Града Тотмы Святыя 288. Преподобный Вассиян пустынник ижена Тиксне реце, преставися в лето 7000 месяца ноября в 12 день Крестьянин деревни Бурцова, Тотемского уезда, по имени Васиилий, постригся в Суморинской обители преп. Феодосия. «Проведя несколько лет в трудах и послушании, он перешел, с благословения своего духовного отца, для безмолвия, на р. Тиксну и там поселился при церквах Спаса и Св. Николая, отделенных от селений реками и озером Семенковым. Сперва жил он здесь на паперти храма, потом упросил причт и окрестных жителей уступить ему место в 20 саженях от храма для хижины. Ему поставили келлию и он начал уединенно подвизаться в посте и молитве. Это было в 1594 г. Он приходил в храм, на каждую службу его, а в келье совершал иноческое правило. По благословению наставника своего Ферапонта, возложил он на тело свое вериги, на плечи – цепь, на чресла – железный обруч, на голову – под куколем железную шапку. В таком одеянии подвизался он 13 лет. Ум. 12 сентября 1624 года. По кончине его, на месте его подвигов, основалась обитель в честь нерукотворенной иконы Спасителя. Почитание преп. Вассиана началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получали исцеление. Ныне мощи преп. Вассиана покоятся в приходской, прежней монастырской, церкви Спаса (Верюжский, стр. 639. Филарет, Рус. Св., сентябрь, стр. 64 и 65. Ист. Р. Uep. VI, 336 ). Житие написано в 1745 году, Ивановским игуменом Иосифом (Строев, Библ. Слов., стр. 326). По «Иконописному Подлиннику»: «Подобием надсед гораздо, брада подоле Богословли, наконец раздвоилась, в схиме, ризы преподобническия, ряска баканная» (Филимонов, стр. 42–43). 289. Преподобный Феодосий Суморина монастыря игумен, иже бысть на Сухоне реце, преставися в лето 7000 Урожденец Волгодский, по прозванию Суморин, в юности отличался благочестивым настроением души. По смерти родителей, он в прилуцкой обители преп. Димитрия и принял иночество. Здесь усердно проходил он тяжелые послушания, носил воду, рубил дрова, а вместе с тем соблюдал строгий пост и не оставлял славословий храма. Воля настоятеля Прилуцкого указала ему надзирать в Тотьме за солеваренными заводами обители. Феодосий, полюбив пустынную Тотьму и найдя между жителями ее ревнителей иночества, положил основать здесь обитель; ему понравился высокий мыс между речками, впадающими в Сухону, отененный лесом и горою. МЕсто это принадлежало Марье Григорьевне Истоминой; но благочестивая вдова, узнав о желании Феодосия устроить здесь монастырь, с радостию уступила ему свою собственность. Получив благословение игумена своего на благочестивое намерение, Феодосий поставил на этом месте крест и выкопал себе пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Так были построены храм и обитель. Приблизился конец жизни его. Собираясь ехать в Каргополь, по нуждам обители, преподобный собрал братию и убеждал проводить жизнь иноческую; а старцу Прохору сказал: «уже нам с тобою здесь не видаться: если Богу угодно, увидимся в будущем веке». И точно, прибыв в Кагополь, он заболел здесь, приобщился св. Таин и мирно скончался 27 ноября 1633 года. Он погребен был здесь под церковию: но ученик его Прохор, спустя два года, перевез нетленное тело его в обитель, где похоронено оно было на южной стороне храма св. Троицы. Подле него найдено было духовное завещание его, где строго заповедал он братии отнюдь не держать в обители ничего хмельного. Мощи его погребены в Троицком храме бывшей обители его, ныне приходским. Память его 27 ноября (Филарет, «Рус. Св.», ноябрь, стр. 294–298. Ратшин, стр. 424). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием надсед изжелта, брада аки Сергиева, ризы преподобническия и в схиме» (Филимонов, стр. 65). Житие преподобного представляет любопытные данные для истории монашества Поморского края в XVII веке (Ключевский, стр. 326–327). 343. Преподобныя Отцы Серапион и Антоний иже бысть на Кожерозере в Каргопольской веси новыя чудотворцы преставишася в лето 7000 месяца июня в 27 день В числе Казанских пленных татар, принявших св. крещение, был молодой мурза Туртас Гравирович, принявший при купели имя Сергия. Он жил в доме боярина Захария Ивановича Плещеева, женившегося на Астраханской царице Кльякше, в крещении Иулиании. Сергий так искренно, так глубоко полюбил св. веру, что решился расстаться с миром, чтобы выполнять самые высокие правила новой веры. Обойдя иноческие пустыни, на пустынном острове озерв Кожи, встретил он отшельнка Нифонта, пленился жизнию его и остался жить с ним. Это было в 1560 году. Пищею для отшельников служила трава и частию ягоды; Сергий со всею точностию выполнял наставления Нифонта и просил старца постричь его в иночество; старец, видя искренность и чистоту желаний его, назвал его при пострижении Серапионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Так провел он 30 лет. Такова жизнь того, кто не хотел быть знаемым во время земной жизни своей. По догадке преосв. Филарета Черниговского , он был сын князя Феодора Фоминского Слепого и скончался около 1390 года. Позднее при этой церкви был монастырь Князь-Андреевский; теперь – она приходская. Здесь почивают под спудом мощи св. князя Андрея, Переславского чудотворца. («Рассказы из Ист. Р. Церкви», стр. 418). Мощи обретены 27 октября 1540 года, при чем присланным из Москвы следователям преп. Даниил показывал в «старых книгах» службу кн. Андрею, стихиры и канон, по которым еще недавно праздновали блаженному Андрею в церкви, в которой он покоился. «Кто-то в Переяславле», замечает Ключевский, «выписал целиком этот рассказ из жития Даниила и, приделав к нему небольшое вступление, пустил под именем жития кн. Андрея» (стр. 282). В «Иконописном Подлиннике», под 29 октября: «подобием рус, главою плешаст, брада аки Никиты мученика, ризы княжеския, в руке крест, в другой меч» (Филимонов, стр. 37). 218. Преподобный Корнилий Затворник Борисоглебскаго монастыря преставися в лето 7100. И Корнилий Новый память его июля 22 день В мире Конон, сын Рязанского купца, в юных летах скрылся из дома родительского и прожил 5 лет в Лукиановой пустыни, потом пришел в Переславскую обитель св. Бориса и Глеба, что на Песках. Там он усердно ходил в храм и усердно трудился в послушании – молол рожь, носил дрова в трапезу и хлебную, таскал воду и принимал пищу только три раза в неделю. Он прожил 30 лет в обители, молчал и считался юродивым. Ум. 22 июня 1693 года. Мощи обретены в 1702 году, а в 1705 св. Димитрий, митрополит Ростовский, свидетельствовал мощи, и они положены были в новом храме под спудом. Святитель написал тропарь и кондак преподобному; тогда же написана была икона его. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием власы рус, брада не велика, на главе схима, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 65). Не канонизирован. 219. Преподобный Роман строитель Введенскаго монастыря иже на Киржаче, ученик бе святому Сергию чудотворцу, преставися в лето 6900 Когда в пустыню преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынью ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собралась братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Пред кончиною, преп. Логгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. Ум. 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю (Филарет, «Рус. Св.», февраль, стр. 65 и 66. – Верюжский, стр. 466). 303. Преподобный Симон начальник Спасскаго монастыря Сойгинскаго, иже на Вычегде реце новый чудотворец, преставися в лето 7149 Урожденец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника (ум. 1537 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжемке. Вслед за тем удалился он за 60 верст и при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне, поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. К блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г. Мощи его почивают под спудом в Екатерининской церкви монастыря его, построенной в память преставления преп. Симона (Филарет, Рус. Св., ноябрь, стр. 251 . Верюжский, стр. 490). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, брада желта, изчерна, покороче Власиевы, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 56). 304. Святый и блаженный Фома иже Христа ради юродивый, иже положен бысть в Введенском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Память 28 марта (Сергий, II, 79). 61. Преподобномученик Никон Сухий Был также в плену у Половцев и много мучен ими, но невидимо перенесен в Печерскую церковь . Житие изложено в том же послании св. Симона. Ум. около 1101 года. Мощи в Антониевой пещере. Память 11 декабря. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сух излишне плотию, и блед видением, сед власы, брада доле Николины, на концы раздвоилась, ризы преподобническия, бос» (Филимонов, стр. 210). 62. Преподобномученик Григорий чудотворец, утоплен бысть в Днепре реке в лето 6601 месяца януария в 8 день Пострижен в 1064 году преп. Феодосием. Творил удеса и предвидел будущее. За обличение князя Ростислава Всеволодовича и предсказание, что он утонет на войне, был утоплен в Днепре по приказу князя в 1093 году (Собр. лет. I, 94, 11, 279. Послание Поликарпа к Акиндину). Память января 8. Мощи в Антониевой пещере. 63. Преподобный Моисей Угрин, преставися в лето 6549 месяца иулия в 25 день Родом из Венгрии, брат преп. Ефрема Новоторжского и Георгия, пострадавшего вместе с св. князем Борисом, мученик целомудрия. Был в плену у Ляхов и, за отказ в сожитии с одною неистовою полькою оскоплен ею. Житие его изложено в послании Поликарпа к Акиндину. Ум. вероятно в 1043 году (Филарет, Р. Св., июль, стр. 160). Мощи в пещере Антониевой. Память 26 июня. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием бел, лицем чист, власы рус, брада не велика, аки Златоустаго руса, на главе клобук черной, в руке четки, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 399). 64. Преподобный Иоанн многострадальный, опален бысть от змия, преставися в лето 6000 Представляет собою образец тяжкой борьбы с плотскою похотью. Он вкопал себя в Антониевой пещере в землю по плеча, напротив мощей преп. Моисея Угрина, которого призывал на помощь. В этом положении мощи преподобного Иоанна остаются и доныне. Ум. не ранее 1160 года. Житие рассказано в послании Поликарпа к Акиндину. Память 18 июня в день кончины. 65. Преподобный Пимен многоболезненный, преставися в лето 6647 месяца августа в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

землю было привезено во Владимир и 23 ноября погребено в соборной церкви Рождественского монастыря. Современники повествуют, что усопший великий князь, когда при отпевании хотели разнять руку его для вложения разрешительной грамоты, сам, как бы живой, распростер руку и принял грамоту из руки митрополита (Соф. врем. т. I, стр. 273). Все присутствующие поражены были ужасом при этом чудесном событии и уверились, что Бог желает прославить Своего угодника. Мощи св. князя, как инока, погребены были в Рождественском Владимирском монастыре, где в 1380 году обретены нетленными и положены открыто (Хмыров, «Перечень Государей Русских», стр. 7. Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 111–117). В 1724 году император Петр I перевез из Владимира мощи св. Александра на берега Невы, в сооруженный им Александро-Невский монастырь и установил праздновать память его, кроме древнего праздника 23 ноября, еще 30 августа, в день заключения мира со Швецией. Св. мощи почивают в раке, сооруженной императрицею Елисаветою в 1753 году из первого серебра, добытого в ее царствование. Первоначальное житие св. кн. Александра Невского составляет большую редкость в уцелевших древнерусских рукописях: по-видимому, отдельные списки его попадались редко и старинным нашим переписчикам. Единственный нам известный отдельный список жития в рук. Моск. Дух. Акад. XVI в. 576, л. 1–9. Это можно отчасти объяснить тем, что в позднейшей письменности, наиболее сохранившейся, древнее житие было вытеснено из обращения несколькими редакциями его, составленными в XVI в., в духе позднейшего житейского стиля ( В.О. Ключевский , стр. 65–66). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист» (Филимонов, стр. 199). 403. Святый Максим митрополит Владимирский и Московский чудотворец преставися во Владимире в лето 6800 декабря в 16 день и положен в соборе Блаженный митрополит Максим испытал много скорбей во время своего архипастырства. Разъезжая по отдаленным епархиям своей паствы, он долго не мог найти постоянного места жительства. В Киеве нельзя было жить ему при непрестанных грабежах и насилиях татарских; переселением на север он опасался оскорбить князей южных и, сверх того, на севере

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

65 . Марк , который есть и Иоанн, еп. Вивлополя (у Дороф. Вивла). 66 . Зина , еп. Диосполя. 67 . Филимон , еп. Газы. 68 . 69. Аристарх и Пуд . 70 . Трофим , пострадавший с Павлом. Кроме того в 1345 трое из вышеприведенных опущены и вместо их находятся: 46 Далмагий, еп. Триполи, 67 Онисим, 70 Фортунат; опущены Асинкрит, Патров и, кажется, Иродион или Наркисс. В заключении сказано: сии бяху епископы в языцех, о них же Дорофей блаженный написа римским языком и от него же и мы избравше своим языком написахом (т. е. греческим). Действительно церковное почитание означенных ею списке лиц замечается ранее в Римской церкви, чем в греческой. Многие имена их находятся в малом Римском мартирологе 8 века, тогда как на Востоке сведения о церковном почитании их не восходят ранее 9 века, именно: св. Иосиф песнописец написал им общий канон и многим из них каноны частные. Селье пишет о каталоге Ипполита: сие писание недостойно имени св. Ипполита по сказанию об ев. Марке и Луке, соблазнившихся и обращенных Петром и Павлом, потом говорится, что Климент был еп. Сардинии, св. Варнава в Ираклии (другой в Медиолане), Крискент в Халкидоне галльском и другие подобные вещи, которые не имеют основания в древности. (Т. II. 361.). Конечно многое и другое можно сказать о сем списке в том же роде; но нам нет нужды доказывать подлинность и несомненную достоверность всех сведений означенного списка. Тоже писание, известное под именем Дорофеева, западные ученые относят к 6 веку. (См. Историю христианства в России преосв. Макария стр. 12. Изд. 2). Довольно для нас и того, что лица, внесенные из сего списка в месяцесловы, действительно были современниками апостолов, что сами апостолы особенно чтили их в своих посланиях, как преимущественных сынов той или другой церкви, следов. после Апостолов это первые камни, на коих наздана была вселенская церковь . Естественно чтить их и последующим христианам, естественно, что обе церкви восточная и западная внесли их в свои месяцесловы. Что же касается до удвоения и, может быть, утроения одних и тех же лиц, например. ев. Марка; то и сие, если бы единство их несомненно было доказано, не несогласно с характером месяцесловов, в которых имена одних и тех же лиц нередко заведомо неоднократно в году поминаются по различию древних памятников агиологии и даже имена из 70 же апостолов, наприм. ап. Никонор 28 июля и 28 декабря, ап. Тимон 28 июля и 30 дек. и т. п. Никодим в Синаксаристе (4 янв.) говорит, что апостолов всех было более 70, но здесь определенное и священное число вместо неопределенного. Действительно ап. Павел сотрудников своих в евангельской проповеди не только мужей, но и жену Иунию ставит между знаменитыми апостолами (Римл, 16, 7. см. 17 мая). 28 февр. в греч. прологах Нимф и Еввул называются апостолами, 20 апр. Закхей, 15 июня Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

62 . ФЕОФАН (Говоров), Толкование первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. Изд. 2-е, М., 1393, стр. 629. 63 . Его же, Толкование Второго послания св. ап. Павла к Коринфянам. Изд. 2-е, М., 1894, стр. 455. 64 . Его же, Толкование Послания св. ап. Павла к Галатам. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 456. 65 . Его же, Толкование Послания св. ап. Павла к Ефесянам. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 498. 66 . Его же, Толкование посланий св. ап. Павла к Филиппийцам и Солунянам первого и второго. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 583. 67 . Его же, Толкование посланий св. ап. Павла к Колоссянам и к Филимону, Изд. 2-е, М., 1893, стр. 322. 68 . ФЕОФИЛАКТ, блаж., архиеп. Болгарский. Толкование на послание к Римлянам. Казань, 1866, стр. 226. 69 . Его же, Толкование на 1–2 послания к Коринфянам. Казань, 1867, стр. 390. 70 . Его же, Толкование на Новый Завет. Толкования: на Деяние св. апостолов, Соборные послания, послания св. ап. Павла. СПб., Сойкин, стр. 1023. 71 . Его же, Толкования на послания св. ап. Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Казань, 1884, стр. 242. 72 . Его же, Толкование на послания св. ап. Павла к Солунянам, Галатам, Ефесянам и Филиппийцам. Казань, 1888–1911, стр. 76, 191. 73 . Его же, Толкование на послание к Колоссянам. Казань, 1887, стр. 74. 74 . Его же, Толкование на Послание св. ап. Павла к Евреям. Казань, 1900, стр. 210. 75 . ФИВЕЙСКИЙ М. , свящ. Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12–14 глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. М., 1907, стр. 170. 76 . ФИЛАРЕТ (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Опыт объяснения на послание ап. Павла к Галатам. Чернигов, 1862, стр. 174. 77 . ФЛОРЕНСКИЙ П., свящ. «Не восхищением непщева» (Филп. 2, 6–8). К суждению о мистике. Сергиев Посад, 1915, стр. 55. 78 . ХЕРАСКОВ М. Послания апостольские и Апокалипсис, истолковательное обозрение. Изд. 3-е, Владимир на Клязьме, 1907, стр. 516. 79 . Св. Андрей, архиеп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис, вновь переведенное с греч. М., 1883, стр. 239. 80 . БАРСОВ М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М., Ступин, 1902, с. 319.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

276Напечатано по рукописи Моск. Синод. библиот. л. 250 об.) в Приб. к твор. св. отец за 1859 г., ч. XIII, стр. 190–192, прот. А. Б. Горским в статье: Максим Грек святогорец. 277«Книги новотворныя, латинскаго сущия обычая наполненный, именем и словом святыя восточныя церкве предлагаемыя, предпомяненный Требник, в Киеве изданный, именуемый великий, и Мир названная человека с Богом и иныя сим подобныя». Рукоп. Синод, библ. л. 268. 278Деян. московск. собора 1667 г. л. 21 об. — 22, изд. Братства св. Петра митр.; сн. Стоглава стр. 209, изд. Казанск. 279Рукоп. Моск. Синод. библ. лл. 183 об., 185 и др.; сн. с Вопросами и ответами из русской иконописи XVII века, изданными в Вестнике Общества древнерусск. искусства при Румянц. музее за 1874 г., матер, стр. 19–20. 280Преосв. Макарий, Патр. Никон в деле исправления церковных книг и обрядов, стр. 62–65. 281А. А. Э. IV, 200, стр. 255. См. об этом обширную статью Г. Д. Филимонова: Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи, в Сборнике Общества древнерусск. искусства на 1873 г., стр. 3—104. 282Оно носит несколько витиеватое заглавие: «О премудрой майстроте живописующих, сиречь о изящном мастерстве иконописующих, и целомудренном познании истинных персон и о дерзостном лжеписании неистовых образов». 283 Буслаев Ф. И., Историч. очерк., т, II стр. 399. 284Там же, стр. 400. 285Там же, стр. 401. 286Там же, стр. 401–402. 287Там же, стр. 402. 288Там же, стр. 403–404. 289Там же, стр. 404–406.290Черновой отпуск памяти, данной, по указу ц. Алексея Михайловича, на имя патриаршего боярина Беклемишева в октябре 1667 г., напечатан во Временник Моск. общ. ист. и др. И. Е. Забелиным, кн. VII, стр. 83–86; грамоты патриаршая и царская изданы П. П. Пекарским в Известиях Импер. археол. общ., т. V, стр. 319–329. 291 Извест. Импер. археол. общ., т. V, стр. 325–327. 292Там же, стр. 317–320, 330–335; сн. Сахарова: Исследов. о русск. иконоп., прилож. II–IV. В связи с запрещением употреблять в церкви и дома резные и литые иконы стоит распоряжение Свят. Синода о снятии с образов привесок из серебряных и золотых монет, серег, ожерелий, лент и т. п. При сем велено было разъяснить приносителям, что от этих приносов иконам чинится безобразие и от инославных укоризна и нарекание на святую Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Что такое «внемли себе» у Моисея и ап. Павла? Григорий Палама отвечает: «Внемли себе, то есть всему себе, не так, чтобы одному чему-нибудь внимать, а другому, не внимать, но всему внимай. Чем внимать? Конечно, умом. Его поэтому поставь хранителем души и тела» (До-бролюбие, т. 5,320). Исаак Сирин говорит: «Будь всегда внимателен к самому себе... Входи непрестанно сам в себя и смотри, какие страсти возникают и исчезают» (Творения, слова аскетические, ел. 45, стр. 196). Михаил Пселл дает платоновскую интерпретацию внимания: «Внимание есть средняя сила души, средняя между разумной и неразумной душою» (Patr. M. 1.122, De anima, 6,716). Аскетическое понимание внимания глубже: внимание становится орудием духа на пути к Логосу. Никифор Монах говорит: «Что есть внимание ума? Некоторые из святых мужей называли внимание наблюдением ума, иные – хранением сердца, иные – трезвением. Внимание есть начало созерцания или, лучше, условие его». (Добр. т. 5, стр. 270). Филимон говорит об обращении внимания внутрь, к подсознанию: «Старайся хранить мысль не рассеянною, всеусердно внимающею внутренним помыслам» (Добр. т. 3, стр. 403). И Филофей Синайский называет внимание безмолвием ума (Добр., т. 3, 444). Тайна внимания раскрыта в древнецерковной антропологии указанием на роль сердца в акте внимания. «Ум имеет власть внимать сердцу»,– говорит Марк Подвижник (Patr. M. t. 65, 1О2О). Диадох говорит: «Мы должны заглядывать в глубину сердца» (гл. 56, стр. 62). Внимать, значит прислушиваться к сердцу, обращаться умом к сердцу. В акте внимания интенция всей тримерии человека обращена к сердцу: «Стоя с сознанием и вниманием в сердце, произноси непрестанно Иисусову молитву» (Обозр. глав. соч. Феофана. Тамбов. Одесса, 1904, стр. 147). Поэтому внимание есть также хранение, собирание, трезвение и безмолвие сердца (Исихий, Добр., 2, стр. 166), как и ума. Это древнеаскетическое понимание внимания шире и глубже, чем одностороннее интеллектуали-стическое понимание Йоги. Ум и сердце – два основных фактора умного делания, и в их синергии лучше всего проявляется природа и сущность внимания и его правильное применение в аскезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010