Святое имя Свое Бог открыл, без сомнения, всюду, во всем Своем творении: небеса поведают славу Божию, и земля возвещает творение рук Его. Он написал Свое имя на каждом прутике, на каждой травке, на каждом червячке земляном. Его поет солнце. Его славит луна. Его проповедует песок морской. Но сколько людей остаются глухи к этой проповеди и, взирая на красоту и величие природы, не замечают Того, Кто все это сотворил и так чудно устроил! В продолжение тысячелетий язычники шли своими путями, вели войны и завладевали царствами и землями, делали разного рода открытия и изобретения, познавали все сокровища человеческой мудрости, но Самого Бога они в Его делах не усмотрели, ничего не прочитали о Его имени в Его творении. Бог открывается тебе в твоей совести, тут написано Его Святое имя, тут является Он тебе как Святое и Правосудное Существо. Ты можешь слышать Его голос в каждом призыве, предостерегающем тебя в наказаниях, в несчастиях, в угрызении совести за содеянный грех . Но сколько между нами таких, которые не слышат этих Его призывов, которые глухи и бесчувственны к голосу совести! Или хотя ты и слышишь призыв Его, хотя и доносится до тебя голос Святого и Правосудного Бога, Который не дозволяет над Собою ругаться, но не чувствуешь Его отеческого голоса. Для тебя остается замкнутым внутреннейшее сердце твоего Бога. Это сердце открыл Он, и только в Своем слове. Там находишь ты его, находишь и в Его величии, и в Его милосердной любви. Почему и ветхозаветный праведник уже молится так: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим, и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» ( Пс. 137, 2 ). Как же не сливаться в этой молитве нам, всем христианам, для которых Он сделал Свое имя еще более славным чрез Своего Единородного Сына, чрез то Слово, Которое сделалось плотию и жило между ними, «полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин. 1, 14 ). Задача и цель пришествия на землю нашего Спасителя в том и состояли, чтобы прославить имя Отца, чтобы Отец был поклоняем в Сыне. Вот почему Он молится: «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» ( Ин. 17, 25–26 ). Спаситель, влагая в это первое прошение всю Свою душу, хочет, чтобы так делали и ученики Его, то есть первее всего и больше всего желали бы и молились бы о том, чтобы святилось имя Бога, их Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

19 января – один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции. 1. Есть вода «богоявленская» (освящается 18 января, в Крещенский сочельник) и «крещенская» (освящается 19 января, в сам день Крещения Господня). Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа. Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января – вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби – Иордани.

http://pravoslavie.ru/67662.html

Духовность души Человек состоит из души и тела, три чем душа человека представляете собой явление самобытное и самостоятельное, независимое в своей сущности и природе от человеческого тела, явление духовное. В священных книгах эта истина ясно выражена в тех многочисленных местах, где душа человеческая называется духом. Так, Екклесиаст говорит о кончине человека: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Ек.12:7 ). В Евангелии говорится: «Иисус, возгласив, громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой; и сказав сие, испустил дух» ( Лук.23:46 ). Евангелисты, описывая это мгновение, выражаются: «Иисус опять возопив громким голосом, испустил, дух». (Мф.27:50); или: Иисус, «преклонив главу, испустил дух» ( Ин.19:30 ) Евангелист Лука, описывая воскресение отроковицы Спасителем, говорит «и возвратился дух ее, она тотчас встала» ( Лук.8:55 ). Апостол Павел говорит: «Самый дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:16 ); или: «кто от человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ). Эту истину подтверждает нам и наш постоянный опыт. Мы видим, осязаем наше тело и его различные части и органы и их действия; мы находим, что наше тело, также как и вне нас существует материальные предметы, имеет различные физические свойства – тяжесть, величину, цвет, запах и др. Но в то же время мы ясно сознаем, что в нас есть и другого рода жизненные явления, которые решительно недоступны никакому внешнему наблюдению и не имеют никаких физических свойств, взамен которых выступают другие, совершенно чуждые предметам материальным. Так, мы мыслим, чувствуем, представляем внешне предметы, свободно начинаем и прекращаем ряд известных действий; но самых этих мыслей, чувств, представлений, стремлений воли мы не можем ни видеть, ни связать. Ничего подобного мы не замечаем в предметах материальных. Противоположность этих двух родов обнаружении нашей природы заставляет нас предполагать, что и началом их служат две различные сущности, которые мы обыкновенно называем душой и телом, в силу чего и утверждаем, что человек состоит из души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Союзом соединено пятое прошение Молитвы Господней с четвертым, которое было предметом прошедшей нашей беседы. И это совершенно последовательно, так и должно быть. Каждый день мы нуждаемся и в том и в другом вместе – и в подаче нам насущного хлеба для питания нашего смертного тела, и в прощении грехов для поддержания жизни и пользы нашей бессмертной души. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? »( Мф. 16, 26 ). Когда с чистою, неиспорченною совестью читаем мы слова пятого прошения: «и остави нам долги наша», то при этом в глубине души своей, в своей совести мы слышим голос Бога, Который как бы так говорит нам: какое право имеете вы обращаться ко Мне с такою просьбою, как к Отцу своему, и как можете вы ожидать от нее успеха, вы, которые так часто и так тяжко согрешали против Меня и так дерзко нарушали Мои отеческие права и ваши сыновние обязанности? Да, Отче, говорим мы на это, это – правда, и мы глубоко сознаем и чувствуем это. Многочисленны и тяжки грехи наши; мы недостойны называться детьми Твоими и имеем все причины бояться, как бы эти грехи не положили стену между нами и Тобою и не заслонили от нас лице Твое. Но с сокрушенным сердцем дерзаем, однако, предстать пред Тобою и из глубины души воззвать: не вниди в суд с Твоими недостойными детьми, не отврати от нас лица Твоего, устрани от нас все, что отделяет нас от Тебя и лишает возможности лицезреть Тебя! Снизойди к нам по своей неизреченной милости и остави, прости нам грехи наши! В таком именно, а не другом смысле понимает это прошение наша Церковь , и на вопрос, что же просим мы в пятом прошении, отвечает: мы молимся в нем Отцу Небесному, чтобы Он не обращал внимания на грехи наши, не гневался на нас за них и ради них не отказывал нам в нашей просьбе. Сами по себе мы, конечно, недостойны этого, так как много и тяжко всегда согрешаем и заслуживаем только одних наказаний, но Он может и хочет все это сделать для нас из одной Своей милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Соглашение некоторых, по-видимому, противоречащих друг другу мест Священного Писания Предисловие Нет в мире книги, которая послужила бы предметом стольких пререканий и споров как Библия – книга Бога. При множестве сторонников она имеет очень много и противников. Стараясь низвести ее на степень обыкновенного человеческого произведения, эти последние делают против нее много возражений, нападая на нее с различных сторон. К числу таких возражений принадлежит, между прочим, и обвинение ее в том, что она содержит в себе много невероятного и странного и вдобавок полна противоречий. В настоящем труде мы предлагаем объяснение некоторых из тех преимущественно мест Священного Писания , на которые чаще всего нападают неверующие. Целью этой нашей работы было показать с одной стороны смысл каждого из взятых мест, а с другой – дать ответ на возражения против этих мест неверующим и доказать, что их предвзятые мнения неверны и безосновательны, и что все воображаемые ими противоречия в Библии представляют совершенное согласие между собой и говорят скорее за божественность Библии, чем против нее. При этом не считаем лишним заметить, что отдельные трактаты наши по поводу того или другого места не ученые критические исследования, но простые объяснения, причем все старание наше направлено было к тому, чтобы добытое наукой передать по возможности проще и удобопонятнее. Отсюда, при объяснении отдельных мест мы старались, по возможности, избегать приведения мнений различных толковников и выдержек из различных комментариев, так как эти выдержки скорее усложняли и запутывали бы дело, чем объясняли его. Раздел 1 Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской... Исх.7:3 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого... Иак.1:13 Преступным желанием неверующих было всегда подыскивать что-либо странное ошибочное и противоречивое не только в Библии Бога, но находить нечто предосудительное и в Нем Самом, в Его существе и Его мироуправлении. Самые ясные примеры этого мы видим в жизни Иисуса Христа на земле. Неверы ненавидели Его, говорили о Нем все дурное, обвиняли и клеветали на Него самым наглым образом и без всякой причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Январь 1877 г. 1 января. Недостойными устами от непотребного сердца, но с верою и посильным усердием благодарю Господа за небесную помощь при служении литургии и благодарственного молебна и за оживотворение Пречистыми Тайнами. Но вот я опять согрешил пред Богом, пред ближними и пред собою – рассердившись опять на нищих, встречающих и провожающих меня почти неотступно. От вас, говорил я, проходу нет, хоть в землю ложись. Эти слова – слова неверия, скупости, алчности, нетерпения, самолюбия (эгоизма), самоугодия, сибаритства. Согрешил ко Господу. О, сколь тяжело, смертоносно владычество греха: он, как лев, сокрушает кости наши, воспламеняет кровь и производит неестественный жар, боли и болезни, лишает мира, дерзновения, свободы. Благодарю Господа, услышавшего меня, молящегося, пред панихидой по Узковой (Наталии Евграфовне), и даровавшего благодать непреткновенно совершить всю панихиду. Слава Тебе, Господи, Надежда моя! Сила моя! Как я забываю, что, служа нищим, я служу Самому Христу, рекшему: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» [ Мф.25:35–36 ]? О, пристрастие души к земле и ее благам! Как она ослепляет человека и научает его делать нелепости! Вот уже никакой логики и разумности нет во грехе! Это – всегдашнее безумство. Благодарю и превозношу Господа, всеблагостно, всемилостиво, всещедро, вседержавно избавившего меня от величайшей скорби и тесноты, постигших меня за многократное жестокосердие мое к нищим. Долго я носился с этою скорбию, долго и каялся, хотя умиления слезного не было (прошло с час); наконец на панихиде у ктитора Богоявленской церкви Козмина Господь послал мне совершенное избавление. Какая радость! Какой мир! Какая свобода! Для чего Господь попускает мне долго и смертельно скорбеть? – Чтобы уврачевать сердце, недугующее страстями, смягчить грубость его, сделать его нежным и чувствительным. Иначе оно ожесточилось бы совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О страхе Божием и уповании на Бога Не боитесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геену: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Лк.12:4–7 Благословение Господне да почиет на вас, возлюбленные братия, в наступающем году! Вот мое первое к вам слово в настоящий день – день нового года! Первое слово в день нового года – может ли оно быть каким-либо другим, как не словом благожелания? Если уже при наступлении обыкновенных дней есть у нас благочестивый обычай приветствовать друг друга с добрым утром, так как мы знаем как много доброго и худого может принести и один день, то тем уместнее это наше благожелание в день нового года. Год! – как много он скрывает в своих недрах! Радости и печали, барыши и убытки, жизнь и смерть, судьбы отдельных лиц, судьбы родов и семейств, судьбы целых государств и народов. Естественна поэтому сейчас мысль о том, что принесет он каждому из нас, собравшихся в этом храме. Если бы мы могли взглянуть на все течение года, как на одну большую дорогу, по которой идут люди, то, что увидели бы мы? Мы увидели бы здесь: одних – легко и бодро идущими впереди, а других – утомленными под тяжестью своей ноши и отстающими позади. Мы увидели бы здесь, как одни другим или преграждают путь, или дают свободный ход, или взаимно избегают сближения. Мы увидели одних веселыми, а других печальными, одних ликующими с арфами в руках, а других, подобно пленным евреям, «на вербиих» повесившими арфы свои и безутешно плачущими ( Пс.136:2 ). Все эти путники земли представились бы нашему взору в одной пестрой давке и толкотне, но каждый со своим особым жребием, смотря по тому, какой кому определен Богом. И только то все они имеют общего, что никто из них не уверен в постоянстве и неизменности своего жребия. Вот, например, тот, которому так приветливо улыбается сейчас счастье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарх Кирилл критикует воспринимающих крещенские купания как религиозные предрассудки 19.01.2015 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рад, что все больше людей окунаются в купели в праздник Крещения и критикует тех, кто воспринимает это с озлоблением. " Иногда бывает так, что наши злые мысли, дела, наша ненависть к людям ожесточает сердце настолько, что человек не способен воспринимать силу благодати, даже даруемую ему бесплатно, без всяких усилий с его стороны самим Богом. А иногда вместо умиления и радости - озлобление, борьба с религиозными предрассудками: " Что это такое? У нас что, народ с ума сошел? Еще детей тащат в купели! О здоровье бы позаботились! " - сказал патриарх в понедельник, в праздник Крещения, после литургии и чина освящения воды в Богоявленском соборе Москвы. По его словам, такие люди не о здоровье заботятся, они " не могут душой своей принять благодать Божию " . " В последнее время все больше и больше людей в холодную крещенскую ночь идут на открытые водоемы, чтобы погрузиться в эти воды " , - заявил предстоятель. Как отметил он, сегодня очевидно, что те, кто окунулись в крещенскую купель, " не столько к традиции народной приобщились, не столько к обычаю предков, как к чему-то для них самих неведомому " , и из этой купели многие стали выходить " другими, почувствовав силу Божественной благодати " . Указав на то, что эту благодать нелегко удержать, что человек " в круговерти повседневной жизни начинает забывать этот опыт " , патриарх пожелал, чтобы прикосновение к святой воде в праздник Крещения " привело нас к иной жизни, чтобы радость переживания присутствия Божественной благодати было настолько сильным и значимым, чтобы оно изменило нашу жизнь, каждого из нас, а все мы вместе - народ " . Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 19.01.2015 17:27:27 Новости 01.05.2024

http://drevo-info.ru/news/18329.html

Чтобы войти в Царство Божие, нужно надеяться на помощь Иисуса Христа. Однажды Иисус Христос учил народ на берегу озера Галилейского. Когда наступил вечер, Он сказал Своим ученикам, чтобы они сели в лодку и поехали раньше Его на другую сторону озера; а Сам Он остался на этом берегу. Отпустив народ, Он взошел на гору и всю ночь молился там. Между тем, когда лодка с апостолами была на середине озера, подул сильный встречный ветер, лодку стало бить волнами. Иисус Христос, видя, что апостолы находятся в беде, под утро пошел к ним, идя по воде. Ученики, видя Его, идущего по воде, не узнали Его, подумали, что это – привидение, и от страха закричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: «ободритесь; это Я, не бойтесь». Петр сказал Ему в ответ: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Спаситель сказал: «иди». И выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня». Иисус тотчас протянул руку, поддержал его и говорит ему: «маловерный! зачем ты усомнился» (или: перестал твердо надеяться). И когда вошли они в лодку, ветер утих. Тогда ученики поклонились Ему и сказали: «истинно Ты – Сын Божий». Здесь мы видим, что пока апостол Петр наделялся на Христа, он в бурю шел по воде, как по твердой земле; когда же он испугался волн и не стал твердо надеяться на Спасителя, он стал утопать; и дальше, когда он, находясь в этой беде, опять обратился за помощью к Спасителю, Христос опять помог ему. Следовательно, если человек верует во Христа и надеется на Него, ему не страшны никакие бедствия и опасности; если же он перестает надеяться на Христа, он начинает бедствовать и страдать; и если он среди своих страданий и бедствий опять с верой и надеждой обратится ко Христу, Спаситель поможет ему. Таким образом, человек может жить спокойно и не бояться ничего, если он твердо надеется на Иисуса Христа. Где Иисус Христос учил народ? Что Он вечером сказал Своим ученикам? Где остался Сам Христос? Что случилось на озере с учениками? Что сделал Спаситель, видя учеников в беде? Что было с апостолами, когда они увидели идущего по воде Христа? Что сказал им Спаситель? Что сказал Иисусу Христу апостол Петр? Что отвечал ему Спаситель? Что было затем с Петром? Как помог ему Спаситель? Что Он при этом сказал Петру? Что после этого сделали ученики? Чему научает нас это событие? Когда человек может жить спокойно и ничего не бояться? В) Любовь к Богу и ближнему (Лк.10:25–28)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Один иудей, усердно изучающий закон Божий, спросил у Иисуса Христа: «что мне делать, чтобы войти в Царство Божие?» Иисус Христос сказал ему: «в законе Божием что написано?» Законник отвечал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею и всеми силами твоими, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус Христос сказал ему: «правильно ты отвечал; так делай, и будешь в Царстве Божием». В этих словах Иисус Христос сказал, что для того, чтобы быть в Царстве Божием, нужно любить Бога и людей. Что законник спросил у Иисуса Христа? Что Христос сказал ему? Что законник ответил Спасителю? Что Спаситель сказал законнику? Какое научение дал Спаситель? а) любовь к Богу 98. Как мы должны любить Бога Иисус Христос сказал, что Бог есть Отец всех людей. Потому мы должны любить Бога, как дети любят отца и мать. Если дети любят родителей, то они слушают их и исполняют их волю не потому только, что боятся их наказания за свое непослушание, а главным образом потому, что непослушанием своим боятся оскорбить и опечалить своих родителей. Так и мы должны исполнять повеления Божии не столько по страху наказания за неисполнение их, сколько из желания, по любви к Богу, сделать Ему угодное и приятное. Спаситель сказал, что Бог знает все наши мысли и желания; поэтому мы должны в мыслях своих постоянно помнить Бога и, любя Его, стараться избегать греховных мыслей и желаний. Как мы должны любить Бога? Почему мы должны исполнять Его повеления? Чего мы должны избегать, по любви к Богу? †99. Учение Иисуса Христа о кресте Его последователей (Мф.16:24–28; Мк.8:34–38; Лк.9:23–26) Однажды Иисус Христос, подозвав народ и учеников Своих, сказал: «если кто хочет идти за Мною, отвернись себя (т. е. откажись от своих греховных привычек и пожеланий) и возьми крест свой (т.е. терпеливо переноси страдания и бедствия) и следуй за Мною (подражай Моему терпению, кротости, любви к врагам). Ибо кто хочет душу свою сберечь (т.е. сохранить земную жизнь и счастье, через отречение от Меня каким бы то ни было образом), тот потеряет ее (т. е. потеряет небесную жизнь, погубит душу свою); а кто потеряет душу свою (т. е. потеряет земную жизнь и счастье) ради Меня, тот сбережет ее (приобретет небесную жизнь, спасет душу свою). А какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того и Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца Своего со святыми Ангелами. Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010