Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ свт. (пам. греч. 21 февр., 31 янв., 28 окт.), патриарх Иерусалимский (609 - после 614). До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом К-польского Патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что З. стал преемником патриарха Исихия в 7-й год правления визант. имп. Фоки (609). О правлении патриарха до 614 г. сведений немного. В нач. 614 г., во время широкомасштабной византийско-персид. войны (602-628), охватившей всю территорию Ближ. Востока, персидская армия полководца Шахрбараза подошла к Иерусалиму. Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с З. вступила в переговоры с персами. Вскоре З. заключил договор с Шахрбаразом о том, что Иерусалим сдается персам, в город вступает персид. гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако З. не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы З. был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апр. 614 г. Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боев захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло неск. тыс. чел. Множество жителей города, в т. ч. и З., были уведены персами в плен, в Персию было вывезено Животворящее Древо Креста Господня (Chron. Pasch. P. 704-705; Theoph. Chron. P. 300-301). После 614 г. документальных сведений о З. нет. Хронист нач. IX в. Феофан Исповедник считал, что З. был патриархом 22 года. После заключения мира между Византией и Персией в 629 г. вместе с др. пленными З. вернулся в Иерусалим и вновь занял кафедру, управлял ею до 631 г. Однако эти сведения нельзя признать достоверными. Антиох Стратиг, написавший соч. «Пленение Иерусалима» в 30-х гг. VII в. (сохр. в груз. и араб. переводах), утверждал, что З. умер в плену. В груз. переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 г.

http://pravenc.ru/text/182667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II (I) ИМУЛА Иоанн Имула (Мела; Монах) [греч. Ιωννης Ημολα; лат. Ioannes Hemula, Mela] ( 29.04. 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора. Правосл. Александрийский патриарх Иоанн I Талайя (482) никогда не признавался законным монофизитами. Вместо него в традиции Коптской Церкви как «Иоанн I» числится И. И. благодаря «Истории Александрийских патриархов» коптского иерарха и писателя Севира ибн аль-Мукаффы (X в.). Кроме того, И. И. встречается и в правосл. традиции: в перечне патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.) он значится как 35-й предстоятель Александрийского престола. До Патриаршества И. И. имел сан пресвитера, подвизался в егип. мон-ре св. Макария Великого (Дейр-Анба-Макар) в Скиту (Вади-эн-Натрун). Его возведение на престол положило начало новой традиции избрания патриархов не из числа клира Александрии, а из монахов пустыни. Прозвище Имула появляется по-гречески у визант. хрониста Феофана Исповедника (нач. IX в.; Theoph. Chron. P. 140), в лат. форме - в хронике Виктора Туннунского (VI в.), в искаженном виде Мела - у Либерата Карфагенского (VI в.). По-видимому, время Патриаршества И. И. наиболее верно определил Феофан и позднее повторил Евтихий Александрийский (X в.). Согласно им, И. И. занимал кафедру 9 неполных лет - с 6-го по 15-й год правления имп. Анастасия. Виктор Туннунский приписывает И. И. всего неск. дней епископата в 495 г. и называет его преемником Иоанна III Никиота, кончину к-рого относит к 517 г. Согласно Севиру, И. И. занимал престол 8 лет; его правление не ознаменовалось крупными событиями. Севир отнес Патриаршество И. И. к 494-502 гг. и ошибочно связал его с правлением имп. Зинона (474-491). По его версии, И. И. обратился с ходатайством к Зинону о поддержке егип. мон-ря св. Макария. Вероятно, стремление Севира отнести Патриаршество И. И. к эпохе Зинона связано с копт. легендой о св. Иларии , дочери Зинона, якобы подвизавшейся в этом мон-ре (см.: Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке/Введ., пер. и коммент.: А. И. Еланская. СПб., 20012. С. 305-313). Из повествования Севира достоверным можно считать рассказ о привилегиях, к-рых И. И. добился для мон-ря св. Макария.

http://pravenc.ru/text/469608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V патриарх Иерусалимский (705-735). Даты Патриаршества И. приводит визант. хронист прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.), и они считаются общепринятыми. Евтихий, патриарх Александрийский (X в.), в своей хронике относит поставление И. к 668 г. (7-й год халифата Муавии) и указывает, что И. занимал престол 40 лет. Исходя из этого, рус. исследователь XIX в. А. Н. Муравьёв пытался отождествить И. с Иоанном , еп. Филадельфийским, местоблюстителем Иерусалимского престола в сер. VII в. Однако неоднократные упоминания И. в трудах его современника прп. Иоанна Дамаскина подтверждают сообщения прп. Феофана о том, что И. жил в 1-й трети VIII в. Бóльшую часть своего правления (до 727) И. оставался единственным правосл. патриархом на Ближ. Востоке (Александрийская и Антиохийская кафедры вдовствовали). Палестинская церковная история этого времени известна фрагментарно. Материалы археологических раскопок в Палестине и Заиорданье свидетельствуют о сохранении значительного христ. присутствия и традиц. визант. уклада жизни в регионе. Действовала церковная иерархия, ремонтировались и перестраивались храмы. Ко времени Патриаршества И. относятся, в частности, мозаики 3 церквей в Хирбат-эс-Самра близ Герасы (нач. VIII в.), мозаики кон. 10-х гг. VIII в. церквей в Маине (под Мадабой) и Умм-эр-Расасе. Наличие в Св. земле многочисленной и относительно процветающей христ. общины, множества храмов и монастырей подтверждает зап. паломник св. Виллибальд , посетивший Палестину в 723-727 гг. Наряду с этим в нач. VIII в. отношение Омейядов к мелькитам ухудшилось по сравнению с первыми десятилетиями мусульм. владычества. В правление халифа Умара II (717-720) 1-е религ. гонение на христиан сопровождалось увольнением со службы чиновников, бытовой дискриминацией и поощрением перехода в ислам. К 724 или 725 г. агиографическая традиция относит казнь в Иерусалиме 60 визант. архонтов-паломников, не успевших покинуть Св. землю до истечения срока перемирия между Византией и Халифатом (см. ст. Иерусалимские мученики ). При халифе Язиде II в 724 г. был принят указ об уничтожении изображений живых существ в церквах; впрочем, иконоборческие гонения продолжались недолго. Археологические данные свидетельствуют о целенаправленном повреждении мозаик в нек-рых иорданских церквах, однако впосл. мозаики были тщательно восстановлены.

http://pravenc.ru/text/469638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЕНДИОН [Каландион; греч. Καλανδων; лат. Calandio], патриарх Антиохийский (ок. 479-484). Был выдвинут на Антиохийскую кафедру имп. Зиноном и патриархом К-польским Акакием против ставленника монофизитской партии Петра Гнафевса . Ок. 479-482 г. патриарх Антиохийский Стефан был убит близ Антиохии во время бунта, поднятого промонофизитской частью паствы. Относительно идентификации личности Стефана в источниках имеются расхождения. Согласно визант. хронисту IX в., прп. Феофану Исповеднику , это был Стефан III, занимавший кафедру всего неск. месяцев, непосредственный ставленник К-поля, рукоположенный в столице, а не в Антиохии. Именно против неканоничности его избрания в обход мнения местной паствы и возражал папа Римский Симплиций в посланиях к имп. Зинону и патриарху Акакию ( Simplicius. 1868. Ep. 15, 16). Однако в более близких по времени к описываемым событиям зап. источниках - «Краткой истории евтихиан» и в сочинении Либерата Карфагенского - упоминается только один патриарх Антиохийский этого времени - Стефан II , к-рый в 477 г. стал преемником изгнанного Петра Гнафевса и умер в 481 г. своей смертью ( Felix III. Col. 933; Liberat. Breviar. 18. Col. 1027). Стефан был избран вполне канонично Собором вост. епископов, хотя Собор и был инициирован императором, но получил одобрение патриарха Акакия и потому не мог вызвать протест папы. Эти сведения согласуются и с тем, что писал Феофан Исповедник о Стефане II и его смерти ( Theoph. Chron. P. 128). Протест папы Симплиция не относился к избранию Стефана II, но свидетельствовал о неприязни, с какой Стефан, фактически присланный из столицы, был встречен в Антиохии. После убийства Стефана Собор вост. епископов в Лаодикии восстановил на Антиохийской кафедре Иоанна II Кодоната . Однако это решение вызвало резкое недовольство в К-поле, и вскоре Антиохийским патриархом был избран К. ( Mansi. T. 8. Col. 1176; Victor Tunnunensis. Col. 947; Theoph. Chron. P. 128; Виктор Туннунский ошибочно датирует событие 488 г., считая, что К. был поставлен после Петра Гнафевса, а не вместо последнего. При этом он подчеркивает, что вост. епископы, принимая решение о восстановлении на кафедре Иоанна II Кодоната, еще не знали о назначении К.). Согласно прп. Феофану Исповеднику, К. был рукоположен в Антиохии без извещения об этом Иоанна II Кодоната. Спустя нек-рое время (ок. 483) патриарх Акакий приказал К. поставить Иоанна II Кодоната епископом Тира.

http://pravenc.ru/text/1319953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР [греч. Κρος], свт. (пам. визант. 7 янв., пам. греч. 8 янв.), патриарх К-польский (сент. 705 - дек. 711). По исчислению патриарха К-польского Никифора I , К. был 70-м епископом К-польским начиная с ап. от 70 Стахия и занимал кафедру во время повторного правления имп. Юстиниана II (705-711). К. был монахом и пресвитером из Амастриды (ныне Амасра) в Пафлагонии на малоазийском побережье Чёрного м. Патриарх Никифор и прп. Феофан Исповедник уточняют, что он жил на острове (вероятно, речь идет о совр. о-ве Тавшан: Belke K. Paphlagonien und Honorias. W., 1996. S. 162) и был «затворником». Латинские авторы (Беда Достопочтенный, Павел Диакон) называют К. «abbas». Плохо сохранившиеся монастырские постройки на о-ве Тавшан могут относиться к мон-рю, настоятелем которого был К. ( Idem. S. 168; Ruggieri. 1991. P. 233; Brubaker, Haldon. 2001. P. 12). Все источники единодушны в сообщении, что К. получил патриаршую кафедру от имп. Юстиниана II в благодарность за то, что предсказал ему возвращение к власти. Их встреча произошла в 695 г., когда свергнутый Леонтием (695-698) Юстиниан II был отправлен в ссылку в Херсонес. Традиц. путь из К-поля в Херсонес проходил вдоль малоазийского побережья Чёрного м. через Амастриду до Синопы (ныне Синоп), а оттуда открытым морем в Таврику (ныне Крым). После возвращения к власти Юстиниан II низложил патриарха Каллиника I , причастного к его свержению в 695 г., ослепил его и отправил в изгнание в Рим, а на К-польскую кафедру призвал К. Вместе с императором К. стремился преодолеть раскол с Римом, возникший из-за отказа папы Сергия I (687-701) принять постановления Трулльского Собора (691-692), поскольку ряд его правил открыто осуждал принятую в Римской Церкви практику. Последний раз император в ультимативной форме пытался заставить признать решения Собора папу Иоанна VII , после этого он перешел к политике переговоров, и в окт. 710 г. в К-поль был приглашен папа Константин I . Liber Pontificalis в подробностях описывает обстоятельства его путешествия и пышный прием, оказанный ему весной 711 г. в пригороде столицы Евдоме. Навстречу папскому кортежу вышли 2 торжественные процессии: одну возглавлял малолетний сын и соправитель имп. Юстиниана Тиверий, с ним шествовали придворные, патрикии и члены синклита; вторую - К. с клиром. Однако об участии К. в дальнейших переговорах в Liber Pontificalis сведений нет.

http://pravenc.ru/text/1840119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛИКИАНЕ [Греч. Παυλικιανο], раннесредневек. дуалистическая секта. Возникла, вероятно, в VII в. на заселенных армянами территориях Вост. Анатолии (азиат. часть совр. Турции), впосл. распространилась на центральные и зап. области М. Азии, на Грецию и север Балкан. На П. существенное влияние оказали более ранние религ. системы: зороастризм , гностицизм (в форме маркионитства) и манихейство . В арм. и нек-рых визант. источниках основателем учения П. считается еп. Антиохийский Павел Самосатский (III в.). Павел Самосатский, осужденный Церковью в 268 г., учил о неравенстве Сына Отцу в Св. Троице и об «усыновлении» Христа Богом Отцом (см. Адопцианство ). Предполагается, что этот ранний период истории П. следует отличать от позднего, в ходе к-рого П. восприняли более радикальную дуалистическую религ. систему. В поздний период, согласно визант. хронисту IX в. Георгию Амартолу , они уже полностью отвергали свою связь как с Павлом Самосатским, так и с представителями манихейства ( Georg. Mon. Chron. P. 720). Мировоззрение поздних П. было основано на вере в могущественные и вечные начала - доброе и злое. Злое начало (божество) считалось творцом материального мира (так объяснялось существование зла в мире). Согласно взглядам П., весь мир пронизан непримиримой борьбой добра и зла, но добрый, светлый бог в конце времен победит злое начало и установит царство света и справедливости. П. называли себя христианами, однако отвергали важнейшие христ. догматы (о сотворении мира единым и благим Богом, о рождении Бога от Девы), каноническое Свящ. Писание, почитание Креста, икон, церковные таинства. Византия, как христ. гос-во, вела борьбу против П. За принадлежность к манихеям, следов., и к П. визант. законодательство VIII в. («Эклога») устанавливало смертную казнь (Eclog. XVII 52). В «Исагоге» (визант. сборник законов 2-й пол. IX в.) также назначалась смертная казнь за принадлежность к манихеям; их дети лишались права получения наследства, если не принимали Православие (Eisag. XL 29, 31). Прп. Феофан Исповедник сообщает об изгнании П. из К-поля по указу имп. Михаила I Рангаве (811-813) и о применении против них смертной казни ( Theoph. Chron. P. 495, 497; ср.: RegPatr, N 383-384). В нач. IX в. павликианство было реформировано; репрессии визант. правительства побудили П. покинуть пределы Византии. Их оплотом стали занятые арабами области Месопотамии и Вел. Армении, откуда они совместно с мусульманами совершали походы на Византию. Ок. 872 г. Христофор - зять визант. имп. Василия I Македонянина - разгромил П. и захватил их главную крепость Тефрику, после чего П. рассеялись по Средиземноморью (от Сирии до Юж. Италии) и утратили прежнее влияние. Отдельные общины П. продолжали существовать до падения Византии (1453) и в поствизант. период.

http://pravenc.ru/text/2578600.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (2-я пол. VIII - 1-я пол. IX в.), прп. (пам. 22 сент.), иером., отец исповедников Феодора и Феофана Начертанных (Граптов), претерпевших мучения за почитание святых икон при византийских императорах-иконоборцах Льве V Армянине (813-820) и Феофиле (829-842). Сведения об И. сохранились в синаксарном сказании (Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.) под 21 сент. (SynCP. Col. 65)). Согласно этому источнику, И. жил в Палестине, отличался благочестием и страннолюбием. Дал сыновьям хорошее образование. Овдовев в преклонном возрасте, И. решил посвятить жизнь Богу. Он удалился в лавру прп. Саввы Освященного, где ранее подвизались его сыновья, принял монашеский постриг и был рукоположен во пресвитера. Молился о преодолении церковных нестроений (ереси иконоборчества ), стяжал дар целительства. Дожил до глубокой старости, удостоился мирной кончины. Последование И. написал его сын, исп. Феофан Начертанный, составитель канонов. В Житии братьев Феодора и Феофана (BHG, N 1713, пам. 27 дек.) их родители по имени не названы. Сообщается, что братья были уроженцами Моавитиды (обл. Палестины к востоку от Мёртвого м.). Изображение И. представлено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 60, 1-я четв. XI в.) - в молении, в правом верхнем углу благословляющая десница в небесном сегменте, слева - ограда лавры прп. Саввы Освященного. Ист.: SynCP. Col. 65, 69; ActaSS. Sept. T. 6. Col. 270; Mateos. Typicon. P. 42-43; ЖСв. Сент. С. 447-448. Лит.: Sauget J.-M. Giona//BiblSS. T. 6. Col. 502-503; Aubert R. Jonas (13)//DHGE. T. 27. Col. 1481-1482; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 241. О. Н. А. Гимнография Прп. Иона. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 60) Прп. Иона. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 60) Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42) 22 сент. без богослужебного последования.

http://pravenc.ru/text/578256.html

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке в Чувашскую митрополию августа 2015 В Неделю 9-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Илии, 2 августа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе святого равноапостольного князя Владимира в Новочебоксарске (Чувашская Республика). В этом году собор в Новочебоксарске стал центром празднования в Чувашской митрополии 1000-летия преставления Крестителя Руси. Его Святейшеству сослужили митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Канашский и Янтиковский Стефан, епископ Алатырский и Порецкий Феодор, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря Чебоксар архимандрит Василий (Паскье), настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских архимандрит Гурий (Данилов), духовенство Чувашской митрополии. Богослужение совершалось на церковнославянском и чувашском языках. Ряд литургических возгласов Святейший Патриарх Кирилл произнес на чувашском языке. Литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов " Россия-1 Чувашия " и " Союз " . Для удобства верующих на площади перед храмом были установлены большие экраны, на которых шла трансляция богослужения. На малом входе во внимание к усердным трудам на благо Церкви Святейший Патриарх Кирилл удостоил протоиерея Николая Иванова, секретаря Чебоксарского епархиального управления, права ношения креста с украшениями. После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление пророку Илии. От лица участников богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Варнава, который преподнес Его Святейшеству две панагии и крест.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи. В 2010 г. этот день выпадает на 28 апреля. 25 мая Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи. В 2013 г. этот день выпадает на 29 мая. Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил. Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой День Преполовения – древний христианский праздник. О нем упоминал в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа в праздник Преполовения Пятидесятницы.

http://pravmir.ru/segodnya-prepolovenie-...

Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца при Министерстве народного просвещения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь устроена в здании министерства у Чернышева моста, над арками, в 1839 г., по ходатайству министра Уварова и освящена 12 марта того же года преосвященным Венедиктом, епископом ревельским. Храм однопрестольный, во имя Святителя Николая. В 1856 г. храм обновлен старанием министра Норова; работами по обновлению храма заведывали: итальянец Антоний Дефилиппис и архитектор департамента академик Вендрамини. Переделка стоила 4965 руб. С 1839 по 1850 г. богослужение в храме совершали Невские иеромонахи, а с 1850 г., по ходатайству министра князя Ширинского-Шихматова, открыт был штат и назначен священником Иаков Андреевич Остромысленский, переведенный сюда из города Орла. По смерти его, определен Феофан Семенович Разумовский, студент семинарии, перемещенный сюда из села Назья с 1855 г. Причт получает, при квартире с отоплением и освещением, жалованья - священник 350 руб. сер., а псаломщик, ныне диакон, 175 руб. сер. в год; сверх того, священник получает ежегодного пособия 200 руб. сер., а псаломщик 80 руб. - не каждогодно. Метрические и исповедные книги хранятся с 1851 г., а обыскные с 1866 г. «Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 6, Санкт-Петербург, 1878 г. Напечатано в синодальной типографии. Церковь свт. Николая Чудотворца при Министерстве народного просвещения Вначале Министерство народного просвещения занимало все выстроенное в 1828–1834 гг. по проекту К.И. Росси огромное здание, которое тянется от нынешней площади Ломоносова до площади Островского. Церковь в этом здании появилась не сразу – ее устройство было начато лишь в 1838 г. по инициативе кн. П.А. Ширинского-Шахматова, начальника одного из департаментов. 12 марта 1839 г. епископ Ревельский Венедикт освятил храм. Он располагался в большом зале второго этажа, над проездными арками, в простенке которых позже поместили киот с образом Божией Матери Казанской, посвященный памяти Императора Александра III.

http://sobory.ru/article/?object=12217

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010