С 1989 года храм Воскресения Словущего вновь обрел статус Иерусалимского подворья; настоятелем назначили архимандрита Феофилакта (Георгиадиса), впоследствии архиепископа Иорданского. В 2001 году его сменил архимандрит Феофил (Яннопулос), ставший Патриархом Иерусалимским и всея Палестины. С 2003 года и по сей день настоятель - архимандрит Стефан (Диспиракис). Тогда, в 1989 году переулку еще не было возвращено исконное название, он носил имя писателя Аксакова, который когда-то здесь жил. Это было время, когда сердце «горело» от погруженности в мир Евангелия - все испытывают поначалу это неповторимое состояние, кто меньше, кто дольше, когда приходят к вере, как-то особенно остро воспринималась картина страданий Христа, Его одиночества на земле... Когда я впервые ступил в этот храм и увидел большое Распятие, в левом приделе, св. апостола Филиппа, слезы выступили сами... Много дней я не мог спокойно смотреть на Образ Страдающего Спасителя - душу мгновенно заполняла острая жалость и чувство вины... В этом храме я исповедовался и причастился, обстоятельства складывались так, что именно здесь находила душа облегчение, и в те дни и утром и вечером я пребывал в церкви - и св. Филиппа, и в других московских храмах, которые стал открывать для себя - Богоявленский собор, Данилов монастырь... Это была для меня во многом начальная школа покаяния и молитвы. Все в этом храме стало мне родным - икона св. Филиппа с частицей мощей, на которой он, слегка наклонившись, готов услышать тебя; Иерусалимская, Казанская и Ахтырская иконы Божией Матери, образы святителя Николая и преп. Сергия, «Скоропослушница» (Гефсиманская), у которой я, выходя из храма, просил благословения... (Она и дома у меня много лет). А первые службы - в храме св. Филиппа - когда приходилось стоять 3-4 часа - запомнились и тем, что после них ломило все тело. Это продолжалось, наверное, недели две. Ломота была, конечно, не от того, что приходилось стоять, я сначала не мог понять, почему, а со временем дошло: «перестройка» души тому причина! Она ведь, учат отцы, «влита» в тело, совпадает с телесностью, будучи сокровенной, бессмертной нашей субстанцией. Наша собственно личность и есть душа, проницающая всю телесность. И вот когда она начинает претерпевать огромной силы потрясения и изменения - вера, покаяние, плач, первые касания благодати! - то соответственно чувствует это и претерпевает и грубая наша «телесная периферия», приходя в должное соответствие...

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

Различие религиозных взглядов и интересов Кожеозерских иноков и соловецких сидельцев отразилось и на житейских отношениях между обителями. Соловецкая стала оспаривать у Кожеозерской право на ловлю семги в устье р. Кожи – сначала частно, а затем между ними началась официальная тяжба, законченная правительством в пользу Кожеозерского монастыря, грамотой 1681 года. Это происходило при игумене Павле, который твердо управлял монастырем в течение 20 лет (1662–1682 гг.) и московский собор, вызывавший Боголепа, вполне доверял самой обители и прислал сюда «на сбережение» «чернеца Иева, что в мире будучи, назывался Салтыковым, сына боярского Осипа Пирютина и бельца Аверчеку Москвитина». А царем Федором Алексеевичем дана послушная (подтвердительная) грамота на все прежние льготы. После Павла настоятельствовали: Феофил, Пахомий (с 1683–1692 г. когда был переведен в московский Данилов монастырь настоятелем), Анания, Филипп и Матфей (последний из турчасовских священников). За это время монастырю была пожалована речка Куроса с сенными по берегам покосами, правая грамота на калитинскую деревню (10 дек. 1691 г.) и на кяндскую (20 февр. 1698 г.) «да не велено брать пенных денег с даточных людей» (28 мая 1684 г.). Обитель, наслаждаясь покоем, благотворно влияла на соседний Онежский уезд, где раскол, таким образом, и не мог свить себе прочного гнезда. III. Упадок и запустение После Матфея Кожеозерскою обителью управлял игумен Георгий до 1722 г. Это был последний игумен. Обитель, вследствие пережитых сильных потрясений, стала заметно клониться к упадку. Со смертью Георгия прекратилось игуменство. Вместо него было учреждено строительство. При строителях она окончательно упала. Их было четыре: Корнилий (1722–1738 г.), при котором устроена и освящена третья из существовавших тогда церквей, Иона–Новгородец (1739–1763 гг.), Исаия (1740– 1762 гг.) и Андроник (1763 –1764 гг.). Последние два отличались особенной непристойностью своего поведения. Вдали от властей, они делали, что хотели, – сосредоточив все монастырское управление в своих руках, и притесняли братию; пьянство их и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

К юбилею был построен главный храм Вооружённых Сил России в честь Воскресения Христова, посвященный ратным подвигам русского народа во всех войнах. Он был освящен 14 июня Святейшим Патриархом Кириллом. Его главная икона Спас Нерукотворный была принесена в период Великого поста в воинские храмы Санкт-Петербурга - Николаевский собор Кронштадта, Троице-Измайловский и Николо-Богоявленский соборы. Стало доброй традицией принесение в Кронштадт по случаю дня Военно-морского флота мощей праведного воина Феодора Ушакова, покровителя моряков. В епархии с 9 по 17 марта пребывала частица мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святыня была принесена из Иерусалима по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалима и всея Палестины Феофила III и Святейшего Патриарха Кирилла. Ковчег с мощами находился Казанском кафедральном соборе, к нему приложились тысячи петербуржцев. Мы скорбим о продолжающейся смуте в семье Поместных Православных Церквей в связи с антиканоническими действиями Вселенского Патриархата на Украине . Враг рода человеческого, пользуясь несовершенством людей, сеет разделение и среди иерархов. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил сделал шаги к преодолению разделения, в феврале по его инициативе в Иордании состоялось собрание предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, в котором участвовал и наш Святейший Патриарх Кирилл. В итоговом документе подчеркнута необходимость всеправославного диалога по украинскому вопросу, а также укрепления братских связей между Православными Церквами. Но не все считают, что такие вопросы нужно решать сообща в духе взаимной любви и при неукоснительном соблюдении канонических прав другой стороны. В октябре глава Кипрской Православной Церкви Архиепископ Хризостом помянул за Божественной литургией главу украинских раскольников в числе Предстоятелей Поместных Церквей, фактически признав этим раскольничье собрание автокефальной Церковью. Священный Синод Русской Православной Церкви вынужден был прервать молитвенно-евхаристическое общение с Архиепископом Хризостомом и теми иерархами, которые вступят в церковное общение с раскольниками. Как вы знаете, в ноябре состоялся Синод Кипрской Церкви, на котором позиция заседавших архипастырей разделилась, но большинством голосов они поддержали своего предстоятеля, по сути признав Поместной Церковью упомянутое собрание раскольников. Обстановка среди кипрских иерархов сейчас неоднозначная, ряд архиереев по-прежнему отказывается поминать раскольников и сослужить с ними.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/23/mitrop...

В ссылке архиепископ Фаддей жил в поселке, где вместе с ним были митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Феофил (Богоявленский), епископы Николай (Ярушевич) , Василий (Преображенский) и Афанасий (Сахаров) . Летом 1923 года срок ссылки окончился. Патриарх Тихон возвел епископа Фаддея в сан архиепископа и назначил его на вдовствующую Астраханскую кафедру, так как архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) и викарный епископ Леонтий (Вимпфен) 23 июня были расстреляны большевиками. С декабря 1923 года владыка Фаддей – архиепископ Астраханский. В Астрахань он прибыл 20 декабря. Сразу же проследовал в храм, где совершил литургию. Литургия закончилась в три часа дня, но до пяти часов вечера архиепископ Фаддей благословлял народ. Ему показали могилу священномучеников Митрофана и Леонтия, и он часто потом приходил сюда служить панихиды. Сразу же по приезде прихожанки поднесли ему довольно нового белья; староста храма святого князя Владимира, заметив на ногах Владыки старенькие с заплатками сапоги, принес хорошую теплую обувь. Все это Архиерей тут же раздал нищим. Он прибыл в Астрахань в разгар обновленчества. Владыка не стал выступать против обновленцев публично, но обличал их примером своей жизни. Нравственное влияние Архиепископа на верующих было огромным – в их домашних иконостасах рядом с иконами стояли его фотографии. Он вел жизнь настоящего бессребреника, был прост и открыт в общении, в свободное время принимал посетителей, утром и вечером совершал уставные Богослужения. Он не имел ничего своего. Давали ему чай или обед – он пил и ел, если не давали – не спрашивал. Он всегда считал себя гостем и зависимым от того, кто ему прислуживал и помогал. Сам патриарх Тихон так говорил о владыке Фаддее: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, Владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига». Святой Патриарх называл владыку Фаддея светочем Церкви, чудом нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1931.19.2 Митрополит Сергий обращается с посланием к Советскому правительству, выражая протест против массового закрытия церквей, арестов и ссылок священнослужителей и ходатайствуя о возобновлении церковно-издательской деятельности и восстановлении духовных школ. 1931.5.12 Взорван храм Христа Спасителя. 1932 " Союз воинствующих безбожников " , организованный в 1925, объявил о начале " безбожной пятилетки " . 1934 Массовые преследования священнослужителей: арестованы архиеп. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Феофил (Богоявленский), свт. Афанасий (Сахаров), прот. Р. Медведь и др. 1937 Перепись населения, по итогам которой выяснилось, что 2/3 сельского и 1/2 городского населения считают себя верующими. Новая волна репрессий: расстреляны архиеп. Феодор (Поздеевский), митр. Серафим (Чичагов), митр. Кирилл (Смирнов), митр. Иосиф (Петровых), еп. Григорий (Лебедев), прот. А. Хотовицкий, прот. Д. Баянов, свящ. М. Шик, свящ. П. Флоренский, патриарший местоблюститель митр. Петр (Полянский). и многие другие. 1938.10 Открытие Свято-Владимирской православной богословской академии в Нью-Йорке (ректорами академии были: прот. Г. Флоровский, прот. А. Шмеман, прот. И. Мейендорф). 1939 На всей территории СССР насчитывалось около 100 действующих храмов. На свободе оставались 4 архиерея: митр. Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), митр. Ленинградский Алексий (Симанский), архиеп. Петергофский Николай (Ярушевич) и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). 1941 Возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии епархий, находящихся на территории Эстонии, Латвии и Литвы. Экзархом в Прибалтике назначается митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский, убит 30 апреля 1944 г.), организовавший православную миссию на оккупированных северо-западных территориях, с центром в Пскове (открыто более 200 храмов в 1941-1944 гг.). 1941.22.6 Послание к пастве митр. Сергия с призывом встать на защиту Отечества. 1942 Изменение религиозной политики Советского государства. Открываются закрытые в 30-х гг. приходы. Многие оставшиеся в живых священники возвращаются из лагерей. Возобновляются архиерейские хиротонии. Прекращает существование " Союз воинствующих безбожников " .

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

Арестованным архипастырям НКВД предъявляло те же бредовые и фантастические обвинения, что и партийным вождям, военачальникам, инженерам, врачам, крестьянам. Архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова) обвинили в том, что он возглавлял банду контрреволюционеров и террористов. Архиепископа Орловского Иннокентия (Никифорова) арестовали вместе с 16 священнослужителями города «за клерикально-фашистскую заговорщическую деятельность». Митрополиту Нижегородскому Феофану (Тулякову) ставилось в вину, что по его указаниям, основанным на директивах московского церковно-фашистского центра, клерикальные банды проводили поджоги, диверсии и осуществляли террористические акты: совершили более 20 поджогов в Лысковском районе, уничтожали заготовленный пиломатериал и лес на корню, сожгли салотопный завод, принадлежавший Лыськовскому райпотребсоюзу 355 . Епископа Ветлужского Неофита (Коробова) обвинили «в проведении активной контрреволюционной работы, направленной на свержение советской власти и реставрацию капитализма в СССР», «в создании церковно-фашистской, диверсионно-террористической, шпионско-повстанческой организации с общим числом свыше 60 участников», и в личном руководстве «подготовкой терактов, сбором шпионских сведений, поджогами колхозов, уничтожением колхозного поголовья», в том, что он переправлял «шпионские сведения митрополиту Сергию (Старгородскому) для передачи разведывательным органам одного из иностранных государств» 356 . В 1937– 1939 гг. был истреблен почти весь российский православный епископат. Помимо уже упомянутых архиереев погибли митрополиты Серафим (Александров) и Павел (Борисовский), архиепископы священномученик Фаддей (Успенский) , Питирим (Крылов), Прокопий (Титов), Гурий (Степанов) , Ювеналий (Масловский), Серафим (Протопопов), Софроний (Арефьев), Глеб (Покровский), Никон (Пурлевский), Феофил (Богоявленский), Борис (Шипулин), Андрей (Солнцев), Максим (Руберовский), Тихон (Шарапов) – и это только малая часть сонма святителей-священномучеников, проливших кровь за Христа в годы большого террора. Всего же с 1917 по 1940 г. погибло более 250 православных архипастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вот я по своему приходу скажу. По приходам юго-западного викариатства я скажу, так как являюсь руководителем, какой-то информацией обладаю- в храмы стало ходить больше народу. Динамика роста прихожан наших общин налицо. В чем мы порой говорим промысел Божий? А промысел Божий всякое зло во благо направляет. Вот он, промысел Божий действует. Те силы, которые хотели причинить вред церкви, хотели увидеть другие результаты, а все получилось наоборот. Поэтому трудно, наверное, человеку, как говорит Священное писание, который идет против Бога, который грозит небу кулаками, потому что он не только ничего не достигает, но и наносит себе огромный вред. Вот поэтому в это время особенно важно, что приезжает святейший Патриарх и блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил. И особенно в тот день, когда мы празднуем дни славянской письменности и культуры, и когда мы празднуем именины святейшего Патриарха. Конечно, духовно он богатый человек, но по человечески ему тоже необходимо это укрепление, это объединение вокруг церкви, вокруг нашего Предстоятеля, чтобы он видел какую-то поддержку от своих. Конечно, от всего мира невозможно, потому что… -Мир весь лежит во зле. -Не только во зле лежит, но он не любит того, что связано с Богом. Когда спросят- говорил: и Меня не любили, но мир слушает эти глаголы вечной жизни, слушает и святейшего Патриарха, который эти глаголы Божьи озвучивает современным языком этому миру. Но и самое главное- чтобы мы тоже объединились вокруг этого события, этого праздника, дорогие братья и сестры. Мы не должны забыть, что завтра крестный ход, в Успенский собор на богослужение нельзя попасть всем. Зато есть прекрасная возможность: где-то в половине двенадцатого пойдет уже крестный ход бывшего Богоявленского монастыря. Это метро «Площадь революции», и вот от метро можно объединиться и пойти крестным ходом к Васильевскому спуску. А там из Спасских ворот Московского Кремля выйдет еще крестный ход уже из самого Кремля вместе с двумя Предстоятелями Русской православной церкви и Иерусалимской православной церкви. Будет огромное количество духовенства, православного народа. И все вместе пойдем к Славянской площади. И вот на Славянской площади уже будет молебен торжественный и вечером мы знаем, на Красной площади будет концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Вот такие очень значимые события, и мы должны все вместе прийти на Славянскую площадь, показать нашу славянскую силу, и соборную молитву, силу соборного духа. Конечно, когда мы все вместе молимся, эта молитва как огненный столб доходит до небес. И завтрашний день не должен быть молитвой о себе. Завтрашний день должен быть молитвой о нашем Предстоятеле, святейшем Патриархе Кирилле. И о нашем славянском народе, о нашей православной Русской церкви. Конечно, мы должны завтра молиться и за наше отечество, и за церковь, и за Предстоятеля.

http://radonezh.ru/text/syn-zhenitsya-za...

Недостаток деятельности увлек его к некоторым другим проступкам. По доносу „строгого архиерея“ его отрешили от монастыря и 4 июня 1828 г. послали в тверской архиерейский дом – на послушание (для усмирения и исправления его в нравственности“. Феофил выдержал испытание с успехом и получил в награду (10 февр. 1830 г.) настояельство вологодского спасокаменского монастыря (Дела архива Св. Синода 1827 г. 771). Из спасокаменского монастыря в 1832 г. он поменялся местом с настоятелем заштатного оршанского богоявленского монастыря могилевской епархии, архим. Амвросием (Лебедевым). „Феофил – писал о нем моск. м. Филарет к могилевскому архиепископу Гавриилу (Городкову) – имеет способности, которые у вас могут быть употреблены с пользою. Обратите на сие внимание и побудите его к такому действованию), которое исправляло бы прежние о нем мнения. (Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1868 г., кн. 2, стр. 145). Гавриил обратил его к ученым трудам и результаты их представил Филарету. Филарет отвечал: „разговор его (Феофила) о Унии, признаюсь, не прельстил меня. Самые имена Иосафата и Семена (вероятно это имена разговаривающих лиц) представляют неприличный намек на лица, стоящие рядом под сими именами. (Кого разумел Филарет – трудно угадать. Одно имя совпадает с именем униатского митрополита Иосафата Булгака; а другое?). Прилично ли рисовать такие картины, как униатский священник, взявший у мужика последнюю овцу и с нею, в картузе, с крестом, сидящий в телеге? Что, если неправославные вздумают рисовать подобным образом православных священников? Прилично ли говорить, что латинские попы действуют для того же, для чего дьявол ? Послужит ли сие к утверждению православия? И что, есть-ли неправославные вздумают отвечать православным подобными нежностями? – Не больше усладил меня поддельный разговор панагиота с азимитом, где сочинитель не умел даже притвориться знающим славянскую грамматику. Неужели прекрасно сказано, что папа без брады истая обезьяна? Неужели позволительно бритвенную язву на браде назвать печатью антихриста?...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вы помните, как я сказал слова Иова: буди имя Господне благословенно во веки ( Иов. 1, 21 ). Сей залог оставил я вам, и им же начинаю теперь благодарения. Буди имя Господне благословенно во веки! Различны обстоятельства, но славословие одно. Я благодарил Бога при изгнании, благословляю Его при возвращении. Различны обстоятельства, но цель одна и зимы и лета; одна цель плодородие земли. Благословен Бог, удалявший меня! Благословен Он, возвративший меня! Благословен Бог, попустивший на меня бурю и благословен Он, удаливший ее! Я говорю сие для того, чтоб вас расположить к благодарению Бога. Пришло благополучие, благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастия, благодари Бога, и несчастия прекратятся. Иов благодарил Бога, когда он был богат; и славословил Его, когда стал беден. Смотрите, что сделали коварства врагов: усилили расположение, воспламенили усердие, тысячи приобрели, которые возлюбили меня. Доныне меня любили только мои, а теперь и Иудеи меня уважают. Они надеялись отлучить меня от моих, но присоединили чужих. Какой мир произвели их коварства! Какую приготовили славу! Доныне народ наполнял только церковь , а ныне все улицы сделались церковию. Ныне день играм цирка, и нет там никого; но все, как ручьи, стеклись в церковь мужья и жены: ибо во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский ( Гал. 3, 8 ). Могу ли изречь могущество Господа»? 354 На другой день св. Златоуст сказал народу более обширное слово, которое, начав прекрасным сравнением, показал, что подведомственную ему церковь Феофил покушался осквернить подобно тому, как египетский царь хотел оскорбить супругу патриарха Авраама. Потом, похвалив народ за усердие и державных за благорасположение, прочитал пред народом письмо, писанное к нему императрицею 355 . Народ, упоенный радостию о его возвращении и восхищенный благоволением к нему царственных особ, пришел в такой восторг, что своими радостными восклицаниями и рукоплесканиями принудил св. Златоуста на половине прекратить свое слово. Чрез несколько дней по возвращении своем в Константинополь, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Бедные также скорбели об нем, и немощные проливали слезы: они в нем теряли утешителя и отца. Пустынники, девственницы и вдовы не меньше предавались скорби, услышав о смерти его: ибо он был для них и верным руководителем и нежным отцом. Вся Церковь оплакивала его; ибо она в нем лишилась одного из величайших святителей, одного из неустрашимых и ревностнейших защитников святой Веры. Но смерть св. Златоуста, которую почти весь мир оплакивал, не тронула жестоких сердец его врагов, не вдохнула в них чувств примирения; их злоба не удовлетворилась тем, что причинила ему столько болезней и злостраданий своими гонениями, злословием и клеветою еще при жизни его. Не имея возможности заставить его более страдать, не могли впрочем, оставить его в совершенном покое и за гробом, стараясь омрачить, по крайней мере, его память клеветою. Нам бы хотелось пройти молчанием порочные и соблазнительные действия врагов, но находим нужным упомянуть об них для полноты истории; тем более что это может послужить не только к славе св. Златоуста, но и к нашему назиданию. Те, которые прочтут об них, более возблагоговеют пред тайными путями Промысла Божественного, поймут бессилие человеческое, вздохнут об ослепленных страстями и позаботятся заградить вход подобным страстям в собственные сердца. В этом новом гонении против св. Златоуста мы встретим тех же и защитников и гонителей. Враги св. Златоуста, движимые страстями, желая поддержать в других убеждение о законности своих действий против св. Златоуста, не хотели вписать имени его в диптихи для поминовения на Божественной литургии вместе с именами других православных епископов, и вместе с этим взносили на него множество клевет, как на возмутителя мира общественного. Но на несправедливость действий их против святого Иоанна негодовали все благоговейно чтившие память его. К той же стороне присоединились и все епископы иллирийские и другие. По смерти великого вселенского учителя западные епископы не прежде пришли в общение с епископами Египта, востока, Боспора и Фракии, как узнали, что они присоединили имя св. Златоуста к именам прочих епископов 420 . К водворению мира церковного много содействовало и то, что главные и сильные виновники злостраданий св. Златоуста, император Аркадий, Императрица Евдоксия и патриарх александрийский Феофил также прешли из этой жизни, и место их заняли лица благочестивые, умевшие ценить великие добродетели св. Златоуста. На прочие кафедры епископские недоброжелателей его взошли также люди с истинным расположением ко всему доброму, которые не только у себя вписывали имя его, но и других убеждали к тому же, и чрез то содействовали к водворению мира между всеми частными церквами, и всеми членами Церкви, а вместе с этим и чувство благоговения к св. Златоусту проникло в душу всех верующих, прежде соблазнявшихся о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010