Из-за простокваши молочной сильно страдает железа и я вместе с нею. Зачем же я ел ее? – Перестать. Поликарп Михайлов усопший – поминать, его жена жива, Александра, сын Евстафий, 17 октября. Больной душевно самоубийца, [...] Константин Аполлонович, жена Лидия Николаевна. Дмитрий Николаевич [...], жена Ольга Васильевна, дочь Надежда и сын Георгий. 17 октября. 18 октября. Вечер, семь часов. Благодарю Господа, принявшего сейчас тайное мое покаяние в раздражении на слугу мою Евгению. По лишении благодати, мира, и простора, и дерзновения сердечного я с упованием обычным обратился к Богу, Спасителю моему, прося искренно и умиленно прощения в том, что из-за суеты уподобился злому врагу, а не остался верным Богу благому, кроткому и незлобливому; получил прощение и мир с дерзновением, и радость сердечную с легкостью. Слава Богу! 24 октября. Четверг. Согрешил я пред Господом и пред людьми, что ударил в неправедном гневе по щеке рабу Божию Надежду, с которой я прежде ездил в Петербурге по домам для молитвы. Она привезла ко мне для [причастия] душевнобольную жену смотрителя бывшего реального училища Варвару, которая любит много болтать. 19 октября. Благодарю, Тебя, Господи, благоволившего увидеть мне и еще день рождения и крещения и тезоименитства моего; по Твоей милости встречаю восьмидесятый год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и сороковой год жизни, а тут – восьмидесятый год. О, щедроты неисчетные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче Мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня! Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных [ Мф.22:12–14 ]. Христос Бог, Жизнедавец наш, уподобил Себя жениху святому, прекрасному, светоносному, вечному, благоволившему обручиться вечным, нетленным, жизненным обручением в будущей неконечной жизни и в здешней, земной, предобручающему Себя верной душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, вложите это себе в уши: вам и детям вашим, то есть людям всех возрастов без изъятия! И когда сообщается, что после апостольской проповеди крестилось множество народа, сказано, что крестившихся было не три тысячи мужчин и женщин, но три тысячи душ ( Деян.2:41 ), в том числе, несомненно, и дети. Вот примеры семей, где взрослые крестились вместе с детьми: Лидия... и домашние ее ( Деян.16:14–15 ), темничный страж и все домашние его ( Деян.16:33 ), Крисп же, начальник синагоги... со всем домом своим ( Деян.18:8 ), Стефанов дом ( 1Кор.1:16 ). А то, что слова весь дом и подобные указывают на всю семью от мала до велика, знаем уже из Ветхого Завета. Так, Иисус Навин говорит: я и дом мой будем служить Господу ( Нав.24:15 ). Но и от Самого Господа слышим, что малолетство не помеха крещению. Когда к Нему привели детей, чтобы Он помолился о них, а ученики не пускали, Спаситель сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:13–14 ). Итак, если Бог призывает спасаться сызмальства, можем ли мы возбранять младенцам приходить к Нему через святое крещение? Горе тем, чьи дети умирают, не получив крещения водою и Духом! Сектант : Но крещение без веры не может спасать, ибо Писание говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Отсюда ясно, что дети, не имея веры, не могут быть и крещены. Священник : То правда, что младенцы, приносимые для крещения, не могут исповедовать веру в Христа, но они не могут также и отвергать Его. И как в Ветхом Завете обрезание совершалось по вере родителей плотских, так крещение совершается по вере родителей духовных, каковы крестные. И если у младенцев еще нет веры, то она есть у взрослых, которые принимают их от крещенской купели и приносят за них должное исповедание веры. Крестные – духовные родители младенцев, рождающихся в жизнь новую, в Духе. Как плотские родители младенца родили его для жизни телесной, ибо рожденное от плоти есть плоть ( Ин.3:6 ), так родители духовные ручаются пред Богом и Его Церковью, что крещаемый младенец будет воспитан в христианской вере и жить согласно ей 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Как только апостол Павел пришел в Европу, в Филиппах ко Христу обратилась богатая женщина по имени Лидия. Она стала первой европейской христианкой. В этом городе за апостолом и его спутниками ходила бесноватая служанка-прорицательница, которая кричала: «Это рабы Бога Высочайшего, которые возвещают вам путь спасения». Но Павел изгнал демона, который прорицал в женщине, не желая пользоваться свидетельством врага. Хозяева, разъяренные тем, что из-за исцеления служанки у них пропал источник дохода, оклеветали Павла и его сотрудника Силу. Их избили и бросили в тюрьму, забив ноги в колодки. В полночь апостолы молились Богу, и произошло землетрясение, так что двери тюрьмы отворились. Тюремщик хотел покончить с собой, думая, что заключенные сбежали, но, узнав о том, что все на месте, обратился ко Христу вместе со своим семейством. Городское начальство желало тайно выпустить апостолов, но по их требованию принесло им публичные извинения. Затем апостол Павел проповедовал в Фессалониках и в Верии, где ему противодействовали иудеи, так что даже некоторые новообращенные были брошены в тюрьму. Но христиане выкупили их. А святой Павел прибыл в Афины, где был поражен страшным идолопоклонством этого города. Он проповедовал на базаре, а затем его привели в верховный суд ареопаг. – Афиняне, – так говорил апостол, – обходя ваши почитаемые места, я увидел, что вы особенно страшитесь демонов. Среди ваших жертвенников я нашел алтарь, посвященный неведомому Богу. Его-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Он Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. И ваши поэты говорят, что Им мы живем, движемся и существуем. Поэтому мы, как род Бога, не должны думать, что Божество подобно золоту или делу рук людей. Теперь кончились времена невежества, и Бог повелевает всем людям повсюду каяться. Он назначил день Суда, дав всем свидетельство через Мужа, Которого Он воскресил из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Каковы действия предваряющей благодати на человека? Первое действие — это призывание человека ко спасению. Призывание ко спасению имеет две стороны. Во-первых, призыв к покаянию через осознание своей греховности, желание освободиться от живущего в человеке зла. Во-вторых, призыв к вере во Христа как Искупителя, взявшего на Себя грехи мира и потому способного всех избавить от грехов и спасти, как в Лицо, в Котором воплотилась полнота добра, которое должно быть осуществлено и в жизни каждого человека. И проповедь Иоанна Предтечи, и евангельская проповедь Самого Господа Иисуса Христа начинается с призыва к покаянию: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 3, 2; 4, 17; Мк. 1, 15). Но только через покаяние, желание освободиться от зла человек не может обратиться к Богу, необходима еще и вера. Ап. Павел говорит: " Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает " (Евр. 11, 6). Недостаточно веры лишь в бытие Бога как Творца мира, необходима еще вера в воздаяние, в то, что Бог строит Свои отношения с людьми по принципу нравственного взаимодействия. Проповедь первых христиан после сошествия Святого Духа строится именно таким образом. Например, проповедь ап. Петра (Деян. 2, 38) содержит сначала призыв к покаянию, а затем краткое изложение содержания веры. Слово Божие учит, что этому содействует Божественная сила, Божественная благодать. Ап. Павел говорит: " Благовествование (христианская проповедь. — О. Д.) есть сила Божия ко спасению всякому верующему " (Рим. 1, 16). Эта схема древней христианской проповеди сохраняется до сих пор в чинопоследовании оглашения: сначала призыв к покаянию, который запечатлевается отречением от сатаны, т. е. решимостью порвать всякие отношения с царством тьмы, а затем исповедание веры, которое находит свое выражение в сочетании со Христом и в чтении Символа веры. Однако призыв к покаянию и научение, согласно Свщ. Писанию, это не просто сообщение человеку некоторой суммы знаний о Боге и о духовной жизни: " Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец " (Ин. 6, 44); " Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего " (Ин. 6, 65). В Деян. (16, 14) говорится об обращении Лидии из Фиатир, торговавшей багряницей: " Лидия... слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел " ; " Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым " (1 Кор. 12, 3).

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

«Коль ты решил бы из чужих кого-нибудь, Христе, избавить от Твоей немилости, Платона и Плутарха для меня избавь! Они ведь оба словом и обычаем Твоих законов неизменно держатся. А коль неведом был Ты им как Бог-Творец, Ты должен оказать им милосердие, Раз Ты желаешь всех спасти от гибели» Знаток античности, Ф.Ф. Зелинский говорил, что античная культура стала для европейской, в том числе и русской, культуры, “ветхим заветом”, символом, исполнением этого он считал церковь Богородицы Марии в храме богини мудрости Минервы. О. Александр Мень считал, что “дохристианский мир сделал все доступное человеку, чтобы постичь смысл жизни и обрести Бога”, а святитель Николай Сербский ставил мудрецов других культур мира наравне с библейскими пророками. Святейший Патриарх Кирилл  в своем Рождественском послании 2016 года сказал: «Вся история человечества до Рождества Христова по сути есть история поисков Бога, когда лучшие умы пытались понять, кто же является источником той сверхъестественной силы, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек». Конечно, все это я привожу  не для того, чтоб подавить кого-то обилием ссылок на «авторитеты» — никакого «авторитета», которого надо слушаться беспрекословно и не рассуждая, в светском смысле, в Церкви Христовой нет. Есть Христос, но Он не авторитет, а Спаситель. Наше дело – усвоить это спасение себе, принять его, и христиане всех веков сходятся на том, что античное наследие помогло  христианам в этом. Античная культура  мне видится первой христианкой Европы, Лидией, которая упоминается в Новом Завете и чьим  ремеслом была выделка дорогих царских тканей: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас «.(Деян. 16:14—15). Образно говоря, античная Европа своей культурой исткала и сшила прекрасный хитон и гиматий в дар Христу. У философа могла быть только одна философия

http://pravmir.ru/antichnost-odela-hrist...

Крещение благодатно: Все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом ( 1Кор. 12:13, 6:11 ). Он будет крестить Духом ( Мф. 3:11 ). Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22:16 ); Это баня возрождения и обновления Святым Духом ( Тит. 3:5 ). Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш ( Деян. 2:38–39 ) (речь об обетовании Святого Духа и воскресения). Дети способны принимать благодать: Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк. 10:14, 16 ). Иоанн Креститель исполнился Святого Духа еще от чрева матери своей ( Лк. 1:15 ). О Иеремии: прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя ( Иер. 1:5 ). Крещение – обрезание: В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым ( Кол. 2:11 ), а обрезание в Ветхом Завете делали на 8-й день ( Быт. 17:12 ; Лк. 2:21 ); посвящали Господу на 40-й ( Исх. 13:2, 2:22 ). Между тем как Авраам знак обрезания он получил, как печать праведности чрез веру, которую имел в необрезании ( Рим. 4:11 ). Вера приносящих: Иисус, видя веру их. говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои ( Мк. 2:5 ). По вере родителей Господь исцелял детей их: хананеянка ( Мк. 7:25 ); Иаир ( Мк. 5:41 ); лунатик ( Мк. 9:27 ); благословлял ( Мк. 10:13–16 ). По вере сотника исцелен слуга ( Мф. 8:6–13 ). Все сравнения не исключают детей: все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие ( 1Кор. 10:1–4 ); погребение ( Рим. 6:4 ); потоп ( 1Пет. 3:20–21 ); баня ( Тит. 3:5 ). Крещение домашних: крестилась она (Лидия) и домашние ее ( Деян. 16:15 ); темничный страж крестился сам и все домашние его (ст. 33). Павел крестил дом Стефаниев ( 1Кор. 1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Лидия, вероятно, сделалась приверженицей иудейских религиозных обрядов ещё в своём родном городе. В Фиатире существовала иудейская колония, которая оказывала значительное влияние на город, и под их влиянием образовался смешанный культ – полуиудейский, полуязыческий, который в Апокалипсисе ( Откр.2:20 ) называется «женой Иезавелью» 6 . «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из неё. И дух вышел в тот же час» ( Деян.16:16–18 ). В древности широко было распространено убеждение, что прорицание или чревовещание, которым, очевидно, отличалась служанка, было результатом сверхъестественного влияния, и это провещание предполагало способность предсказывать будущее. Этому верила и сама девица. Но конечно, эта область так таинственна, что наука не в состоянии проникнуть в неё и должна принимать как факт, ещё ждущий своего объяснения. А факт состоит в том, что так или иначе девица обладала даром прозорливости и этим доставляла своим господам изрядный доход. Но вот в лице пришельцев она своей болезненно-чуткой душей почуяла присутствие совершенно новой силы, гораздо более могучей, чем та, которою была одержима сама, потому что эта новая сила была силой Бога Вышнего, способной избавить от всякого духовного рабства. И она была избавлена от своего тяжёлого одержания 7 . Когда апостол Павел обернулся к ней и приказал духу во имя своего Учителя выйти из неё, то девица была до крайности смущена и потеряла свою провещательную силу. Когда вслед за тем она попыталась говорить, как делала она раньше, то оказалась неспособной к этому, и через несколько дней сделалось очевидным, что она совсем потеряла прежнюю способность к предсказаниям. Вместе с этой способностью исчезло её влияние на суеверное население: народ перестал приходить к ней с целью узнать свою судьбу, найти указание в поисках потерянных предметов и т. д. Таким образом, значительный доход, который она давала в пользу своих господ, прекратился, и эти последние, зная, кто причинил им этот убыток, добивались мщения. Это был отнюдь не редкий мотив к возбуждению гонения на христианскую церковь в позднейшее время и на этой стадии, когда христианство было ещё религией неизвестной, оно с вероятностью могло возбуждать противодействие себе среди язычников просто вследствие того, что затрагивало интересы какой-нибудь личности или класса населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sv-apo...

    Лидия Валерьяновна  (с большим интересом). Давно он был у вас последний раз?     Подгорный . Давно.     Лидия Валерьяновна . Я обязательно хочу его видеть, Андрей Евгеньевич.     Подгорный  (задумчиво). Мне кажется, он скоро должен быть.     Лидия Валерьяновна . Я его спрошу о том, о чём вас, помните, давно спрашивала: зачем люди живут? Дедушка знает?     Подгорный . Он не знает -- он верит: это выше.     Лидия Валерьяновна . Ну, а вот среди нас, интеллигенции, никто не знает. Хотя бы для самого себя.     Подгорный . По-моему -- никто.     Лидия Валерьяновна . Зачем же вид делают, что знают? Зачем и себя обманывают, и других обманывают?     Подгорный . Нет, Лидия Валерьяновна, теперь уж и вида не делают... Спросите кого-нибудь, вот так просто и прямо, как вы меня спрашиваете: зачем жить? И всем это покажется неловким, неуместным, наивным... И главное, избитым, старым, надоевшим до тошноты...     Лидия Валерьяновна . Значит, так и жить без ответа?     Подгорный . Так и жить... Пауза.    Мы плохо пируем, Лидия Валерьяновна.     Лидия Валерьяновна  (улыбаясь). Я плохо хозяйничаю. (Наливает вино.)     Подгорный . А себе?     Лидия Валерьяновна . И себе. (Наливает.) В соседней комнате шум и голоса.    За что же наш тост?     Подгорный . За будущую веру. Входят  Татьяна Павловна ,  Пружанская ,  Иван Трофимович ,  Лазарев ,  Ершов ,  Сниткин ,  Сергей Прокопенко , впереди всех  Николай Прокопенко , сзади  Вассо . У некоторых в руках стаканы с вином. Очень шумно.     Николай Прокопенко . Хороши, голубчики! Мы ждём музыки, а они, видите ли, выпивохом устроили!     Ершов  (с бокалом). Я ещё не чокался с вами, почтеннейшая Лидия Валерьяновна.     Лидия Валерьяновна . Я не пью.     Ершов . Или только с избранными?     Николай Прокопенко . Просим тур.     Лидия Валерьяновна . Я не буду играть сегодня.     Иван Трофимович . Сыграла бы, голубчик.     Сергей Прокопенко . Сегодня такой изумительный день -- не хватает одной только музыки, Лидия Валерьяновна...     Лидия Валерьяновна . Не могу...

http://predanie.ru/book/117060-proza-pes...

Лидия Валерьяновна  (с большим интересом) . Давно он был у вас последний раз? Подгорный. Давно. Лидия Валерьяновна. Я обязательно хочу его видеть, Андрей Евгеньевич. Подгорный  (задумчиво) . Мне кажется, он скоро должен быть. Лидия Валерьяновна. Я его спрошу о том, о чём вас, помните, давно спрашивала: зачем люди живут?  Дедушка знает? Подгорный. Он не знает – он верит: это выше. Лидия Валерьяновна. Ну, а вот среди нас, интеллигенции, никто не знает. Хотя бы для самого себя. Подгорный. По-моему – никто. Лидия Валерьяновна. Зачем же вид делают, что знают? Зачем и себя обманывают, и других обманывают? Подгорный. Нет, Лидия Валерьяновна, теперь уж и вида не делают… Спросите кого-нибудь, вот так просто и прямо, как вы меня спрашиваете: зачем жить? И всем это покажется неловким, неуместным, наивным… И главное, избитым, старым, надоевшим до тошноты… Лидия Валерьяновна. Значит, так и жить без ответа? Подгорный. Так и жить… Пауза. Мы плохо пируем, Лидия Валерьяновна. Лидия Валерьяновна  (улыбаясь) . Я плохо хозяйничаю.  (Наливает вино.) Подгорный. А себе? Лидия Валерьяновна. И себе.  (Наливает.) В соседней комнате шум и голоса. За что же наш тост? Подгорный. За будущую веру. Входят Татьяна Павловна, Пружанская, Иван Трофимович, Лазарев, Ершов, Сниткин, Сергей Прокопенко, впереди всех Николай Прокопенко, сзади Вассо. У некоторых в руках стаканы с вином. Очень шумно. Николай Прокопенко. Хороши, голубчики! Мы ждём музыки, а они, видите ли, выпивохом устроили! Ершов  (с бокалом) . Я ещё не чокался с вами, почтеннейшая Лидия Валерьяновна. Лидия Валерьяновна. Я не пью. Ершов. Или только с избранными? Николай Прокопенко. Просим тур. Лидия Валерьяновна. Я не буду играть сегодня. Иван Трофимович. Сыграла бы, голубчик. Сергей Прокопенко. Сегодня такой изумительный день – не хватает одной только музыки, Лидия Валерьяновна… Лидия Валерьяновна. Не могу… Сниткин. Собственно говоря, музыка наводит грусть. Николай Прокопенко. Тогда речи. Ершов. Мы не говорили ещё речей! Николай Прокопенко. Кой чорт праздник без речей!

http://azbyka.ru/fiction/intelligenciya/

    Лидия Валерьяновна  (с большим интересом). Давно он был у вас последний раз?     Подгорный . Давно.     Лидия Валерьяновна . Я обязательно хочу его видеть, Андрей Евгеньевич.     Подгорный  (задумчиво). Мне кажется, он скоро должен быть.     Лидия Валерьяновна . Я его спрошу о том, о чём вас, помните, давно спрашивала: зачем люди живут? Дедушка знает?     Подгорный . Он не знает -- он верит: это выше.     Лидия Валерьяновна . Ну, а вот среди нас, интеллигенции, никто не знает. Хотя бы для самого себя.     Подгорный . По-моему -- никто.     Лидия Валерьяновна . Зачем же вид делают, что знают? Зачем и себя обманывают, и других обманывают?     Подгорный . Нет, Лидия Валерьяновна, теперь уж и вида не делают... Спросите кого-нибудь, вот так просто и прямо, как вы меня спрашиваете: зачем жить? И всем это покажется неловким, неуместным, наивным... И главное, избитым, старым, надоевшим до тошноты...     Лидия Валерьяновна . Значит, так и жить без ответа?     Подгорный . Так и жить... Пауза.    Мы плохо пируем, Лидия Валерьяновна.     Лидия Валерьяновна  (улыбаясь). Я плохо хозяйничаю.  (Наливает вино.)     Подгорный . А себе?     Лидия Валерьяновна . И себе.  (Наливает.) В соседней комнате шум и голоса.    За что же наш тост?     Подгорный . За будущую веру. Входят  Татьяна Павловна ,  Пружанская ,  Иван Трофимович ,  Лазарев ,  Ершов ,  Сниткин ,  Сергей Прокопенко , впереди всех  Николай Прокопенко , сзади  Вассо . У некоторых в руках стаканы с вином. Очень шумно.     Николай Прокопенко . Хороши, голубчики! Мы ждём музыки, а они, видите ли, выпивохом устроили!     Ершов  (с бокалом). Я ещё не чокался с вами, почтеннейшая Лидия Валерьяновна.     Лидия Валерьяновна . Я не пью.     Ершов . Или только с избранными?     Николай Прокопенко . Просим тур.     Лидия Валерьяновна . Я не буду играть сегодня.     Иван Трофимович . Сыграла бы, голубчик.     Сергей Прокопенко . Сегодня такой изумительный день -- не хватает одной только музыки, Лидия Валерьяновна...     Лидия Валерьяновна . Не могу...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010