Пауль Шпек утверждал, что повествование Феофилакта Симокатты об убийстве истинного Феодосия так же, как и рассказ о самозванце Лже-Феодосии, представляет собой фальсификацию, элемент придворной пропаганды Ираклия, который спустя многие годы после описываемых событий, мягко говоря, не был заинтересован в том, чтобы признавать факт спасения в Иране старшего сына Маврикия, являвшегося законным императором, и тем самым расписываться в собственной узурпации престола [Speck 1993: 175-254]. В частности, исследователь полагал, что после захвата Фокой Константинополя Маврикий действительно отправил своего сына Феодосия к Хосрову II просить о помощи (Theoph. Sim. VIII. 9. 11). Но легенда о перстне Маврикия, позднее присланном в Никею, где находился Феодосий, с приказом о его незамедлительном возвращении к отцу, была целиком придумана Феофилактом Симокаттой для обоснования ложного свидетельства о последующем убийстве наследника (Theoph. Sim. VIII. 9. 12; 11. 1). Точно так же Феофилакт будто бы придумал историю персидского вторжения в римские провинции в период правления Фоки (Theoph. Sim. VIII. 12. 10-11), а в действительности боевые действия между римлянами и персами начались только через несколько лет после переворота Ираклия в 610 году, что, по мнению исследователя, было связано с поддержкой Хосровом II неоспоримых прав Феодосия на римский престол. Правда, Пауль Шпек в своей критике текста Феофилакта Симокатты не учитывал сведения ни армянской, ни сирийской историографии. Как уже было отмечено, Псевдо-Себеос упоминает кампанию Аштата Йезтайяра в римской Армении в 606/607 годах и осаду персами Феодосиополя, в которой Лже-Феодосий принимал непосредственное участие, а автор «Хузистанской хроники» сообщает о коронации претендента в Ктесифоне несторианским католикосом Сабришо I, что по определению было несовместимо со статусом истинного Феодосия, провозглашенного римским августом отцом, императором Маврикием, еще 26 марта 590 года [PLRE 1992: 1293], к тому же являвшегося халкидонитом. Зачем римскому августу, провозглашенному таковым при жизни своего предшественника, было короноваться в персидской столице у епископа, который с точки зрения Эфесского собора 431 года являлся еретиком? Ответ на этот вопрос очевиден лишь в том случае, если признать, что претендент являлся самозванцем и к реальному сыну Маврикия не имел ни малейшего отношения. Что же касается легенды о перстне Маврикия, эта легенда могла быть отзвуком реальных событий, которые, по-видимому, отличались от версии Феофилакта лишь тем, что в действительности перстень Маврикия был отправлен Феодосию не отцом, а его убийцей Фокой уже после казни Маврикия, дабы спровоцировать возвращение наследника и создать условия для расправы над ним.

http://bogoslov.ru/article/6192254

При этом большинство деталей, сообщаемых проповедником, не находит параллелей ни в одном из этнографических экскурсов античных и византийских историков (например, Геродота), которые на протяжении столетий служили основным источником знаний византийцев о кочевых народах. Детали эти сводятся к следующему: – кочевники строго соблюдают данные ими клятвы, несмотря на то, что для скрепления этих клятв у них используются не символы христианской веры, а такие, по мнению проповедника, «смешные вещи», как «надутый воздухом мех, пучок травы и собака, которую пополам рассекают мечом» (πεφυσσημνος σκς κα χρτου παρηρτυμνος σφκελλος, κα κων ξφει διχοτομομενος); – только клятвы, но и простое «да» и «нет» служит у них нерушимым обязательством. В подтверждение этого Михаил приводит следующий пример: даровав жизнь чужеземцу, скиф вручает ему в качестве знака неприкосновенности стрелу; с такой стрелой того «все пропускают без всякого ущерба или злого умысла, как если бы тот пронесся над ними, восседая на этой стреле, подобно баснословному Абарису» 14 ; – скифы не берут приданого, а дают невесте брачный дар; – они «не верят крючкотворам, которые вплетают в свои грамоты кучу всяких житейских неурядиц и предположений: «если такой-то умрет бездетным”, „если случится то-то и то-то”»; – в целом, скифы гораздо лучше христиан соблюдают евангельские требования не собирать сокровищ на земле, не заботиться о еде и одежде ( Мф. 6, 19; 25 ): «И все эти заповеди скифы чтут, словно некое отеческое и природное наследие, и исполняют как само собой разумеющиеся; мы же, которым они предписаны и евангельским законом, отвернулись от них». Многие из утверждений афинского митрополита выглядят несколько необычными для византийской словесности того времени. Так, мнение о справедливости «скифов» и их верности данному слову само по себе не является новым (ср. например характеристику, данную Феофилактом Симокаттой Тавгасту как стране, где «законы справедливы и житие исполнено целомудрия» 15 ); однако его трудно признать общим местом византийской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

Императору больше не на что было рассчитывать в столице, и он решил бежать. Сложив императорский пурпур, он вместе с семьей и ближайшими слугами сел на корабль, который отправился через Мраморное море в Никомидию, но разразился шторм, и корабль с трудом причалил к пристани около города Пренета. Своего сына Феодосия он отправил к шаху Хосрову просить его о помощи против узурпатора. Тем временем Герман сделал попытку перехватить верховную власть и обратился к димарху прасинов Сергию содействовать провозглашению его императором, но, посовещавшись, прасины отказали ему в поддержке, потому что он был «слишком явно предан партии венетов» 591 . Константинополь был готов уже покориться предводителю мятежников Фоке. Чиновник из императорской канцелярии Феодор, перешедший на его сторону, выполняя его распоряжение, явился в собор Святой Софии и, поднявшись на амвон, призвал находившийся в храме народ собраться в загородном военном лагере в Евдоме. И там, в храме Иоанна Крестителя, Фока, уже облаченный в пурпур, «в насмешку решил заявить, что он хочет провозгласить императором Германа, но, – пишет Симокатта, – так как димы прославляли узурпатора и все страстно хотели перемены, это чудовище было провозглашено императором» 592 . На третий день он въехал в столицу и водворился в императорском дворце. Затем, по прошествии еще двух дней, он устроил триумфальный въезд в столицу своей жены Леонтии. И во время этой церемонии произошла стычка между димотами двух партий: прасинами и венетами. Чтобы усмирить враждующих, Фока послал в толпу своего клеврета Александра, который был из числа зачинщиков мятежа, и тот ударом кулака сбил с ног димарха венетов Косьму. Один из охваченных негодованием венетов крикнул: «Подите прочь; знай, что Маврикий еще не умер!» 593 . Вероятно, эти слова встревожили Фоку, напомнив ему о переменчивости настроений толпы и внушив ему тревогу за свою только что приобретенную власть. И он решил устранить Маврикия. Последовала кровавая развязка трагедии, о которой рассказал Феофилакт Симокатта: «Узурпатор, послав воинов на ту сторону пролива против столицы, где находился город Халкидон, убил Маврикия в гавани Евтропия. Тут на глазах государя были умерщвлены его сыновья… а он, со спокойствием и мудростью относясь к своим несчастьям, при всех их призывал Бога и часто восклицал: «Справедлив ты, Господи, и справедлив суд Твой». Когда кормилица скрыла одного из царских младенцев и – отдала в руки убийц своего грудного ребенка, то, как говорит достоверное предание, Маврикий открыл убийцам эту тайну и сказал о сокрытии ребенка, утверждая, что несправедливо сокрытием этого сына оскорблять святость смерти других детей. Так, – резюмирует свое повествование Симокатта, – государь расстался с жизнью, оказавшись выше законов природы» 594 . Тела убитых были брошены в воды пролива, а их отрубленные головы были выставлены для обозрения на столичном ипподроме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

322 . Исихий Иерусалимский . Слово на святую Пасху//ЖМП. – 1989. – 4. – С. 34–35. 323 . Исторические сказания инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте/Пер. с гр. Г Дестуниса. – СПб., 1858 [XIV в.]. 324 . История Армении Моисея Хоренского/Пер. Н. О. Эмина. – М.: Лазаревский Ин-т вост. языков, 1893. – XXXVI, 323 с. 325 . История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия/Под ред. О. К. Дрейера, сост. С. Я. Берзина, Л. Е. Куббель. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 1990. – 468 с., илл. [Косьма Инидикоплов. Христианская топография; Прокопий Кесарийский. О войне персидской; Иоанн Малала. Всемирная хроника; Иоанн Эфесский. Церковная история; Феофилакт Симокатта. Вселенская история; Феофан Исповедник . Хронография]. 326 . История Византии. – Ч. 1. Историки Византии. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 15385 с. (CD-ROM) [Агафий Миринейский, Анна Комнина, Византийский Аноноим (Герон Младший), Полоркетика, Генесий. Книга царств (Мятеж Фомы), Георгий Пахимер, Захария Митиленский, Иоанн Камениата, Иоанн Кин- нам, Иоанн Малала, Иордан, Комнин и Приск (Эпирская летопись XIVb.), Константин Багрянородный, Лев Диакон, Маврикий, Малые византийские истории, Михаил Дука, Михаил Пселл , Никита Хониат , Никифор Вриенний, Никифор Григора, Олимпиодор Фиванский, Павел Диакон, Патриарх Никифор, Продолжатель Феофана, Прокопий Кесарийский, Феодосий, Феофан Исповедник , Феофилакт Симокатта, Юстиниан (законы)]. 327 . История Византии. – Ч. 2. Исторические документы и исследования. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 11745 с. (CD-ROM) [Анонимный византийский хронограф XIV в.; византийские законы – Книга Эпарха, Георгий Гемист Плифон. Речь о рефомах, Земледельческий закон, Эклога, законы Льва VI, Романа I, Константина VII Багрянородного, Никифора Фоки, Василия II Болгаробой- ца, Андроника II Палеолога, письма Михаила Акомината; Византия и Русь в документах – договоры IX-X вв., Монемвасийская хроника о славянах и аварах; Геопоники; «История» Иоанна Кантакузина ; Патмосская рукопись X в.; Сирийские хроники о Византии; Краткая неопубликованная хроника о турках; Хроника анонимного монаха Псамафийского монатыря; учебная литература – АА. Васильев. Лекции по истории Византии, Ф. И. Успенский. История Византийской империи; Хронология Византийской империи].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

332 . Киприан (Керн) , архим. Патрология. Париж; М., 1996. Т. 1. 333 . Ковельман А. Б. Риторика в тени пирамид. Массовое сознание римского Египта. М., 1988. 334 . Козлов А. С. О понимании византийцами своего места во всемирной истории: (На материалах восточно-римской хронистики IV–VI вв.)//Византия: Кумуляция и трансляция культур. 335 . Козлов М., свящ. Примечания и комментарии//Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997. 336 . Кривов М. В. Λγος ες τ γιον βπτισμα Софрония Иерусалимского как источник по истории завоевания Палестины арабами//ВВ. 1980. Т. 41. 337 . Кривушин И. В. Евагрий Схоластик : закат церковно-историографического жанра//Средневековое Православие от прихода до патриархата/Под ред. Н. Д. Барабанова, И. О. Тюменцева. Волгоград, 1998. Вып. 2. 338 . Кривушин И. В. Евагрий Схоластик V. 24 и встреча историографических традиций//Историческая мысль и историография на рубеже античности и Средневековья. Материалы коллоквиума (Иваново, 29–30 марта 2000 г.). Иваново, 2000. 339 . Кривушин И. В. Евагрий Схоластик и античная историографическая традиция//АДСВ. 2001 Вып. 32. 340 . Кривушин И. В. Историческая концепция Феодорита Киррского //Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе/Отв. ред. И. В. Кривушин. Иваново, 1998. 341 . Кривушин И. В. История между порядком и хаосом. Концепция политических конфликтов Феофилакта Симокатты. Иваново, 1996. 342 . Кривушин И. В. Образ истории у Феофилакта Симокатты//Личность – идея – текст в культуре Средневековья и Возрождения. Сборник научных трудов в честь шестидесятипятилетия Нины Викторовны Ревякиной/Под ред. И. В. Кривушина и Е. С. Кривушиной. Иваново, 2001. 343 . Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб.: Алетейя, 1998. (Византийская библиотека). 344 . Кривушин И. В., Кривушина Е. С. Античная трагедия в церковной истории: Юстин Младший в и зображении Евагрия Схоластика //Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

68 Возможно, здесь некий отзвук из того библейского описания Моисея перед неопалимой купиной ( Быт. 3:5 ), когда Бог сказал ему: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». 70 Данный термин ( τ μαλκιον) обозначает небольшую корзину из пальмовых ветвей, которую монахи использовали для хранения пищи См.: Lampe С. W. H. Op. cit. Р. 825. 71 Что подразумевается здесь под «нуждой» ( τς νγκης), трудно сказать; возможно, имеется в виду внутренняя потребность взять словесное благословение у старца. 72 По характеристике Г. Острогорского. «Маврикий принадлежит к числу наиболее значительных византийских правителей» (Острогорский Г. История Византийского государства. М., 2011. С. 125). Он был свергнут узурпатором Фокой и убит 27 ноября 602 года. О его ужасной смерти повествует Феофилакт Симоката: «Узурпатор, послав воинов на ту сторону пролива, где находится город Халкидон, убил Маврикия в гавани Евтропия. Тут на глазах государя были умерщвлены его сыновья, а затем эти убийцы, наказав его сначала мечом природы – убийством детей, убили и самого Маврикия. А он, со спокойствием и мудростью относясь к своим несчастиям, при всех их призывал Бога и часто восклицал: “Праведен еси, Господи, и праведны судьбы Твои» [ Пс. 118:137 ]. Затем и сам он пал невинною жертвою, положив под удар меча свою голову, явив полученную свою смерть как бы эпитафией смерти своих детей и в огромности своего несчастия явив величие своей доблести. Когда кормилица скрыла одного из царских младенцев и отдала в руки убийц своего грудного ребенка, то, как говорит достоверное предание, Маврикий открыл убийцам эту тайну, утверждая, что несправедливо сокрытием этого сына оскорблять святость смерти других детей. Так государь расстался с жизнью, оказавшись выше законов природы» (Феофилакт Симоката. История. М., 1996. С. 225–226). Эта жестокая казнь Маврикия вызвала к жизни ряд преданий. См.: Кулаковский Ю. История Византии. T. II 518– 602 годы. СПб, 1996. С. 395–397. Одно из них запечатлелось и у преп. Анастасия (см. выше Вопрос 30). Но, как отмечает в своем комментарии А. Бинггели (Binggeli A. Op. cit. Р. 523 –525), только у хрониста Иоанна Антиохийского имеется указание на то, что казнь была совершена на ипподроме.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

7 декабря 574 г. в атриуме императорского дворца состоялось усыновление Тиберия Юстином и дарование ему титула цезаря. Церемония была совершена с участием патриарха Константинопольского Иоанна Схоластика в присутствии августы Софии, епископов, сановников, сенаторов и генералов. Император обратился к возводимому в достоинство цезаря Тиберию с речью, в которой, несмотря на то что он страдал уже душевной болезнью, из-за чего, собственно, и понадобился этот акт, он выказал и свой незаурядный ум, и государственную мудрость, и, что еще важнее, подлинное христианское смирение. Стилистика речи не дает оснований предполагать, что ее сочинили для императора другие, на ней лежит печать его личности, склада его ума и чувств. Эта речь сохранилась у разных историков – у Иоанна Эфесского, у Феофилакта Симокатты, Михаила Сирийца и у Феофана Исповедника – с разночтениями, не имеющими принципиального значения. В передаче Феофилакта Симокатты она такова: «Смотри, Бог тебя возвеличивает. Этот образ дает тебе Бог , а не я. Почти Его, как и ты Им почтен. Чти мать свою, некогда бывшую твоей владычицей (это об августе Софии. – В.Ц.); ты сам знаешь, что прежде ты был ее служителем, теперь же ты сын ее. Не радуйся пролитию крови, не будь участником убийств, не воздавай злом за зло, по вражде не будь подобен мне… Да не заставит тебя это одеяние возгордиться, как меня. Будь ко всем так же внимателен, как к самому себе. Помни, кем ты был, и кто ты сейчас. Не возносись в гордости, и ты не прегрешишь. Ты видишь, кем я был, кем я стал, и кто я теперь. Все здесь присутствующие – дети твои и слуги. Ты знаешь, что я возлюбил тебя выше души своей. В лице здесь присутствующих ты видишь всех людей своей империи. Обращай внимание на своих воинов. Не приближай к себе клеветников. Да не скажет тебе кто-нибудь, что твой предшественник поступал так же – говорю тебе наученный тем, что я сам испытал. Имеющие богатство пусть наслаждаются им; кто не имеет, того щедро одари» 507 . По характеристике Евагрия, который приводит лишь резюме этой речи, «она превзошла все, что рассказывали в древности и в недавние времена; ведь человеколюбивый Бог дал Юстину возможность исповедать свои грехи и показать то, что полезно для будущего блага государства» 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Весной 582 г. Тиберий вызвал к себе во дворец Маврикия и Германа, который, вероятно, был сыном убитого в Александрии Юстина. Вскоре после этого они оба были помолвлены с дочерьми императора – Константиной и Харитой. 5 августа оба зятя Тиберия были им возведены в сан цезарей. Несколько дней спустя император оказался в крайне тяжелом состоянии. По словам Феофилакта Симокатты, «его поразила болезнь черной желчи» 530 , то есть меланхолия. Феофан Исповедник пишет, что он отравился, «вкусив рыжих шелковичных ягод, красивых, но вредных» 531 , по версии Михаила Сирийца, он заболел дизентерией 532 . Если верить Иоанну Никиусскому, Тиберий, чувствуя приближение смерти, «повелел, чтобы его зять, по имени Герман, был возведен на императорский трон. А тот был прежде патрикием. Но по смиренности своего сердца он отказался стать императором» 533 . Во всяком случае, 13 августа, находясь на смертном одре в Евдемонском дворце, он вызвал туда цезаря Маврикия и в присутствии своей дочери Константины, а также новопоставленного патриарха Константинопольского святого Иоанна Постника , епископов, архимандритов, сановников и телохранителей провозгласил его августом, тем самым назначая его своим преемником и вручая ему бразды государственного правления. При этом он поручил квестору Иоанну произнести пространную речь от своего имени, которая в передаче Симокатты содержит в себе и такое наставление, обращенное к Маврикию: «Держи в узде разума произвол своей власти, с помощью философии, как рулем, управляй кораблем империи… Бойся думать, что ты превосходишь всех умом, если судьбою и счастьем ты поставлен выше всех. Стремись заслужить не страх, но расположение у своих подданных, льстивым речам предпочитай упреки: они лучший наставник жизни. Считай, что эта порфира – дешевая тряпка, которой ты обернут, а драгоценные камни твоего венца ничем не отличаются от камешков, лежащих на берегу моря» 534 . Четырнадцатого мая император Тиберий Флавий Константин скончался, а на следующий день его останки были погребены в храме Двенадцати Апостолов. «По всему городу, как волны моря, прошли великий плач и стенания» 535 . 20. Правление Маврикия

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

110. 295-321). Подробное описание состоявшейся в 582 г. церемонии бракосочетания имп. Маврикия дает Феофилакт Симокатта (Hist. I 10). Церемония проходила во дворце Дафна (часть Большого дворца в К-поле ) и началась с того, что Патриарх провел торжественное богослужение (вероятно, в дворцовой ц. св. Стефана), во время к-рого соединил руки новобрачных, повенчал их и причастил Св. Таин. Далее праздник продолжился в одной из зал дворца, где император снял перед всеми покров с лица супруги и была воспета брачная песнь (μναιον). Невестоводитель (νυμφγωγος) подал новобрачным кубок с вином, и начался пир. Во время пира, как отмечает Феофилакт, на молодоженов «не возлагались венки, так как новобрачные, не будучи простолюдинами» были уже повенчаны заранее (из чего следует, что в VI в. среди простых людей обряд венчания еще мог быть связан не с церковным чином, а с праздничной трапезой); празднества в честь имп. свадьбы продолжались 7 дней. Христос, венчающий имп. Романа и имп. Евдокию. Резная пластина. X или XI в. (Paris. BNF) Христос, венчающий имп. Романа и имп. Евдокию. Резная пластина. X или XI в. (Paris. BNF) В IX в. прп. Феодор Студит пишет о чине венчания как о само собой разумеющемся, при этом он цитирует «священную молитву венчания», текст к-рой совпадает с текстом доныне используемых молитв визант. чина венчания (совр. 3-я и 4-я); кроме того, прп. Феодор называет чин термином «μυσταγωγα» (что может указывать на соединение Б. с Евхаристией: визант. авторы часто называют литургию этим словом) и говорит о том, что чин содержит призывание Божественной благодати и поэтому не должен совершаться над второбрачными ( Theod. Stud. Ep. 22, 25, 28, 31, 50). Но несмотря на то что к VI в. церковный чин бракосочетания уже существовал, юридически обязательным (с т. зр. как гражданского, так и церковного права) он становится гораздо позже. В «Дигестах» имп. св. Юстиниана молитвы при заключении Б. не упоминаются (23. 2; 35. 1. 15). В «Эклоге» имп. Льва III и Константина V говорится о гражданском обручении (Titul.

http://pravenc.ru/text/153321.html

1299 κα τ Βασιλως προστγματα μεγαληγορ ν, πηνκα προστττοιτο βασιλικ ς μεγαλοφροσνης πξια. Б. Лейб предлагает иной перевод этого места: «Он хорошим стилем излагал декреты императора, когда ему это приказывали, и придавал им вид, достойный величия императора». В нашем же переводе учитывается исконное значение глагола μεγαληγορω – «славить», «хвалить» (у Б. Лейба: «il rédigeait en beau style»), который хорошо понятен в контексте. Ведь в дальнейшем Анна говорит, что речь Иоанна была свободна. По-видимому, Иоанн порицал декреты императора в том случае, если они «не были достойны величия императора». Вся фраза несомненно навеяна словами Феофилакта Симокатты (Theoph. Sim., Ι, 1, 3), характеризующего квестора императора Тиверия, Иоанна. Может быть, одинаковые имена героев вызвали у писательницы ассоциации с текстом Феофилакта. 1300 Т. е. Аристотель. 1301 Dölger, Regesten..., 1237 (1107 г.). 1302 По мнению Б. Лейба (Leib, Alexiade, III, р. 88), Псиллом Анна называет Кипселлы. Однако Кипселлы были расположены на левом берегу Марицы, и императорской чете, следовательно, не надо было переправляться через реку, чтобы достичь этого города. 1303 Ааронии – византийская фамилия, происходившая от Аарона, третьего сына последнего болгарского царя Ивана-Владислава. Шурин императора Исаака Комнина, Аарон занимал высокие посты в Византии. У Анны речь идет об Аароне – сыне или внуке сына Ивана-Владислава (Laurent, La prosopographie..., pp. 391–393). 1304 τ φμουσα. Это слово ( φαμσον) встречается из античных авторов у Диона Кассия, из византийских – у Цеца (см. Sophocles, Lexicon, II, s. v. φαμσον). 1305 Имеется в виду должность π τραπζης, обычно занимаемая евнухами. Стольники не только заведовали трапезами императора или императрицы; они вообще играли важную роль при дворе (Bury, The imperial administratiue system..., р. 126). 1306 В F лакуна (10 букв). 1307 Как справедливо замечает Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 360, n. 1), трудно провести грань между терминами «Алексиады» λοχαγς, συνταγματαρχς, ρχηγς.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010