Когда со временем возможешь искоренить в себе все пагубные и неистовые страсти, тогда посвяти себя умозрению возвышенных понятий (прп. Нил Синайский , 71, 46–47). Источник. ...Блажен, у кого помышление всегда о Боге, кто удер жался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего (прп. Исаак Сирин , 59, 165). Источник. Осиявший ум свой Божественными разумениями, слово приучивший Божественными песньми непрестанно чтить Творца и чувство освятивший непорочными на все взираниями – сей к естественному добру бытия по образу приложил и благобытие по подобию произвольным благонастроением. Хранит душу свою неоскверненною тот, кто ум свой понуждает помышлять о Едином Боге и Его совершенствах, слово поставляет правым истолкователем и изъяснителем сих совершенств, а чувство научил благочестиво взирать на видимый мир и на все, что в нем, и душе возвещать о величии сокрытого в том разума (прп. Максим Исповедник , 87, 230). ...Богомыслие соделается самым неправильным и душевредным, если подвижник, прежде очищения покаянием, не имея точного понятия о учении христианском, позволит себе самовольное размышление... (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 118). Источник. Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединенной с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о суде Божием... такая молитва , соединенная с такими воспоминаниями, есть непогрешительное, превосходное, душеполезнейшее богомыслие (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 119). Источник. Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и проч. без всякого направления мысли (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 77, 114). Источник. Первый способ обучения души частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о божественных свойствах и действиях, – размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, – о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, – о благодати и Слове Божием, о Святых Таинствах, о Царстве Небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять, размышление это непременно исполнит душу благоговейным чувством к Богу: оно прямо устремляет к Богу все существо человека, и потому есть самое прямое средство к тому, чтобы приучить душу возноситься к Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 78, 36). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА I [Греч. Νικτας Α] († 6.02.780), патриарх К-польский (16 нояб. 766 - 6 февр. 780), иконоборец. О месте и времени его рождения ничего не известно. По поводу его происхождения вызывает вопросы выражение « π Σκλβων», сохранившееся у хрониста Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 440), к-рое можно понимать и как «из славян», и как «из рабов» ( Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 277). Однако, учитывая стилистику источника, к-рым в данном случае пользовался Феофан, толкование «из славян» предпочтительнее; иногда Н. называют Никита Славянин. Н. был евнухом, до Патриаршества занимал следующие церковные должности: пресвитер ц. св. Апостолов (по др. источникам, протопресвитер, возможно, он занимал эти должности последовательно), скевофилак Халкопратийской ц., экдик ц. Св. Софии и архонт к-польских мон-рей ( Niceph. Callist. Catalog//PG. 147. Col. 460). Через 2 с половиной месяца после ссылки своего предшественника, патриарха К-польского Константина II , Н. был поставлен на Патриаршество имп. Константином V, как подчеркивает Феофан, незаконно, однако официально вступил в должность после того, как 6 окт. 767 г. с бывш. патриарха сняли омофор. В этот день Н. участвовал в публичном унижении Константина, прочитав с амвона список обвинений патриарху, а затем предав его анафеме. В 767/8 г. по приказу Н. были убраны мозаики и заштукатурены фрески со свящ. изображениями в секретариате патриаршего дворца и в т. н. Авраамиеоне. «Бревиарий» патриарха К-польского свт. Никифора I уточняет, что это произошло при ремонтных работах ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 86). Все остальные случаи, когда Н. упоминается в период царствования Константина V (до 775) и Льва IV (775-780), сводятся к церемониалам, среди которых были коронация кесарями сыновей Константина Христофора и Никифора 2 апр. 769 г., помолвка буд. имп. Льва IV с Ириной 3 нояб. того же года, коронование Ирины императрицей и ее венчание со Львом 17 дек. При имп. Льве IV 14 апр. 776 г. Н. короновал его сына Константина VI соправителем. Хотя именно в Патриаршество Н. были самые жестокие гонения против иконопочитателей, но участие патриарха в них в источниках не отмечено.

http://pravenc.ru/text/2565396.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   10 (23) ноября Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев) Преподобномученик Иоанникий (в миру Иван Алексе­евич Дмитриев) родился в 1875 году в деревне Заводские Хутора Тульской губернии в семье крестьянина; в их семье было пятеро детей. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, а ле­том пас скотину на пастбище. В двенадцать лет он пошел вместе с деревенскими портными по деревням в качестве ученика и в течение трех лет обучался портняжному ре­меслу. Когда Ивану исполнилось семнадцать лет, он от­правился в Москву и устроился в портняжную мастерскую. Проработав три года, он на две недели приехал в родную деревню повидать отца с матерью, а затем вернулся в Мо­скву. Вскоре умерла мать, и он взял к себе на содержание всю семью – отца и братьев с сестрами. Иван рос с дет­ства благочестивым, а в юности почти ежедневно посещал церковь и читал много духовных книг. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и в конце концов остановился в своем выборе на Ските Оптиной Пустыни. В 1903 году Иван приехал в Оптину Пустынь; две недели он прожил в ней и беседовал с настоятелем, ко­торый, увидев высокий духовный настрой благочестивого юноши, принял его в обитель послушником. Поначалу он нес послушание портного в Скиту. Здесь 27 ноября 1911 года прп. Варсонофий, старец Оптинский, постриг Ивана в монашество с именем Иоанникий, а в 1914 году, 16 ноября, скитской пономарь отец Иоанникий был рукопо­ложен в сан иеродиакона. С 1917 года он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского Феофана (Тулякова). В 1918 году иеродиакон Иоанникий был мобилизован в тыловое ополчение и прослужил здесь два года. В 1921 году епископ Феофан рукоположил его в сан иеро­монаха и направил служить в село Сухиничи неподалеку от Калуги. В 1927 году епископ Феофан был переведен на другую кафедру; назначенный вместо него епископ Стефан (Виноградов) возвел в 1928 году иеромонаха Иоанникия в сан игумена и определил его настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовске.

http://fond.ru/kalendar/1210/ioannikiy/

Скачать epub pdf Память преподобного Михаила Синкелла Память 18 декабря Преподобный Михаил был родом из Иерусалима. Родители его, люди благочестивые, дали ему прекрасное образование. Он в совершенстве знаком был с древнегреческою литературою, хорошо изучил также и христианских писателей богословов и с молодых лет посвятил себя иноческой жизни. По смерти его отца, мать его и сестры постриглись в одном из монастырей. Проводя добрую и богоугодную жизнь при строгом соблюдении воздержания, Михаил удостоился пресвитерского сана. По своей скромности и горячей любви к богомыслию, он удалился было в уединенное место, куда приходили к нему Феодор и Феофан исповедники 8519 , для совместных богословских занятий; но патриарх Иерусалимский 8520 , желая воспользоваться его дарованиями для нужд церковных, вызвал его оттуда и возвел в звание синкелла 8521 . Потом ему дано было еще поручение особой в то время важности. В Риме тогда возгорелись оживленные прения по поводу иконоборческой ереси 8522 ; споры эти велись не только частно, в домах, но и публично, на улицах города, и сопровождались народными волнениями. Папа Римский обратился с просьбой к патриарху Иерусалимскому Фоме о содействии искоренению ереси и утверждению Православной Веры, по соборному святоотеческому преданию, и предложил ему несколько вопросов о сем. По этой просьбе папы от патриарха Иерусалимского послан был для умиротворения церкви и обличения ереси синкелл Михаил с его сотрудниками Феодором и Феофаном и другими просить царя – иконоборца Льва Армянина 8523 , дабы он удержался от гонений на православие. Но Лев подвергнул его пыткам и послал в заточение. Хотя впоследствии он был освобожден из сего заточения, но в царствование императора Феофила иконоборца 8524 , который, совершенно отвергши поклонение святым иконам, воздвиг жестокое гонение на Церковь Божию, преподобный Михаил со своими сподвижниками подвергся новым мукам. За исповедания истины Феодор и Феофан подверглись следующему поруганию: по повелению нечестивого царя на их лицах разожженными железными клеймами были отпечатлены – начертаны 8525 ругательные слова; отобрана была и находившаяся при них переписка патриарха Иерусалимского с папою Римским, хотя они и старались ее скрыть от гонителей правой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Великое освящение храма-памятника в Бутово 19 мая, в субботу 6-й седмицы по Пасхе, в день памяти праведного Иова Многострадального, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин Великого освящения храма Воскресения Христова и новомучеников и исповедников российских в Бутове. Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении иерархов Московского Патриархата, Русской Православной Церкви Заграницей и представителей Поместных Православных Церквей совершил освящение главного престола в честь Воскресения Христова. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр освятил северный престол в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, а южный престол в честь новомучеников и исповедников Российских был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В совершении чина Великого освящения храма также участвовали митрополиты Аргентинский и Южно-Американский Платон, Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь), архиепископы Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ), Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (РПЦЗ), Берлинский и Германский Феофан, Истринский Арсений, Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (РПЦЗ), епископы Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси, Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, Домодедовский Евтихий (РПЦЗ), Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ), Зарайский Меркурий, Штутттарский Агапит (РПЦЗ), Дмитровский Александр, Кливлендский Петр (РПЦЗ), Бронницкий Амвросий. За богослужением молились архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, члены делегации Русской Православной Церкви Заграницей, многочисленные паломники. Приступая к совершению чина Великого освящения храма на Бутовском полигоне, Предстоятель русской Православной Церкви, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/22182.html

1 Основой для изложения сути 81 ереси для преподобного Иоанна послужил «Панарион» святителя Епифания Кипрского. 2 Analecta Bollandiana 57, 1939. P. 299–333. 3 Dyovouniotes C. οαννης Δαμασκηνς. Αθενης , 1903. S. 187. 4 Khoury A.-T. Johannes Damaskenos: Schriften zum Islam/Corpus islamo-christianum. 3. 1995. S. 37. 5 Peeters P. Passion de saint Pierre de Capitolias/Analecta Bollandiana 57, 1939. P. 299–333. 6 Подробнее о преподобном Феофане см.: Максимов. Ю. Преподобный Феофан Исповедник Сигрианский об исламе. – http:/www.pravoslavie.ru put apologetika feofanispovednik-islam.htm 7 Le Coz R. Jean Damascene, Ecrits sur l’Islam/SC 383. Paris, 1992. P. 67. 8 Dyovouniotes C. Op. cit. S. 52 9 Guterbock C. Der Islam im Lichte der byzantinischen Polemik. Berlin, 1912. S. 15. 10 Eichner W. Die Nachrichten uber den Islam bei den Byzantinern/Der Islam. 1936. 23. S. 137. 11 Voorhis J.W. The Discussion of a Christian and a Saracen/The Muslim World. Vol. XXV. 1935. P. 206–273. 12 Khoury A.-T. Op. cit. S. 60. 13 Argyriou A. Une «controverse entre un chretien et un musulman» inedite/RSL. 16. 1967. P. 239. 14 Le Coz R. Op. cit. P. 202. 15 Abel A. La polemique damasceninne et son influence sur les origines de la theologie musulmane/L’Elaboration de l’Islam. Paris, 1961. P. 65. 16 См. краткий разбор аргументации Абеля в: Khoury A-T. Op. cit. S. 39–44. 17 Sahas J.D. John of Damascus on Islam. Revisited/Abr-Nahram. 23. 1984–1985. P. 104–108. 18 Le Coz R. Op. cit. P. 184–198. 19 Khoury A.-T. Op. cit. S. 35. 20 Khoury A.-T. Op. cit. S. 36. 21 Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Византийские представления об исламе/Альфа и Омега. 1995. 4 (7). С. 130. 22 Sahas J.D. Op. cit. P. 112. 23 Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Указ. соч. С. 131. 24 Αναστασιος (Γιαννουλατος), επσκοπος. Ο διαλογος με το ισλαμ απ ορθοδξη αποψη/Οικουμενη. 1998. Τ. 2. Σ. 65. 25 Merrill J.E. On the Tractate of John of Damascus on islam/The Muslim World. Vol. XLI (1951). P. 97. 26 Le Coz R. Op. cit. P. 72. 27 Саблуков Г.С. К вопросу о византийской противомусульманской литературе. Казань, 1878. (Оттиск из «Православного собеседника» за тот же год). С. 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3236...

Архив Пн В Москве состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Код плеера Livejournal Liveinternet 21 августа 2007 г. 17:24 21 августа в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие постоянные члены Священного Синода митрополиты Киевский всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, приглашенные на заседание архиереи — митрополит Рижский и всея Латвии Александр, епископы Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима. Священный Синод рассмотрел различные внутрицерковные вопросы, а также дал оценку важнейшим событиям церковно-общественной жизни за период, прошедший со времени последнего заседания (16 мая 2007 г.). В частности, Синод отметил историческое значение подписания Акта о каноническом общении, состоявшегося в Храме Христа Спасителя в праздник Вознесения Господня 17 мая. Кроме того, Священный Синод учредил новую церковную награду — орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Были одобрены статут и описание ордена и положение и описание медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, которые впоследствии будут утверждены на Архиерейском Соборе. Священный Синод Русской Церкви причислил к лику новомучеников и исповедников Российских восемь подвижников веры. Помимо этого, в святцы Русской Православной Церкви будут внесены имена десяти святых, прославленных недавно Поместными Православными Церквами — Константинопольским Патриархатом и Румынской Православной Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/284072.htm...

В Греции прошло всеправославное Совещание по вопросам ересей Иерусалим, 7 ноября 2007 г. С 29 октября по 1 ноября 2007 г. в Греции состоялось XIX всеправославное Совещание уполномоченных Поместных Православных Церквей и священных митрополий Элладской Православной Церкви по вопросам ересей и парарелигий, которое проходило традиционно у мощей исповедника Иоанна Русского в г. Неопрокопион на о. Евбея. В этом году на конференции, проводившейся под эгидой Предстоятеля Элладской Православной Церкви Блаженнейшего архиепископа Афинского и всей Греции Христодула, рассматривалась тема «Эзотеризм».  От Русской Православной Церкви в Совещании по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия  участвовал член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме игумен Феофан (Лукьянов), который на открытии конференции зачитал Послание Его Святейшества участникам конференции. Кроме уполномоченных от митрополий Элладской Православной Церкви в Совещании участвовали представители Константинопольской, Александрийской, Кипрской, Румынской, Польской Православных Церквей, греческих государственных, церковных и общественных организаций, всего более 120 человек, сообщает сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме. На конференции прозвучали доклады ведущих греческих специалистов-религиоведов по следующим темам: «Обзор эзотеризма с точки зрения Православия», «История эзотеризма в Греции», «Элементы эзотеризма в медитативных практиках Рейки и Тай-чи», «Эзотеризм и неооригенизм: тогда и сегодня», «Эзотеризм и неоплатонизм», «Эзотеризм и Карл Юнг», «Прочные критерии для принятии или отвержения духовного или псевдодуховного опыта», «Примеры эзотерического толкования Христианства», «Эзотеризм в спиритуализме и в учении Гурджиева». Кроме основных докладов на Совещании выступили представители греческих митрополий, которые рассказали о ситуации в епархиях относительно распространения ересей, а также состоялись дискуссии по различным темам конференции. По окончании Совещания были приняты: «Итоговый документ», «Коммюнике» и «Предложения для Священного Синода».

http://pravoslavie.ru/24738.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФИЙ СХОЛАСТИК [греч. Αγαθας Σχολαστικς] (Миринейский), визант. историк и поэт (между 530 и 536, Мирина в М. Азии - между 579 и 583). Учился в Александрии и К-поле; после завершения юридического образования в столице стал адвокатом (отсюда прозвище). Лит. деятельность А. С. начал с поэтического изложения эротических мифов эпическим размером Δαφνιακ (Дафниака, 9 кн., из к-рых ни одна не сохранилась), а также составил сборник имевших хождение в его время эпиграмм, добавив к ним и свои (Κκλος τν νων πιγραμμτων, Цикл новых эпиграмм, 7 кн.); более 100 эпиграмм А. С., в к-рых рядом с традиц. для античной эпиграммы сценами любви и застолья находятся сцены, взятые из Библии или НЗ, сохранились в «Палатинской антологии». В их языке и стиле заметно влияние Нонна. Последним неоконченным сочинением А. С. стала «История» (Περ τς Ιουστινιανο βασιλεας - О царствовании Юстиниана, 5 кн.), описывающая войны империи с готами, франками и персами в период 552-557 гг., примыкающая к историческому сочинению Прокопия Кесарийского и формально продолжающая традиции античной историографии. Внимание автора направлено прежде всего на военно-политические события, историко-этнографические описания различных племен и сообщения о природных катастрофах. Вместе с тем «История» А. С. содержит и важные сведения, относящиеся к событиям церковной жизни: разграбление христ. храмов в Италии герм. племенами (II 1) и жен. мон-рей во Фракии гуннами (V 13). Кроме того, А. С. упоминает о восстановлении после землетрясения в К-поле купола храма Св. Софии при имп. Юстиниане I (V 3-9) и описывает храмы в предместьях К-поля (Влахерны и др. V 14) и храм св. Стефана в Лазике (III 5). Заметный отпечаток на «Историю» наложили обстоятельства ее написания (А. С. от излагаемых им событий отделяли не менее 20 лет) и личность автора. Весьма большое значение он отводит стилистической обработке своего сочинения и дидактической стороне событий в ее христ. понимании, что, по мнению совр. исследователей, часто влияет на объективность информации. Христ. взгляды автора, так же как и его веротерпимость, проявляются при описании А. С. верований различных племен. Наконец, весьма часто А. С. прерывает историческое повествование, чтобы рассказать о собственных мыслях и переживаниях, о событиях, очевидцем к-рых он явился, или чтобы просто пожаловаться на свои беды. «История» А. С. пользовалась популярностью в Византии: Менандр Протиктор написал ее продолжение (с 558/59 по 582), им пользовались Евагрий Схоластик , Иоанн Епифанийский , Феофан Исповедник , она послужила образцом для исторического сочинения Льва Диакона .

http://pravenc.ru/text/63212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ (255 (?) - 362), сщмч. (пам. 5 июня, пам. греч. 9 окт.), еп. Тирский. Пострадал при имп. Юлиане Отступнике. Сведения о Д. сохранились в неск. неопубликованных греч. кратких житиях (BHG, N 2114-2116), в Хронографии Феофана Исповедника (под 317), а также в Синаксаре К-польской Церкви. Согласно этим источникам, в к-рых отсутствуют сведения о молодости Д., он занимал епископскую кафедру г. Тир (совр. Ливан). Во время гонений имп. Диоклетиана святой был вынужден оставить кафедру и скрываться в г. Одесс (совр. Варна) до воцарения имп. Константина I Великого, прекратившего преследования христиан. Когда положение Церкви упрочилось, Д. вернулся в Тир, но после воцарения Юлиана Отступника, возобновившего гонения, был вынужден снова бежать в Одесс. Однако приспешники императора обнаружили его и, несмотря на преклонный возраст, подвергли жестоким истязаниям. На 107-м году жизни Д. принял мученический венец. Источники говорят о Д. как об ученом муже (Феофан называет его «полигистором»; см.: Theoph. Chron. P. 24), он в совершенстве знал Свящ. Писание и владел греч. и лат. языками. Ему принадлежали многочисленные несохранившиеся сочинения на обоих языках, одно из которых было посвящено истории К-польских епископов. В источниках по истории Церкви нет никаких сведений о епископе Тира по имени Дорофей на рубеже III и IV вв., а только в сер. V в. (имя епископа сохр. в письме визант. имп. Льву I (457)). В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского содержится упоминание о 2 Дорофеях - современниках Д., еп. Тирского. 1-й, пресвитер из Антиохии в Патриаршество свт. Кирилла I, славился знанием Свящ. Писания, был сведущ в светских науках и владел евр. языком. Скопец от рождения, он по этой причине был приближен к императору и стал смотрителем пурпуровой красильни в Тире ( Euseb. Hist. eccl. VII 32). 2-й Дорофей, о к-ром не говорится, что он носил священнический сан, также был сначала приближен ко двору имп. Диоклетиана, однако затем вместе с др. придворными-христианами был казнен за исповедание Христа (Ibid. VIII 1, 6). Большинство совр. исследователей считают, что эти люди не имеют никакого отношения к Д., еп. Тирскому. Нек-рые ученые склонны отрицать и само историческое существование святого (Р. Обер, П. Бертокки).тав

http://pravenc.ru/text/180251.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010