Преподобный авва Филимон в своих творениях рассказывает об одном брате, который содействием Божиим по молитвам отца духовного усладился немного молитвою. Но потом это услаждение отошло от него, и он не мог уже трезвенно совершать такое делание и молиться. Чтобы вернуть прежние плоды молитвы, старец сказал этому брату: «Имей же сие всегда в сердце своем – ешь ли, пьешь ли, беседуешь ли с кем, в пути ли находишься, или в келлии сидишь – не переставай трезвенною мыслию и неблуждающим умом молиться такою молитвою, петь и поучаться в молитвах и псалмах... не давай уму своему быть праздным, но заставляй его сокровенно поучаться и молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!..» Внимай себе тщательно и блюди сердце свое от приятия худых помыслов или каких-нибудь суетных и неполезных. Так молитва очистит ум твой, и ты опять сможешь «уразуметь глубины божественного Писания и сокрытую в нем силу духа и дать уму непрестанное делание, да исполнишь апостольское слово, заповедующее: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 )» 841 . Сам же святой авва Филимон так услаждался молитвою, особенно псалмами, что живший с ним брат долго и неотступно упрашивал объяснить ему причины этого. Тогда святой Филимон с великим смирением сказал ему: «Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждения сокрытыми в них всяческими созерцаниями, ибо они объемлют все божественное Писание» 842 . Путем размышлений и углубления в слова молитв и псалмов, при помощи Божией, святой авва таким образом достиг высочайших плодов молитвы, и они служили ему источником неизреченной радости. Подобного состояния и таких же результатов достигали и другие авторы «Добротолюбия». Кроме своих мудрых советов и указаний о молитвенном подвиге, все подвижники учили молитве и своим личным примером. Остановимся хотя бы на словах учеников святого Антония Великого о его подвигах. «Мы знаем, – говорили ученики его, – блаженный старец иногда так углублялся в молитву, что простаивал в ней целую ночь, и когда восходящее солнце пресекало сию его пламенную с восхищением ума молитву, мы слышали, как он говорил: «Зачем мешаешь ты мне, солнце? Ты для того будто и восходишь, чтобы отвлекать меня от Божественного умного света " » 843 . 14.8. Пример из жизни святителя Григория Паламы, показывающий, что все христиане имеют долг всегда пребывать в молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Потом мы возвратились обратно в келью отца Филимона – так звали этого старца. Он приготовил кое-чего перекусить и я, поев, начал собираться обратно. Я пал в ноги монаху и стал благодарить за его отеческую любовь. Отец Филимон снова повторил, чтобы я непрестанно занимался Иисусовой молитвой, через которую возмогу обрести мир душе своей. Я спросил его, могу ли приходить к нему, когда возникнет нужда, потому что я решил оставшуюся жизнь провести отшельником, ибо чувствовал, что Сам Бог привёл меня к этому образу жизни. Отец Филимон посмотрел на меня, да и говорит: “Воистину, брат Василий, Бог устрояет судьбы Ему Одному известными путями. Это мы видим из житий Святых. Возьмём, например, Павла Фивейского 57 , который был приведён в пустыню случайно, укрываясь бегством от мучителей, а явился образцом и первенцем отшельников. И не один такой случай показали нам спасавшиеся прежде нас. Знай и то, что живущие в пустыни прервали общение с соблазнами, которыми наполнен весь мир, и прежде воспринятые от соблазнов впечатления изглаждаются из сердца, и воспоминания слабеют. Но надо им помнить, что мы должны смиряться пред Богом и человеками и носить в сердце своём сокрушение, трудиться непрестанно в подвиге скорбей своих, этим очищаться и таким образом восходить к совершенству”. Я остался весьма благодарен старцу за его наставление и, распрощавшись, пошёл в свой шалаш, в котором в то время жил. И после я часто ходил к отцу Филимону и пользовался его наставлениями. Более всего меня привязало к нему то, что с первого знакомства с ним я уже не чувствовал той тоски, которая угнетала меня прежде. И так я счастливо пользовался его руководством и наставлениями пять лет; а ныне вот уже исполнилось десять лет, как я расстался с моим дорогим отцом Филимоном. Он ушёл в горы на крайнее безмолвие, и мне об этом не сказал. Я много о нём скорбел, облазил все пропасти – всё искал его. Но только недавно знакомый охотник сообщил, что живёт отец Филимон под перевалом, и этот охотник даже ночевал у него.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

– Что вам надо? – Мы заблудились, выйди сюда. Не подозревая, чтобы это были злые люди, отец Филимон вышел к ним из своей убогой кельи. Один из этих злодеев бросился на старца и схватил его за глотку со словами: – Давай деньги! Старец воскликнул: – Братцы, денег у меня нет; идите в мою келью и берите, что вам нужно! Разбойники осмотрели келью, но там не оказалось ничего им пригодного. Они с яростью начали избивать старца, крича: – Давай деньги, а не то убьём. Но он им кротко отвечал: – Денег у меня нет. Злодеи избили его и оставили едва живого. Во вновь строящемся Свято-Троицком монастыре был послушник, который по любви к старцу часто посещал его. Придя по обычаю к отцу Филимону, послушник нашёл его избитым и еле живым. В испуге бежал он в монастырь и рассказал игумену, что отец Филимон лежит весь в крови и еле живой. Игумен сжалился над старцем и послал четырёх человек, чтобы принесли его в монастырь, куда отца Филимона доставили едва живого: голова пробита, два ребра сломаны, зубы разбиты камнем. Через неделю после побоев наш страдалец отец Филимон мирно скончался. Но удивительно было слышать его предсмертную молитву, возносимую к Богу за убийц; он часто повторял: «Господи, прости им и не наказуй их за меня, грешного; Господи, Ты Сам молился за Своя убийцы». При таких мучительных ранах он был лицом радостен и в памяти и сознании до самого исхода души. Воистину, его можно назвать страдальцем и мучеником! Рано утром отец Иларион с новым учеником своим, распрощавшись с отцом Иорданом, отправились в свою пустыню. Приходилось возвращаться через Новый Афон, потому что отец Иларион жил в то время близ селения Ажар, находящегося под Клухорским перевалом. Шли они два дня в полном молчании, преодолевая свою усталость терпением. Прошли. Наконец ученик обратился к старцу: – Отче, скажи, не вражеские ли у меня помыслы? Мне сильно хочется принять монашество. Я просил отца Иордана, чтобы он позволил мне принять монашество, а он говорит, что надо ещё пожить под старцем и испытать себя в терпении послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Фавста девица, Евиласий и Максим, мучч. Кизические в 303 году. 6 февр. Фавстиан, муч. Керкирский, с ап. Иасоном и др. 28 апр. Фавст пресвитер, Авив диакон и другие 13, мучч. Александрийские при Декии. 6 сент. Фавст, муч. Александрийский при Валериане, с Гаием и др. 4 окт. Фавст диакон, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Фавст муч., с Серапионом Египтянином. 24 мая. Фавст, преп. Далматский, 5 в., с Исаакием и Далматом. 3 апр. Фаина, из 7 дев, мучениц Анкирских ок. 304 г., с Феодотом. 18 мая. Фантин, преп. Солунский, 9 в. 30 авг. Фармуфий, преп. Армянский. 11 апр. Фарнакий, муч. при Диоклетиане, с Орентием и др. 24 июня. Феврония, преподобномученица при Диоклетиане. 25 июня. Феврония, в иночестве Евфросиния, княгиня Муромская, ум. 1228, со св. Петром, князем Муромским. 25 июня. Федим, еписк. Амасинский, учитель Церкви 3 века. В субб. сырн. Феликиссим диакон, муч. Римский при Валериане, с Лаврентием архидиаконом и др. 10 авг. Феликс, муч. Римский ок. 164 г., из 7 сынов Филицаты. 25 янв. Фенгон воин, муч. Амисийский ок. 310 г., с Климентом Анкирским. 23 янв. Фервуфа девица и сестра ее с рабыней, мученицы Персидские в 341 году. 4 апр. Фива св., диаконисса Кенхрейской церкви. 3 сент. Филагрий священномуч., еп. Кипрский, ученик ап. Петра. 9 февр. Филаделф, муч. Италийский, при Ликинии, с Алфием и др. 10 мая. Филарет Миилостивый, в конце 8 в. 1 дек. Фнлитер, муч. Никомидийский при Диоклетиане. 30 дек. Филикитата, мученица Африканская, с Перпетуей и др. при Севере. 1 февр. Филикс, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Филикс, муч. Варкинонский, в Испании, при Диоклетиане, с муч. Евлалией. 22 авг. Филимон, из 70 апп., с Архиппом. 19 февр. и 22 ноября. Филимон, Аполлоний, Арриан и Феотих, с тремя протекторами, мучч. Египетские при Диоклетиане (ок. 288). 14 дек. Филимон, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Филиппия, мученица 2 в., постр. в Пергии Памфил., с Феодором, своим сыном. 21 апр. Филипп, из 12 апп. 14 ноября. Филипп диакон из 70 апп. 11 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   Преподобный авва Филимон в своих творениях рассказывает об одном брате, который содействием Божиим по молитвам отца духовного усладился немного молитвою.    Но потом это услаждение отошло от него, и он не мог уже трезвенно совершать такое делание и молиться. Чтобы вернуть прежние плоды молитвы, старец сказал этому брату: «Имей же сие всегда в сердце своем — ешь ли, пьешь ли, беседуешь ли с кем, в пути ли находишься, или в келлии сидишь — не переставай трезвенною мыслию и неблуждающим умом молиться такою молитвою, петь и поучаться в молитвах и псалмах... не давай уму своему быть праздным, но заставляй его сокровенно поучаться и молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!..» Внимай себе тщательно и блюди сердце свое от приятия худых помыслов или каких-нибудь суетных и неполезных. Так молитва очистит ум твой, и ты опять сможешь «уразуметь глубины божественного Писания и сокрытую в нем силу духа и дать уму непрестанное делание, да исполнишь апостольское слово, заповедующее: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17)».    Сам же святой авва Филимон так услаждался молитвою, особенно псалмами, что живший с ним брат долго и неотступно упрашивал объяснить ему причины этого. Тогда святой Филимон с великим смирением сказал ему: «Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждения сокрытыми в них всяческими созерцаниями, ибо они объемлют все божественное Писание». Путем размышлений и углубления в слова молитв и псалмов, при помощи Божией, святой авва таким образом достиг высочайших плодов молитвы, и они служили ему источником неизреченной радости. Подобного состояния и таких же результатов достигали и другие авторы «Добротолюбия».    Кроме своих мудрых советов и указаний о молитвенном подвиге, все подвижники учили молитве и своим личным примером. Остановимся хотя бы на словах учеников святого Антония Великого о его подвигах. «Мы знаем, — говорили ученики его, — блаженный старец иногда так углублялся в молитву, что простаивал в ней целую ночь, и когда восходящее солнце пресекало сию его пламенную с восхищением ума молитву, мы слышали, как он говорил: «Зачем мешаешь ты мне, солнце? Ты для того будто и восходишь, чтобы отвлекать меня от Божественного умного света " " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

После этого муж ее, с согласия родителей, но не спросясь общества, „предстоятелей церковных“, вступил во второй брак, – для венчания он ездил в Чернобольский монастырь, так как попа в Грубном не было. Это произошло в октябре 1846 г. За вступление во второй брак при живой жене и особенно за то, что так поступлено без ведома и согласия местных „предстоятелей церковных“, грубенское общество старообрядцев отлучило не только новобрачных Тугаревых, но и „весь их род“, от присутствия на общих молениях, – „от храму“; но, не будучи уверены в правильности такого решения, грубенское старообрядцы признали нужным представить это дело на рассмотрение нового старообрядческого митрополита, о котором, значит, не имели сомнения. 2 апреля 1847 г. с некоей женкой Федосьей Лукьяновой они отправили в Белокриницкий монастырь прошение с изложением дела. В заключение они писали: „теперь, святые отцы, просим вас, Бога ради разрешите, грехи их (отлученных) каким основанием быть, потому что в недостатке ума нашего; то мы просим вашего преподобия, стада Христова и пресвятого владыку, потрудитесь, разберите, есть ли какое правило, и пришлите нам известие“ 42 . Павлу весьма приятно было такое признание грубенскими старообрядцами высшего авторитета митрополии в решении духовных дел. Немедленно принялся он за приискание в Кормчей правил, относящихся к настоящему делу. На основании 9 и 21 прр. св. Василия Великого (Кормч., 21 гл.) и 17-й гл. в книге Матфея Правильника, он решил, что если сам Филимон Петров не изобличен обществом в наказуемых по правилам преступлениях против жены (которые и исчислил на основании новых заповедей Иустиниана и 13 гл. Матвея Правильника), и, напротив, если его первая жена, „изобличена в пороках, в прелюбодействе и даже в отступлении, то прощается Филимон в поятии другой жены и разрешается от запрещения, довлеет бо ему претерпевшу доселе“; буде же первая жена неповинна в пороках, за которые обвиняется, а виноват в них сам Филимон, то „дондеже не разведется со второю женою, да будет в том же запрещении, в каком ныне находится; прочим же семейства его довлеет прошедшее, а на будущее время да будут прощены и на соборное богослужение допущены, если только они к потворству прелюбодейства и бесчиния сына своего непричастны“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Благодаря этим урокам о. Филимон на всю жизнь полюбил искусство, особенно поэзию и живопись. Первые впечатления о монастырской жизни Феопемт и Анастасия получили в паломничествах по северным монастырям, в которые время от времени отправлялась вся семья Никитиных. Вскоре Феопемт отправился на Валаам, а Анастасия поступила послушницей в Поданский женский монастырь, находившийся в Лодейно- польском уезде Олонецкой губернии, неподалеку от Александро-Свирского монастыря. Там она приняла постриг в мантию с именем Авксентии. В Поданский монастырь перебралась жить и мать после того, как отец скончался. Впервые Феопемт приехал на Валаам, когда ему было 24 года. «Промысел Божий привлек Феопемта в монастырь через художника [С.В.] Иванова, путешествовавшего по северу и обратившего внимание на даровитого крестьянского юношу. Иванов посоветовал Феопемту отправиться на Валаам учиться живописи в тамошней иконописной мастерской. И вот невольный паломник, получив родительское благословение, пешком отправился на Валаам, как думалось тогда – ради ремесла, а оказалось, ради монашества. Серебром снегов, по словам игумена Филимона, встретила его пустынная Валаамская обитель. И в первый же день Феопемт понял, что отныне эта святая обитель станет его родным домом. Конечно, враг озлобился на юного паломника и обрушил на него бурю противных помыслов и сомнений, но Господь не оставил Феопемта». 7 марта 1903 г. он был принят в обитель трудником – в живописную мастерскую и на общие послушания. 2 июня 1910 г. его зачислили в послушники. Через четыре года искуса, 9 августа 1914 г. Феопемт был пострижен в монашество, с наречением имени Филимон в честь апостола Филимона.12 июля 1923 г. монаха Филимона рукоположили в иеродиакона. О своей жизни на Валааме игумен Филимон впоследствии вспоминал: «Вот, например, картинка ее [монашеской жизни], как она протекала у меня, молодого послушника, а потом монаха, работавшего маляром и иконописцем. Начиналась у нас жизнь рано. В три часа были мы все у полунощницы, а к четырем возвращались. Ставился самовар, чтобы понемногу разогрелся он, а тем временем можно было и поспать еще немного, так чтобы к шести успеть напиться чаю. Всем нам давался чай, сахар, хлеб. К шести выходили мы все на работу – кто куда, в мастерские ли или на какую наружную работу – в лес, в поле, на огород... Каждый шел на свое привычное послушание и его и выполнял, если только не придет, бывало, кто по поручению отца Игумена – был у него такой монах, как бы для службы связи! – и отзовет на работу внеочередную. На помощь, например, огородникам! Ну, хороших-то работников жалели отдавать, а тех, кого, по своей каждого специальности, не так уж было жаль, тех отпускали, человек там десять – двадцать. Много ведь монахов было – тысячи!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх: «То благословенная рука; так подобает благословлять, а не креститься». Арсений: «То Дамаскин вас учинил, что людей благословлять двумя перстами, а себя крестом знаменать тремя перстами. У нас одно знамение Креста: как святитель благословляет людей, так и на себе образ Креста изображаем». Патриарх: «Да откуда ж вы то взяли, ведь вы крещение приняли от греков?» Арсений: «Вы прежде нас сделались христианами, а мы после; скажите ж мне, откуда, и от кого, и в какое время вы то приняли, чтобы креститься тремя перстами». Архимандрит Филимон: «Нигде о том у нас не написано, но мы сами так изначала приняли». Арсений: «Хорошо ты сказал, что вы сами так изначала приняли, и мы так изначала приняли от св. апостола Андрея, и блаженный Феодорит так пишет и другие. Чем же вы лучше нас? И у нас Богу угодивших много, что и у вас было. Если вы приняли веру от апостолов, то и мы — от апостола Андрея, и хотя бы и от греков, то от тех, которые непорочно сохраняли правила св. апостолов, седми Вселенских Соборов и богоносных отцов, а не от нынешних, которые не хранят апостольских правил, и в крещении обливаются и окропляются, а не погружаются в купели, и книг своих и науки у себя не имеют, но принимают от немцев...» Архимандрит Филимон: «Одни вы на Москве так креститесь, а в Польской земле русские крестятся, как и мы, греки». Арсений: «...У вас в Терговище есть книга из Польской земли печатная, и в ней писано о крестном знамении слово в слово по-нашему, книга та у второго логофета Дришта — Славянская грамматика». На этих словах патриарх и все замолчали и, встав из-за трапезы, пошли кручиноваты, что хотели оправдаться святыми книгами, да нигде не сыскали, и то им стало за великий стыд. Когда все вышли из-за трапезы в монастырь, Мелетий митрополит, поп Макарий и старец Иоасаф сказали Арсению: «Откуда вы веру приняли, как не от нас, греков». Арсений: «Мы веру приняли от Бога, а не от вас и крещение приняли изначала от св. апостола Андрея, а не от вас. Скажите, от кого вы, греки, приняли крещение?» Архимандрит Филимон: «Мы приняли крещение от Христа, и от апостолов, и от Иакова, брата Господня».

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

Патриарх Сильвестр, сведав о сем, не знал, что делать с врагами, и благословил православных устроить церковь в доме Илии Фахри, логофета антиохийского престола. Прошло более 4 лет по удалению митрополита Софрюния из Алеппо. Во всё это время униаты торжествовали. Дабы их уничтожить и возвысить православных в Алеппо, для сего цареградский патриарх и синод придумали последнее средство, именно, подчинить алеппскую митрополию Великой церкви. Это средство предложено было Сильвестру; и он без отговорок и ограничений отдал просимую митрополию, а цареградский патриарх уведомил о сем Порту. В Алеппо посвятили протосингела Филимона в 1753 г. Тамошние униаты приуныли, их архиерей Максим опять убежал в Ксеруан. А Филимон прибыл в Алеппо и взял от униатов собор; но нашёл только одного престарелого священника и очень мало православных, из коих двое оказались едва-едва способные к священству. Униаты не смели вступить с ним в борьбу, но продолжали тайно служить обедни в домах, а прочие требы совершали в соборе и давали узаконенные доходы православному митрополиту. По прошествию 9 лет Филимон отправился в Константинополь и там жил довольное время. Патриарх Сильвестр скончался в Дамаске 1766 года марта 13 дня. Сорок два года он управлял сирийской церковью среди страшных треволнений, опасностей, скорбей, поношений, лишений. По смерти его православные архиереи не могли единодушно избрать из среды себя патриарха и потому просили Великую церковь назначить им бывшего митрополита алеппского Софрония. Но он отказался от патриаршества. Тогда цареградский первосвятитель Самуил, не спросившись сирийских епископов, поставил им патриархом алеппского митрополита Филимона в 1766 году в месяце апреле. Собор Дамасский Филимон, прибыв в Дамаск, созвал собор из подведомых ему архиереев, и на соборе были постановлены следующие 11 правил: 1) Архиереи избираются синодом, а не одним патриархом. 2) Если будет подано прошение на архиерея, то да не судится он без расследования синода. 3) На время отсутствия патриарха, наместник его в Дамаске поставляется с ведома синода, и он не должен быть мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Усфазан евнух, муч. персидский, 17 апр. Фавий (бобовый, лат.), папа римский, муч. 5 авг. Фавста (благополучная, счастливая, лат.) девица, муч. кизическая, 6 февр. Фавстиан (см. Фавст), муч. керкирский, 28 апр. Фавст (благополучный, счастливый, дат.) пресвитер, муч. александрийский, 6 сент. Фавст , муч. александрийский, 4 окт. Фавст (у римлян вернее Фест – праздничный, веселый, лат.) диакон, муч. путеольский, 21 апр. Фавст муч., с Серапином египтянином, 24 мая. Фавст , преп. далматский, 3 авг. Фаина (светлая, блистающая, греч.), из семи дев, мучениц анкирских, 18 мая. Фантин , преп. солунский, 30 авг. Фармуфий (название месяца апреля по-египетски), преп. египетский, 11 апр. Фарнакий (древнее восточное имя, сн. Фарнах, евр. Числ 34, 25 ), муч. 24 июня. Феврония , преподобномученица, 25 июня. Феврония , в иночестве Евфросиния княгиня муромская, 25 июня. Феликиссим (счастливейший, лат.) диакон, муч. римский, 10 авг. Феликс , (счастливый, лат.) муч. римский, из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Фенгон (светящий, греч.) воин, муч. амисийский, 23 янв. Фервуфа девица, муч. персидская, 4 апр. Фива (светлая, греч.) св., диаконисса кехрейской церкви, 3 сент. Филагрий (любящий дикое место, деревню, греч.) священномуч., еп. Кипрский, 9 февр. Филадельф (братолюбец, греч.), муч. италийский, 10 мая. Филарет (любитель добродетели, греч.) милостивый, 1 дек. Филетер (любитель друзей, греч.), муч. никомид. 30 дек. Филикитата (осчастливленная, греч.), муч. африканская, 1 февр. Филикс (вернее Феликс, см. выше), муч. аполлониадский, 6 июля. Филикс , муч. варкинонский, в Испании, 22 авг. Филимон (любимый, целуемый, греч.), из 70 апп., 19 февр. и 22 ноября. Филимон , 14 дек. Филимон , муч. кизический, 29 апр. Филиппия (любящая коней, греч.), мученнца, 21 апр. Филипп (любящий коней. греч.), из 12 апп. 14 ноября. Филипп , отец Евгении. 24 дек. Филипп диакон. из 70 апп., 11 окт. Филипп , муч. римский. из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Филипп , муч. никомидийский. 17 авг. Филипп , муч. апамейский, 22 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010