Сильные люди обижали бедный и беззащитный монастырь, но преподобный утешал игумена и братию, говоря, что если они все претерпят твердо, не падая духом, то скоро это искушение пройдет. Что и сбылось. Раз прп. Ферапонт посоветовал игумену поехать в Москву, говоря, что архимандрит Пафнутий болен и желает его видеть. Старец Адриан поехал и нашел все так, как преподобный ему говорил. Но архимандрит Пафнутий рассказал ему, что у него перед тем был старец его монастыря с письмом от него о монастырских скорбях и нуждах. Никакого старца о. Адриан в Москву не посылал, но по описанию узнал прп. Ферапонта, хотя он из монастыря никогда не отлучался и письма этого не писал, руку свою игумен Адриан, однако же, узнал. Привез он из Москвы богатую милостыню. 11 декабря 1597 г. прп. Ферапонт причастился Святых Христовых Тайн, простился с игуменом и братией и предсказал им свою кончину. Он казался совершенно здоровым. Игумена он попросил после кончины напоить его святой водой. Когда на другой день, в Неделю святых праотцев, пришли к нему, то нашли его скончавшимся. Он был одет в полное иноческое облачение. Лик его был покрыт параманом. У изголовья его стояла кадильница с горячими угольями и ладаном, и благоухание распространялось по всему монастырю и далеко за пределы его. Когда, во исполнение его последней воли, о. Адриан напоил его святой водой, лик его просветился. При этом инок Протасий получил исцеление от болезни глаз, которой страдал с детства. По кончине своей прп. Ферапонт не оставлял своей обители. Раз шли по Костроме суда с грузом соли. По обычаю, в Монзенском монастыре они остановились, и все судовщики пошли помолиться. Не пошел только один, позволивший себе кощунствовать. Но когда суда проходили опасные пороги, то у руля каждого судна все видели того же.самого старца инока, и все они миновали пороги благополучно. Когда же пошла барка кощунника, старец стоял на берегу, и барка чуть не потонула. Владелец стал каяться; тотчас же старец оказался у руля, и барка прошла благополучно.

http://sedmitza.ru/lib/text/437963/

Феодосий, слепой старец, постриженик обители, в полночь молол жерновом рожь. И вот яркий свет наполнил храмину, и он увидал свет, исходящий из храма св. Николая; перед царскими дверьми стоял преподобный Ферапонт. «Чего ты просишь у Господа?» спросил его преподобный. «Отпущения грехов», отвечал слепой старец. «Подвизайся, и как начал, так и довершай; спустя немного времени увидишь ты свет вечности», сказал ему чудный Ферапонт. После того старец опять остался во мраке. В другое время Феодосий в полдень молол хлеб. Опять явился ему Ферапонт и сказал: «мир тебе и благословение». Феодосий, хорошо знавший его при жизни, пал к его ногам. Преподобный сказал: «спустя немного времени будет великий голод во всей России, но ты не доживёшь до того; скоро ты увидишь меня в другом мире; скажи тайно Адриану, чтобы крепко берёг рожь; многим придётся питаться от монастыря». Блаженный Феодосий скоро скончался 174 . В Успенский пост 1601 года мороз уничтожил хлеб по всей России: настал страшный голод и продолжался три года. В Москве похоронено в скудельницах до 127,000 человек, умерших от голода 175 . Обитель преподобного Ферапонта была питатальницей для всей окрестности, люди селились на пустошах монастырских, не находя на прежних местах пропитания. Игумен Адриан отпускал хлеб всем нуждающимся, в уповании на Господа, и, как предсказывал преподобный Ферапонт, житницы обители не оскудели 176 . Жизнь преподобного Ферапонта повторяет нам наставление Спасителя: «Когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на улицах становиться на молитву, чтобы видели их люди. Истинно говорю вам: они получили уже себе награду. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив за собою двери, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:5–6 ). 171 Из Греческого Часослова (1838 г.) – по указ. архим. Серг. в «Полном месяцесл. Вост.» т. II, ч. II, стр. 385. 172 Ркп. повествование о начале Монзенского монастыря, писанное Монзенским иеромонахом, спустя 39 лет после кончины преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По благословению митрополита Московского святого Фотия (ум. 1431 г.) в новосозданном монастыре была установлена архимандрия, и преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита. Устроив обитель и управляя ею 18 лет, он скончался в 1426 году, в возрасте около 90 лет, по слову одного из жизнеописателей его, «в маститой старости, исполненный дней и деяний, как великое светило, после долгого летнего дня познавшее запад свой», за год до смерти своего друга и наставника преподобного Кирилла 15 . Вероятнее всего предположить, что преподобный скончался 27 декабря – в этот день в Лужецком монастыре издревле местно совершалась его память 16 , а празднование 27 мая установлено так же, как и празднование костромскому подвижнику преподобному Ферапонту Монзенскому (XVI в.) ради тезоименитства со свящеиномучеником Ферапонтом, епископом Сардийскнм (III в.). Местное почитание Ферапонта Белозерского как святого началось, несомненно, уже в XV веке и, скорее всего, сначала в Белозерском его монастыре. Здесь же около 1547 года было написано общее Житие преподобных Ферапонта и Мартнниана. Возможно, автором жития был белозерский инок Матфей 17 . Письменная и иконописная традиции сохранили некоторые черты внешнего облика преподобного: он был «подобием стар и сед», с довольно длинными, свисающими ниже ушей волосами, с длинной бородой 18 . Общерусское почитание преподобного Ферапонта было установлено Поместным Собором Русской Православной Церкви около 1549 года на основании совершившихся у его гроба чудес 19 . Русская Церковь почти четыре с половиной столетия чтит преподобного Ферапонта как одного из отцов «Северной Фиваиды», святого представителя того монашества, в котором искание безмолвия и глубоких молитвенных созерцаний соединилось с подвигом деятельного служения ближним. Подобно многочисленным ученикам и собеседникам Преподобного Сергия, святой Ферапонт «ум свой к Небесным управив», «стаду своему был наставник». Заступник наш и молитвенник перед Престолом Божиим, он ограждает всех чтущих память его «от болезней и лютых страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Дмитрий Витольдович Кашин) родился 21 апреля 1969 г. в Москве в семье служащих. После окончания 179-й средней школы г. Москвы поступил в Московский институт криптографии, связи и информатики, который закончил в 1991 г. по специальности «прикладная математика». После прохождения службы в ВС РФ был псаломщиком Никольского храма в с. Полтево (Балашихинское благочиние Московской епархии), послушником Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря (Костромская епархия), референтом Костромского епархиального управления. В 1999 г. архиепископом Костромским и Галичским Александром (ныне митрополит Казахстанский и Астанайский) пострижен в монашество с именем Ферапонт в честь прп. Ферапонта Монзенского. 26 декабря 1999 г. рукоположен во диаконы, 7 апреля 2000 г. — во пресвитеры. В 2000–2004 гг. — насельник костромского Троицкого Ипатьевского монастыря . В 2002 г. закончил Костромскую духовную семинарию, в 2008 г. — Московскую духовную академию. С 2004 по 2014 г. управлял Предтеченским Иаково-Железноборовским монастырем (Буйский район, Костромская епархия). В 2006 г. возведен в сан игумена. В 2013 г. избран епископом Макарьевским, викарием Костромской епархии. 25 марта 2013 г. возведен в сан архимандрита, 29 марта 2013 г. хиротонисан во епископы. Управлял Костромской епархией во время болезни архиепископа Алексия (Фролова), после кончины того в декабре 2013 г. назначен преосвященным Костромским и Галичским. 26 ноября 2016 г. возведен в сан архиепископа. Синодальным решением от 27 декаб­ря 2016 г. присвоен титул «Костромской и Нерехтский», назначен главой Костромской митрополии. 3 января 2017 г. возведен в сан митрополита. КОММЕНТАРИЙ Сергей Ситников, губернатор Костромской области: Костромская земля — территория, где многие века основной религией является Православие. Поэтому влияние Православия на культуру Костромского края, на культуру России огромно. Большая роль в деле сохранения традиций на нашей земле принадлежит митрополиту Костромскому и Галичскому Ферапонту.

http://e-vestnik.ru/church/kostromskaya_...

Житие Адриана и Фераионта Монзенских принадлежит к числу любопытнейших источников для истории древнерусской колонизации, но испорчено противоречиями в хронологическом счете, какой ведет оно описываемым событиям. По недостатку известий едва ли возможно вполне разъяснить эти противоречия. Биограф приводит известие, что Ферапонт преставился в 1585 году, прожив в Монзенском монастыре 2 1 / 2 года 502 . Но но счету самого автора голод 1601 года был 13 лет спустя по смерти Ферапонта; точно так же по его счету Адриан скончался в 1619-м, чрез 30 лет по смерти Ферапонта; притом Монзенский монастырь основался не раньше 1595-го, когда собрат Адриана Пафнутий, сбиравшийся идти с ним на Монзу, сделался Чудовским архимандритом; наконец, по ходу рассказа в житии, Ферапонт был еще жив во время ссоры монзенской братии с игуменом Павлова Обнорского монастыря Иоилем, который занимал это место в 1597–1605 годах 503 . Биограф говорит, что кончил житие чрез 39 лет по смерти Ферапонта. Но оно написано много лет спустя по приходе автора в обитель, когда он стал уже строителем монастыря и иеромонахом; я он сам говорит, что пришел в монастырь в 1626-м. По-видимому, Ферапонт умер в 1598–1599 годах и хронологические заметки биографа не все точны; надежнее его указания на упоминаемые им лица. Написав биографию, он нослал в Прилуцкий Димитриев монастырь попросить у игумена Антония для поверки своего труда записок его о Монзенском монастыре, но узнал, что Антония уже нет на свете; следовательно, житие написано около 1644 года, когда умер Антоний 504 . Эти хронологические неточности отчасти объясняются источниками биографа. Поступив послушником в келью второго игумена Монзенского Григория, он прочитал у него «краткое писание» о начале монастыря. Потом в Прилуцком монастыре иг. Антоний, бывший духовником Адриана, дал ему писание, в котором «многа написана быша» о Монзенском монастыре и о Ферапонте. Биограф читал долго это писание, но не снял с него копии, а впоследствии оно утонуло на Двине вместе с другими вещами Антония. Было и другое писание о жизни и чудесах Ферапонта, составленное первым Монзенским игуменом, также Антонием по имени, перешедшим потом в Воскресенский Солигалтрот монастырь; но когда биограф явился к нему попросить этих записок, их автор с сердечным сокрушением объявил ему, что они сгорели вместе с его книгами в Солихаличе, Таким образом, биограф дополнял сообщенное Григорием краткое писание лишь изустными рассказами современников Ферапонта и тем, что удержалось в его памяти из записок Адрианова духовника Из последних чудес в житии видно, что автор стал потом игуменом монастыря; но по недостатку известий нет возможности угадать имя этого третьего Монзенского игумена. Интерес биографии увеличивается простотою изложения и состава, которая сообщает ей характер перноначальных необработанных записок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Слава, глас 2: Приидите днесь, лицы иночестии,/притецем ко гробу Ферапонта преподобнаго,/молящеся Христу Богу нашему,/просяще грехов прощения,/стране нашей на враги победу и одоление,/и плененным свобождение,/и миру устроение,/и церквам соединение,/и душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен: Все упование мое: Славословие великое. И отпуст. На Литургии служба вся преподобническая. Преподобный Ферапонт Монзенский начал свои подвиги в Москве, затем перешел в город Кострому в Воздвиженский монастырь и там принял монашеский постриг. Еще при жизни он прославился чудотворениями. Однажды преподобный Ферапонт явился во сне двум благочестивым инокам Павло-Обнорского монастыря Адриану и Пафнутию и повелел основать обитель на берегу местной реки Монзы близ Соли Галицкой (Корежская волость). Преподобный жил в отшельничестве после ухода из Воздвиженского монастыря. Когда был построен монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобный Ферапонт прославил его двумя чудесами. Он явился во сне рыбаку из Соли Галицкой и кузнецу из Буя, у которых болели сыновья, и предсказал, что их дети исцелятся в новоустроенном Благовещенском монастыре на реке Монзе. И действительно юноши исцелились, положив начало паломничеству в эту обитель. Через некоторое время преподобный сам пришел в Благовещенский монастырь. Все, кому прежде являлся неизвестный старец, признали его. На расспросы о своей жизни он отвечал немногословно: «Сожительствовал блаженному Василию в Москве». Из этого можно заключить, что в Москве он нес подвиг юродства. Преподобный Ферапонт просил игумена, старца Адриана, стать его духовным отцом. Во время исповеди старец Адриан был потрясен душевной чистотой преподобного Ферапонта, силой его веры, его духовной мудростью. Пав на колени перед преподобным, он умолял его о духовном руководстве. Но преподобный Ферапонт взял со старца Адриана обещание ничего не рассказывать о нем братии и обращаться с ним как с обыкновенным монахом. Два года пребывания преподобного Ферапонта в монзенском Благовещенском монастыре были временем великого смирения, кротости и аскетических подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1019 В 1716 г. изуверный визирь приказал сжечь мощи свв. Стефана, Ангелины и Иоанна; остались только части их (Гласник. Кн. 5; Сербляк. Белград, 1861. Л. 85–94). В последнем особая служба Ангелине, под 30 июля. Но в службе прав. Иоанну восхваляются как Ангелина, так и Стефан. 1020 Ркп. повествование о начале Монзенского монастыря, писанное Монзенским иеромонахом спустя 39 лет после кончины прп. Ферапонта (у Царского 118). 1021 В повествовании о начале монастыря сказано, что преподобный преставился в 1591 г. В ркп. святцах: «прп. Ферапонт, чудный отец Благовещенского монастыря Монзенского, чудотворец, преставился в лето 7094 месяца декабря 12 день» – следовательно, 1585 г. То же в: Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI. Правда на стороне повести: голод, бывший спустя 10 лет после кончины прп. Ферапонта, был в 1601 г. 1023 О трехлетнем голоде, начавшемся успенским морозом 1601 г., см.: Арцыбашев Н.С. Повествование о России. Т. III. Кн. V. У Трехлетова «Апостол», писанный в Ростовском Борисоглебском монастыре, со следующими современными заметками: «л. 7110 (1601) мороз побил… ярь запала от него. С тех мест стал быть хлеб дорог. 110 г. в Ростове была четверть ржи по 20 алтын, а 111 г. в Ростове была в полтретья рубли четверть ржи, а на Москве была по три рубли и слишком, и того году людей множество с гладу мерло и со мразу и от разбоя и от пожара. Тот год был мятеж. А 112 г. была рожь по сороку алтын, а на Москве в полтора рубли, а овес по 20 алтын» (Ярославские губернские ведомости. 1855. 36). 1025 Житие прп. Трифона, известное ныне, писано после того, как «Св. Троицы и праведнаго обитель от Немец разорена и сожжена, – житие святаго, самовидцы писанное, погибе… У некоторых в малых книжицах и в писаниях кратких соблюдоше- ся». Сочинитель говорит: «понудихся службу и житие преподобнаго, во едину книгу совокупив, написати». Следовательно, это было не прежде 1655 г.; житие сшито из нескольких рассказов и рукою неискусною. Текст его в «Православном собеседнике» (1859 г.), но без многих чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

502 Биограф говорит, что кончил житие чрез 39 лет по смерти Ферапонта. Но оно написано много лет спустя по приходе автора в обитель, когда он стал уже строителем монастыря и иеромонахом; а он сам говорит, что пришел в монастырь в 1626. По-видимому, Ферапонт умер в 1598–1599 г. и хронологические заметки биографа не все точны; надежнее его указания на упоминаемые им лица. Написав биографию, он послал в Прилуцкий Димитриев монастырь попросить у игумена Антония для поверки своего труда записок его о Монзенском монастыре, но узнал, что Антония уже нет на свете; следовательно, житие написано около 1644 г., когда умер Антоний 503 . Эти хронологические неточности отчасти объясняются источниками биографа. Поступив послушником в келью второго игумена Монзенского Григория, он прочитал у него «краткое писание» о начале монастыря. Потом в Прилуцком монастыре иг. Антоний, бывший духовником Адриана, дал ему писание, в котором «многа написана быша» о Монзенском монастыре и о Ферапонте. Биограф читал долго это писание, но не снял с него копии, а впоследствии оно утонуло на Двине вместе с другими вещами Антония. Было и другое писание о жизни и чудесах Ферапонта, составленное первым Монзенским игуменом, так же Антонием по имени, перешедшим потом в Воскресенский солигалицкий монастырь: но когда биограф явился к нему попросить этих записок, их автор с сердечным сокрушением объявил ему, что они сгорели вместе с его книгами в Солигаличе. Таким образом биограф дополнял сообщенное Григорием краткое писание лишь изустными рассказами современников Ферапонта в тем, что удержалось в его памяти из записок Адрианова духовника. Из последних чудес в житии видно, что автор стал потом игуменом монастыря; но по недостатку известий нет возможности угадать имя этого третьего Монзенского игумна. Интерес биографии увеличивается простотою изложения и состава, которая сообщает ей характер первоначальных необработанных записок. Сохранилось краткое житие московского юродивого Иоанна – Большого-Колпака с известием, что оно написано в Москве в 1647 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

935 Ркп. святцы: преподобномученик Никон сухой: память его м. дек. в 11 д. Житие пр. Никона в ркп. прологе под 11 дек. у Румянцева 325. 937 Ркп. повествование о начале Монзенского монастыря, писанное монзенским иеромонахом, спустя 39 лет после кончины преп. Ферапонта, у Царского 118. 938 В повествовании о начале монастыря сказано, что преподобный преставился в 1591 г. В ркп. святцах: «пр. Ферапонт, чудный отец Благовещенского монастыря монзенского, чудотворец, преставился в л. 7094 м. дек. 12 д.», след. 1585 года. Тоже в ист. иер. 6, 849. Правда на стороне повести: голод, бывший спустя 10 лет после кончины пр. Ферапонта, был в 1601 г. см. пр. 19. 940 О трехлетнем голоде, начавшемся успенским морозом 1601 г. Арцыбашев в повеств. о России, кн. 5. стр. 62–64. У Трехлетова апостол, писанный в ростовском Борисоглебском монастыре, с след. современными заметками: «л. 7110 (1601) – мороз побил... ярь запала от него. С тех мест стал быть хлеб дорог. 7110 г. (1601) В Ростове, была четверть ржи по 20 алтын, а 7111 г. (1602) в Ростове была в полтретья рубли четверть ржи, а на Москве была по три рубли и слишком, и того году людей множество с гладу мерло и со мразу и от разбои и от пожара. Тот год был мятеж. А 7112 г. (1603) была рож по сороку алтын, а на Москве в полтора рубли, а овес по 20 алтын» (ярослав. губ. ведом. 1855 г. 36). 942 Житие пр. Трифона, известное ныне, писано после того, как «св. Троицы и праведного обитель от немец разорена и сожжена, – житие святого, самовидцы писанное, погибе... У некоторых в малых книжицах и в писаниях кратких соблюдошася». Сочинитель говорит: «понудихся службу и житие преподобного во едину книгу совокупив написати». След. это было не прежде 1655 г., житие сшито из нескольких рассказов и рукою неискусною. Текст его в правосл. собесед. 1859 г., но без многих чудес. 943 В житии не показано мирское имя Трифона: но у Курбского пустынник, к которому прибыл Феодорит на р. Печенгу, называется Митрофаном. «Памятамися, Митрофан бе имя ему». Тогда, как Феодорит прибыл к печенскому проповеднику, последний еще не был Трифоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иногда обретение мощей происходило как бы случайно: строили новый храм вместо обветшавшей церкви, где был погребен святой, и находили его мощи. Случалось, что обретению предшествовало какоенибудь чудо или чудесное предзнаменование. Но если на то не было Божественного указания свыше, гробницы святых не трогали, а если осмеливались, то наказание было неминуемо. Через 21 год после преставления преподобного Ферапонта Монзенского игумен Монзенского монастыря – преподобный Адриан – решил обрести мощи преподобного. Накануне Петровского поста он призвал на совет игумена Антония из Солигалича и другого Антония, игумена Арсениево–Комельского монастыря, монастырских старцев Назария, Леонтия, Феодосия и Никандра и заповедал им сугубо поститься. Прошла неделя поста, игумен Адриан со всеми упомянутыми игуменами и старцами пошел в Никольскую церковь и здесь долго молился, потом вскрыл помост (пол) и повелел копать землю, но гроб оказался почти вровень с полом, хотя, как помнил преподобный Адриан, хоронили святого Ферапонта глубоко в земле. Преподобный Адриан хотел было сделать раку для мощей Ферапонта, но решил немного подождать, чтобы удостовериться в правильности своего решения. Гроб укрыли покровом и разошлись по кельям. Когда настало время вечерни, игумены и старцы вновь пришли в церковь и с изумлением увидели, что гроб находится в глубине земли, а покров остался на поверхности. Преподобный Ферапонт как бы показывал им, что хочет остаться под спудом. Но старцы подумали, что они виноваты тем, что промедлили и не достали мощи. Они спрыгнули в яму, чтобы поднять гроб на поверхность. А преподобный Адриан подозвал к себе одного из старцев и, отодвинув немного доски гроба, показал ему мощи святого Ферапонта: оказалось, что они были целы и источали благоухание. Но напрасно старцы пытались сдвинуть гроб с места. Тогда старец Адриан, решив помочь им, взялся за возглавие, но тут невидимая сила отбросила его в угол ямы. Ужас объял всех. Полумертвого старца Адриана, который не мог двинуть ни рукой, ни ногой, принесли в его келью. Здесь ему пришло на ум помолиться преподобному Ферапонту и попросить прощения. После молитвы старец вновь стал здоров. Тогда он пошел в церковь , обложил гроб новыми досками и, отпев панихиду, снова похоронил его. После этой неудачной попытки обретения мощей старцы еще сорок дней служили сорокоуст об упокоении старца Ферапонта, прося у него прощения за свою дерзость.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007