969 Ibid. B. 3, cap. 53, S. 92. К сожалению, от этой главы сохранилось одно только заглавие, так что нет возможности сказать, в чем состо­яли меры патриарха к ослаблению язычников. 974 Ibid. cap. 15, S. 207. Историк в данном случае влагает в уста патриарха хвалебную речь монофизитам, но в виду того, что он сам принадлежал к числу их, можно с полным правом признать заслуживающим доверия только ядро рассказа. 976 Проф. Гельцер разумеет, очевидно, нас интересующий рассказ, когда ссылается на Феофилакта Симокату в доказательство того, что Иоанн Постник преследовал действительных и мнимых язычников. Кстати здесь же заметим, что ссылка Гельцера на Иоанна Ефесского в подтверждение того же его мнения возбуждает недоумение: у этого исто­рика нигде нет речи о репрессивных мерах Постника по отношению к язычникам. Если Гельцер разумеет упомянутое выше оглавление одного отдела в его истории о борьбе Постника против язычников, то, надеемся, выше нами достаточно разъяснено, как нужно понимать эту борьбу. В заключение не можем не заметить, что Гельцер великодушно извиняет Постника, так как будто бы веротерпимость духовного лица 6 века нельзя измерять по шаблону 19 в. (Zeitsclirift fiir Protest. Theol. 1887. Heft, 4, S. 551 Anm.), хотя такое извинение не лучше порицания, по­тому что отзывается презрительным высокомерием ученого 19 в. 977 Theophil. Simoc. lib. 1, cap. 11, ed. Bonn. p. 53–57. Nicephori Call» Hist. eccl. lib. 18, cap. 32. Migne ser. gr. t. 147, col. 392–393. Последним рассказ скомпилирован, у первого. 980 Что дело могло быть именно так, это мы ниже увидим на примере летописца Феофана, подобным образом при одном случае оказавшего неумелую похвалу патриарху Никифору. 985 В Менологие Василия сказано, что Иоанн reliquit orationes animae utilissimas, qualcs magnus Joannes Chrisostomus conscripsit. Cuper. 1. c. p. 71, n. 395. На тоже намекает Григорий В., когда называет Иоанна учителем истины: ille qui veritatcm docct alios. Ер. ad Joannem. Mansi t. IX, p. 1218. 986 Theophil. Simoc. lib. 7, cap. 6, p. 280 ed. Bonn., cuf. Nicephori Callisti Hist. eccl. lib. 18, cap. 34. Migne ser. gr. t. 147, col. 396–рассказ списан у Феофилакта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

И. – Сигрианский). Враждебно относился к политике иконоборства Льва V Армянина (813–820 гг). Пострадал за почитание икон и умер в ссылке на эгейском острове Самофракия (как исповедник причислен Православной Церковью к лику святых). Составитель одного из крупнейших византийских исторических сочинений – «Хронографии», охватывающей события ромейской истории с 284 до 813 гг., то есть до времени вступления на трон Льва V. Работал над ней в 810–814 гг., а возможно, и позже, вплоть до 818 г., используя для этого исторические материалы, оставленные ему его умершим другом Георгием Синкеллом. Труд Ф. И. является редким для византийской историографии примером использования принципа изложения по годам. В его «Хронографии» указывается год, потом следует перечень событий, которые случились в этот год. См.: историки Византии, агиография, В. В. Латышев, И. С. Чичуров. Феофан Византиец – 1) писатель VI в. родом из Византия; 2) Феофан Исповедник (см.: историки Византии). Феофилакт – архиепископ Болгарии, один из лучших теологов XI в., автор обширной переписки. Феофилакт Симокатта (80-е гг. VI в. – после 641 г.) – византийский ритор и историк из знатной семьи Александрии (родственник Петра, наместника Египта), с VII в. жил в Константинополе, имел сан схоластика и апо- эпарха. В своей «Истории» из восьми книг, написанной, вероятнее всего, в конце 20-х гг. VII в., особенно подробно и панегерично, хотя и путано, описал правление императора Маврикия (582–602 гг.), события в Константинополе, войны Византии против персов в 80-е гг. VI в. и на Балканах против авров и славян в 90-е гг. Может рассматриваться как продолжатель Менандра Протиктора. См.: историки Византии. Феофил Протоспафарий – составитель трактата «О человеческом теле» в пяти книгах (VII в.), который можно рассматривать как завершение ранневизантийской медицинской традиции. Феррара – город в северной Италии. Ферраро-Флорентийский собор – церковный собор, начатый Папой Евгением IV в Ферраре в 1438 г., но из-за эпидемии чумы перенесенный во Флоренцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На девятнадцатом году царствования Маврикия некий монах предсказывает его смерть вместе с его детьми, ибо пробежав с обнаженным клинком от форума до притвора дворца, он провозглашает, что Маврикий и его дети погибнут от меча. И некто по имени Геродиан также раскрыл басилевсу будущее О голоде в войсках (весна 600), и как каган с непостижимым альтруизмом заключил пятидневное перемирие с голодающими римлянами при условии безопасного предоставления им от варваров продовольствия, и как получив от Приска в почетный подарок пряности, он отступил в Мезию. Как каган сразился с Коментиолом в Мезии, и вследствие злоумышления Коментиола римское воинство уничтожено варварами. И бежит Коментиол и прибывает к городу Дризипере, но отсылается от города как дезертир и приходит к Длинным стенам. Варвары, идя следом, взяли сперва Дризиперу, затем сожгли храм мученика Александра и, вытащив его тело из раки, надругались над ним. Но божеское правосудие настигает оскорбителей мученика, ибо семь сыновей кагана умирают в один день от нарывов в паху . Коментиол среди смятения проживает в Константинополе, варвары же приближаются к Длинным стенам. Жители Византии были настолько испуганы, что замыслсли покинуть Европу и перебраться в Азию. Однако, басилевс отправляет послом к кагану Арматона, и тот великолепными дарами, к которым добавляются 20 тысяч золотых монет, с трудом умиротворяет варвара, объявившего: «Пусть Бог рассудит между каганом и Маврикием и между аварами и римлянами » Об уродах в человеческом обличии, появившихся в водах Нила и различные мнения о приращении реки. Феофилакт соглашается с Агафархидом Книдским: тот же говорит, что в странах Эфиопии каждый год льются большие и непрерывные дожди сроком от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия; поэтому естественно, что река должна сокращаться зимой, так как ее воды питаются лишь из собственных источников, тогда как летом она сильно увеличивается дождями из Эфиопии Вот что в седьмой книге. Восьмая книга рассказывает, как Хозрой из-за набегов [на его территорию] подвластных римлянам сарацин собрался разорвать договор, но к нему послали Георгия и соглашения остались в силе. И Георгий подвергается неуважению [со стороны императора] из-за слов Хозроя, что он сохранил мир ради посла, а не ради басилевса Маврикия .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Танкред Готвилльский 453 Тапар, см. Мелик-Шах Таронит, см. Григорий Таронит Таронит, см. Иоанн Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат Таронит, см. Михаил Таронит Тарониты 450, 479 Тарханиот Катакалон 63, 268. 447 Тарханиоты 447 Татикий 13, 28, 145, 192–195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299–301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583 Татран 224 Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530 Тевкр 285, 286, 566 Телемах 113, 499 Тиверий, император 598 Тигран 265 Тимофей, флейтист 56, 253, 440 Тирах 484, 485 Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541 Томашек В. 524, 556, 557 Томирида 326, 588 Торник, см. Георгий Торник Торник, см. Лев Торник Торник, см. Петр Торник Торники 450 Торос 578 Тортарий 596 Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529 Траян, сын Ивана-Владыкова 534 Трейтингер О. 477 Тугоркан 541 Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608 Тутах 58, 59, 443 Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579 Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575 Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411 Умберт 495 Умберт, сын Рауля 377 Умберт Готвилльский 466 Умбертопул, см. Константин Умбертопул Унфред 486, 488 Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584 Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551 Успенский Ф. 481–483, 551, 552, 623 Фатимиды 577, 608 Феано 19, 324, 588 Фекла, великомученица 132 Фемистокл 194 Феодор, антиохийский патриарх 613 Феодор, брат Аарона 341–343 Феодор, великомученик 550 Феодор Гавра 11, 24, 242–244, 306, 545, 576, 601 Феодор Далассин 538 Феодор Докиан, Докиан 61, 444 Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601 Феодор Рупений 369 Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589 Феодора, императрица 7 Феодора Комнина, сестра Алексея I Комнина 266, 463, 553 Феодора Комнина, сестра Анны Комниной 629 Феодосий II, император 475 Феодот 64 Феодота 510 Феодул Синадин 464 Феофан 42, 618 Феофана продолжатель 450 Феофилакт Болгарский 6, 33, 483, 504, 513, 522, 536, 540, 544, 550, 553, 561, 593, 594, 600, 623, 626 Феофилакт Симокатта 18, 539, 598

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Дука Ангел Комнин – деспот Эпира (1215–1230) 304–306, 312 Феодор из Мисфии – византийский военачальник 225, 226, 231 Феодор Лалакон – византийский воин 207 Феодор Продром – византийский писатель 255 Феодор Стратилат – святой великомученик 210, 211, 213, 232 Феодор Студит – византийский богослов, исповедник иконопочитания, преподобный 107 Феодора – жена императора Феофила 184 Феодора – жена Юстиниана II 119, 120 Феодора – сестра императрицы Зои 235 Феодора Комнина – жена Генриха Австрийского 269 Феодосий I Великий – византийский император (379–395) 21, 31, 32, 42, 58–61 Феодосий II – византийский император (408–450) 42 Феодосий – сын Атаульфа 62 Феодосий Месоникт – византийский воин 202 Феотим – епископ Скифии 39 Феофан – византийский полководец, патрикий 179–181 Феофан Готский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Феофан Исповедник – византийский хронист, исповедник иконопочитания (ок. 760–818) 107, 108, 155, 176, 182, 216 Феофил – византийский император (829–842) 144, 184, 218 Феофил – епископ александрийский 39 Феофил, епископ евхаитский – см. Филофей Феофил – митрополит готский, участник I Вселенского Собора 32 Феофил – приближенный Юстиниана II 119 Феофилакт – кувикулярий 120 Феофилакт Симокатта – византийский историк (ок. 580-х гг. – после 641 г.) 97, 98, 112 Фивадий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Филемут – предводитель герулов 69 Филипп – римский император (244–249) 18 Филиппик (Вардан) – византийский император (711–713) 121, 122 Филоксен – посланник 53 Филон – еврейский философ-платоник 15 Филосторгий – церковный историк, арианин (ок. 368–440) 21, 22, 24 Филофей (Феофил) – епископ евхантский, дипломат 192 Фока – византийский император (602–610) 95 Фома – один из двенадцати апостолов 16 Фома – евнух, приближенный императора Мануила I 272, 273 Фома Славянин – мятежник 176 Фотий – патриарх константинопольский (858–867, 877–886) 21, 26, 46, 58, 60,129, 131, 132, 177, 178, 182 Фраат, сын Фраата – парфянин, заложник 65 Фравиф – византийский полководец 33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофил (кон. III – нач. IV в.), готский епископ, бывший участником Никейского I Вселенского собора (325 г.) – 141 Феофил , византийский император в 829–842 гг. – 365, 369, 370, 374, 380, 382, 383, 390, 394, 396, 397 Феофил († ок. 536), византийский юрист, комит священного консистория, профессор высшей школы в Константинополе, в 528–533 гг. член кодификационных комиссий по изданию первого и второго Кодексов, Институций и Дигест Свода законов Юстиниана Великого , автор Парафразы к Институциям – 207, 208 Феофилакт Болгарский († ок. 1107), блаженный, архиепископ Охридский, византийский экзегет – 428 Феофилакт Симокатта (Симокатт, VII в.), византийский историк – 168, 253 Фидий (V в. до н. э.), знаменитый древнегреческий скульптор – 139 Филипп II (ок. 382–336 до н. э.), македонский царь в 359–336 гг., отец Александра Македонского – 110 Филокалес , знатный землевладелец в Каппадокии – 458 Филосторгий (кон. IV- нач. V в.), церковный историк арианского направления- 133, 181 Филофей (кон. IX – нач. Х в.), автор сочинения «Клиторологий» – 460 Финлей Георг (Джордж, George Finlay, 1799–1875), английский византинист – 53–57, 72, 335 Фока, византийский император в 602–610 гг. – 192, 238, 242–245, 259, 267, 268, 312 Фома Аквинский (Thomas Aqinas, ок. 1225–1274), итальянский теолог и философ, систематизатор схоластики, доминиканец, католический святой – 391 Фома Славянин , глава одноименного восстания в Малой Азии – 367–369 Фотий (между 810 и 828 – ок. 893), патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг., церковный и политический деятель, ученый и писатель – 253, 372, 387, 388, 395–397, 399, 433, 434 Фравитта (кон. IV – нач. V в.), готский вождь на службе Империи – 151, 152 Франциск I (1494–1547), французский король в 1515–1547 гг. (из династии Валу а) – 41 Фримэн Эдуард A. (Freeman, 1823–1892), английский историк – 49, 56, 57 Фукидид (ок. 460 – ок. 400 до н. э.), древнегреческий историк, один из классиков аттической прозы – 48, 172, 230, 251 Фурд Эдуард (Foord), английский византинист – 73

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1027 Себеос, отд. 3, гл. 2, стр. 31; Noldecke, Tabari, 269. – Феофилакт Симокатта дает иную версию рассказа об обиде, но она заключает в себе явные несообразности. 1029 Раньше чем ослепить Ормузда, на его глазах зарезали его жену и десятилетнего сына. Theoph. Sim. 4, 6. 1030 Египетский летописец Иоанн Никиуский занес в свое повествование рассказ о      том, что на предварительном совещании, которое император устроил у патриарха Иоанна, патриарх выставлял на вид вину Хосрова в отношении своего отца и высказывал сомнение насчет того, сохранит ли Хосров верность империи. Chr. de Jean de Nik., p. 528. Армянский историк Себеос в своем описании событий расска­зывает, что на совещании по вопросу об обращении Хосрова к императору и пред­ложении союза, члены синклита высказались в том смысле, что персы – бесчестный народ, могут при изменившихся условиях изменить своим клятвенным обещаниям, и так как они причинили империи много тяжких бед, то ослабление их вследствие внутренних раздоров пошло бы на пользу империи. Но император не внял этим советам и отправил своего зятя Филиппика к Хосрову с благоприятным ответом. Себеос, стр. 35. 1031 Домициан сообщил о своих стараниях папе Григорию, и тот его одобрил. Greg. Ерр. 4, 14. В Испанию дошли слухи о принятии Хосровом христианства, и Иоанн Бикларийский записал в свою хронику под 540 годом: imperator Persarum Christi suscepil fidem. Снг. min. II 219. 1035 По сообщению Себеоса (стр. 38), в войсках, стоявших за Хосрова, было 15 тысяч отборного армянского войска под начальством Мушега. Бахрам пытался пере­манить армян на свою сторону, но не имел успеха. 1036 Битва произошла на реке Баларате, притоке Тигра. Помянутый у Феофилакта Гензак следует отличать от того Гензака, где было главное святилище огня. Nöldecke, Tabari, p. 100, p. 1. 1038 Ib. 5, 10, 15. Выяснилось следующее. – В местах их жительства была во время их детства чума. Находившийся среди них христианский проповедник спасал людей от смерти знамением креста, и матери, желая спасти своих детей от морового поветрия, знаменовали крестом своих младенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

103 Конституция Omnem, 7. По-видимому право, по крайней мере церковное, изучалось в Кесарийской христианской школе и после Юстиниана. Pitra, eccl. Graec. hist. II, 656. Может быть преподавание права из закрытой школы перешло в христианскую, если допустить, что их было две. 104 Cassiodor, Var. IX, 21. Неизвестно, почему, приводя это место Кассиодора, где говорятся только об одном излагателе права, Савиньи говорит о многих преподавателях права. Histoire du droit romain au moyen-age, trad. par Guenoux. II, 295. 105 Прокопий, Arcana hist, 26, 74, p. 113: «Врачей и учителей свободных наук (διδασκλους λευϑεριων) он (т. е. Юстиниан) заставил лишится необходимого. Ибо совсем лишил их жалованья (τας σιτσεις, annonas), которое предшествовавшие цари постановили выдавать на этот предмет от казны... κα ουτε ατρν τις διδασκλων τ λοιπν γνετο λογος. Cp. Zonara Annal. XIV, 6. 106 В Константинополе преподавание свободных наук осталось впрочем неприкосновенным. Иоанн Лид при Юстиниане преподавал в Капитолие по назначению императора латинский язык, грамматику и поэзию, как сам говорит о себе (π τς Καπετωλιδος αλς). De magistr. III, 29. 107 Mortreuil, Histoire du droit byzantin, Paris, 1847 I, p. 373. На основании Феофилакта Симоката. Heimbach, Basilic. VI, prol. p. 8. 108 Проф. Васильевский, Законодательство иконоборцев. Журн. Министерства Народн. Просвещ. 1878. Октябрь, 258. 110 Об этих учителях и об этом событии упоминают Амартол, изд. Муральта, 634. Τ πτρια τς πλεως неизвестного автора, жившего во времена Константина Дуки (1059–67), помещ. у Бандурия, I, 12; Кедрин, р. 454, Зонара, XV, 104. Глика, 284, Макаосес, 87 (парижск. изд.) и Кодин. Чтó такое представляло из себя это ученое учреждение, это вопрос темный. Есть мнение, что это была только библиотека со штатом ученых библиотекарей ( Е. Е. Голубинского , Истор. русск. церкви. I, 588). Однако известно, что штат библиотекарей или антиквариев при императорской библиотеке, основанной Констанцием, или даже Константином, и расширенной Юлианом, состоял только из семи человек: 4 греков и 3 латинян (Cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

10 . Ибо когда персидская война вновь получила свободу действия, то вследствие божьего гнева их постигло возмездие за то преступление, на которое они дерзнули: во время похода они частью были сожжены огнем молнии, павшей на них с неба, частью погибли от голода или стали добычей врагов. 11 . Большинство из них было отдано во власть секир и мечей, окончив так свою многогрешную жизнь, и персы только тогда перестали одерживать победы, когда это возлюбленное деспотом и безбожное войско полностью погибло. 12 . Достаточным доказательством этому может послужить то, о чем я сейчас скажу: ради того, чтобы придать своим словам больше убедительности, я на несколько мгновений прерву последовательность своего рассказа. Когда император Ираклий начал войну против Разата 351 и производил набор и смотр вооруженных сил, он нашел, что из всего этого войска, любезного сердцу тирана, осталось всего только два человека, хотя времени между этими двумя событиями прошло немного. 13 . Когда же с течением времени создались новые военные силы и это зло было истреблено, то прекратились успехи персов, погиб этот вавилонский дракон, Хосров сын Хормизда, и персидская война пришла к своему концу 352 . 14 . Но чтобы и вторично не делать мне отступлений, перейдем к изложению по порядку всего, что случилось в дни этого тирана. С того времени вплоть до наших дней не прекращались в Ромейской империи различные и неудачи, и бедствия, непереносимые по своему размаху. Глава XIII 1 . Я возвращаюсь к своему рассказу. Тиран, опьянев от своих безбожных деяний, как бешеный стремился к другим убийствам. Он велел отрубить мечом голову брату Маврикия, своему стратигу. 2 . Был убит и Коментиол, который в моем рассказе не раз упоминался как стратиг войск в Европе. Равным образом погиб и Георгий, ипостратиг Филиппика, а также и Пресентин, которому доверялись все планы, обычно называемый у ромеев доместиком. 3 . Что касается Феодосия, сына императора Маврикия, то, вернувшись, он бежал и укрылся в храме мученика Автонома. Услыхав об этом, тиран послал Александра зарезать юношу. Поэтому Александр убил Феодосия, а [Константина], называемого в народе Ларди, перевел в так называемые Диадромы 353 и казнил мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 . Перед этим торжественно была отпразднована свадьба Феодосия, сына императора, которому отец выбрал в жены дочь Германа, человека очень знатного и очень видного из числа сенаторов 330 . 11 . Немного дней спустя после этой свадьбы, зимою, в Византии почувствовался недостаток хлеба. Когда разразился этот голод и через сорок дней наступил праздник рождества великого бога Иисуса, которого по всей вселенной народы почитают под именем Христа, народ поднял мятеж против императора. 12 . Обычно государь встречает этот праздник вместе с народом. И вот когда государь вместо с толпами народа молился в храме, некоторые из толпы, желавшие государственного переворота, стали поносить Маврикия и бросали в него камнями. 13 . Маврикий приказал своим телохранителям пригрозить нападающим железными дубинками (на языке ромеев они называются дистриями) и сделать вид, что они хотят напасть на них, но на самом деле не нападать. Герман же, закрыв хламидою Феодосия, через Илары 331 (так называется одно место в городе) увел его с места молебствия и спас. Глава V 1 . Император также был охраняем своими телохранителями и не дал нарушить церковную службу. Затем он и все отправились в храм богородицы, который почитающие его византийцы называют Лакерны 332 . 2 . Этот храм почитается весьма священным и пользуется в городах наибольшим почитанием; говорят, что здесь в золоченом ковчеге был положен покров девы Марии, которую одни мы, ромеи, чтим как богородицу. 3 . Поэтому император по обычаю отстоял в этом храме святую обедню, а затем отбыл во дворец. На другой день, приведя в разум небольшими наказаниями наиболее видных из мятежников, он выслал их из города. 4 . Но это изгнание продолжалось недолгое время. Очень скоро император, забыв об обиде, дал разрешение высланным вернуться в столицу. 5 . Стратиг же Петр, собрав войска, двинулся к Истру. Он прибыл в Паластол 333 и, построив лагерь, там провел всю летнюю пору. С наступлением осени 334 стратиг передвинулся к холмам Дардании 335 . Слышал он, что у так называемых Катаракт собрались силы аваров и что туда направляется с войском Апсих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010