Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) родился в Курске 22 марта 1903 года. В 1909 году его семья переехала в Благовещенск-на-Амуре. Высшее образование Георгий Вознесенский получил в Русско-китайском политехническом институте в Харбине, там же окончил пастырско-богословские курсы. В 1931 году он принял постриг с именем Филарет, вскоре был рукоположен, в 1933 году возведен в сан игумена, в 1937 году – архимандрита. В 1962 году из Харбина уехал в Гонконг, оттуда в Брисбен, епископом которого назначен в 1963 году. А в 1964 году владыка Филарет избран на место ушедшего на покой первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского; † 1965). Это бремя митрополит Филарет нес в течение 21 года. Владыка Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года. В 1998 году было решено перенести останки почившего первоиерарха из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными. «Митрополит Филарет – это человек глубокой аскетической жизни. Посмотрите на его облик! Он был молитвенником, – вспоминает о владыке Филарете (Вознесенском) протоиерей Алексий Котар, настоятель Николаевского кафедрального собора в г. Сиэтл (штат Вашингтон, США). – Сам святой владыка Иоанн Шанхайский его кандидатуру выставил. Кандидатами тогда были и святитель Иоанн, и кто-то другой, и в качестве компромисса владыка Иоанн предложил выбрать молодого архиерея – владыку Филарета. В какой-то мере владыка Филарет был мне как отец, потому что когда я учился в русской гимназии в Нью-Йорке, то в последний год моего обучения родители уехали в Сан-Франциско, папа (протоиерей Николай Котар. – А.Н.) был переведен туда, и владыка Филарет взялся как-то присматривать за мной, вызывал меня к себе, наставлял, поправлял. Он очень любил молодежь, часто встречался с молодежью. У нас по воскресеньям были кружки; мы приходили к нему прямо в покои, где он нас угощал, беседовал с нами. Когда он приходил к нам домой, то любил сесть за рояль: играл некоторые вещи, в том числе и свои, был хорошим музыкантом и композитором.

http://pravoslavie.ru/30547.html

Православная книга - путь к единству народов июля 2014 В наше время обострилась проблема интеграции людей разных национальностей, разных культур в российское сообщество и предотвращения межнациональных конфликтов. Но для того, чтобы понимать и уважать другого, необходимо иметь представление о собственных ценностях и культурных традициях. И в этом лучший помощник - книга, особенно духовного содержания. Сегодня очень важно найти формы передачи вероучительных истин людям, часто очень далеким от христианства, пробудить в них интерес и стремление к их усвоению.  Общество памяти игумении Таисии (издательский совет Санкт-Петербургской епархии) уделяет особое внимание просветительской деятельности, выпускает широкий ассортимент книг. Среди них важное место занимают катихизисы, в которых систематически излагаются главные истины вероучения. Обществом памяти игумении Таисии изданы православные катихизисы святителя Филарета (Дроздова), протоиерея Николая (Вознесенского), а также  первый русский катихизис ( " Большой катихизис " ) протоиерея Лаврентия Зизания, заложившего традиции убедительного и доступного изложения вероучения, и " Православный катихизис " И. А. Глухова, по которому учились уже в наше время в Московской Духовной семинарии поколения священнослужителей. В катихизисе митрополита Филарета сочетаются глубина и строгость богословия с простотой и ясностью: не случайно до сих пор это общепринятая учебная книга. Он имеет традиционную вопросно-ответную форму, довольно сжатую, что позволяет читателю, в целом знакомому с истинами вероучения, систематизировать свои знания.  Однако когда эти знания утрачиваются, а мировоззрение становится неопределенным, что постепенно и произошло в XX веке, необходимы иные формы.  Более близкий к современности катихизис протоиерея Николая Вознесенского, впоследствии архиепископа Димитрия Хайларского, можно считать прекрасным руководством к познанию православного вероисповедания для тех, кто желает вступить на этот путь, равно как и для отклонившихся от него. В нем, при сохранении вопросно-ответной формы, - более свободное изложение вероучительных истин, с разнообразными примерами, что облегчает усвоение материала. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/pravoslavn...

Тучково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первый деревянный храм Успения Божией Матери был построен в 1679 году на погосте Картино, входящим ныне в пос.Тучково. Храм сначала входил во владения Чудова монастыря, а затем в составе с.Картино был приписан к вотчинам Святейшего Патриарха. Со временем деревянный храм обветшал и на его месте в начале ХХ в. на пожертвования предпринимателей и простых людей был построен большой величественный храм из красного кирпича. Освящен в 1913 году. В 1930-е годы храм был закрыт и разрушен. В 1990 году начались восстановительные работы и регулярные богослужения. Учитывая огромные размеры храма и сравнительно небольшой приход, сделать пока удалось немного. Деревянный храм Успения Божией Матери на погосте Картине, " на царя и великого князя земле на р. Москве " Звенигородского уезда Угожского стана, впервые упоминается в документах в 1593 г. В Смутное время он был уничтожен. По писцовым книгам 1624 г. значится, что пашня церковная лесом поросла. Восстановлен в 1679 г. В 1701 г. построена новая, вероятно, по случаю ветхости прежней, церковь. Об этом имеется указание в записной книге о выданных антиминсах за 1701 г. " Апреля в 9 день по благословенной грамоте выдан антиминс в Звенигородский уезд в Угожский стан, в новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; тоя ж церкви поп Иаков антиминс взял и расписался. В 1715 г. погост Картин, названный селом, состоял в числе вотчин Святейшего Патриарха. В 1825 г. 2 марта было подано прошение приходских людей управляющему Московской митрополией архиепископу Дмитриевскому Филарету, в котором они сообщают, что " ...означенная наша церковь деревянная на каменном фундаменте довольно тверда и только один угол повредился венца на два " и просят разрешить отремонтировать храм. Когда старый деревянный храм окончательно обветшал, было решено построить каменный. Была образована строительная комиссия и начат сбор средств. Не все начинатели благого дела дожили до освящения храма, умерли член комиссии А.В. Смирнов и неутомимый сборщик средств Ф.Я. Качевский. Настоятель храма о. Николай Смирнов, церковный староста Г.М. Крутиков и член комиссии А.Е. Ильин продолжили строительство. Оно велось по проекту епархиального архитектора Н.Н. Благовещенского на средства жертвователей П. Калинина, Е.А. Красильщикова, В.А. Лемана, В.Ф. Дубровина, Н. и П. Волхонских, Н.С. Боруцкой, И.П. Павлова, Н.Д. Юдина и многих других. Епископ Серпуховской Анастасий помогал средствам и он же потом освящал храм. Игуменья Московского Вознесенского монастыря Евгения пожертвовала некоторую церковную утварь и иконы, накануне освящения храма прибыла депутация общества хоругвеносцев Московского Вознесенского монастыря с хоругвями, пожертвованными обществом храму.

http://sobory.ru/article/?object=05163

Архив Гость сайта Беседа архимандрита Тихона (Шевкунова) с протоиереем Романом Лукьяновым Протоиерей Роман Лукьянов 14 мая, около девяти часов вечера, в Москву пришло сообщение о кончине настоятеля Богоявленского храма в Бостоне (США) митрофорного протоиерея Романа Лукьянова. Отец Роман скончался буквально накануне отлета делегации Русской Православной Зарубежной Церкви из Нью-Йорка, и так получилось, что последним богослужением, совершенным Высокопреосвященнийшим Митрополитом Лавром перед отъездом в Москву, стала панихида по почившему, всем сердцем желавшего скорейшего единства Русской Церкви. В то же самое время панихиду по новопреставленному отцу Роману в московском Сретенском монастыре совершил наместник обители архимандрит Тихон с братией. Зимой прошлого года отец Роман передал для Святейшего Патриарха Алексия II сохраненные им облачения Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Филарета (Вознесенского) . Редакция сайта Православие.Ru готовила к публикации беседу с отцом Романом, записанную в Бостоне 12 ноября 2006 года, после передачи облачений, и намеревалась поставить ее в среду, накануне подписания Акта о каноническом общении. Теперь это будет третий день по кончине приснопамятного пастыря. Заканчивая беседу, отец Роман сказал: «Есть у меня еще маленькое такое желание, делюсь с Вами моим, так сказать, маленьким уголком своей души: чтобы, когда будут сослужить Патриарх Алексий и Митрополит Лавр, мне можно было возгласить имя и того, и другого. Мне бы хотелось дожить до этого момента. Мы не знаем, буду я три года жить, год или три месяца… Как Господь благословит… Во всяком случае, я этот вопрос не ставлю. Но мне хотелось бы помянуть единство, молитвенное единство нашей Церкви». Отец Роман почил подобно Моисею, который вел свой народ к земле обетованной, но так и не сподобился войти в нее. Так и отец Роман был одним из первых, кто вел свою паству к утраченному в вынужденном отрыве от родной земли единству, наследовать которое чаяли отцы и основатели Зарубежной Церкви. Но по неизреченному Промыслу Божию он узрит исполнение обетований, уже перешагнув порог вечности.

http://pravoslavie.ru/guest/070515123912...

Архив Пн В Кашине Тверской области в день юбилейных торжеств в честь благоверной княгини Анны Кашинской завершился XXIV Волжский крестный ход 26 июня 2023 г. 14:12 В 2023 году в Тверской епархии торжественно отмечают 655 лет со дня преставления благоверной княгини и инокини Анны Кашинской и 75 лет со дня возвращения Церкви ее святых мощей. 25 июня, в день памяти благоверной великой княгини Анны Кашинской (память перенесения мощей (1650) и второго прославления (1909)), в Вознесенском соборе г. Кашина Тверской области была совершена ранняя Божественная литургия, которую возглавил благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков. Перед поздней Божественной литургией мощи благоверной княгини были перенесены крестным ходом в Воскресенский собор г. Кашина. В молитвенном шествии приняли участие архиереи и духовенство, прибывшее на торжества. Рака с мощами святой княгини Анны была установлена в центре собора под сенью. Позднюю Божественную литургию в Воскресенском соборе совершили митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , митрополит Виктор (Олейник) , митрополит Алтайский и Барнаульский Сергий , епископ Ржевский и Торопецкий Адриан , епископ Великолукский и Невельский Сергий , епископ Бежецкий и Удомельский Филарет , епископ Зарайский Константин , епископ Переславский и Угличский Феоктист , настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов , секретарь Тверской епархии архимандрит Борис (Тулупов), секретарь Черногорской митрополии Сербской Православной Церкви протоиерей Остоя Княжевич, заместитель ректора Московской духовной академии по представительской работе священник Александр Кузнецов, благочинные, председатели отделов, настоятели храмов Тверской епархии, гости епархии в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских с. Санино Владимирской области под руководством Илии Капрелянца. В храме молились глава Кашинского городского округа Г.Г. Баландин, глава Калязинского района К.Г. Ильин, директор колледжа культуры имени Львова г. Твери А.Е. Баранов, настоятельница Николаевского Клобукова монастыря игумения Варвара (Иванова), настоятельница Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), настоятельница Оршинского Вознесенского монастыря игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Ольгинского монастыря на истоке Волги игумения София (Прощаева), прихожане собора, гости и паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/6038394.ht...

Возникновение первой Благовещенской церкви относят ко времени основания Харькова. Сложно назвать точную дату основания храма, однако с уверенностью можно сказать, что он построен не позже 1655 г., одновременно с церквями Николаевской, Рождественской, Вознесенской. Эту дату называют большинство историков и исследователей (например Багалей, Миллер, архиеп. Филарет (Гумилевский), свящ. Иван Филевский). Церковь эта находилась в поселении, которое впоследствии стало Залопанью или т.н. залопанской частью города. Тогда это было селение в несколько улиц с хатами-мазанками в низкой болотистой местности, окруженное многочисленными левадами (низинными затопляемыми лугами). Люди, составляющие приход Благовещенского храма, были не очень богатыми в материальном отношении, что сказалось и на устроении самой церкви. Она была деревянной, однопрестольной. При храме был один священник во главе небольшого прихода. Но бурно развивавшаяся приходская жизнь дала толчок к возможности расширения прихода. И по " Куряжской записи " от 1720 г. мы видим уже " за рекою Лопанью парафию Благовещенскую " , т.е. большой приход и уже с двумя священниками. Архитектура первой Благовещенской церкви была простой, по своему художественному типу сходной с другими церквями Слобожанской Украины. Эта церковь сгорела от крупного пожара в 1738 г. Вместо нее была сооружена другая, тоже деревянная церковь. Она была копией предыдущей. По " описи " 1775 г. о ней говорится как о деревянном 3-х-главом храме, с рубленной деревянной колокольней. Вместо ограды она была обнесена тыном. Из церковного убранства этого храма можно особо выделить икону Божией Матери " Казанская " в прекрасной серебряной позолоченной ризе, написанную в 1776 г. Достоверно не известно, по какой причине (так, по крайней мере, об этом пишут Багалей и Миллер) эта деревянная церковь была заменена на каменную, которая была заложена 10 июля 1789 г., а освящена 8 сентября 1794 г. Она была построена по проекту архитектора П.А. Ярославского - известного харьковского зодчего, ученика В.И. Батепова.

http://sobory.ru/article/?object=03884

Глава XXV. Женские монастыри: 1) Аносин; 2) Бородинский; 3) Зосимова пустынь; 4) Влахернский монастырь; 5)Крестовоздвиженская Лукинская община I. Аносино-Борисо-Глебский монастырь Основательница и первоначальница Аносино-Борисо-Глебского монастыря игумения Евгения, в миру Евдокия Николаевна, урожденная Тютчева, родная тетка известного русского стихотворца Ф.И. Тютчева, родилась в 1774 году; в 1796 вышла замуж за князя Мещерского Бориса Ивановича и через три месяца после брака овдовела. Княгиня, оставшаяся по смерти мужа непраздной, родила дочь, которую она назвала Анастасией. В имении своем, в сельце Аносине, купленном ею в Звенигородском уезде, княгиня заложила каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя Тихвинской Божией Матери (в память избавления княгини от потопления на Ладожском озере во время плавания в Тихвин в 1798 году) и во имя благоверных князей Бориса и Глеба. В 1821 году княгиня Мещерская устроила при церкви богадельню, которая и послужила основанием общине в 1823 году, 1 сентября переименованной в общежительный Аносино-Борисо-Глебский монастырь, а княгиня пострижена в Москве в Вознесенском монастыре Московским архиепископом Филаретом на 14 сентября, поставлена игуменией и наречена Евгенией. Оставивши мир и изменивши прежнее имя, бывшая княгиня оставила и все мирские прихоти и, проникнутая духом смирения, на самом деле старалась быть служительницей Христа Спасителя, и делом и словом поучая добродетели малое свое стадо. Все предметы роскоши были изгнаны из деревянной необширной келии старицы Евгении; ложе ее было жесткое, пища простая, скудная, а сравнительно с прежними брашнами ее княжеской трапезы, даже и весьма грубая; одежда из толстого мухояра. От природы одаренная живым умом, пылким воображением, она была так красноречива, что, несмотря на весьма ощутительное косноязычие, не дозволявшее ей произносить некоторые звуки, беседа ее была, говорят, так сладостна, что, слушая ее, забывали ее косноязычие и внимали только увлекательности самой речи. Смирение старицы не ограничивалось ее отношениями к монашествующим: она и в общении с мирянами была той же убогой и смиренной инокиней, каковой была в монастыре. Рассказывают, что однажды, возвращаясь от Троицы Сергия, она по пути заехала в село, где жила одна ее родственница, молодая вдова (А. Д. Б.); это было в летнее время, и уже совершенно наступила ночь, когда старица приехала в село своей племянницы. Узнавши, что все уже легли спать, игумения не дозволила никого будить, но спросила сена, расположилась на открытой галерее, соединяющей дом с поварней, и так провела остаток ночи. Поутру, когда хозяйка проснулась, ей говорят, что приехала ночью гостья, игумения Аносинская. Та, обрадованная, поспешила к ней и стала упрекать ее, что она не велела разбудить, но старица кротко отвечала: «Кстати ли было бы тревожить и хозяйку и весь дом; я и так прекрасно провела ночь – погода теплая».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Делегация игуменов и игумений Коптской Церкви посетила святые места Нижегородской митрополии 20 сентября 2019 г. 20:29 16-19 сентября 2019 года делегация игуменов, игумений и насельниц монастырей Коптской Церкви, находившаяся в России в паломнической поездке, посетила ряд храмов, монастырей и историко-культурных достопримечательностей на территории Нижегородской митрополии . 16 сентября делегация прибыла в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь . Посещение обители началось с поклонения пребывающим в ней святыням — чудотворной иконе Божией Матери «Умиление», мощам преподобного Серафима Саровского, преподобных и блаженных жен Дивеевских. Гости из Египта также совершили молитвенное шествие по Святой канавке и посетили Серафимовский источник неподалеку от монастыря. Вечером члены делегации встретились с настоятельницей Дивеевской обители игуменией Сергией (Конковой) и сестрами. 17 сентября участники поездки присутствовали на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе обители. По окончании богослужения и трапезы матушка настоятельница рассказала гостям о современной жизни обители и о несомых дивеевскими сестрами послушаниях. В этот же день члены делегации посетили монастырский скит во имя святых мучеников Флора и Лавра, где ознакомились с опытом ведения монастырского хозяйства. 18 сентября представители Коптской Церкви приехали в Арзамас. Гости из Египта побывали в Воскресенском соборе города и находящемся рядом с ним Николаевском женском монастыре, где были гостеприимно встречены настоятельницей обители игуменией Филаретой (Шевченко). В этот же день делегация прибыла в Нижний Новгород, где посетила старинный кремль и находящуюся на его территории церковь Архангела Михаила — древнейший нижегородский храм, под сенью которого покоятся останки одного из руководителей Земского ополчения 1612 года русского героя Кузьмы Минина. Гости также побывали в Вознесенском Печерском монастыре и ознакомились с историей этой обители, тесно связанной с судьбой Российского государства, в частности, событиями Смутного времени и воцарением Дома Романовых. Представителей коптского монашества тепло приветствовал настоятель архимандрит Тихон (Затекин).

http://patriarchia.ru/db/text/5501796.ht...

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили:  архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , управляющий делами  Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан епископ Каскеленский Геннадий , епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий , епископ Талдыкорганский Клавдиан , наместник главы Казахстанского митрополичьего округа в Чимкентской епархии иеромонах Хрисанф (Коноплев), благочинный приходов г. Алма-Аты, настоятель собора святителя Николая Мирликиского г. Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери пос. Боролдай Алма-Атинской области игумен Филарет (Петроченко), ключарь собора Рождества Христова г. Алма-Аты протоиерей Александр Гайченя, настоятель храма Богоявления Господня г. Алма-Аты протоиерей Валерий Шаврин, настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы г. Алма-Аты протоиерей Иоанн Лопатин, ключарь Вознесенского кафедрального собора, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов, благочинный Илийского округа Астанайской епархии протоиерей Александр Зырянов, настоятель храма мучеников Космы и Дамиана г. Алма-Аты протоиерей Георгий Чистяков, руководитель информационно-издательского отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы г. Талгар Алма-Атинской области протоиерей Владимир Барташевич, настоятель храма Богоявления Господня с. Маловодное Алма-Атинской области протоиерей Николай Ткаченко, настоятель храма Иоанна Предтечи пос. Гульдала Алма-Атинской области протоиерей Георгий Харлов, секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), руководитель личного секретариата митрополита Александра иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, духовенство Астанаской епархии. Диаконский чин возглавили протодиакон Николай Гринкевич и руководитель службы протокола митрополита Александра протодиакон Роман Головин.

http://patriarchia.ru/db/text/5970239.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мироносица Святого Русского Елеона К 100-летию со дня рождения монахини Феоктисты (Ягнам) 18.07.2022 794 Время на чтение 5 минут   15 июля, по старому стилю, а  по новому стилю, 28 июля  2022 года, на праздник Святого Равноапостольного Князя Владимира и Крещения Киевской Святой Руси,  исполнилось бы ровно 100 лет со дня рождения выдающийся подвижнице Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Святом Граде Иерусалиме монахине матери Феокстисте (Ягнам). Матушка отошла ко Господу 10 лет назад, в свои почтенные 90 лет, и оставила очень глубокий подвижнический след в жизни Святой  Елеонской  русской обители, как настоящая, истовая современная  жена-мироносица  Христова, ревностно преданная Спасу и Господу нашему Иисусу Христу и всей Его Православной Церкви Русской. Помню видеофильм о Русской Православной Церкви Заграницей 1990 года. Еще было далеко до исторического воссоединения РПЦЗ с РПЦ МП. Вражда еще сохранялась.  Но один из сюжетов фильма  демонстрировал монашескую жизнь Спасо-Елеонского женского монастыря в Иерусалиме. Показывают знаменитую монастырскую трапезную  Храма Филарета Милостивого. Во главе игуменского стола восседает, нет не игуменья, а ее наместница (заместитель) благородного и почтенного вида,   пожилая монахиня с наперстным крестом – мать Феоктиста (Ягнам). Да, она была одним из неповторимых символов Святого Русского Елеона. Без малого 50 лет служила мать Феоктиста в должностях первой помощницы и наместницы (заметителем игумении)  пяти настоятельницам  Святого Русского Елеона – Матушкам-игуменьям Тамаре, Феодосии, Параскеве, Варваре и Иулиании. Это своеообразный  рекорд  такого  служения на Елеоне, который  до сего времени, не  преодолен.  А всего родному русскому православному монашеству мать Феоктиста отдала более 70 лет своей праведной жизни. Зачастую, мать Феоктиста, прямо руководила  всей  жизнью Елеонского монастыря,  как  наиболее опытная, грамотная, строгая  и подвижничекая монахиня  в святом монашеском делании.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/18/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010