Вскоре по преставлении преп. Ферапонта, однажды после литургии, игумен Адриан лег отдохнуть на рогожке. Является Ферапонт и говорит ему: «Спустя десять лет, будет великий голод в России; береги рожь; многие будут тогда питаться из твоих житниц и они не оскудеют; тогда населятся и пустые земли твои». Феодосий, слепой старец, постриженик обители, в полночь молол жерновом рожь. И вот яркий свет наполнил храмину и он увидел свет исходящий из храма св. Николая; перед царскими дверями стоял преп. Ферапонт. «Чего ты просишь у Господа»? спросил его преподобный. «Отпущения грехов», отвечал слепой старец. «Подвизайся и как начал, так и довершай: спустя немного времени увидишь ты свет вечности», сказал ему чудный Ферапонт. После того старец опять остался во мраке. В другое время Феодосий в полдень молол хлеб. Опять явился ему Ферапонт и сказал: «Мир тебе и благословение! Спустя немного времени будет великий голод во всей России, но ты не доживешь до того; скоро ты увидишь меня в другом мире; скажи тайно Адриану, чтобы крепко берег рожь; многим придется питаться от монастыря». Феодосий вскоре скончался. 137 В обители Монзенской братия доставали себе пропитание земледелием, и настоятель Адриан был первым на работах. Веря посмертному предсказанию чудного Ферапонта, он наполнил монастырские житницы хлебом. Когда в 1601 году предсказание сбылось и наступил страшный голод, 138 обитель Адриана и Ферапонта была питательницею для всей окрестности; люди селились на пустошах монастырских, не находя на прежних местах пропитания. Игумен Адриан отпускал хлеб всем нуждающимся, в уповании на Господа; и житницы обители не оскудели. Преп. Адриан прожил после кончины старца Ферапонта более 20 лет, и мирно преставился 5 мая 1619 г. 139 Два подвижника того же времени проходили трудный путь юродства. Один из них был блаж. Симон, сын поселян, живших близь Юрьевца Поволгского. Тайно ушел он из дома родительского в густой лес. Поселяне села Ялнатского увидели в лесу человека полунагого, в лохмотьях, но не могли допытаться от него, кто он и откуда. Из сострадания привели они его к священнику. В доме доброго пастыря послушливо занимался он работою, никогда не оставаясь праздным; он усердно посещал и храм Божий; но являясь малоумным перед людьми, подвергался насмешкам и оскорблениям. Одна рубашка зимою и летом была одеждою его, и земля служила ему постелью; обуви не носил он и в самые жестокие морозы. Так прожил Симон в с. Ялнатском 15 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Прп. Адриан теперь убедился, что таинственный покровитель Монзенской обители был ни кто иной, как прп. Ферапонт, и сильно обрадовался, что святой угодник открылся и живет в Благовещенском монастыре. Однако смиренный подвижник, не желая прославления, умолял прп. Адриана, потом настойчиво требовал от него, чтобы он никому не сказывал того, что узнал о нем, чтобы хранил это как тайну исповеди, и тогда же просил игумена быть его духовным отцом. Исповедь обнаружила великую святость прп. Ферапонта, и прп. Адриан припал к его стопам и воскликнул: « Не требуют здравии врача (Мк. 2, 17). Как же ты, чистый, пришел за исцелением к недужному?» Прп. Ферапонт сказал тогда Адриану: «Припомни, кого ты видел раньше на берегу реки Костромы, на месте, где хотел воздвигнуть монастырь. Тогда я сказал тебе: «Отец мне будешь и узнаешь имя мое». Ныне это сбылось: ты отец мне и узнал имя мое. Спустя два с половиной года исполнится на мне воля Божия». Так угодник Божий прозрел и предсказал свою близкую кончину. Потом снова просил своего духовного отца не разглашать того, что узнал от него на исповеди. Живя в пустынной Монзеской обители, прп. Ферапонт каждый день с благословения духовного отца удалялся для молитвы в болотные дебри и лесные чащи. Случилось раз, что один из братии, инок Кирилл, возроптал на святого за то, что он не бывает в монастырской ограде. В следующую ночь во сне Кирилл увидел множество бесов в виде черных эфиопов, похвалявших его за ропот на преподобного. «Изгоните его отсюда, — говорили бесы о святом старце, — потому что ленив он и нерадив о монастырской работе. Вы даром его кормите. Вам он представляется святым, а на самом деле, уходя в лесную чащу, только спит там». С ужасом пробудился Кирилл и побежал из келлии к старцу Адриану. Он исповедал ему свой грех ропота на преподобного и рассказал видение. Преподобный Адриан знаменал честным крестом перепуганного инока. Когда, опять уснув, Кирилл снова увидел бесов, он начал мысленно молиться преподобному Ферапонту и просил у него прощения за свой ропот. Внезапно у его одра предстал с жезлом преподобный и бесы исчезли, как дым. В другой раз был наказан за насмешку над преподобным монастырский служитель Петр. «Ты стар годами, а ходишь так плавно, — сказал Петр преподобному Ферапонту при встрече. — Мантия твоя не движется, и ногами своими ты как будто скользишь». Преподобный ничего не сказал насмешнику. Но в тот же день Петр почувствовал страшную боль головы и шеи, лицо же его повернулось назад. Он пошел к прп. Адриану, а тот послал его к прп. Ферапонту просить прощения. Петр упал к ногам угодника, каялся в своих грехах и молил об исцелении. Святой Ферапонт поднял его, осязал руками его больную голову и шею, повернул лицо назад, и Петр исцелился. А подвижник наставлял его не осуждать ближнего. Оба эти чуда остались в тайне при жизни преподобного: рассказывать о них он запретил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Благовещенский монастырь был всегда дорог преподобному Ферапонту. Он чудесно содействовал его устроению и перенесению на новое место, защищал его от недоброжелателей и притеснителей. Наконец, он чудесно изыскивал средства для содержания бедного монастыря. Один раз прп. Ферапонт пришел к строителю прп. Адриану и сказал: «Иди в царствующий град Москву. Ты найдешь там архимандрита Пафнутия больным, и не в Чудове монастыре, а у митрополита на Крутицах». Прп. Адриан спросил: «Откуда ты получил эту весть?» «Подробно об этом узнаешь там, — отвечал преподобный, — архимандрит желает тебя видеть». Преподобный Адриан поверил словам святого Ферапонта и отправился в Москву. Архимандрита Пафнутия, как и предсказал прозорливый угодник, он нашел больным в Крутицах. В беседе о делах Благовещенской обители, о подвижнике Ферапонте и его дивных деяниях архимандрит Пафнутий спросил Адриана: «Возвратился ли к тебе тот старец, который был у меня недавно с твоим письмом?» При этом он взял письмо и показал прп. Адриану. Удивился старец, видя письмо, написанное собственной рукой. В нем говорилось о нуждах монастырских: о колоколах, книгах и церковных сосудах. Но преподобный помнил, что такого письма он не писал никогда. Расспросивши Пафнутия о старце, принесшем письмо, Адриан узнал в нем преподобного Ферапонта, чудесно явившегося митрополиту Крутицкому и Пафнутию, так как подвижник в то время не оставлял монастыря и прп. Адриан никогда не посылал его в Москву. Когда узнал обо всем этом Крутицкий митрополит Геласий, то вместе с Пафнутием он дал прп. Адриану обильную милостыню на нужды монастыря. Так заботился прп. Ферапонт о своей обители и чудесно помогал ей. Два с половиной года прожил угодник Божий в Монзенском монастыре. Он непрестанно пребывал в молитве, в трудах и воздержании. Каждый день приходил в придел святителя и чудотворца Николая и плакал о душе своей, памятуя о часе смертном и Страшном суде. Господь открыл Своему угоднику о дне и часе его кончины. Прп. Ферапонт казался братии здоровым и бодрым, но готовился к смерти. Он призывает отца своего духовного преподобного Адриана и братию и обращается к ним с прощальным словом. «Близок конец моей жизни, — сказал со слезами преподобный, — я отхожу от нее и предаю дух мой в руце Божии. Господь да сохранит вас и утвердит в любви Своей. Я же, хотя и отхожу телом, но не отступаю от вас духом своим, если между вами любовь будет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Выбрав здесь прекрасное уединенное место и расчистив землю для огородных овощей, он поставил для себя хижину. В первое время он много терпел неудобств в своем уединении и не раз подвергался нападениям от разбойников, которые хотели выгнать его отсюда. С течением времени к нему собрались другие любители безмолвия, и пр. Ферапонт (в 1398 г.) основал монастырь (см. Новг. еп.), но сана игумена по смиренно своему не принял. При обители пр. Ферапонт завел общежитие и в трудах показывал братии пример неослабного труженичества: братия занималась то устройством келлий, то списыванием книг, то различными ремеслами. В 1408 г., по желанно князя Можайского Андрея, глубоко почитавшего пр. Ферапонта, св. подвижник основал другой монастырь в Дужках, в полуверсте от г. Можайска (см. Москов. еп.), почему и называется (см. В.М.) Можайским или Лужецким. После 18-летних подвигов в этой обители, пр. Ферапонт скончался ее архимандритом, в 1426 г., будучи 90 летним старцем. Св. мощи его почивают под спудом в храме его имени, в Лужецком Можайском монастыре. Пр. Ферапонта Монзенского. Ныне – его тезоименитство. См. 12 дек. 25 . Пр. отца нашего епископа Халкидонского (исповедника). С юности инок, поставленный за добродетели епископом Халкидона, пр. Никита особенно прославился христианской любовью: бедные находили в нем покровителя, сироты – отца, вдовицы и обиженные – заступника. При Льве Армянине пр. Никита явился ревностным поборником иконопочитания и за это, после многих страданий, был осужден на изгнание. По выражение св. Церкви, он явил в своей жизни «терпение Иова», «кротость Давидову и Моисеово незлобие». Вместе с ним в службе воспевается его брат, Игнатий «священнодейственный» (вероятно, бывший иереем). Честные мощи пр. Никиты источали чудеса. Кондак, гл. 8. Светлостию дел твоих просиял еси, преподобне, апостольскаго престола наследник был еси Никито; и яко солнце облистал еси твоей пастве, отче, вся Божественных учений исполнь; темже зовем ти: радуйся, Халкидону удобрение. † Память св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тропарь святителю Филиппу Первому, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу (память преставления 5 апреля), глас 3 Чудо явися, извещением и делы возсияв,/Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/откровением Божиим церковь разобра/и величайшую воздвиже,/всечестне Филиппе, святителю великий,/мир граду даруй нашему Москве/и велию милость. Кондак, глас 8 В успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/два креста и тягчайшая железа, еже есть вериги,/постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/моли Христа Бога о всех нас. Величание Величаем вас,/святителие велиции Киприане, Фотие, Ионо и Филиппе,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Ферапонту Монзенскому, Галичскому, глас 8 Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми,/сожительствовал еси Василию блаженному,/и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/в пустыню вселился еси,/в нейже вельми подвизался еси в жизни сей временней,/плоть умерщвляя Твою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./Темже и Христос даром чудес обогати тя,/но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/преподобне отче Ферапонте,/и моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Возложив себе Богу от юности, преподобне,/Того паче всех возлюбив,/и Тому от всея души любовию последовал еси,/тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/в нейже добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/и, яко светозарное солнце в концах Галическия земли возсиял веселяся пришел еси к Небесным обителем./И ныне со ангелы Владычню престолу предстоя,/поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, Ферапонте отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ферапонте,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 28/10 Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского (IX). Святителя Игнатия, епископа Ростовского (1288). Святителя Геронтия, митрополита Московского и всея Руси (1489). Антиохийской, Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1, 4). Скончался преподобный Никон в середине XII века и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Декабрь 12 Ферапонт Монзенский, преподобный Не сохранилось никаких известий о происхождении и ранних годах жизни угодника Божия преподобного Ферапонта. Место и время его рождения, звание и имена родителей остались неизвестны. Можно только догадываться, что он происходил не из Москвы, потому что сам говорил о себе, что он был пришельцем в Москве, и не из Костромской и Галичской областей, в которых подвизался после, так как на месте его подвигов не знали о его происхождении. По своему смирению преподобный ничего не говорил об этом. Он сказал только своему духовному отцу преподобному Адриану Монзенскому († 1619; память 5/18 мая), что был пришельцем в царствующем граде Москве и жил близ дома Василия Блаженного († 1552; память 2/15 августа), рядом с его тыном; другому заявил, что он был сожителем блаженного. Но так как известно, что Василий Блаженный не имел постоянного места жительства и даже ходил нагой, то слова прп. Ферапонта о соседстве и сожитии с ним следует понимать так, что он Христа ради юродствовал по Москве, подражая подвигам Василия Блаженного. Иноческое пострижение прп. Ферапонт принял в Воздвиженском Костромском монастыре (около 1580 года) и после пострижения пробыл там тринадцать с половиной лет. За свою подвижническую жизнь, за послушание игумену и всей братии, за кротость и смирение он был любим и славим всеми. Преподобный служил образцом добродетели для иноков обители, подавая им пример великого воздержания, которым изнурял свое тело. Слава о святой жизни подвижника быстро распространилась по всему городу. Миряне во множестве сходились к нему и просили его молитв и благословения. Приходили воеводы, дьяки и разных чинов люди от мала до велика. Не всех своих посетителей одинаково принимал подвижник: для одних он приветливо произносил молитвы и подавал им благословение, иных же сурово обличал за слабую, распущенную жизнь, за пристрастие к мирской суете и особенно за порок пьянства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Важными событиями епархиальной жизни стали празднования в честь 250-летия К. и Г. е. (1994), 250-летия Костромской ДС (1997), 400-летия преставления прп. Ферапонта Монзенского (1997), 555-летия преставления прп. Макария Унженского и Желтоводского (1999), 625-летия преставления прп. Авраамия Галичского (Чухломского, Городецкого) и 555-летия преставления прп. Варнавы Ветлужского (оба - в 2000). В марте 1990 г. вышел 1-й номер епархиальной ежемесячной газ. «Благовест». В 1994 г. начала работать епархиальная телестудия «Преображение». С 1 дек. 2005 г. на Костромском телевидении еженедельно выходит передача «Епархиальный вестник». С янв. 2008 г. возобновлен выпуск ежемесячных «Костромских ЕВ». В 2005 г. было возрождено Костромское церковно-историческое об-во (председатель - прот. Д. И. Сазонов). Общество выпускает альманах «Светочъ» (первый номер вышел в 2007). В К. и Г. е. трижды приезжал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 7 мая 1993 г. он посетил ряд храмов в Костроме, встретился с областным руководством и депутатами областного Совета. 8 мая побывал в местах, связанных с именем Ивана Сусанина. Патриарх принимал участие в праздновании 250-летия образования епархии 22-25 июля 1994 г. В 3-й раз Алексий II побывал в Костроме в связи с празднованием 850-летия города 28-31 авг. 2002 г. 5 марта 2010 г. архиеп. Александр (Могилёв) был назначен архиепископом Астанайским и Алматинским, а новым Костромским архиереем стал архиеп. Алексий (Фролов) , бывш. архиеп. Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. 13 мая 2013 г. указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на время болезни архиеп. Алексия временно управляющим Костромской епархией был назначен еп. Макарьевский Ферапонт (Кашин). 3 дек. 2013 г. после тяжелой болезни архиеп. Алексий скончался; согласно решению Синода от 25-26 декабря, еп. Ферапонт утвержден правящим архиереем К. и Г. е. Крестные ходы С древности в Костроме существовала традиция проведения 16 авг. крестного хода с Феодоровской иконой Божией Матери из городского собора на место явления иконы - в Спасо-Запрудненский мон-рь (в 1764 преобразован в приходскую церковь).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Ин кондак, глас 8 Яко финикс псаломский во постнических процвел еси,/трудов своих поты, яко плоды духовными, возвеличил еси над всеми Бога,/но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай нас, чтущих любовию святую память твою, да зовем ти:/радуйся, преподобне Макарие, отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 27/9 Обретение мощей преподобного Нила Столобенского (1667). Праведного Иоанна Русского, исповедника (1730). Преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского, Лужецкого (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472) и с ними свт. Филиппа Первого (1474), митрополитов всея Руси. Преподобного Ферапонта Монзенского, Галичского (1597). Тропарь преподобному Нилу Столобенскому, глас 4 Яко светильник всесветел/явился еси во острове Селигера езера,/преподобне отче Ниле,/ты бо крест Христов от юности своея на рамо взем,/усердно Тому последовал еси,/чистотою Богови приближився,/отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/отче преподобне,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне, удалився,/в пустыню вселился еси,/и на остров Селигера езера возшед,/жестоко житие показал еси,/и многих добродетельми удивив,/дарования чудес от Христа приял еси./Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, Ниле отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ниле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь праведному Иоанну Русскому, исповеднику, глас 4 На небеси предстоя Святей Троице,/праведне блаженне Иоанне,/земный ангеле, Божий человече,/с безплотными лики славословиши Любовь Неизреченную,/в Церкви первородных со святыми водворялся,/о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/к Содетелю всех и Спасу,/да подаст мир всему миру,/Церквам на земли благостояние и соединение всех,/чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/во святем Теле Христа Иисуса,/еже есть Церковь Бога Живаго,/во спасение рода человеческаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– По указаниям на разложение монастырского общежития и на условия монастырской жизни в Поморском крае XVII в. очень любопытно житие соловецкого постриженника Дамиана Юрьегорского. Оно составлено не позже половины XVII века: в двух приложенных к нему чудесах ясно указано, что они записаны особо после жития, а первое из них относится к 1656 году 497 . Неизвестно, кем и где написано это житие. Впоследствии составлен был ряд повестей о соловецких пустынниках первой половины XVII в., из среды которых вышел Дамиан, и здесь находим известие, что эти повести писаны самовидцами, жившими на Соловках; одним из них был монах Иларион, живший около соловецкой пустыни Дамиана по-видимому, это автор записок об Иринархе 498 . Две из этих повестей об Андрее и Дамиане выписаны из указанного жития последнего. Чудеса Савватия и Зосимы продолжали записывать в Соловецком монастыре и после игумена Филиппа в рукописях XVII в. встречается ряд их, идущий до половины XVII в. В них есть любопытные историко-географические указания и рассеяно много ярких черт из жизни Поморья того времени. В 1679 г. по поручению соловецкого архимандрита Макария службы соловецким основателям и записки о них Максима Грека и Досифея с позднейшими чудесами, исправленные, соединены были в один сборник, которому дали название Соловецкого патерика 499 . Житие Адриана и Ферапонта Монзенских принадлежит к числу любопытнейших источников для истории древнерусской колонизации, но испорчено противоречиями в хронологическом счете, какой ведет оно описываемым событиям. По недостатку известий едва ли возможно вполне разъяснить эти противоречия. Биограф приводить известие, что Ферапонт преставился в 1585 году, прожив в Монзенском монастыре 2½ года 501 . Но по счету самого автора голод 1604 г. был 13 лет спустя по смерти Ферапонта; точно так же по его счету Адриан скончался в 1619 чрез 30 лет по смерти Ферапонта; притом Монзенский монастырь основался не раньше 1595, когда собрат Адриана Пафнутий, сбиравшийся идти с ним на Монзу, сделался Чудовским архимандритом; наконец, по ходу рассказа в житии, Ферапонт был еще жив во время ссоры монзенской братии с игуменом Павлова Обнорского монастыря Иоилем, который занимал это место в 1597–1605 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

12. Свт. Спиридона тримифунтск. (348) и свм. Александра, еп. иерусал. (251); м. Разумника; п. Ферапонта монзенского. О нетлении св. мощей. Мощи святых не обнаруживают тления, несмотря на то, что находятся под открытым воздухом и иногда переносятся с места на место. Так, мощи св. Спиридона, почивавшие в Тримифунте (в Малой Азии), были перенесены в VII в. в Константинополь. Во время завоевания Константинополя турками, некто Григорий Колохерст взял мощи святителя, вложил их в мешки, и в таком виде принес в Албанию, а потом на остров Корфу, где они доселе сохраняются невредимыми, так что кожа плоти святителя сохраняет свою мягкость. Ученые по временам приезжают сюда с единственной целью подвергнуть исследованию нетленные мощи св. Спиридона и, после тщательного рассмотрения их, единогласно отвечают, что никакими естественными причинами невозможно изъяснить нетление этих мощей, слишком полторы тысячи лет остающихся неповрежденными, и что здесь действует всемогущая сила Божия. Тело святителя мягко и растяжимо и как бы живо, но вместе и плотно; оно нисколько не подверглось порче; выдающиеся черты лица его расширяются и опять принимают прежнее положение, когда вынимают и полагают тело в ковчег, где оно стоить прямо для торжественного несения по городу. Ноги его четыре уже века слишком в таком жарком климате, как Корфу, подверженные теплым сырым испарениям, не потерпели ни малейшей перемены (летопись Церк. Соб. арх. Арсения, стр. 364). В Прологе под этим числом упоминается о двух братьях отшельниках, которые никуда не ходили, «токмо в церковь хождаста прияти общение», т. е. причащаться св. Тайн. 13. Свв. мучч.: Евстратия, Авксептия, Евгения, Мардария и Ореста; мц. Лукии девы, пр. Арсения; пр. Арсения, иже в Латре асийской Аркадия. В житии св. муч. Ореста находим свидетельство о том, что христианский обычай носить крест на груди принадлежит глубокой древности. Вот что об этом говорится в житии: св. Орест служил в военной службе; однажды военачальник Лисий потребовал, чтобы Орест показал свое искусство в бросании копья в цель. Вследствие сильного движения руки, носимый на груди св. мученика крест высунулся наружу, и таким образом обнаружилась принадлежность Ореста к христианству. Увидев крест, язычник Лисий обратился к св. Оресту с вопросом: «еда и ты еси от тех, иже суть части Распятого?» Св. мученик с твердостью отвечал: «Раб есм распятого Владыки моего и сие Его знамение ношу на отгнание всех зол, находящих на мя», – и претерпел мучение за имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003   004     005    006    007