Святой Мефодий неустанно боролся против иконоборческой ереси 27 июня. ПРАВМИР. Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, родился в Сицилии, в богатой семье. По призванию Божию, еще в молодости, ушел в монастырь на острове Хиос и обновил его на свои средства. В царствование иконоборца Льва Армянина (813-820) святой Мефодий занимал высокую должность апокрисиария при святейшем Патриархе Никифоре. Был послан патриархом в Рим с поручением к папе и задержался там. В это время Лев Армянин сверг святителя Никифора с престола и возвел на него иконоборца Феодота Мелиссинского, по прозванию Касситер. После смерти Льва Армянина святой Мефодий возвратился и в сане пресвитера неустанно боролся против иконоборческой ереси. Император Михаил Косноязычный вначале показывал себя милостивым и освободил многих заключенных его предшественником за почитание икон, но после возобновил гонение на Православие. Святой Мефодий был заключен в темницу в Акрите. После смерти Михаила Косноязычного воцарился сын его Феофил, также иконоборец. Более образованный, чем его отец, он освободил святого Мефодия, как человека ученого, превосходно сведущего в делах не только церковных, но и гражданских. Получив свободу, святой Мефодий возобновил борьбу с еретиками; император некоторое время терпел. После поражения в войне против арабов Феофил обрушил свой гнев на святого Мефодия, говоря, что Бог покарал его за то, что он приблизил к себе «идолопоклонника» (так иконоборцы называли почитателей святых икон). Святой Мефодий возразил, что Господь прогневался на него за поругание Своей святой иконы. Святого предали истязаниям, ему нанесли множество ударов по щекам, отчего челюсть его была раздроблена. На его лице остался безобразный шрам. Святой Мефодий был сослан на остров Антигон и вместе с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере. В мрачной темнице, куда не проникал солнечный свет, святой Мефодий томился 7 лет до смерти императора Феофила. В то время, изгоняемые в заточение святые иноки-исповедники Феодор и Феофан Начертанные (память 27 декабря) послали святому Мефодию приветствие в стихах, узник тоже ответил стихотворным приветствием.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как победить гордыню и приобрести смирение? Сзади – Христа ради. Русская пословица. Приучи язык свой говорить: «прости» – и смирение низойдет на тебя. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Для подавления самомнения навыкайте, главное, все доброе относить к Господу, как к причине… и Его благодарить… Это – начало смирения. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Смиренномудрие – есть порождение ведения, а ведение – есть порождение искушений. Преподобный Петр Дамаскин (VIII век). Если кто не будет шествовать прямым путем, каким шествовали святые, т. е. путем обесчещения, неправедных укоров и мужественного их претерпевания, тот не преуспеет. Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560). Чем ты злонравнее, тем менее отрицайся от злострадания, дабы, смирен быв им, изрыгнул ты гордость. Преподобный Максим Исповедник († 662). Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся, ни когда ведешь беседу, ни когда поешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братиями, слова твои да будут безыскусственны. Преподобный Антоний Великий (251–355). Против гордости – воспоминание о грехах своих, память смирения Христова, вменять себя худша всех, помнить, что гордым Бог противится ( 1Петр. 5:5 ). Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Гордых сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми и считать себя хуже всех. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Будем оказывать уважение не одним только высшим нас или равным с нами; это не было бы смиренномудрие; ибо, когда кто делает необходимо-должное, то это уже не смиренномудрие, но долг. Истинное смиренномудрие в том, когда мы уступаем тем, кто считается хуже нас. Впрочем, если мы будем рассудительны, то не будем никого и считать ниже нас, но всем людям станем отдавать преимущество пред собою.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О воздержании в браке Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим… Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие. ( 1Кор. 7:5, 29 ). Если некоторые находили в браке препятствие к добродетели, то пусть они знают, что не брак служит препятствием к добродетели, а воля, злоупотребляющая браком, подобно тому, как не вино производит пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление. Пользуйся браком умеренно, и ты будешь первым в Царствии Небесном и удостоишься всех благ. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Чувство мужчины к женщине и женщины к мужчине – естественно. Но его всегда можно держать в пределах таких, в которых оно не будет колебать добрых решений воли. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Справедливо сказано, что человек оставляет отца и матерь, как забывающий внезапно обо всем в то время, когда он, соединившись с женою объятиями любви, делается участником плодотворения, предоставляя Божественному Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом. Итак, если и теперь Бог образует человека, то не дерзко ли отвращаться деторождения, которое не стыдится совершать сам Вседержитель Своими чистыми руками? Свщмч. Мефодий, еп. Патарский († 312). Зло есть погрешительное суждение о познанных вещах, сопровождаемое неправильным их употреблением. Так, целью совокупления является деторождение. Но кто при совокуплении наслаждается лишь сластью похотной, тот недоброе почитает добрым... И такой, совокупляясь с женой, злоупотребляет им. Преподобный Максим Исповедник († 662). Неумеренное сладострастие препятствует всякому душевному благоустройству, возбуждая к ссорам. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности; за что и наказываетесь болезнями жены.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) (31.12.1872–19.02.1940) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Письма Проповеди и слова Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский Ректор СПбДА (1909-10), духовник царской семьи. Богослов, аскет, проповедник, обличитель модернизма в православии. Биография Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года под Петербургом, в с. Подмошье, Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей. Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» ( Пс.33:9 ), вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии. Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского , который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии. Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории. В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Владыка Феофан (Ким): первый епископ-кореец На заседании зимней сессии, которое прошло в Москве 5-6 октября, Священный Синод постановил возвести игумена Феофана (Кима) в сан епископа Кызыльского и Тывинского. Новый владыка — этнический кореец — долгое время служил в Пхеньяне в Северной Корее. Читайте его рассказ о пути к вере, о православии в Корее. 7 октября, 2011 На заседании зимней сессии, которое прошло в Москве 5-6 октября, Священный Синод постановил возвести игумена Феофана (Кима) в сан епископа Кызыльского и Тывинского. Новый владыка — этнический кореец — долгое время служил в Пхеньяне в Северной Корее. Читайте его рассказ о пути к вере, о православии в Корее. На заседании зимней сессии, которое прошло в Москве 5-6 октября, Священный Синод постановил возвести игумена Феофана (Кима) в сан епископа Кызыльского и Тывинского. Новый владыка — этнический кореец — долгое время служил в Пхеньяне в Северной Корее. Публикуем интервью с ним, впервые опубликованное «Новосибирским епархиальным вестником» в 2006 году . Игумен Феофан (Ким) Игумен Феофан (Ким) (Ким Алексей Илларионович). Родился 19 января 1976 года в г. Южно-Сахалинске. В 1993 году окончил Восточный лицей г. Южно-Сахалинска. В 1997 году окончил Южно-Сахалинский филиал Московского Коммерческого Университета. В 2000 году окончил Смоленскую Духовную Семинарию. В 2010 г. окончил Московскую Духовную Академию. С 1995 года нес клиросное послушание в храме святителя Иннокентия г. Южно-Сахалинска, затем в Воскресенском кафедральном соборе г. Южно-Сахалинска. 14 августа 1997 года епископом Южно-Сахалиснким и Курильским Ионафаном был пострижен в монашество с наречением имени Феофан в честь святого преподобного Феофана Исповедника, епископа Никейского. 17 августа 1997 года Преосвященным епископом Ионафаном был рукоположен в сан иеродиакона. 19 августа 1997 года Преосвященным епископом Ионафаном был рукоположен в сан иеромонаха. С 1997 по 1998 год являлся священником Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска, одновременно исполняя обязанности регента соборного хора и редактора епархиальной газеты. С 1998 по 1999 год проходил служение в Смоленском кафедральном соборе, одновременно обучаясь в Смоленской духовной семинарии. С 2000 г. — клирик Абаканской и Кызыльской епархии.

http://pravmir.ru/vladyka-feofan-kim-per...

иеромонах Феофан (Адаменко) ( 1885–20.11.1937) Литургика иеромонах Феофан (Адаменко) Миссионер, автор переводов богослужебных текстов на литературный русский язык. Биография Родился в семье бедного казака. По рекомендации священника храма его родной станицы уехал в Одессу, где работал книгоношей (торговцем церковной литературой) при епархии. Получил образование на епархиальных курсах противосектантских миссионеров, жил на подворье Афонского Андреевского монастыря. С 1916 — диакон, затем — священник. В 1917 был переведён в Екатеринодар, быстро получил известность как хороший проповедник, старался мирить казаков с «иногородними» (жителями Кубани, не имевшими казачьего статуса). За свою активность во время гражданской войны подвергался гонениям со стороны как белых, так и красных властей. После гражданской войны служил в Ильинской церкви Нижнего Новгорода, где пользовался поддержкой епархиального архиерея, митрополита Сергия (Страгородского). В книге игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия» (Т. 1. Тверь, 1992) приводится следующая характеристика его деятельности: «В храме у о. Василия все было подчинено строгому благочестию, в алтаре были запрещены все разговоры, из алтаря и ризницы убраны все зеркала, которых он не только в храме, но и в доме не держал. Он был очень нестяжателен и не брал за требы денег. Его духовные чада строго постились в установленные церковным уставом дни, и часто он благословлял кого-нибудь из молодежи проповедовать в храме. В 1924 году жена о. Василия, не выдержав аскетического уклада его жизни, ушла, и он принял монашество с именем Феофан». В храме о. Василия был упразднён хор, а на богослужениях пели все прихожане. Священник поощрял частое причащение, привлёк в храм много молодых людей, составивших православную общину. Основной особенностью прихода был русификация богослужения. Ещё в 1908 о. Василий высказывал идею перевода православного богослужения на русский язык. Позднее он издал в Нижнем Новгороде «Служебник на русском языке» (1924), содержащий, в частности, чинопоследования трех литургий, «Порядок всенощного богослужения на русском языке» (1925), Требник, «Сборник церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке» (1926; переиздано в Париже издательством ИМКА, 1989). Кроме того, значительная часть текстов осталась в рукописях. Его переводческая деятельность получила одобрение специалиста по литургике профессора Михаила Скабаллановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Духовник, вселявший в нас жизнь Архиереи об архимандрите Арсении Папачоке HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Духовник, вселявший в нас жизнь Архиереи об архимандрите Арсении Папачоке «Бог не любит плаксивых. Бог несет на Своих объятьях только борющихся», — часто говаривал батюшка тем, кто приходил к нему с разбитым сердцем, в слезах, и внушал, что кроме креста нам нужен еще и меч, что кроме чёток нужна и отвага исповедников, ибо смирение велико, оно приводит к Богу и служит мерилом нашего духовного состояния, но велика и отвага исповедников. Недавно преселился на небеса отец Арсений (Папачок), чтобы встретиться там со Христом. Многие верующие провожали его в последний путь жизни сей, бывшей для него очень нелегкой. Тюрьмы, отшельничество в пустыне, затем всецелая предоставленность десяткам, а порой и сотням людей, каждый день спешивших к нему. Нелегко наставлять людей и выслушивать их скорби, ведь хороший духовник перекладывает на свои плечи, по меньшей мере, часть их бремени. Отец Арсений вбирал в свою душу боль людей, посещавших его, и вселял во всех новую жизнь, отвагу и надежду. Собственную свою жизнь он непрестанно обновлял молитвой, смирением и особенно тем, что глубоко переживал присутствие Бога в своем сердце. Его светлый облик и любящая душа описаны в воспоминаниях четырех митрополитов Румынской Православной Церкви. Высокопреосвященный Феофан, митрополит Молдовы и Буковины Об отце Арсении как духовнике, ведь он был духовник по преимуществу, можно говорить бесконечно. Думаю, каждый, кто побывал в келье батюшки, может, прежде всего, свидетельствовать о том, что с души будто снимался камень, тяготивший ее, — он исчезал за считанные минуты после встречи с батюшкой. «Бог не любит плаксивых. Бог несет на Своих объятьях только борющихся», — часто говаривал батюшка тем, кто приходил к нему с разбитым сердцем, в слезах, и внушал, что кроме креста нам нужен еще и меч, что кроме чёток нужна и отвага исповедников, ибо смирение велико, оно приводит к Богу и служит мерилом нашего духовного состояния, но велика и отвага исповедников. Сила смирения вместе с силой исповедничества наделяют человека силой Креста и силой победы и Воскресения. Этот боевой настрой батюшка вселял в сердце каждого, потому что, говорил он, «Бог тебя создал, Бог тебя возродил Своей Кровью, и Бог спасает тебя в каждую минуту. Будь же борцом!»

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

12-е Преп. Феофана исповедника, игумена Сигрианского Уроженец Константинополя, служивший в императорской гвардии, он по воле императора Льва Хазара вступил в супружество, но в первый же день брака взял с жены слово хранить целомудрие. По смерти Льва (780 г.) отослал супругу в монастырь на остров Питий (один из Принцевых), а сам в Полихрониевом монастыре, на берегу Мраморного моря, прилежал молитве, чтению и списыванию книг. Потом на своё иждивение устроил два монастыря, из коих в одном, на горе Сигрианской, верстах в 20 от Кизика, был и игуменом. Император Лев Армянин лаской и угрозами требовал от него согласия с решением нечестивого собора (в апреле 815 года), на коем преданы анафеме почитающие св. иконы и повелено уничтожать изображения священные. Феофан отвечал письменно, как исповедник православия, – и тогда монастырь его предали огню, самого его держали в темнице два года и, наконец, заточили на остров Самофракию, где он скоро и скончался (818 г.). – Преподобный Феофан оставил после себя хронографию, Церковную Летопись с 285 по 813 год, замечательную богатством содержания. Св. Григория Двоеслова, папы Римского Св. Григорий Великий , Двоеслов (собеседник, беседователь), названный так за своё сочинение – «Беседы или диалоги о жизни и чудесах Италийских святых», – родился в Риме, около половины VΙ стол., происходил из рода, славного не только знатностью, но и благочестием; дедом его был святой папа Феликс; мать его Сильвия и тётки Тарсилла и Емилиана причислены также Римской Церковью к лику святых. На мирской службе Григорий, в молодых ещё летах, занимал должности префекта и сенатора, но чувствуя расположение к иночеству, он, по смерти своих родителей, употребил всё богатое после них наследство на устройство больниц, странноприимных домов и монастырей, в один из которых, во имя св. Апостола Андрея Первозванного, «променяв свои палаты на тесную келью», поступил и сам. В 577 г. Григорий был посвящён в диакона-регионария; потом, в качестве папского нунция (посла), был послан по церковным делам в Константинополь, по возвращении откуда был избран Римским папой – в 590 г. Это совершилось против воли смиренного Григория, который почитал и называл себя «рабом рабов», тяготился светской властью и употребил все зависящие от него средства, чтобы уклониться от неё, но, облечённый ею, он усердно, хотя и постоянно больной, предался исполнению своих пастырских обязанностей. – Главной заботой папы Григория было распространение и объяснение слова Божия; многих еретиков он обратил к правоверию; содействовал к утверждению веры и в отдалённой Британии (Англии), послав туда в 597 г. проповедников под начальством монаха Бенедиктинского чина Августина, который убедил принять св. крещение самого короля Этельберта, что окончательно содействовало распространению христианской веры по всей стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Календарь Материалы 30 мая 2012 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Начавшись в Москве, акция, посвященная подвигу новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV–XX века, получила свое продолжение в Казахстане – в таком крупном многонациональном, многоконфессиональном и культурном центре, как Алматы: здесь на сцене Казахской государственной филармонии им. Жамбыла состоялся концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи». [Документы истории] Федор Гайда Римская церковь, объявив себя Вселенской, вооружалась монопольным правом на политическую и духовную власть, богослужение и образование. Власть, создаваемая как бы для спасения мира, ставила спасение каждого человека в зависимость от признания самой этой власти. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Когда 17 мая 1544 года строительство церкви было закончено, Феофан, тяжко болевший последние десять месяцев, велел перенести его туда, чтобы собственными глазами увидеть результаты своих трудов. Он восславил Господа, благословил братию и строителей, затем возвратился в келью и стал готовиться к смерти. Когда монахи пели отходной канон, в небе засияла яркая звезда, а как только святой Феофан предал Богу душу, звезда исчезла. [Встреча с Православием/Православная библиотека] По существу без промыслительной помощи Божией человек вообще не может сделать ничего доброго. Можно сказать, что причиной большего или меньшего дара является предуведанный Богом ответ человека на действие благодати. Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.

http://pravoslavie.ru/archive/120530

     В день празднования святой великомучениц Евфимии, исправительную колонию УФСИН России по Тульской области посетили монахи Сретенского монастыря: иеромонах Лука (Ауле), иеромонах Игнатий (Шестаков), иеродиакон Феофан (Бортников) и народный артист Дмитрий Певцов, приехавший в колонию в свой первый за два месяца выходной…      Иерей Александр Кирюшкин, окормляющий колонию, вместе с иеромонахом Лукой отслужил Божественную литургию, за которой причастилось более 40 человек заключённых, членов общины колонийского храма прп. Максима Исповедника. За богослужением с прихожанами храма молился и Дмитрий Певцов, позже выступивший с концертной программой в клубе колонии.      Встреча с народным артистом состоялась благодаря давней дружбе, которая сложилась между насельниками Сретенского монастыря и колонийской общиной храма прп. Максима Исповедника ИК-1. В клубе во время выступления артиста просто не было свободного места, пришли не только заключённые, но и сотрудники учреждения, чтобы посмотреть на человека, которого в 1990-х годах называли кумиром молодежи. Каждая песня сопровождалась бурными аплодисментами. Дмитрием были исполнены песни Владимира Высоцкого, Андрея Вертузаева и песня «Романс морских офицеров» из спектакля «Юнона и Авось», где артист исполняет главную роль.      После окончания концерта Дмитрий в неформальной обстановке, за чашкой чая, пообщался с прихожанами тюремного храма и ответил на их вопросы. Заключённые узнали, что Дмитрий глубоко верующий человек, посещает Сретенский монастырь вместе со своей женой - актрисой Ольгой Дроздовой.      Дмитрий рассказал, что является не только артистом театра Ленком, но и выступает как певец со стрит-рок-группой «КарТуш» под руководством Андрея Вертузаева. Более часа продолжался разговор осуждённых с артистом и с монахами Сретенского монастыря. Затем всем гостям заключённые подарили подарки - раскладные аналои и резные иконы, изготовленные в православном трудовом реабилитационном центре при общине храма прп. Максима Исповедника.

http://pravoslavie.ru/75062.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010