Так монастырь обзавелся значительными земельными владениями, расположенными не только в Великолукском уезде. Монастырь имел крупное хозяйство. Сестры монастыря и послушницы занимались обработкой садов и огородов, уходом за скотом. В 1853 году в храмах Вознесенского девичьего монастыря службу вели: священник Тимофей Михайлович Ратьковский, священник Самсон Федорович Богоявленский, диакон Семен Васильевич Рудаков, дьячок Андрей Михайлович Ивановский, пономарь Андрей Васильевич Богоявленский. С 1855 года настоятельницей Вознесенского девичьего монастыря была назначена игуменья Палладия - 50 лет от роду, казначеей монастыря стала монахиня Филарета - 48 лет. В это время в монастыре проживали 16 монахинь преклонного возраста и 12 послушниц от 18 до 48 лет. В 1856 году стараниями настоятельницы монастыря Палладии стены Вознесенского храма заново были расписаны историческими сюжетами, был обновлен иконостас, крыши монастырских построек были покрыты новым железом. На эти ремонтные работы было израсходовано 11000 рублей, в основном это были добровольные пожертвования. В 1860 году был обновлен иконостас в приделе пророка Илии. Стены двух приделов, трапезной и крыльцо были расписаны историческими картинами. На эти работы было затрачено 5000 рублей родственников игуменьи Палладии, тайных благотворителей и великолукского купца Ивана Николаевича Побойнина, ставшего впоследствии иеросхимонахом Оптиной Пустыни - Иеронимом. В двух верстах от города в 1868 году по инициативе игуменьи Палладии в память посещения города Великие Луки Афонскою святыней была построена часовня во имя Священномученика Харлампия и Великомученика Пантелеймона, которая принадлежала Вознесенскому девичьему монастырю. Богослужения в часовне ежегодно свершались: 10 февраля в память Священномученика Харлампия, 27 июля в память Великомученика и целителя Пантелеймона, 2 сентября в память об отправлении Афонской святыни из города в 1866 году. В этот день свершался из монастыря и крестный ход. При игуменьи Палладии в монастыре были продолжены строительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=01594

Лит.: Печерский мон-рь//Нижегородские ГВ. 1849. Ч. неофиц. 49. С. 548; Добротворский С. А., прот. Описание нижегородского первокл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1850 (То же//Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. Н. Новг., 2010. С. 11-72); Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857. Н. Новг., 19992; он же. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский, основатель нижегородского Печерского мон-ря. Н. Новг., 1864; Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 1859. Ч. 2. С. 101-112 (То же//Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. 2010. С. 76-86); Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 3; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание нижегородского Печерского Вознесенского муж. мон-ря. Н. Новг., 1887 (То же//Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. 2010. С. 91-217); Снежницкий А. Н., диак. Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси. Н. Новг., 1888. С. 238-243; он же. Печерская часовня в Нижегородской ярмарке. Н. Новг., 1901; Муравьёв А. Н. Печерская обитель// Он же. Путешествие по св. местам русским. СПб., 18896. Ч. 2. С. 121; Лавров Д. В. Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. СПб., 1892; он же. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский и митр. всея России, основатель нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря. Н. Новг., 1892; Добровольский М. В., прот. Краткое описание Нижегородских церквей, мон-рей и часовен. Н. Новг., 1895; он же. Путеводитель по святыням и церк. достопримечательностям г. Н. Новгорода. Н. Новг., 1912; Серебровский И., свящ. Гробница схим. Иоасафа в с. Ст. Печерах. Н. Новг., Драницын Н. И. Краткий указ. святынь и достопримечательностей нижегородского Печерского Вознесенского мон-ря. Н. Новг., 1902; Добротвор Н. М. История г. Горького. Горький, 1947; Борисов Н. С. Рус. Церковь в полит. борьбе XIV-XV вв. М., 1986; Филатов Н. Ф. Купола, глядящие в небеса. Н. Новг., 1986. С. 207-240; Пудалов Б. М. Хронологический указ. властей Печерского мон-ря//Город славы и верности России: (Мат-лы конф., посвящ.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Но мало кто знает, что расшит покров был драгоценностями, жемчугами, которые лично пожаловала на эти цели Великая княгиня Елисавета Феодоровна. И кандидат исторических наук Дмитрий Гришин, и кандидат богословия, профессор протоиерей Алексий Ладыгин вспомнили еще один факт, свидетельствующий об особом почитании будущей преподобномученицей преподобной Евфросинии Московской. Любящая цветы, Великая княгиня заказывает гирлянды из роз и васильков, чтобы украсить раку с мощами святой. Гирлянд оказалось так много, что ими украсили и иконостас в храме. Еще что примечательно: в тех юбилейных торжествах принимал участие первый из священномучеников Русской Православной Церкви митрополит Владимир (Богоявленский), возглавлявший тогда древнюю кафедру великих святителей Московских. А ранее большие усилия к росту почитания среди верующих преподобной Евфросинии Московской прилагал другой выдающийся иерарх и проповедник Русской Православной Церкви – святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Президент России Владимир Путин высказал идею о возможности восстановления двух обителей на территории Кремля, и это – несомненное чудо, добрый знак в истории нашего государства. Если же конкретно говорить о Вознесенской женской обители, то, по убеждению участников конференции, всем нам нужно немало потрудиться, чтобы как можно больше людей узнало и об истории монастыря, и об его основательнице. Чтобы верующие люди установили с преподобной молитвенную и духовную связь, прибегая к ее небесному заступничеству во всех своих нуждах и сложных обстоятельствах. Тогда те, кому открылся или откроется дивный образ Небесной покровительницы Москвы, смогут уже не формально включиться в обсуждение вопроса, поднятого Главой государства. И хотя прозвучала мысль, что если обители в Кремле будут восстановлены, то прежде всего как объекты культурного наследия, но во время широкой дискуссии православная общественность сможет высказать и, даст Бог, отстоять свое мнение. В частности, протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель единственного во всем православном мире храма, посвященного этой русской святой, считает, что сердцем и душой возрожденной Вознесенской обители должны стать совершение Божественной литургии и монашеская жизнь.

http://pravmir.ru/vozrozhdenie-voznesens...

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил престольные торжества Петропавловского храма города Алма-Аты 12 июля 2021 г. 14:24 12 июля 2021 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Петропавловском храме города Алма-Аты. В церкви хранятся частицы мощей и части гробниц апостолов Петра и Павла, переданные в дар приходу владыкой Александром. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Алма-Аты, настоятель собора святителя Николая Мирликийского протоиерей Валерий Захаров, настоятель Петропавловского храма протоиерей Владимир Шкляр, настоятель храма Богоявления Господня протоиерей Валерий Шаврин, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов, ключарь Петропавловского храма протоиерей Кирилл Шкляр, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы микрорайона Акжар иеромонах Алексий (Черевцов), заместитель ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр, руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), руководитель личного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров. За богослужением молились секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, прихожане храмов города. Богослужебные песнопения исполнили мужской хор Вознесенского собора Алма-Аты под управлением игумена Филиппа (Моисеева) и хор Петропавловского храма под управлением И.Н. Коровиной. После херувимской песни митрополит Александр рукоположил клирика Филаретовской церкви при Алма-Атинской духовной семинарии диакона Олега Лисина в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Суворов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

407. О преставлении царицы Александры. В то же время преставилась царица [жена] царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана Васильевича всея Русии, а была пострижена в Суздале в Покровском девичьем монастыре; а была [она] дочь Богдана Юрьевича Сабурова; а постриг ее царь Иван Васильевич при жизни царевича Ивана Ивановича, раскручинившись. Погребена она в Вознесенском монастыре с царицами вместе. 408. О преставлении царицы Прасковьи. В то же время преставилась царица Прасковья Михайловна [жена] царевича Ивана Ивановича же, а была пострижена на Белоозере, в Девичьем монастыре, а из Девичьего монастыря переведена была во Владимир в Девичий монастырь, а из Владимира переведена была в Москву, и была в Ивановском монастыре, тут и преставилась. А погребена в Вознесенском монастыре с царицами вместе, а постриг ее царь Иван Васильевич при [жизни] царевича. Дочь была каширянина Михаила Солового. 409. О послах турских. Пришел из Цареграда посол Фома Кантакузин, а ним государевы послы: Иван Кондырев да подьячий Тихон Бормосов, и привезли к государю от турского царя грамоты дружественные и дары многие. Государь же посла пожаловал и отпустил его к турскому царю. 410. О побитии послов московских и турских. Послал государь и святейший патриарх к турскому царю послов своих Ивана Бегичева [с товарищами] с многими дарами. И пришел Иван в город турского царя Кафу со всеми людьми, которые с ним [были] посланы, и [с ним] турского царя посольские люди. В ту пору пришел из Крыма царевич Калга, и всех государевых послов и турских людей тут взял, и казну государеву захватил, и их перебил всех. 411. О бывшем законном сочетании браком государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии. В лето 7133 (1624) году государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии, поговорив с отцом своим, с великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем московским и всея Русии и со своей матерью, с великой государыней старицей инокой Марфой Ивановной, захотел сочетаться законным браком, и взял за себя государь [дочь] боярина князя Владимира Тимофеевича Долгорукого, царицу Марию Владимировну. А радость его государева была сентября в 18-й день, а тысяцкий был у государя боярин князь Иван Борисович Черкасский; а дружки с государевой стороны были бояре: князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский да князь Дмитрий Михайлович Пожарский с княгинями, а с царицыной стороны были дружки боярин Михаил Борисович Шеин да князь Роман Петрович Пожарский с женами. В первый же день была радость великая. Грехов же ради наших, от начала враг наш дьявол не хочет добра роду человеческому, научил враг человека своим дьявольским ухищрением, и испортили царицу Марию Владимировну. И была государыня больна от свадьбы и до Крещения Господня. В том же году, в самое Крещение, предала свою праведную душу Богу, и погребена была в Вознесенском монастыре с благочестивыми царицами.

http://sedmitza.ru/lib/text/439363/

В 145-ю годовщину преставления архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова) у гробницы архипастыря совершена панихида 6 июля 2017 г. 18:09 6 июля 2017 года, в 145-ю годовщину блаженной кончины архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова), митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил панихиду у гробницы архипастыря в усыпальнице Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора г. Новочеркасска. Перед началом панихиды глава Донской митрополии обратился к собравшися с архипастырским словом, посвященном памяти иерарха. Владыке митрополиту сослужили благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, настоятель Патриаршего Вознесенского собора игумен Филарет (Авдюшкин), настоятель Кременского Вознесенского мужского монастыря Калачевской епархии игумен Савин (Аганин), насельник монастыря иеромонах Тихон (Блинов), духовенство Новочеркасского благочиния Ростовской епархии . За богослужением молились мэр г. Новочеркасска Владимир Киргинцев, председатель городской Думы Юрий Лысенко, начальник Управления культуры и искусства администрации города Елена Архипова, сотрудники Музея истории Донского казачества, краеведы, историки, деятели культуры. К 145-летию кончины архиепископа Иоанна около его усыпальницы в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе г. Новочеркасска устроена экспозиция, посвященная жизни и трудам святителя. Начиная с февраля 2017 года была проведена огромная исследовательская работа, обнаружены уникальные документы, имеющие отношение к архипастырю. В тесном сотрудничестве с архивами Пензы, Нижнего Новгорода, Владимира, Санкт-Петербурга подготовлены материалы о жизни и служении почитаемого старца-архиерея. Преосвященный Иоанн (Михаил Степанович Доброзраков, 1790-1872), архиепископ Донской и Новочеркасский, родился в 1790 году в Лукоянском уезде Нижегородской губернии в селе Чериси в семье священника. Обучался в Нижегородской духовной семинарии. 16 июля 1817 г. окончил  Петербургскую духовную академию  со степенью магистра, 24 июля 1817 г. назначен профессором Черниговской семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Его Святейшество выразил признательность всем, кто внес вклад в возрождение собора, в том числе В.В. Путину, Д.А. Медведеву, руководителям и сотрудникам Министерства культуры и других ведомств. Предстоятель Русской Церкви поблагодарил митрополита Меркурия за труды и вручил ему юбилейные крест и панагию, изготовленные по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды во внимание к помощи в реставрации Вознесенского войскового всеказачьего кафедрального собора г. Новочеркасска: заместитель министра культуры Российской Федерации Г.У. Пирумов был награжден орденом преподобного Андрея Иконописца III степени; настоятель Вознесенского собора игумен Филарет (Авдюшкин) — орденом преподобного Сергия Радонежского III степени; казначей Вознесенского собора А.А. Дудин — орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Верующим были розданы иконки Покрова Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Соборный храм войска Донского в Новочеркасске был заложен в день основания самого города 18 (30) мая 1805 года. До основания Новочеркасска главным храмом Донского войска служил Воскресенский войсковой собор в Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Фактически строительство началось 1 октября 1811 года. Автором проекта стал архитектор Алоизий Руска. После того как в 1818 году братья Руска покинули Россию, строительство собора продолжил архитектор Амвросимов. В 1846 году при сведении главного купола неожиданно обрушилась часть храма. То же самое произошло в 1863 году со вторым вариантом собора, строившимся по проекту И.О. Вальпреде. В 1891 году казаками было принято решение приступить к строительству третьего здания храма. Академик архитектуры А.А. Ященко разработал проект, который 24 марта 1891 года был Высочайше утвержден. Строительство и оформление храма было полностью завершено к 1904 году, однако здание освятили и открыли только 6 мая 1905 года. Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. Высота центрального купола с крестом достигает 74,6 метров. В советское время с куполов было снято позолоченное медное покрытие, и здание постоянно подвергалось действиям природной стихии — заливалось, засыпалось снегом, также была выведена из строя система отопления. В 1934 году Вознесенский собор был закрыт, само здание использовалось как склад.

http://patriarchia.ru/db/text/4244412.ht...

Патриаршее богослужение посетили: Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации Е.Б. Кошербаев и сотрудники Посольства Казахстана; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко; председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря В.Б. Христенко; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец ; профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, известный телеведущий  Н.Н. Дроздов, являющийся двоюродным праправнуком святителя Филарета Московского.  Среди молившихся за Литургией были: председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим , председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий , участники II Патриаршего фестиваля духовной музыки «Свет Христов», священнослужители Москвы и Московской области, собравшиеся в Храме Христа Спасителя, чтобы почтить память святителя Филарета. Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев) и сводный хор победителей II Патриаршего фестиваля духовной музыки «Свет Христов» (регент — заслуженный артист России А.А. Пузаков). В состав сводного хора вошли: смешанный хор Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска; праздничный хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова; ансамбль духовной музыки «Покров» г. Москвы; Сибирский мужской хор; мужской хор храма Вознесения Господня г. Нижнего Новгорода; братский хор Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря ; монашеский хор Вознесенского Оршина женского монастыря; Молодежный хор Тверской епархии ; женский хор Регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии; Молодежный хор Гребневского храма г. Одинцово Московской области.  Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. 

http://patriarchia.ru/db/text/5982430.ht...

Строительство храмов в Николо-Угрешском монастыре, которое производилось при непосредственном наблюдении архимандрита Пимена, сделало его настолько известным как успешного строителя, что митрополит Московский Филарет решил доверить ему возобновление Вознесенского женского монастыря. – Я хочу дать тебе поручение, – сказал он архимандриту Пимену и, объяснив ему все предшествовавшие обстоятельства, спросил его: «Что ты мне на это скажешь, возьмешься ли за это дело?» Архимандрит отвечал ему, что он отказываться не смеет, но опасается только, сумеет ли угодить владыке и довольна ли останется его действиями игуменья. – А тебе какое до этого дело? Действуй, как почитаешь нужным, а об остальном не заботься и ничего не опасайся. Тогда архимандрит спросил: – Нужны будут на это деньги, имеются ли они в монастыре? – Это тебя не касается, это дело игуменьи, она должна дать деньги, не имеет – достанет. В августе 1863 года последовал указ Консистории на имя архимандрита Пимена, извещавший его, что учрежден новый комитет по случаю перестройки Вознесенского монастыря и что он назначен быть председателем комитета. Когда он после этого явился к владыке и тот словесно ему повторил, что было уже в указе, он попросил благословения осмотреть монастырь, ознакомиться с существом поставленной задачи во всех подробностях и потом доложить митрополиту о своем мнении. По осмотре он нашел следующее: что на перестрой потребуется совсем не два года, как сказано было в указе, а всего только три или четыре месяца; что нет никакой надобности выводить из монастыря 70 сестер за неимением помещения и что есть возможность всех оставить в монастыре, умножив только число келий, что также удобно привести в исполнение, сделав в здании вместо двух этажей три. Докладывая после осмотра владыке, архимандрит Пимен сказал ему, что, так как находит возможность оставить в монастыре 70 сестер, которых предполагалось вывести, то поэтому должна быть передержка против сметы, в которой назначалось на расход 62 тысячи рублей, на что Митрополит Филарет дал свое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Православная книга - путь к единству народов июля 2014 В наше время обострилась проблема интеграции людей разных национальностей, разных культур в российское сообщество и предотвращения межнациональных конфликтов. Но для того, чтобы понимать и уважать другого, необходимо иметь представление о собственных ценностях и культурных традициях. И в этом лучший помощник - книга, особенно духовного содержания. Сегодня очень важно найти формы передачи вероучительных истин людям, часто очень далеким от христианства, пробудить в них интерес и стремление к их усвоению.  Общество памяти игумении Таисии (издательский совет Санкт-Петербургской епархии) уделяет особое внимание просветительской деятельности, выпускает широкий ассортимент книг. Среди них важное место занимают катихизисы, в которых систематически излагаются главные истины вероучения. Обществом памяти игумении Таисии изданы православные катихизисы святителя Филарета (Дроздова), протоиерея Николая (Вознесенского), а также  первый русский катихизис ( " Большой катихизис " ) протоиерея Лаврентия Зизания, заложившего традиции убедительного и доступного изложения вероучения, и " Православный катихизис " И. А. Глухова, по которому учились уже в наше время в Московской Духовной семинарии поколения священнослужителей. В катихизисе митрополита Филарета сочетаются глубина и строгость богословия с простотой и ясностью: не случайно до сих пор это общепринятая учебная книга. Он имеет традиционную вопросно-ответную форму, довольно сжатую, что позволяет читателю, в целом знакомому с истинами вероучения, систематизировать свои знания.  Однако когда эти знания утрачиваются, а мировоззрение становится неопределенным, что постепенно и произошло в XX веке, необходимы иные формы.  Более близкий к современности катихизис протоиерея Николая Вознесенского, впоследствии архиепископа Димитрия Хайларского, можно считать прекрасным руководством к познанию православного вероисповедания для тех, кто желает вступить на этот путь, равно как и для отклонившихся от него. В нем, при сохранении вопросно-ответной формы, - более свободное изложение вероучительных истин, с разнообразными примерами, что облегчает усвоение материала. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/pravoslavn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010