Но император, уже давно знакомый с их коварством, письменно приказал 1024 наемным войскам и их командирам расположиться отрядами на территории от Афиры до Филея (это прибрежная местность у Понта), и быть настороже; если же будут посланы люди от Готфрида к Боэмунду или к идущим сзади графам или от них к Готфриду, то преградить им путь. Между тем произошло следующее. Император призвал к себе нескольких графов, спутников Готфрида, и посоветовал им убедить Готфрида принести клятву. Этот разговор занял много времени из-за природной болтливости латинян и их любви к долгим речам; по их лагерю пронесся ложный слух, что император велел задержать графов. Тотчас же на Византии двинулись густые фаланги 1025; они сразу же разрушили до основания дворцы у Серебряного озера 1026 и начали штурмовать стены Византия без гелепол (их не было у латинян). Полагаясь на свою многочисленность, они настолько обнаглели, что дерзнули поджечь ворота, находящиеся под императорским дворцом 1027, недалеко от храма, сооруженного некогда одним из императоров в честь великого святителя Николая 1028. При виде латинских фаланг не только городской сброд Византия, трусливый и не знающий военного дела, но и преданные императору люди принялись стенать, плакать и бить себя в грудь. Они вспоминали тот четверг, когда был взят город 1028, и боялись, что нынешний день станет им возмездием за то, что было прежде. Все, кто был знаком с военным делом, сбегались в беспорядке к императорскому дворцу. Однако сам император не вооружался; он не надел чешуйчатого панциря, не взял щита и копья, не опоясался мечом, а остался спокойно сидеть на императорском троне, ободряя всех веселым взглядом, вселяя надежды в души своих приближенных и советуясь с родственниками и военачальниками о том, что предпринять. Прежде всего он запретил кому бы то ни было выходить из города и вступать в бой с латинянами – отчасти, чтобы не нарушать святость дней (был четверг той великой и святой недели, когда Спаситель принял за всех позорную смерть 1030), отчасти, чтобы избежать братоубийственной бойни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф Песнописец, прп., † 883 г. (Болланд.). Происходил из Сицилии. Во время арабских нашествий переселился в Пелопоннес, а оттуда в Солунь. Житие, составленное учеником Иосифа Феофаном, издано Пападопуло-Керамевсом в «Monumenta graeca et latina ad historiam Photii pertinentia», т. 2, стр. 1−14. Другое житие, Иоанна диакона, напечатано у Migne, P.G., 105, 939−974. Память 4 апреля. Каллинин, патриарх Константинопольский, † 705 г. (Сергий). Краткое житие издано в AASS, август, IV, 645−646. Память 23 августа. Кесарий, преп., брат Григория Богослова , † 369 г. (Сергий). Интересная по своим бытовым подробностям надгробная речь его брата издана в собрании творений последнего у Migne, P.G., 34, 756−788. Память 9 марта. Кипрские святые. Легенды о них неопределённой хронологии (но не раньше X–XI вв.), весьма риторично обработанные в конце XII в. кипрским игуменом Неофитом. Изданы H. Delehaye в его исследовании «Saints de Cypre» (Anal. Boll. XXV, 162−232). Кирилл Филеот, преп., † 1110 г. (Болланд.). Происходил из деревни Филея во Фракии. Богатое бытовыми подробностями, представляющее форму автобиографического рассказа, житие святого, написанное его современником и земляком Николаем Катаскепином, не издано. Его содержание изложено Х.М. Лопаревым в «Визант. Временн.», 1897 г. стр. 378−401, и у Дукакиса (декабрь, стр. 23−82). Отрывки напечатаны Гедеоном в В.Е. Память 2 декабря. Кириак, еп. Иерусалимский, муч., при Юлиане. Легендарный рассказ о мученичестве, издал Пападопуло-Керамевс в «Прав. Пал. Сборн.», 1907, стр. 164−172. Память 28 октября. Кириак Отшельник, прп., † 556 г. (Болланд.). Происходил из среды Коринфского духовенства. Подвизался в Палестине. Точное и обстоятельное житие, написанное Кириллом Скифопольским . Издано в AASS, сентябрь, VIII, 147−158. Память 29 сен. Кир и Иоанн, мучч. Чудеса их мощей в Александрийском храме, куда стекались больные. Записаны в начале VII в. Софронием, палестинским монахом лавры Феодосия, сопровождавшим Иоанна Мосха при его странствованиях по Египту, и принадлежавшим к кругу друзей Иоанна Милостивого. (См. Ehrhard, у Крумбахера, стр. 188−189). Изданы в Spicilegium Romanum III, стр. 97−670, и у Migne, P.G., 87, 3424−3676. Представляют запись рассказов очевидцев и современников (см. стр. 129, 226, 327:445), и очень ценны как для истории медицины своими детальными описаниями болезней, и их лечения по рецептам, полученным путём инкубации (см. мнение скептика Гесия о научности рецептов святых, стр. 304−306), так особенно изображениями различных представителей александрийского общества и картинками александрийской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда выражение τν κκλησιν πσκοπος вовсе не обозначает обязательно митрополита. Напротив, так может называться также епископ, стоящий во главе нескольких христианских общин, управляемых пресвитерами. Это подтверждается и Евсевием, обозначающим таким способом епископов Емезы и Газы. Σιλβανς τν μφ τν Εμισαν κκλησιν πσκοπος... Σιλβανς πσκοπος τν μφ τν Γζαν κκλησιν 1144 . То же можно сказать и про выражение παροικα, которым, подобно κκλησα, обозначается не только епископская, но и всякая христианская община 1145 . В виду этого на основании одного выражения τν παροικιν πσκοπος заключать о митрополичем достоинстве известного лица вообще весьма рискованно, а в отношении Египта в особенности. По признанию самого Гарнака Египет был страною, в котором пресвитериальное устройство было правилом и где еще в IV веке существовали огромные общины, управляемые пресвитерами 1146 . Раньше мы уже познакомились с оригинальною формой церковного устройства Египта по номам. Во главе нома стоял епископ, в зависимости от которого находились все христианские общины нома. Такой епископ поэтому совершенно справедливо мог называться τν κκλησιν или τν παροικιν πσκοπος. Так по крайней мере и называет Евсевий известных нам заключенных в темницу во времена Диоклетиана четырех епископов, именно Филея, Езихия, Пахомия и Феодора 1147 , хотя ни один из них не был митрополитом. Такая же форма церковного управления существовала и в Пентаноле. По крайней мере Синезий в своем 67-м письме сообщает, что во времена св. Афанасия жители двух небольших пентанольских городков Палебиска и Гидракса произвольно отложились от епископа ерифрского Ориона, которому принадлежали, и избрали себе отдельного епископа, именно уже упомянутого нами Сидерия. Отсюда ясно, что Орион или даже тот же Сидерий мог называться πσκοπος τν παροικιν. К этому надо присоединить еще кое какие соображения. Сделанная Гарнаком ссылка находится в 26 главе VII книги церковной истории Евсевия, в которой говорится о посланиях Дионисия Великого к разным лицам и между прочим посланиях против Савелия к епископу верфникской церкви Аммону и еще, по-видимому, к епископам Талесфору, Евфранору, Евпору и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Мученика Митры в Александрии в 249 г. М. Р. Об нем говорит св. Дионисий алекс. Евсев. Ц. И. VI, 34. У Ефиопов 5 окт. Фирса, Тарсиция, Зотика, Кириава, Аммония, Гемина, Геласия, Ипполита, Урсина, Каллиника и других 15 священнивов в Алевсандрии. Иерон. М. Р. Амоги и Афанасия. Абис. у Люд. Февраль 1. Аввы Дабнина. Копт. 1338. 2. Илии, трех жен пустынниц. Абис. Люд. 3. Муч. Павла сирина при Диоклитиане. Копт. 1425 (Павла Дамаскинского 1338). Анатолия, еп. в Адане в Киликии, современника Иоанну Златоусту . Мюллер. Пренесение тела Иосифа. Павла с Еси и Феклою. Абис. Люд. 4. Филея муч. еп. Тмуиса в Египте при Диоклитиане и Филорома трибуна, им обращенного. М. Р. и древние Мартирологи. В Деян. св. акты современника Григория о Филее. Филар. Черниг. об отцах § 68. Феофила кающегося эвонома церкви Аданав Киликии в 6 в. Чудо с ним Богоматери Деян. св. Иуста, сына импер. Нумериана. Копт. 1338 и 1425. Иакова ап. и муч. Абис. Люд. (которой неизвестно). 5. Св. Белатиана. Абис. у Люд. Св. Бетры аввы, ученика Силвана. Абис. у Люд. Леонина, Евлогия. Абис. у Люд. Муч. Вляхаиоаса (?). Копт. у Порфир. 6. Геласия исповедника, аввы нитрийского. Порфир. и друг. у Болландистов. Моисея епископа. Копт. 1338. (М. Р. 7 февр.). Сатурнина, Ревоката, Дорофеи, Феофила схоластика в Ахаии Иерон. Бернск., а по Виссенбургск. Дорофеи в Кесарии Каппадок. Дорофеи муч. девы, посвященной Богу в Египте в Александрии в начале 4 в. Позднейшие мартирологи Ричарда, Витфорда, Франциска, Мавролика, Петра Галезиния, Петра Канизия, Филиппа Феррария. См. Деян. св. 6 февр. 7. Св. Адавка или Адавкта квестора со многими сановниками и гражданами и женами в Антандро во Фригии, сожженных при Максимиане 303 г. М. Р. (в Гр. Мин. 6 мучч. во Фригии огнем). См. Деян. св. Моисея, еп. сарацын в Аравии в конце 4 в. М. Р. и древние Мартир. Сведения у Сократа, Созомена и других истор. см. Деян. св. (Копт. 6 февр.). Моисея аввы, в египет. пустыне в нач. 5 в. убитого варварами с 6-ю монахами в келье. Позднейшие мартирологи Петра де Наталибуса, Галезиния, Мавролика, Феррария. Деян. св. Февр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Таким образом Египет состоял из массы небольших церковных округов, соответствовавших номам или отдельным автономным дистриктам. Во главе всякого такого округа стоял епископ, власть которого простиралась на все окружные общины, находившияся в управлении пресвитеров. Между таким епископским округом и александрийским епископом в Египте не существовало никакой посредствующей инстанции. Причина этого – отсутствие больших сильных общин, а также и искусственность и слабость провинциального деления в Египте. Напротив, все епископы Египта и прилегающих стран подчинились александрийскому епископу, как своему главе. Власть его была обширна и развилась весьма рано. Исследуем, какие права принадлежали александрийскому епископу в подчиненной ему области (Египет и прилежащие страны) в период до никейского собора. При разсмотрении деятельности Димитрия и Дионисия Великого мы заметили уже, что александрийский епископ созывал собор из египетских епископов. Право это было одним из коренных прав александрийского иерарха. Местом своего пребывания египетские соборы имели Александрию. Они составлялись из епископов Египта, Фиваиды, Ливии и Пентаполя 854 . «Мы, собравшись вместе с епископами Египта и Ливии, числом около ста, говорится в окружном послании Александра, епископа александрийского, предали анафеме Ария и его единомышленников» 855 . То же самое видно из свидетельства Афанасия Великого о Петре александрийском , составившем собор в 306 году по поводу Мелетия 856 . Такую же власть осуществлял и Афанасий Великий в бытность свою епископом Александрии 857 . Само собою, что председательство на соборе принадлежало александрийскому епископу. В пределах этой же области александрийскому епископу принадлежало право рукоположения епископов. Право это древнее и может быть доказано множеством свидетельств. Важнейшим из них является послание четырех заключенных в темницу во времена Диоклетианова гонения епископов: Езихия, Пахомия, Феодора и Филея 858 – к Мелетию 859 . В виду важности этого документа для нас и его темноты мы изложим по Гефеле 860 его содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Возможно, обстоятельства спора в тюрьме свт. Епифанием переданы в несколько приукрашенном виде и окончательного раскола при свт. Петре все-таки не произошло. Ход развития событий, связанных с М. р., в последующие годы во многом неясен. Афанасий и вслед за ним Сократ Схоластик утверждали, что Мелитий сам оказался в числе падших и принес жертвы, за что был отлучен и Петром, и его преемниками святителями Ахиллом и Александром ; в дальнейшем он принял сторону ариан ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 59; Socr. Schol. Hist. eccl. I 6). Однако эта версия не представляется достоверной. По-иному позволяют взглянуть на М. р. «Веронские документы» - несколько фрагментов сочинений, созданных в Александрийской Церкви в IV в. и сохранившихся в лат. переводах в рукописи Cod. Veronensis LX 58 (VIII в.) (Monumenti ecclesiastici del quarto secolo Cristiano//Osservazioni letterarie/Ed. S. Maffei. Verona, 1738. Vol. 3. P. 7-92). В них не содержится утверждений о том, что споры среди егип. епископата были связаны с вопросом о падших. В послании егип. епископов Исихия, Пахомия, Феодора и Филея высказываются упреки Мелитию в том, что он без благословения архиепископа совершает епископские рукоположения (Ep. ad Melitium//PG. 10. Col. 1565-1568). Возможно, Мелитий считал, что находящиеся в заключении свт. Петр и др. епископы уже погибли и общинам христиан необходимы новые пастыри. Из тех же документов известно, что Мелитий, получив послания с протестами против его действий, проигнорировал их, и поэтому свт. Петр объявил о его низложении ( Petrus Alexandrinus. Ep. ad Alexandrinos//PG. 18. Col. 509-510). Так или иначе, сведения этих источников также фрагментарны и не дают возможности прояснить ситуацию в полной мере. В 311 г. свт. Петр принял мученическую кончину. По утверждению Созомена, Мелитий смог вернуться в Александрию и фактически самочинно возглавил Церковь, имея большое число сторонников ( Sozom. Hist. eccl. I 24). Эти сведения отчасти согласуются с информацией, содержащейся в «Веронских документах». Свт. Александр, занявший Александрийскую кафедру по завершении гонений в 313 г., поначалу сохранял общение и дружеские отношения с Мелитием. Именно Мелитий первым обратил внимание свт. Александра на еретические взгляды Ария , к-рый некогда был одним из приближенных Мелития (Ibid. I 15). Т. о., поначалу мелитиане выступили против ариан на стороне кафолической Церкви. Однако разногласия сохранялись; кроме того, Мелитий продолжал рукополагать епископов и клириков из числа своих сторонников вопреки мнению Александра, претендуя тем самым на автономию своей Ликопольской кафедры от Александрийского престола.

http://pravenc.ru/text/2562890.html

Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник родились в Вифинской области – малоазиатской провинции Римской империи. Воспитание и образование святые получили в Кесарии Палестинской. Там же они пострадали за Христа в царствование римского императора Декия (249–251). Святой Левкий обличал безумное идолопоклонство кесарийского правителя Кумврикия, за это был жестоко избит, а затем обезглавлен. Мученическая смерть святого Левкия воодушевила одного из оглашенных, по имени Фирс, прийти к Кумврикию и исповедать себя христианином. Правитель немедленно предал его пыткам. Святого избили, а затем, привязав к рукам и ногам ремни, растягивали в разные стороны с такой силой, что разошлись суставы. Мученика ослепили, выбили зубы и перебили челюсти. Но святой Фирс остался верен Христу, претерпевая невыносимые страдания и поддерживаемый Господом. Тогда правитель приказал положить святого на железный одр и поливать кипящим оловом. И здесь проявилась несомненная помощь Божия: олово разлилось и обожгло многих язычников, святой же встал невредимым, как прежде; глаза его стали видеть. Мученика снова отдали на пытки, а затем бросили в темницу. В ней святой Фирс усердно молился, чтобы Господь дал ему возможность принять святое Крещение. Оковы его спали, и запертые двери сами раскрылись. Святой Фирс беспрепятственно вышел наружу, он нашел Кесарийского епископа Филея и принял от него святое Крещение. Затем он возвратился в темницу, готовый на новые страдания. Многие язычники, видя чудеса святого, уверовали во Христа. Среди них был и языческий жрец Каллиник. Его усекли мечом. Мученик Фирс после многих пыток преставился ко Господу. Святителя Илариона, митрополита Суждальскаго Тропарь , глас 5: Воспойте убо, вси людие,/в Триех Ипостасех Единаго Бога,/на Небесех непостижно пребывающаго,/мановением же всяческая управляющаго,/на землю же щедротно призирающаго,/в пустынном же пребывающаго противу невидимых врагов,/угодника Своего преподобнаго Илариона укрепльшаго,/того молитвами, Боже, помилуй и спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

John of Ephesus. Lives of the eastern saints//PO. 1926. T. 19. P. 179–185 (Chap. LIII). (Житие Приска изложено в 53й главе того же сочинения Иоанна Эфесского. Иоанн Эфесский (VI b.), сирийский писатель, которого Ж.-К.Ларше здесь называет другим именем — Иоанн из Амиды. — Ред.) Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 4. 111. Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Fou et Vie de Jean de Chypre/Ed. A.-J. Festugiere, L.Ryden. Paris, 1974. (Русский перевод цитируется по изданию: Житие и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского//Византийские легенды. С. 58–83. — Ред.) Nicephorus presbyten. Vita S. Andreae Sali sen Stulti//PG. 111. Col. 628C-888D. См.: Grosdidier de Matons J. Les themes d’edification dans la Vie d’Andre Salos//TM. 1970. Vol. 4. P. 277–328. (Далее принято наименование: Житие Андрея Юродивого (с указанием номера главы no PG). Источники: BHG, N 264. Прп. Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка. 52–57. (Далее рус. пер. цитируется по изданию: Симеон Новый Богослов, прп., Никита Стифат, прп. Аскетические произведения. С. 133–138.) La vie de saint Cyrille le Phileote moine byzantin/Ed. et trad. E.Sargologos//SH. 1964. (Далее в примечаниях сокращенно: La vie de saint Cyrille le Phileote. Прп. Кирилл Филеот (t 1110, память 2 декабря) был родом из деревни Филея во Фракии. Житие его написал церковный песнописец и современник Николай Катаскепин. Впервые в 1895 г. стало известно об обнаруженной на Афоне в монастыре Каракал рукописи с житием, на русский язык из него переведены небольшие отрывки (см.: ВВ. 1897. Т. 4. С. 378–401). — Ред.) Источники: «Житие и деяния преподобного и богоносного отца нашего Саввы Нового, на Афонской горе подвизавшегося», которое было составлено Константинопольским патриархом Филофеем (Коккином) в 1369–1375 гг. Впервые его издал на греческом языке А. Пападопуло-Керамевс в 1891–1898. Ср.: Festugiere A.-J. Etude sur 1а Vie de S. Sabas le Jeune qui simulait la folie//Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Fou. P. 223–249. Далее текст цитируется по переизданию русского перевода (Филофей, патриарх Константинопольский. Светило иноческих добродетелей: Житие преподобного отца нашего Саввы Нового Святогорца. СПб., 2002) под сокращенным названием: Филофей, патриарх Константинопольский. Житие преподобного Саввы Нового. Ссылки Ларше на издание греческого текста даны под фамилией издателя: Papadopoulos-Kerameus. Analekta. — Ред.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

P 66 . После папирусов, купленных Честером Битти, наиболее удачным приобретением новозаветных рукописей считается собрание женевского библиофила и гуманиста М. М. Бодмера, основателя Бодмерской библиотеки всемирной литературы в Колоньи, пригороде Женевы. Один из старейших отрывков греческого Нового Завета содержится в папирусном кодексе Евангелия от Иоанна (папирус Бoдмepa II), который был издан в 1956 г. Виктором Мартином (Victor Martin), профессором классической филологии Женевского университета. По мнению издателя, рукопись относится примерно к 200 г. н.э. 58 Размер листа 152 на 140 мм. Папирус состоит из шести несброшюрованных частей, 104 страницы которых сохранились. Документ содержит текст Ин 1:1–6,2 и 6:35b-14:15. Со временем Бодмер приобрсл еще 46 страниц этого же кодекса, которые были опубликованы Мартином в 1958 г. в качестве “Supplement” (“Дополнения”) 59 . Поскольку большинство имеющихся отрывков малы по размеру, а некоторые представляют собой просто обрывки, то и объем сохранившегося текста Ин 14–21 невелик. Текст P 66 является смешанным. В нем переплетаются элементы александрийского и западного типов. Примечательно, что эта рукопись насчитывает около 440 исправлений, сделанных между строк, над стертыми местами и на полях. Большинство из них, по всей видимости, является исправлением писцом собственных же ошибок, допущенных по небрежности. Часть же исправлений указывает на наличие другой рукописи, по которой проводилась правка текста. Несколько отрывков содержат уникальные чтения, которые отсутствуют во всех других рукописях. В главе 13, стих 5, при описании омовения ног учеников автор использует очень самобытное слово: по тексту P 66 Иисус взял не “умывальницу” (nipthra), а “умывальницу для ног” (podonipthra). В главе 7, стих 52, наличие определенного артикля в одном трудном месте подтверждает то, что ученые долгое время считали требуемым смыслом, а именно: “Исследуй [Писание], и ты увидишь, что из Галилеи не приходит пророк”. P 72 . Самые ранние из известных – Послание Иуды и два Послания Петра – включены в другой папирусный кодекс, приобретенный М. Бодмером и изданный Мишелем Тестуцем (Michel Testuz) (1959). Эта рукопись, которую издатель датирует III b., содержит разнообразные документы, расположенные в следующем порядке: Рождество Марии, апокрифические Послания Павла к Коринфянам, 11 псалом Соломона, Послание Иуды, проповедь Мелитона на Пасху, фрагмент песнопения, Апологию Филея, псалмы 33 и 34, два послания Петра. Поскольку кодекс сравнительно мал по размеру (152 на 146 мм), издатель предположил, что он был написан для частного пользования, а не для чтения во время церковных служб. По всей видимости в написании рукописи принимали участие четыре писца. Особенности текста Первого послания Петра прямо указывают на его принадлежность к александрийской группе, в особенности к Александрийскому кодексу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

О мелитианском расколе сохранились противоречивые сведения. Согласно Епифанию Кипрскому (Ереси, 68), мелитиане противостояли Петру Александрийскому в вопросе о принятии отпадших, отстаивая жесткий порядок. Из так называемых Веронских документов (послание Филея, епископа тмуиского, от имени его и других трех епископов исповедников, заметки современника и послание Петра александрийского к александрийскому народу) следует иной взгляд. В период гонения начала IV века Мелитии Ликопольский совершал хиротонии в чужих епархиях, в том числе в Александрии. Скорее всего, верна версия Веронских документов. Особое их отношение к вопросу принятия отпадших могло проявиться лишь впоследствии. Им могли оправдывать свое возникновение сами мелитиане. Вполне возможно, что Мелитий хотел занять в Верхнем Египте такое же положение, которое занимал во всем Египте александрийский епископ. Мелитиане впоследствии действовали сообща с арианами. Спор о времени празднования Пасхи В первые века в Церкви не было единого признанного всеми дня, в который бы совершалось празднование Пасхи. Существовало две основные традиции празднования Пасхи. В Малой Азии Пасху отмечали 14 нисана, т. е. вместе с евреями, а в Египте и Риме – обязательно в воскресный День. Разница определялась отличием подходов к пониманию праздника. В праздновании Пасхи римские христиане делали акцент на Воскресении Христа, а малоазийские – на Его страданиях, связывая тесно этот праздник с еврейской Пасхой. В 155 году эта проблема обсуждалась Поликарпом Смирнским и Аникитой Римским ( Евсевий Кесарийский . Церковная история, I:20). В 167 году спор о Пасхе возник и в Лаодикии (во Фригии). По поводу праздника Пасхи писали Мелитон Сардийский , Аполлинарий Иерапольский, Климент Александрийский и Ипполит Римский . Три последних епископа считали, что Христос пред страданием 13 нисана совершил последнюю вечерю, но не вкушал законной пасхи, а Сам был распят 14 нисана. Сторонники Малоазийской практики утверждали, что Христос пострадал лишь 15 нисана, а 14-го вкушал законную пасху, потому и христиане должны совершать Пасху как Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005