Характерны выдвинутые против А. С. обвинения в ереси и чтении отреченных писаний («глубинныя книгы почитаеть»). Несмотря на то что среди смоленского клира у А. С. были свои сторонники (напр., свящ. Лазарь, буд. еп. Смоленский), запрещение было снято и продолжавшиеся 5 лет гонения на А. С. прекращены только после того, как по молитве преподобного в городе прекратилось «бездождье велико». В дальнейшем Ефрем подчеркивает «любовь», установившуюся между А. С. и еп. Игнатием, к-рый поручил преподобному игуменство в собственной ктиторее - Ризоположенском мон-ре, отличавшемся благодаря усилиям А. С. не только богатством убранства, но и строгостью при приеме иноков. В отличие от времени гонений годы игуменства А. С. представлены в житии бегло. Год преставления А. С. неизвестен, сообщается только, что он «подвизася лет 50». По одним сведениям, в кон. XIX в. мощи А. С. находились под спудом в Введенской ц. Авраамиева мон-ря (В. В. Зверинский, архиеп. Сергий (Спасский)). По др. сведениям, после захвата Смоленска поляками в 1611 г. мощи А. С. были сокрыты и местонахождение их неизвестно (Н. А. Мурзакевич). Житие А. С., написанное, вероятно, в первые годы монголо-татар. нашествия, и наличие созданной примерно тогда же службы свидетельствуют о местном почитании преподобного, память праздновалась в день успения святого - 21 авг. Общерус. празднование А. С. установлено Собором 1549 г. Служба преподобному полиелейная; общецерковное празднование, предписываемое совр. Типиконом,- славословие. В текстах иконописных подлинников облик А. С. сравнивается со свт. Василием Великим или ап. Андреем Первозванным: «Подобием стар, сед исчерна, главою плешив, брада аки Василия Великаго, покороче мало и не раздвоилась, ризы преподобническия», XVIII в. (Филимонов. С. 425-426); «стар, сед, власы толсты, аки Андрея Первозванного, брада шире Власиевы, а не раздвоилась» (БАН. Строг. собр. 66. Л. 138. 21 авг., кон. XVIII в.). А. С. изображен, напр., на поле московской иконы св. Иоанна Предтечи с житием (1-й пол.

http://sedmitza.ru/text/781180.html

По свидетельству святых подвижников существует прямая зависимость между трудами молитвенными и достижением успехов в этом направлении. «В какой мере человек старается о добром житии, – говорит святой Исаак Сирианин, – о хранении себя, о том, чтобы проводить время в чтении и молитвах, в такой же утверждается и упрочивается в нем... сладость Божественная и воспламенение любви к Богу, возгорающейся в сердце и попаляющей душевные и телесные страсти» 420 . С другой стороны, по словам святого Симеона Богослова , когда «ум приходит к возжеланию Бога и ищет содружиться с Ним... то умножает молитву и в ней преимущественно проводит время. От сего возжелания Бога и молитвы ум делается сильным и прогоняет все помыслы, которые вращаются вокруг, чтобы взойти в сердце, поражая их молитвою» 421 . Таким образом, путем неослабных трудов, при стремлении к Богу, молитва становится уже не трудом, а насущной потребностью человека. «Не с трудом и утомлением, – говорит святой Исаак, – молится тогда он, но с радостью сердечною и удивлением, непрестанно источая благодарственные движения при неисчетных коленопреклонениях» 422 . Приведенные мысли и слова святых подвижников показывают, насколько велик и продолжителен молитвенный подвиг. При этом святые отцы свидетельствуют, что если бы не помощь Божия, то он был бы не под силу человеку. Прибегая к помощи Божией, он, вместе с тем, приближается к Богу, Который, при призывании Его, дает молитву молящемуся 423 . Об этом же находим у святого Исаака следующие слова: «По великому желанию помощи Божией, приближается человек к Богу, пребывая в молитве. Но в какой мере приближается он к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими, и не отъемлет у него благодати за великое его смирение» 424 . Тогда «сама благодать, по выражению блаженного Диадоха , сбогомысльствует душе и совзывает: Господи Иисусе Христе! 425 " Святой авва Филимон был однажды спрошен одним братом о трудности прохождения подвига в преклонном возрасте. На этот вопрос он так ответил: «Поверь мне, Бог такое усердие и такую любовь к молитвенному служению вложил в душу мою, что я не в силах вполне удовлетворять ее к тому стремления; немощь же телесную побеждает любовь к Богу и надежда будущих благ» 426 . Таким образом, с помощью Божией возможно и в старости с усердием и любовию предаваться молитвенному подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

424 . РП IV=Русские писатели, 18001917: Биографический словарь. Гл. ред. П.А. Николаев. М., 1989–2007. Т. IV. 425 . Руднев=Руднев С.П. Воспоминания. При вечерних огнях. Харбин, 1928. 426 . Рункевич= Рункевич С. Г. Священный Собор Православной Российской Церкви в Москве, 19171918 гг. БТ. 1998. Сб. 34. С. 193199. 427 . Русское православие=Фонд «Русское православие» [Электронный ресурс:] http://www.ortho-rus.ru. 428 . Рязань, известия=И.С. Известия по Рязанской епархии. Миссионерский сборник. 1906. 1. С. 6871. 429 . Савич=Савич А.А. Краткая биография Святейшего Патриарха Сергия. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 1352. 430 . Самарин= Самарин Ф.Д. О задачах братства святителей московских Петра, Ионы и Филиппа и о способах разрешения этих задач. Приходское чтение. 1910. 1. С. 1631. 431 . Самуиловы=Самуилова С.С., Самуилова Н.С. Отцовский крест: В городе, 19261931. СПб., 1996. 432 . Санжина=Санжина Д.Д. Бурятско-русские языковые связи. Контактологический энциклопедический словарь-справочник. Ред. В.М. Панькин. М., 1994. Вып. 1: Северный регион. С. 5871. 433 . Саратовский съезд=Журналы Миссионерского съезда Саратовской епархии, бывшего в Саратове в 1915 году с 6 по 12 августа. Саратов, 1915. 434 . Свенцицкий А.=Свенцицкий А.Б. Они были последними? М., 1997. 435 . Свенцицкий В.=Свенцицкий В.П., прот. Диалоги. Саратов, 1999. 436 . Секретно=«Секретно»: архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором партийно-советских органов: [Сб-к документов]. Сост. прот. Н. Доненко и С.Б. Филимонов. Симферополь, 2007. 437 . Секта адвентистов=Секта адвентистов. ВСС. 1926. 11 (7). С. 1315. 438 . Сектантские гимны=Сектантские гимны (В порядке самозащиты). ВСС. 1929. 78 (40–41). С. 7–9. 439 . Сектантские объединения=Сектантские объединения в СССР (главные). ВСС. 1928. 2 (25). С. 2526. 440 . Сектантство в провинции=Сектантство в провинции. ВСС. 1927. 910 (2223). С. 31–32. 441 . Сельский клирик=Сельский клирик. Нужда внутренней миссии в обновлении церковной жизни. Церковно-общественный вестник. 1912. 5. С. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

– Кто это? Они ответили ему: – Один из христиан. Правитель велел ему принести жертву, но он громогласно воскликнул: – Не принесу! Я – христианин, раб Христа, Бога Живого. Правитель сказал: – Разве ты не видал недавно, какие мучения претерпели Аскалон и Леонид и какою лютою смертью они погибли? Филимон, под видом Аполлония, отвечал: – То самое именно, что Аскалон и Леонид, пострадавшие недавно за Христа, оставили нам пример мужественного терпения, это и было для меня побуждением безбоязненно идти на муки. К сему побудило меня еще то чудо, которое совершилось на твоей ладье, когда ты хотел переехать через реку, а ладья остановилась посреди реки, на самой глубине, и не могла дойти до берега – за то, что ты не хотел назвать Христа Богом 8404 . Тогда правитель велел призвать музыканта Филимона, надеясь, что он своею игрою на флейте очарует и смягчит дух христианина, легко даст другое направление его мыслям и склонит его к жертвоприношению идолам. Не знал он, безумный, что пред ним и есть сам Филимон, и что он говорит своим настоящим голосом, так как ранее правитель слышал только игру его на различных инструментах, а теперь услыхал его раздельную речь, внушенную ему Духом Святым. Филимона между тем всюду искали и не нашли. Призвали брата его Феона и стали спрашивать, где находится Филимон. Он же, узнав брата в одежде Аполлония, но не зная ничего о происшедшем, сказал: – Вот Филимон стоит перед вами. Правитель приказал открыть лицо стоящего и, увидев Филимона, начал громко смеяться, думая, что Филимон сделал это в насмешку над христианами и для того, чтобы потешить присутствующих. Затем он велел Филимону сбросить чужую одежду и идти вместе с ним к жертвеннику. Но Филимон объявил, что он – действительно христианин, и стал смеяться над языческими богами. Судия был чрезвычайно удивлен этим и, смотря на Филимона, воскликнул: – Во имя благополучия народа римского, – правда ли то, что ты сейчас делаешь и говоришь, Филимон, или это придумано тобою в насмешку над христианами? Филимон отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

15, 16 . Согласно римскому закону, раб рассматривался одновременно и как личность, и как собственность; но родной брат, естественно, не мог считаться собственностью. Фраза «прими его» вызывает ассоциации сделовыми расписками, однако здесь речь идет не о передаче собственности, когда Филимон принимает под расписку Ониси-ма как раба, а о приветствии возвратившегося назад члена семьи. «Отлучился» (точнее, «покинул», «отделился от тебя» – как в NASB) – здесь намек на суверенность Бога, на учение, которого придерживались иудеи и, несомненно, сам Филимон. 17. «Общение» (точнее, «партнерство») – формальный деловой термин (см. коммент. к ст. 6). В римском общественном сознании, которое придавало большое значение социальному статусу человека, слова Павла, обращенные к человеку, занимавшему более высокий статус, звучат следующим образом: «Мы все равны, и если ты примешь Онисима как моего посланца (наделенного полномочиями), ты должен принять его как равного себе (см., напр., коммент. к Мф. 10:40 ). Древние рекомендательные письма обычно призывали друзей воспринимать того, кто принес письмо, как самого автора. 18, 19 . Здесь Павел использует язык, которым официально подтверждалось наличие долгов; письма, признававшие наличие долга, обычно включали обещание: «Я заплачу» и собственноручно подписывались самим должником. Это письменное свидетельство давало, в принципе, право Филимону предъявить денежные претензии Павлу, что, конечно, было невероятно. Но и Филимон был обязан Павлу; снова Павелприменяет характерный риторический прием – не напоминать – «не говорю тебе о том...» (ст. 8, 9). По древнему обычаю друзья были связаны взаимными обязательствами друг перед другом, Филимон обязанПавлу «самим собою» – своей новой жизнью в вере. 20 . См. об «успокоении» в ст. 7. Павел просит об оказании ему такого же гостеприимства, какое Филимон оказывает «церкви. 21. «Зная, что ты сделаешь и более» – это означает, что Филимон непременно освободит Онисима (ср. ст. 12–14). Профессиональные ораторы часто искали благосклонности по отношению к себе в таких выражениях: «Зная вашу доброту, верю, что вы снизойдете к моей просьбе» или «не откажите в моей просьбе».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

б) Апостол видит в разлучении Онисима с Филимоном нарочитую руку Промысла Божия. Раб Онисим как бы затем и отлучился на время в Рим, чтобы сподобиться там крещения, и чтобы потом господин его принял навсегда уже не как раба, но выше раба – как брата возлюбленного ( Флм. 15, 16 ). в) Апостол настолько полюбил Онисима и в такое крепкое принял общение с собой, что если Филимон дорожит общением с Апостолом Павлом, то должен принять и Онисима, как самого Апостола Павла ( Флм. 17 ). г) Если от самовольного удаления Онисимова Филимон потерпел какие-либо убытки, то Апостол обещается заплатить их, говоря в то же время, что Филимон самим собою должен ему, т. е. с погибельного пути язычества поставлен Апостолом Павлом на христианский путь к вечному спасению ( Флм. 18, 19 ). д) Как единственной за сие награды Апостол и просит успокоить его сердце в Господе за Онисима, выражая надежду, что Филимон сделал бы и гораздо большее для своего учителя и просветителя ( Флм. 20, 21 ). IV. В заключении ( Флм. 20, 21 ) св. Павел делает распоряжение насчет того, чтобы Филимон приготовил для него помещение, ибо Апостол выражает надежду на скорое освобождение из римского своего заключения. Послание заключается прощальными приветствиями от Епафраса, соузника Павлова, также от Марка, Аристарха, Димаса и Луки, сотрудников Павловых, и желанием благодати Господней от самого Павла. 131 Что Филимон имел свое местожительство в Колоссах, это видно из того, что домочадца его Архиппа Апостол приветствует между прочим и в послании к Колоссянам ( Кол. 4:17 ), которое послано было в одно время с посланием к Филимону, и даже чрез одних и тех же лиц. 132 О своем узничестве св. Ап. Павел неоднократно упоминает в ходатайственном послании за Онисима к Филимону (ст. 1, 9, 10, 13, 23). 133 Что это было первое римское узничество, видно из того, что Апостол предвидит скорое свое освобождение, и даже собирается посетить Филимона, прямо назначая для себя у него приют; ибо надеюсь, – говорит, – что по молитвам вашим я буду дарован вам ( Флм. 22 ). Читать далее Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Апостол заверяет Филимона обо всей серьезности своего намерения, включая в письмо долговую расписку. «Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу (αποτσω 313 )» (1:19). Он использует здесь язык, принятый для официального подтверждения наличия долгов. По словам К. Кинера, «письма, признававшие наличие долга, обычно включали обещание: “Я заплачу” и собственноручно подписывались самим должником» 314 . Теоретически, Филимон мог теперь законно взыскивать долг с Павла, но на деле это было вряд ли представимо. Учитель напоминает ему о том, что Филимон сам находится перед ним в долгу (1:19б). Здесь он использует риторический намек, напоминая ученику о том, кто привел его к вечной жизни во Христе 315 . То, что Филимон обрел через проповедь апостола Павла, не может сравниться с тем малым ущербом, который мог быть ему причинен убежавшим рабом. Действительно, «Филимон-христианин сам получил прощение бесконечного долга перед Богом, он самим собой обязан обратившему его от тьмы и смерти к свету и жизни апостолу Павлу, так что он должен простить малый долг своего бывшего раба-язычника Онисима» 316 . Здесь вновь необходимо вспомнить о существовавших в том обществе отношениях патрона и клиента. В данном случае Павел подчеркивает свою роль покровителя, введшего ученика в союз со Христом, который избавил его от Божьего гнева 317 . Оказание услуги предполагало обязательную благодарность со стороны клиента, а «адекватный ответ на дар также означал необходимость что-то дать в ответ. Это мог быть иной дар, или, чаще, некий акт служения» 318 . Этим небольшим напоминанием Павел ставит самого Филимона в положение должника, причем со значительными обязательствами 319 , но предпочитает не использовать это, как прямой довод 320 , обещая действительно оплатить его материальные потери. С другой стороны, в этих словах можно видеть некоторое смягчение предшествующей фразы о возмещении долга, которая могла навести Филимона на неприятную мысль о недоверии к нему апостола и обличении его в жестокости. По словам блж. Феофилакта Болгарского , «чтобы не показалось укорным Филимону, что апостол, будто не надеясь на него, не просит его о рабе-воре просто так, но и дает собственноручную расписку, – ибо это давало знак, что Филимон жестокосерд и к учителю своему невнимателен, – апостол (приведенными словами) дает разуметь, что надеется на него и очень» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Разгневанный этими словами, мучитель велел, связав Аполлония, оставить его в этом положении для более жестоких мучений, а пока приказал трем воинам бить Филимона по лицу и глазам. Народ, увидя, как бьют Филимона, вознегодовал и кричал воинам, чтобы они перестали. После того правитель сказал Филимону: — Пожалей себя, Филимон, или же, по крайней мере, пожалей народ, который терзается из-за тебя сердцем. Тебе должно размыслить о том, что если народ так возмущен, видя это малое твое мучение, то что будет, когда тебя подвергнут еще большим мукам? Принеси жертву, Филимон, и вознагради себя за настоящее страдание имеющими последовать затем наслаждениями, так как мы будем пиршествовать в храме Сераписа [ 15 ] и предадимся всяким наслаждениям. — Мне уготована вечеря на небе, — отвечал Филимон, и затем, обратившись к народу, сказал: — Зачем скорбите, видя, как меня бьют? Разве не били нас приближенные правителя, когда я был еще среди вас флейтистом? Иногда они делали с нами и хуже, а вы громко смеялись: почему же не потешаетесь теперь? Но знайте, что в то время, как вы скорбите, Ангелы радуются за меня, видя меня христианином и чтителем истинной веры. Мучитель, видя непреклонность Филимона, велел просверлить голени ему и Аполлонию, связать их веревками и влачить мучеников по всему городу. Затем Филимон был повешен на масличном дереве, и в него стреляли из лука, но стрелы не касались его, а одна из них отскочила к правителю и выколола ему правый глаз. Лишившись глаза и чувствуя сильнейшую боль, он изрыгал многие хулы и злословия на Христа и христиан, но, наконец, вынуждаемый болью, велел отвязать мученика и умолял его исцелить ему глаз. Но святой отвечал: — Сейчас я не стану исцелять тебя для того, чтобы ты не вздумал приписывать полученное тобою благодеяние волшебству. Но когда я разлучусь с телом — ибо конец мой близок — ты придешь на мою могилу и, взяв с нее земли и приложив к глазу, призовешь имя Христово, и тотчас он исцелится. После того, по приказанию правителя, обоим мученикам, Филимону и Аполлонию, отсекли головы, и честные тела их были положены близ святых мучеников Аскалона и Леонида. А мучитель, глаз которого болел невыносимо, пришел, хотя и против своего желания, к могиле святых и, взявши земли с нее, согласно с словами Филимона, приложил к своему больному глазу и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Какие именно обязанности выполнял Онисим, не известно. С уверенностью можно сказать только то, что он чем-то провинился перед своим господином и решил бежать. Что же произошло дальше? Павел говорит об Онисиме как о сыне, которого он родил в узах (Флм. 1, 10). Это означает, что апостол обратил его к вере во Христа. Святой хотел даже оставить Онисима при себе, чтобы он служил ему, но не стал делать этого без согласия Филимона (см.: Флм. 1, 14). Сила Павловых слов Беглого раба, если он был объявлен в розыск и схвачен, возвращали господину. Господин имел полное право наказать беглеца. Поэтому и возникает главный вопрос: как поступит в этом случае Филимон — христианин, известный добродетельной жизнью? С одной стороны, Павел обращается к Филимону как старец и узник Иисуса Христа (Флм. 1, 9), что является явным намеком на авторитет апостола и на обязанность Филимона выполнить просьбу. С другой стороны, Павел не приказывает своему адресату, но просит: прими его, как мое сердце (Флм. 1, 12), не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня (Флм. 1, 16–17). И даже больше: Павел обещает возместить Филимону все убытки, понесенные им из-за Онисима: Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: «я заплачУ» (Флм. 1, 18–19). Был ли Онисим виновен в краже или потере денег Филимона или же Филимон потратил средства на его поиски, остается неясным, но Павел просит Филимона не беспокоиться о деньгах, добавляя при этом: не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен (Флм. 1, 19). Может быть, Филимон был также обращен апостолом Павлом и обязан ему рождением в новую жизнь со Христом, а может быть, это напоминание о чем­то другом, но Павел уверен, что Филимон проявит послушание и сделает даже больше, что он просит в письме (см.: Флм. 1, 21). Чтобы прежнее ушло само собой И вот что странно. Казалось бы, частное письмо — пусть даже и написанное самим апостолом Павлом — по совершенно частному вопросу. В тексте, на первый взгляд, нет ни глубоких богословских идей, ни наставлений в христианской жизни. Однако это послание было включено в канон Нового Завета. Почему?

http://pravoslavie.ru/107128.html

Оба незнакомца, по-видимому, вошли сюда уже несколько минут и стояли, глядя на меня с усиленным вниманием. Я сконфузился и остановился. Глава тридцать восьмая Маленький генерал понял мое замешательство, улыбнулся и сказал: — Ничего-с. Я поклонился. Генерал мне показался человеком очень добрым и мягким. — Вас зовут Филимон? — спросил он меня тихо и бесстрастно, но глубоко таинственно. — Нет-с, — отвечал я ему смело, — меня зовут не Филимон, а Орест. — Знаю-с и не о том вас спрашиваю. — Я, — говорю, — отвечаю вашему превосходительству как раз на ваш вопрос. — Неправда-с, — воскликнул, возвышая голос, генерал, причем добрые голубые глаза его хотели сделаться злыми, но вышли только круглыми. — Неправда-с: вы очень хорошо знаете, о чем я вас спрашиваю, и отвечаете мне вздор! Теперь я действительно уж только и мог отвечать один вздор, потому что я ровно ничего не понимал, чего от меня требуют. — Вас зовут Филимон! — воскликнул генерал, сделав еще более круглые глаза и упирая мне в грудь своим указательным пальцем. — Ага! что-с, — продолжал он, изловив меня за пуговицу, — что? Вы думаете, что нам что-нибудь неизвестно? Нам все известно: прошу не запираться, а то будет хуже! Вас в нашем кружке зовут Филимоном! Слышите: не запираться, хуже будет! Я спокойно отвечал, что не вижу вовсе и никакой нужды быть в этом случае неискренним пред его превосходительством; «действительно, — говорю, — пришла когда-то давно одному моему знакомцу блажь назвать меня Филимоном, а другие это подхватили, находя, будто имя Филимон мне почему-то идет…» — А вот в том-то и дело, что это вам идет; вы, наконец, в этом сознались, и я вас очень благодарю. Генерал пожал мне с признательностью руку и добавил: — Я очень рад, что после вашего раскаяния могу все это представить в самом мягком свете и, бог даст, не допущу до дурной развязки. Извольте за это сами выбирать себе любой полк; вы где хотите служить: в пехоте или в кавалерии? — Ваше превосходительство, — говорю, — позвольте… я нигде не хочу служить, ни в пехоте, ни в кавалерии…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010