30го сентября небо вдруг покрылось самыми грозными облаками. Вскоре засверкали молнии по всем направлениям, рассекая сгустившиеся тучи; удары грома так были страшны, что никогда подобного не слыхивали; наконец эта страшная гроза разрешилась необыкновенной величины градом, который произвел сильное опустошение в Константинополе и окрестностях его. Все жители видели в этой разрушительной грозе повторение той страшной бури, которая свирепствовала при первом изгнании св. Златоуста. Все благочестивые жители города смотрели на это событие как на выражение гнева Божественного за неправое осуждение святого епископа. Гнев Божий также ощутительным образом проявился в наказании главных виновников произведенного злодеяния. В четвертый день после описанного события императрица Евдоксия умерла в жесточайших муках деторождения 416 . Севериан габальский , Акакий беррийский, Антиох птолемаидский также вскоре поражены были смертию. Из участвовавших в совершенном злодеянии многие подверглись страшным болезням, а иные умерли неестественною смертию. В это время славился святостию своей жизни и был известен всем знаменитый пустынник св. Нил. Император Аркадий, признавая в совершавшихся пред глазами его печальных событиях наказание Божие, просил его письменно ходатайствовать в молитвах о нем и об империи; но пустынник со всею свободою человека, совершено отрешившегося от мира и вполне преданного воле Божией, отвечал ему: «можешь ли надеяться освободить Константинополь от землетрясений и огня небесного, когда в нем совершаются бесчисленные преступления, когда беззаконие открыто постановляется законом, и когда блаженный Иоанн, столп Церкви, светильник истины, труба Иисуса Христа сослан в ссылку» 417 ? В другое время он писал ему: Ты лишил Церковь чистого и истинного учения, не живи без раскаяния» 418 . Феофил александрийский, главный виновник всех возмущений и гонений, вскоре последовал за своими соучастниками в могилу. Он обладал большими способностями, имел ум, просвещенный изучением разных наук, был красноречив, мужествен и тверд в стремлении к предположенной цели; но гордость и честолюбие, а вслед за сим раздражительность в характере и наклонность к клевете на противодействовавших его намерениям привели его к тем постыдным действиям, которые навсегда оставили по нем дурное воспоминание в потомстве. Говорят, что пред смертию он приказал принести себе портрет св. Златоуста; взяв его в руки, он выражал пред ним все знаки почтения, чтоб чрез это засвидетельствовать свое примирение с этим святым епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Торжества в День славянской письменности и культуры в Москве Москва, 17 мая 2012 г. 24 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности и культуры в Москве. В 11.45 начнется крестный ход от храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря (Богоявленский пр., 2/6) до Славянской площади, где Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III совершат праздничный молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В 20.00 на Красной площади состоится большой праздничный концерт «Наши любимые песни», к участию в котором приглашаются все желающие. Мероприятие откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В программе концерта на Красной площади участвуют более 30 хоров общей численностью 2 тысячи человек, которые споют известные и любимые всеми песни. Слова всех песен, исполняемых со сцены, установленной на Красной площади, будут транслироваться на экраны, чтобы все зрители смогли вместе петь любимые песни страны. Организованный впервые праздник хорового пения «Наши любимые песни» проводится Русской Православной Церковью при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Москвы. Среди творческих коллективов, участвующих в программе: Хор Академического музыкального колледжа при Московской консерватории, Государственный академический русский народный хор им. М.Е.Пятницкого, Государственная академическая хоровая капелла России им.А.А.Юрлова, Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова, Московский мужской камерный хор В.М.Рыбина, Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина, Хор Сретенского монастыря, Хор Ансамбля песни и пляски Военно-Воздушных Сил РФ, Патриарший Хор Кафедрального Храма Христа Спасителя, Детский хор «Преображение» Союза композиторов России, Большой Детский Хор имени В.С.Попова и другие.

http://pravoslavie.ru/61607.html

Святейший Патриарх Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности и культуры в Москве 22 мая 2013 г. 14:54 24 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности и культуры в Москве. Утром в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершат Божественную литургию. В 11.45 начнется крестный ход от храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря (Богоявленский пр., 2/6) до Славянской площади, где Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершат праздничный молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В 20.00 на Красной площади состоится большой праздничный концерт «Наши любимые песни», к участию в котором приглашаются все желающие. Мероприятие откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В программе концерта на Красной площади участвуют более 30 хоров общей численностью 2 тысячи человек. Слова всех песен, исполняемых со сцены, установленной на Красной площади, будут транслироваться на экраны. Организованный впервые праздник хорового пения «Наши любимые песни» проводится Русской Православной Церковью при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Москвы. Среди творческих коллективов, участвующих в программе: хор Академического музыкального колледжа при Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского; Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова; Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова; Московский мужской камерный хор В.М. Рыбина; Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина; хор Сретенского монастыря ; хор Ансамбля песни и пляски войск Военно-Космической обороны; Патриарший хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; детско-юношеский хор Союза композиторов России «Преображение»; Большой детский хор им. В.С. Попова и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/2975265.ht...

Дату основания Феофиловой пустыни и одноименного села относят к 1396 году, когда на берегу болотистой речки Омуги (Омучи) преподобный Феофил и его сотаинник преподобный Иаков заложили небольшую Успенскую пустынь. Первое печатное свидетельство об этом встречается в «Истории Российской иерархии» (СПб., 1881. Т.6, ч. 2. С. 848—849), где отмечается, что «Феофилова Успенская пустынь мужская, упраздненная в 1764 году, находилась в Новгородской епархии, ныне Псковской, в Шелонской пятине, в Порховском уезде, в Демьяновском погосте, на берегу реки Омуги, расстоянием от Порхова к северу в 65, от Новограда к западу в 78, от Пскова к северо-востоку в 95 верстах». В другом источнике читаем, что «Феофилова пустынь находится в 200 верстах от Петербурга и в 56 верстах от Луги. Называется она по имени бывшей здесь до 1764 года мужской пустыни, основанной преподобным Феофилом. Село стоит при соединении Динабургского шоссе с Новгородско-Псковским, на берегу реки Омуги, впадавшей в Плюссу» (Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т.9. СПб., Лужский уезд, 1885). В «Энциклопедическом словаре», изданном в начале XX столетия под редакцией профессора И.Е. Андреевского, приводятся следующие краткие сведения «Феофилова пустынь — село Санкт-Петербургской губернии, Лужского уезда, на Варшавском шоссе, в 57 верстах от уездного города. До 1764 года здесъ находился монастырь — Успенская-Коневская-Феофилова пустынь, основанная преподобным Феофилом и Иаковом в 1396 году. Под спудом мощи основателей» (Энциклопедический словарь. С.-Петербург Типография Акционерного общества Брокгауз-Ефрон, 1904. С. 932). В то время местность входила в состав Шелонской пятины Великого Новгорода. Пустынь просуществовала три с половиной века, будучи приписанной вначале к Посолодинскому, а затем к Розважскому монастырям. В 1577—1589 годах она называлась Успенская и Богоявленская Феофилова пустынь. По записке 1580 года «Феофилова пустынь была ружною 2 на нее отпускали 6 рублей, 3 алтына и 4 деньги» (Времен. Общ. Истории. Кн.24. С. 38, 39).

http://sobory.ru/article/?object=01588

Свт. Геннадий, архиеп. Новгородский. Литография. 1895 г. Свт. Геннадий, архиеп. Новгородский. Литография. 1895 г. Летописи свидетельствуют о покровительстве, к-рое оказывал Г. в 70-80-х гг. XV в. вел. кн. Иоанн III Васильевич , и о поддержке Г. позиции вел. князя. В ходе конфликта Иоанна III с митр. Геронтием, начавшегося в 1479 г. в связи с тем, что митрополит, освящая вновь построенный Успенский собор в Кремле, «не по солнцу ходил со кресты около церкви» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 313), на стороне вел. князя из духовенства выступили только Ростовский архиеп. св. Вассиан I (Рыло) и Г. Иоанн III в свою очередь вступился за чудовского архимандрита в его конфликте с митр. Геронтием в 1482 г. В том году крещенский сочельник пришелся на воскресный день и Г. разрешил братии Чудова мон-ря пить богоявленскую воду после еды. Митр. Геронтий счел это серьезным нарушением и хотел наказать Г., скрывшегося в покоях вел. князя. По требованию митрополита Г. все-таки был выдан и посажен в ледник под митрополичьей палатой. Освобождение Г. стало следствием ходатайства вел. князя и бояр. Причина конфликта заключалась в следовании различным богослужебным уставам: митр. Геронтий руководствовался предписаниями Иерусалимского устава, Г.- Студийского, ранее употреблявшегося на Руси. Свидетельством доверия вел. князя к Г. можно считать также тот факт, что при нем в Чудовом мон-ре жил сведенный в 1480 г. с престола Новгородский архиеп. Феофил - последний архиерей, избранный новгородцами. Возможно, через архиеп. Феофила Г. познакомился со сложными обстоятельствами церковной жизни в бывшем до 1478 г. независимым Новгороде. Начало служения на Новгородской кафедре Летом 1483 г., когда решался вопрос о вдовствовавшей Новгородской кафедре, Г. был одним из кандидатов на ее замещение. 12 дек. 1484 г. он был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, хиротонию возглавил митр. Геронтий. Г. стал первым с XII в. Новгородским архиереем, поставленным без традиц. избирательной процедуры, сопровождавшейся положением жребиев на престол.

http://pravenc.ru/text/162054.html

Пустынники проводили на земле жизнь ангельскую. Между пустынножителями много находилось отцов, которые прославились, кроме высоких подвигов монашеского жития, и даром чудотворений. Но известнейшими по высокому житию отцами пустыни в описываемое нами время почитались настоятели скитов: Аммоний, Диоскор, Евсевий и Евфимий, по прозванию Длинные; они были братья между собою. Александрийский епископ Феофил весьма любил и уважал их, так что одного из них, Диоскора, извлекши из пустыни силою, поставил во епископа в Гермополисе. Они были известны многим и вне пустыни по своему глубокому знанию слова Божия, живой вере и совершенной преданности св. Церкви, за что должны были вытерпеть гнев и преследования от Валента. Тогда как эти благочестивые пустынножители, забывшие мир и забытые миром, упражнялись в хвалении Бога и делах христианского благочестия, выражавшегося особенно в благотворительности, в пустыню пришел Исидор, надеясь найти в ней успокоение и мирно окончить дни свои. Но он обманулся: его отъезд не утишил гнева его врага, и вместо успокоения, он привлек на себя и на других пустынножителей все гибельные действия мстительности патриарха. Чтобы отмстить убежавшему пресвитеру и пустынникам, любезно принявшим его, этот человек, не умевший владеть своими страстями, увлеченный гневом и досадою, хитрый и изобретательный, задумал обвинить сих братьев Длинных и всех пустынников в увлечении Оригеновыми мнениями. Одно частное обстоятельство придало этому несправедливому обвинению вид истины. За несколько лет прежде сего происшествия, небольшое число египетских пустынников, простых и грубых, по своей необразованности, привязавшись к внешним выражениям священного Писания, и ложно понимая слова из книги Бытия: сотворим человека по образу нашему и по подобию (гл. 1), впали в заблуждение антропоморфистов. Они представляли себе, что Бог, также как и люди, имеет глаза, руки, ноги и самое тело. Когда лица, более просвещенные, желая вывести их из заблуждения, вступали с ними в состязание, и подобно Оригену , давали объяснение некоторым местам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Живая вера и истинное благочестие ее жителей всегда присущи были его сознанию; он никогда не забывал также о превосходных качествах благочестивого ее епископа Флавиана. Желая засвидетельствовать свою привязанность и любовь, которую имел к Антиохии и ее епископу, он всеми силами старался прекратить несогласия, появлявшиеся не только между верными сей церкви, но и даже между египетскими и западными епископами, из-за Мелетия и Павлина, которым наследовал Флавиан. Но чтобы иметь больший успех в этом многотрудном деле, он просил Феофила, патриарха александрийского, содействовать ему в примирении римского епископа с Флавианом. А как скоро это было положено, тотчас избраны для сей цели берийский епископ Акакий и Исидор, из-за которого Феофил противился рукоположению Иоанна. Прибыв в Рим и совершив посольство согласно с своим желанием, они отплыли оттуда в Египет, а из Египта Акакий отправился в Сирию и от египетских и западных иереев разносил примирительные грамоты державшим сторону Флавиана 291 . Таким образом церкви, хотя и не скоро, освободились наконец, от этого раздора и пришли в общение между собою, и этим благом по преимуществу обязаны были благочестивой ревности и любви св. Златоуста. Окончив счастливо это дело, он занялся делами церквей фракийских и разных областей Понта. 398-й год, по предсказанию языческих оракулов, долженствовал быть роковым для христианской веры. Язычники, видя, что вера христианская, не смотря на противодействие сильных государей, возражения и ухищрения философов, при всех страшных гонениях, проливавших по городам и селениям обильные потоки крови, распространяется до последних пределов земли, в ущерб прежним верованиям, удивлялись; но чудесного распространения христианства не приписывали Божественной силе, а хитрости и некоей магической силе распространителей, и согласно с этим убеждением их оракулы утверждали, что начальник и основатель сей религии утвердил оную только на 365 лет, по прошествии коих христианство должно прекратиться. Эти 365 лет, считая с начала исповедания Петра, оканчивались в 398 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Враждовавшие епископы между тем пользовались всяким случаем чтоб привести св. Златоуста в нерасположение у императрицы; но так как не находилось ничего достаточного к обвинению, то они стали внимательно следить за его поучениями, имея в виду заметить что-либо к его осуждению и потому, извращая иногда смысл его речей, употребляли к обвинению слова по намерению самые чистые. Св. Златоуст в одно время сказал слово, в котором порицал всех вообще женщин, за их хитрый и тщеславный нрав. Это слово народ понял, как намек на царицу, и молва о нем чрез недоброжелателей Иоанна дошла до двора. Узнав это, императрица жаловалась царю на причиненное ей оскорбление и говорила, что, оскорбляя ее, оскорбляют и его 317 . Это обстоятельство окончательно вооружило императрицу против св. Златоуста и доставило радость его врагам. Епископы, диаконы, священники и все вообще недовольные воспользовались этим случаем, чтоб соединиться, и разом, со всею силою непримиримой ненависти, напасть на неустрашимого обличителя их пороков. Нечестивое соборище скоро собралось; для насыщения их мщения недоставало только случая к исторжению святого епископа из среды любимой паствы. Но он скоро представился. И этим случаем был приход в Константинополь нитрийских монахов, изгнанных из пустыни Феофилом, патриархом александрийским. Но так как вражда против св. Иоанна началась еще гораздо прежде сего, то обратимся несколько назад и посмотрим на события несколько предшествовавшие. Феофил, хотевший некогда поставить на константинопольский престол Исидора, по одному случаю, вместо любви, стал питать к нему нерасположение. Одна богатая и благочестивая вдова, по имени Феодотия, дала Исидору тысячу золотых монет, с тем, чтобы он на эти деньги купил разных одежд для бедных вдов и сирот, но вместе с этим просила его, чтобы он их никак не давал Феофилу, так как она боялась, что он, по страсти к постройкам, не удовлетворит ее просьбы и оставит бедных без помощи. Исидор обещал со всею точностию исполнить ее желание, и вскоре накупил платья и раздавал всем бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Писания, слишком отдаленное от их грубых понятий, антропоморфисты всех состязавшихся с ними называли оригенистами. Заблуждение этих пустынников так глубоко вкоренилось в душах их, что один из них, по имени Серапион, старец почтенный, служивший образцом по своей святости и строгости жития, будучи выведен из заблуждения святым Пафнутием, пал на землю и кричал из всех сил: горе мне! отняли у меня Бога, кому теперь мне покланяться? желая этим сказать, что он потерял тот чувственный образ, который он рисовал в своем воображении, желая представить себя в молитве стоящим пред лицом Самого Бога. Обитатели скита особенно держались сего заблуждения, но жившие в горе Нитрийской утверждали, напротив, духовность существа Божественного, и за это были называемы оригенистами. Правда, что в пустыне Нитрийской читали сочинения Оригена ; однако же, они далеки были от его заблуждений. Но в это время существовали два разряда оригенистов: сектаторы и защитники Оригена . Первые усваивали себе все заблуждения Оригена , без всяких объяснений, и они были виновны, потому что держались таких мнений, которые были отвергнуты учением Церкви. Другие утверждали, что книги Оригеновы испорчены, что сам Ориген никогда не учил подобным заблуждениям, и что можно очистись от примеси яда, и с великою пользою читать уроки добродетели, которые они в себе заключают. Это мнение в то время могло держаться потому, что Церковь еще не произнесла решительного суда о сочинениях Оригена , по крайней мере, ее решения еще не пришли в общую известность. Многие благочестивые и ученые мужи одобрили писания Оригена, сам даже Феофил, произнося свое мнение о них, говорит: Оригеновы сочинения подобны лугу, усеянному цветами всякого рода: если среди их я нахожу что-либо хорошее, то срываю, а что кажется мне тернистым, оставляю как колючее. 322 Но несколько позже, желая привлечь на свою сторону Епифания, саламинского епископа, мужа, уважаемого за жизнь 323 , и удовлетворить возмутившихся египетских пустынников-антропоморфистов 324 он обвинил сочинения Оригена , и в своих посланиях, по обычаю рассылаемых к разным церквам для возвещения о празднике Пасхи, осуждал все его заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010