Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 авг.), чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914-1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в ГТГ (инв. 14244). Икона 2-сторонняя (размер 86×68 см): на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Успение Пресв. Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации. Иконография, художественный образ, происхождение Д. и.- один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Д. и.- согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече - широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Близкие к Д. и. варианты «Умиления» встречаются в визант. искусстве. Ее возможный прототип - мозаичный образ Богоматери в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. ( Гусева. 1991. С. 420-421; eadem. 1996. P. 103-108; она же. 2005. С. 277-278. Примеч. 50-53). До 80-х гг. XX в. Д. и. атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисусного чина Благовещенского собора ( Грабарь. 1922. С. 3-20. Переизд.: 1966. С. 93, 95), к-рый также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Творчество преподобного Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. Наталья Александровна Ложкина Преподобный Андрей Рублев. Иконописец И.В. Ватагина Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. По мнению ученого, русские исихасты – преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие – определяли судьбы Московского государства и создали идеологию Русского Православного Возрождения . Данная концепция нашла свое продолжение и развитие в нашем исследовании . Преподобный Андрей Рублев вошел в историю древнерусской культуры как великий мастер иконографии, гениально синтезировавший в своем творчестве художественно-эстетические достижения палеологовского Возрождения и духовно-нравственные смыслы просветительской деятельности преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, что преподобный Андрей Рублев был одним из самых культурных, высокообразованных людей своего времени. Но едва ли заслуга в культурном развитии русского живописца принадлежала Феофану Греку. Подвижный образ жизни Феофана и свойственная его личности склонность к непрерывному расширению круга общения едва ли располагали к занятиям систематическим учительством. Наставничество, открывавшее ученику путь к проникновению в духовную суть византийской художественной традиции, процветало в стационарно стабильной и относительно замкнутой социокультурной среде художественных мастерских Византии. Таким образом, нам представляется более оправданным предположение, что художественное образование было получено Андреем Рублевым как на Руси от Феофана, так и непосредственно на родине византийской иконописи. Место пострижения преподобного Андрея Рублева достоверно неизвестно. Но вся его жизнь была связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и его дочерней ветвью – Спасо-Андрониковым в Москве. Покров с мощей преподобного Сергия. XV век. Музей «Ризница». Троице-Сергиева лавра Предание, восходящее к концу XVI в., утверждает, что преподобный Андрей Рублев был духовным чадом преподобного Никона Радонежского и, возможно, принял постриг в Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/154839.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Феномен Православного Возрождения в сравнении с Западным Ренессансом 06.10.2023 949 Время на чтение 15 минут Фото: Донская Богоматерь, припис. Ф.Греку.1380 год. ГТГ Донская Богоматерь, припис. Феофану Греку.1380 год. ГТГ В советский период искусствоведы написали много книг, где Западный Ренессанс был поставлен на пьедестал и стал эталоном и образцом в Мировой культуре. Но куда делась наша Православная Цивилизация и ее культура? Почему Византийской культуре и Древнерусской, сохранившейся хуже, чем Западный Ренессанс, уделено незначительное место на фоне супергиганта? Причина связана с атеизмом и идеологией марксизма-ленинизма в нашем искусствоведении, в подавлении всего яркого и духовного в Православии. Только теперь открывается новая страница в изучении и понимании: что такое Православная Культура Византии и Московской Руси. Эта культура, при всем обилии исследований, до сих пор изучена мало... И только небольшой круг специалистов может отличить византийское письмо от древнерусского. К пониманию приходят спустя десятилетий изучения. Искусства изучаемого периода Православного Возрождения 14-первой половины 15 вв. осталось очень мало. Турки уничтожили почти все этого периода в Малой Азии, где была центральная часть Византийской Империи с Константинополем и на Балканах, затем искусство Московской Руси 14-16 вв. уничтожалось набегами монголо-татар, реформами 17-18 вв., затем в большевистский период. Западный Ренессанс сохранился, поскольку там не было монголо-татар, погромов 18 века, не было большевиков. Приходится изучать культуру Православного Возрождения по редким памятникам, чудом сохранившимся в России, на Балканах, в Италии. Карта Византийской Империи 1280 год. В XIV веке православный мир переживал состояние духовного подъема, который нашел выражение во всех сферах церковной культуры и искусства Византии и славянских стран. «В XIV веке Афон становится центром духовного Возрождения всего православного монашества. Это был интеллектуальный центр, о чем до сих пор свидетельствуют неисчерпаемые богатства афонских библиотек», – пишет прот.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/06/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛУЖЕБНАЯ СИНОДАЛЬНАЯ КОМИССИЯ РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 16 окт. 1989 г. Образованию Б. с. к. предшествовала работа Богослужебной подкомиссии (группы) Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Подкомиссию возглавлял митр. Киевский и Галицкий Филарет (ныне анафематствован, см. Денисенко М. А.), в ее состав входили архиеп. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) , архим. Матфей (Мормыль) , архим. Иннокентий (Просвирнин) , игум. Андроник (Трубачёв) , А. И. Осипов . В 1987 г. подкомиссия разработала вопросы богослужения и подготовила издание «Чинопоследования праздника Крещения Руси» (М., 1988), к-рое включало в себя «Службу Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси и Всех святых, в земле Российской просиявших», «Последование благодарственного молебна в празднование 1000-летия Крещения Руси и Всех святых, в земле Российстей просиявших», «Чинопоследование панихиды по предстоятелям и архипастырям Русской Православной Церкви, по подвижникам благочестия земли Российской и всем благочестивым предкам нашим в память 1000-летию Крещения Руси», «Устав совершения Службы... 12 июня 1988 г. и на последующее время, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице», «Избранные песнопения праздника Крещения Руси (нотное приложение)». В соответствии с представлением историко-канонической подкомиссии, к-рую возглавлял митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) , Б. с. к. были подготовлены и Свящ. Синодом утверждены тексты тропарей и кондаков святым, определенным к прославлению на Юбилейном Поместном Соборе РПЦ в 1988 г.: блгв. кн. Димитрию Донскому , прп. Андрею Рублёву , прп. Максиму Греку , свт. Макарию , митр. Московскому и всея Руси, блж. Ксении Петербургской , прп. Паисию Величковскому , свт. Игнатию (Брянчанинову) , свт. Феофану (Говорову) , прп. Амвросию Оптинскому . Задачей Б. с. к. является редактирование и составление новых богослужебных текстов и чинопоследований РПЦ, а также предложение решений по сложным календарным вопросам. Б. с. к. рассматривает материалы, направленные в комиссию Святейшим Патриархом и Свящ. Синодом. После рассмотрения, составления или редактирования материалов Б. с. к. представляет их на утверждение Патриарху и Синоду. Публикация утвержденных текстов не входит в компетенцию комиссии.

http://pravenc.ru/text/149583.html

     1 сентября 2020 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Сегодня очень важный день для города Москвы и для всей православной Руси — мы прославляем Донской образ Царицы Небесной и молимся здесь, в этой исторической обители, вспоминая то многое, что здесь совершалось. Удивительным образом наиболее важные события в истории Руси были связаны с появлением чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что чудесным образом была обретена Смоленская икона Одигитрия, Путеводительница, которая сопровождала наш народ в защите его западных рубежей. Мы также знаем, как в XVI веке была обретена икона Божией Матери Казанская, которая воспринималась народом нашим как оградительница земли Русской с востока. Наконец, Царица Небесная Донская всегда воспринималась как спасительный меч и защита наших рубежей с юга. Вот таким образом, по трем главным направлениям, с которых враги наступали на нашу землю, защищался народ наш — не только огнем и мечом, не только совершая удивительные подвиги самопожертвования, но уповая на помощь Царицы Небесной, явленной через замечательные чудотворные иконы. История этих икон была овеяна поклонением и молитвой на протяжении столетий. Когда же началось лихолетие, когда в стране нашей стали закрываться монастыри и храмы, когда стали конфисковываться святыни, тогда многие святыни были утеряны. К счастью, Донской образ Божией Матери был взят на государственное хранение как замечательной образец иконописи, принадлежащей, как считают ученые, Феофану Греку. Это спасло сей образ, который сегодня находится на хранении в Третьяковской галерее, но по соглашению с властями и руководством галереи всякий раз в день праздника переносится в сию святую обитель и дарует нам великую радость от соприкосновения с ним.

http://pravoslavie.ru/133689.html

В память об усопшем супруге Евдокия повелела возвести в Кремле величественный храм Рождества Богородицы (ставший новой церковью для женской половины великокняжеской семьи) и поручила расписать его выдающимся живописцам того времени — Феофану Греку и Даниилу Черному (1396 г.), украсить дорогой церковной утварью, обеспечить старинными книгами. Тем самым великая княгиня выполнила давний обет отблагодарить Пресвятую Богородицу за помощь русским войскам в битве с Мамаем. Евдокия вела свои мирские дела столь деятельно и успешно, что по городу поползли слухи, что живет она во вдовстве «нечестно». По словам жития, «смутились» теми слухами и ее сыновья. По преданию, княгиня раскрыла перед детьми роскошное княжеское облачение и явила им свою иссохшую, увешанную веригами грудь (свидетельство принятия тайного монашеского обета и его соблюдения): «Узнайте, дети мои, истину, и да не смущают вас несправедливые обо мне клеветы». Дети увидели «очернелое от трудов тело», «прильнувшую к костям плоть» и испросили прощения у матери. В уста Евдокии летописец вложил известный дидактический тезис: «Не верьте внешнему. Один Бог есть судья дел человеческих». В 1395 году, когда старший сын Евдокии и Дмитрия — московский великий князь Василий Дмитриевич выступил против идущего в сторону русских земель Тамерлана, Василий без колебаний оставил столицу княжества на свою мудрую и опытную мать. Вдохнув в сына уверенность в том, что нужно оказать сопротивление и выставить войско, она была инициатором благочестивого дела — послала во Владимир за чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Икона была привезена в Москву, ее чудесным действием москвичи объяснили то, что войско Тамерлана, увидев боевую готовность противника, не стало вступать в битву. На том месте, где москвичи встречали икону, княгиня-мать Евдокия Дмитриевна (вместе с Василием) распорядились построить Сретенский монастырь. 26 августа, когда произошло «сретенье» (москвичи встретили чудотворную икону), стало с тех пор церковным праздником.

http://pravoslavie.ru/3331.html

Исследователи отмечают несомненное знакомство Феофана Грека с учением византийских исихастов. Это знакомство выражается, в частности, в его трактовке света: «Композиции и отдельные фигуры во фресках церкви Спаса на Ильине, как ни в какой другой росписи, наполнены светом. Феофан понимает и трактует свет не только как среду, но прежде всего как силу, изнутри воздействующую на человека, оформляющую, просвещающую, преображающую весь его облик». Свет «может изливаться потоками или превращаться в тончайшие струйки, ложиться в виде идеально прямых линий, треугольников, острых штрихов и маленьких мазочков, нанесенных точными ударами кисти». Пробела накладываются в строгой последовательности, усиливая именно те черты лика, элементы фигуры, которые нуждаются в акцентировании. Феофану Греку приписывается икона «Преображение Господне», написанная около 1403 года и хранящаяся в Третьяковской галерее. Создатель иконы виртуозно пользуется белым и золотым цветами для передачи света. Фигура Христа является безусловной световой доминантой иконы: Христос изображен в белом хитоне, отделанном ассистом; четыре мощных бело-золотых луча, образующие четырехконечную звезду, исходят из тела Спасителя; фигура Христа вписана в голубой круг, поверх которого в виде радиусов изображены золотые лучи и звезды. Лик Христа покрыт пробелами таким образом, что создается ощущение внутреннего свечения. Белым цветом отделаны элементы одежды Илии и Моисея, а также трех апостолов, падающих в трепете перед явлением Божественной славы. Элементы ландшафта тоже покрыты тонко нанесенными пробелами. Все это создает ощущение пространства, озаренного светом, исходящим от преобразившегося Спасителя. Преподобный Андрей Рублев и развитие иконостаса. Иконография Троицы В истории русского иконописного искусства центральное место занимает преподобный Андрей Рублев (ок. 1360–1427), чье творчество стало синонимом высочайшего иконописного мастерства, эталоном совершенства и образцом для всех последующих мастеров. Впервые имя Андрея Рублева упоминается в летописи в связи с росписью Благовещенского собора Московского Кремля: «В лето 6913 (1405)... тое же весны начаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, что ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гръчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». В 1408 году летописец отмечает: «Того же лета мая в 25 начаша подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Из этих скупых указаний летописца следует, во-первых, что Андрей Рублев, в отличие от Феофана Грека и других упомянутых иконописцев, был монахом; во-вторых, что он некоторое время работал вместе с Феофаном Греком; и в-третьих, что к первой декаде XV века он стал одним из ведущих русских иконописцев, которому великие князья поручали ответственные задания по росписи храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Манера Феофана не знает детализации. Он оперирует предельно обобщенной формой. Более или менее сложная форма создается при помощи двух-трех мазков. Пределом обобщенности живописной трактовки является фигура обнаженного пустынника Макария. Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота характеристик росписи Спаса не знают себе равных. Феофану Греку принадлежит выдающаяся роль в развитии новгородской монументальной живописи. Интереснейшим документом для характеристики мастера является письмо Епифания к его другу Кириллу Тверскому. Письмо это - восторженный панегирик Феофану. Епифаний сам был выдающимся писателем своего времени, искушенным в науках и искусстве - тем значительнее в его устах звучит оценка творчества Феофана. Епифаний называет Феофана «книги изографом нарочитым [известным] и живописцем изящным во иконописцах». Но, по словам Епифания, Феофан не только блестящий мастер, но и «преславный мудрок, зело философ хитр». Беседуя с ним, нельзя было «не почудитися разуму его и притчам его и хитростному строению». К встречам с мастером стремились образованные современники. Особенно поразил Епифания метод работы Феофана. Когда он рисовал или писал, никто не видел его «на образцы когда взирающе», как это делали другие иконописцы, которые, неумеренно пользуясь образцами, «очима мещуще семо и овамо» (то есть постоянно заглядывали на образец, с которого писали). В отличие от них, Феофан, по словам Епифания, создавая свои бессмертные образы, «ногама без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумная обгадываша». Казалось, что кто-то другой в это время писал его руками. Велико было обаяние личности крупнейшего художника, если Епифаний Премудрый, сам человек незаурядный, отзывался о нем в таких восторженных выражениях. Личность Феофана невольно вызывает в памяти великих художников Возрождения. Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не полностью. Наилучшая по сохранности часть росписи сосредоточена в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. Фрагменты росписи сохранились также в алтаре и в средней части храма.

http://sobory.ru/article/?object=00321

– Церковный художник, да и художник вообще нередко зависит от мнения заказчика. Как сложилось у вас? Ирина Зарон: У нас в этом смысле все складывалось и складывается счастливо. Мы делали обычно то, что хотели. Иногда – почти не получая никаких денег, но, главное, нам не диктовали, что надо делать и как. Ирина Зарон и Сергей Антонов Молодым я говорю: «Смотрите на лица в метро» – Ирина, как вы разрабатываете иконографию? Вот, например, вы делаете большую фреску «Рождество Христово» для храма священномученика Антипы на Колымажном дворе и Богородицу размещаете внутри пещеры, вместе с Младенцем. Чаще все-таки встречается изображение, где Младенец один в пещере… Ирина Зарон: Я писала много икон Рождества, в том числе – большую горизонтальную, которая находится в алтаре надвратного храма Андреевского монастыря. И везде такое расположение Божией Матери, яслей с Младенцем и зверей мне ближе. Мне как-то не хочется делать так, как на многих иконах, когда Она лежит, отвернувшись, а Младенец – в отдалении, в пещере. Мне пришлось писать икону апостола Андрея Первозванного с клеймами жития. Я не нашла подробных житийных икон этого святого, изучила его жизнь в Синодальной библиотеке и стала искать иконографию для клейм, используя в том числе и традиционные сюжеты. Так, известно, что апостол Андрей находился со Спасителем во время Тайной вечери, во время омовения ног, был с другими апостолами во время Вознесения, Пятидесятницы, другие сюжеты пришлось разрабатывать. – Как вы воспринимали икону до того, как пришли к вере? Ирина Зарон: Папа у меня был художник, в молодости жил в Москве, учился в художественном училище. После сталинских лагерей жил во Владикавказе, мы часто приезжали с ним в Москву и всегда ходили в Третьяковку – некоторые залы были обязательны для посещения, некоторые – пропускали. Так вот, мы обязательно ходили смотреть «Успение», приписываемое Феофану Греку, и после ощущения неотмирности этой иконы мне потом было очень тяжело смотреть Сурикова и Серова, которых мы тоже не пропускали никогда. Икона создавала мощный камертон – такой, что в остальном виделось уже много лишнего, случайного.

http://pravmir.ru/molodym-ikonopistsam-n...

В тот же день состоялось третье заседание Поместного Собора. Оно было посвящено прославлению новоканонизуемых святых Русской Православной Церкви. После общей молитвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил Собору доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», являющийся плодом семилетних ученых изысканий Историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии и активной помощи представителей духовных школ Московского Патриархата. Для прославления в лике святых были предложены: благоверный князь Московский Димитрий Донской, преп. Андрей Рублев, преп. Максим Грек, святитель Макарий Московский, преп. Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий (Брянчанинов), преп. Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник. По решению Поместного Собора чин канонизации был совершен.  Это событие стало одним из важнейших в современной жизни Церкви. За канонизацией новоявленных угодников Божиих последует длительный процесс подготовки к канонизации и самой канонизации новомучеников ХХ в. В заключительной части соборного Деяния о канонизации святых Собор повелел: 1. Честные их останки считать св. мощами. 2. Составить особые службы новым святым. 3. Память им  праздновать: благоверному князю Димитрию Донскому – 19 мая, преп. Андрею Рублеву – 4 июля,  преп. Максиму Греку – 21 января, святителю Макарию – 30 декабря, преп. Паисию (Величковскому) – 15 ноября, блаженной Ксении Петербургской – 24 января, святителю Игнатию (Брянчанинову) – 30 апреля, преп. Амвросию Оптинскому – 10 октября, святителю Феофану Затворнику – 10 января (все даты – по старому стилю). 1990 год – В Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор. Предстояло обсудить программу Поместного Собора. Были избраны три кандидата на патриарший престол и постановлено, что Поместный Собор может увеличить их число. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви патриархом могли быть выбраны 75: Устав не допускал избрания епископа моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трех архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (37 голосов), митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский и Галицкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в один голос (34 против 33) получил митрополит Филарет.

http://pravoslavie.ru/5474.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010