уносят нас. Исаия вновь говорит о праведном суде Божием (1,30; 40,7.24). 64 Отец наш. См. ком. к 63,16. 64 Не гневайся. В основе этого прошения лежит обетование из 54,7.8. не вечно помни. Слова этой молитвы восходят к обетованию из 43,25. 64 Города святыни Твоей. Города Иудеи (ср. Пс. 77,61 ). 64 Дом освящения нашего... сожжен огнем. Свидетельство разрушения иерусалимского храма в 586 г. до Р.Х. Глава 65 6566,24 В этих главах Исаия повествует о славном спасении Божием и суровости Его суда. 65 Я открылся не вопрошавшим обо Мне. Т.е. язычникам, которые не были участниками завета и не знали Бога Истинного. народу, не именовавшемуся именем Моим. Т.е. язычникам (42,1; 49,6; 52,15; 66,8). Это пророчество исполнилось в апостольском служении Павла ( Рим. 10,20 ) и продолжает исполняться в наши дни, когда вера в Иисуса Христа приводит все новых и новых людей в семью народа Божиего ( 1Пет. 2,9.10 ). 65 простирал Я руки Мои к народу непокорному. К народу израильскому, который часто уклонялся от заповедей Божиих и впадал в идолопоклонство. 65 приносит жертвы в рощах. Речь идет о жертвах, которые приносили во время языческих обрядов плодородия. сожигает фимиам на черепках. Вавилоняне возжигали фимиам во славу «господина небес» на глиняных алтарях ( Иер. 19,13 ). 65 сидит в гробах. Т.е. сидит среди гробов, чтобы вопрошать духи мертвых (8,19; 29,4). свиное мясо... мерзкое варево. Закон Моисея воспрещает употреблять в пищу «свинину» (66,3.17; Лев. 11,7.8 ); уже этим одним языческие жертвоприношения отвратительны Богу. 65 я свят для тебя. Идолопоклонники, которых обличает Исаия, подобно фарисеям во времена Иисуса Христа, почитают себя выше других людей ( Лк. 18,9–14 ). дым... огонь. Идолопоклонники сами вызывают на свои головы гнев Божий. 65 написано. Ср. Рим. 12,9 ; Евр. 10,30 . 65 беззакония отцов ваших. См. Исх. 20,5 . Иез. 18,20 . воскуряли фимиам. См. 57,7; Ос. 14,13 . 65:8–16 Господь обещает благословить Своих верных рабов и покарать отступников. 65 в виноградной кисти... сок. Эти образы относятся соответственно к народу Израиля и рабам Божиим (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

При этом ап. указывает, почему он удостоил назвать веру Филимона общей с верой апостола: именно апостолу, страдающему в узах, великое утешение доставили известия о заботливости, какую обнаружил Филимон в отношении к другим христианам, находившимся в тяжелых обстоятельствах (ст. 4–7). Вследствие этого, ап. и обращается к Филимону не с приказаниями, а с просьбой, в духе христианской любви. Пусть Филимон исполнит его просьбу, – просьбу Павла (апостола языков), старца (которого вообще следует слушать с уважением) и узника Христова (которого нужно всячески утешать). Ап. умоляет Филимона, чтобы он принял своего раба Онисима, который из негодного сделался полезным и для Филимона, коему будет теперь служить уже как верный слуга-христианин, и для апостола, которому он доставил утешение своим обращением ко Христу. Чтобы внушить Филимону самые лучшие чувства и расположение к исполнению просьбы своей, ап. говорит, что он так был уверен в расположении к себе Филимона, что даже хотел было оставить Онисима при себе, чтобы этот последний заменил своего господина, который, наверное, уже не отказался бы послужить Павлу. Но, прибавляет ап., я не хотел, чтобы это сделалось как бы по принуждению с моей стороны. Притом, может быть, и самое временное разлучение Онисима с Филимоном совершилось для того, чтобы повести за собою их соединение навеки. И так ап. не захотел нарушить прав Филимона, но теперь он убеждает его все-таки изменить свои отношения к Онисиму и берет на себя даже ответственность за тот проступок, который совершен последним. Ап. уверен, что Филимон исполнит его просьбу (ст. 8–21). Чтобы выразить еще более свое расположение к Филимону, ап. просит его приготовить на его приход помещение (ст. 22–25). Послание святого апостола Павла к Евреям И древнее надписание, и самое содержание послания ясно показывают, что лица, к которым было оно написано, были христиане из евреев и, притом, палестинских. Именно, «евреями» в Новом Завете называются только христианские жители Палестины, а другие христиане из евреев, жившие в чужих странах, носили название «еллинистов» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Перед смертью о. Варсонофий был очень слаб, почти все время лежал. После исповеди и причастия он бодрился и пытался вставать и ходить по комнатам. В 1.30 ночи 27 ноября 1952 г. он закашлялся, изо рта вытекла струйка крови, и он попросил отвезти его в церковь ; это было исполнено, но в дороге он тихо скончался. Архимандрита облачили и, завернув в мантию, положили в храме на «рогознице», то есть на циновке. Гроб привезли к вечеру. Были литии, затем парастас при многих молящихся. Ночью читалось Святое Евангелие. В 10 часов утра началась литургия, а в 11.30 отпевание. На литургии и отпевании было очень много молящихся разных юрисдикций, православные и католики. Во французских газетах всех направлений появились сочувственные отклики; получен ряд телеграмм и писем.0. Варсонофий погребен в русской часовне на европейском кладбище в Рабате. За святое послушание... Игумен Филимон (Никитин) (1880–1953) Игумен Филимон (в миру Феопемт Филимонович Никитин) родился в 1880 г. в деревне Яншнич Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Родители его, Филимон Савельевич и Матрена Андреевна, были благочестивыми крестьянами. Феопемт был младшим ребенком в семье, старшей была сестра Анастасия. Еще до рождения детей матери во сне была открыта их будущая судьба. Снилось ей, что по озеру вдали плывут два лебедя. И стало ей очень грустно, ибо те лебеди были ее и она их упустила. Первоначально мать горевала, думая, что этот сон предвещает смерть будущих детей. Но оказалось, что в этом вещем сне ей было открыто не о физической смерти ее детей, а о смерти их для этого суетного мира. Смысл сна стал окончательно ясен, когда, повзрослев, Анастасия и Феопемт ушли в монастырь. Конечно, в таком выборе детей была большая заслуга семьи. Родители воспитывали детей в благочестии. И это несмотря на то, что отец был совсем неграмотным, а мать – малограмотной. По церковным книгам Феопемт и Анастасия учились читать. Потом добрые господа-помещики взяли в свой дом Феопемта и Анастасию вместе с другими деревенскими ребятишками учиться грамоте, наукам и искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По преданию, Мария Магдалина благовествовала в Иерусалиме, потом отправилась в Рим и видела императора Тиверия. С ее именем связана традиция дарить на Пасху красные яйца – символ возрождения к новой жизни страданиями и смертью Спасителя. Предание говорит, что для удостоверения верности благовестия яйцо, подаренное Марией императору Тиверию, окрасилось в красный цвет. Последние годы жизни святая Мария Магдалина провела в Ефесе, где помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Святая мученица, равноапостольная Апфия 202 (память 4 марта и 5 декабря н. ст.) была супругой св. апостола Филимона, одного из 70-ти. Апфия и Филимон приняли Крещение от св. апостола Павла, который духовно окормлял их. Супруги посвятили себя служению больным и обездоленным, а свой дом обратили в дом молитвы, где собирались христиане г. Колоссы для совершения богослужения. Святые Филимон и Апфия, а также живший в Колоссах святой апостол Архипп из 70-ти приняли мученическую кончину при императоре Нероне (54–66 гг.). Во время языческого праздника разъяренная толпа ворвалась в христианский храм, когда там совершалось богослужение. Верующие разбежались, а оставшихся в храме Филимона, Архиппа и Апфию схватили и повели к градоначальнику. Святого Архиппа толпа избила и изрезала ножами, и по дороге он скончался. Святые Филимон и Апфия, по приговору правителя, были побиты камнями. Святая равноапостольная первомученица Фекла 203 (память 7 октября н. ст.) жила в Иконии, была дочерью знатных родителей, отличалась необыкновенной красотой и была обручена знатному юноше. Под влиянием проповеди апостола Павла Фекла решила отказаться от брака и посвятить всю свою жизнь евангельской проповеди. По инициативе жениха Феклы апостол Павел был заключен в темницу и потом изгнан из города. Святую Феклу за ревность к вере и желание сохранить девство ради Христа несколько раз приговаривали к мученической смерти, но каждый раз Господь чудесным образом сохранял ей жизнь (в Иконии сильный ливень с градом затушил костер, на котором ее должны были сжечь; в Антиохии два раза ее выводили на арену к голодным зверям, но они ее не тронули). Эти чудеса были для язычников свидетельством истинности ее веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Древние грузинские невмы до сих пор окончательно не расшифрованы, отец Василий вместе с братьями занимались расшифровкой этих знаков. Они подружились с известным оперным басом Филимоном Коридзе, он жил и работал в Милане, а в Грузию приезжал на отдых. Вместе с ним братья Карбелашвили стали переносить грузинские песнопения на нотную систему, они приглашали певцов со всех грузинских районов. Филимон так увлекся этим делом, что забросил блистательную карьеру в Милане и вернулся в Тбилиси. Он посвятил всего себя этому делу, причем средств у него порой не хватало на пропитание, все труды и тяготы делила с ним его супруга, она была русской. Филимон «перевел» на нотную систему восемь тысяч древних песнопений, он умер в 1911 году. Двое из братьев Карбелашвили приняли мученическую смерть от большевиков, отец Василий был рукоположен в епископа Бодбийского. Сохранилось его прекрасное и смелое обличительное письмо к Сталину (когда тот учился в семинарии, отец Василий был его учителем). В этом письме содержится обращение не к вождю, а к заблудшему ученику: отец Василий обращается к Сталину «Сосо», взывая к его совести и требуя прекратить гонения на веру. Все пять братьев Карбелашвили и Филимон Коридзе три года назад были причислены к лику святых, так что все они покровители нашего Михайловского храма. Я всегда хотел, чтобы у нас на приходе была общая деятельность. Я собрал своих друзей, сказал, что мы начинаем раздачу обедов неимущим, и попросил их помощи. Все с радостью согласились принять финансовое участие. Матушка Нисима заведует раздачей еды, каждый день мы принимаем двести человек; выдаем горячую пищу. Раздавать обеды поочередно приходят двое из наших прихожан, это очень хорошая христианская практика. Многие люди, давно ходившие в Церковь , будто бы заново для себя христианство открывают: – Где мы были? Как мы не смотрели и не видели, что эти люди так страдают... А все, кто приходят за обедами, – народ сильно пострадавший и изломанный. С ними обращаться по-христиански очень трудно, они тебя еще и осудят, и что-нибудь скверное скажут, а ты должен это принять как Божий дар, со смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Красни в ранах телесных бысте и Ангелом уподобистеся,/ныне же предстоите всех красоте, радующеся присно,/причастием яве удобряеми красных, всечестнии. Станем в дому Божий, восхваляюще Антипатра, Феостиха же,/Руфа и Филимона страдания, Божественнаго Фавмасия чудеса,/Магна и Артема, Феогния и Феодота непобедное. День спасения нам возсия святых торжество,/еже совершающе молебно, вопием им с верою:/мучеников светозарный верше, всех сердца озарите. Богородичен: Облекся из Тебе Царь в телесную багряницу,/пройде, весь красен, из утробы Твоея, и вся враги победи,/и победу страдальцем подаде, Чистая едина Приснодево. Ин Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы, Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Возмогл еси, укрепляемь, державою Богоначальною,/Мемноне Богомудре, всю вражию силу преборити,/темже венец яко победоносец прием,/о нас Христу молися. Якоже от источника, твоея раки струи исцелений истекают,/болезни и скверны силою Божественнаго Духа очищают/и напояют, преподобне, помышления чтущих тя. Днесь память твоя, отче, якоже солнце, просвещает всяк возраст и разум:/Света бо дела, Мемноне, совершил еси/и к Свету незаходимому, ныне отшед, вселился еси. Взялся еси ко обителем вечным, Бога яко достойно зря,/и к стадом преподобных причелся еси, Мемноне блаженне,/с нимиже нас поминай, на земли поминающих тя. Богородичен: Глас Ти вопием, Дево, радостно Архангелов:/радуйся, клятвы разрушение, преподобных славо, мучеников похвало,/пророков проповедь и человеков спасение. Девять мучеников Кизических Феогний, Руф, Антипатр, Феотих, Артем, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон Девять мучеников Кизических Феогний, Руф, Антипатр, Феотих, Артем, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон во время гонений на христиан в III веке по Рождестве Христовом в г. Кизике (Малая Азия, на берегу Дарданелльского пролива) отказались принести жертву идолам и исповедали себя христианами. Святые прославляли Христа Истинного Бога и обличали в заблуждении правителя-язычника. Они были подвергнуты многим мукам, но не отреклись от Христа и приняли смерть через усекновение. При святом императоре Константине Великом в IV веке тела святых мучеников были обретены нетленными; в честь святых воздвигли храм. Святые мощи их были прославлены многими чудесами, в том числе даром исцеления от лихорадки. Память девяти мучеников издревле почиталась на Руси. Недалеко от г. Казани в XVII веке был сооружен монастырь в их честь. Чтимые иконы святых с частицами их мощей находились в Астрахани, Казани и Москве. Преподобный Мемнон Чудотворец

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но независимо от того, останется Онисим рабом или нет, к нему больше нельзя относиться как к рабу. Он стал братом возлюбленным, и к нему следует обращаться точно так же, как к Филимону (7,20), ибо он тоже является членом братства Христова. Отношения между рабом и рабовладельцем должны определяться их принадлежностью единому Господу. Фактически Павел не пытается решить проблему рабства как такового или вынести окончательное суждение по конкретному примеру рабства. Вместо этого он рассматривает вопрос о братской любви. Хотя земная свобода и обладала для Онисима какой–то ценностью, в конечном счете она не имела для него как христианина решающего значения. Что действительно важно, так это принять призвание Бога и следовать за Ним ( 1Кор. 7:21–24 ). 17 Хотя Павел уже упоминал о своей просьбе в ст. 10, только теперь он действительно излагает ее суть и приступает к главному. Он обосновывает свою просьбу существующей между ним и Филимоном тесной связью – общением. Очевидно, он имеет в виду общение с Сыном Божьим, Иисусом Христом, к которому они оба призваны ( 1Кор. 1:9 ). Павел не только ходатайствует за Онисима, но и отождествляет себя с ним: прими его, как меня. 18 Затем апостол пытается устранить любые препятствия, которые могут помешать Филимону благосклонно принять Онисима. Он не хочет, чтобы примирение сорвалось из–за требования компенсации. Павел просит записать на свой счет любые неуплаченные долги, образовавшиеся вследствие побега или долгого отсутствия Онисима. «Считай это на мне», – говорит он. Как отец своего сына (ср.: ст. 10), Павел готов возместить любые убытки. 19 В дополнение к сказанному он прилагает долговую расписку: я заплачу. Затем, продолжая мысль ст. 18, Павел напоминает, что и Филимон должен апостолу, ибо был обращен им в христианство. Следовательно, своим духовным существованием Филимон обязан Павлу, а это куда более значительный долг, чем долг Онисима, за который поручился Павел. Идея проста. Филимон поймет, что при обращении Онисим испытал такую же Божью благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

жили во время гонения от Диоклетиана. Ариан был правитель в Фиваиде. Прибыв в Антиохию, он начал мучить христиан. Некто клирик Аполлоний, чтобы избегнуть мучений, но в то же время не быть отступником, предложил язычнику Филимону, придворному музыканту, надеть его одежду и принести вместо него жертву идолам. Тот согласился за деньги. Но Господь призвал Филимона к Себе. Лишь подошел он к языческому капищу, как, осенившись крестным знамением, объявил себя христианином. Ариан подумал, что Филимон сделал все это для шутки; но он говорил: «Я не смеюсь над христианами, но исповедаю Христа и готов пострадать за Него». Ариан потребовал к себе и Аполлония . Аполлоний теперь устыдился своей робости и смело говорил мучителю: «Я достоин наказания, но не за то, что был виновником обращения Филимона, а за то, что уклонился от страданий. Но знай, что теперь ни я, ни Филимон не принесем жертвы богам». Правитель приказал провертеть им обоим голени, продернуть веревки и влачить их по городу, а потом, повесив Филимона, стрелять в него. Стрелы не касались мученика, а одна стрела, отскочив, вонзилась в глаз самому Ариану. Ариан начал просить св Филимона об исцелении. «Не хочу теперь исцелять тебя, – сказал мученик, – чтобы ты не принял этого за волшебство. Но когда я умру, то возьми земли с моей могилы, приложи к больному глазу и призови имя Христово, и получишь исцеление». Оба мученика были усечены мечом. Между тем глаз Ариана разболелся. Лишь сделал он так, как сказал ему Филимон, боль в глазу прошла, и он начал видеть глазом. Тогда Ариан крестился со всем своим семейством. Узнав о крещении Ариана, Диоклетиан приказал утопить его. С ним утоплены были и четыре воина, которых император посылал за Арианом и которые также уверовали во Христа. Старшего из них звали Феотих. 15-е число Священномученик Елевферий епископ был сыном знатного и богатого римлянина. Мать его, получив крещение от апостола Павла, воспитала и сына по-христиански. Римский епископ Аникита, заметив благочестие Елевферия, поставил его диаконом, когда ему еще было только четырнадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Так преподобный Досифей в малое время достиг великой славы в Царстве небесном, потому что подвизался в послушании, отвергся воли своей и поработил ее воле наставника своего, как бы Самому Богу. За это он предстоит ныне со всеми святыми отцами на небесах Живущему, и на смиренных в послушных призирающему Богу, Которому слава во веки. Аминь. Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии По свидетельству блаженного Амвросия [ 1 ], святой Апостол Архипп, один из числа семидесяти, был епископом после святого Епафраса [ 2 ] в городе Колоссах [ 3 ], во Фригии; святой Апостол Павел в своем послании к Филимону называет святого Архиппа своим сподвижником (Флм.2). Святой Филимон был именитый гражданин в Колоссах, святая же Апфия, по свидетельству Иоанна Златоустого, была супругой Филимона. Последний, уверовав во Христа, сделал из дома своего церковь; таким образом в доме Филимона собирались все верующие в Колоссах и здесь совершались, как бы в церкви, божественные службы [ 4 ]. Потом святой Филимон был поставлен епископом с тем, чтобы помогать Апостолам в распространении Евангелия. Во времена святых Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон, сподобившийся быть причтенным, подобно некоторым поместным епископам, к числу семидесяти святых Апостолов; он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно проповедывал слово Божие. Сохранилось до нас известие, что он был епископом и в Газе [ 5 ]. Святая Апфия, устроив в своем доме в Колоссах церковь, усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте; она с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово; она доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом ее был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

преподобный авва Филимон МНОГОПОЛЕЗНОЕ СКАЗАНИЕ ОБ АВВЕ ФИЛИМОНЕ 1. Говорили об Авве Филимоне отшельнике, что он заключил себя в некоей пещере, недалеко отстоявшей от Лавры, называемой Ромиевою, и предался подвижническим трудам, мысленно повторяя себе тоже, что, как передают, говорил себе великий Арсений: Филимон, зачем исшел ты сюда? Довольное время пребыл он в этой пещере. Делом его было – вить верви и сплетать копиницы, которые отдавал он эконому, а от него получал не большие хлебцы, коими и питался. Он ничего не ел, кроме хлеба с солью, и то не каждый день. О теле, как видно, совсем не имел он попечения, но, упражняясь в созерцании, был осеняем Божественным просвещением, и, сподобляясь оттоле неизреченного тайноводства, пребывал в духовном радовании. Идя в Церковь по субботам и воскресеньям, он шел всегда один в самоуглублении, не позволяя никому приближаться к себе, чтоб ум не отторгался от делания своего. В Церкви же, став в углу и лицем поникши долу, испускал источники слез, непрестанное имея сетование, и в уме вращая память смерти и образ св. отцов. особенно Арсения великого , по следам которого и шествовать всячески старался. 2. Когда в Александрии и окрестностях ее появилась ересь, он удалился оттуда и отошел в Лавру Никанорову. Прияв, его Боголюбивейший Павлин отдал ему свое уединенное место и устроил для него совершенное безмолвие. Целый год никому не попустил он повидаться с ним, и сам нимало не докучал ему, разве только в то время, когда подавал потребный хлеб. Настало святое Христово Воскресение. Когда при свидании зашла у них между собою беседа, и речь коснулась пустыннического жития; тогда, уразумев Филимон, что и благоговейнейший сей брат Павлин тоже питает прекрасное намерение (пустынножительствовать), богатно всевает в него подвижнические словеса, – из Святого Писания, и отеческие, – всем показывая, что без совершенного уединения невозможно угодить Богу, как негде любомудрствует и Моисей, Богопросвещенный отец, – что, безмолвие рождает подвиг, а подвиг рождает плач, плач – страх, страх – смирение, смирение – прозрение, прозрение – любовь, любовь же делает душу здравою и бесстрастной, и тогда человек познает, что он недалек от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010