Убьену же бывшу Ектору дръзосръдому, призва Приям на помощь амазони, и паки брань крпка, и умирают вси. От всх убо пустъ бысть окаянный старець, къ Давыду, царю иудйскому, посылает, руку прося помощи от него. Но Давыдъ не дасть ему, или от сего спротивляяся языком иноплеменномъ, или ненавидя еллини и варвари, яко не вдущих Бога, но идолом служащих, и бояся, яко да не впаднуть в прелесть жидов, аще послани будут от него на помощь сущимъ в Трои, на злобу имуще доброволная естества. Тавьтантия же, индйскаго царя, Приамъ умоли, и со множеством посылаетца Мемнон 162 бесчисльнаго числа. Войска же б индяне все чернообразни, ихже видвше еллини во странных зрацех, и убоявшеся от зрака их и оружия, и от зври устрашившеся, ихже индя кормит, нощию бежати мысляху и оставити Трои. Но обаче ополчишася противу чермнообразным, и индийскими кровми очервишася нивиа, и скамандови струя оброщися кровми. В сих же наста жертовное еллином трьжество, паче же и варваром, и всмъ б покой от ратей и трудов. И убо вои еллинстии и тройское множество въедино смешахуся, сьдяти ничтоже смяху. Б же храмъ при станах добронырнаго Троя, идже часто приходя Ахилей вид Поликсению. 163 Он же увещеватися отаи творяшеся и сия лестию дяху Диифов и Парие. Якоже убо внидоша в церковь Аполона Алсеанина, клятвами связующе яже о Поликсении; Диифов убо присне любляше Пилея, филея жениха сестр своей нарицая его, близ же став, Александръ прободе его, и отскочив избеже з Диифовомъ. 164 Ахилей же паки на издыхании б послднем. Ощюти же сиа, Дисевес, яздяше бо с нимъ, и с ннмъ Диоген Еа Теламонянин. 165 Вкуп же убо в церковь въскочивше, обртоша ироа лежаще, кровми облиянна и угасша, дыхающа едва, и движуща языкъ, и хотящима очима его покрытися тмою. Якоже убо видста его, проплакаста, и нападь на перси его, Еа великий с плачем к Пилеу рече: «О ратем разрушителю и исполине крпкорукий, кто погубити тя возможе львояростънаго»! Он же, едва прогласив, рече: «Убиста мя Диифов и Парие лестию». И сия рек, и издыше толикий ирое. Ее же на рамо возложити тло Ахилеово горце, войску принесе плачася.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр, выражаясь о принятии клириков глухо, высказался за сокращение покаяния падших (чтобы, запуганные строгостью, они не остались отступниками навсегда). Когда между исповедниками вышло разногласие, архиепископ вместо завесы повесил посреди темницы свою одежду (πλλιον) и приказал диакону возгласить: «Кто на стороне моего мнения, пусть переходит ко мне, а кто держится мнения Мелития, тот к Мелитию!» На сторону Петра перешли лишь немногие, большинство примкнуло к Мелитию. С тех пор разделившиеся врознь совершали молитвы и священнодействия. Даже сосланные в фэноские рудники исповедники не имели между собою сообщения. Мелитий по дороге в ссылку всюду ставил пресвитеров и епископов и устроил свои особые церкви (например, в Элии [Иерусалиме], Элевферополе, Газе). А Петр скончался мученически. – Возвратившись, по окончании гонения, Мелитий в Александрии имел свои отдельные богослужебные собрания, но с Александром александрийским находился в дружественных отношениях, и как православный в догматическом учении (разность между мелитианами и церковью ограничивалась лишь вопросом о падших), Мелитий первый обратил внимание Александра на заблуждения пресвитера Ария. – Последователи Петра свою церковь называли «кафолическою», а мелитиане свою – «церковью мучеников». б) Веронские документы (в подлинности которых никогда не возникало сомнения) представляют древний, часто неясный латинский перевод греческого утраченного подлинника и содержат: 1) послание Филея, епископа тмуиского, от имени его и других трех епископов исповедников (по Euseb. h. е. VIII, 13, все они скончались мученически), 2) заметки современника и 3) послание Петра александрийского к александрийскому народу. – Из этих документов видно, что с вопросом о падших мелитианский раскол не имеет связи. Епископы исповедники упрекают Мелития, своего «возлюбленного сослужителя», за то, что в парикиях епископов исповедников он, не спрашивая соизволения ни от них, ни от архиепископа, совершает хиротонии. Так как все взятые под стражу епископы для управления своими парикиями поставили пресвитеров периодевтов, то Мелитий не может оправдываться ссылкой на то, что церквам недостает пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Васса, Дионисия, Ориона и Дасса мучч. в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. Дапия пресвитера и муч. в Персии при Сапоре II. Агапита в Кесарии каппад. Иерон. Сазана, Мареса, Тимея, Зарона, дев Татоны, Мамы, Мазахии, Абиафы и Гатесы при Сапоре II в Персии (с Иоанном и Саворием и другими). Мюллер. Симеона за иконы испов. и богоносного. Никод. в жизни Григория Декаполита . Стефана игумена и Антипы пресвитера мучч. в Константинополе. Мюллер. 24 старцев в Апокалипсисе. Копт. 1286. 1338 и 1425. 21. Тавифы девы в Ефиопии. Василия, Зефира, Матроны, Авксилия, Сатурнина, Василиска(и), Ираклия(Карала), Евтихия, Календиона. Иерон. (М.Р. 27 нояб.). 22. Феликса, Димитрия, Зета и Гонората мучч. в Александрии. Иерон. Лонгина, Евтеция, Нина, Ле- онтия, Фавста мучч. в Каппадокии. Иерон. Марка и Стефана мучч. в Антиохии в Писидии при Диоклитиане. М. Р. Григория, еп. Таниса. Копт. 1338 и 1425 (у Люд. и 1286 Григория нисского ). Пелариана с сестрою своею Татусбаиею. Абис. у Люд. (у Порфир. Пеладиака и братий его). 23. Фавстины августы муч. в Александрии. Мюллер. Иоанна Габры. Абис. у Люд. Текла-Гаввараиать. Абис. у Люд. Вероциана и Евтика мучч. в Кесарии. Иерон. Муч. Виктора, сына Романа. Копт. 1425 (у Порфир. обновление храма св. Виктора). Потамиона еп. Никод. в жизни Григория акрагантийского. Никод. Марка преп. Никод: там же. 24. Иуста, еп. иерус. во 2 веке. Мюллер. Ликана, игумена в Ефиопии, сотрудника св. Фрументия в Ефиопии. Абис. у Люд. Серапамона. еп. Накия в Египте от племени первомуч. Стефана при Диоклитиане. Копт. 1338 и 1425 (1286 и у Люд. епископа Абсады). 25. Еразма муч. в Антиохии. Иерон. М. Р. У. Сахака и Месроба переводчиков в 5 веке. Армян. Евгении и Сусанны дев в Константинополе. Мюллер. Габры-Маскала. Абис. у Люд. 26. Фавста пресвитера, Дидия. и Аммония, также Филея, Исихия, Пахомия, Феодора егип. епископов и других 560 муч. при кесаре Максимине Даиев Александрии. М. Р. А. У. Маркелла пресвитера и муч. в Никомидии, низвергнутого арианами со скалы в 349 г. М. Р. Петра еп. в Едессе. Мюллер (сн. 27 числа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

19 Название этой святоотеческой антологии происходит от прозвища ее составителя, Павла Евергетидского (XI в.), игумена монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в Константинополе. См. русск. пер.: Евергетин. Т. 1. М., 2008; Благолюбие. Кн. 1–2. М., 2010. 21 Сотирис Схинас (1887–1975) – владелец издательства и книготорговец из г. Волос. Издавал богослужебную и святоотеческую литературу, а также журнал «Святогорская библиотека». Поддерживал духовные связи с афонскими старцами. 22 Изменение (греч.: λλοωσις; иногда, в зависимости от контекста, переводится здесь как «перемена») – важное понятие в учении Старца Иосифа об аскетике. Согласно ему, изменение есть неотъемлемое свойство человеческой жизни. И если человек стяжал благодать и наслаждается ее дарами, он, до тех пор пока пребывает в этой жизни, не должен расслабляться, ибо не может быть гарантирован от ухудшения своего состояния и удаления от него благодати. Равным образом, и переживая самые тяжелые свои мгновения, человек должен не отчаиваться, а уповать на милость Божию и делать всё для возвращения благодати, которая непременно будет подана ему вновь, если он не оставляет своего подвига. Старец Иосиф в своих писаниях подробно учит (следуя в этом прп. Исааку Сирину ), как правильно претерпевать эти неизбежные изменения, которые являются одним из существенных воспитательных средств, употребляемых Богом для спасения человека. 24 Память прп. Кирилла Филеота, или Филейского (1015–1110), т. е. из селения Филея недалеко от Константинополя, не внесена в русский месяцеслов, однако издавна почитается греками (особенно после публикации его жития прп.  Никодимом Святогорцем в «Новом Эклогионе») и празднуется 2 декабря. 25 В оригинале – ν Στειρ, откуда еще одно прозвище преподобного Луки (896–953) – Стириот, т. е. с горы Стирийской в греческой области Беотия, где он основал знаменитый монастырь, впоследствии получивший имя святого – Осиос Лукáс (т. е. Преподобный Лука). Память святого празднуется 7 февраля. 27 Восьмым веком Старец называет последние времена, восьмое тысячелетие от сотворения мира, в которое мы живем.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

623 Из толкования на книгу Иова несколько мест довольно пространных сохранил Никита ираклийский, и издал Routh reliquiae Т. 2 р. 395–408. с замечаниями р. 425–431. Иероним Ер. 52 говорит о толковании Дионисия на 1 послание коринфянам; у Экумения и других приводятся объяснения на послание к римлянам, послания соборные и на св. Матфея. Routh. р. 409. 410. 434. 432. 624 Напечатано in Μ. Bibl. Patr. Lugdun. Т. XI у Мансия collect. canon. Т. 1 p. 1038. Русский перевод в христ. чт. 1840 р. 625 Епифаний Haeres. 60 § 8. Εχον εν εαυτ μετα τον λογον και το ζηλ τιχον της πιςες § 10. Ετοιμοτατος δια την προς Θεον πολυποκιλον γνσιν. Фотий lib. 1 adv. Manich. (Montfauc. Bibl. Coisi. p. 356): ανηρ ιερος χαι περι λογς τς τε θεις κα ανθρπινς περιδεξιος. (p. 358). Οςυς και θερμος τον εβσεβη ζηλον. 628 Епифаний называет священника Трифоном, но в актах состязания называется он Диодором. Равно ошибочно говорится у Епифания, будто Архелай послал к сему священнику «две книги» для его приготовления к спору с Манесом. По Деяниям Архелай написал только письмо. 630 По Деяниям (§ 27) состязание происходило при Имп. Пробе; по словам Евсевия (Chronicon lib. 2. p. 177), это было на втором году Проба; а по известию П. Льва (Sermo 2 de Pentecoste) – при проконсулах Ими. Пробе и Павлине, след. в 277 г. 633 Archelai episcopi acta disputat. с. Manete изд. в древнем латинском переводе Галландом in t. 3. Biblioth. Patr. Мином in 10 t. Palrologiae. 635 Цер. ист. 1, 22. Рассказав о начале манихейства, говорит он: «это мы говорим не вымыслы, но говорим, что прочитали в сочинении Архелая, епископа Касхары, одного из городов Месопотамии». 647 Мучениские деяния св. Филея у Руинарта: Acta mart. sincera Т. 3. p. 157. 163. О них знал Иероним: disputatione Actorum habita adversus judicem, qui cum sacrificare cogebat, pro Christo capite truncatur. Catal. § 78. Евсевий (Η. E. 8, 10) говорит о мученической кончине св. Филея; но не говорит всего того, что пишет Иероним, и след. Иероним следует не Евсевию, а как показывают и слова его, – актам. Другие греч. акты мученичества, не столько древние, изд. Комбефизом Triumphi Martyrum Paris 1660. По ркп. известно повествование Метафраста о мученичестве св. Филея и Филорома (Routhii Reliquiae s. 3. 387. 388). И, след., несомненно, что в греч. церкви праздновалась память св. Филея. По римскому мартирологу память св. Филея и Филорома февр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В ноябре 2019 г Служба государственной безопасности Латвии возбудила уголовный процесс против русского филолога и журналиста Александра Филея. Он подвергся преследованию за публикацию статьи в социальных сетях, в которой дал «неправильную» трактовку событиям лета 1940 г., связанных с вхождением Латвийской республики в состав СССР. Спецслужбы обвинили филолога в публичном отрицании " оккупации " Латвии и восхвалении " военных преступлений СССР " . Уголовное дело в настоящее время рассматривается в суде. По существу, филолога Александра Филея судят за то, что он придерживается одной из научных точек зрения на спорные исторические события. Реально власти республики пытаются подавить активность А. Филея в деле поддержания идентичности русской общины. Он публикует популярные статьи по истории, организует «Тотальный диктант» - акцию по сохранению русского языка, участвует в деятельности Русской партии Латвии по защите прав русского населения. Правозащитнику грозит пять лет тюремного заключения за его мнение. В декабре 2020 г. Служба государственной безопасности Латвии возбудила уголовные дела против большой группы русских журналистов, провела обыски у них на квартире, изъяла компьютеры, телефоны, архивы, наличные деньги. Репрессии коснулись Аллы Березовской, Владимира Линдермана, Андрея Яковлева, Андрея Солопенко, Сергея Мелконова, Татьяны Кирилловой. Началось следствие, подозреваемым запретили выезд из страны на неопределенное время. Журналистам грозит до четырех лет лишения свободы. Большая часть упомянутые журналистов была активными защитниками интересов русской общины республики. Они принимали участие в проведении референдума за предоставление русскому языку статуса второго государственного, участвовали в деятельности Конгресса неграждан, боролись против «реформы» русских школ, выступали против нарушений прав этнических меньшинств в Латвии. Своей профессиональной деятельностью журналисты способствовали распространению альтернативных официальной идеологии точек зрения и сохранению таким образом этнической идентичности русского населения республики. Властями ставилась также цель запугать других русских журналистов и не дать им распространять свои взгляды среди членов русской общины.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/09/...

Узнавши, что Артемон, христианин, комит приказал воинам двоими веригами связати и вести его вслед за ним до Кесарии; связанный, не имея возможности сообщить своему епископу о взятии его на страдания, Артемон обратился к следовавшим за ним зверям и сказал; идите к Сисинию епископу. Олени и онагры повиновались его приказанию и идоша, и при дверях церковныя ограды сташа. Увидевши зверей близ церковных дверей, Сисиний спросил привратника: откуда придоша сии зверье? Тогда, по повелению Божию, один из оленей человеческий глас восприимши сказал: Артемон, раб Божий, ять есть злочестивым комитом и связанный беден бысть к Кесарию; нас же к тебе послал. Ужас объял епископа о проглаголании оленя и исполнился жалости о взятии любимого своего пресвитера Артемона на мучения; блаженный Сисиний немедленно призвал диакона Филея и сообщил ему и чудесном событии и о взятии Артемона: Ужас бо одержал меня, говорит епископ своему диакону, о проглаголании человеческом еленском, жалость же тяжкая о ятии Артемона; за тем он приказал диакону взять просфоры и отправиться с одним из слуг в Кесарию, узнать: аще истинна суть проглаголаниям от оленя. Филей немедленно отправился в Кесарию и убедился в истинности сказанного оленем: Артемон находился в темничном заключении; он просил Филея передать епископу, чтобы тот помолился о нем, яко да возможет победите лукавое умышление христоненавистного мучителя и сподобился бы быти сопричастник Христу Господу. Диакон, простившись с Артемоном, передал свят. Сисинию просьбу любимого его пресвитера; со слезами Сисиний молился об укреплении свыше Артемона на мученический подвиг и произнес следующую молитву: Господи Иисусе Христе, избавлей Даниила от уст львовых и трех отроков от огненныя Навуходоносоровы пещи спасый ты и раба твоего Артемона от враждебного Патрика избави даждь ему победити вся мучительным оного умышлением, и причти его святых мучеников лику. (Чет.-Минея апреля 3 лист. 48). И действительно – в последнее гонение Диоклетианово гонители христиан отличались лукавыми умышлениями против христиан, изобретением новых, медленных и ужаснейших мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Евсевий посетил эти края в то время, когда гонение еще продолжалось. Ему рассказывали здесь про ежедневные массовые казни по 30, 60 и до 100 человек, которых обезглавливали или сжигали, и об отвратительных пытках: обнаженных женщин вешали за одну ногу, исповедников привязывали за ноги к ветвям двух рядом стоявших деревьев, силой сведенных вместе; когда перерезали веревку, ветви выпрямлялись и разрывали несчастных. Но, что ни делали, пытка не страшила этих суровых к себе египтян, возбужденных энтузиазмом и борьбой. Чем более их казнили, тем более напрашивалось жертв. В Нижнем Египте Петр, епископ александрийский, скрывался от гонителей, но зорко следил за своей паствой. Несколько человек из его пресвитеров – Фавст, Дий, Аммоний – пали жертвами гонения. Первому еще за полвека до того времени, в бытность его диаконом при епископе Дионисии 63 , пришлось уже постоять за веру; он достиг глубокой старости. Некоторые епископы тоже были схвачены и, после долгого томления в тюрьме, казнены. Называют Исихия, Пахимия, Феодора и особенно Филея, ученого епископа тмуиского. Прежде, чем сделаться епископом, он занимал высокие должности, был очень богат и окружен многочисленной семьей. Его родственники и друзья, даже сам префект, Кулькиан 64 , употребляли все усилия, чтобы спасти его от смерти. Он остался непреклонен. С ним погиб Филором, главно-управляющий финансами Египта. Филей послал из тюрьмы своей пастве в Тмуис письмо с описанием пыток, перенесенных александрийскими мучениками. Евсевий сохранил отрывок этого письма 65 . Здесь, как и в Фиваиде, также бывали массовые казни. Кроме мучеников, о которых упоминает Филей, мы имеем сведения еще о 37-ми исповедниках, которые, будучи разделены на четыре группы, погибли в один и тот же день, претерпев различные виды казни: они были обезглавлены, утоплены, сожжены или распяты 66 . Между ними было много клириков разного сана. Египтяне постояли за веру не только в пределах своей страны. Евсевий упоминает о многих из них, обретших мученический венец в Палестине и других странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между сими источниками достоверными 22 сведениями о Мелетии считаются прежде всего памятники открытые в прошедшем столетии (1738 г.) ученым итальянцем Маффеем, и изданные как самим Маффеем, так и известным собирателем древних памятников, Рутом (Beliquiae sacrae t. III, p. 381, 599). Памятники эти дошли до нас на латинском языке, но, очевидно, в переводе с греческого; подлинность этих памятников не подвергалась сомнению, и важность их для истории признана всеми учеными, занимавшимися излагаемым нами здесь предметом. К этим памятникам принадлежит, во-первых, письмо к Мелетию четырех епископов египетских: Исихия, Пахомия, Феодора и Филея, писанное во время гонения Диоклетианова из темницы, прежде нежели Мелетий совершенно отделился от Церкви. В этом письме своем к Мелетию поименованные епископы пишут: «что с некоторого времени до них стали доходить невероятные слухи о Мелетие, будто он нарушает, божественные установления и церковные правила. В последнее время эти слухи подтверждаются великим числом свидетелей, и это обстоятельство побуждает их писать к нему, Мелетию, сие послание. Заключенные в темнице епископы представляют Мелетию, какое великое смущение и какую тяжкую скорбь причиняет восхищенное Мелетием себе право рукополагать священников в чужих округах. Он, Мелетий, должен знать древний, с божескими и человеческими правами согласный закон, что никакой епископ не может совершать рукоположений в чужих округах; а между тем сам же он оказал неуважение к этому закону, не оказал уважения старейшему епископу и отцу Петру (архиеп. Александ.), не обращает внимания и на них, заключенных, и все приводит в смущение. Быть может, в свое оправдание Μелетий скажет, что к этому принудила его необходимость, поскольку многие церкви оставались без пастырей, но этой необходимости не могло быть; для наблюдения за надлежащим порядком всюду поставлены благочинные ( περιοδευοτα), а если бы сии последнии оказались невнимательными, то это дело нужно было представить на усмотрение их, заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Ap. VI 30; см.: Delehaye. Origines. P. 38-42). Некоторые исследователи высказывали мнение, что собрания на кладбищах у могил родственников и М. были основным видом культовой деятельности ранних христиан ( MacMullen R. The Second Church: Popular Christianity A. D. 200-400. Atlanta, 2009). Почитание М. получило отражение в агиографических сказаниях, самые ранние из к-рых были написаны во 2-й пол. II в. В одних сказаниях содержалось подробное описание гибели М. и предшествовавших ей событий (Мученичество Поликарпа), др. тексты облекались в форму судебного протокола с кратким сообщением о казни М. (Акты Иустина Философа). Как правило, авторы сказаний пытались создать идеализированные образы М.- вдохновленных свыше героев, мужественно претерпевших страдания и отдавших жизни ради Христа и Церкви. Подобные сочинения имели целью не только прославление М. и сохранение памяти о них - они должны были воодушевить др. христиан на мученический подвиг. Сохранилось ок. 20 текстов на греч. и лат. языках, вероятно, написанных до 313 г.; среди них выделяются сказания о М., пострадавших в М. Азии (на греч. языке) и в рим. Африке (на латыни). Вероятно, лишь немногим М. посвящали агиографические сказания. Так, Поликарп был 12-м мучеником, пострадавшим в Смирне (Martyr. Polyc. 19. 1; Euseb. Hist. eccl. 45), но о М., казненных до него, сведений почти нет. Рим. М. посвящены всего 2 текста, составленные во 2-й пол. II в. (Акты Иустина Философа, Мученичество Аполлония); из Египта происходит лишь одно сказание нач. IV в. (Акты Филея). О литургическом использовании сказаний нет точных сведений. В «Страстях Перпетуи и Фелицитаты» содержатся призывы читать сказания о М. вместе со Свящ. Писанием «для наставления Церкви» (ad instrumentum Ecclesiae, in aedificationem Ecclesiae), как свидетельства действия Св. Духа в мире; благодаря чтению христиане могли вступить в «общение» с М., а через них - со Христом (Pass. Perp. 1. 4, 21. 5). Вероятно, в разных местах формирование почитания М. имело свои особенности.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

   001    002   003     004    005