Преполовение Преполовение Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начало его нельзя видеть в установлениях апостольских правил (37) и собора антиохийского (20) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена св. Иоанна Златоуста он является существующим и установленным Церковью . В V веке Анатолий константинопольский, в VII преподобный Андрей критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX преподобный Феофан исповедник – воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь Церковь восхваляет Господа в Преполовение Пятидесятницы. Праздник этот посвящен воспоминанию учения Иисуса Христа в преполовение ветхозаветного праздника кущей ( Иоан. 7:14–36 ). Последний, восьмой, день этого праздника сопровождался замечательнейшим обрядом. При бесчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуйя, то есть шесть псалмов (112–117). От божественного учения Господа преполовение сделалось праздником для Церкви Христовой. Однако ни в Церкви восточной, ни в древней русской этот праздник, надо полагать, не имел никаких особенностей, которые бы выделяли его из ряда других церковных праздников. Праздничные службы этого дня совершались с отличиями, свойственными всем средним праздникам: «В среду Преполовения вечер и утро благовест и звон с реутом, а поют по уставу, на 9 песни благовест в реут же немного. В Преполовениев день на литургии задостойник Чужде матерем, и на отдание той же, а до отдания святейший (патриарх) петь не указал». Так было в Москве до начала XVII века. В самом начале этого века ко дню Преполовения были присвоены воспоминания из русской жизни и приурочены молитвословия, отвечавшие тогдашним потребностям. Начало XVII века было временем тяжелых испытаний для Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления Доклад архиепископа Феофана Полтавского (1874-1940) был написан им во второй половине 20-х годов и содержит в себе опровержение учения митр. Антония (Храповицкого). Публикуемый текст Доклада значительно отличается от того сокращенного варианта, который дважды публиковался: Русским Валаамским обществом и в 1997 г. обществом св. Василия Великого. Центральной темой Доклада является учение митр. Антония о едином естестве человеческом, разбору которого посвящена первая глава. Архиепископ Феофан на основании прп. Максима Исповедника и других отцов Церкви доказывает, что в богословии единое естество человеческое может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности: " В отношении же к неделимым тварного естества, и в частности к людям, понятие " единого " берется в смысле безусловного единства только отвлеченно, поскольку всякое понятие рода или вида одно. В применении же к действительности оно указывает лишь на одинаковость природы всех неделимых данного рода " . А это значит, что невозможно и коллективное Богообщение, которое проповедуют как протестанты (и " восточного обряда " , как о. Александр Шмеман), так и православные, как о. Иустин (Попович). Эта тема отсутствует в уже опубликованных вариантах Доклада, тогда как " Жизнеописание митр. Антония " (архиеп. Никон (Рклицкий), Нью-Йорк, 1961. Т. 8) свидетельствует, что именно с опровержения этого учения начинался оригинальный текст Доклада архиепископа Феофана Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Другой по важности темой, мало затронутой прежними публикациями, является ошибочное учение митр. Антония о первородном грехе. Введение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

Санкт-Петербург. Собор Троицы Живоначальной. Троице-Петровский Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение Ништадтского мира, когда Петру был поднесен титул Императора. Здесь, в свой праздник, собирались поначалу андреевские кавалеры и произносил проповеди архиепископ Феофан (Прокопович). Здесь же отпевали казненного в 1718 царевича Алексея. По своему рангу собор до революции занимал в городе место сразу после Исаакиевского. С основания новой столицы прошло всего четыре с половиной месяца, когда был дан указ о закладке „в знак благодарения Триединому Божеству“ церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости. В апреле 1709 указ пришлось повторить, и 10 июля 1711 небольшая деревянная постройка была, наконец, освящена. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной. Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли „Господи, помилуй“. В 1721 в память о битве при Лесной был пристроен придел прп. Харитона Исповедника, где поставили походную церковь Петра, позже переданную в приписной Николо-Труниловский храм. В 1727 в Харитоньевский придел из упраздненного храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском. В январе 1732 последовал указ о возведении каменного храма, ибо „оная церковь совершенно обветшала... и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают“, отчего пришлось даже разобрать колокольню. Хотя М. Г. Земцов и П. М. Еропкин соответствующие проекты составили, до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец. Службы с 1739 стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии.

http://sobory.ru/article/?object=34865

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Мюнхена Москва, 1 декабря 2008 г. 30 ноября в Неделю 24-ю по Пятидесятнице Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении архиереев и духовенства Московского Патриархата, Сербской и Русской Зарубежной Церкви совершил Божественную литургию в мюнхенском кафедральном соборе в честь Новомучеников и исповедников Российских. Святейшему Патриарху Алексию, находящемуся в это время на отдыхе и лечении в Германии, сослужили настоятель собора архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ), епископ Штутгартский Агапит (РПЦЗ), представитель Сербской Православной Церкви епископ Западноевропейский Константин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Клинский Лонгин и епископ Венский и Австрийский Иларион. На богослужении присутствовали представители Католической Церкви в Германии и Лютеранской Церкви, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . После Литургии настоятель собора епископ Марк обратился к Святейшему Патриарху со словом, в котором напомнил, что в прошлом году, когда Его Святейшество совершал богослужение в соборе, он передал в дар собору Корсунскую икону Божией Матери, теперь эта икона пребывает в храме, и буквально несколько дней назад для нее был закончен резной киот. В дар Святейшему Патриарху Алексию была преподнесена Патриаршая мантия, струи которой вышиты сестрами мюнхенского монастыря. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви поблагодарил владыку настоятеля и сказал, что он находится в Германии в связи с прохождением курса лечения, но несмотря на это он принял решение совершить Литургию вместе с паствой Германской епархии. Также Святейший Владыка отметил, что в этот день исполняется 28 лет архиерейской хиротонии Преосвященного архиепископа Марка, окормляющего верующих Германии и Великобритании. Патриарх особенно подчеркнул труды владыки, во многом благодаря которым стало возможно воссоединение Русской Православной Церкви. На молитвенную память Святейший Патриарх подарил владыке Марку панагию с памятной надписью.

http://pravoslavie.ru/28475.html

Скачать epub pdf Библиография 514 Источники Армянская география – Армянская география VII века по Р. X. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)/Текст, перевод и примечания издал К. П. Патканов. СПб., 1877. Баладзори. Книга завоевания – Из сочинения Баладзори «Книга завоевания стран»/Пер. П. К. Жузе. – В кн.: Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927, вып. III. Гевонд. История – История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века/Пер. К. Патканьян. СПб., 1862. Ибн-ал-Асир. Тарих ал-Камиль – Материалы по истории Азербайджана из Тарих-ал-Камиль (полного свода истории) Ибн-ал-Асира/Пер. проф. П. Жузе. Баку, 1940. Каганкатваци. История – История агван Моисея Каганкатваци. СПб., 1861. Летопись [византийца] Феофана [от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/В пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского ; С предисл. О. М. Бодянского. М., 1887]. Никифора [патриарха константинопольского] Краткая история [со времени после царствования Маврикия/Перевод Е. Э. Липшиц. – ВВ, III (1950), с. 349–387]. Обращение Грузии – Обращение Грузии (в христианство )/Пер. Е. С. Такайшвили.– СМОМПК, вып. XXVIII (1900), с. 1–48. Себеос. История – История епископа Себеоса/Пер. Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. Скржинская. Иордан – Иордан. О происхождении и деяниях готов/Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. М., 1960. Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах/Перевод, введение и примечания М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. Agach. Hist. – Agathiae Myrinae Historiarum libri quinque/Rec. R. Keydell. Berolini, 1967. Bilderstreit [und Arabersturm in Byzanz. Das 8. Jahrhundert (717–813) aus der Weltchronik des Theophanes/Übersetzt, eingeleitet und erklärt von L. Breyer. Graz-Wien-Köln, 1957] Cedr. – Skyl. Compend. – Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae Compendium historiaruni/Ope ab I. Bekkero. Bonnae, 1838, v. I. Chron. brevis – Chronographia brevis ex cod. Coislin. CXCIII, fol. 242 v . – In: Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica/Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1880, p. 218–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Скачать epub pdf Летопись от диоклетиана до царей Михаила и сына его, Феофилакта от сотворения мира 5777, от Р. Х. 277. 2 Царствования Римского императора Диоклетиана 1-й год, Персидского царя Вараха 15, Римского епископа Гайя 7, Иерусалимского Гименея 13, Александрийского Феона 11, Антиохийского Тиранна 2. л. м. 5780, Р. Х. 280. Первый год правления Варана, царя Персидского. В это время Диоклетиан, на четвертом году своего царствования, провозгласил товарищем своим Максимиана Геркулия. л. м. 5781, Р. Х. 281. Первый год правления Нарса, царя Персидского. В сем году Диоклетиан и Максимиан Геркулий срыли до основания Овузирис и коптские городища в Фивах Египетских, за отложение их от Римской империи. л. м. 5785, Р. Х. 285. В сем году Диоклетиан и Максимиан Геркулий избрали в кесари Констанция и Максимиана Галерия. Диоклетиан выдал дочь свою за Галерия, а Максимиан Геркулий дочь свою, Феодору, за Констанция; хотя тот и другой имели уже жен, но оба развелись с ними, ради угождения царям. л. м. 5786, Р. Х. 286. Первый год епископства Маркелла в Риме и св. мученика Петра, епископа Александрийского. В сем году Александрия и Египет возбуждены были Ахиллесом к возмущению, но не устояли против наступления римлян, причем многие погибли и виновные наказаны. л. м. 5787, Р. Х. 287. В сем году Диоклетиан и Максимиан Геркулий воздвигли великое и страшное гонение на христиан, произвели многие тьмы мучеников, вымышляя неслыханные роды мучений и причиняя великие бедствия: об этом читатель может узнать из восьмикнижия 3 церковной истории Евсевия Памфилий ского. л. м. 5788, Р. Х. 288. Первый год епископства Евсевия в Риме. В сем году Максимиан Геркулий истребил одним походом Амонда и Элиана, возмутившихся было в Галлиях. Тогда же поднялся Красс, занял Британию, пятеро Генцианов захватили Африку, а Ахиллес овладел Египтом. Красс владел Британиею три года, но префект Асклипиод истребил его в Галлиях. Между тем случилось с кесарем Констанцием, сверх всякого чаяния, следующая изменчивость судьбы: в продолжении шести часов в один и тот же день видели его и побежденным и победителем; именно: сначала аланы бурным потоком напали на войско Констанция и гнали его до самых стен города; сам он сзади следовал за бегущим войском; ворота были заперты и ему невозможно было войти внутрь стен; уже враги простерли руки схватить его. Как вдруг с одной стены спустили веревки, на которых и подняли его. Очутившись на стенах, он ободрил войско, вышел против алан и одержал над ними блистательную победу. Так что шесть тысяч положил их на месте. Максимиан Геркулий в то же время в Африке одолел пятерых Генцианов, а в Александрии Диоклетиан поразил Ахиллеса. При Диоклетиане находился и Константин, сын Констанция, который уже в ранней молодости отличался своим мужеством. Видя это, Диоклетиан позавидовал ему и хотел было коварным образом истребить его, но Бог чудесно спас его и возвратил отцу невредимым. л. м. 5789, Р. Х. 289.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Скачать epub pdf Предисловие переводчика Феодор Анагност ( Θεοδρος ναγνστος, Theodorus Lector) – ранневизантийский автор первой половины VI столетия. Своё прозвище («Анагност», т. е. «Чтец») получил в силу того, что был чтецом в Церкви святой Софии в Константинополе. Известно, что он на основе сочинений Сократа Схоластика , Созомена и Феодорита Кирского составил Компендиум церковной истории, так называемую «Трёхчастную историю» (Historia Tripartita). Его собственная «Церковная история», служащая продолжение Компендиума, сохранилась, к сожалению, только в кратких извлечениях. Она делилась на две книги и охватывала события приблизительно 70-летнего периода от смерти императора Феодосия II (450 г.) и до коронации императора Юстина (518 г.). Извлечения из «Церковной истории» дошли до нас в двух рукописях: оксфордский codex Barroniacus и парижский codex Regius. Составление извлечений приписано средневековому византийскому историю Никифору Каллисту (XIII-XIV вв.), однако в настоящее время исследователи подвергают сомнению это утверждение. Предположительно, извлечениями из сочинения Феодора Анагноста пользовался уже Феофан Исповедник (VIII-IX вв.) для составления своей «Хронографии». Несколько небольших, но ценных фрагментов феодоровской «Церковной истории» сохранилось в сочинении Иоанна Дамаскина (VII-VIII вв.) «Об иконах», в «Деяниях» Седьмого Вселенского собора (787 г.) и в Свиде (X в.). По сохранившимся извлечениям видно, что Феодор Анагност написал своё сочинение с прохалкедонских и антианстасьевских позиций. При издании извлечений их принято делить на 102 параграфа: 37 для первой книги и 65 для второй. Однако, очевидно, что извлечения из второй книги ограничены 1–37 параграфами, остальные (38–59 и 60–65, соответственно, образующие «Дополнение первое» и «Дополнение второе») представляют извлечения из сочинений какого-то другого автора (или авторов). «Дополнение первое» (параграфы 38–59) – это пересказ некой «Церковной истории», написанной с проанастасьевских позиций. Возможно, это выдержки из недошедшего сочинения Иоанна Диакриномена (VI в.). На это указывает, в частности, совпадение сообщения параграфа 31 (из 2 книги), где Феодор Анагност ссылается на Иоанна, и сообщения параграфа 59 (из «Первого Дополнения»). Однако окончательно принятию этого предположение препятствует указание патриарха Фотия (IX в.), отождествлявшего Иоанна Диакриномена с Иоанном Эгейский, о том, что его сочинение было доведено до времён императора Зенона и северианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как излечиться от тщеславия? Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. ( 1Кор. 4:5 ). Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. ( 2Кор. 10:17–18 ). Люди хвалят, не захвалят; люди хулят, не захулят; ветры веют, не развеют; солнце сушит, не засушит; дожди мочат, не размочат. Русская пословица. Как избежать страсти человекоугодия и удивления похвалам человеческим? Имей несомненную уверенность в присутствии Божием, неразвлекаемую заботливость о благоугождении Богу. Святитель Василий Великий (330–379). Тщеславие истребляется укрывательством добрых дел. Преподобный Фалассий (VII век). Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои. Преподобный Макарий Великий (IV век). Если можете, сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте, но действуйте просто… Приучайте себя всячески к тому, чтоб больше радоваться, когда с вами презрительно обходятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете, и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Не малый подвиг отстать от тщеславия. Средство для освобождения от него есть тайное творение добродетелей и частая молитва, а признак освобождения – незлобие против злословившего или злословящего. Преподобный Максим Исповедник († 662). Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. Всевозможно старайся о том, чтоб славился (чрез тебя) Отец твой, Иже есть на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Том 1 Том 3 Том 4 Том 5 Содержание Предисловие От составителя Часть I. Славяне и народы Восточной Европы Евсевий Кесарийский Филосторгий Евнапий Сардский Сократ Схоластик Приск Панийский Малх Филадельфийский Олимпиодор Фиванский Петр Патрикий Магистр Прокопий Кесарийский Маврикий Феофилакт Симокатта Феофан Исповедник Часть II. Русь и народы Восточной Европы Житие Георгия Амастридского Фотий Никита Давид Пафлагон Константин Багрянородный Воинский трактат Хв Продолжатель Феофана Псевдо-Симеон Малые (краткие) хроники Иоанн Геометр (Кириот) Лев Диакон Иоанн Скилица Михаил Пселл Кекавмен Список Епископий (Notitiae Episcopatum) Иоанн Киннам Никита Хониат Георгий Акрополит Библиография и сокращения Этногеографический указатель Указатель личных имен     Предисловие Ведущиеся в нашей стране в последние 30 лет интенсивные исследования иностранных источников по истории Древней Руси показывают, что разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о Восточной Европе и Руси в зарубежных памятниках письменности делают их ценнейшим источником сведений о древнейшей истории нашей страны. Академический свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы», призванный дать историкам исчерпывающее собрание иностранных источников, насчитывает пока немногим более двадцати опубликованных в 1977–2005 гг. томов иностранных нарративных источников и карт, что составляет лишь незначительную часть подлежащих изданию текстов. При всем оптимизме трудно назвать срок, к которому основной массив необходимых источников будет опубликован в Своде. Репертуар включенных в Хрестоматию текстов отражает тот их набор, который в идеале должен со временем увидеть свет в выпусках Свода. Настоящая публикация дает возможность всесторонне представить учащимся иностранные источники – хоть и не в максимальном объеме (как в Своде), но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных целей. Отечественное образование не имеет на сегодняшний день репрезентативной подборки иноязычных текстов, рассматриваемых как источник по истории Древней Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Узурпатором явился государственный казначей Никифор. Он выслал Ирину из столицы и заключил ее в монастырь на острове Лесбосе. Замечательно, друзья Ирины не оказали ей защиты. Патриарх Тарасий венчал на царство Никифора. Даже преп. Феодор признал, что государственные дела при Ирине были в худом состоянии, и замена ее с точки зрения государственных интересов была желательна. «Благому Богу нашему, писал он императору Никифору, промышляющему о церкви Своей, благоугодно было поставить Ваше благочестие царем над настоящим родом христиан, дабы не только мирское управление, находившееся в худом состоянии, было устроено хорошо, но и церковное, если есть в нем какой недостаток, было исправлено» 122 . Значит, и по мыслям преп. Феодора, перемена династий на императорском троне была делом благоугодным Богу, благопромышлявшему о людях своих, верных христианах. Правда историк Феофан замечает по поводу удаления следующее: «Одни (из иночествующей братии, кажется) удивлялись, как Бог допустил, чтобы исповедница веры подпала такому горю, другие как будто не верили своим глазам, и думали, что они видят во сне; третьи, наконец, плакали, воспоминая ее благодеяния к ним, и все вместе проклинали как нового императора, так и короновавшего его» 123 т. е. патриарха Тарасия. Ничего нет удивительного, что нашлись и такие лица, которые посылали проклятия новому императору. Не принимая в соображение интересов государственных, они благоговели пред памятью Ирины, как восстановительницы иконопочитания. Кто скажет, каким будет новый император? Не предстоит ли церкви новое испытание? Это соображения и опасения высшего порядка. Но без сомнения высказывалась боязнь, и за ближайшие интересы. Давно ли иноки были классом общества, не имевшим права на существование? Давно ли их жестоко преследовали? При Ирине положение монахов изменилось к лучшему. Боязнь обратных перемен заставляла некоторых из них не верить своим глазам. Так велик был их страх. Но факт оказался вне всяких сомнений. Новый император принял бразды правлений. Это было 31 октября 802 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010