[лат. Acta Martyrum], документы судебных процессов против христиан в Римской империи в первые века после Р. Х. вплоть до воцарения Константина Великого и признания христианства в качестве religio licita (дозволенная религия). В своем первоначальном виде как протоколы, к-рые велись на лат. языке по ходу заседаний суда специальными протоколистами-стенографами на навощенных дощечках и должны были храниться в архивах, эти документы не сохранились (многие из них были уничтожены в эпоху гонения при имп. Диоклетиане ). Их тексты дошли до наст. времени в составе различного рода агиографических сборников, и прежде всего в составе «мученичеств» (лат. passiones, греч. μαρτρια); последнее полное критическое издание «всех подлинных христианских актов с самых ранних времен до Диоклетиана» осуществил Г. Музурилло (Оксфорд, 1972). Это издание, включающее 28 А. м.,- результат работы исследователей многих поколений, начиная с бенедиктинца Т. Рюинара и его труда «Acta primorum martyrum sincera et selecta» (Подлинные и избранные деяния первых мучеников; 1689) и трудов болландистов по отбору из массы агиографических источников «подлинных документов», по выработке строго научных критериев отличия этих текстов от вымышленных. В наст. время большинством ученых принята классификация агиографических текстов, облеченных в форму актов, к-рую на основании сравнительного анализа сохранившихся A. м. предложил болландист И. Делеэ . В ней различается 6 типов: 1) акты, составленные на основе офиц. судебных протоколов, к-рые вел судебный протоколист, или неофиц. записей, к-рые вел к.-л. христианин, следивший за процессом; 2) лит. повествования в форме актов, составленные на основе рассказов очевидцев или самих мучеников; 3) акты, имеющие в качестве основы письменный текст, главным источником к-рого был документ 2 вышеобозначенных категорий; 4) акты, основанные не на письменном документе, а на общеизвестных подлинных фактах, перемешанных с вымыслом,- т. н. исторические романы, в основе к-рых лежит какое-то «историческое ядро»; 5) вымышленные сочинения (romans d " imagination), не имеющие никакой реальной основы; 6) откровенные фальсификации, цель к-рых ввести читателя в заблуждение. Самую раннюю стадию в передаче текстов демонстрируют акты Киприана Карфагенского , наиболее похожие на точную копию судебного протокола, а также акты Сциллианских мучеников и греч. акты еп. Филея Тмуитского . Тем не менее даже они носят следы известной лит. обработки.

http://pravenc.ru/text/Акты ...

иером. Макарий Симонопетрский Память священномученика Мефодия (Красноперова), епископа Петропавловского (1921), священномучеников Евстафия Сокольского, Иоанна Алешковского, Александра Минервина, Сергия Соловьева, Иоанна Артоболевского, Феодора Бобкова, Александра Соколова, Николая Кандаурова, Алексия Шарова, Николая Поспелова, Алексия Княжеского, Александра Покровского, Аркадия Лобцова, Бориса Назарова, Михаила Рыбина, Николая Голышева, Алексия Аебедева, Андрея Беднова, Димитрия Кедроливанского, Иоанна Тихомирова, Петра Соколова, пресвитеров , Серафима Вавилова, архидиакона, преподобномучениц Рафаилы (Вишняковой), схимонахини, Анны (Ефремовой), Марии (Виноградовой), Екатерины (Декалиной), послушниц, и мучеников Иоанна Шувалова, Василия Иванова, Димитрия Казамацкого, Феодора Пальшкова и Димитрия Ильинского (1938). Память святых мучеников Филея, епископа Тмуитского, и Филорома 392 Память святых мучеников Филея, епископа Тмуитского, и Филорома Св. Филей родился в благородной египетской семье. Он получил глубокое литературное и философское образование и занимал различные административные должности. Обратившись в христианство, он стал епископом гор. Тмуис в Фиваиде. Арестованный в первые годы Диоклетиановых гонений, он предстал перед судом префекта Кулькиана ок. 306 г. Несмотря на старания адвокатов спасти его, святой продолжал настаивать, что никогда не станет приносить жертвы ложным богам. «Единственная богоугодная жертва, – говорил он, – чистое сердце, жизнь откровенная и слова неложные». На вопросы Кулькиана он отвечал, что вечной жизни можно достичь, соединившись со Христом, истинным Богом, умершим ради нашего спасения и воскресшим собственной силой. «Дай мне эту высшую милость, – сказал он наместнику, – исполни свой долг до конца и без промедления». Адвокаты мученика, его жена и родители бросились к его ногам, умоляя сдаться, но святой стоял неколебимо, как скала под напором волн. Взгляд Филея был устремлен к Богу, он уже видел перед собой апостолов и мучеников – свою настоящую семью, которая ждала его на Небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда выступил блестящий александрийский магистрат Филором, до тех пор скрывавший свою веру: «Зачем делать этого верного Богу неверным? Разве вы не видите, что его глаза уже не замечают ваших слез и что ваш плач уже не достигнет ушей того, кто созерцает славу Небесную?» Ярость толпы обрушилась тогда на Филорома, и это заставило наместника приговорить обоих к усечению мечом. По пути на казнь брат Филея, адвокат по профессии, воскликнул: «Филей подает на апелляцию!» Святого снова вызвали на суд, но он в нетерпении отвечал: «Разговаривать не о чем. Не слушайте этого несчастного. Напротив, я благодарен императорам и наместнику, ведь через них я удостоился наследия Иисуса Христа!» На лобном месте он протянул руки на восток и сказал: «Теперь я пойду по стопам Господа нашего Иисуса Христа. Дети мои возлюбленные, будьте бдительны и следуйте заповедям нашего Господа. Помолимся Богу Чистому, Неизреченному, Богу, царствующему над Херувимами, Творцу мира, Началу и Концу всего. Ему слава во веки веков. Аминь». При этих словах две главы пали под мечами – и души славных мучеников отлетели на Небеса. 392 Память этих святых отсутствует в византийских Синаксарях, но о них с похвалой отзывается историк Евсевий Кесарийский , у которого можно найти замечательное письмо, где епископ описывает жителям Тмуиса страдания мучеников (Церковная история. VIII, 9 –10). Они упоминаются также в древнем «Иеронимовом Мартирологии». Мы пересказываем здесь свидетельство Евсевия и их «Мученичества», сохранившиеся на латыни. Их достоверность подтверждается «Апологией св. Филея», сохранившейся на греческом языке в папирусе IV в., ненамного более позднем по отношению к описываемым событиям. Этот важный для истории христианства текст представляет собой отрывок из судебного разбирательства (пятое, и последнее, заседание) при участии префекта Кулькиана. См.: Halkin F. L’Apologie du martyr Phileas de Thmuis Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц./авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011./Т. 3. Январь-февраль. - 912 с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Егип. мученичества возникают в 1-й пол. IV в., вероятно, на греч. языке (Мученичества сщмч. Петра Александрийского, мч. Калуфа, сщмч. Филея Тмуитского, сщмч. Псота Птолемаидского), а затем на их основе начинают появляться памятники на коптском. Ряд Мученичеств некопт. происхождения - вмч. Иакова Персянина, вмч. Пантелеимона, бессребреников Кира и Иоанна и др.- был переработан в национальном ключе. В целом копт. мученичества можно разделить на 2 группы. Тексты 1-й, как правило, имеют параллели в визант. агиографии и, вероятно, восходят к переводам с греч. языка. Для них характерна принадлежность к т. н. циклам, к-рые начали формироваться в VI в. и окончательно сложились в VIII-IX вв. Вопрос об их происхождении остается в науке открытым. Согласно классификации, предложенной Т. Орланди , самыми древними считаются: цикл, в к-ром рим. префект Ариан, гонитель христиан, впосл. был обращен в христианство и стал мучеником; цикл, посвященный мученикам, пострадавшим при имп. Юлиане Отступнике; антиохийский цикл, в к-ром описывается двор имп. Диоклетиана в Антиохии. Развитием последнего цикла является цикл Феодоров (вмч. Феодора Стратилата и мч. Феодора Анатолия (или Анатолийского)), где обязательной составляющей становится рассказ о войне имп. Диоклетиана с персами, в ходе к-рой был взят в плен сын шаханшаха по имени Никодим, и о предательстве, совершенном Антиохийским еп. Гаием и вызвавшем гонение Диоклетиана на христиан. Наконец, появляется наиболее распространенный цикл Василида, посвященный одноименному христианину, служившему протектором при Диоклетиане и впосл. ставшему мучеником, его семье и друзьям. Существует также популярный цикл мч. Юлия Кбахсского (Акфахсского), к-рый состоял на военной службе и во время гонений посещал заключенных в тюрьмах христиан; ему приписывается составление их мученичеств. Мотивы различных циклов нередко переплетались, поэтому большинство памятников может быть отнесено одновременно к 2 и более циклам. 2-ю группу составляют мученичества егип. происхождения. Они, как правило, более поздние и не входят в циклы. К их числу относятся Мученичества Филофея, Исаака Тифрского, Иула и Птолемея, Лакарона, Пекоша, Атома и Пироу, Писуры, Сарапамона Скитского, Серапиона, Тила и Тимофея.

http://pravenc.ru/text/182317.html

623 Из толкования на книгу Иова несколько мест довольно пространных сохранил Никита ираклийский, и издал Routh reliquiae Т. 2 р. 395–408. с замечаниями р. 425–431. Иероним Ер. 52 говорит о толковании Дионисия на 1 послание коринфянам; у Экумения и других приводятся объяснения на послание к римлянам, послания соборные и на св. Матфея. Routh. р. 409. 410. 434. 432. 624 Напечатано in Μ. Bibl. Patr. Lugdun. Т. XI у Мансия collect. canon. Т. 1 p. 1038. Русский перевод в христ. чт. 1840 р. 625 Епифаний Haeres. 60 § 8. Εχον εν εαυτ μετα τον λογον και το ζηλ τιχον της πιςες § 10. Ετοιμοτατος δια την προς Θεον πολυποκιλον γνσιν. Фотий lib. 1 adv. Manich. (Montfauc. Bibl. Coisi. p. 356): ανηρ ιερος χαι περι λογς τς τε θεις κα ανθρπινς περιδεξιος. (p. 358). Οςυς και θερμος τον εβσεβη ζηλον. 628 Епифаний называет священника Трифоном, но в актах состязания называется он Диодором. Равно ошибочно говорится у Епифания, будто Архелай послал к сему священнику «две книги» для его приготовления к спору с Манесом. По Деяниям Архелай написал только письмо. 630 По Деяниям (§ 27) состязание происходило при Имп. Пробе; по словам Евсевия (Chronicon lib. 2. p. 177), это было на втором году Проба; а по известию П. Льва (Sermo 2 de Pentecoste) – при проконсулах Ими. Пробе и Павлине, след. в 277 г. 633 Archelai episcopi acta disputat. с. Manete изд. в древнем латинском переводе Галландом in t. 3. Biblioth. Patr. Мином in 10 t. Palrologiae. 635 Цер. ист. 1, 22. Рассказав о начале манихейства, говорит он: «это мы говорим не вымыслы, но говорим, что прочитали в сочинении Архелая, епископа Касхары, одного из городов Месопотамии». 647 Мучениские деяния св. Филея у Руинарта: Acta mart. sincera Т. 3. p. 157. 163. О них знал Иероним: disputatione Actorum habita adversus judicem, qui cum sacrificare cogebat, pro Christo capite truncatur. Catal. § 78. Евсевий (Η. E. 8, 10) говорит о мученической кончине св. Филея; но не говорит всего того, что пишет Иероним, и след. Иероним следует не Евсевию, а как показывают и слова его, – актам. Другие греч. акты мученичества, не столько древние, изд. Комбефизом Triumphi Martyrum Paris 1660. По ркп. известно повествование Метафраста о мученичестве св. Филея и Филорома (Routhii Reliquiae s. 3. 387. 388). И, след., несомненно, что в греч. церкви праздновалась память св. Филея. По римскому мартирологу память св. Филея и Филорома февр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Узнавши, что Артемон, христианин, комит приказал воинам двоими веригами связати и вести его вслед за ним до Кесарии; связанный, не имея возможности сообщить своему епископу о взятии его на страдания, Артемон обратился к следовавшим за ним зверям и сказал; идите к Сисинию епископу. Олени и онагры повиновались его приказанию и идоша, и при дверях церковныя ограды сташа. Увидевши зверей близ церковных дверей, Сисиний спросил привратника: откуда придоша сии зверье? Тогда, по повелению Божию, один из оленей человеческий глас восприимши сказал: Артемон, раб Божий, ять есть злочестивым комитом и связанный беден бысть к Кесарию; нас же к тебе послал. Ужас объял епископа о проглаголании оленя и исполнился жалости о взятии любимого своего пресвитера Артемона на мучения; блаженный Сисиний немедленно призвал диакона Филея и сообщил ему и чудесном событии и о взятии Артемона: Ужас бо одержал меня, говорит епископ своему диакону, о проглаголании человеческом еленском, жалость же тяжкая о ятии Артемона; за тем он приказал диакону взять просфоры и отправиться с одним из слуг в Кесарию, узнать: аще истинна суть проглаголаниям от оленя. Филей немедленно отправился в Кесарию и убедился в истинности сказанного оленем: Артемон находился в темничном заключении; он просил Филея передать епископу, чтобы тот помолился о нем, яко да возможет победите лукавое умышление христоненавистного мучителя и сподобился бы быти сопричастник Христу Господу. Диакон, простившись с Артемоном, передал свят. Сисинию просьбу любимого его пресвитера; со слезами Сисиний молился об укреплении свыше Артемона на мученический подвиг и произнес следующую молитву: Господи Иисусе Христе, избавлей Даниила от уст львовых и трех отроков от огненныя Навуходоносоровы пещи спасый ты и раба твоего Артемона от враждебного Патрика избави даждь ему победити вся мучительным оного умышлением, и причти его святых мучеников лику. (Чет.-Минея апреля 3 лист. 48). И действительно – в последнее гонение Диоклетианово гонители христиан отличались лукавыми умышлениями против христиан, изобретением новых, медленных и ужаснейших мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Между сими источниками достоверными 22 сведениями о Мелетии считаются прежде всего памятники открытые в прошедшем столетии (1738 г.) ученым итальянцем Маффеем, и изданные как самим Маффеем, так и известным собирателем древних памятников, Рутом (Beliquiae sacrae t. III, p. 381, 599). Памятники эти дошли до нас на латинском языке, но, очевидно, в переводе с греческого; подлинность этих памятников не подвергалась сомнению, и важность их для истории признана всеми учеными, занимавшимися излагаемым нами здесь предметом. К этим памятникам принадлежит, во-первых, письмо к Мелетию четырех епископов египетских: Исихия, Пахомия, Феодора и Филея, писанное во время гонения Диоклетианова из темницы, прежде нежели Мелетий совершенно отделился от Церкви. В этом письме своем к Мелетию поименованные епископы пишут: «что с некоторого времени до них стали доходить невероятные слухи о Мелетие, будто он нарушает, божественные установления и церковные правила. В последнее время эти слухи подтверждаются великим числом свидетелей, и это обстоятельство побуждает их писать к нему, Мелетию, сие послание. Заключенные в темнице епископы представляют Мелетию, какое великое смущение и какую тяжкую скорбь причиняет восхищенное Мелетием себе право рукополагать священников в чужих округах. Он, Мелетий, должен знать древний, с божескими и человеческими правами согласный закон, что никакой епископ не может совершать рукоположений в чужих округах; а между тем сам же он оказал неуважение к этому закону, не оказал уважения старейшему епископу и отцу Петру (архиеп. Александ.), не обращает внимания и на них, заключенных, и все приводит в смущение. Быть может, в свое оправдание Μелетий скажет, что к этому принудила его необходимость, поскольку многие церкви оставались без пастырей, но этой необходимости не могло быть; для наблюдения за надлежащим порядком всюду поставлены благочинные ( περιοδευοτα), а если бы сии последнии оказались невнимательными, то это дело нужно было представить на усмотрение их, заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Сих предводил повелитель их Нестор, конник геренский: С ним девяносто судов принеслися, красивые строем. Живших в Аркадии , вдоль под Килленской горою высокой, Близко могилы Эпита , мужей рукопашных на битвах; 605 В Феносе живший народ, в Орхомене, стадами богатом, В Рипе, Стратии мужей обитавших и в бурной Эниспе, И Тегеи в стенах и в странах Мантинеи веселой; В Стимфале живших мужей и в Парразии нивы пахавших, — Сими начальствуя, отрасль Анкеева, царь Агапенор 600 Гнал шестьдесят кораблей; многочисленны в каждом из оных Мужи сидели аркадские, сильно искусные в битвах. Их ополчениям сам повелитель мужей Агамемнон Дал корабли доброснастные, плыть им по черному понту К Трое высокой: они небрегли о делах мореходных . 615 Вслед вупрасийцы текли и народы священной Элиды , Жители тех областей, что Гирмина, Мирзин приграничный, И утес Оленийский, и холм Алезийский вмещают: Их предводили четыре вождя, и десять за каждым Быстрых неслось кораблей, с многочисленной ратью эпеян. 620 Сих устремляли на бой Амфимах и воинственный Фалпий: Первый Ктеатова отрасль, второй Акторида Эврита; Тех предводителем шествовал храбрый Диор Амаринкид ; Вождь их четвертый был Поликсен, небожителю равный, Доблестный сын Агасфена, народов царя Авгеида. 625 Рать из Дулихии , рать с островов Эхинадских священных, Тех, что за морем широким лежат против брега Элиды, Мегес Филид предводил, ратоборец, Арею подобный, Сын любимца богов, конеборца Филея , который Некогда в край Дулихийский укрылся от гнева отцова. 630 Сорок за ним кораблей, под дружиною, черных примчалось. Царь Одиссей предводил кефалленян, возвышенных духом, Живших в Итаке мужей и при Нерите трепетолистном; Чад Крокилеи, пахавших поля Эгилипы суровой, В власти имевших Закинф и кругом обитавших в Самосе , 635 Живших в Эпире мужей, и на бреге противолежащем, — Сих предводил Одиссей, советами равный Зевесу; И двенадцать за ним принеслось кораблей красноносых. Рать из племен этолийских Фоас предводил Андремонид , Рать из мужей, обитавших в Олене, Пилене, Плевроне ,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/2

Ap. VI 30; см.: Delehaye. Origines. P. 38-42). Некоторые исследователи высказывали мнение, что собрания на кладбищах у могил родственников и М. были основным видом культовой деятельности ранних христиан ( MacMullen R. The Second Church: Popular Christianity A. D. 200-400. Atlanta, 2009). Почитание М. получило отражение в агиографических сказаниях, самые ранние из к-рых были написаны во 2-й пол. II в. В одних сказаниях содержалось подробное описание гибели М. и предшествовавших ей событий (Мученичество Поликарпа), др. тексты облекались в форму судебного протокола с кратким сообщением о казни М. (Акты Иустина Философа). Как правило, авторы сказаний пытались создать идеализированные образы М.- вдохновленных свыше героев, мужественно претерпевших страдания и отдавших жизни ради Христа и Церкви. Подобные сочинения имели целью не только прославление М. и сохранение памяти о них - они должны были воодушевить др. христиан на мученический подвиг. Сохранилось ок. 20 текстов на греч. и лат. языках, вероятно, написанных до 313 г.; среди них выделяются сказания о М., пострадавших в М. Азии (на греч. языке) и в рим. Африке (на латыни). Вероятно, лишь немногим М. посвящали агиографические сказания. Так, Поликарп был 12-м мучеником, пострадавшим в Смирне (Martyr. Polyc. 19. 1; Euseb. Hist. eccl. 45), но о М., казненных до него, сведений почти нет. Рим. М. посвящены всего 2 текста, составленные во 2-й пол. II в. (Акты Иустина Философа, Мученичество Аполлония); из Египта происходит лишь одно сказание нач. IV в. (Акты Филея). О литургическом использовании сказаний нет точных сведений. В «Страстях Перпетуи и Фелицитаты» содержатся призывы читать сказания о М. вместе со Свящ. Писанием «для наставления Церкви» (ad instrumentum Ecclesiae, in aedificationem Ecclesiae), как свидетельства действия Св. Духа в мире; благодаря чтению христиане могли вступить в «общение» с М., а через них - со Христом (Pass. Perp. 1. 4, 21. 5). Вероятно, в разных местах формирование почитания М. имело свои особенности.

http://pravenc.ru/text/мученики.html

Стряпали мне триста поваров в маленьких удобных бараках, построенных вокруг моего дома, где они и жили со своими семьями, и обязаны были готовить мне по два блюда на завтрак, обед и ужин. Я брал в руку двадцать лакеев и ставил их себе на стол; сотня их товарищей прислуживала внизу на полу: одни носили кушанья, другие таскали на плечах бочонки с вином и всевозможными напитками; лакеи, стоявшие на столе, по мере надобности очень искусно поднимали все это на особых блоках, вроде того как у нас в Европе поднимают ведра воды из колодца. Каждое их блюдо я проглатывал в один прием, каждый бочонок вина осушал одним глотком. Их баранина по вкусу уступает нашей, но зато говядина превосходна. Раз мне достался такой огромный кусок филея, что пришлось разрезать его на три части, но это исключительный случай. Слуги бывали очень изумлены, видя, что я ем говядину с костями, как у нас едят жаворонков. Здешних гусей и индеек я проглатывал обыкновенно в один прием, и, надо отдать справедливость, птицы эти гораздо вкуснее наших. Мелкой птицы я брал на кончик ножа по двадцати или тридцати штук зараз. Его величество, наслышавшись о моем образе жизни, заявил однажды, что он будет счастлив (так было угодно ему выразиться) отобедать со мною, в сопровождении августейшей супруги и молодых принцев и принцесс. Когда они прибыли, я поместил их на столе против себя в парадных креслах, с личной охраной по сторонам. В числе гостей был также лордканцлер казначейства Флимнап, с белым жезлом в руке; я часто ловил его недоброжелательные взгляды, но делал вид, что не замечаю их, и ел более обыкновенного во славу моей дорогой родины и на удивление двору. У меня есть некоторые основания думать, что это посещение его величества дало повод Флимнапу уронить меня в глазах своего государя. Означенный министр всегда был тайным моим врагом, хотя наружно обходился со мною гораздо ласковее, чем того можно было ожидать от его угрюмого нрава. Он поставил на вид императору плохое состояние государственного казначейства, сказав, что вынужден был прибегнуть к займу за большие проценты; что курс банковых билетов упал на девять процентов ниже альпари; что мое содержание обошлось его величеству более чем в полтора миллиона спругов (самая крупная золотая монета у лилипутов, величиною в маленькую блестку) и, наконец, что император поступил бы весьма благоразумно, если бы воспользовался первым благоприятным случаем для высылки меня за пределы империи.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvija-g...

  001     002    003    004    005