С 1960-х годов в храме находилась лаборатория Энергетического института им Г.М. Кржижановского. Внутренность его была декорирована в связи с этим совершенно фантастическим образом: с потолка спускались приспособления для опытов в виде огромных спиралей и шаров, а всё пространство под куполом занимала установка для генерирования искусственных молний. В начале 1970-х годов, " подчищая " Москву к визиту президента США Ричарда Никсона, власти озаботились состоянием фасадов Вознесенской церкви. Фасады, действительно, привели в приличный вид. Но внутри всё сохранялось по-прежнему - вплоть до начала 1990-х годов. Нельзя не сказать о таком факте, как венчание в Вознесенском храме в 1831 году А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой. Любопытно, что венчаться собирались не в Вознесенской церкви у Никитских ворот, которая к тому времени ещё стояла недостроеная и " неизящная " , а в домовом храме С.М. Голицына, славившемся своими интерьерами. Но митрополит Филарет (Дроздов) настоял, чтобы венчание происходило именно в Большом Вознесении, поскольку это был приходской храм Гончаровых, живших на Никитской (дом не сохранился). Сам Пушкин, серьёзно относившийся к подобного рода совпадениям, придавал этому исключительное значение. Многие современники вспоминали о том, как " негладко " прошло венчание 18 февраля (2 марта по новому стилю) 1831 года. Л.Н. Павлищев, сын сестры Пушкина, писал: " Мать мне рассказывала, как её брат, во время обряда, неприятно был поражён, когда его обручальное кольцо упало неожиданно на ковёр, и когда из свидетелей первый устал, как ему поспешили сообщить после церемонии, не шафер невесты, а его шафер, передавший венец следующему по очереди. Ал. С-вич счёл эти два обстоятельства недобрыми предвещаниями и произнёс, выходя из церкви: " Tous Les mauvais augures! " . Расказывали и о свече, будто бы потухшей в руке поэта, и падении с аналоя креста (а по иным сведениям - и Евангелия). Возрождение Вознесенского храма началось ещё при Советском Союзе. Произошло это весьма знаменательным образом.

http://sobory.ru/article/?object=02267

Примером организации обучения будущих проповедников являются краткосрочные курсы для педагогов-катехизаторов, социальных работников, организаторов молодежного служения, которые открылись в начале 2011 года в Иваново-Вознесенском епархиальном управлении. В 2010 г. кандидаты на указанные должности, утвержденные аттестационной комиссией, были назначены в штат благочиннических храмов и крупных приходов. Курсы организованы с целью повышения квалификации сотрудников в соответствии с обязанностями, определяемыми должностными инструкциями, разработанными Ивановским епархиальным управлением . Описание подобных примеров в силу их достаточной многочисленности можно продолжать довольно долго, но все они представляют вариации того, что было описано выше.   Православные вузы, миссионерские институты, школы и курсы Уникальным в истории Русской Православной Церкви образовательным учреждением является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ). Образованный в 1992 г. как Богословский институт, этот вуз в 2004 г. получил статус университета с государственной аккредитацией. « ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование» . В университете действует Миссионерский факультет, осуществляющий не только теоретическое обучение студентов, но проводящий также практическую миссионерскую деятельность в миссионерских поездках студентов и преподавателей . Кафедру миссиологии имеет и Свято-Филаретовский православно-христианский институт. Практическое значение этой кафедры в деле миссии заключается в ее научно-методической помощи современным миссионерам и катехизаторам, ведение аналитической работы. Кафедра регулярно проводит конференции и семинары, а также служит базой для квалифицированной подготовки людей, занимающихся миссией . В отличие от катехизаторских училищ и курсов, миссионерские образовательные учреждения имеют более «семейный» характер – занимаясь в принципе тем же самым, за исключением не слишком часто встречающейся внешнемиссионерской составляющей, миссионерские заведения склонны к сохранению связи со своими выпускниками. Они тяготеют к образованию миссионерских центров, а также в их деятельности и в учебном процессе присутствует гораздо больше практической составляющей, чем в катехизаторских школах. По этой причине эту категорию образовательных учреждений автор выделил в самостоятельный раздел.

http://bogoslov.ru/article/3763875

Подписано соглашение о сотрудничестве между Симбирской митрополией и министерством просвещения и воспитания Ульяновской области 10 февраля 2023 г. 17:22 9 февраля 2023 года в конференц-зале Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Симбирской митрополией и министерством просвещения и воспитания Ульяновской области. Документ подписали митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин , епископ Барышский и Инзенский Филарет , епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор и министр просвещения и воспитания Ульяновской области Н.В. Семенова. Целью подписания соглашения является сотрудничество сторон в области образования, духовно-нравственного просвещения обучающихся и молодежи, развития системы образования в Ульяновской области. Глава митрополии выразил готовность оказывать помощь школе в преподавании модуля «Основы православной культуры», подготовке педагогов по данному предмету совместно с Институтом развития образования, участии духовенства в проведении родительских собраний по выбору модуля в рамках ОРКСЭ и проведении уроков «Разговоры о важном». Симбирская епархия , как и в предыдущие годы, планирует передать школам учебную и методическую литературу по ОПК. Владыка Лонгин предложил также помощь в оборудовании специальных классов для преподавания ОПК (в настоящее время в Ульяновской области действует всего один такой класс в Большеключищенской средней школе). Епископ Диодор, ссылаясь на опыт других регионов, внес предложение по участию представителей духовенства в работе августовского педагогического совета. Н.В. Семенова рассказала о том, что этот год объявлен «Годом педагога-наставника» и предложила провести совместно с митрополией конкурс на звание лучшего учителя, преподающего «Основы православной культуры». Сторонами был принят план совместных мероприятий, которые будут проводиться в регионе в 2023-2025 годах в целях реализации задач Указа Президента России 809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». План включает в себя организацию курсов повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного воспитания, просветительскую работу с родительской общественностью, организацию мероприятий с обучающимися, направленных на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, мониторинг выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики», организацию мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания для педагогических работников и трансляцию лучших педагогических практик.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Две другие сохранившиеся книги печатных пошлин — 1643/44 и 1651/52 гг.— отложились в фонде 235 (Патриарший Казенный приказ) РГАДА . Можно предположить, что подобная документация в Патриарших приказах была довольно обширна. Например, в расходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1627/28 г. сообщается об оплате работы по переплету 5 книг печатных пошлин в «красную кожу» . Таким образом, этот вид делопроизводственных документов приказа возник не позднее 1626/27 г. Упоминаются и книги 1633/34, 1635/36, 1641/42 гг. В некоторых расходных статьях речь идет не о переплете печатных книг, а о переносе в них отдельных записей. Например, в книге 1633/34 г. есть несколько записей аналогичного содержания: «За печать за грамоты в Юрьевец Повольской к поповскому старосте и вознесенскому попу Михаилу по челобитной Суздальского уезда государевой дворцовой волости села Даниловского крестьянина Якушка Половцова тое же волости на крестьянине Андрюшке Андронове… по духовным делам». Рядом с ней на полях приписано: «Записано в печатную книгу» . По-видимому, это свидетельствует в пользу предположения Ивановой о том, что книга велась в Патриаршем приказе, а потом была передана в Печатный приказ. Одним из объяснений передачи документации, на мой взгляд, может служить тот факт, что в год смерти Патриарха Филарета в Патриарших приказах проводилась ревизия, которую осуществляли дьяки государевых приказов . В свете вышесказанного представляется, что Записная книга печатных пошлин 1643/44 г. дает возможность восполнить недостающее звено «пакета» документов Патриаршего двора за 1640/41 г., публикацию которого она продолжает. Книга форматом 1°, содержит 153 листа, из них л. 1–149 нумерованы, л. 145 выпадает, пагинация поздняя архивная в правом верхнем углу лицевой стороны листа. Книга сброшюрована из тетрадей, на которых сохранились остатки буквенной потетрадной пагинации, имеет мягкий кожаный приказный переплет. До л. 106 включительно посередине правого поля лицевой стороны листа идет скрепа: «Дияк Григорей Одинцов» . Скрепа, а также заголовок книги: «Книга записная великого господина Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всея Руси, печатным пошлинам при казначее старце Иакиме Молотеине да при дьяке при Григории Одинцове нынешнего 1643/44 году» доказывают, что она велась в Патриаршем Казенном приказе. Однако характер записей определенно указывает на то, что книга — документ сводного характера. В ней зафиксированы пошлины, взятые не только с грамот, выдаваемых Патриаршим Казенным приказом, но Патриаршими Судным и Дворцовым приказами (см., например, л. 45).

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Патриарших наград были удостоены: настоятель Никольского собора Южной столицы, благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров; клирик Вознесенского кафедрального собора, духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов); секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; клирик Покровского храма Алма-Аты, первый проректор Алма-Атинской духовной семинарии протоиерей Александр Милованов; настоятель Покровской церкви Южной столицы, председатель отдела религиозного образования и катехизации Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Бобылев; настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев; клирик Вознесенского кафедрального собора, руководитель информационно-издательского отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; ключарь Вознесенского собора, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов; настоятель Покровского храма города Иссык, председатель комиссии по делам молодежи Казахстанского митрополичьего округа игумен Игнатий (Сидоренко); настоятель Серафимо-Феогностовской пустыни игумен Трифон (Печковский); благочинный Отеген-батырского церковного округа, настоятель храма свв. мчч. Адриана и Наталии поселка Отеген батыр Алма-Атинской области протоиерей Сергий Коноплев; клирик Филаретовского храма города Алма-Аты, проректор по воспитательной работе духовной семинарии иерей Иоанн Ливинский; настоятель Крестовоздвиженского храма Южной столицы иеромонах Мелитон (Поротиков); настоятель Благовещенского прихода Алма-Аты иеромонах Клавдиан (Поляков); клирик Вознесенского собора, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); клирик Вознесенского кафедрального собора, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина); главный бухгалтер Алма-Атинской епархии Т.В. Коровникова; заведующая канцелярией Алма-Атинского епархиального управления Т.М. Соколова; секретарь Алма-Атинского епархиального управления Л.Г. Фролова; кассир Алма-Атинской епархии О.Ф. Пильгуева; главный архитектор Алма-Атинской епархии Л.А. Кайдаш.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Высокий гость, посетивший монастыри и храмы города в 1870 году, был не только корнями из Коломны, но и кровным родственником святителя Филарета Московского. Бабушка владыки Игнатия Ольга Михайловна – супруга о. Иродиона Сергиевского – была родной сестрой святителя Филарета. Возведение каменной церкви Вознесения Господня в 1799 году почти совпало по времени с окончанием семинарского курса Василия Михайловича Дроздова – будущего владыки Филарета. Прихожане ходатайствовали перед московским митрополитом Платоном (Левшиным) о том, чтобы в Вознесенскую церковь назначили земляка, сына настоятеля Троицкой церкви на Репне Михаила Дроздова – Василия. Однако талантливый юноша не спешил принимать сан и по совету митрополита Платона продолжил обучение богословию. В письме к отцу Василий Дроздов – будущий святитель Филарет – делился своими сомнениями насчет возможности стать настоятелем Вознесенской церкви в Коломне: «Они [просители из Коломны] были здесь и просили владыку дать к Вознесенской церкви священника. Когда владыка велел им предоставить, кого пожелают они из семинарии: то они предлагали мне сие место. Я сказал им, что не могу ни на что решиться без Вашего слова, и что не надеюсь теперь быть уволен из семинарии… я не думаю спешить выходом из семинарии; а прожить еще год». В итоге на место священника Вознесенской церкви был назначен упоминавшийся Иродион Сергиевский – супруг родной сестры святителя Филарета. Он служил здесь до перевода в Успенский собор Коломны с 1803 по 1816 годы. При отце Иродионе Вознесенская церковь была расширена: в трапезной части появились приделы во имя великомучениц св. Екатерины и св. Варвары в память о существовавших издавна в этой части города деревянных Екатерининской и Варваринской церквях. Коломенское предание связывает постройку каменной Вознесенской церкви с именем зодчего Матвея Федоровича Казакова, который еще в 1770-х годах побывал в Коломне. Его поездка имела предысторию: осенью 1775 года город посетила сама Екатерина II. Императрицу достойно встретили богатые коломенские купцы, специально к ее посещению выстроив триумфальные ворота.

http://sobory.ru/article/?object=01829

Святейшему Патриарху Алексию переданы посох и богослужебные облачения Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Филарета (Вознесенского) 29 ноября 2006 г. 19:29 29 ноября в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась передача Святейшему Патриарху Алексию посоха и богослужебных облачений Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Филарета (Вознесенского, + 1985). По просьбе тяжелобольного хранителя реликвий протоиерея Романа Лукьянова облачения Предстоятелю Русской Православной Церкви передал наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). По словам архимандрита Тихона, о. Роман усматривает особый духовный смысл в том, что облачения владыки Филарета, при котором Зарубежная Церковь прославила Новомучеников и Исповедников Российских, переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, возглавлявшему Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г., когда Новомученики и Исповедники Российские также были причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Принимая облачения митрополита Филарета (Вознесенского), Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Сегодня состоялось знаковое событие: сделан еще один шаг к объединению, установлению духовной связи между сынами и дочерями нашего Отечества, вынужденными покинуть Родину в результате революционных событий, и Матерью-Церковью. Митрополит Филарет был третьим в чреде Первоиерархов Зарубежной Церкви, окормлявших русских эмигрантов первой волны и их потомков. Им было очень трудно на чужбине, но вера Христова всегда укрепляла их силы. В годы Первосвятительского служения владыки Филарета Русская Православная Церковь Зарубежом прославила Новомучеников и Исповедников Российских. А в нашей стране Новомученики и Исповедники были причислены к лику святых Русской Православной Церкви тогда, когда это стало возможно, — на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г. Сегодня мы вновь убеждаемся, что кровью мучеников утверждается Церковь Христова. Я сердечно благодарю отца Романа Лукьянова, который хранил эти облачения и, несмотря на тяжелую болезнь, передал их Матери-Церкви как символ будущего объединения Русской Православной Церкви Заграницей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Я также благодарю за дарственную грамоту. Это важный исторический документ, и он будет храниться в Троице-Сергиевой Лавре. Облачения мы передадим в Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии , а одно облачение мы передадим в Дивеевский монастырь, исполняя волю и о. Романа Лукьянова, и владыки Филарета.

http://patriarchia.ru/db/text/166437.htm...

Скачать epub pdf Предисловие Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) родился в Курске 22 марта 1903 года. В 1909 году его семья переехала в Благовещенск-на-Амуре. Высшее образование Георгий Вознесенский получил в Русско-китайском политехническом институте в Харбине, там же окончил пастырско-богословские курсы. В 1931 году он принял постриг с именем Филарет, вскоре был рукоположен, в 1933 году возведен в сан игумена, в 1937 году – архимандрита. В 1962 году из Харбина уехал в Гонконг, оттуда в Брисбен, епископом которого назначен в 1963 году. А в 1964 году владыка Филарет избран на место ушедшего на покой первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского ; † 1965). Это бремя митрополит Филарет нес в течение 21 года. Владыка Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года. В 1998 году было решено перенести останки почившего первоиерарха из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными. «Митрополит Филарет – это человек глубокой аскетической жизни. Посмотрите на его облик! Он был молитвенником, – вспоминает о владыке Филарете (Вознесенском) протоиерей Алексий Котар, настоятель Николаевского кафедрального собора в г. Сиэтл (штат Вашингтон, США). – Сам святой владыка Иоанн Шанхайский его кандидатуру выставил. Кандидатами тогда были и святитель Иоанн, и кто-то другой, и в качестве компромисса владыка Иоанн предложил выбрать молодого архиерея – владыку Филарета. В какой-то мере владыка Филарет был мне как отец, потому что когда я учился в русской гимназии в Нью-Йорке, то в последний год моего обучения родители уехали в Сан-Франциско, папа (протоиерей Николай Котар. – А.Н.) был переведен туда, и владыка Филарет взялся как-то присматривать за мной, вызывал меня к себе, наставлял, поправлял. Он очень любил молодежь, часто встречался с молодежью. У нас по воскресеньям были кружки; мы приходили к нему прямо в покои, где он нас угощал, беседовал с нами. Когда он приходил к нам домой, то любил сесть за рояль: играл некоторые вещи, в том числе и свои, был хорошим музыкантом и композитором.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Длина его до хорошевской дороги в монастырь 630 саж. Самая дорога проложена по валу же, за дорогой вал еще тянется на 200 саж. до городища и от городища кругом монастыря на 340 саж. Все протяжение вала, поныне очень заметное, доходит до 1170 саж. Вышина его не везде одинакова, с начала, от Красной горы, на протяжении 100 саж., имеет до 9 саж., далее, в 180 саж. от на­чала, доходит до 13 саж. В 490 саж. от начала возвышается даже до 15 саж., но в иных местах упадает до 2 саж. Ширина вала доходит от 4 до 8 саж. Впрочем, по нынешнему положению городища и вала трудно определить начальное положение их. Например, теперь нельзя решить того, глубокие обвалы с северной и южной сторон городища были ли нарочно вырыты или они углубились и расширились впоследствии времени от разлития весенних вод и, следовательно, изменили положение городища? Можно полагать, что в построении вала участвовали и черкасы. Но нечем доказать, что он весь принадлежит их труду, тогда как Хорошево городище известно было еще до поселения черкасов в этих местах и составляет памятник Хорошего города, существовавшего до татарского погрома. Как поселение черкасское, Хорошево встречается с 1654 г. В деле 1685 г. видим «села Хо-рошева полковаго эсаула Дементия Хорошевскаго». В исповедных росписях за 1728 г. показаны прихожане: а) «села Хорошева Воскресенской церкви 77 душ муж., 69 жен., тогож села девичьяго монастыря Вознесенской церкви 100 душ муж., 98 жен.». Метрики Вознесенской церкви, начинаясь с 1727 г., надписываются так: «сельца монастырскаго Вознесенской церкви Хорошевскаго монастыря». После сего можем признать за верное, что приходской церковью с. Хорошева перво­начально была монастырская Вознесенская церковь , а впоследствии построен был особый Воскресенский храм, но при том так, что Вознесенская церковь осталась приходской для черкасов, живших на монастырской зем­ле. По переписи 1724 г. в Вознесенском приходе у священника Симеона 55 дворов черкасов, а в Воскресенском приходе у священника Иоанна 68 дворов, и прихожане – боярские дети – харьковской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1800, 1810 и 1829 гг. деревянные постройки М. С. м. горели во время пожаров. В 1835-1837 гг., при игум. Антонии (1833-1842), на месте обветшавшего Вознесенского собора (1691) был построен и освящен новый 2-этажный храм с верхним холодным приделом в честь Вознесения Господня, теплыми нижним прав. приделом в честь Ватопедской иконы Божией Матери и левым - во имя прп. Макария Желтоводского. Могила схим. Исаии оказалась в наружной стене нижнего Ватопедского придела, близ клироса. По благословению архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) значительные пожертвования на возведение Вознесенского храма поступили от жительницы Свияжска Н. И. Саврасовой (1783-1870) и казанского помещика Е. А. Лебедева. Последний кроме средств на церковь внес еще 7992 р. серебром в кредитные учреждения на проч. нужды обители. Небольшой основной объем Вознесенского храма, с фронтонами над каждой из 4 сторон, венчала закругленная в виде визант. купола кровля. Над зап. порталом храма была построена 2-ярусная 33-метровая колокольня (1839) - самое высокое сооружение мон-ря. Главный ее ярус - в плане квадратный, с большими арочными проемами на каждой стороне. Выше - ярус круглый, с круглыми отверстиями - слухами. Венчает колокольню полусферический купол с малой главкой. Основной объем храма соединяла с колокольней низкая трапезная. В Вознесенском соборе стоял 4-ярусный иконостас, находились принесенные с Афона в XIX в. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (не сохр.), украшенная серебряной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, и образ вмч. Пантелеимона (не сохр.) с частицей его мощей. К кон. XIX в. это была единственная икона целителя в Казанской епархии, поэтому множество богомольцев приходили в обитель помолиться святому о здравии. Вероятно, из М. С. м. происходит сохранившаяся житийная икона прп. Макария Желтоводского (сер. XVII в., ГМИИРТ) с 20 клеймами. В среднике иконы преподобный представлен в рост, молящимся Св. Троице, посреди ландшафта над пещерой или «кладезем» ( Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: АКД. М., 2006. С. 19). Возможно, именно эту «древней живописи икону» прп. Макария, пребывавшую в Вознесенском соборе, упоминали исследователи 2-й пол. XIX в. как главную достопримечательность пустыни. Считалось, что икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Унженского мон-ря и в 80-х гг. XIX в. украшена серебряным окладом ( Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами//Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167; Спутник по Казани. 1895. С. 251; Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010