельное произведение). Есть много более поздних изданий: Ursinus (1583), Meursius (1598), Wowerus (1603), Rigaltius (1643), Gronovius (1709, 1743), Davis (1712), Lindner (1760, 1773), Russwurm (1824), Lübkert (1836), Muralt (1836), Migne (1844, в «Patrol.» III, col. 193 sqq.), Fr. Oehler (1847, в Gersdorf, «Biblioth. Patr. ecclesiast. selecta», vol. XIII), Kayser (1863), Cornelissen (Lugd. Bat. 1882) и т. д. Английские переводы: Η. Α. Holden (Cambridge 1853) и R. Ε. Wallis β Clark, «Ante–Nic. Libr.», vol. XIII, p. 451–517. (II.) Иероним: De vir. ill, с. 58; Ер. 48 ad Pammach.; Ер. 70 ad Magn. Лактанций : Inst. Div. V. 1, 22. (III.) Монографии, диссертации и вступления к разным изданиям: M. Fei., van Hoven (1766, также в Lindner, ed. II. 1773); Meier (Turin 1824), Nie. Le Nourey, Lumper (b Migne, «Patr. Lat.» III. 194–231; 371–652); Rören (Minuciania, Bedburg 1859); Behr (о связи Минуция Феликса с Цицероном, Gera 1870); Rönsch (в Das N. T. Tertull. " s, 1871, p. 25 sqq.); Paul P. de Fêlice (Études sur l " Octavius, Blois, 1880); Keim (в его Celsus, 1873, 151–168, и в его Rom. und das Christenthum, 1881, 383 sq., 468–486); Ad. Ebert (1874, в Gesch. der christlich–latein. Lit. I. 24–31); G. Loesche (об отношениях Минуция Феликса с Афинагором, в «Jahrb. für Prot. Theol.» 1882, p. 168–178); Renan (Marc–Aurèle, 1882, p. 889–404); Richard Kühn: Der Octavius des Minucius Felix. Eine hieidnisch philosophische Auffassung vom Christenthum. Leipz. 1882 (71 pp.). См. также статью Mangold в Herzog 2 Χ. 12–17 (сокращенный вариант в Schaff–Herzog); G. Salmon в Smith and Wace, III. 920–924. (IV.) о связи Минуция Феликса с Тертуллианом : Ad. Ebert: Tertullian " s Verhältniss zu Minucius Felix, nebst einem Anhang über Commodian " s Carmen apologeticum (1868, 5 th vol. «Abhandlungen der philol. histor. Classe der K. sächs. Ges. der Wissenschaften»); W. Härtel (Zeitschrift für d. öester. Gymnas. 1869, p. 348–368, против Эберта); Ε. Klussmann («Jenaer Lit. Zeitg.» 1878); Bonwetsch (b Die Schriften Tert., 1878, p. 21); V. Schultze («Jahrb. für Prot. Theol. » 1881, p. 485–506; P. Schwenke (Ueber die Zeit des Min. Fei. в «Jahrb. für Prot. Theol.» 1883, p. 263–294).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Contra Cels. VIII. 67. Он завершает свои «Гомилии» славословием Христу. 1049 Adv. Haer. II. 28, 6: «Si quis nobis dixerit: quomodo ergo Filius prolatus a Pâtre est? dicimus ei – nemo novit nisi solus, qui generavit Pater et qui natus est Filius». 1051 Его надуманность замечательно доказывает Данкер в монографии Die Christologie des heil. Irenaeus, p. 50 sqq. 1053 Поэтому он говорит (Adv Ргах., с. 5) в качестве примера: «Quodcunque cogitaveris, sermo est; quodcunque senseris ratio est. Loquaris illud in animo necesse est, et dum loqueris, conlocutorem pateris sermonem, in quo inest haec ipsa ratio qua cum eo cogitans loquaris, per quem loquens cogitas». 1054 В немецкой терминологии этот процесс филиации (Hypostasirung) может быть определен следующими выражениями: die werdende Persönlichkeit, die gewordene Persönlichkeit, die erscheinende Persönlichkeit. 1059 Adv. Haer. II. 22, §4–6. Он обращается к преданию и приводит ни на чем не основанное предположение иудеев о том, что Христу было около пятидесяти лет, Ин. 8:57 . Гностики же валентиниане считали, что Христос прожил всего тридцать лет, в соответствии с количеством их эонов. 1062 О вездесущности тела Христа говорил Григорий Нисский , позже – Скотт Эриугена (хотя и в пантеистическом смысле) и Лютер, который подкреплял этой идеей свое учение о вечере Господней. См. Creeds of Christendom, vol. I, p. 286 sqq. 1069 Apol. I. 6: Εκενον τε (то есть Θεν), και τν παρ» αυτο Τν λθντα κα διδξαντα ημς τατα κα τν τν λλων επομνων κα εξομοιουμνων αγαθν αγγλων στρατν, Πνεμα τε τ προφητικν σεβμεθα κα προσκυνομεν. Этот отрывок объясняют по–разному. Возникают вопросы, не следует ли здесь воспринимать слово γγελος в более широком смысле, в котором Иустин часто его использует, даже применяя его ко Христу; не относится ли στρατν к σεβμεθα, а не к διδξαντα, и в таком случае его следует согласовывать с ημς или τατα, а не с Υν и Πνεμα. Есть также подозрение, что στρατν – это искаженное στρατηγν, характеризующее Христа как Предводителя ангельского воинства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

416 Ad Cor., ch. 59–61, обнаружено и впервые опубликовано Вриеннием, 1875. Мы приводим молитву Климента ниже, в конце §66. Молитвы из «Дидахе» (гл. 9 и 10), опубликованные Вриеннием в 1883 г., еще архаичнее и проникнуты духом древней простоты. См. §68. 417 См. о них в т. 3, §98; помимо упомянутой там литературы, см.: Probst (католик), Die Liturgie der 3 ersten Jahrh. Tüb. 1870; С. A. Hammond, Ancient Liturgies (с введением, примечаниями и литургическим глоссарием), Oxford and London 1878. 419 Const. Apost. lib. VII. 47. См. также Daniel, Thesaurus Hymnol., tom. Ill, p. 4, где он назван μνος ωθινς (как в Александрийском кодексе) и начинается со слов: Δξα ν ψστοις θε. См. Tom. II. 268 sqq. Он называется также hymnus angelicus, в то время как Ter Sanctus (из Ис. 6:3 ) позже стал определяться как hymnus seraphicus. Дэниел относит первый к III веку, Рут – ко II веку. Он встречается с незначительными изменениями в тексте в конце Александрийского кодекса Библии (в Британском музее) и в Цюрихской Псалтири, воспроизведенной Тишендорфом в Monumenta Sacra. Автором латинского варианта обычно считается Иларий из Пуатье, IV век. 420 Daniel, I.c. vol. HI, p. 5. См. тж. Const. Αρ. VIII. 37. Гимн μνος εσπερινς или μνος το λυχνικο, начинается словами: Φως λαρν γιας δζης, Αθαντου πατρς ουρανου. 422 Paedag. III. 12 (p. 311 ed. Pott.); тж. см. Daniel, Thesaurus hymnologicus III, p. 3, 4. Дэниел называет его «vetustissimus hymnus ecclesiae», но на это звание может претендовать Gloria in Excelsis. Произведение часто переводилось на немецкий язык: Munter (Rambach, Anthologie christl. Gesänge, I, p. 35); Dorner (Christologie, I. 293); Fortlage (Gesänge christl. Vorzeit, 1844, p. 38) и в рифмованном виде – Hagenbach (Die К. G. der 3 ersten Jahrh., p. 222 sq.). Английский перевод может быть найден в сборнике госпожи Чарльз The Voice of Christian Life in Song, N. York 1858, p. 44 sq., более близкий к тексту – в «Ante–Nicene Christian Library», vol. V, p. 343 sq. 423 Λειτουργα των κατηχουμνων, Missa Catechumenorum. Слово missa (от которого происходит наше «месса») впервые встречается у Августина и в актах Карфагенского собора 398 г. по Р.Х. Оно возникло из объявления о возможности расходиться в конце каждой части богослужения и эквивалентно missio, dismissio. Августин пишет (Serm. 49, с. 8): «Обратите внимание, после проповеди происходит роспуск (missa) новообращенных; верующие остаются». Позже missa стала означать исключительно служение причастия. В Греческой церкви точное соответствие понятия missa – λειτουργα или λιτουργα, служба, литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

И о тех золотых великого государя грамоты из Посольского ж Приказу. II. Записка Мелетия и распоряжения о снаряжении его в дорогу, с собственноручными резолюциями царя Алексея Михайловича. 27 Декабря 1662 г. Пожаловать в дорогу. 1) Складни, чтоб в них написаны были чудотворцы Петр, Алексей, и Ионна и Филипп. 2) Часы маленькие. 3) Пара пистолей и с олстры и с лядункою и с натрускою и с порохом и со всем снарядом. 4) Да чтоб послать великого государя грамоту в Киев, будет доведется послать гонцов к Москве из Молдавской земли и из Царьграда для всяких вестей и воеводы б их пропускали без всякого задержанья. 5) Чтоб пожаловать проезжая грамота как-либо поедет которой патриарх к Москве или кто иной, а на Киев ехать будет от воинских людей нельзе, а приедет к Архангельскому городу или к Риге, чтоб нас не задерживали и подводы б давали до Москвы. 6) Да чтоб послать великого государя грамота в Киев о подводах на чем ехать до Молдавской земли для того что в Киеве купить вскоре не добуду. (Рукою царя Алексея Михайловича написано): Послать. 7) Два человека мои останутся на Москве у газского митрополита, и чтоб великий государь пожаловал велел тем моим людям давать на прокорм свое великого государя жалованье нынешней мой корм по 9 рублей на месяц. Записка другой руки. О покупке книг по письму Газского митрополита (Рукою царя написано и зачеркнуто: Дать на пок. 565 . Доложить меня). (Другая резолюция написана рукою же царя): у патриархов взять нашим словом. О складнях с московскими чудотворцы (Рукою царя написано): Дать на время. О часах маленьких (Рукою царя написано): Дать. О паре пистолей (Рукою царя написано): Дать. 566 О грамоте в Киев о пропуске гонцов его из Молдавской земли или из Царягорода (Рукою царя написано): Послать. И о лошадях на чем ему доехать до Молдавской земли (Рукою царя написано): Дать. О грамотах проезжих патриархом будет выедут к Архангельскому городу или к Риге, чтоб пропускать, будет на Киев им за чем выехать будет немочно. (Рукою царя написано): Послать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Несмотря на явное противопоставление нашим автором языческой веры в случай христианской идее Божественного провидения, 288 эти две теории благополучно уживаются на страницах «Истории против язычников». Весьма любопытен в этом отношении рассказ о двух сражениях Греко-персидских войн, о битве при Микале и сражении при Платеях. Тот факт, что обе баталии произошли в один день, Орозий объясняет «случайными стеченьями обстоятельств», а то, что исход битвы при Платеях уже в полдень стал известен в Азии, «отдаленной столь великими просторами моря и земли», – Божественным определением (II.11.4–5). Зависимость хода истории от случая видна и в объяснении Орозием причин войны Рима с Тарентом. Ничего не говоря об условиях договора 303 г. до н. э., который нарушили римляне, христианский историк начало войны сводит исключительно к случайному происшествию: «В 464 г. от основания Города тарентинцы, заметив во время театрального зрелища вдалеке случайно проплывавший римский флот, неприятельски напали на него» (IV.1.1). Вслед за языческими авторами Орозий верит также в «счастливый случай», который предоставляется герою и который герой не должен упустить. Так, Филипп Македонский, по мнению христианского историка, не упустил удобный случай (facultas) для завоевания всей Греции, который предоставили ему фиванцы, спровоцировавшие войну между греческими городами (III.12.12). В то же время Орозий считает, что Ганнибал, не отправившись после победы у Канн на Рим, упустил тем самым свой шанс: «Нет сомнения, что этот день стал бы последним днем римского государства, если бы Ганнибал вскоре после победы устремился на захват Рима» (IV.16.4). 2.3. Теория четырех Империй Тем не менее, несмотря на все вольные или невольные заимствования из языческой историографии и историософии, Орозий остается благочестивым писателем. Для него Бог . безусловно, инициатор и координатор истории, а также режиссер всего исторического процесса, имеющий представление не только о конечной его цели, но и определивший его логику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы располагаем и определенной информацией о Сульпиции Квиринии. Он был римским сенатором, посланным на подавление беспорядков в Малой Азии в 10–7 гг. до Р.Х. Он стал римским правителем в 6–9 гг. от Р.Х., то есть в период проведения переписи, приведшей к еврейскому восстанию в Галилее. Очевидно, перепись эта проводилась уже после рождения Иисуса, поскольку известно, что он родился до смерти Ирода Великого ( Лк. 1:5 ; Мф. 2:1 ) в 4 г. до Р.Х. Квириний мог быть правителем и в 3–2 гг. до Р.Х., однако и этот возможный период его правления приходится на время после кончины Ирода. Данная хронологическая проблема не решена и поныне. Годы общественного служения Иисуса пришлись на период правления Тиберия (14–37 гг.), когда Понтий Пилат был правителем Иудеи (26–36 гг.), Ирод Антипа – тетрархом Галилеи и части Трансиордании (4 г. до Р.Х. – 34 г. от Р.Х.), а его брат Филипп – тетрархом земель, лежащих к северу и к востоку от Галилейского моря (4 г. до Р.Х. – 34 г. от Р.Х.). Эти сведения приведены в Лк. 3:1 . Пилат был префектом (римским администратором) Иудеи. Должность префекта Иудеи была введена при императоре Августе в 6 г. от Р.Х. При Клавдии, с 44 г., правитель Иудеи стал называться прокуратором (Пилат, соответственно, прокуратором не был). Префект назначался из римского всаднического сословия и должен был подчиняться легату Сирии (сенатору). О предшественниках Пилата известно немного. Первый из них, Копоний, прославился тем, что отремонтировал храм, поврежденный во время мятежа в конце правления бездарного иудейского царя Архелая. Он пользовался популярностью среди иудеев, и его именем были названы одни из городских ворот. Пилат такой популярностью не пользовался. В Евангелиях он представлен как фигура нейтральная, не столько злодей, сколько жертва обстоятельств. В процессе над Иисусом он пытается быть объективным, возможно, даже сочувствует ему, но, по слабости характера и из политических соображений, уступает первосвященникам и дает казни свершится. Филон Александрийский и Иосиф Флавий рисуют несколько иную картину. У них Пилат – администратор, плохо разбирающийся в обстановке, нетерпимый, любящий применять силу, ненавидящий иудеев. Своими действиями, оскорбляющими их религиозные чувства, он постоянно провоцирует их на выступления. Правление Пилата завершилось скандалом. В Самарии его солдаты разогнали религиозную процессию, двигавшуюся к горе Гаризим, культовому центру самаритян. Самаритяне подали жалобу Вителлию, легату Сирии. Пилат вынужден был отправиться в Рим, на суд императора. Он прибыл туда в марте 37 г., когда Тиберий уже скончался. По-видимому, карьера его на этом закончилась. Евсевий пишет (II.7), что в правление Гая (37–41 гг.) Пилат покончил с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Необходимо ясное осознание для элит России всех уровней самой невозможности ориентации на Запад. Запад сам, по своей инициативе, отказался от слова партнёр, заменив его на понятие — враг. Сам. Вы не поняли? Во-вторых, взяточничество, кумовство в самом широком смысле, убивающее конкуренцию, препятствующее социальным лифтам на региональном и федеральном уровнях — главный враг благополучного будущего России. Это создаёт условия и отмычку, через которую Запад, просто враг, вскрывает двери. «Осел, груженный золотом, возьмёт любую крепость.» — говаривал папа Александра Великого Филипп II, примерно в 340 году д.н.э. Не изменилось ничего. В-третьих, система старых федеральных партий и общий уровень доверия к ним не способны вовлечь в политическую деятельность, а главное в управление страной, новую, молодую кровь. Причины самые разные, эта тема отдельной статьи. Даже не одной. Этот уютный полуфеодальный мирок сдержек и компромиссов из четырёх федеральных партий, устраивающий лишь себя и никого больше, окончательно изжил себя. Это прекрасно показал и показывает Хабаровск. Люди не слепые. Партии должны представлять их интересы перед федеральным центром. А не интересы федерального центра в регионах, как происходит сейчас. Большая разница, правда? Когда власть — своя, а её связь с населением не надумана, то в момент внешнего давления происходит всегда одно и тоже. Идите лесом и на хрен — говорит народ внешним силам. Так было в 1812, 1941-ом. Вот что требуется для устойчивости России. Поэтому засуньте в топку ваши рассуждения, оправдывающие низкую явку. Низкая явка равно Р А В Н О Д У Ш И Е, равно отсутствие связи между народом и властью. Остальное — от лукавого. Война требует мобилизации. Мобилизация, в итоге, это — братья и сёстры. Понимаете? Братья и сёстры. Что-то мощное, единое, христианское, позволяющее, хотя бы на время, оставить в стороне прошлые разногласия. Но любая мобилизация требует Честности от всех. Иначе, это разговор про принудилово, заградотряды — поражение. И нет иного выбора для модернизации этой сферы, чем новые игроки на политическом театре действий. И не просто новые. А партии с патриотической повесткой. Российских нехтА, поверьте, вскоре будет с достатком. Если Обама признался, что на смену режима на Украине США напечатали 5 млрд долларов, неужели, Вашингтон зажмётся напечатать 50 ярдов для России?

http://ruskline.ru/opp/2020/09/19/eto_by...

Ф.] так не ругалась. — Хорошо ей было блажить при Николае [Прасковья Ивановна умерла в 1915 г. — иг. Ф.], а поблажи-ка при советской власти» [Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия... Кн. 1. Тверь. 1992. С. 126]. 1298 В молитвах во еже сотворити оглашеннаго ответ на вопрошание 4-е. 1299 На утрени тропари воскресны на непорочнах , глас 5, Слава . 1300 Феофилакт Болгарский на Мф.14:22. 1301 Феофилакт Болгарский на Мф.14:23—24. 1302 Феофилакт Болгарский на Мф.14:25—27. 1303 Феофилакт Болгарский на Мф.14:28. 1304 Феофилакт Болгарский на Мф.14:29—30. 1305 Феофилакт Болгарский на Мф.14:31—33. 1306 Ирмос на 6-й песни, глас 6. 1307 Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Великопостные проповеди. С. 114. 1308 Феофилакт Болгарский на Лк.15:1—10. 1309 В Последовании о исповедании молитва «Господь и Бог наш Иисус Христос» . 1310 В четверток первыя седмицы этот тропарь помещается в данное место последования; в четверток пятыя седмицы на утрени — стоит выше в своем месте (где и прокомментирован) и не повторяется. 1311 Житие Марии Египетской. С. 94. 1312 В Последовании о исповедании увещание «Се, чадо, Христос невидимо стоит» . 1313 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем. С. 306 159). 1314 Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец. 2006. С. 245 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1315 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем. С. 352—353 184; разрядка наша. — иг. Ф). 1316 Там же. С. 230 129). 1317 Там же. С. 181 106). 1318 Там же. С. 180—181 106). 1319 Там же. С. 181 106). О том же говорил и преосвященный Платон (Левшин): «Мир думал, что довольно ко оправданию пред Богом своих так почитаемых добрых дел: Дух истины научил, что все и добрыя наши дела недостаточны и с страстьми смешаны: что оныя только тогда действительны, когда им содействует Евангельская благодать». См.: Платон (Левшин), митрополит Московский. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи...». С. 220. 1320 Страбон. География. X, IV, 4, 7—14. С. 282—287. 1321 Гомер. Илиада, II, 646.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Он начинается с обращения к Диогнету, который характеризуется как весьма желающий узнать, чем христианское учение и способ поклонения отличаются от греческих и иудейских. Автор, радуясь возможности наставить друга–язычника на путь истины, сначала говорит о бесполезности идолов (гл. 2), потом – о предрассудках иудеев (гл. 3, 4); затем он противопоставляет им впечатляющее и правдивое описание образа жизни христианина, который существует в этом мире как невидимая бессмертная душа в видимом тленном теле (гл. 5 и 6) 1358 , и говорит о благах пришествия Христа (гл. 7). Далее он описывает плачевное состояние мира до Христа (гл. 8) и отвечает на вопрос, почему Христос пришел так поздно (гл. 9). В этой связи приводится прекрасный отрывок об искуплении, более полный и ясный, чем любое освещение данной темы до Иринея 1359 . В заключение говорится о благословениях и моральном влиянии христианской веры (гл. 10). Последние две главы, вероятно, были добавлены более молодым современником и помечены в рукописи как таковые; в них говорится о знании, вере и духовной жизни со ссылкой на древо познания и древо жизни в раю. Вера открывает доступ в рай высшего знания о тайнах сверхъестественного мира. Послание к Диогнету представляет собой переход от чисто практической литературы апостольских отцов церкви к рефлективному богословию апологетов. В нем еще сияет жар первой любви. Оно имеет ярко выраженный «павловский» характер 1360 . Оно проникнуто духом свободы и высшего знания, основанного на вере. Упоминаний о Ветхом Завете нет, но нет и следов гностического пренебрежительного отношения к нему. 5 . Автор и время написания. Автор называет себя «учеником апостолов» 1361 , но этот термин приводится в приложении и может быть понят в более широком плане. В рукописи послание приписывается Иустину Мученику , но стиль его более изыскан, выразителен и емок, чем у Иустина, а мысли – более оригинальны и впечатляющи 1362 . Однако послание, по всей вероятности, принадлежит к тому же периоду, то есть к середине II века, и написано скорее раньше, чем позже.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010