Господи, помилуй (40). Всесвятая Троице, Боже и Содетелю сего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и иже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитеся, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Таже постой мало Дóндеже утешатся вся чувства, рцы: «Блажен муж...» разумно, со умилением и вниманием сердечным. 97 . На Руси Псалтирь была настольной книгой, ибо по ней учили детей грамоте и страху Божию. Псалмопение возгревает молитвенный дух и любовь к своему Создателю. Все, как бы в богатой сокровищнице, собрано в книге псалмов. Псалмы выходят в православное богослужение. 98 . Блаженный Филимон, предаваясь подвижническим трудам, вил вервий и плел корзины, которые отдавал эконому, получая от него хлебцы которыми питался. У него было правило: пропевать за ночь всю Псалтирь и песни неспешно, без суетливости. Молясь и услаждаясь созерцанием небесного, ум его пребывал в духовном радовании, осеняемый Божественным просвещением. Больше всего святой авва Филимон услаждался чтением Псалтири: «Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждения сокрытыми в них всяческими созерцаниями; ибо они объемлют все Божественное Писание». 99 . Преподобный Спиридон, подвижник Киево-Печерской лавры, имея страх Божий и ища премудрость Божию, знал на память всю Псалтирь, каждый день пропевая ее. Тридцать лет трудясь с другом своим Никодимом в печении просфор, он совершал ежедневное богохваление, воспевая Псалтирь и сподобился дара чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

[ Стих 11. Иногда тебе непотребнаго, ныне же тебе и мне благопотребна. Апостол применяет здесь само имя Онисима, которое с греческого значит полезный, νσιμος]. Стих 12. Ты же его, сиречь мою утробу, приими. В Онисиме апостол посылает плод своей сердечной любви к Филимону: он сам хочет испытать, предпочтёт ли Филимон права свои, как господина, или откажется от них в силу привязанности к апостолу. Стих 15. Негли бо ради, сего разлучися на час, да вечна того приимеши. В самых маловажных случаях и даже в несчастиях и неприятностях апостол усматривает премудрую руку промысла, направляющего всё во благое и содевающего спасение людей. Бегство Онисима послужило поводом к сближению его с Павлом, а через то и к спасению. Стих 16. Не к тому аки раба, но выше раба. Христианство сгладило различия между рабами и господами: все стали братьями. И Филимон должен принять Онисима, как брата не только по вере, но и по плоти, потому что он его домочадец. [ Стих 18. Аще же в чесом обиде тебе. Апостол Павел берётся возместить Филимону материальный убыток, который причинил ему Онисим своим бегством. На этом основании святые Иоанн Златоустый и Феодорит предполагают, что Онисим совершил воровство у Филимона и с тем бежал. Однако, вряд ли можно допустить, чтобы Онисим, принадлежавший к числу 70-ти апостолов, посылаемый для проповеди о покаянии перед приближающимся Царством Божиим Самим Христом и получивший от Него дары исцелений и чудотворений ( Лк.10:9 ), мог совершить подобный проступок – неясно, правда, и то, каким образом один апостол мог оказаться в рабстве у другого – скорее всего между ними возникло некое недоразумение, и в минуту горькой и, вероятно, несправедливой обиды, апостол Онисим и бежал за разрешением её к апостолу Павлу, как к старцу, пользовавшемуся уважением Филимона. По законам, однако, бежавший раб подлежал сильному бичеванию и заключению в темницу. Вместо этого, апостол просит ему братского приёма]. [ Стих 19. Аз Павел написах рукою моею. Это была или собственноручная приписка апостола, или указание на то, что всё Послание было написано апостолом собственной рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Чудо 53 . Прокопий из Елевферополя имел неизлечимую болезнь, на носу у него наростало тело. Никто из лекарей не мог уничтожить его. Взявши с собою слугу Феодора, Прокопий отправился к Киру и Иоанну и не ошибся в надежде: болезнь его, хотя и не скоро, была уничтожена. Лекарством был перец, жареный на сковороде, который он клал в нос. Между тем слуга его юноша Феодор часто купался в море и играл в волнах. Однажды морская собака схватила его за ногу, потащила его в море и зарыла в песок, думая тем убить свою добычу и обратить ее в пищу себе. Юноша молился св. мученикам, и они скоро представ и сказав ему: «не кричи», вытащили за волосы на берег. Вытащенный из воды, он уже не имел дыхания; спустя немного они дали ему и дыхание, а глубоко израненная собакою нога на подошве от пятки до пальцев была заживлена ими мазью из воска. Он и бывшие тогда при этом событии доселе живы. Чудо 60 В Константинополе некто Феодор имел страшную болезнь. Нога его воспалилась и так поражена была огнем, что потеряла вид свой. Врачи не могли утишить огня, который готов был разлиться по всему телу. Святые мученики являются во сне диакону Иоанну, который сам был из Константинополя и, будучи исцелен ими, служил в храме их, как сказано выше (чудо 11), и приказывают написать Феодору, чтобы он прибыл к ним. Получив письмо Иоанна и веруя приказавшим написать его (ибо Иоанн даже не знал, что Феодор одержим такою болезнию), он отправляется к мученикам и они скоро даровали ему исцеление, а врачевство состояло в мазании ноги глиною, разведевною в воде, которою Египтяне замазывают горла больших глиняных сосудов с вином. На это врачевство указали Феодору сами мученики, явившись сму во сне. Получив здравие, он возвратился в Царьград 15 . Чудо 61 Диакон Филимон из Финикии сам просил Софрония описать бывшее с ним чудо. Он имел две болезни: страдание печени и фистулу, постоянно источавшую материю из шеи. Оставив врачей, он обратился к Киру и Иоанну. Когда он спал в храме их, являются ему оба мученика: один разсматривал печень и утишал страдания ея, а другой изсушал токи фистулы. Прикасавшийся к печени приказывал взять зеленых маслин и одне есть, а другия, размягчив, прикладывать к печени; а другой велел растирать листья лимона и прикладывать к фистуле. Исполнив то и другое приказание, Филимон исцелился от обеих болезней. Чудо 62

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Пр. иже в Латре. Военачальник из Царьграда, чудесно спасенный Господом во время бури на море, он сделался иноком и проводил строгую подвижническую жизнь на горе Латрийской (близ Милета, в Карии, в Малой Азии). Потом он переселился на северную сторону горы, в Келливарский монастырь, где был сделан игуменом. Удалившись затем для затворнических подвигов в одну пещеру, он все 6 дней недели пребывал в глубоком безмолвии и уединении, и только по воскресеньям принимал пищу и поучал братию, поселившуюся около него для назидания примером его св. жизни и его душеспасительными наставлениями. За свои дивные подвиги он сподобился дара чудотворения и скончался мирно. Время жизни его относят к VIII-IX в. Пр. Apkaдiя, ученика пр. Ефрема Новоторжского. См. 14 авг. 14 . В. Свв. мученик: рса, и по М.В.С. и Х.М.: и еотха. Свв. «Фирс чудный, и богомудрый Каллиник, и славный Левкий» пострадали за Христа в гонение Декия в Вифинской области. Св. Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом. Св. Фирс, будучи «силою креста укрепляем», «строгания телесная» и другие истязания невредимо претерпел и скончался мирно. Св. Каллиник, будучи идольским жрецом в Аполлонии, видя мужество и чудеса св. Фирса, уверовал во Христа и был усечен мечом. Свв. «Филимон ведший, Ариан пребогатый, мудрый Аполлоний » и вместе с ними Феотих с 3-мя протекторами (царскими телохранителями) пострадали в Антиное Египетском, при Диоклетиане. Аполлоний, чтец в г. Антиное, убоявшись мучений, упросил язычника Филимона, искусством музыканта, принести за него жертву идолам. Но когда переодетый в одежду Апподония Филимон твердо исповедал себя пред мучителями христианином, то Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа. После мучений оба свв. мученика были усечены мечом. Мучитель их Ариан, видя чудеса свв. мучеников, также обратился ко Христу со всем домом своим, за что и был предан смерти. Четыре протектора (из которых Феотих был старшим) добровольно предали себя на мучения за Христа. В церковной службе муч. Феотих и прочие протекторы не упоминаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

А если Ефим Кузмин надеется оправдать запрещение законными правилами, то пусть первее представит от Куреневского монастыря грамоту, по каким именно правилам оный в таком деле поступил: тогда будем видеть“. А так как из показания Лакеева обнаружилось, что он был отчасти виновником проступков своей приемной дочери, первой жены Филимоновой, то определено: „хотя и Ефимова в том грехе ненамеренность, обаче, когда Филимон и его родители безвинно пострадали от церкви отлучение, кольми паче сам Ефим со всем его семейством должен законно понести таковую же епитимию, по крайней мере, подобную своему свату“ 46 . Так властно инок Павел, от имени Амвросия, отстаивал свои определения и отстранял поползновения к неповиновению им! Но здесь же он должен был испытать, что и привыкшие к бесправию старообрядцы не особенно расположены подчиняться даже авторитету митрополита. Дело Филимона Тугарева этим не кончилось, – оно тянулось еще около года. Грубенские „предстоятели церковные и старейшие прихожане“ прислали новое прошение в митрополию о том, чтобы Тугаревых не освобождать от церковного отлучения, даже усилить им наказание. 29 марта 1848 года отправлено в ответь им новое, составленное Павлом „послание“, в котором говорилось между прочим: „Если ревнуете большему запрещению, то да не будет ваша ревность без разума, ибо безгласно никакая казнь церковная ни на кого не возлагается; для того большего вашего ревнования неоднократно поведено чрез Ефима Козмина представить прежде доказательные правила, по рассмотрении коих, если истинно будет подлежать Филимон Петров большему наказанию, тогда абие навершится; кроме же всего такового изъяснения за неуместную дерзость подлежать будет, как уже и подлежит, сам Ефим Козмин равному запрещению, какое выдержал сват его Тугарев... И воистину, если ныне еще преслушаете и не представите ясного обличения от св. Писания, и отлучите Филимона от собора верных, то уже всяко и сами, а наипаче Ефим Козмин с женою то же понесут, и все участвовавшие в безрассудной своей дерзости“ 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на послание к Филимону Святитель Феофан Затворник вошел в историю Церкви своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии святителя Феофана занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Предлагаемое здесь «Толкование на послание к Филимону» — часть «Толкового Апостола» святителя Феофана Затворника. Послание святого апостола Павла к Филимону истолкованное святителем Феофаном Введение В одно время с посланием к Колоссянам было написано и послано и послание к Филимону. Предлагаем и толкование сего последнего вместе с первым, хотя по содержанию оно очень прилично стоит в ряду с пастырскими посланиями, ибо дает пастырям очень назидательный пример попечения о спасении душ и того, как должно действовать в обстоятельствах, подобных тем, коих касается послание. «Филимон был из числа уверовавших, жил в Колоссах, где дом его сохранился и до настоящего времени»,— пишет Феодорит. «Он был одним из почтенных и благородных мужей» (святой Златоуст). К вере обращен самим святым Павлом, который потому пишет ему: «сам себе ми еси должен» (— 19). Где обращен, на это нет указаний. Можно полагать, в Ефесе, во время долговременного там пребывания святого Павла, ибо Колоссы с Ефесом были в постоянных сношениях, торговых и, кажется, административных. Уверовав, святой Филимон не пребыл бесплодным, но представлял и в своем лице, и во всей семье образец веры и жизни по вере. Святой Павел называет его «споспешником» своим; почему надо полагать, что он немало содействовал обращению своих сограждан, то сам по себе, то совместно с Епафрасом; уверовавшим же пребывать в вере содействовал тем, что дом свой сделал местом собрания их, где они насыщались и учением, и таинствами. Вообще «дом его был пристанищем для всех святых, и святой Павел свидетельствует, что им «утробы святых почиша» (—7)» (святой Златоуст). В это время, когда писано послание, не видно, чтоб он принадлежал к освященным лицам. Но впоследствии, как предание передает, он был епископом, по одним — в Колоссах же (Постановления Апостольские,7,49), по другим — в Газе, и приял мученический венец при Нероне в Колоссах, вместе с Архиппом и Апфиею от правителя Ефесского. Память его, вместе с Архиппом и Апфиею 22 февраля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Советск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенская церковь была обращена в приходскую из упраздненного в 1740 году Успенского женского монастыря (основанного в 1678 году). Церковь была деревянной и неоднократно подвергалась пожарам. На основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство каменной Успенской церкви. В 1788 году каменная церковь была построена об одном теплом приделе и расширена в 1796 году пристройкой двух холодных приделов. В таком виде церковь существовала до 1862 года. К этому времени в слободе сложился зажиточный слой купечества, и его представители считали за честь своим материальным участием украшать храмы в слободе. С 1862 по 1867 годы Успенская церковь, холодная часть ее, перестраивается и делается вся с духовым отоплением. Позже на средства семейства П.П. Носова была построена новая просторная ограда — на опочном цоколе с такими же опочными точеными столбами, забранными кованными узорчатыми решетками. Вносят свои пожертвования в украшение церкви купцы Д.Д. Якимов, М.И. Кошкин, Н.П. Утробин. Строится каменная паперть. Изготавливается двухярусный иконостас, в котором пишутся 16 картин (икон) в стиле католицизма учеником К. Брюллова, известным художником Эльвиро Андриолли, находившимся в вятской ссылке. Этот великолепный и богатый храм был описан в 1918 году с целью учета и изъятия ценностей. В 1930 году церковь была закрыта. Какое-то время в ней размещался музей религии, затем использовалась как производственное здание различными организациями. В 1989 году Успенскую церковь начали реставрировать по чертежам, сделанным нашими предками более ста лет назад и сохранившимся в местном музее. С августа 1991 года в ней возобновляется служба. 19 апреля 2008 года на нее водружен колокол кукарского литья (снятый с пожарной каланчи). Успенская церковь ведет свою историю от кукарского Успенского женского монастыря, который был основан в слободе Кукарке не позднее 1678 года. Церковь в монастыре была деревянной, служила немногие годы, перестраивалась, неоднократно подвергалась пожарам. В 1740 году монастырь был упразднен, а церковь переведена в приходскую. После пожара 1750 года церковь выстроена в 1764 году, но и она сгорела в 1780-х годах. Еще при существовании деревянной церкви, на основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года, вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство каменной Успенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03675

Фамарь От др.-евр. име­ни (Тамар) — “смо­ков­ни­ца” Фануил Значе­ние не ясно От др.-евр. име­ни (Перец) — “раз­рыв, разрывающий” Сын Иуды (1) и Фамари, брат-близ­нец Зары. Родил­ся пер­вым, опе­ре­див бра­та: “И во вре­мя родов ее (Фамари) пока­за­лась рука; и взя­ла пови­валь­ная баб­ка и навя­за­ла ему на руку крас­ную нить, ска­зав: этот вышел пер­вый. Но он воз­вра­тил руку свою; и вот, вышел брат его. И она ска­за­ла: как ты рас­торг себе пре­гра­ду? И наре­че­но ему имя: Фарес” ( Быт 38:28-29 ). От др.-евр. име­ни (Терах), воз­мож­но — “гор­ный козел” или “блуж­да­ю­щий, странник” От древ­не­греч. име­ни Φοβη (Фойбе) — “ясная, светлая” Помощ­ни­ца апо­сто­ла Павла, упо­ми­на­е­мая в Посла­нии к Римля­нам: “Представ­ляю вам Фиву, сест­ру нашу, диа­ко­нис­су церк­ви Кенхрей­ской. Прими­те ее для Госпо­да, как при­лич­но свя­тым, и помо­ги­те ей, в чем она будет иметь нуж­ду у вас, ибо и она была помощ­ни­цею мно­гим и мне само­му”. ( Рим 16:1-2 ) Филимон От древ­не­греч. име­ни Φιλμων (Филемон, Филимон), про­исх. от φιλω (филео) — “любить” Апостол от семи­де­ся­ти, колос­ся­нин, адре­сат Посла­ния к Филимо­ну, напи­сан­но­го апо­сто­лом Павлом. (Флм) Филипп От древ­не­греч. име­ни Φλιππος (Филип­пос): φιλω (филео), “любить” + ππος (хип­пос), “лошадь” Финеес От др.-евр. име­ни ‎ (Пинехас) — воз­мож­но, про­исх. от еги­петск. Pa-nehasi — “тем­но­ко­жий” От др.-евр. име­ни (Тирца), про­исх. от (раца) — “быть рас­по­ло­жен­ным, при­ни­мать с удовольствием” Флегонт От древ­не­греч. име­ни Φλγων (Флегон), про­исх. от φλγω (фле­го) — “жечь, зажи­гать, освещать” От име­ни Θωμς (Томас) — древ­не­греч. тран­скрип­ции ара­мей­ско­го име­ни, про­исх. от др.-евр. (теом) — “близ­нец” Один из две­на­дца­ти апо­сто­лов, про­зван­ный Фомой Неверу­ю­щим за пыт­ли­вый и сомне­ва­ю­щий­ся ум (вло­жил пер­сты в раны Христа, чтобы убе­дить­ся в Его вос­кре­се­нии — Ин. 20:25-28 ). Форту­нат От рим­ско­го ког­но­ме­на (лич­но­го или родо­во­го про­зви­ща) Fortunatus — “удач­ли­вый, счастливый”

http://azbyka.ru/shemy/imena-biblejskie....

Прп. Паисий Величковский именует молитву Иисусову Божественным умным деланием и хранением сердечного рая (Паисий (Величковский), прп. Об умной или внутренней молитве. М. 1902. С.5—8). Также Иисусову молитву называет умным деланием прп. Исихий Иерусалимский (Исихий Иерусалимский, прп. Слово о трезвении и молитве//Добротолюбие. Т.2. С.185, 199). И надо признать, что, в основном, бывает принято считаь умным деланием именно занятие молитвой Иисусовой. Спасение наше совершено Господом Иисусом Христом, и потому основное делание нашего ума должно быть — непрестанное обращение к Нему. Как говорит авва Филимон, нам, чтобы не быть лишь по-внешнему христианами, должно иметь сокровенное поучение в сердце т.е. в своей мысли трезвенно, со страхом и трепетом говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! — это и есть путь безмолвия и умного делания. Ум не должен быть празден, он должен поучаться именно в этом делании (Филимон, авва. Сказание об авве Филимоне//Добротолюбие. Т.3. С.364—365). «Молитва, — говорит прп. Нил Синайский, — есть приличное достоинству ума делание, или лучше, настоящее его употребление» (Нил Синайский. Слово о молитве//Добротолюбие. Т.2. С.217). Как сообщает св. Иоанн Лествичник, отцы упоминаемой им обители даже во время трапезы не прекращали умного делания, но тайными знаками напоминали друг другу о внутренней молитве, т.е. умным деланием прп. Иоанн Лествичник именует внутреннюю молитву (Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб. 1996. С.38). И, по св. Исихию Иерусалимскому, именно имя Иисусово должно быть хранимо в сердце, оно — предмет внутренней молитвы, умного делания (О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 191). Однако, те же святые отцы учат, что умное внутреннее делание, хранение ума, трезвение, внимание есть не только тщательное упражнение в молитве Иисусовой. Прп. Исихий Иерусалимский молитву Иисусову считает лишь одним из способов трезвения. Другие упоминаемые им способы: неотступное смотрение за мечтанием или прилогом, чтобы таковое не явилось в уме; хранение сердца всегда глубоко молчащим; непрестанное в душе помятование смерти (О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С.160—161). О том же учит прп. Филофей Синайский (Главы о трезвении//Добротолюбие. Т.3. С.401—402). Вообще, описанию различных способов умного делания посвящены две главы данной диссертации: Виды умного делания и Сущность умного делания. Здесь же есть смысл привести следующее интересное рассуждение св. Исаака Сирина: «Житие умное есть дело сердца, состоящее в непрестанном помышлении о суде, т.е. о правде Божией и приговорах Божиих, также в непрестанной молитве сердца и в мысли о Промысле и попечении Божием, частном и общем, об этом мире, и в охранении себя от страстей тайных, чтобы не вторглась какая-нибудь из них в область сокровенную и духовную. Все это есть дело сердца; оно-то и называется житием умным» (Слова подвижнические. С.393).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Далее, апостол указывает на действие Промысла в случившемся, поскольку в результате своего бегства Онисим стал христианином. Долговременное пребывание в христианском доме Филимона не дало того, к чему привела его встреча с апостолом Павлом. Он предлагает рассматривать произошедшее не как преступление, а как временное отлучение (εχωρσθη 297 ), приведшее к подлинному благу, которого желал бы Онисиму сам Филимон 298 . Апостол употребляет выражение «может быть» (τχα), подчеркивая вероятность именно такого замысла Божия, также «чтобы господин оказал снисхождение; а с другой стороны сказал: “может быть” потому, что бегство было совершено по самоуправству и извращенному рассуждению, а не с добрым намерением. Не сказал: ради сего убежал, но: “для того отлучился”, чтобы более приличным выражением скорее склонить (господина) к милости» 299 . Временное отлучение сделало возможным то, чтобы Филимон вновь принял его, теперь уже навечно (αινιον). Это указание на то, что Онисим больше не повторит свой побег 300 , а также на их совместное пребывание в вечности Царства Христова 301 . Хозяин ничего не теряет от произошедшего, поскольку раб, сделавшийся христианином, покорно возвращается к нему в новом статусе возлюбленного брата (δελφς γαπητς) 302 . Здесь апостол, впервые за все послание называет Онисима рабом, и сразу же поднимает его на небывало высокий уровень 303 . Он делает это постепенно, сначала прося принять беглеца «больше чем раба» (υπερ δολον), а затем уже как любимого брата, тем самым уравнивая его с господином (ср. 1:7:20). Вступление Онисима в Церковь , где социальные различия не имеют принципиального значения, поставило раба на одну ступень с хозяином-христианином. Отныне их отношения должны быть переосмыслены, преобразованы в духе Евангелия и «определяться их принадлежностью единому Господу» 304 . Можно отметить поразительную разницу между участью беглого раба у хозяина-язычника и у хозяина-христианина. В первом случае, скорее всего, преступник был бы предан суровому наказанию, а христианская вера взывает к милосердию и прощению. Действительно, «Онисим-язычник был бы заточен в тюрьму Филимоном-язычником. Но оба они теперь христиане, а у христиан действует иной закон – закон милосердия и любви. Онисим теперь для Филимона, как и для апостола Павла, не раб, но брат во Христе, брат по духовному родству» 305 . Это вовсе не означает, что Онисим должен быть немедленно освобожден от своих обязанностей, которые он продолжит нести с большим усердием, для своего духовного сродника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010